Игрушки и психическое развитие ребенка. Упражнения с использованием инвентаря. Сказки русские и зарубежные

  • «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В период от 3 до 5 лет ребенок проходит очень важную фазу своего развития: его рост и вес увеличиваются пропорционально, родителям необходимо следить за соответствием этих показателей друг другу.


Воспитание и развитие ребенка 3 лет, 4 лет, 5 лет

Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста вес, но и перекормленным малыш тоже быть не должен. Если вы видите, что ребенок явно страдает избыточным весом, измените рацион в пользу фруктов, овощей, каш, предоставляйте малышу возможность вволю подвигаться.

В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.

Особенности костной системы

Известно, что кости человека - это органические и неорганические элементы. Первые представляют собой гибкие и пластичные составляющие, вторые отличаются твердостью и хрупкостью. Соотношение их разное для каждого возраста. Для развития ребенка 4 лет плюс-минус год характерно преобладание органического компонента. Это значит, что детские косточки отличаются гибкостью, то есть падения для маленького человека не столь страшны, как для взрослого.

Молочные зубы

Всего, как известно, у ребенка должно вырасти 20 молочных зубов. Их рост обычно заканчивается к 4 годам. Если же вашему малышу уже исполнилось 4 года, а зубов у него меньше 20, - посетите детского стоматолога и педиатра, возможно, необходима консультация специалиста.

Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Если до 3 лет ваш малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только ваши любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.

Развитие ребенка быстро прогрессирует, интеллект тоже развивается. Малыш уже понимает, что он не является центром Вселенной, что кроме него, существуют и другие дети, которые обладают такими же правами, как и он. Постарайтесь, чтобы эта социальная адаптация прошла для вашего малыша максимально безболезненно. Попробуйте объяснить ему, что других детей тоже любят родители, что ваш ребенок не один в этом мире, что нужно стараться ужиться в группе детского сада с другими детьми и взрослыми, в противном случае есть риск, что его не будут любить.

Однако не старайтесь внушить мысль о малой значимости ребенка, иначе он вырастет с заниженной самооценкой. Чрезмерная скромность ни к чему, пусть ребенок осознает свою ценность как маленького человека.

Развитие речи - важная часть воспитания ребенка 4 лет и 5 лет

Запас слов ребенка постоянно увеличивается, и задача родителей - поддержать в нем стремление заучивать и запоминать новые слова. Однако не стоит пока ждать от малыша длинные правильных фраз: над их построением придется потрудиться, а каждый день ребенка настолько насыщен событиями, что ему некогда составлять в уме сложные предложения. Поэтому гораздо чаще от него можно услышать краткие восклицания и односложные просьбы. Не настаивайте, чтобы он говорил «развернутыми предложениями» - всему свое время.

И все же старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто - нет, и почему.

Как победить сложности с произношением

Занимаясь развитием ребенка 5 лет , необходимо обращать внимание на его произношение. В этом возрасте ребенок уже должен произносить правильно все звуки, не картавить и не шепелявить. Если присутствуют сложности, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Для правильного развития ребенка 5 лет очень важно вовремя устранить все недостатки в произношении.

Кроме того, желательна консультация ЛОР-врача: возможно, ребенок не произносит некоторые звуки по той простой причине, что не слышит их. Нарушения слуха лучше выявить как можно раньше. Для начала попробуйте шепотом позвать ребенка с расстояния нескольких метров. В идеале, он должен услышать вас с другого конца комнаты.

Практические навыки в воспитании ребенка 5 лет

Занимаясь воспитанием ребенка 5 лет , нельзя пренебрегать теми практическими навыками, которые вы должны ему привить. Любой дошкольник должен уметь выполнять определенные действия самостоятельно. Например, 5-летний ребенок должен уметь справляться с ложкой, завязывать свои шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать колготки и т. д. Эти его умения целиком и полностью зависят от родителей: насколько они сумели научить своего малыша справляться с первыми трудностями.

