ПРИЮТ - социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».
Цель приюта - оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте - 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, - социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.
В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы - 4 - 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) .
Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.
Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 - 5 лет), так и над девочками 13 - 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные.
Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.
Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.
Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.
При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.
Первый этап в работе с детьми - изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.
Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.
Он планирует:
· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;
· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;
· наблюдение за ребенком в адаптационный период.
Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.
Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.
После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.
Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:
1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;
2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;
3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;
4. формирование навыков ответственного поведения;
5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.
Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.
После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) .
Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 - сектора опеки горисполкома, 4 - территориального центра обслуживания населения (всего - 62,5 штатной единицы).
Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.
Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст.4562).
Примерное положение
о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
(утв. постановлением
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство центра.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;
к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
V. Управление центром
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.
Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).
Примерное положение
о социальном приюте для детей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социального приюта для детей (далее именуется - приют), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
3. В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности приюта
5. Приют создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство приюта.
6. Приют является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Приют ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Приют может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один приют.
8. В приюте могут быть образованы приемное отделение, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами приют:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;
е) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
ж) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;
з) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
и) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
10. При приюте может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии приюта.
Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом приюта.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в приюте несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение приюта
15. На работу в приют принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией приюта регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Приют устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
V. Управление приютом
18. Приютом руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора приюта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом приюта.
VI. Имущество и средства приюта
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за приютом имущество в оперативном управлении.
Приют владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за приютом в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование приюта осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансирование приюта может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения. Привлечение приютом дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования приюта за счет средств его учредителя (учредителей).
21. Приют вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации приюта имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Примерное положение
о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности центра
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство центра.
6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один центр.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами центр:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
в) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
е) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
10. При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.
Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом центра.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение центра
15. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией центра регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Центр устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
V. Управление центром
18. Центром руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом центра.
VI. Имущество и средства центра
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за центром имущество в оперативном управлении.
Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в случаях и в порядке, установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование центра осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансирование центра может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения.
Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования центра за счет средств его учредителя (учредителей).
21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
УслугиВ настоящее время в «Доме доверия» работают следующие отделения: 1. Отделение психолого-педагогической помощи 2. Отделение дневного пребывания: Для детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (плановая мощность - 5 человек) - на базе «Дома доверия» (плановая мощность - 10 человек) - на базе Рогачевского сельского поселения (плановая мощность - 20 человек) 3. Отделение диагностики и социальной реабилитации (стационарное отделение, плановая мощность - 16 человек.) |
Инновационные проекты1.Проект «Музыкально-эстетическое воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «Шаг вперед». (Буянова Е.В., музыкальный руководитель) 2.Проект «Дорога в будущее» Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «На равных». (Кострова Л.Ю., педагог-психолог) |
Об организации
Приют начал свою деятельность в 1994 году согласно Постановлению Главы Дмитровского района от 11.02.1994 г. и утвержденному Положению о приютах.
Приют предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. В нашем учреждении проводится реабилитационная работа с детьми и их семьями по оказанию социальной, психологической, медицинской и реабилитационной помощи.
Приоритетным направлением нашей работы является возвращение ребенка в семью. У нас созданы все условия для социальной реабилитации детей и подростков. В нашем «Доме доверия» работают люди, которым не безразлична судьба ребенка, которые дадут ребенку душевное тепло, заботу, уют. Кроме крыши над головой дети получат пятиразовое питание, возможность обучения и активного отдыха, занятий спортом, медицинского обслуживания, педагогическую коррекцию и психологическую реабилитацию, словом всё то, что необходимо для возвращения в нормальную жизнь. За время работы «Дома доверия» здесь получили помощь и поддержку свыше 2000 детей.
Разработаны и внедрены комплексные целевые программы:
* «Социальная адаптация детей в социуме». Цель программы: повышение уровня социальной компетентности воспитанников.
* «Дорога в будущее». Цель: социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их дальнейшая интеграция в общество.
* «Мир, в котором я живу». Цель: профилактика детской безнадзорности.
Специалистами проводится реабилитационная работа с родителями воспитанников по восстановлению и гармонизации внутрисемейных связей через реализацию систем консультирования, информирования.
