Личный журнал. Личное отношение. Символы солнца в купальских обрядах. Гадания, поверья и приметы

Праздник Ивана Купалы - один из самых мистических дней в году. Практики и эзотерики называют его днем силы, а соблюдение традиций и обычаев праздника способно полностью изменить вашу в жизнь в лучшую сторону.

Наши предки верили в могущество природных сил и поклонялись духам воды, огня, земли и воздуха. Особую силу эти верования имели в праздники Кологода — самые энергетически наполненные дни и ночи.

Праздник Ивана Купалы издавна почитался как сильнейшее мистическое время, поворотная точка года. Изначально Купалу почитали 24 июня, но из-за смешения христианских и народных традиций дата праздника была перенесена на 7 июля.

Как празднуют день Ивана Купалы

Принято считать, что в день Ивана Купалы все стихии имеют особую силу. Наши предки считали, что человеческая жизнь неразрывно связана с природой. Самые верные традиции этого дня дошли и до нашего времени.

Обязательной частью праздника до сих пор считается священный купальский костер. Сухие дрова и ветви складывают неподалеку от чистого природного водоема и зажигают с наступлением темноты.

Перепрыгнув через костер, можно избавиться от болезней, горестей и даже наведенной порчи. Сквозь пламя прыгают и парами, крепко взявшись за руки: считается, что огонь купальского костра очищает энергетику отношений и разжигает страсть.

7 июля не только огонь обладает силой: воде уделяется не меньше внимания и почитания. С давних времен в купальский вечер по течению реки отпускали дары: мед в сотах, свежее молоко и свежеиспеченный хлеб. Реку просили не гневаться на людей, дарить достаточно рыбы и забирать печали людей.

Молодые незамужние девушки и сейчас следуют давнему купальскому гаданию . С утра из полевых цветов и трав плетется большой венок и весь день носится на голове. К вечеру венки пускают по воде, загадав желание или задав важный вопрос.

Если венок держится на воде и уплывает по течению, то на вопрос можно ответить утвердительно, а желание непременно сбудется. Если же венок прибило к берегу или утопило в воде, значит, река дала отрицательный ответ.

В день Ивана Купалы с особым почтением относятся к земле и ее дарам — целебным травам. Знахари называют этот день наилучшим временем для сбора растений, ведь в праздник они наиболее сильны. Сбор купальских трав и корений ценится особенно и применяется для лечения самых сильных недугов.

Особым мистическим смыслом наделяется легендарный цветок папоротника: принято считать, что папоротник цветет только в купальскую ночь , в течение нескольких минут. Тот, кто успеет найти и сорвать цветок, обретет силу видеть истину и исцелять любые болезни.

Привлечь богатство, любовь и благополучие в день Ивана Купалы вам помогут специальные сильные обряды . Мы желаем вам веселого и красочного праздника. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

7 июля по всему миру отмечается день Ивана Купалы или Рождество пророка Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Несмотря на то, что этот праздник имеет уже тысячелетнюю историю, в последнее время в светском обществе он всё более и более отдаляется от изначальной традиции и обрастает разными новыми нелепыми мифами. И это не удивительно. Мы очень многого не знаем о происхождении этого праздника.

Итак, что мы НЕ знаем о дне Ивана Купалы?

7 забытых фактов:

1. Название.

Некоторые культработники, сочиняя сценарии праздника, выискивают легенды про языческого бога Купалу. Однако, увы, его никогда не существовало. Присовокупил его к пантеону славянских богов в XVII веке некий излишне ретивый книжник. Летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего появилось новое божество.

Итак, древние славяне не знали никакого Купалы. Пророка Иоанна Крестителем стали называть у нас довольно поздно. В основном в христианском мире он известен как Йоханан га-Матбиль (ивр.), Иоаннис о Баптистис (греч.) и т.д., что примерно означает «очищающий водой, погружающий, купающий». Отсюда же, кстати, произошло название «баптисты» – «погружающие», так как они крестили посредством погружения человека в воду, как православные, а не обливая его, как католики. Таким образом, «Купало» - это славянский перевод общехристианского прозвания Иоанна. Потом постепенно за церковным обрядом погружения в воду закрепилось название «Крещение», и Иоанн стал «Крестителем».

