Программное содержание:
Цели:
Формировать у детей представления о физических свойствах воды.
Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами
(прозрачна, без запаха и без вкуса).
Закрепить знания детей о необходимости воды для человека. Учить детей принимать цель наблюдения, представляющую взрослым в игровой форме и находить общие признаки, и признаки отличия.
Продолжать накапливать опыт, установления частных связей при наблюдении.
Задачи:
Обогащать словарный запас словом - безвкусная. Активизировать в речи детей слова: прозрачная, безвкусная, без запаха.
Учить детей выслушивать друг друга, не перебивая, быть усидчивым.
Воспитывать добрые чувства, любознательность, любопытство, эстетическое восприятия.
Провидение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)»
«Вода теплая и холодная»
«вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)» Чтение произведений: 3. Александрова «Капель» К. Чуковский «Мойдодыр» С. Маршак «Дождь» А. Барто «Девочка чумазая» Беседы:
«Водичка, водичка, умой мое личико...» «Зачем нужна вода» Д./и. «Кто где живет» П.и. «Капельки и тучка» Наблюдение за аквариумом.
Материал: по 2 шт. на человека прозрачных стакана, по 2 чайные ложки на человека, 1литр сока с мякотью, чайник с водой, Квадратики из цветной бумаги.
Ход занятия:
(Дети в кругу играют в пальчиковую игру) « Здравствуй, солнце золотое».
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим друг другу свою улыбку.
Вбегает Незнайка, тяжело дышит.
Незнайка: Здравствуйте, дети! Я так давно собирался прийти к вам
в гости и наконец, пришел. Я так торопился, запыхался,
зашел в магазин, купил воды попить. Это же вода? (показывает детям сок)
Дети: Нет, это сок.
Незнайка: Почему это сок? Это вода. С чего вы взяли, что это сок.
Воспитатель: Незнайка, давай ты успокоишься, и посмотрим, чем отличается сок от воды. Мы сейчас нальем в один стакан воду, а в другой сок. Положим в один стаканы по 1 чайной ложки. Посмотрите, где ложку видно? В стакане с водой или в стакане с соком.
Дети: В стакане с водой.
Воспитатель: А в стакане соком?
Дети: Невидно.
Незнайка: Почему?
Дети: Она прозрачная, через нее видно
Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, оказывается вода прозрачная, а сок - нет.
Незнайка: А я, не верю. И сок бывает прозрачный.
Воспитатель: Ребята, давайте положим под стакан цветную бумагу и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?
Дети: Бумагу.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: А теперь положим под стакан с соком тоже бумагу и тоже посмотрим. Что вы видите?
Дети: Ни чего.
Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял.
Незнайка: Нет.
Воспитатель: Давайте сейчас понюхаем сок. Чем пахнет?
Дети: Вкусно.
Воспитатель: А другой стакан. Чем пахнет?
Дети: Ни чем.
Воспитатель: Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?
Дети: Нет запаха
Незнайка: Ну и что?
Воспитатель: Ну, давайте, тогда попробуем на вкус. Сок, какой?
Дети: Вкусный, сладкий.
Воспитатель: А вода? (ответы детей) А у воды нет, она безвкусная. (Активизировать словарь детей)
Воспитатель: Ребята, повторим для Незнайки, какая вода?
Дети: Прозрачная, вода без запаха и без вкуса.
Незнайка: Я теперь знаю, какая вода. Вы мне очень хорошо объяснили, я теперь ничего не перепутаю. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
Дети: Пить, варить пищу, купаться, стирать белье и т. д.
Незнайка: Ну, молодцы! А давайте поиграем.
Воспитатель: Ребята, а давайте Незнайку научим играть в игру «Капельки и туча»
Полетели капельки на землю (прыгают). Скучно им стало, по одиночки прыгать. Собрались они вместе и потекли. Маленькими ручейками (взялись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой речке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказала, домой вернутся. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкие и потянулись вверх (присели и потихоньку встают, подымают руки вверх). Испарились они под лучиками солнца и вернулись они к маме - Тучке.
Незнайка: Ну, ребята, мне так понравилось у вас! Но мне пора
возвращаться домой к моим друзьям. До свидания!
Дети: До свидания, Незнайка! Приходи еще к нам в гости.
Пономарёва Татьяна Александровна 20.11.2015 4088 367 Черныш Наталья Владимировна
Конспект занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе.
Группа: 2 младшая «А»
Воспитатель: Черныш Н.В.
Тема: «Волшебная водичка».