Игры для детей от 3 до 5 лет – особенности и примеры игровых занятий детьми.

Игры в жизни детей

В развитии детей одну из важнейших ролей занимают игры . Во время столь увлекательного процесса дети познают новое и неизведанное, закрепляют приобретенные навыки, реализуют свои знания и умения. Играя, дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения в обществе, нормами жизни, культурой страны. Игры помогают ребенку развить многие навыки, научиться преодолевать трудности, самостоятельно решать сложные задачи.

В обычной жизни некоторые возможности, которые реализуются в игре, у ребенка не раскрываются. В игре дети могут показать себя с неожиданной для родителей стороны, продемонстрировав свою сообразительность, выносливость, доброту и ум. Кроме того, игры развивают у детей коммуникативные способности, то есть обучают правильно общаться со сверстниками, малышами и взрослыми, а также формируют речь и другие способности, которые пригодятся на жизненном пути.

Что должны уметь дети 3-5 лет

Подбирая игры для своего ребенка, родители должны сделать акцент на то, что должен уметь ребенок определенного возраста. Итак, дети 3-5 лет должны:

  • уметь считать от 3 до 10;
  • знать основные цвета;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • уметь распознать лишний предмет из представленных;
  • уметь находить различия и сходства между предметами;
  • уметь повторять движения, показанные взрослым;
  • складывать пазлы или разрезанные картинки, состоящие из 4-10 частей (количество зависит от возраста);
  • находить различия на картинках;
  • находить парные предметы;
  • знать названия основных животных (домашних и диких);
  • знать названия основных птиц и насекомых;
  • знать названия основных цветов, деревьев и других растений;
  • отличать явления природы и сезон и др.

Основываясь на умения и знания ребенка, можно составить план игр, включая не только новые задания, но и те, которые уже изучены (для повторения).

Игры с картинками

Возьмите несколько пар картинок с изображением различных предметов, увеличивайте их количество постепенно. Попросите ребенка разложить картинки по парам, например, предметы мебели (диван и стул), посуда (кружка и ложка), транспорт (машина и трактор) и т.д. Одновременно формируем память ребенка: закройте картинки листом бумаги и попросите ребенка назвать изображения картинок, которые он запомнил. Поменяйте картинки местами (при этом у ребенка закрыты глаза), спросите, что изменилось. Не забывайте систематически хвалить ребенка, ему будет очень приятно и у него возникнет желание продолжать игру.

Собираем пазлы

Пазлы – одна из самых популярных детских игр, она позволяет развить логику у детей всех возрастов. Количество элементов, которые необходимо выстроить в единую картинку, зависит от возраста ребенка. Так, трехлетние дети начинают с двух элементов, а пятилетние дети – 6-10 элементов. Можно изготовить пазлы своими руками с участием ребенка, вырезав красивую картинку из газеты/журнала и поделив ее на несколько частей.

Фрукты – овощи

Возьмите пластмассовые овощи и фрукты , или вырежьте их из журнала. Попросите ребенка разделить фрукты и овощи, разложив по разным емкостям (корзинка, тарелка). Также можно использовать и другие фигурки, например, животных, попросите ребенка разделить диких животных от домашних.

Вспоминаем сказки

Назовите ребенку ряд слов из определенной сказки, например, курочка, золотое яичко, дед, бабка. Попросите ребенка назвать сказку и пересказать ее. Также можно включить лишнее слово и совместно составить свою интересную историю.

Съедобно – несъедобно

Всем знакомая игра! Для ее воспроизведения необходим только мячик. Объясните ребенку правила игры. Кидайте ребенку мяч и называйте какой-либо предмет/продукт. Если съедобно – ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает ладонями обратно.

