Инвалидная коляска. Техника безопасности. Пересаживание инвалида с кровати на стул или коляску

Лет десять назад такой проблемы, как проблема выбора коляски, в таком масштабе в России не было: потому что не было сегодняшнего разнообразия инвалидных средств передвижения.

Коляска удивительным образом делает человека более свободным. Человек с повреждением спинного мозга может передвигаться в коляске так же быстро, как другие люди - пешком. Для пожилых людей с артритом коляска даёт возможность выбраться в мир вне дома. Для активных спортсменов коляска – средство для участия в марафонах, для игры в баскетбол и теннис.


В каком-то плане коляска схожа с автомобилем или обувью. Она помогает телу взаимодействовать с окружающим миром. Подобно обуви, правильная "подгонка" коляски очень важна для того, чтобы человек смог максимально раскрыть свой потенциал и чувствовал себя комфортно, передвигаясь в пространстве; так же, как и в машине, в дизайне коляски должны быть отражены личные нужды и интересы человека.

Соблюдая при покупке все правила и рекомендации, Вы сможете облегчить жизнь близкому Вам человеку и сделать его передвижение более комфортным и легким, свести к минимуму проблему передвижения в дверных проемах, ванной комнате и многих других помещениях с ограниченным пространством.

Виды инвалидных колясок

Подлокотники: фиксированные либо съемные

Съемные или откидывающиеся назад подлокотники удобны для быстрого пересаживания. Кроме того, в некоторых современных колясках регулируется и высота подлокотника. Коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, конструкция их прочна и устойчива. Нет риска, что подвижный механизм сломается, так что передвигаться в них безопасно. Однако фиксированные подлокотники несколько затрудняют процесс пересаживания.

Шины: цельнолитые либо пневматические
Цельнолитые шины надежны и долговечны, но предназначены для передвижения коляски исключительно по ровной, твердой поверхности, так как любая неровность будет отдаваться во всем теле человека. Обычно коляски с такими шинами применяют в помещении.

Инвалидные кресла-коляски на пневматических шинах сделаны как раз для передвижения по улице: за счет амортизации они "сглаживают" небольшие неровности на дороге, делая их незаметными. Но у этой модели есть свой недостаток: она требует периодической подкачки и замены шин. Современные модели кресел-колясок на пневматических шинах разработаны с новыми компонентами, которые делают их еще комфортнее.

Кресла-коляски электрические
Такая коляска "заводится" с помощью батарей. У коляски с электроприводом совсем другая ходовая часть, чем у механической коляски (на которой человек сам крутит колеса), и электроколяски могут быть использованы как на улице, так и в помещении.

Пульт управления находится на подлокотнике и максимально удобен в использовании. Многие инвалидные коляски с электроприводом позволяют переставлять пульт управления: с правой стороны на левую, установить его посередине или сделать управление ногами. Это очень быстрые и удобные коляски, на управление ими почти не нужно тратить силы. Но у них есть небольшой минус – стоимость. Купить инвалидную коляску с электроприводом может позволить себе не каждый.

Кресла-коляски активные
Кресло-коляска для тех, кто привык к активному образу жизни. Они позволяют быстро и легко передвигаться, маневрировать и даже заниматься определенными видами спорта. Такие коляски делаются из очень прочных материалов, рассчитанных на экстремальные спортивные нагрузки. Облегченная конструкция больших и маленьких колес позволяет долго использовать их в режиме больших нагрузок. Это легкие коляски, они быстро разбираются и популярны у молодежи.

Особенности при выборе инвалидных колясок

Для правильного подбора инвалидного кресла-коляски необходимо провести замеры пациента в шести основных позициях:

  • ширина сиденья;
  • глубина сиденья;
  • длина ног;
  • высота сиденья;
  • высота предплечий;
  • высота спинки.

Определение ширины сиденья реабилитационной техники

Измеряют сантиметровой лентой через самые широкие участки бедер или подвздошных костей. К полученной величине добавляется 5 см. Следует учитывать также толстую одежду.