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы
Задачи:
Обучающая
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
- развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Воспитательная
- умение работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, безвкусная, легкий, тяжелый.
Методы и приемы:
- Игровой (использование игрушки);
- наглядный (планшет-схема «Кому нужна вода»);
- практический (опыты);
- словесный.
Материал и оборудование:
- иллюстрации с изображением водоемов;
- стаканы с водой и соком (по количеству детей);
- пустые стаканы;
- соль, сахар, зеленка, марганцовка;
- камни и бумага;
- полотенца;
- емкости для воды;
- краски, кисточки.
Биллингвальный компонент: су - вода, мұз - лёд
Предварительная работа: беседа о свойствах воды
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент: дети заходят в группу и видят расставленные столы (для опытов), которые накрыты красивыми салфетками
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Дети Вам интересно, что спрятано под этими салфетками? На этих столах стоят предметы, с которыми мы сегодня будем проводить опыты |
Дети отвечают утвердительно |
Но прежде, чем мы начнем проводить опыты, нам нужно помыть руки. Посмотрите, здесь стоит чашка в которой мы помоем руки |
Дети проходят к емкости и моют руки |
Дети, а чем мы моем руки? |
|
Правильно, водой. А какая вода? |
Прозрачная, жидкая, теплая. |
Молодцы, вы правильно назвали свойства воды, и поэтому мы с вами пойдем к первому столу |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Эксперимент 1 «Цвет и запах»
На столе стоят стаканы с водой и соком
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Возьмите в руки стаканы с водой и понюхайте её Вода пахнет А теперь попробуйте Вода имеет вкус Посмотрите сквозь стакан Вам видно друг друга? Вода прозрачная |
Дети нюхают воду Дети делают глоток воды Дети наклоняются и смотрят сквозь стакан |
Посмотрите, а в этих стаканах налита цветная вода Давайте попробуем сквозь неё посмотреть. Вы что-нибудь видите? А теперь попробуйте эту воду. Что это за вода? Правильно, это сок, но сок это тоже вода. Только это вода какая? |
Дети наклоняются к стаканам Дети делают глоток. И отвечают что это сок. Она сладкая, пахнет и через неё ничего не видно |
Молодцы, а сейчас мы перейдем ко второму столу и проведем еще одни опыт. |
Эксперимент 2 «Окрашивание»
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Посмотрите, перед нами опять простая вода. |
|
У меня в руках волшебные кристаллики. С их помощью я окрашу воду в бордовый цвет. А с помощью волшебной жидкости я окрашу воду в зеленый цвет |
Дети следят за процессом окрашивания |
А что еще стоит на столе? |
Краски и кисточки |
А вы знаете, что эти краски и кисточки волшебные? При помощи этих красок и кисточек вы можете сделать воду цветной. Давайте попробуем сделать это вместе. |
Дети берут краски и кисточки. Набирают краски и разбалтывают в воде. |
Вы настоящие волшебники, вы покрасили воду в разные цвета! |
Эксперимент 3 «Ледяные забавы»
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Беру в руки емкость и потряхиваю ею. Раздается шум. Дети как вы думаете, что здесь? |
Ответы детей |
Здесь лед. Давайте откроем и посмотрим, какой он |
Дети наблюдают за процессом |
Потрогайте его. Какой лед? |
Холодный, круглый, скользкий |
Правильно, а кто знает, в какое время года бывает лед |
|
Вы молодцы и все правильно рассказали про лед. Сейчас нам с вами надо отдохнуть |
3. Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два,
(Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва.
(прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли,
(вдох развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли
(сомкнуть руки над головой полукругом).
