Как дети помогают родителям дому. Домашние растения и животные. Чем мне может помочь ребенок

Введите e-mail адрес:

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.

Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются.

Конечно, хочется, чтобы ребёнок мыл за собой посуду и заправлял кровать, причём делал это без напоминаний и качественно. Но, к сожалению, большинство родителей делает много ошибок, пытаясь воспитать в детях хозяйственность и аккуратность, а после удивляются, почему в 10–12 лет их подросшее чадо не горит желанием сходить в магазин или вынести мусор, а предпочитает круглосуточно играть в «танчики» или сидеть ВКонтакте.

Бывает и по-другому

Когда малыш стремится помочь маме, а ей некогда заниматься с ним, объяснять, показывать. Проще сказать: «Ты ещё маленький, иди поиграй, а я всё сделаю сама». Или того хуже «Только не прикасайся, ты, как всегда, сделаешь всё не так, сломаешь, разобьёшь…».

А когда приходит возраст, когда нужно помогать по дому (взрослые считают, что это приблизительно 10–12 лет), у детей просьбы родителей вызывают лишь негативную реакцию. Получается, мы сами взращиваем лень в наших детях, а после возмущаемся, откуда они такие взялись?

Когда и как?

Чёткого ответа, как и с какого возраста, нужно приучать детей помогать родителям по дому, не существует. Но это вовсе не означает, что нужно оберегать ребёнка от домашней работы до 10-ти лет, когда уже будет немыслимо приучить его выполнять элементарные действия по самообслуживанию, не говоря уже о чём-то большем.

Самые простые хозяйственные дела малыш может выполнять уже в 2–3 года. Наблюдая с самого рождения за тем, что делают мама и папа, дети стараются помогать, подражать, быть полезными. А наша задача - не пропустить этот момент и приучить ребёнка к труду на простом бытовом уровне.

Не делайте ошибок

Вообще любой аспект в воспитании детей требует большого терпения и сил. Точно также и здесь - вам гораздо проще полить цветы самой, ведь потом не придётся вытирать пролившуюся воду из подоконника. А между тем, уже к трём годам вы вполне можете передоверить эту обязанность по дому своей дочке или сыну.

В 4–5 лет дети вполне могут убрать свою комнату, пропылесосить, вымыть посуду.

А к 10 годам ежедневная помощь родителям в домашних делах должна стать такой же обыденной процедурой, как утреннее умывание.

Когда вашему ребёнку исполнится 18 лет, он должен будет уметь приготовить несколько несложных блюд, постирать и погладить одежду и бельё, произвести полную уборку в доме.

Пусть это будет не то качество, которое обеспечиваете вы, но освоить эти приёмы он должен обязательно.

Чистоплотность: врождённое или приобретённое?

Ни один ребёнок не рождается чистюлей - это качество нужно воспитывать, так же, как и другие положительные качества. Самыми верными вашими союзниками в этом деле должны стать поощрение и похвала. А ещё - теплота, понимание и любовь к своему ребёнку.

Советы, которые мы предложим вашему вниманию ниже, должны помочь вам вырастить чистоплотного и аккуратного наследника, а если случилось так, что время уже упущено, и желание помогать родителям так и не появилось, попробовать исправить ситуацию.

Поощрение

Начиная с самого раннего возраста, поощряйте детей за их посильный вклад в общее дело. Даже если вам после приходится всё переделывать - похвалите, и в следующий раз не отказывайте, если малыш опять проявит инициативу.

Делайте всё вместе

Если вы возитесь на кухне, например, с тестом - пусть ребёнок вам поможет (кстати, практически все дети обожают эту забаву). Пусть он попробует слепить, раскатать, вырезать формочкой печенье.

Купите детский веничек и совочек для вашего маленького помощника, чтобы он мог вместе с вами наводить чистоту.

Оглядитесь вокруг - есть очень много дел по хозяйству, с которыми может справиться даже такая кроха, конечно, с вашей помощью. Если у ребёнка что-то не получается, лучше не вмешиваться, пока он сам не попросит об этом.

Ценно желание, а не качество работы

Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.

Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.

Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.

Важность верных формулировок

Стройте фразу так: «Я заметила, что…». Например: «Я заметила, что не вынесен мусор» или «Я заметила, что игрушки не собраны в коробку». Это позволит малышу вспомнить о том, что он забыл сделать, но в тоже время не будет являться упрёком. А вот ещё одна правильная и взвешенная формулировка: «Как только ты заправишь свою постель, мы сможем пойти в зоопарк».

Не наказывайте и не ругайте

Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.

Что может сделать ребёнок самостоятельно:

  • от 3 до 5 лет. Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться.
  • от 5 до 8 лет . Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой.
  • от 8 до 9 лет . Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами.
  • от 10 до 14 лет . Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.

Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!

Нравится

Когда ребенок только рождается ─ он маленький и беспомощный. Естественно, малыш очень нуждается в родителях. Заботливые мама и папа только рады помочь, им каждая помощь ребенку в радость. Постепенно дети растут и смотрят на поведение мамы и папы, часто копируют его. Если родитель при каждой возможности помогает ребенку, то и малыш вырастет хорошим помощником.

Не погружайтесь полностью в свои дела, уделяйте ребенку достаточно времени, и ваше чадо вырастет таким же по отношению к окружающим. Ребенок привыкает к этой среде и воспринимает ее как норма, с годами копируя это в свою семью.

Но наступает момент, когда дети не хотят принимать помощь родителей. Им становится важно общаться с друзьями, завоевывать свое место в обществе. Хочется больше гулять, находить авторитет среди сверстников. Не нужно пугаться, этот момент важно переждать. Это так называемый "переходный период". Потом ребенок вновь станет для родителей близким другом. В этот период главная помощь заключается в понимании и терпении.

Дети помогают родителям

Дети растут, становятся совсем взрослыми, а папы и мамы не молодеют. К пенсионному возрасту многие вещи становится труднее, чем раньше. Поход в магазин очень изматывает, а нести сумку с продуктами становится очень тяжело.

Настало время, когда родители нуждаются в помощи детей. И тут важно, как их воспитывали, потому как дети начнут повторять поведение мамы и папы в прошлом.

Бывает ситуация, когда ребенок вырос, встал на ноги и не считает своим долгом помогать родителям. Если такое произошло, значит у мамы, папы и ребенка не тесные отношения. Еще не поздно все исправить, хотя уже не так просто как в детстве.

К сожалению, бывает и так, что родители всю свою жизнь посвятили детям, а в ответ не получили того же. Происходит это, скорее всего, по причине сильной избалованности ребенка. Важно помогать ребенку, а не потакать его капризам. Просто надо помочь и понять в трудную минуту. Но, если ребенок в детстве чувствовал заботу и поддержку, он не оставит родителей наедине с трудностями. Теперь дети становятся опорой.

Родители нуждаются в детях так же, как и дети в родителях. Взаимопомощь в семье - залог крепких и близких отношений. Это то, к чему нужно стремиться и чем стоит дорожить.