Если сиденье слишком узкое, у человека могут образоваться пролежни. Слишком широкое сиденье опасно неправильным положением тела.

Определить, правильно ли вы выбрали коляску, просто: ладонь должна проходить между коляской и бедром, при этом не протискиваясь.

Определение глубины сиденья инвалидной коляски
Измерение проводят сантиметровой лентой, отмечая расстояние от края ягодицы вдоль бедра до внутреннего сгиба колена. Чтобы получить правильный размер глубины сиденья, от полученной величины отнимают 5—7,5 см. На недостаточно глубокой коляске есть риск выпасть вперед при движении. Излишняя глубина кресла может нарушать циркуляцию крови и вызывать раздражение кожи на верхней части икроножной мышцы и подколенной области.

Чтобы проверить, правильно ли вы подобрали глубину кресла, надо измерить расстояние между передним краем обивки сиденья или подушки кресла и подколенной областью. Оно должно быть не более ширины 3-4 пальцев, т. е. приблизительно 7,5 см.

Определение длины ног
Это измерение и следующее, связанное с высотой сиденья, должны оцениваться вместе. Площадка для ног должна быть на уровне 5 см от поверхности пола. Это дает возможность безопасно поворачиваться туловищем и плечами.

Длину ног меряют от пятки или края каблука, если пациент носит туфли, до уровня бедра. При проведении измерений целесообразно использовать подушечку для сиденья.

Измерение высоты сиденья: надо прибавить 5 см к длине согнутой ноги.
Если для сиденья используется полиуретановая подушечка, то под давлением нормального веса тела ее объем будет уменьшаться наполовину. Следовательно, если высота подушки 10 см, то под давлением веса она уменьшится до 5 см. Определение высоты подлокотников

Замеры: от поверхности сиденья до основания локтя. К полученной величине прибавить 2,5 см. На этой высоте устанавливают подлокотники.

Определение высоты спинки кресла
Определяется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины, при этом руки пациента должны быть вытянуты вперед и расположены параллельно поверхности пола. Чтобы точно установить высоту спинки кресла с учетом толщины обивки, отнимите от полученной высоты 10 см. Эта высота обеспечивает минимальную поддержку туловища.

При необходимости полной поддержки туловища измеряют высоту от поверхности сиденья до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать кресло со спинкой, позволяющее откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла с секционной регуляцией высоты.

ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДУ ЗА ИНВАЛИДНЫМИ КОЛЯСКАМИ



Как показывает практика, большинство пользователей не уделяют должного внимания регулярному техническому обслуживанию и чистке своих колясок. Честно говоря, такой подход к «своим ногам» не может не удивлять. Несмотря на свою «незатейливость», даже самое простое кресло-коляска является точным механизмом, изготовленным по самым передовым технологиям и если Вы заинтересованы в продлении срока его беспроблемной эксплуатации, то следуйте несложным рекомендациям. Это не займет у Вас много времени, от силы 10-15 минут в неделю, но «жизнь» коляски продлится в несколько раз. Поверьте, игра стоит свеч.

Первое, на что следует обратить внимание - чистота рамы. Чистая рама - это не только красивый внешний вид, но и легкость складывания. Даже если до сих пор Вам не приходилось складывать свою коляску, рано или поздно эта полезная функция будет востребована. Грязь, скопившаяся на поверхности рамы, со временем адсорбирует из воздуха агрессивные вещества, которые в сочетании с влагой и твердыми частицами пыли (песком), портят верхнее защитно-декоративное покрытие рамы. Особенно опасен процесс коррозии в местах сварки (пайки), в шарнирных соединениях и направляющих втулках. Для алюминиевых колясок это менее актуально. Для ухода за хромовым покрытием стальных кресел-колясок, мы рекомендуем раз в неделю протирать раму мягкой тканью с очень небольшим количеством жидкой синтетической смазки типа WD-40, аэрозольный баллончик которой можно приобрести в любом автомагазине. Перед протиркой желательно очистить коляску от песка с помощью обычной малярной кисти с жесткой щетиной. Желательно иметь две кисти: широкую и узкую. Последней особенно удобно очищать от налипшего песка тормоза, осевые втулки рулевых колес и другие труднодоступные места. В щели между крестовиной и полурамами желательно иногда (раз в 3-4 месяца) капать немного любого машинного (моторного) масла. Несколько капель этого же масла можно нанести и равномерно растереть на вертикальные трубки, скользящие во втулках в верхней части полурам под подлокотниками (эти части отсутствуют у современных моделей). Не следует злоупотреблять маслом, т.к. это приведет к обильному налипанию пыли.


