Особенности условного торможения у детей. Торможение условных рефлексов и их виды. Особенности торможения условных рефлексов у детей. Выработка условного торможения у детей – физиологическая основа воспитания

Тема личностного роста не утрачивает популярности уже с десяток лет, до этого психологи говорили о развитии детей. Взрослый человек должен непрерывно совершенствоваться, чтобы сохранять позиции и не выпасть из бурного течения жизни. Что тормозит личностное развитие.

Всё чаще можно слышать и в средствах массовой информации, и на телевидении, что необходимо создавать условия для личностного развития.

И если прежде речь шла о развитии личности ребёнка, школьника, то гораздо актуальнее может звучать сейчас вопрос о том, что тормозит личностное развитие взрослого человека в продолжение всей его жизни.

Ещё корифеи отечественной психологии, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, уделяли огромное внимание развитию личности ребёнка. Новорожденный младенец и ребёнок первого года жизни абсолютно эгоцентричен в проявлениях своего характера: он воспринимает мир исключительно через собственные желания, к удовлетворению которых и стремятся все взрослые.

Однако с возрастом уже дошкольник и школьник начинает осознавать себя некой частью мира, а значит, отводит для себя место под солнцем.

И если родители и педагоги прикладывают к формированию личности ребёнка много сил, то он впоследствии становится более организованной и высокоразвитой личностью. И этой проблеме всё больше родителей уделяет особое внимание.

Но когда человек взрослеет, определяется с выбором профессии, начинает строить свою жизненную модель, заводит семью - словом, начинает самостоятельное движение по жизненному пути, происходит затормаживание личностного развития и даже потеря собственного "я".

Как часто взрослые уже люди с вполне успешной биографией, добившиеся в жизни немалых успехов, вдруг в какой-то момент осознают собственную ненужность, невостребованность обществом.

Психологи склонны объяснять такую закономерность тем, что у подобных людей появляются своеобразные "тормоза" личностного развития, что и приводит в конечном итоге к ощущению потери собственной личности.

1. Скука

Именно скука становится тормозом развития в любом возрасте. Как ни вспомнить детей, которые не хотят ничего узнавать, потому что им скучно. Погасшие детские глаза - это печально.

Но и для взрослого это катастрофа. Скука убивает любопытство. А ведь любопытство - это своеобразный пусковой механизм любого действия. Только любопытство способно заставить решиться человека на смелый эксперимент, проверить что-то на личном опыте или заняться поиском новых путей решения уже известной задачи.

Поэтому нельзя терять интерес даже к знакомым и привычным вещам. Нужно стараться находить что-то новое, тогда интерес не угаснет и скука вас не одолеет.

2. Однообразие

Александр Пушкин, описывая в своём известном романе "Евгений Онегин" один день из жизни главного героя, использовал очень о многом говорящую фразу:

И завтра то же, что вчера...

Да, именно однообразие во всём, что окружает человека, останавливает какое бы то ни было развитие. Однообразие в работе подрывает интерес к ней. Однообразие в сексе убивает страсть. Однообразие в отношениях с друзьями приводит к одиночеству.

Подобную жизнь так и хочется сравнить с жизнью бычка на привязи: он каждый день ходит вокруг одного и того же колышка, ест траву и видит однообразный пейзаж. Бычку легче - он пока не знает другого, к тому же он лишён воображения и разума.

А вот человек, существо разумное, не может довольствоваться монотонностью, поэтому нужно искать новые способы, чтобы отдыхать, развлекаться, прокладывать новые маршруты, путешествовать по разным странам, пробовать экзотические блюда, читать новые книги, смотреть премьеры спектаклей и кинофильмов. В общем, постоянно искать новую пищу для сердца, ума и души. Тогда жизнь будет напоминать яркое кино, где вам отведена главная роль.

3. Поиск лёгких путей

Есть множество песен, стихов, басен, в которых прославляется трудный, извилистый, каменистый путь к вершинам. Те же, кто ищет лёгких путей, привыкает обходить все трудности стороной.

