Национальное своеобразие воспитания. Роль национального воспитания в образовательном процессе

Каждый народ имеет свою систему воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всю, как она есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...». В процессе воспитания у человека, в первую очередь, формируется мировоззрение и характер, а характер и есть именно тот почва, в которой коренится народность». Народность украинского воспитания определяют его язык, быт, этнос, традиции, этикет, юмор и тому подобное. Именно эти составляющие предопределяют специфические особенности системы воспитания каждого народа. «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет гораздо сильнее убеждения, воспринято только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний... воспитания, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский определяет два элементы характера человека: природный, коренится в телесном организме, - первая природа личности, и духовный, который вырабатывается в жизни под влиянием воспитания, - вторая природа личности (привычки, их приобретают в течение жизни).

Формирование второй природы личности начинается в семье, на лоне родной природы, когда ребенок находится преимущественно под влиянием родных, близких для нее людей и, конечно, ее формирование осуществляется средствами народного воспитания (сказка, игра, легенда, миф, первые элементы труда, которые чаще всего ребенок усваивает от бабушки, дедушки; убеждение произведенные на основе жизненных примеров, обычаев, традиций и тому подобное). На этом этапе развития личности ведущее место занимает народная, жизненная педагогика. Начинает осуществляться процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, в чем и заключается основная суть воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Если старшие язык ведут, пусть младшим уши растут», «Знаниями меняются, счастьем делятся», «Родительские советы - дороги даль ясна, мудрого советы - озера глубина», «Старший среди молодых молодеет, младший среди старших умнеет», «Голова - для ума, мудрец - для народа».

По мнению В. А. Сухомлинского, национальное воспитание без патриотизма немыслимо. Именно преданность родной земле, любовь к Родине, родному народу, его истории, языка, культуры порождают национальный менталитет, психику и характер человека. «Мир ребенка - это, прежде всего природа, которая окружает ее в детстве, заботы матери и отца, сказка, песня. Воспоминания об этом мире накладываются на всю последующую жизнь, дающие эмоциональную окраску всем стремлениям, мыслям, порывам. Азбука патриотического воспитания заключается в том, чтобы утвердить в человеческой душе богатое, яркое, незабываемое детство, запечатлеть в нем образы родной природы, которые волновали бы всю жизнь. У каждого человека должен быть родной уголок, который стал бы незабываемым воспоминанием о самом дорогом, - без этого нет человека. Нет ее морально-эмоционального и эстетического корни, нет свежего ветерка, который питает непотухающее пламя любви к родине».

Таким образом, процесс передачи опыта одних поколений другим обеспечивает народоведческий подход к воспитанию, основанному на всестороннем и глубоком изучении всего культурно-исторического развития и опыта родного и других народов. Реализовать процесс воспитания помогает народная педагогика. Какие же компоненты синтезируют социальный опыт народа?

Это прежде всего сумма человеческих знаний, история поколений, религия, народное творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и тому подобное.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.

В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.

К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций.

В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками».

Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе», . На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике.

История развития и этапы формирования воспитательной практики народа испытали многое. Несмотря на время, хотя они и были подвержены общественным противоречиям, национальные воспитательные черты до сегодняшнего дня не потеряли свою ценность, необходимость в быту, наоборот стали базисом в воссоздании наших национальных особенностей. Необходимо внедрить особенности национального воспитания совместно с семейным воспитанием и организациями образования, которые явятся единственным решением в таких общественных бедствий, которые ранее были чужды казахскому народу, как-то молодежь, отправляющая родителей в дом престарелых, брошенные дети, алкогольная зависимость, употребление наркотиков, привлечение в религиозные секты, тяжкие преступления, проституция. Все эти причины, заполонившие наше общество, стали причиной того, что в очагах образования не преподавался такой предмет, как национальное воспитание. Не секрет, что с распадом союза, оглядывающуюся назад национальную историю постиг рост этих чуждых явлений, перечисленных выше. Особый рост приходится на период кризиса, после отсоединения от великой империи как Советский союз и получения независимости государства. В труде доктора философских наук М.Молдабекова сказано: «В Казахстане, получившей свободу, заново возрождаются социально-культурные начинания, у народа видна национально-просветительская гармония». Изучение человеческих ценностей в воспитании казахского народа, раскрытие национальных особенностей, умение дать знание в условиях глобализации, дать молодежи представление о мировой культуре и национальной значимости, все это является правильным направлением для устранения негативных влияний.