Несколько слов о тормозах. Барабанные тормозные механизмы не требуют ухода в течение многих лет. Классические же тормоза, работающие по принципу зажима покрышки, в какой-то мере можно отнести к расходным частям. У моделей при частом пользовании тормозами четкая их работа может нарушиться через три-четыре года. Существенно продлить срок службы механизмов можно, опять же, путем нечастого (раз в месяц) смазывания. Достаточно пары капель любого машинного масла в каждое шарнирное соединение. Для удобства смазки можно снять крышку тормозного механизма, а масло наносить с помощью любого медицинского шприца. Еще раз обращаем Ваше внимание на умеренное количество наносимого масла.


Колеса. Их можно отнести к наиболее надежным узлам. Для длительного срока службы камер и покрышек Вам достаточно следить за давлением воздуха. При норме 2 атм, допустима эксплуатация при 1,5-2,5 атм. Более низкое или завышенное давление сократит жизнь покрышек. При проколе камеры необходимо воспользоваться ремонтной аптечкой, прилагающейся к каждой коляске. Демонтаж покрышки следует проводить с помощью монтажной лопатки, приобрести которую можно в любом магазине, специализирующемся на велосипедных аксессуарах. Чтобы не повредить покрышку и камеру при демонтаже и монтаже, необходимо пользоваться специальной монтажной пастой или насыщенным мыльным раствором. Ни в коем случае не пытайтесь подтягивать спицы ведущих колес, даже если Вам покажется, что некоторые из них ослабли. Единственное, на что хотелось бы обратить Ваше внимание, это чистота осевых втулок рулевых колес. Со временем на них (между вилкой и колесом) наматываются нитки, волосы и пр. волокна, которые в комплексе с песком и влагой способствуют усиленной коррозии защитных крышек колесных подшипников и, затем, непосредственно самих подшипников. Регулярно очищайте эти втулки.


Если Ваша алюминиевая коляска имеет быстросьемные колеса, старайтесь регулярно очищать оси и втулки колес. Для предотвращения образования коррозии и задиров желательно раз в 3-4 месяца смазывать оси несколькими каплями любого машинного масла.


Владельцам очень старых моделей кресел-колясок, в которых применены «велосипедные» рулевые втулки, необходимо тщательно следить за их чистотой и появлением люфта, который устраняется подтяжкой регулировочных гаек. Учтите, что при регулировке предпочтительней оставить слабый (0,1-0,2 мм) радиальный люфт, чем перетянуть подшипники.


Несколько советов владельцам электрических кресел-колясок.


Не пытайтесь менять масло в редукторах колясок с коллекторными двигателями, оно залито с расчетом работы в течение всего срока эксплуатации коляски. Следует учесть, что допустимо время от времени появление слабых следов масла на корпусах редукторов, т.н. "масляное потение". Его необходимо вытирать сухой тканью.


Пока, в большинстве электрических кресел-колясок используются коллекторные двигатели постоянного тока, в конструкции которых присутствует щеточный узел. Характерной особенностью работы этого узла, является изменение звукового тона со временем эксплуатации и при реверсе. Это нормальное явление не должно настораживать пользователя. В наиболее современных колясках используются абсолютно бесшумные бесколлекторные (шаговые) двигатели, встроенные в ступицы колес.