Эксперимент 4. «Лед растаял, кап-кап»
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
А сейчас давайте вернемся к столу, где у нас стоит лед |
Дети подходят к столу |
Посмотрите, лед начинает таять и получается вода. Значит лед это что? |
|
Правильно. но можно сделать так, чтобы лед растаял еще быстрей. Я предлагаю вам снова стать волшебниками. Посмотрите, у нас лежит белый порошок. Попробуйте и скажите что это |
Дети пробую порошок, и говорят: соль |
Правильно, это соль. А вызнаете, что при помощи соли можно заставить лед таять еще сильней. |
|
Сейчас я вам покажу, как это сделать. Берите ложки посыпайте солью лед |
Дети берут ложки, посыпают лед солью |
Посмотрите, что получается |
Вода. Дел тает |
Вы снова показали мне какие вы волшебники. И сейчас мы с вами пойдем к чайнику. |
Эксперимент 5. «Тонет – не тонет»
(на столе лежат ложки, камни, косточки, листики бумаги)
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Вы знаете, что с водой нужно быть очень осторожными, а иначе в ней можно утонуть |
|
Но в оде тонут не все предметы, а только тяжелые Возьмите в руки ложки, и камушки Опустите их в воду Что случилось? Почему они утонули |
Дети слушают Дети берут Дети опускают Они утонули Потому что они тяжелые |
Правильно, а теперь возьмите в руки листочки бумаги Опустите их в воду Что получилось? Почему они не утонули? |
Дети берут Дети опускают Они не утонули Потому что они легкие |
Вы молодцы. |
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
4. Рефлексия в обратном порядке от последнего стола к первому дети идут с воспитателем и отвечают на вопросы
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Что мы делали здесь? Почему утонули камушки? Почему не утонули листочки |
Топили камушки и бумагу Потому что они тяжелые Потому что легкие |
Что мы делали здесь? |
Смотрели, как из пара получается вода |
Что мы делали здесь? При помощи чего |
Таяли лед При помощи соли |
Что мы делали здесь? |
Играли со льдом |
Что мы делали здесь? |
Красили воду |
Что мы делали здесь? |
Пробовали и нюхали воду |
Что мы делали здесь? |
Мыли руки |
5. Итог: Правильно, а теперь посмотрите, что лежит в тех чашках, где вы мыли руки (сюрприз). Вы настоящие ученые и за это для вас сюрприз.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды .
Материал: прозрачный кувшин с нарисованными глазами и ртом; 2 тазика с горячей и холодной водой, две салфетки, пластиковая бутылка, резиновая перчатка 5 листов бумаги, настольная ширма, стаканчики, желобок, две игрушечные мельницы, ковш, чайник с водой, медицинские шприцы по количеству детей, аудиозапись песни «Капитошка»
Предварительная работа:
Наблюдения и экспериментирование с водой и мыльной пеной во время умывания, наблюдение за таянием снега во время прогулок.
игра «Рыбаки и рыбки», игры с водой «Купалочка», стирка кукольного белья, мытье игрушек, занятия по ознакомлению со свойствами воды («Имеет ли вода цвет и запах», «Что растворяется в воде? », «Окрашивание воды», «Замерзание воды», «Тонет-не тонет».
Приемы (формы работы) : Вода в кувшине (сказочный персонаж, обследование, сравнение, постановка проблемной ситуации, проведение экспериментов, наблюдение, обсуждение результатов наблюдений и экспериментов, игры с водой «Узнай голосок Водички, «Водяные человечки».
Ход занятия-экспериментирования
Вводная часть
Воспитатель привлекает внимание детей к кувшину с водой с нарисованным грустным лицом.
Налили водичку в кувшин и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот стою я тут и вижу много предметов. Все они разной формы, разного цвета. А я про себя ничего не знаю. Какая же я?
Не грусти, Водичка, наши дети могут о тебе все рассказать. Скажем ей, какого она цвета. (Бесцветная.)
А что вы еще можете сказать о том, какая вода в кувшине (чистая, прозрачная.)
Спасибо, дети. Но вы не сказали мне какая у меня форма ? Вот кубик квадратный, мяч - круглый. А какая форма у воды?
Водичка, мы это сейчас выясним.
Основная часть
1. Выполнение первого эксперимента.
Как вы думаете, измениться ли форма кубика, если положить его в круглый сосуд? (Она осталась такой же.)
Почему не изменилась форма кубика? (Он твердый.)
А что если воду из кувшина перелить в круглый сосуд ? Проверим. (Наливает воду)
Какая форма у воды в круглом сосуде (Круглая)
Какая форма у воды в бутылке? В стакане? В резиновой перчатке? (Переливает воду в разные сосуды.)
(Воспитатель сливает воду опять в кувшин)
Вот видишь, Водичка, мы с ребятами выяснили, что вода не имеет формы.
А почему вода не имеет формы? (Она жидкая)
Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода не имеет формы» (Дети повторяют)
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вывод. Вода не имеет формы. Вода жидкая.
Ты все еще грустишь, Водичка?
Мне грустно оттого, что нет у меня ни цвета, ни формы.
Не грусти, зато ты можешь двигаться, течь. Проверим?
Воспитатель льет воду из чайника в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по прозрачному желобку.
Почему вода течет? (Она жидкая.)
Хотите сами проверить, как течет, движется вода? Сейчас вы будете выливать водичку из маленького ведерка в воронку игрушечной мельницы.