Иными словами говоря, в таком человеке ослабевает воля к победе, и ему не хочется покорять новые вершины. И речь, конечно же, не об альпинистах - у каждого есть в жизни свои высоты, которые нужно покорить, чтобы стать личностью. Только в преодолении жизненных препятствий - путь к развитию. А с вершины путь один - в пропасть.

Если же отвлечься от аллегорических образов, то гораздо важнее общаться с теми людьми, кто с вами спорит, не соглашается, кто говорит вам правду, пусть и нелицеприятную. Ведь личность закаляется и в отстаивании своих собственных интересов - это помогает "снять шоры" с глаз и раздвинуть узкие рамки собственного мышления. Тут требуется всё-таки взгляд со стороны.

4. Промедление

Собственная жизнь - самая главная ценность для каждого. Поэтому не так уж много найдётся людей, рискующих ею понапрасну. Правда, это вовсе не означает, что нужно в жизни быть нерешительным. Однако многие всё-таки предпочитают выдержать паузу, выждать более удобный момент для принятия важного решения.

Такое промедление воистину смерти подобно. Ведь даже короткая пауза может слишком затянуться, удобный момент будет упущен - и тогда прощай, мечта. Не случайно говорят: "Лучше сделать и пожалеть, чем потом пожалеть, что не сделал".

Это означает, что лучше не медлить в нерешительности, не откладывать на потом принятие важного решения. Всё равно его придётся сделать, этот трудный шаг. Главное - реально представлять себе цель, к которой вы идёте. И пусть на пути к ней вы набьёте шишек, зато наберётесь ценного жизненного опыта, который больше никто вам не сможет передать. Многие сравнивают жизнь с суровым учителем, который хорошо учит, но дорого берёт за свои уроки. Пока цена действительно не стала для вас слишком высокой, пора что-то предпринимать.

5. «Мне всё понятно»

Сколько раз эту фразу все слышали от учеников, стажёров, начинающих специалистов. Казалось бы, если всё так хорошо понятно, почему ничего не получается? Скорее всего, внутренний голос в этом случае твердит: "Зачем опять слушать то, что уже и так понятно?" Только на деле оказывается понятно, да не совсем.

Гораздо сложнее с теми, кто имеет за плечами большой опыт. Естественно, они всё уже знают досконально: каждую мелочь, все "подводные камни", все возможные варианты ответов. Но время не стоит на месте, появляются новые технологии, находятся другие способы решения. А опытные люди не хотят принимать новшества, уверенные в правильности только своих методов. Иногда это напоминает упрямство осла, который привык ходить по одной дороге и не желает идти по другой.

А бывает так: цель достигнута, путь решения открыт и понятен, а ощущение победы не приходит. Наоборот, есть ощущение какого-то провала. Человек словно в тупике, и в течение длительного времени ему ничего не хочется делать - опускаются руки. В какой-то мере виновата именно самоуверенность, с которой человек сто раз проходил по одной и той же дороге. Только построили более новую дорогу - прямую, короткую, без ограничения скорости. Может, стоит выучить новые "правила движения"?

6. Обвинение

Чувство вины - это очень важное чувство для человека. Подобное состояние за свою жизнь человек испытывает неоднократно, если у него есть шкала нравственных ценностей, есть свои табу, есть собственное представление о чести и достоинстве. Есть люди, способные испытывать чувство вины за других. Не случайно именно так - "Без вины виноватые" - назвал русский драматург Александр Островский свою пьесу, а советский поэт Александр Твардовский написал своё знаменитое стихотворение "Я знаю, никакой моей вины...".

Однако чересчур рефлексирующие люди во всём всегда обвиняют только себя. Таким людям трудно живётся на свете. Они боятся сделать лишний шаг вправо или влево, боятся проявить инициативу или взять на себя ответственность. О каком развитии личности в таком случае вообще идёт речь?

