Как одевались люди в 40 е годы. Мода и стиль времен второй мировой войны. Стиль ретро — это новоя классика

История мужской моды. Мужская мода 20 века


1900-е годы в мужской моде

Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.


1910-е годы в мужской моде

На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель - тренчкот (от англ. слова trench, "траншея") для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry - делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».

В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.

1920-е годы в мужской моде

Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.

В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.

Модником того времени был Владимир Маяковский.

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.

1930-е годы в мужской моде

Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.

В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

1940-е в мужской моде

Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны - мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.


В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.


1950-е в мужской моде

Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).

1960-е в мужской моде

В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.

В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.

1970-е в мужской моде

В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.

Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».

1980-е в мужской моде

Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь. Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».


В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

1990-е в мужской моде

На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.

2000-е в мужской моде

Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»

Заходите в нашу группу

Добро пожаловать в главное хранилище нескольких постов развлекательного характера о женской моде 1940-х годов: характер одежды во время и после войны, прически, макияж и т.д.

Силуэт 1940-х годов

Широкие, квадратные плечи, подтянутая талия и бедра, кудрявые волосы до плеч. Ниже представлен силуэт 1940-х годов.

Силуэт 1940-х годов выше, взят из женского издания 1940-х годов, он представлен с учетом реальных женских форм. Здесь юмористичными являются такие выражения, как «женские выпуклости».

Представленная ниже страница из John Peacocks 20th Century Fashion четко показывает, как развивался силуэт в первой половине 1940-х годов.

Модная линия 1940-х годов

Неважно, было ли это платье, свитер без рукавов, кардиган, шелковый наряд или корсаж, широкие плечи были обязательными.

Ставшие популярными в середине-конце 1930-х годов благодаря дизайнеру Эльзе Скиапарелли и актрисе Джоан Кроуфорд, в 1940-х годах они стали определять женский образ.

Корсаж

Традиционно 2 предмета одежды сшивали вместе. Популярные корсажи 1940-х годов имели объемные плечи с длинными или короткими рукавами.

Линия шеи

Высокие, округлые, милые маленькие воротнички.

Стиль в обуви 1940-х годов

Оксфорды, туфли-лодочки и босоножки были на пике популярности. Посетите страничку «Полное руководство по женской обуви 1940-х годов».

Рукава

Вставные, короткие или длинные, буфами.

Военные годы – Мода 1940-х годов

Во всех странах, вовлеченных в конфликт, дома моды либо были закрыты, либо начали работать на правительство. В Великобритании дизайнер Норман Хартнелл быстро разработал модели, направленные на массовое производство, в то же время они были яркими и женственными.

Во Франции большая часть ведущих домов мод, таких как дом моды Шанель или дом моды Скиапарелли, закрыли свои двери во время оккупации, поэтому автоматически расцвет ориентированной на потребителя и доступной моды произошел в США.

Чулочно-носочные изделия 1940- х годов

Нейлон 1940-х годов! Конечно, нейлон не был доступен каждой женщине с началом войны, так как звучал призыв сдать нейлоновые чулки властям, чтобы они смогли послужить на благо войны, начиная от парашютов и заканчивая головной частью снаряда. В то время как американки ходили без нейлоновых чулок, американская армия выдавала солдатам, идущим в Европу, нейлон, чтобы с его помощью ухаживать за британками и француженками. И все указывает на то, что это работало! Когда война закончилась, продажа нейлоновых чулок выросла до небес. Философия «сделай и почини» вынуждала женщин по обе стороны Атлантики использовать косметику и рисовать чулки, включая и швы.

Военные прически 1940-х годов

На этом очаровательном видео, взятом из архива YouTube, Вероника Лейк демонстрирует, как девушка должна собирать волосы, работая на заводе.

Материал, используемый в 1940-х годах

Шерсть, хлопок, лен, синтетика, не требующая особого ухода.

Декорирование

Ограниченное число пуговиц, контрастирующие по цвету воротники и манжеты, накладные карманы.

Цвета 1940-х годов

Приглушенные, серо-голубой, бутылочно-зеленый, коричневый.

Маленькие шляпки, большие сумки, обувь на высоком толстом каблуке, иногда с подошвой из дерева.

Сегодня мы обсудим наиболее популярные в 40-х годах фасоны платьев и оценим то, что предлагают современные производители, выпускающие одежду в подобном стиле

В наше время сложно представить эпоху тотального дефицита или нехватки определенной группы товаров.