Современные герметичные необслуживаемые гелевые аккумуляторы не имеют ярковыраженного эффекта памяти. Тем не менее, при эксплуатации их с неполным циклом «заряд-разряд» (т.е. когда батарея не до конца разряжена, а ее поставили на зарядку), мы рекомендуем один раз в 3 месяца максимально разрядить батарею, а затем максимально зарядить. Под максимальным разрядом подразумевается момент, когда горит один красный светодиод на шкале пульта управления. Эта своеобразная «тренировка» позволит не терять части емкости в течение заложенного срока эксплуатации. Следует заметить, что ресурс аккумуляторов равен около 1200 полных циклов «заряд-разряд», что в зависимости от режима эксплуатации составляет 3-5 лет. Признаком выработки ресурса батарей является потеря емкости, т.е. уменьшение дальности пробега, в совокупности с уменьшением (очень редко - увеличением) времени зарядки. Заменить батареи можно у нас в Представительстве. Нам часто задают вопрос: «Можно ли использовать вместо гелиевых обычные автомобильные кислотные аккумуляторы?» Вообще-то, да, если удастся приобрести подходящую по размерам батарею. Но следует иметь в виду следующее:


В автомобилях используются стартерные, аккумуляторы, изготовленные с расчетом отдать очень большой ток, но в течение короткого времени. По этой причине, пробег коляски с такими аккумуляторами будет значительно меньше, чем с тяговыми.


Стартерные аккумуляторы, как правило, значительно хуже работают при циклических нагрузках, характерных при эксплуатации электрических колясок. Из-за этого срок их службы часто ограничивается 1-2 годами.


Хотелось бы добавить, что аккумуляторные батареи являются достаточно хрупкими изделиями и не переносят грубого обращения - сильных толчков и, тем более, падений (даже с минимальной высоты - 5-10 см).


И последнее. Категорически запрещается транспортировать и поднимать кресла-коляски за легкосъемные части: подножки, подлокотники, подголовники, столик и пр. В случае поломки вышеперечисленных узлов из-за приложения к ним чрезмерных усилий, гарантийный ремонт не производится. Поднимать и транспортировать кресло-коляску с пациентом можно только за ручки для толкания или части рамы.

ТЕХНИКА ЕЗДЫ

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.


Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).


УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.


Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.


УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.


После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.


* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.


УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты .


Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону.


Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.


КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ


Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.


КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ


Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи.


Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться.


Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски.


Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.


ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно.


* Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах.


Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса.


Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра.


Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким "Макаром" можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы.


Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску.


Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров.


Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах.


В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки.


Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения.

* Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык.

Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы.

* Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних.

При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.


* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС


Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.


Источник : http://www.invalid.of.by/technics.html

Стойка в упоре, стойка без упора, движение, повороты, как правильно падать, как подняться с пола на коляску, преодолевание препятствий, техника вращения колес.

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.

Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).

УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.

Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.

УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.

После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.
* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.

УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты.

Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону. Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.

КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ

Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.

КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ

Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи. Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться. Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски. Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.

ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно. * Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах. Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса. Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра. Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким "Макаром" можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы. Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску. Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров. Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах. В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки. Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения. * Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык. Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы. * Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних. При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.

* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС

Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.

Пересаживаться с кровати на стул или инвалидную коляску больной может самостоятельно или с Вашей помощью. Высота кровати должна быть на одном уровне с коляской или стулом.

Самостоятельное перемещение с кровати на коляску

  • Вначале готовят больному халат, тапочки, стул или коляску;
  • Помогают больному одеться и сесть в кровати, так чтобы его ноги касались пола;
  • Кресло-каталку или стул ставят под небольшим углом к кровати с той стороны больного, которая физически более сильная;
  • Кровать ставят на тормоза;
  • Если больной перемещается на кресло-каталку, у кресла фиксируют тормоза, убирают подлокотник со стороны, близкой к больному, и подставку для ног;
  • Больной должен сесть на край кровати, одной рукой опереться на нее, а другой - взяться за подлокотник кресла-каталки;
  • Затем он встает с постели, одной рукой опираясь на кровать, а другой - на подлокотник кресла, поворачивается спиной к креслу и осторожно садится в него.