Но самой ужасной можно считать ситуацию, в которой оказываются такие подчинённые, чей начальник - самодур. Он всегда будет искать виноватых во всевозможных промахах и провалах. А промахи и провалы будут постоянно, ведь люди не могут двигаться вперёд, если их только обвиняют и никогда не находят слов ободрения. Человек так устроен, что он, независимо от возраста и опыта, нуждается всё-таки во внешней оценке. Какой бы высокой ни была его самооценка, ему важно с кем-то или с чем-то сверяться. Иначе можно сбиться с курса и потеряться в бушующем океане жизни.

Самым правильным ориентиром, наверное, можно считать чувство ответственности. Когда личность в ответе за принятие решения, за чью-то жизнь, за выбор верного пути - сомневаться уже не приходится. Нужно делать шаг в неизвестность, совершать прыжок в ничто. Если их совершить с полной мерой ответственности, то и искать виноватых будет просто некогда.

7. Оправдание всему и вся

Обратной стороной чувства вины можно считать стремление всегда и во всём найти оправдание. Странно, что это слово когда-то произошло от слова "правда". По крайней мере, сейчас оправдание для себя ищут как раз люди безответственные, кто боится брать эту самую ответственность на себя.

Те, кто не боится, прилагают максимум усилий, и им не в чем оправдываться. Если же уверенность в том, что вы оказались не в том месте и не в то время, побеждает все доводы рассудка, пора задуматься о переменах в своём личностном развитии. Лучше меняться самому, чтобы мир менялся вместе с вами.

Чувство вины и желание оправдаться - те важные факторы, которые тормозят личностный рост, останавливают правильное развитие. Только боязнь перемен и ложные убеждения перекрывают ваши возможности. Если же вы почувствуете внутреннюю силу, открытие второго дыхания или каких-то скрытых резервов, то это снимет с вас ощущение вины. Если вы начнёте понимать, что именно в ваших силах что-то изменить или получить достойный результат, то это придаст силы и уверенности в себе.

Не случайно когда-то жизненным девизом активной части населения были слова: "Если не я, то кто же? Кто же, если не я?" Много ли сейчас найдётся тех, кто подпишется под этими словами и сделает их своим жизненным кредо? Вряд ли.

И всё-таки, несмотря на внутренний страх, боязнь перемен и многие другие факторы, о которых шла речь выше, нужно расти над собой, меняться, преодолевать в себе негативные качества, "выдавливать по капле из себя раба" (как называл это А. П. Чехов), чтобы не мучиться потом от осознания собственного бессилия, не испытывать мучительный стыд перед теми, кто вам дорог. Чтобы всегда можно было открыто смотреть в глаза любимому человеку, своим детям, а не прятать их в надежде, что они не заметят вашей растерянности или покрасневших от стыда щёк.

Пожалуй, в этом и заключается сущность каждого человека - понимать и принимать всю степень ответственности за жизнь, которая дана свыше, но за которую с тебя и спросят тоже там, перед лицом Вечности.

Способность прекратить какое-либо действие, приостановить реакцию реализуется через состояние торможения в нервных клетках. При задержке реакции прекращается распространение нервного возбуждения, так как клетки приходят в недеятельное, так называемое тормозное состояние. Ученые утверждают, что возбуждение и торможение являются лишь двумя фазами одного и того же возбудительного нервного процесса. Однако при состоянии торможения меняется состояние клеточных мембран.

Различают две основные группы тормозных состояний:

Внешнее, или безусловное, торможение. Это биологически обусловленное торможение, заложенное в самой природе функционирования нервных клеток, их способность находиться либо в возбужденном (деятельном), либо тормозном (бездеятельном) состоянии. Оно не поддается контролю сознания и является врожденным качеством. Видами внешнего торможения являются: охранительное торможение, встреча двух возбуждений и доминанта ;

- внутреннее, или условное, торможение формируется в основном после рождения ребенка под влиянием условий внешней среды. Это состояние требует активного участия сознания, так как в основе его лежит целесообразность задержки реакции.

