Осенний народный праздник "кузьминки". Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна) Кузьминки осенние история праздника

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Замечания.- Обычаи

Поселяне Тульской губернии полагают, что с этого дня начинаются морозы. Об этом морозе они сохранили свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.
Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. Такие челобитные куры содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйцы, выносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчною болезнью.
В Тульской губернии к этому дню изготовлялись боярынями обетные работы. Деньги, выручаемые от продажи своих изделий, они употребляли на милостыню нищим и на свечи.
В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.
В селениях Валдайского уезда варят козьмодемьян-ское пиво для честных гостей.
Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время сих разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После сего остаются покойными и думают, что лихой унялся. Другие помело обмакивают в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает с двора.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

История праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьминки осенние, приметы

  • «Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
  • «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
  • «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
  • «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Кузьминки осенние, поговорки

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

14 ноября православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна. В народном календаре эта дата получила название осенние Кузьминки, Курятник.

Кто такие святые Кузьма и Демьян?

Кузьма и Демьян были братьями и жили в III веке. Отец их рано умер, воспитывала мальчиков мать – святая Феодотия. Став взрослыми, братья обучились врачебному делу. За праведный образ жизни, который они вели, Господь даровал Кузьме и Демьяну дар исцеления. С немощных и больных, которых лечили, браться никогда не брали плату, за что в народе их прозвали бессребрениками.

Обряды и традиции этого дня

На Руси Кузьму и Демьяна считали покровителями домашней птицы, ремесла и брака. Именно поэтому 14 ноября играют много свадеб.

Тем, кто держит домашних птиц, в этот день надо окропить святой водой курятник, чтобы курочки водились и не болели. А потом забить несколько птиц, и приготовить разные блюда. Куриное сердце дают съесть самому чахлому или младшему члену семьи, тогда он весь год будет крепким и здоровым.

В день осенних кузьминок после того, как скупали малыша, нельзя выливать воду на улицу – он будет много плакать и беспокойно спать.

Если будете подавать милостыню нищим 14 ноября, не смотрите им в глаза, иначе бедности не миновать.

Как молиться сегодня за здоровье близких?

Для каждого человека нет ничего важнее, чем семейное благополучие, счастье и здоровье близких. Чтобы все было хорошо у любимых людей, надо ежедневно молиться Господу Богу, Пресвятой Богородице и Ангелам-Хранителям. Но 14 ноября день особенный, с древних времен на Руси было принято просить у святых Кузьмы и Демьяна мира своему дому и здоровья всем членам семьи. Можно еще в этот день провести несколько несложных обрядов на здоровье родных.

Чтобы в семье никто не болел, проведите этот сильный обряд. Понадобится небольшой лоскут черной ткани. Самый старший член семьи должен отправиться сегодня в осиновую рощу и отыскать там дерево, которое недавно засохло. Черную тряпку завязывают с восточной стороны дерева и читают заговорные слова:

«Богородице милая, святые Кузьма и Демьян, молюсь вам о счастье и здоровье моей семьи. Пусть никто из моих близких не болеет, пусть все хвори обходят мою семью стороной. Пусть уйдут все болячки с лица и рук, с живота и ног. Как это дерево засыхает, так и болезни моих родных пусть пропадают. Аминь».

После этого надо развернуться и быстро уйти. Очень важно на обратном пути ни с кем не останавливаться и не разговаривать, не проходить через перекрестки. С этого дня в течение года нельзя из дома отдавать соль и хлеб, даже самым близким соседям и родственникам.


Обряд на яблоко

Возьмите большое спелое яблоко, помойте его родниковой или талой водой, и прочитайте заговор: «Здоровье и сила да прибудут к нам. Помоги нам матушка-природа с бедами и хворями бороться. А мы обещаем всегда чтить все живое и помогать ему произрастать». После чего яблоко разделите на такое количество долек, сколько членов в семье. Каждому раздайте по кусочку, которые сразу же надо скушать.

Обряд на мыло

Возьмите новый кусок мыла и прочитайте над ним заговорные слова: «Как это мыло вещи наши стирает и дом от грязи отмывает, так пусть от всех, кто тут живет, болезни напрочь ототрет и навеки уберет». После чего используйте мыло по назначению.

Народные приметы 14 ноября

Кошка размяукалась в этот день – к невезению.

Теплый день на Кузьму и Демьяна означает, что настоящая зима придет лишь в последней декаде декабря и будет малоснежной, не суровой.

А вот если к 14 ноября еще не все деревья листву скинули, то зиму нужно ждать лютую, морозную.