Знакомимся с профессиями

Вырежьте из журнала или специального детского пособия картинки с изображением людей, относящихся к определенной профессии, а также предметы и инструменты, которыми они пользуются во время работы. Расскажите ребенку об основных профессиях. Попросите ребенка разложить вырезанные предметы и инструменты на картинку с изображением человека, профессия которого предполагает их использование. Например, парикмахер – ножницы, расческа, шампунь; врач – градусник, бинт, зеленка и т.д.

Ссылки

  • Развивающие игры
  • Пальчиковые игры для детей от 2-5 , социальная сеть для родителей Stranamam.ru



Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

Эту способность ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге "От двух до пяти". Думаю, что вы сможете дополнить эту книгу оригинальными высказываниями своего ребенка. А вот, например, словотворчество моего пятилетнего сына.

Мама! Ты будешь от пола вот такой (показывает около метра), когда начнешь унижаться от старости.

Играет с папой в солдатики.
- Папа! У тебя лошадистов нету?

Мама! Закрой хрен, а то он весь сдохнет.

Владик! Ты что - нос поцарапал?
Пошел к зеркалу, возвращается и говорит:
- Эх, ты! Это я воду с вареньем пил, жажду утомлял.

Папа! Сейчас мы будем кушать кушанье по-плотски. Собирайся скорее на корабль!
- Наверное - по-флотски?
- Ну, подумаешь! Мы ведь можем есть на плоту...

Находим в кармане куртки белые сухарики.
- А это что? - спрашивает папа.
Владик:
- Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сегодня с супом давали (в садике).

Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади - задник!

Давай задерживаться...
- Как это? - спрашивает папа. -- Ну, идти медленно.

Пойду на кухню, посмотрю, наверное, мама разбила чашку.
- А почему ты так решил? - спрашивает папа.
- А я слышал разбив.

Утром спрашиваю Владика (он только что проснулся):
- Ты чего такой горячий?
- А я воспалился. Мне сегодня ночью электростанция приснилась.

Мама! Кто сапоги чинит - сапожник?
-Да.
- А кто велосипеды - велосипедник?

Владик укладывается спать и снимает футболку. Я говорю:
- Зачем ты снимаешь футболку, ведь ночью замерзнешь.
Владик:
- Потому что я мужчина. А мужчина должен быть элегантным!

Укладываясь спать, Владик просит:
- Мама, спой мне песню про ракетную установку.
- Какую песню? - не поняла мама.
- Ну, где расцветали яблони и груши...

Мама, угадай, как лошадь подзывают к себе?
- Не знаю.
- А я знаю. Вот так: "Лошадка, иди ко мне!"

Вот такой я ловкач! - сказал Владик, удерживая стульчик на вытянутой руке.

У нас в садике один ребенок упал со стула и теперь лежит весь в гипотиазите.
- Может быть - в гипсе?
- Ага, я это и хотел сказать.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Вот как рассуждают дети: "Ветер дует, потому что деревья качаются", "Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами", "Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе".

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Тесты психического развития ребенка четвертого и пятого года жизни

1. Тест с кубиками

Используются кубики размером 8 кубических см.

А) Постройте из кубиков мост (ребенок не видит, как вы это делаете), попросите ребенка сделать такой же мост. Ребенок трех с половиной-четырех лет копирует мост с модели.

Б) Из четырех цветных кубиков (синего и красного цвета) сложите фигуру (два красных кубика и два синих кубика). Дайте ребенку два красных и два синих кубика. Попросите ребенка сделать так же (при этом он смотрит на сложенную вами фигурку).

В) Из тех же кубиков вы строите фигуру, изображенную на рисунке.

Ребенок трех с половиной-четырех лет, глядя на образец, копирует его.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет сделайте рисунки первой и второй фигуры из кубиков на бумаге и попросите его, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.
Причем величина изображенных на бумаге кубиков в первом варианте соответствует величине реальных кубиков. Во втором варианте модель фигуры кубиков дается в уменьшенном масштабе. В четыре с половиной-пять лет ребенок справляется с этими заданиями.

Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

2. Тест с геометрическими фигурами

Проводится на досках с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.