В связи с вышесказанным, необходимо в самое ближайшее время обосновать новый предмет «Национальное воспитание» с научной точки зрения и поднять вопрос о его внедрении на национальный уровень, что явится главным приоритетом в формировании будущего поколения, твердо стоящим на ногах.

На сегодняшний день проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание» с научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.

Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Цель предмета «Национальное воспитание» – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.

Задачи предмета «Национальное воспитание»:

ознакомление подрастающего поколения с основными значениями, знаниями, идеями миропознаниями и методами казахского национального воспитания;

формирование в подрастающем поколении языка, истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев, чувства самопознание, гордости, характера, миропознания;

изучение навыков необходимых в социально-психологическом, экономическо-правовом аспекте, развитие логического мышления на основе казахских национальных ценностей, правильно и грамотно разговаривать, умение держать себя в обществе, формирование конкурентоспособной компетентности;

быть осмотрительным относительно негативных действий, совмещать душевную и телесную красоту, постоянно совершенствоваться;

адаптирование к грамотному и правильному использованию ресурсов общества и природы в пользу человека, обобщая национальные ценности с общечеловеческими ценностями;

достижение межнационального согласия, пропагандируя представителям других наций глубину и важность воспитания казахского народа.

Основные содержательные аспекты предмета «Национального воспитания» основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании.

В качестве проблемы, на которую нужно обратить особое внимание, является определение тем связанных с воспитанием. В качестве примера предлагаем некоторые из них: национальные игры, пословицы, крылатые слова казахского народа, значение воспитания, родственные отношения, понятие значимости рода до седьмого колена, воспитание девочки, воспитание мальчика, воспитание невестки, воспитание юноши, роль национального воспитания в регулировании отношений между членами семьи, традиции и обычаи свойственные казахскому народу, человеческие ценности казахского народа, значимость религии в преподавании национального воспитания.

Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу.

Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики.

Использованная литература:

1. Ерғалиева Г.А. «Рухани-адамгершілік құндылықтар негізінде студенттердің өзін-өзі тәрбиеленуінің педагогикалық шарттары». –Атырау, 2006. – 149б.

2. «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.

ЛЕКЦИЯ 1

Цель лекции – понимание студентами сущности методологии и особенностей методологии национального воспитания.

План лекции:

2. «Воспитание», «этнос», «нация», «народ» как методологические

3. Особенности методологии национального воспитания.

4. Сущность понятия «менталитет».

5. Характеристика понятия «национальная идея».

Освоение методологических основ национального воспитания предполагает первоначально осознание таких понятий как «методология», «методология науки», «методология воспитания», «методология национального воспитания».

Методология с греческого языка означает «путь исследования или познания; теория, учение». В настоящее время под методологией понимают: 1) систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой- либо науке. Методология науки – раздел науковедения, исследующий структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе определенных гносеологических принципов.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. Она включает в себя: 1)учение о структуре и функциях педагогического знания; 2)исходные ключевые, фундаментальные, философские теории, концепции, гипотезы, имеющие методологический смысл; 3)учение о методах педагогического познания.

Осознавая сущность данных позиций, можно говорить о том, что методология представляет собой совокупность тех идей, положений, теорий, принципов, которые позволяют научно верно разрабатывать теорию и практику какой-либо науки.

Как пишет д.п.н., проф. Хмель Н.Д., «в педагогике достаточно четко разграничивают собственно методологические знания и общетеоретические знания, выполняющие методологическую функцию. К системе методологических знаний относятся: предмет педагогики, категории педагогики, место педагогики в системе научного знания, взаимосвязь педагогики с другими науками, система педагогических наук, общие и специфические задачи педагогических дисциплин, понятийно-терминологическая система педагогики» (1,13).

Эти теории выполняют функцию методологических основ и для национального воспитания. Но особенности этого процесса отражаются также в ряде других понятий. К ним можно отнести такие понятий, как «воспитание», «этнос», «нация», «национальность», «национальная идея», «менталитет народа» и другие.


Таким образом, освоение методологических основ необходимо начать с четкого усвоения понятийного аппарата. К одним из базовых терминов необходимо отнести понятие «воспитание».

Много веков назад люди задумались о том, что такое воспитание и когда оно возникло. Еще в древности величайший греческий философ Аристотель рассматривал воспитание как процесс преемственности культуры нации, т.е. как передачу нравственных позиций, умений и навыков от старшего поколения младшему.