При перемещении из кресла-каталки в кровать больной одной рукой держится за подлокотник кресла, а другой - опирается о кровать, затем встает с кресла-каталки, опираясь о кровать одной рукой, а другой - держась за подлокотник кресла, поворачивается спиной к кровати и осторожно садится на нее.

При перемещении с кровати на стул и обратно, можно использовать те же приемы, что и при перемещении с кровати на инвалидное кресло. Для безопасности больного лучше использовать стул с подлокотниками.

Использование гладкой доски для перемещения больного с кровати на стул или инвалидное кресло и обратно

Такие доски уменьшают трение при скольжении и могут быть полезны больным с сильными руками, но не имеющими возможности опираться на ноги при пересаживании.


  • Кресло или стул придвигают вплотную к кровати, кресло ставят на тормоза, снимают подлокотник с кресла со стороны кровати.

  • Больной должен сидеть в кровати, не спуская с нее ног, чтобы кресло было сбоку от него.

  • Больной должен перенести вес своего тела на дальнюю по отношению к креслу ягодицу.
    Один конец доски больной подсовывает под ближайшую к коляске ягодицу.

  • Опираясь одной рукой на кровать, а другой - на свободный край доски, больной скользит в кресло по доске, прижимая ее к сидению.

  • После усаживания в кресло он вынимает из-под себя доску.

  • Сидя в кресле, он перемещает с кровати ноги и ставит их на подставку для ног. Таким же образом можно перемещаться из кресла на кровать.

Перемещение с кровати на стул и обратно с помощью сиделки


  • Объясните пациенту Ваш план перемещения и поощряйте его посильную помощь;

  • Больному приготовьте халат, тапочки, стул или кресло-каталку. Кровать должна быть на одной высоте со стулом (креслом-каталкой);

  • Посадите больного в кровати так, чтобы его ноги касались пола;

  • Поставьте стул или кресло-каталку под небольшим углом к кровати с той стороны, которая у больного физически более сильная;

  • Кровать поставьте на тормоза. Если Вы перемещаете больного на кресло-каталку, уберите подлокотник, подставку для ног и зафиксируйте тормоза;

  • Помогите больному одеться и обуться;

  • Ваши колени должны быть согнуты, спина выпрямлена. Подложите одну руку под плечи больного, а другую под его бедра. Не поворачивайте свою спину в пояснице;

  • Попросите больного, чтобы он обнял Вас за талию или плечи (но не за шею!), а Вы проденьте свои руки под его руками, наклонясь вперед;

  • Когда Ваш больной будет готов к перемещению, его ягодицы должны быть на краю кровати, чтобы он мог сохранять равновесие, когда Вы будете перемещать его массу тела вперед. Ноги больного должны стоять на полу, а пятки - быть слегка повернутыми в направлении движения. Это необходимо для того, чтобы его ноги не запутались, когда он будет поворачивать корпус, чтобы сесть в кресло-каталку или на стул;

  • Поставьте свою ногу, которая находится дальше от кресла, между коленями больного коленом к нему, а другую - по направлению движения;

  • Согните свои колени, напрягите мышцы живота и ягодиц, спину держите прямо;

  • Встаньте как можно ближе к больному. Предупредите его, что на счет "3" Вы поможете ему встать. На каждый счет слегка покачайтесь вперед и назад для создания инерции. На счет "3", прижимая больного к себе и держа спину прямо, поднимайте больного, используя свое тело как рычаг;

  • Поворачивайтесь сами одновременно с поворачиванием тела больного до тех пор, пока он не займет положения прямо перед креслом-каталкой. Попросите больного предупредить Вас, когда он почувствует край кресла задней поверхностью бедер;

  • Осторожно опустите больного в кресло. Для этого Вам нужно согнуть колени и держать спину прямо. Опускаясь в кресло, больной может помочь Вам, если положит руки на подлокотник кресла. После того как больной сядет в кресло, поставьте подлокотник и подставку для ног на место, на подставку поместите ноги больного.