В народе говорят, что все сны на осенние кузьминки обязательно вещие.

@ Абрамович Оксана, писатель

На июль припадают самые жаркие дни. Но в полях кипит работа. Ведь один летний день зимнюю неделю кормит. Кроме трудовых будней насыщен июль и народными праздниками, предусматривающими веселые гулянья и богатые застолья.

Следом за и в народном календаре 14 июля новый, не такой знаменитый, но не менее почитаемый праздник День Космы и Дамиана.

Святые бессребреники Косма и Дамиан: история праздника

В простонародье праздник получил название Летние Кузьминки. Церковь в этот вспоминает древних чудотворцев, которых звали Косма и Дамиан. Удостоились братья такой чести за свои деяния. Будучи лекарями, они беззаветно служили людям и Господу.

Дар исцеления позволил мужчинам вылечить много нуждающихся и богатых, скромных и корыстных, знатных и безвестных пациентов. Но за свою помощь людям врачи денег и вознаграждений не брали. За что и были прозваны в народе бессребрениками.

Своим пациентам Косма и Дамиан рассказывали о чудесах веры и призывали прийти к Господу, приняв христианство.

За свою веру братья и пострадали, как большинство гонимых христиан в те времена. Ведь удостоилось им жить в тяжелые, в религиозном понятии, времена – в 3-4 веке в Великом Риме.

За открытые проводи братьев арестовали и предали суду, где главным обвинением было занятие мужчин чародейством. И, наварное, нелегко было мужчинам доказать свою непричастность к колдовству, но волей случая или Всевышнего во время процесса случилось чудо.

У Карина, правившего в тот час императора так свело шею, что процесс пришлось прекратить. А правитель вынужден был прибегнуть к помощи целителей, которых буквально пару минут назад сам предавал суду.

Дар братьев был неоспорим, и император вынужден был признать подсудимых невиновными и отпустить.

Пережив и суд неверующих, и гнев правителя, Косма и Дамиан погибли от руки своего же наставника. Не выдержал врач славы и известности своих учеников – зависть изъела его душу.

Заманив хитростью братьев в горы с ложной целью сбора целебных трав, старик убил святых целителей-чудотворцев. Тела братьев безжалостно скинул в воды горной стремительной реки.

Праздник Летние кузьминки: обряды и традиции

В молитвах христиане на Косму и Дамиана просят святых помочь избавится от недугов и хворей. Братья издревле считались покровителями всех лекарей.

Поэтому в этот день люди, чья жизнь связана с медициной, хоть с традиционной, хоть с народной или альтернативной, ставят свечи древним целителям. А в молитвах просят сил на врачевание и божьей защиты.

На Летние кузьминки народные целители брались лечить болезни нервного характера, а также заговаривали навязчивые мысли.

На Кузьминки в самом разгаре был летний покос. А в некоторых районах только начинались работы по сенокосу.

Козьма и Дамиан пришли – все на покос пошли.

Косма-Демьян рано встают – баб да мужиков на покос ведут.

Огородники также в этот день были заняты нелегкой работой. Прежде всего, 14 июля старались выполоть все грядки. Считалось, что сорняки, выполотые на Кузьминки, долго не будут расти в огороде.

Также начинали сбор урожая. Первыми убирались ранние корнеплоды, которые берегли для своего стола и готовили на продажу.

В это день продолжали сбор ягодных культур, а именно крыжовника и малины. Из них варили джемы, варенья, конфитюры, закатывали ягодные компоты.

Считалось, что варенье, сваренное на Кузьминки, было особенно вкусным.

Применяли ягоды и в приготовлении различных блюд. Пекли пироги, делали соусы и добавляли во вторые блюда. Например, с крыжовником тушили или запекали цыплят.

Кузьминки считаются женским праздником. И хоть день и был посвящен работе в поле или огороде, а также в хлопотах по дому, к вечеру все барышни собирались гурьбой, чтобы отпраздновать «Женские братчины».

Поэтому день носил еще и названия « Бабьи посиделки» или « Бабий праздник».

Пир устраивался вскладчину.

Готовилась, прежде всего, каша, которая называлась сборной кашей или кашей-сыпчиной.

В общий котел клали все, что принесли бабы и девки к столу.

И получалось необычное блюдо из круп да муки, молока да яиц. А к ней подавались яства из овощей да фрукты.

А вот блюда из продуктов скоромных на столы не выставлялись. Обязательно дополняли угощение пивом да домашней наливкой.

Хоть посиделки и считались женскими, еды готовили впрок, чтобы и на долю нищих, бедных соседок хватило. Праздник сопровождался задушевными разговорами и народными песнями.