Л.Н.Толстой утверждал, что воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки. Нойнер Г. пишет, что воспитание – это усвоение общественно значимого социального опыта. В настоящее время популярной стала трактовка Лийметса Х.Й.: воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Большую часть 20 века под воспитанием понимали воздействие взрослых, прежде всего, учителей, на подрастающее поколение. Таким образом, ребенок рассматривался как объект деятельности и фактически не рассматривался как личность.

Научная литература говорит о том, что воспитание необходимо рассматривать на трех уровнях. Первый – социально-философский, согласно которому воспитание есть процесс передачи опыта старшего поколения младшему с целью подготовки его к жизнедеятельности. Второй – общепедагогический, трактующий воспитание как процесс формирования личности в специально организованных государством учебно-воспитательных учреждениях. И, наконец, в узко педагогическом смысле воспитание понимается как формирование качеств личности (нравственное, эстетическое и др. воспитание).

Попытка соединить все три позиции прослеживается в трактовке Кукушкина В.С., который утверждает, что воспитание – это и сложный процесс освоения духовного и социально исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика. Но все едины во мнении, что воспитание – это процесс.

Что касается вопроса о происхождении воспитания, то здесь также имеются три точки зрения – биологическая, теологическая и диалектическая. Сторонники биологической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением человека и связано с стремлением к продолжению рода и подражанием детей взрослым. Сторонники теологической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением первых верований и необходимостью передачи их подрастающему поколению. Сторонники диалектической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением первых орудий труда. Обучение детей пользоваться ими положило начало воспитания.

Национальное воспитание является органической частью единого процесса формирования личности. Под национальным воспитанием студенческой молодежи понимается совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на формирование личности выпускника высшей школы – гражданина и патриота Республики Казахстан, на основе национальных и общечеловеческих ценностей.

К общетеоретическим знаниям, выполняющим методологическую функцию по отношении к педагогике, относятся ведущие положения философской и психологической теории личности, теории деятельности, теории познания. А также основы теории ценностей, теории управления и теории систем. Кратко раскрывая их сущность, можно сказать следующее.

Теория личности дает базовые знания о ней. Так как в процессе воспитания формируется личность, то необходимо четко знать ее сущностные характеристики – мировоззрение, мышление, память, внимание, мотивы, потребности, темперамент, направленность, структура личности и т.д. Архиважной является позиция воспитателя по отношению к воспитуемому – знание его особенностей, способностей, уважение его как личности. Многолетнее анкетирование студентов по вопросу о недостатках учебно-воспитательного процесса показывает, что во все времена главным недостатком школы является неуважительное отношение к учащимся. Данное положение необходимо менять и этому будут способствовать пропагандируемое в настоящее время личностно-ориетируемое обучение. Воспитателям, учителям приходится серьезно заняться самооценкой своих нравственных позиций и осваивать теорию личности.

Теория деятельности дает знания и умения по организации различных видов деятельности воспитуемых. Она знакомит с основами организации, планирования, коррекции, анализа деятельности, ее классификации а главное - учит тому, что личность формируется, прежде всего, в ходе своей активной деятельности.

Теория познания дает возможность осознать сущность познавательного процесса, взаимодействие в его ходе воспитывающего и воспитуемого, теоретически и практически умело организовывать познавательную деятельность подрастающего поколения.

Теория ценностей имеет огромное значение для всего воспитательного процесса, так как она дает представление о той совокупности нравственных ценностей, которые важны в настоящее время, акцентирует внимание на значимость общечеловеческих и национальных ценностей. Эта теория показывает, что приоритетом в воспитании является формирование отношения к каждому человеку как личности, к самому себе, к труду, к Родине, к коллективу, к природе, к прекрасному (изобразительному искусству, музыке, театру и т.д.).

Теория управления придает целенаправленность всему воспитательному процессу, постановку его на научной основе. Знание ведущих положений данной теории позволяет значительно повысить эффективность воспитательного процесса.

Теория систем дает знания о воспитательной системе как едином целом, как совокупности обязательных составляющих ее компонентов, их иерархии, взаимозависимости, взаимообусловленности. Наличие системы позволяет достигать наиболее эффективных воспитательных результатов.