Но, как не странно, именно сейчас, когда прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров, предугадывая и удовлетворяя запросы потребителей, вновь растет популярность на стиль и моду военного времени прошлого века. Вот почему платья 40-х годов снова на гребне популярности.

Сегодня мы расскажем вам о том, каковы принципиальные отличия фасонов платьев в стиле 40-х, почему и как зародился этот стиль, кто шьет и кто носит такие платья в наши дни и кому идет подобный образ.

Мода 40 на платья и этапы её развития

Если обратить внимание на то как развивалась мода 20 30 40 годов фото платья тогдашних десятилетий разительно отличаются между собой. В 20-30 годах отличительными признаками являлись роскошные ткани, вычурные силуэты, непрактичная длина в пол и прямой крой, без явной линии талии.

Однако постепенно всё начинает меняться и если взглянуть на тогдашние фото платьев в моде 30 40 годов, можно заметить разительные перемены в крое, изменения в длине и силуэте.

На протяжении 1940-1947 года мода на платья практически не менялась, однако окончание войны привело к появлению более легких фасонов с расклешенным низом, использованием более яркой цветовой гаммы, применением новых тканей, которые держали силуэт и позволяли усовершенствовать его формы.

Линия плеч постепенно уменьшалась, в то время, как низ платьев конца 40-х неуклонно расширялся. Возросла популярность на легкие пышные модели без рукавов и воротника с овальной лодочкой.

Платья в стиле 40х: ключевые признаки

Работающей женщине приходилось проводить весь день за прилавком магазина, в офисе, у школьной доски, у фабричного станка. Все эти обстоятельства и необходимость посвящать себя обеспечению своей семьи в сложное военное время, привело к упрощению фасонов и появлению практичных и удобных силуэтов.

Ключевыми признаками ретро моды 40 годов на платья можно считать следующие моменты:

Цветовая гамма в платьях 40 годов

В военное время было не до изысков, однако пастельная гамма также не приобрела поплуярность, в виду своей непрактичности. Преобладали простые оттенки:

Для шитья платьев в 40-е годы использовали легкую шерсть, костюмные смесовые ткани для холодной поры, хлопчатобумажные материалы, ацетатный шелк для повседневных нужд, а также легкий шифон и тонкие виды искусственного шелка для вечерних нарядов.

Синее платье 1942 года

Стильи платьев 40-х годов

Для выделения выгодных частей фигуры использовались контрастная окантовка, например бежевые или белоснежные банты на однотонном, черном или темно-синем платье. Часто наряды украшались контрастным кантом по линии обтачки изделия, рядом пуговиц контрастного цвета.

Среди узоров тогдашнего времени приветствовались цветочные мотивы с мелким рисунком на нейтральном пепельно-желтом, салатовом, голубом фоне, а также мелкий цветочек или ягодный принт в виде вишенок на темно-синем, бардовом, коричневом, черном фоне.


Кроме того, вошел в моду гороховый принт. Чаще всего можно было встретить черно-белое, красно-белое сочетание горошин небольшого размера.

Абстракции, геометрия и градиентные переходы были не в моде в виду сложности изготовления и неуместности в то время.

Фасоны платьев 40 годов

Мы собрали 10 наиболее популярных фасонов платья 40 годов фото которых позволяют оценить разнообразие тогдашней женской моды в условиях тотального дефицита, нехватки средств к существованию, не говоря уже о покупке нарядов. И всё же, дамы находили возможность оставаться привлекательными и женственными, перешивая старые вещи согласно формирующимся канонам моды тогдашнего времени.

Платье 40х с английской блузой

Особенностью такого фасона являлось наличие крупных пуговиц спереди изделия, драпированные рукава, присобранные на манжетах и возможность регулировать уровень декольте, с помощью расстегнутых пуговок.

Также передняя полочка была снабжена драпировками, что позволяло оставлять место для груди, не прибегая к вытачкам.

Такой фасон оказался настолько удобным и подходящим для любого возраста, что продержался в фаворитах вплоть до 50-х.


Отличительные черты фасона: пуговицы на передней полочке, отложной воротник

Платье в стиле 40 годов на пуговицах

В отличие от предыдущего варианта, роль пуговиц в этом фасоне зачастую была декоративной. Платья 40 х годово нередко украшали одним а то и двумя рядами пуговиц по всей длине изделия. Это придавало силуэту большую рельефность, подчеркивая изгибы бедер и груди а также, тонкую талию.