У человека внутреннее торможение является обязательным компонентом сложных социальных поведенческих актов.

Внутреннее торможение делится на следующие виды: угасание, дифференцировка, запаздывание, условный тормоз, высшее торможение .

Виды внешнего торможения

Охранительное торможение подразделяется на запредельное торможение и сон. Ученые выяснили, что запредельное торможение возникает, во-первых, когда к корковой клетке предъявляются требования, превосходящие предел ее работоспособности, т. е. когда на клетку падает сверхсильный раздражитель, и, во-вторых, когда раздражитель, хотя и оптимальной силы, действует продолжительное время истощающим образом. Поскольку у маленького ребенка предел работоспособности клеток центральной нервной системы невелик, состояние запредельного торможения возникает относительно легко. Так, громкий окрик «Иди сейчас же сюда» может полностью затормозить движение. Если многократно заставлять ребенка повторить одно и то же действие, будет тот же эффект; в какой-то момент для ребенка окажется невозможным произвести данное действие (например, нанизать кольца на пирамиду). Телесные наказания легко приводят ребенка в состояние запредельного торможения.

В педагогической практике при осуществлении воспитательных воздействий не следует использовать состояние запредельного торможения. Наоборот, надо стараться, чтобы такое состояние возникало возможно реже, поскольку при частом его возникновении отмечается некоторое истощение нервной энергии и нарушение возбудимости коры.

Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. В этом охранительное значение сна. У человека сон очень зависим от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т. д.). У ребенка социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна (укачивание, сон на руках у взрослого и т. д.). Задача взрослого — возможно более полно обеспечить охранительную функцию сна. Ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума. Очень важно обеспечить достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Вредно с точки зрения охраны здоровья ребенка преждевременно переводить его с двух дневных снов на один или вообще лишать его дневного сна.

Сущность вида внешнего торможения «встреча двух возбуждений» заключается в том, что при встрече двух систем возбуждения более сильный и значимый для организма раздражитель тормозит реакцию менее значимую. Этот вид торможения лежит в основе действия систем антагонистов, например, если возбуждена система мышц разгибателей руки, то система мышц сгибателей в состоянии торможения. По тому же принципу осуществляются акты дыхания и глотания.

В онтогенезе высшей нервной деятельности ребенка это тормозное состояние имеет ту особенность, что всякое возбуждение, вызывающее ориентировочную реакцию, является более сильным по сравнению с другим, объективно даже более значимым для организма. Так, ребенок прекращает есть, если кто-то входит в комнату, хотя он еще голоден. На этом свойстве основывается склонность малыша к отвлечению, которое наступает тем легче, чем моложе ребенок. Показом новой игрушки, картинки, привлечение внимания к чему-то («Смотри, птичка летит») можно затормозить у ребенка отрицательные эмоции (например, плач, протест). Физиологической основой такой реакции является очень сильно выраженная у ребенка ориентировочная реакция, относительно малая возможность концентрации процесса возбуждения.

На первом году жизни для прекращения отрицательных эмоций (плач, крик и т. д.) или нежелательной деятельности целесообразно пользоваться отвлечением, так как на уровне речи еще невозможно в чем-то убедить малыша или уговорить его не плакать. В более старшем возрасте эту реакцию можно использовать как реакцию «скорой помощи» (например, ребенок, впервые посетившего детский сад, плачет; чтобы он успокоился, воспитатель показывает игрушку, разговаривает с ним). Часто прибегать к отвлечению нецелесообразно, так как с возрастом, в силу совершенствования системы высшей нервной деятельности, появляется возможность более сложного словесного общения с ребенком, а просто отвлечение ничему не учит и не способствует концентрации внимания.