Перечисленные теории выполняют функцию методологических основ и для национального воспитания. Но процесс национального воспитания имеет свои особенности, которые отражаются и в методологии. Прежде всего, необходимо определиться с ведущими понятиями. К ним можно отнести такие как «этнос», «нация», «национальность» , «национальная идея», «менталитет народа» и другие.

Следующее методологическое понятие – «этнос». Данное слово происходит из греческого языка, имеет значение «народ» и толкуется как исторически сложившаяся социальная группировка людей – племя, народность, нация.

Следующим базовым понятием является «нация». Философский словарь говорит, что нация берет начало от латинского слова – народ. Это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Ожегов С.И в своем словаре русского языка дает два толкования этого понятия: 1)исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры; 2) страна, государство (2, 350).

Все чаще политологи определяют нацию как «со-гражданство». При этом учитывают только социально-экономические параметры. Нам представляется позитивной позиция Бердяева Н., который утверждает: «Главной целью казахстанской этнополитики является формирование в стране единого народа Казахстана как политической и культурной общности граждан различной этнической принадлежности. Подобное понимание народа Казахстана как качественно новой формы самоидентификации коренным образом отличается от сталинского определения нации, известные признаки которой характеризуют на самом деле не нацию, а этнос или этнонацию» (3, 19).

Современные политологи считают что все классы общества и различные социальные группы, независимо от их экономических, культурных, социальных и иных различий, оказываются связанными чувством национальной индентичности со своей нацией. Способствует национальной индентичности освоение национальной культуры, которая отражена, прежде всего, в устном народном творчестве, прикладном искусстве, музыке, поэзии, памятниках материальной культуры и т.д.

Говоря о культуре казахского народа как государствообразующей нации, отметим важность осознания всеми гражданами необходимости ее освоения. С точки зрения национального воспитания подрастающего поколения актуальными являются те нравственные ценности, которые заложены в культурном наследии казахов. Исторически сложилось так, что многие нравственные нормы казахского народа отражались в творчестве акынов и жырау (исполнителей эпических сказаний). Их считали вещими поэтами, предвидящими будущее. Философы-жырау затрагивали важнейшие стороны жизни народа, изменения в обществе и природе; восхваляли ханов и батыров за их деяния. Большое место в их творчестве занимают размышления о счастье, о семейных ценностях. Акыны – поэты-импровизаторы – отражали в своем творчестве главные моральные ценности, которые уважаются в казахской степи.

Важнейшие позиции в области воспитания казахского народа раскрыты в творчестве Абу Насра аль-Фараби и Абая. Необходимо знакомство подрастающего поколения с их творчеством. Как справедливо отмечает Г.Г.Барлыбаева, и аль-Фараби, и Абай призывают людей вырабатывать в своей душе все наиболее возвышенное и благородное: храбрость, щедрость, воздержание, дружественность и другие подобные качества, которые не только облагораживают обладателя их, но и благотворно влияют на других при общении с ним. И аль-Фараби, и Абаю присуще благожелательное отношение к человеку, которого они наделяют правом на активное взаимодействие с внешним миром. Объединения людей, считают мыслители, включены в мировую гармонию через активное приобщение к умопостигаемому миру, а люди представляются ими личностями, действующими сообразно явлениям разума. Философия и аль-Фараби, и Абая жизнеспособна именно потому, что она дает ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, не редуцируя его к другим вопросам» (4, 20).

Следующая важная категория национального воспитания – менталитет. Наиболее полно и, на наш взгляд, наиболее точно раскрывает понятие «менталитет» ведущий специалист в области философии образования Гершунский Б.С. С точки зрения психологиикатегория «менталитет» чаще всего трактуется как сугубо психо­логическая (или социально-психологическая). Так, в относительно ранних англоязычных словарях и публикациях 20-30-летней дав­ности «менталитет» (от французского «mentalite», которому в анг­лийском языке соответствует «mentality», а в немецком – «mentalitat») определяется как «качество ума, характеризующее ин­дивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «ус­тановки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических».

Как видим, в основу приведенных выше дефиниций положены психологические понятия «ум», «образ мыслей», «характер размыш­лений», «мыслительные способности», отражающие, прежде всего, качества, характеризующие специфику умственной деятельности индивидуального или коллективного субъекта, рефлексивно реаги­рующего на те или иные реалии окружающего мира.