Попросите ребенка разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.

Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступаете с двумя другими деталями. После того, как ребенок выполнил задание, снова рассыпаете перед ним детали и просите "починить" все опять.

Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать правильно доску, но после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет геометрические фигуры состоят из четырех равных частей.
Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей каждая, без предварительной работы над отдельными фигурами.

Этот тест выявляет способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.

3. Тест с пирамидкой и матрешкой

Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец разного размера и матрешку с пятью вкладышами.
На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.

Так же поступают с матрешкой.

Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Может быть оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.
Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету

Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.

Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: "Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда - все похожие треугольники, а сюда - все квадраты".

Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы - по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справляется с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам, в соответствии с их формой и цветом.

Ребенок трех-четырех лет выполняет это задание на сортировку по цвету и форме.

5. Тест на усвоение функциональных значений предмета

Готовите карточки с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом, стол, телевизор, автобус, книга.

Все карточки раскладываете на столе.

Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: "Покажи мне, чем мама тебя причесывает?").

Ребенок трех-четырех лет правильно определяет все 9 предметов по их функциям.

6. Тест на элементарное понимание количественных отношений

Готовите два набора карточек, где изображено по одному мячику, котенку, мальчику, карандашу, дереву, и карточек с несколькими мячиками, котятами, мальчиками, карандашами, деревьями.

Попросите ребенка показать вам карточку, где иображен только один мячик и т. д., и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д.

Ребенок должен выполнять это задание правильно уже в три с половиной года.

7. Тест на группировку предметов

Необходимы карточки с рисунками животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей (каждая категория представлена тремя карточками).

Попросите ребенка: "Покажи мне картинки, на которых нарисовано то, что мы на себя надеваем".

Подскажите ребенку, если он не смог правильно выполнить задание. (Ребенку трех с половиной лет требуется 2-3 совместных подбора.)

Четырехлетний ребенок должен самостоятельно находить картинки одной категории: "покажи мне, что можно скушать", "то, что бывает на столе на кухне", "что стоит в комнате", "на чем можно ездить", "люди", "животные", "что нужно для умывания" и т. д.

Тест показывает степень развития у ребенка способностей к обобщению по конкретному функциональному признаку.

8. Тест на общую осведомленность

Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно, когда захочется есть.

Ребенок должен последовательно изложить все действия. Если он затрудняется, объясните ему словами, попросите его показать то, что нужно сделать (ребенок может использовать для этого игрушки).

Ребенок уже в четыре года может достаточно полно и последовательно объяснить все необходимые действия.

9. Тест на ориентировку в пространстве

Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит - пойти вперед, а что значит - пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

В три с половиной года ребенок еще совершает 1-2 ошибки, но в четыре года он должен выполнять все задание правильно.

10. Тест на внимание

Возмите 24 картинки с нарисованными на них различными предметами. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть.

У вас в руках второй точно такой же набор картинок.

Вы показываете ребенку одну картинку и просите его отыскать среди множества рисунков тот, что похож на эту картинку. Сначала спросите ребенка, что нарисовано на картинке, затем он отыскивает ее среди других.

Ребенок трех с половиной лет находит 8-10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут быть ошибки, когда ребенок подбирает, например, к картинке с яблоком арбуз, назвав и то и другое яблоком.

Ребенок четырех-пяти лет легко выполняет это задание.

11. Тест на память

А) Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.
Ребенок трех-четырех лет правильно выполняет 5-6 действий, а ребенок четырех-пяти лет справляется со всеми действиями подряд.

Б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: "Его зовут Димой. Он учится в школе"; "Сегодня на улице много грязи и луж"; "Катя услышала свисток и увидела поезд"; "Летом в лесу было много грибов и ягод".

Затем зачитайте цифровой ряд:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6.

Ребенок трех-четырех лет повторяет 2-3 фразы с ошибками и 2-3 цифры.
Ребенок четырех-пяти лет повторяет правильно почти все фразы и 3-4 цифры.

В) Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его называть их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.) Затем закрываете все картинки листом бумаги, просите ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

Ребенок трех с половиной-четырех лет отгадывает 4-6 карточек после повторений.
Ребенок четырех-пяти лет запоминает и отгадывает 7-8 карточек из 10.

12. Тест на словарный запас

Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"

Ребенок трех с половиной лет правильно называет практически все изображения, затрудняется назвать сходные предметы (например, "автобус, троллейбус"). В четыре с половиной года ребенок называет все изображения правильно.

13. Тест на крупную моторику

Ребенок четырех лет спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.

14. Тест на тонкую моторику

Ребенок четырех-пяти лет может нарисовать человека: туловище, голова, руки, ноги, элементы одежды. Скопировать рисунок дома с трубой и забором около дома.

15. Тест-наблюдение "Культура общения"

Ребенок трех - пяти лет в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь поблагодарить за оказанную помощь, выразить свою просьбу словами, обращаться к сверстнику, называя его по имени, разговаривать в приветливой форме, соблюдать правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

Упражнения и развивающие игры для ребенка четвертого и пятого года жизни

Упражнения на цветовое различение

Если ребенок трех-четырех лет все еще слабо ориентируется в цветах, следует продолжать занятия.

- "Шарики - ниточки"

Подготовьте разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и подберите к ним нитки соответствующего цвета. Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.

- "Что какого цвета?"

Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).

- "Радуга"

Познакомьте ребенка с последовательным расположением цветов в спектре.

Прочитайте стихотворение:

Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе -
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица -
Бери, какая нравится.

Красная
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос -
Значит, на дворе мороз.

Оранжевая
Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный?
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.

Желтая
Желтый лимон
на цыпленка похож,
Только вот ног у него
не найдешь.
Желтый цыпленок похож
на лимон,
Только растет не
на дереве он.

Зеленая
Вот кузнечик Кузька -
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова -
Весь зеленый, как трава.

Голубая
Нравятся Насте
Голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах
Дали голубые.
Голубые чудеса -
Выбирай любые.

Лиловая (фиолетовая)
Цвет лиловый - цвет
сирени.
Цвет фиалок, Цвет весенний,
Цветет он и колышится,
И в нем приятно дышится.

Синяя
Слышал я, будто стащила
синица
В небе лоскутик синего
ситца.
Сшила синица из ситца
косынку,
Синими стали крылья
и спинка.

(Е. Измайлов)

Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении.

Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала вы закрашиваете первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть.

Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, при этом напоминайте ему цвет, повторяя стихотворение.

Дайте ребенку задание - нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики - синим и т. д.).

Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.

Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).

Упражнения на количественные различия

- "Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета"

А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

Б) Даете ребенку такое задание:, "Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".

- "Большие и маленькие круги"

Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки.

- "Длинные - короткие, высокие - низкие"

Готовите набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: "Это длинная палочка. Это короткая".
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей длине, а затем - по возрастающей длине.

В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями - высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см. Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.

- "Развиваем глазомер"

Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков, палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: "Найди такое же большое кольцо". Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое - с другими фигурами.

- "Тяжелые - легкие. Большие - маленькие"

Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими: "На рисунке есть предметы очень тяжелые - раскрась их синим цветом, есть легкие предметы - раскрась их розовым цветом".
"Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.



Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.

Упражнения на определение времени по часам

Покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка - минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на 1 час.

- "Какое время показывают часы?"

Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них, которые показывают время, когда

Люди чаще всего встают по утрам;

Когда люди обедают;

Когда ты ложишься спать.

Сделайте из картона часы с передвигающимися стрелками.

Спросите у ребенка: "Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни".

В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.

Упражнения на развитие внимания и восприятия

- "Что не так?"

Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных..