Введены новые формы работы с родителями: параллельные и совместные групповые занятия и консультации с детьми и родителями по программе «Коррекция детско-родительских отношений», направленные на активизацию внутренних ресурсов семьи, проработку личностных проблем, ориентацию их на принятие новых принципов жизни и ценностей, повышение их психологической и педагогической грамотности, проработку личностных проблем, корректировку отношения к ребенку развитие способности к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка, оптимизации детско-родительских отношений.
В рамках родительского клуба «За руку с семьей» проводятся тренинги личностного роста для родителей с использованием арт-технологий.
Воспитанники вместе с родителями вовлекаются в различные виды досуговой деятельности (спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, трудовая, духовно-нравственная и др.). Проводятся совместные праздники, родительские дни, Дни здоровья, что помогает систематизировать работу по оказанию помощи родителям в формировании здорового образа жизни, в профилактике вредных привычек, предупреждении асоциального поведения. Это дает положительный результат. До 56 %детей возвращаются в кровные семьи.
В летний период организуются краткосрочные реабилитационные группы для детей, нуждающихся в социальном обслуживании.
В учреждении работает Правовой клуб «Хочу всё знать», в рамках которого проводятся индивидуальные беседы с воспитанниками на тему «Я и Закон», «Я живу в России», «Правовой статус», «Мои права и обязанности» и др.
С марта 2014 г. открыто новое отделение - психолого-педагогической помощи населению. Отделение создано с целью повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры населения города, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения; оказание помощи гражданам в создании благоприятной атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата в семье; ознакомление с особенностями психологии детского возраста; оказание помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей; помощь в психологической адаптации граждан к изменяющимся условиям жизни. Специалисты учреждения консультируют население по психолого-педагогическим вопросам; проводят диагностику несовершеннолетних и взрослого населения по определению детско-родительских отношений, профессиональной ориентации, психологических особенностей, развития психических процессов и т.д.
С 2012 г. на базе «Дома доверия» открыто отделение для детей - инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 5 человек. Отделение создавалось для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии (не нуждающегося в специализированной медицинской помощи и организации условий индивидуального наблюдения за ребенком), а также обучения родителей. Дети с ограниченными физическими и умственными возможностями получают беспрепятственное общение со сверстниками и взрослыми. Дети-инвалиды вовлекаются в общие мероприятия учреждения. Им обеспечивается безбарьерная среда для социализации и интеграции в детское общество.
Учреждение
Обеспечивает временное проживание несовершеннолетних;
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних по месту учебы, работы, жительства;
содействует возвращению несовершеннолетних в семью;
обеспечивает медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних;
содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
проводит консультационную, просветительскую работу с несовершеннолетними, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
организует и проводит лечебно-профилактическую и противоэпидемическую работу с несовершеннолетними.
Раздел документа: Образцы документов , Положение
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ _________________ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
ГОРОДА МОСКВЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное учреждение Социальный приют для детей и подростков ____________ административного округа города Москвы (в дальнейшем именуется "Приют") является специализированным учреждением, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Москвы.
1.2. Приют осуществляет свою деятельность под руководством Управления социальной защиты населения ______________ административного округа города Москвы и Департамента социальной защиты населения города Москвы во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами и учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, внутренних дел, общественными, благотворительными организациями и другими учреждениями городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Приют создан в соответствии с ______________________
Структурные подразделения Приюта создаются, реорганизуются и ликвидируются директором учреждения по согласованию с Управлением социальной защиты населения административного округа города Москвы.
1.4. В своей деятельности Приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, постановлениями, приказами и указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Управления социальной защиты населения административного округа, а также настоящим Положением.
1.5. Приют является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки и другие реквизиты.
1.6. Приют размещается в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда и располагать всеми видами коммунально-бытового устройства.
1.8. Правила внутреннего трудового распорядка Приюта утверждаются директором по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения, а при его отсутствии - другим представительным органом учреждения.
1.9. Полное наименование Приюта: _____________________________ Сокращенное наименование: ____________________________________ 1.10. Место нахождения и юридический адрес Приюта: ___________
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРИЮТА
2.1. Основной задачей Приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.2. Для выполнения этой задачи Приют осуществляет следующие функции:
2.2.1. Выявление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
2.2.2. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2.2.3. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
2.2.4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.2.5. Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в Приюте.
2.2.6. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
2.2.7. Уведомление родителей несовершеннолетних или их законных представителей, органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в Приюте.