В более поздних публикациях содержание понятия «менталитет» существенно расширяется. Так, в недавно опубликованном «Сло­варе иностранных слов» «менталитет» трактуется как «склад ума; мироощущение; мировосприятие; психология».

Конечно, отождествлять менталитет с целой наукой психологией неправомерно, но характерно, что в современном понимании в по­нятие «менталитет» все чаще включаются элементы мировоз­зренческого характера, отражающие осознанное отношение чело­века или групп людей разной степени общности к природным и об­щественным явлениям.

Весьма показательна в этом плане обстоятельная статья И.Г.Дубова «Фено­мен менталитета: психологический анализ», опубликованная в 1993 году в жур­нале «Вопросы психологии». На основе анализа определений, содержащихся в работах как российских, так и зарубежных ученых, автор приводит следующие дефиниции:

«менталитет – это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людь­ми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него»;

в философской и культурологической литературе менталитет понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологиче­ский уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы»;

«менталитет, будучи явлением умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания других групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация, или, по крайней мере, социаль­ный слой»;

«в самом общем виде менталитет может быть, вероятно, определен как некая характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте»;

«содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность».

Синтезируя наиболее существенные признаки менталитета, И.Г.Дубов приво­дит следующую психологическую характеристику данного понятия:

«Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается че­рез систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имею­щихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с домини­рующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерар­хию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отли­чающие указанную общность от других».

Аналогичные определения с теми или иными терминологическими нюансами приводятся во многих психологических публикациях. Это позволяет существенно расширить перечень ключевых слов и ка­тегорий, относящихся к психологической характеристике ментали­тета. К числу таких ключевых слов и словосочетаний можно отнести: «перцептивные и когнитивные эталоны»; «социальные нормы»; «отношение к миру»; «взгляды на мир»; «оценка окружающей действительно­сти»; «стереотипы сознания»; «социальные стереотипы»; «мотивационная сфера»; «доминирующие мотивы»; «убеждения»; «идеалы»; «склонности»; «интересы»; «социальные установки»; «стереотипы по­ведения»; «стереотипы принятия решений»; «поведенческие альтерна­тивы»; «традиции»; «обычаи»; «этнический стереотип»; «национальный характер»; «сверхличностное сознание»; «народный дух» и т.п.

Одним из объектов анализа при изучении психолингвистических особенностей менталитета является язык. В нем фиксируются от­раженные сознанием взаимоотношения между явлениями действи­тельности и оценочные характеристики этих явлений. Особо сле­дует отметить различия в значениях, которыми в разных культурах наполняется одно и то же мировоззренческое понятие (например, «свобода», «демократия», «предпринимательство», «рыночные отно­шения», «образ жизни,» «права человека», «парламентаризм», «меж­национальные отношения», «этнос» и многие другие). По существу, эти различия отражают специфику социальных смыслов, которые вкладывают в те или иные понятия представители разных культур. Поэтому заслуживают всяческой поддержки многоплановые исследования, посвященные речевому общению как средству сбли­жения и взаимопонимания людей, а также достаточно успешные попытки ввести курс речевого общения в программы университет­ского образования в разных странах мира.

Следует иметь в виду также, что проблемы познания менталитета не могут рассматриваться в отрыве от все еще недостаточно иссле­дованных проблем бессознательного и интуитивного в человеческом поведении. Эти вопросы придают рассматриваемой проблемати­ке особую сложность и объективно ориентируют надсистемный, меж­дисциплинарный подход к ее изучению.

При всей своей несомненной важности психологическая ин­терпретация не может считаться достаточной для целостной харак­теристики исключительно емкого и многоаспектного понятия «менталитет». Чрезвычайно важно исследовать истоки этого поня­тия, обратившись к исторической, культурологической, фило­софской и социально-политологической проблематике.

С точки зрения социальной истории существенное значение для понимания сущности менталитета имеют труды ученых-историков, принадлежащих ко всемирно из­вестной Школе «Анналов».

Создателями Школы «Анналов», провозгласившей новый подход к пониманию роли и значения исторической науки, были Люсьен Февр и Марк Блок – крупней­шие французские историки нашего столетия. Школа «Анналов» возникла на ру­беже 20-х и 30-х годов, утверждение ее научных позиций приходится на период после окончания второй мировой войны. «Новая историческая наука», разраба­тываемая в русле методологии Школы «Анналов», уже давно перестала быть яв­лением, характерным только для французской национальной исторической тра­диции. Ныне она представляет собой наиболее влиятельное направление в миро­вой историографии. Один из важнейших аспектов этого направления – история ментальностей.