Доминанта — это особое состояние центральной нервной системы, при котором возникает очень стойкий очаг возбуждения, а близлежащие отделы мозга находятся в состоянии торможения. Всякое дополнительное раздражение еще больше усиливает возбуждение в доминантном очаге, при этом еще более широкие корковые зоны приходят в состояние торможения. Это выражается в поведении человека: например, человек, с увлечением читающий книгу, может не обратить внимания на то, что кто-то вошел в комнату. Ребенок, сосредоточенно играющий, не слышит обращенные к нему слова взрослого.

В воспитании детей очень важно уметь распознать, что ребенок находится в состоянии доминанты, так как на этой основе формируется концентрация внимания, сосредоточенность, способность длительно заниматься одним делом. Если нужно все же прекратить данную деятельность ребенка (например, он сосредоточенно играет, а надо идти обедать), то необходимо приглашать его есть последним, а до этого спокойно несколько раз повторить, что пора обедать, т. е. должна постепенно возникнуть установка на новую деятельность. Можно, конечно, резко прекратить игру, но в этом случае возникает разлитое возбуждение коры на фоне отрицательного эмоционального состояния. Ребенок будет плакать, резко протестовать, а это не принесет ему никакой пользы.

Виды внутреннего торможения

Угасание — это такой вид торможения, который является как бы мостиком между внешним и внутренним торможением. Его основа — это отсутствие подкрепления. Так, если выработанный условный пищевой рефлекс на звонок перестать подкреплять пищей, то через некоторое время условнорефлекторное слюноотделение прекратится, рефлекс угаснет. Именно угаснет, а не исчезнет полностью, так как если при первичной выработке надо было, скажем, десять раз сочетать звук с пищей, то при восстановлении рефлекса после его угасания требуется уже только пять таких сочетаний. Феномен угасания можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. Но выработанный условный рефлекс может угаснуть. Если мать перестает брать малыша на руки для кормления, то рефлекс «на положение под грудью» угасает, но если опять начать придавать ребенку это положение во время приема пищи, рефлекс быстро восстанавливается. В обычной жизни малыша многие реакции угасают в связи с их ненадобностью в изменившейся ситуации, или с возрастом менее совершенные реакции сменяются более совершенными. Например, реакция ползания сменяется ходьбой, лепет сменяется словом и т. д. В детском учреждении надо всячески следить за тем, чтобы у ребенка не угасла потребность в общении, так как это обедняет развитие его личности. Однако, если ребенок, обращаясь к воспитателю, не будет получать ответа, т. е. положительного подкрепления, то он перестанет обращаться к нему, потребность в общении у ребенка со взрослым угаснет.

При воспитании ребенка иногда сознательно следует использовать фактор неподкрепления для того, чтобы угасли вредные привычки или нежелательные действия малыша. Так, если он употребляет бранные слова (еще не понимая их смысла), надо на это не реагировать. Отсутствие всякой реакции, т. е. подкрепления, приведет к тому, что ребенку скоро будет неинтересно произносить эти слова, и нежелательная реакция постепенно угаснет.

Дифференцировка, или способность к различению, проявляется на третьем месяце жизни ребенка. Ученые доказали, что в этом возрасте возможно получить зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые дифференцировки. Специалисты провели эксперимент, в ходе которого они выработали у детей на четвертом месяце жизни зрительную дифференцировку на цвет. Были взяты два цветных картонных цилиндра (синий и красный). В красный цилиндр опускалась бутылка с молоком, а в синий — пустая бутылка. Через определенное время при виде красного цилиндра у малыша появлялись условнорефлекторные сосательные движения, а при виде синей их не было.

Первой дифференцировкой в жизни ребенка является узнавание матери.

По мере развития малыш дифференцирует предметы, резко контрастные по своим признакам, а затем у него вырабатываются все более тонкие дифференцировки. На основе дифференцировки осуществляется сенсорное воспитание (формируются умения различать цвет, форму, величину). Способность к дифференцированию важна на протяжении всей жизни человека. Ранние физиологические сроки развития дифференцировок свидетельствуют о необходимости их своевременного формирования, так как это стимулирует всю познавательную деятельность ребенка.