Юные девушки предпочитали платья с круглыми воротниками в стиле Питера Пена, подчеркивающими кукольный образ, в то время как зрелые дамы выбирали фасоны платьев 40 годов с традиционным рубашечным воротником.


Платья 40х с запахом

Многие всерьез уверены в том, что платье с запахом ввела в моду Дайан Ферстенберг. однако уже в военное время такой фасон был популярен в повседневном быту.

Чаще всего запах фиксировался боковой застежкой, создавая М-образный вырез на горловине, без воротника.

Некоторые платья 40 годов фасон с запахом имели лишь в верхней части, в то время как юбка оставалась цельной, другие — напоминали по крою халат и застегивались сбоку с помощью пуговиц или пояса.


Драпированные платья 40 годов

Присобранные рукава, передняя часть полочки отвлекали взгляд от несовершенных частей фигуры и позволяли сместить акцент на талии, даже если её не было и в помине. Драпировки на рукавах придавали фигуре пропорциональность, складки на груди визуально увеличивали её, скрывая нехватку объемов.


В стиле свинг

На фоне военной обстановки молодежь того времени пыталась всячески отвлечься. И удачным способом являлись танцы в стиле свинг. Зарождение буги-вуги, бальбоа, линди поп пришлось на 40-е годы. Платья для таких танцев должны были привлекать к себе внимание, сохраняя рамки приличий.


Примеры фото платьев в стиле Свинг из моды 40 годов

Пышный низ и облегающий верх с короткими рукавами — характерный признак платьев в стиле свинг эпохи 40-х годов.


Отличительная сообенность платьев 40-х в стиле Свинг: расклешенный низ, короткие рукава или их отсутствие, яркие принты и наличие нижней юбки для создания воздушного силуэта

Платье 40-х фото в морском стиле

1940 год ознаменовался выходом мелодраммы Kitty Foyle с Джинджер Роджерс в главной роли. Одноименная героиня блистала в платьицах темного цвета и контрастной окантовкой в морском стиле. Девушки той эпохи всячески копировали стиль персонажа, что породило название целому стилю платьев 40 годов — Kitty Foyle. У нас подобный стиль ассоциируется с морским флотом, благодаря темно-синему цвету и светлой контрастной окантовке.


Стиль героини одноименного фильма Китти Фойли в платьях 40-х годов: темно-синй цвет, белая окантовка, воротник и пуговицы,

С баской

В 40 е годо платья с баской пользовались популярностью в женщин в формах. Благодаря втаченой короткой юбке поверх платья, именуемой, баской, удачно скрывался животик и подчеркивалась линия талии. Подобный фасон пользовался возрожденной популярностью в начале 80-х прошлого века и не так давно, несколько лет назад.


В стиле дирндль

Именно так называется национальный женский костюм Баварии. Он являет собой присобранную блузку светлого оттенка, с длинными или короткими рукавами фонариками и контрастную по цвету нижнюю часть, иногда являющуюся сарафаном. В таком платье можно было щеголять по выходным, прогуливаться с молодым человеком и заниматься домашними делами.

Платье сарафан с воланами

Еще одна разновидность платья с сарафаном, напоминающим фартук, была прерогативой домохозяек. В таком виде женщины проводили большую часть свободного времени у себя дома. Фартук декорировался воланами и позволял сочетать различные образы, чередуя цвета блуз.

В стиле пин ап

Во времена, когда фасон карандаш еще не приобрел всеобщую популярность, женщинам всё же хотелось выглядеть соблазнительно и подчеркнуть красоту изгибов собственного тела. Платья в стиле пин ап успешно справлялись со своей задачей, благодаря облегающему крою нижней части, жесткому каркасу, позволяющему втянуть излишки в талии и животе в облегающий верх, подчеркнув грудь и красоту рук.


Отличительные особенности платьев 40-х в стиле пин-ап: сочетание белого, красного, темно-синего, облегающий фасон, комбинации контрастных цветов в нижней и верхней части.

Чаще всего, платья в стиле пин ап выполнялись двухцветными, напоминая блузку и юбку, визуально разделяя фигуру на верхнюю и нижнюю часть.

Как можно заметить, фасон платьев 40 годов не слишком разнообразен в нижней части, в то время как верхняя часть имела немало вариаций в дизайне, что позволяло обеспечить спрос среди женщин различного возраста и комплекции.