Обстоятельный анализ методологических оснований «Новой исторической нау­ки» в целом и ключевого понятия «менталитет», создающего предпосылки для выявления истинных движущих сил человеческой истории, приведен в работах многих авторов. Мы, однако, считаем целесообразным и возможным привес­ти некоторые наиболее характерные выдержки из книги известного историка А.Я.Гуревича.

«История ментальностей, – пишет А. Я. Гуревич, – то есть разлитых в опре­деленной социальной среде умонастроений, неявных установок мысли и ценно­стных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов, противопоставляет себя традиционной ис­тории идеологий... История ментальностей вскрывает иной, как бы «потаенный» план общественного сознания, подчас не выраженный четко и не формулируе­мый эксплицитно. Исследователь ментальностей имеет дело не с философскими, религиозными или политическими убеждениями или доктринами как таковыми, – его занимают не теории, а та почва, на которой произрастают, в частности, и тео­рии. В центре его внимания – образ мира, который заложен культурой в созна­ние людей данного общества и преобразуется ими спонтанно, по большей части вне контроля их «дневного сознания»... Перемещение интереса идеологических конструктов на мировиденье обусловлено пониманием того, что за теориями и учениями кроется иной план реальности, укорененный столь глубоко и прочно, что когда одна идеология сменяет другую, этот потаенный слой образов и пред­ставлений может оставаться неизменным или изменяется лишь отчасти, сохраняя свои основные параметры».

Как видим, с точки зрения историка, ключевыми словами, опре­деляющими сущность категории «менталитет», являются: «умона­строение», «неявные установки мысли», «ценностные ориентации», «автоматизмы и навыки сознания», «внеличные аспекты сознания», «текучесть» и вместе с тем «устойчивость», «спонтанность», «мирови­денье», «образ мира» (5).

По мнению Г.Г.Барлыбаевой, философское осмысление мира, человека, его места и роли в жизни – особенность казахской философской мысли. Этим она продолжает традицию восточной философии. Если в западной философии больше внимания обращается на построение философской системы, на создание учений о мире, о мировом космосе, на исследование проблем логики, гносеологии, на создание учений об обществе, о государстве, то в восточной философии прежде всего изучается человек, его душа, психология. Этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия – составляют сердцевину казахской философской мысли 18-19 веков (6, 9).

В Казахстане как в многонациональной республике необходима реализация как этнокультурной, так и гражданской концепций нации, т.к. от позиции в этом вопросе зависит трактовка национальной идеи как методологической основы национального воспитания. В этом плане мы согласны с позицией доктора философских наук А.Н.Нысанбаева и Р.Кадыржанова, которые обосновывают необходимость, потребность и интересы казахстанского общества в укреплении гражданской национальной индентичности следующим образом:

«Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп, преодолению разделительных линий, границ и дистанций между ними.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной – Республикой Казахстан. Единая нация станет реальным воплощением лозунга « Казахстан – наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, то есть они не будут благими пожеланиями и мечтами, а реальной социальной и политической силой.

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, взаимно предполагают друг друга и не могут существовать друг без друга. В социальном плане это связано с тем, что и гражданская нация и гражданское общество основаны на горизонтальных связях, а не на вертикальных связях в обществе» (7, 18-19).

Следующим важным понятием, составляющим методологию национального воспитания, является «национальная идея». По этому вопросу имеются два подхода. Первый подход отдает приоритет титульной нации. По мнению ее сторонников, особое положение казахов среди всех наций, населяющих Казахстан, должно обусловить приоритет казахской национальной идеи. Второй подход – гражданский. Он предполагает, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. Основной проблемой противостояния двух подходов является языковый вопрос. Вопрос разработки национальной идеи очень сложен и всегда вызывает споры и противодействие. Однако по многим направлениям существует единство. Абсолютное большинство граждан республики понимает, что строительство единой нации должно опираться на культуру ведущей, государствообразующей нации. Тем более что нация казахов имеет общепризнанные этнические и исторические корни. Как отмечает д.ф.н., проф. Нысанбев А.Н., «национальная идея должна вытекать из всей логики национальной истории и культуры и опираться на общечеловеческие ценности и Конституцию страны. Она определяет контуры будущего. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, идея выводит за пределы данного опыта, проектирует должное, то, к чему мы все стремимся, чего страстно желаем» (8, 29). И далее – «казахстанская народная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, конфессий, социальных слоев с тем чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное – духовно-нравственная целостность, составляющая казахстанский народ» (8, 30).