2. Солнцеворот.

Во многих книжках можно прочитать, что день Ивана Купалы был праздником летнего солнцестояния. На самом деле летнее солнцестояние приходится на 21 июня, то есть более чем на 2 недели раньше! При этом в действительности оно почти никак не отмечается в народном календаре. Как и когда отмечался день перелома лета в дохристианскую эпоху, как называли этот праздник, уже никто не знает.

3. Цветок папоротника.

Многие знают, что папоротник не относится к цветковым растениям и вообще никогда не цветёт. И предки наши были не глупее нас. Папоротник как главное растение праздника, да еще цветущий в ночь на Ивана Купалу, раскрутили уже в XX веке. Раньше же в Купальскую ночь искали разные растения: руту, шалфей, подорожник, фиалку, Иван-да-Марью, полынь, крапиву, а иногда и папоротник

4. Огонь.

Традиционные костры, зажигаемые в ночь на Ивана Купалу, вовсе не являются символами лета или солнца. Они имеют отношение к погребальным кострам, в огне которых сгорали жертвы: солнышко идёт на убыль, умирает, и надо бы его «подкормить». Увы, в дохристианской древности солнечным богам приносились совсем не солнечные жертвы. Прыгая через огонь, люди, с одной стороны, очищались от скверны, а с другой, выбирали жертву. Кто не мог перепрыгнуть, того и приносили в жертву - дескать, на него упал выбор богов. Кстати, и в наше время в России ежегодно в этот день наблюдается множество случаев, когда люди получают увечья и даже умирают от ожогов при таких вот «попрыгушках».

В соответствии с такой символикой огня регламентировались и все обряды, связанные с этими кострами. Про то, что прыгать через огонь нужно попарно и взявшись за руки, ещё помнят. Но про то, что не каждый имел право прыгать, уже многие забыли! Согласно поверьям, не разрешалось совершать этот обряд людям, состоящим в браке, а также тем, кто не помнил своих прародителей – их считали неполноценными членами общины. В некоторых областях не допускали к кострам людей, потерявших девственность до свадьбы (в том числе и парней), так как они «оскверняли» огонь.

5. Вода.

Несмотря на то, что название праздника наводит на мысль о купании, купаться в эту ночь считалось вредным и даже опасным, потому что в этот день отмечались «именины водяного». А вот в северных губерниях в этот день мылись хоть и речной водой, но непременно в банях.

6. И медные трубы.

СМИ часто преподносит этот праздник как чуть ли не самый главный праздник в деревне. Однако этнографы указывают на обратное. С точки зрения русского крестьянина, Иванов день был далеко не самым главным праздником лета. Гораздо важнее для жизни общины были Духов день – праздник земли, «скотий праздник» – Флора и Лавра, день апостолов Петра и Павла, с которого начинались урожайная пора и сенокос, и ряд других праздников.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.

Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.

В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.

Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.

В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.

Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.

Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

Иван Купала - один из самых почитаемых и веселых народных праздников.
В разгар лета, в ночь с 6 на 7 июля отмечался праздник бога Купалы. Солнце ещё ярко светило, но дни начали уменьшаться, наступал поворот к осени. Знаком Солнца, сходящего с летней высоты, было огненное колесо. Сооружали его так: брали обычное деревянное колесо, обвязывали соломой, поджигали и скатывали с горы.
Со временем день Купалы слился с христианским днем Иоанна Крестителя, в результате чего появилось новое название праздника - день Ивана Купалы. Существовало поверье, что в эту ночь устраивает шабаш нечистая сила. В деревнях в это время не выпускали скот. В этот день проходило большое гуляние: водили хороводы, пели песни, плели венки.

Вечером на полянах недалеко от реки зажигали очищающие костры. Девушки и парни брались за руки, прыгали через костер или плясали вокруг него. Считалось, что огонь очищает тело и душу. Прыганье через костер призвано было на целый год оградить их от болезней.