(Дает возможность детям самостоятельно поэкспериментировать, понять, что вода переливается, течет. Дети поочерёдно выливают воду в воронку мельницы)
Что мы наблюдаем? (Колесики крутятся.)
Почему колеса мельницы крутятся? (Вода течет, движется.)
Вода движется и заставляет крутится колеса мельницы.)
Вывод: Вода жидкая. Она может течь.
Водичка, нам всегда приятно слушать, как звучит твой голосок. Послушайте еще раз песенку водички (воспитатель переливает воду из чайника в тазик)
Воспитатель: теперь мы знаем, как звучит голосок воды. Сможем его узнать?
Воспитатель за ширмой шелестит бумагой или переливает воду. Дети определяют и называют: «вода», «бумага».
4. Игра-эксперимент «Теплое-холодное»
Воспитатель обращает внимание детей на тазики, покрытые салфетками.
Водичка приготовила нам загадку «Что прячется в тазиках? » (Приглашает детей подойти к ним.)
Проверим, что там. Осторожно просуньте руку под ткань в тазик.
Что там? (Водичка.)
Воспитатель: а что же тут? (Тоже водичка.)
Воспитатель: а здесь она какая? (Холодная.)
(Ткань во время игры-эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие .)
Мы разгадали твою задачку, Водичка: ты можешь быть горячей и холодной.
Вывод: вода может быть холодной и теплой.
6. Заключительная часть. Подведение итогов.
(Воспитатель незаметно меняет грустное выражение лица Водички на веселое)
Посмотрите, ребята, наша Водичка улыбается. Теперь она знает, какая она. Помогите мне напомнить ей все, что о ней знаете. (Прозрачная, чистая, бесцветная, жидкая, не имеет формы, течет, может быть холодной и теплой)
Воспитатель дает детям возможность высказать свое мнение. Это позволяет воспитателю узнать степень усвоения детьми нового материала. Но учитывая возраст детей, помогает формулировать выводы.
5. Игры с водой «Водяные человечки»
Цель игры: снять напряжение, достичь положительных эмоций.
Воспитатель предлагает поиграть с «водяными человечкам»: набрать воду в медицинский шприц (получился «водяной человечек») и выпустить его в тазик. Напоминает правила без
опасного поведения (не брать воду в рот, не брызгаться).
Звучит музыка «Копитошка»
3.Конспект НОД в старшей группе.
Экскурсия в природу
«В гости к деревьям»
Цель :
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Познакомить детей с осенним явлением природы - листопадом .
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно - все взаимосвязано.
Закрепить знания детей о липе и березе.
Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
А вы знаете, почему листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите ли вы их собирать? Почему?
Что вы с ними делаете?
Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
А летом так бывает?
А весной так бывает?
А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад - это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам . Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Конспект открытого занятия по экспериментированию во второй младшей группе
"Волшебница вода".
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, мутной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки», принимает участие в игре «Для чего нужна вода».
Оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой, по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Дети проходят на стульчики.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.
-Я жил там, где много воды. А где была вода, всем было хорошо. Счастливые рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат, а растения радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса. Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода.
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться -
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода - волшебница у нас.
-Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап) .
- У нас дома откуда мы берем воду? (из крана) .
-Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая).
-Какой водой лучше мыть руки? (теплой) .
- Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.
2. Основная часть. Опыты с водой.
Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике) .
Опыт: «Цвет воды»
- А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку). Это еще одно свойство воды - вода прозрачная.
-Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье). Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет, а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде). Вот какая волшебная вода - может менять цвет и растворять вещества.
Опыт: «Форма воды»
(Налить немного воды на плоскую тарелку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия). Это тоже свойство воды - она не имеет формы.
3. Физкультминутка «Рыбки»
Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! " (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -отрицательный жест) .
А третья сказала: "Мне хочется спать! " (Ладони поворачиваются натыльную сторону одной из рук - рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями - дрожь.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются - рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил! " (Быстрые волнообразные движениясомкнутыми ладонями - уплывают.)
-Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи) .
-Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .
Опыт «Что сказала водичка? »
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
- Что ответила вам водичка? (Буль)
- Вода умеет издавать разные звуки.
Опыт: «Тонет или плывет»
-Камни - тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)
-Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки- тяжелые или легкие? (Щепки легкие) .
-А что легче, что тяжелее - щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)
-Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает) .
-Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.
-Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода»
- Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.
- Рыбки плавают в озере.
- Дети поливают цветы.
- Из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом.
- Бабушка моет посуду.
- Мама в ванночке купает малыша.