- "Найди пуговки"

В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

- "Геометрические фигуры"

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ребенок выполняет по вашей просьбе задания:

1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д.;
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил;
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности

- "Угадай на ощупь"

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

- "Что лежит в мешочке?"

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).

Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь).

Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики

Разрезные картинки

Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.

На трех картинках изображены яблоко, стакан, пирамидка: каждая картинка разрезана пополам.
Три картинки с изображенными на них рисунками чайника, цыпленка, елки разрезаны на три части.
Три картинки с рисунками мяча, морковки, гриба (мухомора) состоят из четырех частей каждая.
Три картинки с рисунками капусты, медвежонка, лягушки разрезаны на пять частей.
Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок.

Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задания на сложение фигур, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки.

- "Склеим чайник"

Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

- "Сложи геометрические фигуры из частей"

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.

После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета.

- "Матрешки"

Используется деревянная трехместная разборная матрешка.

Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая).

- "Назови лишнее"

Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь.

Рисование красками

Приготовьте бумагу (серую, голубую, синюю), краску белую, кисти.
Прочитайте стихи о зиме, например, из стихотворения И. Сурикова "Зима":

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело...

Вспомните с ребенком, как красиво зимой - снег укрывает дома, деревья, кусты. Скажите ребенку, что нарисовать зиму, снег можно белой краской и что она лучше всего сочетается с голубым, серым, синим фоном бумаги.

Аппликация "Полосатый коврик"

Используются бумага, клей, кисточка, тряпочка и цветные полоски бумаги.

Предварительно показываете ребенку, как нужно наложить полоски бумаги на лист. Спросите: "Тебе нравится такая раскраска коврика? Если нет, то можно полоски поменять местами, и тогда коврик будет выглядеть иначе". Затем приступайте к намазыванию каждой полоски клеем и наклеиванию ее на лист бумаги. Предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Вместе полюбуйтесь этим ковриком и подумайте, где его можно использовать. Например, это может быть коврик для куклы или для машинки.

А можно предложить новый сюжет. На этот коврик наклеить вырезанные силуэты фигурок собачки, киски и т. д. Спросите ребенка: "Что делает на коврике собачка, а что - киска?"

Работа над аппликацией прекрасно развивает ручную умелость, фантазию, творчество ребенка. Если ему нравятся эти занятия, помогайте придумывать новые сюжеты и осуществлять их.

Лепка и аппликация

Покажите ребенку, что можно одну и ту же фигуру сделать из пластилина и из бумаги, т. е. пластическим и силуэтным способом.

Для аппликации необходимо заранее сделать заготовки, которые будут наклеиваться на бумагу, а для фигуры из пластилина нужно приготовить какие-то дополнительные предметы. Например, вы решили, что такой фигурой будет снеговик.

Загадайте ребенку загадку:

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глазки - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?

После того, как ребенок угадает загадку, покажите ему на картинке снеговика, обсудите с ним, из каких частей состоит снеговик (из каких форм). Когда снеговик будет склеен и слеплен, спросите у ребенка, чего не хватает снеговику и какой нравится больше - из пластилина или из бумаги.

Сюжетные игры

Конечно, вы играете с ребенком в такие игры, как "Магазин", "Школа", "Больница" и т. д. В процессе этих игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания по самым разным аспектам: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов в речи (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева и т. д.); умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника и т. д.

Такие игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно в том случае, если они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать и т. д.).
И, конечно, неоценима роль таких игр для развития творческого мышления.


В возрасте 3-5 лет дети уже достаточно развиты для того, чтобы повторять за взрослым физические упражнения. Хотя мускулатура и костная система у малышей еще продолжает формироваться, они уже обладают определенной выносливостью и силой. Поэтому настало время усовершенствовать и увеличить физическую нагрузку на детский организм. Необходимо делать это правильно и последовательно.

Правильность выполнения обеспечивает эффективность:

В возрасте 3-5 лет нельзя требовать от малыша четкого повторения движений. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок учился максимально точно повторять за взрослым.