Матери бросали в костер вещи заболевших детей, чтобы сгорали все недуги. Иногда через костры прогоняли скот, чтобы защитить его от мора. Купальские костры не гасили - они должны были дотлеть сами. Поутру купались в реке, гадали о будущем, опуская венки из цветов в воду. Если венок уплыл далеко - значит девушка уедет из дома, выйдет замуж; если к берегу пристал - останется в родительском доме, а утонет венок - к разлуке с суженым.


Славяне верили, что в полночь всего на несколько мгновений расцветает папоротник. Кто его сорвёт, тот найдет закопанный клад и его ждет удача. В промежутке от заутрени до обедни собирали лекарственные травы. Считалось, что собранные в это время травы имеют большую целебную силу.

Иван Купала является народным праздником восточных славян, отмечаемым 7 июля. Этот день знаменовал собой макушку лета, половину года и весьма широко отмечался с песнями, плясками вокруг костра и импровизированного «Купалы», роль которого играло чучело из сена, веток деревьев и пр. Существует немало примет, связанных с днем Ивана Купалы 7 июля.

Действия на Ивана Купала 7 июля и приметы, связанные с этим днем

В ночь на Ивана Купалу проводились самые разные обряды с привлечением воды, огня и трав. Первой приписывались чудодейственные силы, поэтому приветствовалось купание в реках, банях, умывание росой. Огонь также обладал исцеляющей и очищающей мощью. В него было принято бросать старые ненужные вещи и таким образом открывать свой дом для всего нового, а души – для и везения. Именно в этот день было принято заготавливать лекарственные травы на весь предстоящий год. После обязательного омывания на рассвете все молодые девушки и женщины отправлялись на луга и в леса, где босиком, с хорошим настроением и молитвами, собирали нужные в домашней аптечке растения.

Тем, кто интересуется, к какому церковному празднику приурочен день 7 июля и какие приметы с этим связаны, стоит ответить, что по времени проведения он совпадал с Рождеством Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя. А так как крещение осуществляется путем погружения в купель, то и весь славянский народ погружался в водоемы, реки, озера и др. Никто не раздражался, даже когда на него неожиданно брызгали холодной водой, настолько древние славяне верили, что это приносит удачу, здоровье и счастье.

Народные приметы 7 июля

Конечно, большинство из них связано с погодой, ведь именно от нее зависел урожай, а значит и жизнь на весь предстоящий год. Вот некоторые из них:

  • ясный солнечный день обещал поздний приход осени;
  • обилие утренней росы сулило хороший урожай, особенно огурцов и орехов;
  • звездная и ясная Купальская ночь была предвестником хорошего грибного сезона;
  • дождь в этот праздник не ждали, так как это сулило плохой урожай пшеницы;
  • главной хорошей приметой, связанной с этим праздником, отмечаемым 7 июля, было найти цветок папоротника. Считалось, что после этого человек сможет видеть, где под землей зарыты сокровища, а еще научится понимать язык животных;
  • ночь на Ивана Купала была отличным поводом найти себе пару. И если молодые люди, держась за руки и перепрыгивая через костер, не расцепляли пальцев, то это было верным признаком, что они станут мужем и женой.

В этот день люди молились Святому Иоанну Крестителю, прося его о здоровье и счастье своим детям, а также избавить их от головной боли. Кроме прыжков через костер в этот праздник обменивались вениками, опахивали сельские дороги, приманивая сватов или прокладывая бороздку к дому того парня, которого хотели видеть своим зятем. Восточные славяне верили, что до Иванова дня женщины не должны есть никаких ягод, иначе будет забирать у них маленьких детей. Появляющиеся в эту ночь светлячки – «Ивановские червячки» считались душами умерших предков, которые пришли повеселиться вместе со своими родными.

На Иванов день было принято приносить с собой на гуляние еду и напитки. Как правило, каждый брал с собой то, что есть в доме, но к обрядовой еде относили творожные вареники, сыр, мучную кашу, пресные лепешки, в которые добавляли льняное и конопляное семя, лук, чеснок и др. Запивали все это квасом, в Белоруссии – водкой, а в соседнем Подляшье – вином. Как видно, праздник отмечался со вселенским размахом и пусть сегодня он уже воспринимается как пережиток прошлого, в некоторые приметы продолжают верить и современные люди.