Перемещение по доске с кровати на кресло-каталку с помощью сиделки

  • Кресло или стул придвиньте вплотную к кровати, кресло поставьте на тормоза, снимите подлокотник с кресла со стороны кровати;
  • Больной должен сидеть в кровати, не спуская с нее ног, чтобы кресло было сбоку от него;
    Больной должен перенести вес собственного тела на дальнюю по отношению к креслу ягодицу;

  • Один конец доски подсуньте ему под ближайшую к коляске ягодицу;

  • Встаньте за спиной больного и свои руки положите ему на талию;

  • Одной рукой больной должен опираться на кровать, а другой - на свободный край доски;

  • Затем, опираясь на свободный край доски и пригибая ее к креслу, больной с Вашей помощью и помощью другой руки должен перемещаться в кресло;

  • Вытащите из-под него доску;

  • Переместите с кровати его ноги и поставьте их на подставку для ног. Таким же образом можно перемещаться из кресла на кровать.

Сегодня рынок реабилитационного оборудования предлагает довольно широкий выбор реабилитационного оборудования, в том числе и средств передвижения для пациентов с ограниченными возможностями. Именно поэтому выбрать инвалидную коляску зачастую бывает не так уж просто. И в то же время это очень важно, так как покупка удобной и функциональной инвалидной коляски минимизирует проблемы при передвижении.

Инвалидные кресла-коляски в отличие от каталок предназначены для самостоятельного передвижения человека. Достичь этого помогают круглые колеса. Такие коляски могут иметь разное назначение:

Коляски активного типа. Они предназначены для тех, кому необходим активный образ жизни. Такие приспособления даю возможность легкого и быстрого передвижения и маневрирования и даже занятий некоторыми видами спорта. Для таких инвалидных колясок материалы применяются высокой прочности, которое в состоянии справиться с экстремальными нагрузками.

Кресла-коляски электрического типа. Дают возможность передвигаться самостоятельно и в помещении, и на улицах. По конструкции сильно отличаются от механических колясок. Есть пульт управления, располагающийся на подлокотнике и обеспечивающий максимальное удобство в применении. Единственный минус таких колясок – их достаточно высокая стоимость.

Коляски с рычажным приводом. Помогает преодолевать крупные расстояния вне помещений. Обычно имеют пневматические шины, которые помогают справляться с неровностями на дорогах. Обеспечивают безопасное движение, сцепление с дорогой высокого уровня и максимальную подвижность.

Детские инвалидные коляски. Тут выбор куда более серьезен, чем в случае взрослых конструкций. Коляска должна соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать максимальное удобство. Обычно такие коляски производятся на заказ с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Прежде чем делать окончательный выбор, лучше проконсультироваться со специалистом данной сферы и сделать необходимые измерения. Функциональность и тип колясок определяет много факторов: наличие подножек, возможность складываться, подлокотники и многое другое, что так или иначе может определять уровень комфорта пациентов.

Важный показатель – это размеры. Для правильного выбора стоит измерить пациента в шести ключевых позициях: глубина и ширина сиденья, высота спинки, подножки, подлокотников и самого сиденья. Важно понимать, что неправильный выбор может лишь усугубить состояние здоровья человека, а не поправить его.

Другая важная характеристика – это шины коляски. Более надежными и долговечными признаются литые шины, но они могут провоцировать проблемы при движении по неровному покрытию. Это хороший вариант для передвижения только в помещениях. Пневматические шины, напротив, обеспечат хорошее передвижение на улицах. Единственный момент: их нужно периодически подкачивать и заменять новыми.

Что касается подножек, то лучше, если они будут регулироваться по высоте и поворачиваться. Это обеспечит больному максимальный уровень комфорта при передвижении.