Запаздывающее торможение — вид внутреннего торможения. Оно возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. В естественных условиях жизни животных такое торможение можно наблюдать, например, у кошки, которая подстерегает мышь или птицу. Кошка в засаде может сидеть неподвижно многие минуты, не проявлять двигательного условного рефлекса, вернее, затормозив его. Этот рефлекс возникает сразу же, как только появляется добыча.

У детей такой вид торможения может быть выработан с 7—8 месяцев жизни. Это очень отчетливо проявляется при одновременном кормлении детей. Например, если за столиком сидят двое детей в возрасте 8 месяцев, вначале при виде ложки с пищей одновременно оба открывают рот (это ранее выработанная реакция), но затем открывает рот тот ребенок, к которому непосредственно направлена ложка с пищей, а второй ждет своей очереди, т. е. задерживает реакцию до более целесообразного для ее осуществления момента. Однако в первые три года жизни возможность задержать реакцию без отрицательного эмоционального состояния еще очень ограничена в силу малой выносливости клеток центральной нервной системы. Нарастает она постепенно. Нельзя кормить одновременно троих детей в возрасте 7—10 месяцев, третий ребенок будет вести себя беспокойно: вертеться, стучать по столу, плакать. В 11 —12 месяцев уже можно кормить одновременно троих.

Как и все другие реакции, способность активно задержать действие нуждается в определенной тренировке. На втором году жизни не следует использовать для этого процесс кормления, так как после года, опираясь на систему пищеварения, надо вырабатывать навык самостоятельной еды. Правильнее использовать ориентировочную реакцию — предложить ребенку подождать смотреть картинку, если ее смотрит другой ребенок.

На третьем году жизни можно тренировать эту способность, продолжая использовать ориентировочную реакцию, но в этом возрасте опять можно вернуться и к некоторым органическим потребностям. Ребенок может подождать, пока другие дети за столиком съедят суп, а потом всем дадут второе и т. д. На основе запаздывающего торможения формируются многие волевые качества личности, поэтому задача воспитателя — развивать эти свойства у ребенка, но при этом надо следить за тем, чтобы не проявлялись отрицательные эмоции, ибо в этом случае желаемого эффекта не будет.

Более сложная форма торможения — так называемый условный тормоз, требующий определенного уровня зрелости и функциональной активности коры головного мозга. В раннем детстве этот вид торможения можно выработать начиная с конца первого года жизни.

В обычной жизни детей очень многие условия могут оказывать тормозящие действия, если они связаны с запрещением чего-либо. Часто это проявляется при отсутствии единства требований в воспитании ребенка. Если бабушка разрешает трогать вещи на столе у отца, а отец категорически запрещает это, то приход отца домой становится условным тормозом. Точно так же бывает, если два воспитателя предъявляют разные требования — один запрещает что-то, а другой то же самое разрешает. Для человека универсальным условным тормозом является слово «нельзя». При правильном его употреблении оно очень рано становится условным тормозом, и это помогает ребенку в формировании адекватного поведения без излишних отрицательных эмоций.

Высшее торможение, по определению П. К. Анохина, — тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность. Это специфическое качество человеческого мозга. Образование высшего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние», которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.

У человека высшее торможение в своем крайнем выражении проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, дать свою игрушку и т. д. Для того чтобы высшее торможение выполняло свою роль в формировании наиболее адекватного социального поведения, являлось регулятором во взаимоотношениях человека с другими людьми, надо постоянно обращать внимание на поощрение всех связанных с ним форм поведения.

Глубокая неврологическая основа высоких побуждений человека, руководящих его поведением, состоит в том, что социальные мотивы оказываются более сильными и потому могут затормозить все другие, нежелательные или несовместимые с моралью человека поведенческие акты. Черствость, эгоизм, пренебрежение к интересам других людей могут быть результатом недостаточных воспитательных воздействий в этом направлении.