5. Рефлексия.
- Да, вода всегда нам нужна, чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений. Вот какая нужная вода. Спасибо тебе, Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.
«Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
- Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.
Конспект НОД по экспериментированию с водой во второй младшей группе
"Путешествие с Капитошкой".
Составитель:
О.А.
Каргина
Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
1. объяснить причины возникновения дождя;
2. побуждать, понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
3. поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы, развивать мышление, кругозор, любознательность детей.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
2. воспитывать аккуратность при работе с водой;
3. способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Обогащение словаря: капает, льется, губка, эксперимент, теплая, лёгкая, тяжёлая.
Интеграции образовательных областей:
1. «Физическая культура» - двигательная деятельность
2.«Социализация» - игровая деятельность
3. «Труд» - трудовая деятельность
4. «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность
5.«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы
6. Музыка» - музыкально-художественная деятельность
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой,
дыхательная гимнастика (Игра «Мыльные пузыри»)
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера. «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка -чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»). чтение сказки «Дождик»,разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
Раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: губки, глубокая тарелка, салфетки для рук;
Игрушка «Мыльные пузыри» (всё по количеству детей); тазик с водой, жидкое мыло, полотенце.
Комплект картинок «Появление дождя», аудиозапись «Шум дождя».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент.
(Звучит аудиозапись «Шум дождя»). Дети встают перед воспитателем полукругом.
Педагог: Добрый утро, ребята! Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Капитошка. А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся Капитошке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко - ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Основная часть.
Педагог: Ребята, а что у нас за звуки раздаются?
Дети: (Гремит гром, дождь идет.)
Педагог: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
А ты знаешь Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем. (Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей").
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Капитошка : Мне очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?
Дети: С неба капает,из туч.
Капитошка: Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети: (Нет.)
Педагог: Ребята, наш друг Капитошка любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. Присаживаетесь на стульчики. У нас на столе лежат губки - это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь?
Дети: Сухие и лёгкие.
Педагог: А в тарелочках у нас вода, это - реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!
Теперь скажите, какая тучка стала?
Дети: тяжёлая, мокрая.
Педагог: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.
Соня, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Дети: Сильный.
Педагог: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.
Педагог: Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.
Физминутка:
Педагог: Ребята, а сейчас Капитошка приглашает вас поиграть.
Встаём в круг (Капитошку посадить на стульчик в центр круга) и повторяем за мной:
Капля - раз, капля - два, (показываем поочерёдно ладошки)
Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
а потом, потом, потом -всё бегом, бегом, бегом. (бег)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем.
Педагог: Ребята, а у нас для Капитошки, есть подарок, (показать ярко оформленную коробку).
Давайте угадаем, что в коробке. Я вам подскажу. Вы знаете, что при помощи мыла и воды мы с вами можем не только стирать, не только умываться, а еще делать удивительные вещи с водой.
Давайте подойдем за второй стол. Посмотрите ребята, а на столе стоит тазик. А что в тазике налито?
Дети: Вода.
Педагог: Правильно, вода, а теперь я добавлю жидкого мыла и размешаю, что получилось?
Дети: Мыльные пузыри.
Педагог: Правильно ребята, мы с вами сделали мыльные пузыри, которые вы так любите пускать и Маша тоже. Ну что, давайте немного поиграем с мыльными пузырями. (Раздаю баночки с пузырями).
Дети: Да.
Педагог:
Как красивы - посмотри! -
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!
А теперь ребята, давайте закроем баночки, и уберём в коробочку и подарим их Капитошке, а то он что-то загрустил.
Ведь ему пора улетать, его ждут сестрички- капельки на тучках.
А сейчас Алена расскажет, стихотворение Капитошке на прощание.
Все ругают дождик,
А ему обидно:
Он же так старался!
Разве вам не видно?
Вымыл все дорожки,
Крыши и машины,
Парки, стадионы,
Окна и витрины.
Стало всё блестящим
И таким красивым!
Но никто за это
Не сказал: "Спасибо".
Вот, и плачет дождик,
Моросит уныло -
Он же так старался
Добрым быть и милым!
Капитошка: Мне очень понравилось стихотворение, спасибо вам ребята. Я обязательно прилечу к вам еще. Мне с вами так интересно было.
Педагог: А теперь, вспомним ребята, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Капитошкой. Мы сегодня узнали, откуда в тучке появляются капельки дождя, почему идет дождь, познакомился с новыми играми. Капитошка на прощание дарит вам свой портрет, чтобы вы его не забывали.