Вечерние платья 40 годов фото

Невзирая на тяжелое экономическое положение по обе стороны Атлантического океана, среди покупателей всегда оставались люди, имеющие возможность покупать дорогие вечерние платья в 40 годах.

Вечернее женское платье 40 х годов чаще всего имело удлиненный слегка расклешенный силуэт, с выраженным декольте, зачастую, обнаженной спиной. Такой наряд отлично дополняли натуральные меха, длинные перчатки и надежное мужское плечо, в компании автомобиля и личного водителя.

В конце 30-х годов в обществе были сильны милитаристские настроения, выливающиеся, в том числе, в тягу к спорту, замечательно реализующему дух соперничества и первенства в мирном русле.

В это время в моду входят большие накладные карманы, отвороты, манжеты. С началом войны встал вопрос дефицита материалов: кожа, натуральный шелк, шерсть и хлопок шли на военные нужды. Более того, в 1940 году вышел «Указ об ограничении снабжения», регламентирующий количество ткани, которую разрешалось использовать на производство одежды. Всё это, безусловно, отразилось в моде на минимализм деталей кроя и скудости отделки: юбки стали короче и уже, практически отсутствуют элементы декора и прочие детали, которые требовали использование дополнительной ткани. Что касается цветовой гаммы, то она также не отличалась своим разнообразием: черный, серый, синий, хаки. Типичные костюмы той эпохи напоминали военную форму: жакеты имели квадратные плечи с подплечниками, ремни изготавливались подобно армейским, карманы шили объемными. Наиболее распространенными элементами в одежде стали юбка-карандаш, платье-рубашка. С конца 1942 года как следствие экономии в моду входят и : шить белые блузки и рубашки было не из чего, а выглядеть элегантно и аккуратно хотелось.

Столь популярные в конце 30-х шляпки сначала стремительно уменьшались в размерах, а затем и вовсе уступили место платкам, беретам, повязкам и тюрбанам. К тому же, данные головные уборы были и весьма практичны, ведь женщинам не всегда удавалось поддерживать свою прическу в надлежащем состоянии.

Косметика стала непозволительной роскошью. Однако замена нашлась в виде средств «натюрель»: например, итальянки подкрашивали брови жженым деревом или костью, заменой губной помаде стали красящие овощи и вино.

Изобретательность приходилось проявлять не только в выборе и ношении головных уборов, поиске замены косметике, но и в создании самих нарядов. Новые вещи практически невозможно было достать, и этот факт в военное время приводит к распространению секонд-хендов и одежды hand made. Журналы провозгласили моду на «лоскутные платья», сшитые из нескольких старых вещей. Созданный при поддержке государства в Великобритании модный журнал «Make and Mend» («Создай и улучши») советовал, как сделать самим украшения из бутылочных крышек, пробок и кассетных катушек. Дефицит материалов и вещей привел к тому, что консервативный женский костюм, с одинаковыми по цвету и фактуре жакетом и юбкой, мог состоять из верха и низа, сшитых из разных по типу и расцветке тканей. Женщины также экономили на чулках, просто рисуя аккуратную черную стрелку карандашом на ногах.

Однако, военные лишения и ограничения заставили работать фантазию не только простых женщин, но и многих дизайнеров, и подтолкнули к созданию новых силуэтов и использованию новых материалов, которые отвечали духу времени. Так, например, в самом начале Второй мировой войны француз Роберт Пиге и британец Эдвард Молине создали пальто с капюшонами и пижамы, позиционируя их как одежду «для убежищ». Эльза Скиапарелли презентовала теплые костюмы из вельвета с объемными карманами и комбинезоны, а производители обуви и аксессуаров добавили большие сумки, вмещающие газовые маски, и обувь на удобном низком каблуке. Чтобы сохранить натуральную кожу для военных нужд, каблуки и подошву обуви начали делать из дерева, верх - из замши или других материалов.

Особенно преуспел в этом молодой итальянец Сальваторе Феррагамо, который создавал футуристические модели обуви из соломы, войлока, дерматина, конопли и даже целлофана. Уже ставший известным к тому времени Гучио Гуччи, испытывая перебои с поставками привычных качественных материалов, ввел в производство сумок лён, пеньку, бамбук (как следствие, в 1947 появится знаменитая кожаная сумка с бамбуковой ручкой).