2.2.8. Решение вопроса о возвращении детей родителям или их законным представителям, осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.
2.2.9. Решение вопроса о возвращении несовершеннолетних, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, представителям указанных учреждений.
2.2.10. Осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания, внедрение в практику прогрессивных форм и методов социальной реабилитации детей и подростков.
2.2.11. Подготовка и повышение квалификации сотрудников учреждения, организация проведения аттестации.
2.2.12. Обеспечение в соответствии с действующим законодательством организации бухгалтерского учета, а также целевого использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей.
2.2.13. Участие в подготовке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.2.14. Участие в привлечении различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи несовершеннолетним.
2.2.15. Другие функции в соответствии с нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЮТА
3.1. В Приют круглосуточно принимаются дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет:
Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
Заблудившиеся или подкинутые;
Самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
Не имеющие места жительства, места пребывания или средств к существованию;
Оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации.
3.2. Несовершеннолетние находятся в Приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Основаниями помещения в Приют являются:
Личное обращение несовершеннолетнего;
Заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
Направление органа социальной защиты населения или согласованное с ним ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
Акт оперативного дежурного отдела внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в Приют.
3.4. В Приют не могут быть помещены дети и подростки, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершившие правонарушения и преступления, а также с явными признаками обострения психического заболевания и с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства.
3.5. Несовершеннолетние содержатся в Приюте на полном государственном обеспечении.
3.6. В Приюте могут быть образованы приемное отделение, отделение социальной реабилитации, отделение социально-правовой помощи и перевозки несовершеннолетних, социальная гостиница, семейные воспитательные группы, а также иные подразделения, необходимые для реализации его функций.
3.7. В Приюте образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков с учетом возраста, формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей в группе устанавливается от 5 до 10 человек.
3.8. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.
4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ ПРИЮТА
4.1. Приют содержится за счет средств городского бюджета.
4.2. Источником финансирования могут являться также внебюджетные средства, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, а также другие законные поступления.
4.3. Приют владеет и пользуется имуществом, переданным ему в оперативное управление в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, и несет ответственность за его сохранность и эффективное использование по назначению.
4.4. Здания и помещения, в которых располагается Приют, являются собственностью г. Москвы, находятся во владении и пользовании на праве оперативного управления и не могут сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
4.5. Приют не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
4.6. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов.
4.7. Имущество и денежные средства Приюта отражаются на его балансе и используются в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством.
4.8. Приют осуществляет предусмотренную действующим законодательством бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность.
4.9. Контроль за деятельностью Приюта осуществляют Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы.
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРИЮТОМ
5.1. Приют возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Управления социальной защиты населения административного округа по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
5.2. Директор Приюта имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности директором Приюта по согласованию с Управлением социальной защиты населения административного округа. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется директором Приюта.
5.3. Директор Приюта:
5.3.1. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Приют задач и осуществление им своих функций.
5.3.2. Руководит деятельностью Приюта на основе единоначалия.
5.3.3. Действует от имени Приюта и представляет его во всех государственных, общественных и других учреждениях, организациях, судебных и арбитражных органах.
5.3.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками Приюта.
5.3.5. Утверждает положения о структурных подразделениях Приюта и должностные инструкции сотрудников.
5.3.6. Осуществляет подбор, расстановку кадров, организует проведение аттестации работников и повышение их квалификации.
5.3.7. Назначает и освобождает от должности работников Приюта и применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
5.3.8. Составляет и утверждает штатное расписание Приюта в пределах установленного фонда оплаты труда, определенного по штатным нормативам.
5.3.9. Составляет и представляет на утверждение в Управление социальной защиты населения административного округа смету расходов Приюта.
5.3.10. В пределах своей компетенции распоряжается финансовыми средствами и имуществом Приюта.
5.3.11. Обеспечивает соблюдение штатно-финансовой дисциплины, рациональное и целевое использование денежных средств и сохранность вверенного имущества.
5.3.12. Несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, правильность и своевременность составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
5.3.13. Заключает договоры с организациями различных форм собственности.
5.3.14. Осуществляет другие не противоречащие закону действия в соответствии с задачами и функциями Приюта.
5.4. Директор и все сотрудники Приюта за время нахождения в нем несовершеннолетних несут ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязаны защищать их личные и имущественные права и интересы.
5.5. В Приюте может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