Важно научить детей во время занятий принимать правильное исходное положение: лежа, сидя, стоя. Также уделяйте внимание на расположение рук во ходе занятия: на поясе, впереди, в стороны, вверх и т.д.

Дыхание ребенка при выполнении упражнений не должно сбиваться. Следите за тем, чтобы малыш дышал произвольно без одышки. Важно подсказывать детям, когда следует вдохнуть, а когда выдохнуть. Во время наклонов всегда должен следовать выдох, а при выпрямлении туловища - вдох.

Правильный план занятия:

Занятие должно включать около шести упражнений. Количество повторов каждого из них должно составлять 5-6 раз. Продолжительность занятия - не дольше 20-25 минут.

Чтобы комплекс был эффективным и разнообразным, включайте в него такие упражнения:

Для рук и плеч
для ног
для туловища
с использованием спортивного снаряжения и вспомогательных предметов

Взрослые показывают упражнение, а малыши повторяют за ними. Не требуйте крайне точного выполнения заданий. Важно следить за состоянием детей и прекращать выполнение до наступления усталости.

Развиваем руки и плечевой пояс малыша:

"Покажем ладони"

Ребенок стоит ровно, ножки немного шире плеч, руки опустить вдоль туловища. По команде взрослого необходимо вытянуть руки вперед, повернув ладошками вверх. Затем ребенок прячет ручки назад за спинку.

"Хлопаем в ладоши"

Исходная позиция такая же. Малышу необходимо вытянуть ручки впереди туловища, похлопать в ладоши, затем опустить руки вниз в начальное положение.

"Маятник"

Исходное положение остается прежним. Необходимо раскачивать выпрямленными ручками вперед-назад.

"Хлопок над головой"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен поднимать прямые руки над головой, хлопать в ладошки и опускать их через стороны вниз.

"Мотаем ниточку"

Малыш сгибает руки в локтях перед грудной клеткой, сжимает кулачки, совершает круговые вращения руками перед грудью, не опуская низко локти. При выполнении этого упражнения следите, чтобы одна ручка вращалась вокруг другой.

Укрепляем ноги:

"Большой-маленький"

Малыш стоит ровно, ножки немного расставлены, ручки на поясе. Необходимо присесть как можно ниже, а затем встать на носочки, потянувшись и подняв руки вверх.

"Лошадка"

Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Необходимо поднять согнутую в коленном суставе ножку, затем опустить ее. Такое же упражнение проделать второй ногой.

"Присядем и хлопнем"

Исходная позиция прежняя. В положении стоя малыш должен хлопнуть в ладошки перед собой. Затем, присев на корточки, необходимо хлопнуть в ладони внизу.

"Комочек"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен присесть как можно ниже, наклониться вперед, ухватиться руками за голени, опустить головку. Задержаться в таком положении 3-4 секунды, постепенно выпрямиться и встать.

"Лягушка"

Ребенок становится на четвереньки и прыгает, имитируя лягушку.

Укрепляем туловище:

"Смотрим назад"

Малыш стоит прямо, ножки расставлены на ширину плеч, руки опущены вниз. Необходимо поворачиваться в разные стороны. При этом размах руками должен быть свободным.

"Самолет"

Исходная позиция такая же, только ручки разведены в стороны. Необходимо выполнять наклоны в стороны. Следует контролировать положение рук - они не должны опускаться.

"Часы"

Исходная позиция прежняя, руки на поясе. Малыш наклоняется в одну сторону и произносит: "Тик". Затем следует выпрямиться и сказать "Так". После этого наклон выполняется в другую сторону, произнося: "Тик", на выпрямлении малыш говорит: "Так".

"Качалка"

Ребенка следует усадить на пол, скрестив ножки в удобном положении. Руки на поясе. Малыш должен раскачивать туловище вперед и назад.