Одним из революционных изобретений в моде в 40-е являлся нейлон. Первые чулки из нейлона были представлены публике в 1940 году, позже из него стали делать и нижнее белье. Широкому распространению нейлона способствовал недостаток шелка - он в военное время использовался в основном для изготовления парашютов, карт и мешочков для пуль.

После захвата Парижа нацистской армией, некоторые дизайнеры, такие, как , эмигрировали в Штаты, некоторые просто закрыли свои бутики, как . Тем не менее, в планы Гитлера входило оставить Париж столицей моды, которая должна была обслуживать немецкую элиту. И многие дома моды работали и в военное время - среди них Lanvin, Balenciaga, Rochas, Nina Ricci, Jacques Fath и другие.

Дизайнерам приходилось поддаваться влиянию нацистской культуры: идеалом немецкой женщины в 40-е считалась сильная и атлетически сложенная женщина, которая могла и работать в поле, и растить детей. Отсюда и появление новых мотивов, взятых из крестьянских и средневековых костюмов: в моду вошли цветочные принты на платьях, вышивка на блузках, клетчатые костюмы для охоты и широкополые шляпы из соломы. Образ прекрасной крестьянки, собирающей цветы в открытом поле, стал любимым у модных журналов.

С момента оккупации Парижа, модный вектор переместился в США. Американки, составлявшие основную часть клиентуры французского haute couture в довоенные годы, способствовали быстрому развитию собственной индустрии моды и широкому распространению готовой одежды - pret-a-porte.

Так, например, Клэр Макэрделл представила линию практичной и одновременно новаторской спортивной одежды простого кроя из хлопчатобумажных тканей и шерстяного , а также стала прародительницей идеи капсульного гардероба.

: маленькие платья от-кутюр

После войны модная индустрия медленно отходит от шока. В 1945 году Синдикат высокой моды представил проект показа одежды «Модный театр». Самые интересные модели из последних коллекций парижских кутюрье демонстрировались в уменьшенном размере на миниатюрных манекенах 70 см высотой. За год выставка была представлена в 9 крупнейших городах мира, что позволило восстановить авторитет haute couture. В том же году открывает свой первый собственный бутик Пьер Бальмен. Война закончилась, и моду ждали большие перемены.

В 1946 году новая эпоха ознаменовалась первым «большим взрывом» - презентацией купальника бикини, созданного Луисом Реаром и названного в честь атолла Бикини. Второй модный «взрыв» устроил Кристиан Диор в 1947 году, представив миру свою коллекцию в стиле new look, в которой презентовал


Во время Первой мировой войны, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу текла почти по-прежнему. Женщины привилегированных слоёв общества наряжались, и Дома мод продолжали свою работу. В письмах военных лет, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно в этом легко убедиться, так как женщины описывали развлечения и свои приобретённые наряды.


Иначе обстояло дело во время Второй мировой войны. В эти годы боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды почти прекратилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества.



Женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.


Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.



В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.


На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.



Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.


Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.



Силуэт видоизменялся – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.


Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.


Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за подбор парашюта в Германии было предусмотрено строгое наказание.



Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от , которые так любила подруга Адольфа Гитлера .


Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.


Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.



Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.



Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия. Поэтому в 40-е годы особенно были модны комбинированные изделия – ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета, стала модна тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать своей роскошной занавеской.


Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины – в цвете. Многие носили тёмные цвета, основной цвет был чёрный. Самым модным было сочетание чёрного с жёлтым, белый цвет почти исчез.


Однако вопреки всем несчастьям человек, как травинка к солнцу, тянется к жизни, к любви. И это подтверждают песни военных лет, музыка, поэзия, кинофильмы.



В России, а тогда в Советском Союзе, мало было возможностей позволить себе из того, что сказано о моде 1940-1946г.г., в основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить. Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время. И каково было счастье во время малой передышки на фронтах нашей Родины, когда была возможность баянисту растянуть меха своего друга-баяна, а нашим девочкам (нашим бабушкам и прабабушкам) пуститься в пляс, или услышать слова песен, согревающих душу.



…И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.



А одеваться в стиле военных 40-х годов женщины России стали только после войны, в то время, когда Диор предложил женщинам Европы свой . В это время в России появились первые журналы мод, привезённые из Европы жёнами советских офицеров. Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи). После войны наши молодые бабушки доставали из старого гардероба всё, что у них осталось, перешивали, комбинировали, вышивали.



Самая опустошительная война в истории Европы была закончена…


Мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.