До захода солнца на Летние кузьминки было положено попросить прощения у близких и друзей. И неважно было, виновен человек в чем-либо – прощение попросить нужно было обязательно и искренне.

А вот в Белоруссии на Полесье на Кузьминке было запрещено работать как в поле, так и в огороде. День носил название Кузьма-сякач.

Существовало поверье, что святой рассердится, если работать в праздник и посечет посадки градом.

Народные поверья приметы на 14 июля – День Кузьмы и Демьяна

Летние кузьминки считались днем откровений и открытия тайн. Поэтому старались быть осторожными как в поступках, так и в словах.

На Кузьминки тайное скрыть не получится.

А любящим людям советовали не бросать пустых слов и обещаний.

Ссоры, начатые на Кузьминки, оборачивались непримиримыми скандалами и ухудшением отношений.

Не начинали на Кузьму и Демьяна никаких новых дел и начинаний. Время будет потрачено бездарно, и довести начатое до конца не получится.

Особое внимание придавалось сновидениям. Если во сне на Кузьминки увидеть ключ, а также книгу или письмо, ждать скорых перемен.

Что приснится на Кузьминки – то скоро исполнится.

Наблюдали за погодой и примечали признаки будущих перемен.

Если серп луны на ночном небе будет иметь красный оттенок – ждать сильного ветра. А наличие на месяце затупленных краев обещало скорые ливни.

«Кузьминки – по осени поминки».

(под русскую – народную мелодию дети входят парами за руки в зал и садятся на стулья)

Ведущая:

Поле черно – белым стало

Падает то дождь, то снег

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

2 Ведущая:

Правильно, Ноябрь! В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма.

1 Ведущая:

Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в добре и доброй вере, и получили они от бога дар исцеления. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Но применяли они не травы, не лекарство, а слово Божье. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили, даром давайте».

2 Ведущая:

Кузьма и Демьян были кузнецами. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды, становится морозно и холодно.

1 Ведущая :

В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

2 Ведущая:

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

1 Ведущая:

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Хоровод: « Светит месяц».

2 Ведущая:

В русском народе Кузьма и Демьян назывались Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – Петушиные именины – Кочеты, чтобы водились цыплятки. Кур резали на продажу, подавали куриные блюда и устраивали пированье до утра. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. Еще слушали молитвы в курятниках и кропили их святой водой, а еще варили лапшу – это было почетное угощение.

1 Ведущая:

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои», как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Описание игры:

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)

2 Ведущая:

Давай, давай себя испытай!

Слаб ты или селен?

Нам узнать не занятно,

Всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой».

1 Ведущая:

Сразу по хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. А еще делали из перьев кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую, удобную кисточку. Этими кисточками дети взрослым помогали раскрашивать игрушки, сделанные своими руками.

2 Ведущая:

Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

1 Ведущая:

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущая:

Давайте споем шуточную песню карооке.

Песня «Топиться в огороде баня».

(исполняют родители)

2 Ведущая:

Очень красивы народные обряды, а русские – народные песни еще лучше!

Русская – народная песня «Ах, утушка, моя луговая».

1 Ведущая:

Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». К 1 ноября готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне в восемнадцатом веке готовили более 20 видов разных каш.

Аттракцион «Узнай кашу».

(одному из родителей закрываю повязкой глаза, дают на пробу разные каши, нужно по вкусу определить, что за каша)

2 ведущая:

Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели все больше по домам, кто развлекался росписью глиняных игрушек, а кто-то просто играл в «Молчанку».

1 Ведущая:

А как?

2 Ведущая:

А вот так: собирались дети в кружок и сидели друг напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь и гримасничая, говорил молчанку:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек,

Кошку драну, мышь погану

Кто промолвит, тот и съест!

1 Ведущая:

Во время игры дети часто ссорились и дрались:

Как у Петьки на носу

Ели черти колбасу.

А в ответ слышалось:

Борька-Борис

На базаре прокис!

Снес морковку на базар,

На базаре не берут,

Борьку за уши дерут!

2 Ведущая :

Базары были знатные, там продавалось все и не только утварь (продукты), но разные ткани: ситцы и парча. Послушаем песню «Коробейники», а коробейники – это и есть продавцы.

Песня «Коробейники».

1 Ведущая:

Так как базары были не частыми и возможности были ограниченными, людям приходилось заниматься рукоделием, они вязали, шили, вышивали, плели самостоятельно.

Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»?

(конкурс для родителей).

2 Ведущая:

Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.