"Кошка"

Малыш становится на четвереньки. Выполняется выгибание спины с прижиманием головы к груди - кошка злится. Затем выполнить прогиб спинки с поднятием головы - кошка ласковая.

"Потрогаем носочки"

Малыш становится прямо со слегка разведенными в стороны ножками. Руки разведены в стороны. Задача ребенка - наклоняться вперед, доставая пальчики ног руками.

"Самолет летит"

Ребенка укладывают на ровную поверхность на животик. Ручки следует сложить перед грудью. Необходимо поднимать головку, ручки и грудь, разводя руки в стороны - самолет летит. Затем малыш возвращается в исходное положение - самолет отдыхает.

"Бревно"

Исходное положение - лежа на спине с вытянутыми вверх руками. Ребенок должен переворачиваться через бочок со спины на живот. Затем проделать упражнение в обратном направлении.

Упражнения с использованием инвентаря:

"Катаем мячик"

Малыш стоит прямо, ножки слегка расставлены. В руках необходимо удерживать мячик средних размеров. Сделав размах и наклонившись, ребенок катит мяч между ножками назад.

"Попадаем в корзину"

Необходимо поставить емкость или корзинку на расстоянии около 4 шагов от ребенка. Задача малыша - попадать мячиком в корзинку.

"Подбрасываем мячик"

Исходная позиция: малыш стоит, немного расставив ножки. В руках удерживает мячик. Необходимо подбрасывать мяч вверх, стараясь уловить его во время падения двумя руками.

"Догоняем мячик"

Необходимо катить мяч вперед. Задача ребенка - догнать и обежать мячик.

"Ловим мячик"

Малыш становится напротив взрослого на расстоянии около 1,5 м. Взрослый бросает мяч ребенку со словом: "Лови". Ребенок пытается поймать мяч двумя руками. Затем взрослый произносит слово: "Бросай". В ответ малыш должен бросить мячик обратно.

Тренируем равновесие у ребенка:

Важно в процессе выполнения упражнений заставить малыша смотреть вперед, а не под ножки. Для этого взрослый становится впереди и привлекает взгляд ребенка ярким и интересным предметом, разговором. Прекрасно тренирует равновесие ходьба по опоре - скамье, лестнице, доске.

Не менее эффективными являются таки упражнения:

Стойка на одной ножке
частая смена положения тела - быстро встать, лечь, сесть, попрыгать и т.д.
стойка на носочках
катание на качелях и каруселях

Регулярные занятия с малышами прекрасно тренируют не только выносливость и физическую силу, но и внимание, память и интеллект ребенка. Чтобы такие уроки проходили легко и весело, не забывайте про веселую музыку и хорошее настроение в процессе тренировки.


ВАШ РЕБЕНОК ПОХУДЕЛ

Внешний вид ребенка значительно изменяется. До 3 лет ваш малыш был такой пухленький, а после 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Вы замечаете, что он становится худым. И вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете. И, в конце концов, обращаетесь за консультацией к врачу. Но не волнуйтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и в таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.

Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.

Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 3 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.

КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях. У ребенка преобладает органический компонент , поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу).

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ

К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов . Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии , они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.

Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.

Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Ваш ребенок сейчас неплохо разговаривает. Вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение. Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, практически нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный.

Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И нужно, чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра, а обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.

СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками . Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.
Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.

АЗЫ ОБЩЕНИЯ

Ребенок этого возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться. Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор. Теперь ребенок уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.
Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений. Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.

ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ!

Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания . Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода" . Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.

ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Для малыша игрушки очень важны. Игра для ребенка - это работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается. Но нет, он работает над собой, совершенствуется, учится говорить, фантазировать, порой он творит. Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.

Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка , и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками.

Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.

Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один.

ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА

Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.

Также полезна и увлекательна, может быть лепка из глины. Из глины можно слепить разные игрушки. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.

ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ребенок 3 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом , нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.

Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью , и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности. Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.

Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях.

После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.


Ключевые теги новости: ,

Другие новости