Существенное влияние на сущность национальной идеи влияют современные проблемы глобализации. Существуют два типа глобализации. Первый – это американизация, негативный характер которой в последние десятилетия стал всем очевиден. Второй, который часто называют «другой глобализацией» – это использование научно-технических достижений для всех народов мира с целью преодоления современных вызовов человечеству. Глобализация формирует новый мир, единые взгляды на ключевые проблемы современности, но это единство должно способствовать развитию национальных культур, а не развития одного космополитизма.

Это позволит создать мощное государство, которое в свою очередь должно быть гарантом реализации национальной идеи в жизнь.

Институт государства является средством сохранения культурной самобытности, духовной культуры, т.е. полноценного культурного развития, в особенности для народов, получивших возможность построения отдельного государства не так давно. Важность духовной составляющей культурного развития все больше осознается нации, т.е. казахской в последнее время. В мировой культурологии, философии ведутся активные поиски выхода из духовного кризиса, наличие которого сейчас (особенно в западной цивилизации) признает большинство исследователей феномена культуры.

Общенациональная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народов Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства… Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Компоненты национальной идеи содержаться в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия. Национальная идея находит свое выражение в самых различных формах национальной культуры: философии, истории, науки, Литературы, музыки, живописи, танце, пластическом искусстве, языке и т.д.

Национальная идея «является системообразующим началом консолидации и интеграции казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой устойчивого поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях расширяющейся глобализации» (7, 4-5).

Таким образом, в современном казахстанском обществе существуют различные позиции по вопросу о необходимости разработки и осознания гражданами республики национальной идеи. Одни считают что в ней просто нет необходимости в виду особенностей рыночных отношений, другие – что она вредна, т.к. инициирует появление национализма, но большинство населения высказывается за то, что национальная идея казахстанцам нужна.

Национальная идея может служить основой национальной идеологии.

По мнению ряда казахстанских ученых, «ключевой идеей национальной идеологии может стать мысль о «совестливом разуме» Шакарима. Это как бы ядро, живая душа всего национального мировоззрения, включающего в себя целостную систему идей:

· приоритет духовных ценностей;

· гуманизм;

· патриотизм;

· демократизм;

· толерантность;

· сочетание либеральных ценностей и ценностей традиционной культуры;

· развитие казахской национальной культуры и государственного языка;

· ориентация на новейшие западные технологии, соединенные с высоким казахским духом;

· становление среднего класса как гаранта стабильности государства, переход к инновационному типу развития;

· судебная защита прав и свобод человека и гражданина» (8, 50-51).

Возможно, с некоторыми позициями данной точки зрения можно поспорить, но, безусловно, они заслуживают самого пристального внимания.

Серьезного осмысления требуют весьма значимые, на наш взгляд, сформулированные казахстанскими философами предложения к содержанию национальной идеи, которая «должна отражать устремленность всего общества:

· на обеспечение социально-экономического развития страны во благо всех населяющих ее граждан, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности;

· на создание страны – безопасной, динамично развивающейся, демократической, с высоким уровнем социальных стандартов и жизненных условий;

· на строительство евразийского многонационального государства – активного и авторитетного участника региональных процессов.

Представленные направления могут быть лишь основными векторами устремленности казахстанского народа в будущее. В этом смысле, говоря о содержании казахстанской национальной идеи, важно не ограничиваться фиксацией нынешних представлений населения нашей страны о своем благополучии. Более важно определить, благодаря каким жизненным императивам это благополучие может быть достигнуто. Как представляется, такими императивами всех казахстанцев могут быть:

· созидательный труд;

· процветания и достойная жизнь;

· мир и согласие;

· преемственность традиций.

Указанные жизненные императивы должны быть всеохватывающими, проникая на все уровни самоорганизации казахстанского народа: государственный уровень, общественный уровень, личностный уровень; на всех этих уровнях должны быть сформированы свои всеобщие идеалы цивилизационного сосуществования казахстанцев. Как представляете такими цивилизационными идеалами могут выступать:

· демократичное и сильное Государство;

· справедливое и процветающее Общество;

· свободная и уважаемая Личность» (9, 69-70).