Все виды внутреннего торможения надо целенаправленно формировать соответственно возрастным возможностям ребенка.

Необходимым условием как образования, так и сохранения условного рефлекса, как было сказано, является постоянная связь сигнала с каким-нибудь жизненно важным безусловным или (при образовании рефлексов второго порядка) условным раздражителем, который подкрепляет реакцию организма на данный сигнал.

При наличии многократного подкрепления выработанная условная связь может сделаться очень прочной, и каждое появление сигнала будет вызывать соответствующую условную реакцию.

Однако не всегда эта реакция наступает даже тогда, когда условная связь уже выработана. Если на организм во время условно-рефлекторной деятельности действует какой-нибудь посторонний раздражитель, который сам вызывает новый доминантный очаг возбуждения, выработанная связь может временно тормозиться, и соответствующий сигнал перестает вызывать условную реакцию. Очаг, вызванный действием постороннего раздражителя, вызывает торможение очага условного рефлекса. Такое торможение, выражающееся в прекращении условной реакции при действии постороннего раздражителя, есть внешнее торможение. Это торможение является прирожденным механизмом нервной деятельности, его не нужно вырабатывать, поэтому его называют также безусловным, или пассивным, торможением.

Другим видом безусловного торможения является так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Оно возникает тогда, когда какой-либо раздражитель становится слишком сильным или действует слишком долго. В таких случаях клетки коры мозга приходят в тормозное состояние и автоматически выключаются из работы. Примером такого торможения, являющегося биологически выработанной целесообразной реакцией, охраняющей жизнь нервной клетки, является, например, наступление сна при очень сильном утомлении.

От внешнего (пассивного, или безусловного) торможения следует отличать внутреннее, или активное, торможение. Оно не является прирожденным, а вырабатывается только при определенных условиях. Поэтому, в отличие от безусловного торможения, его называют также условным торможением (в широком

смысле этого слова).

Наиболее простой случай такого внутреннего, активного торможения имеет место тогда, когда какой-нибудь сигнал, до того прочно вызывавший условную реакцию, перестает сопровождаться безусловным, жизненно важным агентом, перестает подкрепляться. В этих случаях условная реакция, возникавшая ранее в ответ на данный сигнал, перестает им вызываться. Условный рефлекс без подкрепления угасает. Такой вид внутреннего торможения называется угасательным торможением. Было бы неверно думать, что временная связь между условным сигналом и соответствующей реакцией в этих случаях совсем исчезает. Достаточно в дальнейшем вновь подкрепить сигнал (например, вновь подкормить животное), чтобы условная реакция быстро восстановилась. Иногда она восстанавливается после некоторого промежутка времени самостоятельно. Значит, мы имеем здесь не исчезновение, а лишь торможение ранее выработанной временной связи.

У детей простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются уже в первые дни после рождения. Однако первые условные ориентировочные рефлексы удается наблюдать значительно позднее, обычно на 3-м или 4-м месяце жизни. В дальнейшем условные ориентировочные рефлексы образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс. становится речь.

Значение речевых компонентов комплексных раздражителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным раздражителем, сигнализирующим о присутствии человека. К 3-5 месяцам ребенок различает мать, а нередко и других соприкасающихся с ним людей. И всегда существенным признаком различения оказывается голос. К этому же времени ребенок начинает различать интонацию, связанную с соответствующей мимикой.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. И еще до образования условных связей на слова у него начинают появляться первые речевые шумы - глоточные, гортанные, нёбные, губные и т. д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как с органа слуха (ребенок слышит произносимые звуки), так и с органов речи - от голосовых связок, языка и всего речевого аппарата. Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими впоследствии важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.

1. Самостоятельное принятие решений.

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.

3. Тысячи запретов.

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто - нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей - дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.

5. Отсутствие дисциплины.

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств - терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все - поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка - забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет - это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному - это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину - ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию - ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек - мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.