Данные позиции должны согласовываться с сформулированными Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым пятью принципами, лежащими в основе национальной идеи Казахстана: фактическое и юридическое равенство всех этносов республики; казахский народ является государствообразующим этносом, поэтому он несет ответственность перед другими этносами, а другие этносы должны относиться с пониманием к самовыражению казахской нации; религиозная идентичность и толерантность народов; воспитание казахстанского патриотизма; развитие малого и среднего бизнеса, формирование казахстанского среднего класса.

Рассматривая методологические основы образования невозможно обойти стороной проблему национального менталитета. Менталитет –квинтэссенция культуры.

Как утверждает М.Шайкемелев, «своих собственных традиций изучения национальной идеи, менталитета и мироощущения казахов, кроме цикла работ Ч.Ч.Валиханова и «Слов назидания» Абая, у нас нет…. И далее: нашей задачей является попытка сформировать определенный методологический каркас теоретических исследований национального менталитета, его соотношения с идеями либеральной демократии западного образца в контексте проблемы общенациональной идеи» (10, 374).

Возможно, действительно нет таких исследований, но можно говорить о наличии казахского менталитета, о его характеристиках.

Таким образом, проблема национального воспитания имеет четко формулируемые методологические основы. К ним в первую очередь необходимо отнести ведущие понятия, которые были освещены в данной лекции – этнос, нация, народ, менталитет народа, национальная идея.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова современная трактовка понятия «нация»?

2. Что означает термин «этнос»?

3. Что понимается под научной категорией «методология»?

4. Как трактуется понятие «методология науки»?

5. Что такое менталитет нации?

6. Почему национальная культура составляет методологическую основу национального воспитания?

7. Кем являлись жырау?

8. В чем особенность казахской философской мысли?

9. В чем заключается значимость для Казахстана идеи гражданской нации?

10. Чему служит общенациональная идея?

Использованная литература:

1. Педагогика: учебник. - Алматы, 2005. - 364с.

2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. - М., «Русский язык», 1983, с.815.

3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990. – с.19.

4. Барлыбаева Г.Г. Аль-Фараби и Абай: проблемы преемственности. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, №4, 2000. – с.19-22.

5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. – 428с.

6. Барлыбаева Г.Г. Философско-этический смысл воззрений казахских акынов и жырау. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, № 5, 2002. - с.9-19.

7. Нысанбаев А.Н., Кадыржанов Р. Общенациональная идея Казахстана как синтез гражданской и этнокультурной концепции национальной идеи. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.4-23.

8. Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. Основные проблемы поиска и разработки общенациональной идеи Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.54-71.

9. Кадыржанов Р. Гражданская нация, этнокультурная нация и общенациональная идея Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.72-133.

10. Шайкемелев М. Национальный характер и менталитет как предпосылки формирования общенациональной идеи Казахстана. Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.373-387.

Дополнительная литература

1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор». - Астана, 26 октября 2009 года.

2. Акмамбетов Г.Г. Нравственное учение Абая// Известия Национальной академии наук Республики Казахстан – Алматы, 1995.

3. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. – Алматы, 1995. – 150с.

4. Нравственно-духовное просвещение. – Алматы: Фараби-фонд, 1995. – 338с.

Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская), аксиологический подход (А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.

Особенно велика роль в организации воспитания национальных традиций. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления. В различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации воспитательных мероприятий широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, используются методы и приемы религиозного воспитания. Такой подход к организации воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Вопросы и задания:

    Дайте определение понятиям «культура межнационального общения», «интернациональное воспитание», «патриотическое воспитание», «толерантность».

    В чем заключается смысл принципа народности в воспитании?

    Почему проблема учета национального фактора в процессе воспитания в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, конкретном регионе?

    В чем сущность наиболее распространенных подходов к анализу и решению данной проблемы?

    Охарактеризуйте особенности организации воспитания на примере одного из этносов.

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.

В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.

Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.



Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи.

Формирование мировоззрения и умственное воспитание личности.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений, обеспечивающих широту ориентировок в мире, принципы поведения и деятельности.

В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности - самоосознание личности, непосредственно обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях и жизненных планах. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания - вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к исходному, а к конкретному на более высокой ступени развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При восхождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубление в сущность явлений материального мира во всех их причинных связях и опосредованиях.

Воспитание гражданственности, патриотизма

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров.