Гипноз и его влияние на сознание человека. Гипнотическое воздействие

Сила гипноза не имеет границ. Многие профессиональные гипнологи утверждают, что, изучив, как действует гипноз, и применив определенные навыки на практике, можно добиться удивительных результатов.

Гипноз обладает силой, которая не имеет границ

Определение методики

Под гипнозом понимают сонное состояние, при котором сознание человека поддается управлению. Наиболее эффективная сфера применения гипноза - психиатрия. Квалифицированный врач-гипнолог, может проводить терапевтические сеансы гипнозом при имеющихся признаках неврозов и психозов.

Границы сил гипнотического воздействия неизведанны. По мнению врачей, разработка правильного подхода к введению человека в транс и последующего внушения может привести к необъяснимым явлениям и действиям. Гипноз настолько влияет на психику человека, что это может привести к быстрому восстановлению пациента при соматических патологиях.

Пример необъяснимого и чудесного воздействия был описан известным гипнологом Рожновым. В его личной практике был случай восстановления опорно-двигательного аппарата гипнозом. Женщина, переставшая ходить после нервного потрясения, поддавшись гипнозу, смогла встать с кровати и свободно передвигаться без помощи костылей и других приспособлений.

Находясь под гипнотическим воздействием, пациент пребывает в состоянии, схожем по своим особенностям со сном. Единственное отличие - это нервные клетки в головном мозге, которые продолжают активно работать, поддаваясь контролю гипнотизера. Похожее действие оказывает усталость и вынужденное ей противостояние. Простой пример: это усталый часовой на посту, он может уснуть стоя, его тело остается в напряжении, а сознание выключается. По мнению врачей, у такого человека остается только один небольшой очаг возбуждения.

Степени воздействия

Влияние на психику человека зависит от силы воздействия гипноза. Чем сильнее используемый метод, тем больше человек становится подвластным манипулятору. Специалисты подтверждают существование 3 степеней гипнотического воздействия:

  • сонливость;
  • гипотаксия;
  • сомнамбулизм.

Сонливость - дремотное состояние, которое характеризуется расслабленностью мышц и легким помутнением сознания. Это транс, выйдя из которого человек помнит, что с ним происходило. Вторая стадия (гипотаксия) - это подчинение. Загипнотизированный не может контролировать свои движения. Он готов к выполнению приказов.

Особый интерес вызывает третья стадия гипнотического воздействия - сомнамбулизм. Это наиболее глубокая стадия гипноза, при которой внушаемый может:

  • выполнять любые команды;
  • ощущать внушенные галлюцинации;
  • вспомнить отдельные фразы и движения, которые выполнялись в раннем детстве;
  • не ощущать боль.

Такому воздействию на психику поддаются более 25% людей.

В эксперименте Левенфельда, привлекшем в своем время особое внимание, пожилая женщина под воздействием гипноза, начала танцевать так, как делала это в молодости. Выйдя из-под влияния гипноза, она не поверила рассказам врачей.

Гипноз действует на человека как сон. Единственным отличием от него является активная работа отдельных участков нервной системы. Подобными навыками пользуются животные. Летучие мыши спят вниз головой, лошади спят стоя и т.д. За такие функции отвечает «сторожевой пункт» в нервной системе, который работает у людей иначе. Он поддается контролю и регулированию только под воздействием гипноза.

Гипноз действует на человека как сон. Единственное отличие — активная работа отдельных участков нервной системы

Применение метода

Метод применяется давно. Самым старым упоминанием о является работа А.Месмера 1848 года «Месмеризм». Ученый считал такое воздействие магнетизмом животного происхождения.

Современная гипнология усовершенствована, благодаря доказанным теориям Павлова, Платонова, Бехтерева и др. Сегодня применение гипноза позволяет «программировать» пациента на выполнение не менее двух задач: он может поддаваться терапевтическому лечению внушением и использовать давно утерянные со временем навыки профессиональной или любительской деятельности.

Возможные последствия

Основной особенностью гипнотического внушения является обращение одного человека к бессознательному подсознанию другого.

Цель терапии - это выявление содержимого внутреннего мира человека, его подсознания. С применением современных методик, можно выявить:

  • пережитые события в жизни личности;
  • полученные ранее установки;
  • отдельные детали прошлого, описанные до мелочей;
  • изменять биологические особенности организма (уменьшать или вызывать боль, устранять зависимости от ПАВ, бороться с отдельными признаками психосоматических заболеваний).

Несмотря на силы возможностей, которые открываются перед человеком под гипнотическим воздействием, гипнологи считают это опасным занятием. Любая ошибка специалиста может повлиять на здоровье больного и даже лишить его жизни. Изменив болевой порог, пациент рискует в будущем нанести себе травму, наличие которой может привести к осложнениям.

Современные эксперименты

Действие гипнотического сеанса на человека ограничено. И это доказано на практике. Несмотря на теоретически возможное полное воздействие на психику, достичь максимального эффекта невозможно.

Это доказали своими экспериментами П.Буль и В.Пушкин.

Отдельного внимания стоит эксперимент В.Пушкина, по результатам которого ученый сделал вывод о том, что загипнотизированный не может выполнять установки, противоречащие его моральным устоям. Смысл же самого эксперимента лежал во внушении необходимости зарезать человека пластиковой картой. Пациенту под воздействием гипноза внушили, что в руках его нож и следует одним действием лишить человека жизни.

Результат эксперимента удивил ученых. Пациентка под воздействием гипноза начала биться в припадке и не смогла выполнить установку врача. Под гипнотическим воздействием существует внутренняя борьба сознания и подсознания, и результат может быть непредсказуемым.

Заключение

Гипнотическое воздействие может иметь разное целевое применение. Его удачно используют в лечении неврозов и психозов, с его помощью можно добиться желаемых результатов в терапии соматических заболеваний и т.д.

Гипноз помогает вылечить нервозные и психозные состояния

Сила гипнотического воздействия на психику зависит от множества факторов. При благоприятных внешних условиях, профессиональных навыках гипнотизера, человек может выполнять любые внушенные приказы, ощущать галлюцинации и даже не испытывать физическую боль. Гипноз не всесилен. По результатам некоторых исследований, психологи определили, что, находясь в подвластном гипнотизеру состоянии, человек может бороться с внушаемыми командами.

Почему не на всех людей действует гипноз?

    Гипноз действует на тех, кто согласен на то, чтоб его загипнотизировали. Есть мнение, что гипноз не действует на тяжело-больных психически, людей с поражениями центральной нервной системы и тех, кто просто не хочет входить в это состояние. Короче, хочешь загипнотизироваться загипотизируешься, не хочешь не загипнотизируешься. Т е вопрос не о определенных людях, а о желании человека.

    Все дело в состоянии сознания. Некоторых людей жизнь потрепала изрядно и часть их сознания застряла в трагических или болезненных инцидентах и потому является ослабленной, и таким сознанием легче манипулировать, - оно ближе к порогу бессознательности нежели сознание тех людей чье сознание еще сильно, или кто может его восстанавливать, или не терять вообще - и их сознание не подавить таким образом.

    Есть вид гипноза который действует на 100% населения, но специалисты и спецслужбы не слишком его афишируют - что правильно в общем-то, особенно учитывая нездоровую и неадекватную увлеченность гипнозами любителей-психологов.

    Еще в первые года прошлого века Фрейд доказал что гипноз не помогает для того чтобы избавить человека от его навязчивых состояний, потому что для того чтобы добиться улучшений в этих состояниях человек должен оставаться осознающим, что недопустимо для поддержания состояния гипнотического транса. Однако современные психологи заблудившись в своих теориях, опять вытащили на свет теорию гипноза и вот уже полвека он пользуется популярностью в головах оторвавшихся от реальности психологов. И парадоксально мало тех кто замечает противоречие: как может человек избавиться от навязчивых состояний тем что ввергнуть его еще в одно навязчивое состояние? Настоящие профессионал знают что те навязчивости, которые тем или иным образом были установлены ранее - сильнее тех которые установлены позднее. И это еще раз демонстрирует что гипноз для улучшения состояния человека обладает очень низкой ценностью, а точнее - практически никакой.

    Обычно люди верят приведенной статистике. Кто-то говорит о 25, кто-то о 40%... Верят и не замечают, что вот эта вера - уже гипноз, которому они поддались. А цифры эти означают всего лишь, что проведенные исследования верны для какой-то выборки и для какого-то метода гипноза. Все методы исследовать вряд ли кто сможет исследовать.

    На самом же деле люди, которые способны понимать других людей не могут не поддаваться гипнозу. Я так думаю, что гипнозу не поддаются мертвые и идиоты. А нормальные люди поддаются гипнозу все без исключения, причем каждодневно по много раз на дню.

    Все зависит от типа нервной системы и специфики работы.Например, на преподавателей гипноз обычно не действует.т.к. они в своей профессиональной деятельности часто вынуждены подавлять волю других людей.То же самое с врачами, сотрудниками полиции.Многие руководители коллективов,предприятий не поддаются гипнозу.

    Несколько лет назад я попала в больницу.Ночью спать не могла,т.к. соседка по палате жутко храпела,поэтому я выходила в коридор и читала книги.

    Однажды дежурила моя доктор.Она и обнаружила меня неспящей, а поскольку докторша по совместительству работала в кабинете лечебного сна,то решила меня усыпить там.

    Лечебный сон - это такой сон, когда к телу прикрепляются датчики,на глаза надевается светонепроницаемая маска, а врач начинает вещать нудным голосом:Ваши руки тяжелые, тело наливается свинцовой тяжестью, веки сомкнуты... и т.д.

    Около 20 минут добрая докторша шептала мне колыбельные слова,но я так и не уснула.Потом она сказала, что пыталась ввести меня в гипнотический сон,но я не поддалась!

    На разные выступления гипнотизеров-фокусников тоже ходила...Смешно было.Половина зала почти сразу начинает вращать головой и выполняют приказы мага - волшебника, а вторая половина веселится.Я тоже с веселой половиной развлекаюсь.

    Когда гипноз не действует, это зависит только от человека. Значит он не полностью, доверяет гипнотизру. Нужно сразу подметить что гипноз в принципе дело добровольное, и если присутствует страх, либо просто отвергается за ненадобностью такового. Такого человека насильно ввести в трансовое сосотояние не возможно. Так же если во время гипноза, что-то противоречит устоявшейся морали. Пациент самрстоятельно выходит и этого состояния.

    На тех, кто в молитве постоянно, психотронное оружие оказывается бездейственным, ибо молящийся Господу защищен благодатью Духа Святага, и такой человек под покровом от такого зла, как гипноз, в частности, психотронный.

    У меня был случай в молодости, когда гипнозу я не поддалась. Причем специально ничего не делала.

    Мы с подругой пошли в филармонию, где давал сеанс знаменитый гипнотизер (он, потом, увы, утонул в реке).

    Сначала он проделывал разные штуки с людьми на сцене. Потом сообщил, что если в зале есть недоверчивые люди, то он сейчас возьмет и всех загипнотизирует на несколько минут. Объяснил, как это будет выглядеть и какие ощущения наступят.

    В соответствующий момент я обнаружила, что вокруг меня все заснули (в том числе и моя подруга). Я вертела головой в разные стороны и увидела еще несколько таких же неподдающихся, которые так же рассматривали публику. Потом все проснулись.

    Я не буду настаивать на том, что я такая из себя независимая, что не поддаюсь влиянию. Подозреваю, что причина может крыться и в физиологии людей. То есть, возможно, во мне отсутствует какой-нибудь гормон или другой инструмент, который отзывается на гипноз.

    Гипноз действует на всех. Другое дело, что одни люди больше поддаются гипнозу, а другие более устойчивы к воздействию на их сознание. Если сильный гипнотизр, он любого может ввести в гипнотическое состояние.

    Как выяснили ученые, гипноз действует далеко не на всех людей, ему подвержены люди доверчивые. Как показали испытания, гипнабельными оказались лишь четверть испытуемых. А я считаю так: если человек сознательно не хочет чтоб его вводили в это состаяние, то у гипнолога ничего и не получится. Все зависит от нас же самих.

    Есть люди с высоким уровнем самоконтроля, это значит, что у них активное критическое отношение к себе и ситуации. И такие не поддаются не потому что не могут, а потому, что не хотят. Я согласна с одним из мнений выше, что многое зависит от конкретного сиюминутного состояния человека. Позволяет человек собой манипулировать - им будут манипулировать, сопротивляется - не будут. Но бывает, что даже сильный, волевой человек может подвергнуться гипнозу, если он физически измождн, устал.

    Как говорится- Нет одинаковых людей. Ничто в мире не симметрично. Это я написал к тому, что каждый человек устроен по разному следовательно на каждого разные вещи действуют по разному. Например: кто-то может выпить бутылку водки и будет с ним все нормально(как-будто и не пил), а кого-то после первой рюмки шатать начинает.

    Надеюсь, что ответ помог.

Стремление к самопознанию у человека заложено генетически. Личность все время стремится к самосовершенствованию, открытию своих скрытых резервов. Самый древний способ, помогающий ему на этом пути, - это суггестия или внушение - явление, окутанное элементом тайны, некой мистики, страха непонимания. Мы живем в сложное время, когда мозг перегружен информацией, а тело - физическими нагрузками. Часто в этой схеме происходит разлад. Становится сложно контролировать настроение, возникают депрессии, психосоматические расстройства, болезни. Именно здесь на помощь приходят суггестия и психоанализ. Они позволяют гармонизировать работу тела и мозга, более полно реализовывать свой потенциал, поменять жизненный путь, адаптироваться к агрессивной внешней среде. Далее поговорим о том, как действует гипноз на человека, обсудим, каким он бывает и как уберечься от нежелательного воздействия гипноза и не быть обманутым.

Влияние гипноза на психику человека известно с древних времен. Древние греки использовали массовую внушаемость в храме Асклепия. Сохранились древние тексты, трактующие о целительном сне в храме. Ученые полагают, что это первый документально зафиксированный акт воздействия гипноза на людей. Люди вводились жрецами в подобие транса, засыпали, а на утро просыпались здоровыми. В своих сновидениях они видели бога Асклепия, который излечивал их души.

Некое подобие гипноза встречается в мире животных. При особом воздействии на животное включаются защитные механизмы акинезии - животное становится неподвижным. Самый яркий пример: кролик с удавом или мышка со змеей. Они каменеют перед лицом опасности. Змея нападает только на подвижные объекты, поэтому зверек на подсознательном уровне обездвиживается.

Другой вариант - это физиологическое воздействие. Если лягушку резко перевернуть на спину, то она впадает в такое же состояние обездвиженности - каталепсии. Нервная система в обоих случаях получает сильный раздражитель, что приводит к резким процессам торможения в коре головного мозга.

Термин «гипноз» (от греч.: hypnos - сон; Гипнос - древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию).Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе.Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения).Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс». Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии - понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию.Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.

2. Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полностью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологически выражается в торможении коры головного мозга, за исключением одного участка - так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт - своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.Таким образом, гипноз как состояние - это измененное состояние сознания; по принятой классификации - не нормальное (в смысле - не типичное), не патологическое, частично или полностью не функционирующее сознание.Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в сознание эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собственными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный человек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние предметы отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам достигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» - термином, по нашему мнению, не очень удачным).Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» - и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлюцинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств - глаз, но и вопреки его действию, а благодаря возникшему от непосредственного воздействия извне на кору головного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасенсорным путем. Другой разговор - что видеть: то, что создано органами чувств, или то, что создано помимо органов чувств - экстрасенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасенсорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипнотизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. Гипноз и степень свободы в поступках

Система личности каждого человека представляет собой каркас ценностей типа «это - хорошо», «это - плохо» («любить людей - это хорошо», «красть - это плохо», «чистить зубы - это хорошо», «делать недобросовестно - это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководствуется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает плохим.Но состояние гипноза - это состояние блокирования сознания не только для информации извне, но и для информации «изнутри» - из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слушателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сделать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психический диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» - это не соответствует одной из их ценностных ориентации - «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а зачем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дискомфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» - приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку - профессору реализовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» - вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления - собственная ценностная ориентация «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту брошюрку», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» - более сильная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее - разорвали брошюрку (по содержанию совершенно для них не значимую), принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас доминирует - ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои команды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, - разорвали.Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности человек может под гипнозом принести в жертву ради ценности послушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по своему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выполнил команду - ценность «послушания» оказалась все-таки меньшей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил команду - плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «послушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказали, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «послушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали ценность «послушания») и, наконец, он выполнил команду - «ударил ножом в грудь», но - рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И таким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» - удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого человека (не убил).Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно высокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и противоречит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая - «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации - по его характеру).И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в сознании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соотносится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость - это плохо» - это в сознании человека), а от системы ценностей подсознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическому состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагностики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

4. Цели применения гипноза

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации - инактивации сознания и, как следствие, активизации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.И получается, что одна из основных целей гипноза - выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психопатологической диагностики.Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с человеком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осознавал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ребенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «забылось» (оказалось, благодаря психологической защите вытесненным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила реальная угроза»).Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсознательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гипноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).Более того, существует предположение, что подобная психодиагностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фактор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это - только приснилось однажды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя - эриксонианский гипноз.Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность - заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль - наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских манипуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, например, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.В гипнозе можно не только изменить физические способности, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоянии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдувании стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну практическую цель гипнотизации - введение в состоянии гипноза учебной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).Определенное место в практическом приложении гипноза принадлежит автогипнозу.

5. Гипноз, автогипноз и медитация

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогипноз - гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе - введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гипнозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по технике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо информации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и техника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

Проблема опасности при использовании гипноза в своих оценках до сих пор вызывает споры. Некоторые психотерапевты исходят из того принципа, что любое эффективное лечебное средство в больших дозах опасно для здоровья, и рекомендуют применять гипноз умело и с осторожностью. Существует и другое мнение. Так, еще П. Жане (1859-1947), имея в виду данный принцип, утверждал: «Гипнотизм и внушение, к сожалению, слишком малоопасны».

Отрицательное влияние гипноза на здоровье человека необходимо рассматривать в двух аспектах:

1. Возможное нанесение вреда самим гипнозом как психофизиологическим процессом в виде неблагоприятного действия на психическую сферу загипнотизированного или другие функциональные системы организма.

2. Многократное возрастание опасности недоброго слова для человека, воспринимающего это слово в гипнозе или близких ему фазовых состояниях сознания. В результате неблагоприятный второсигнальный раздражитель может стать опасным патогенетическим фактором не только для здоровья, но и для жизни пострадавшего.

В отечественной гипнологии первым проявил интерес к возможным отрицательным последствиям гипнотизирования А. А. Токарский. На основании собственных клинических наблюдений (1889) он опровергал утверждения некоторых зарубежных авторов о вреде гипнотизирования, хотя вместе с тем говорил и о необходимых предосторожностях. Он отмечал, что после выхода из глубокого гипнотического состояния гипнотизируемый еще некоторое время сохраняет повышенную внушаемость и поэтому первое время его необходимо охранять от случайных неблагоприятных воздействий. Кстати сказать, именно эта особенность гипноза послужила одной из причин возникновения многих осложнений после современных сеансов телегипнотерапии, речь о которых еще впереди.

К. И. Платонов не видел особых оснований проявлять повышенную заботу о вредных последствиях гипноза. Обобщая свой опыт воспроизведения патологических синдромов у ранее переболевших, он писал: «Метод экспериментальной репродукции патосимптомов не может быть вредным для личности бывшего больного. За это говорят многолетние наблюдения и современное цереб-рофизиологическое учение (функциональная мозаичность высших отделов нервной системы)» 1 .

Об отсутствии вредных последствий воспроизведения синдромов невротических состояний у выздоровевших больных писал и А. Т. Пшоник (1952). Он вызывал у испытуемых внешний симптом «сосудистого невроза» путем сшибки двух противоположных по действию раздражителей. Подобную «патологию», формируемую в эксперименте, он считал не более чем физиологической моделью действительного невроза.

М. С. Лебединский указывал, что «не приходится почти никогда бояться вредного воздействия гипнотического метода, примененного врачом, но учитывать некоторые иногда возникающие при применении этого метода затруднения необходимо» 2 . В качестве примера он описывает случай лечения длительным прерывистым сном с комбинированием гипноза и снотворного, в результате чего у больного появились галлюцинации и бредовые высказывания. Неблагоприятные симптомы были легко и полностью устранены соответствующим контрвнушением.

В последние годы в США, как следствие широкого использования гипноза для различного рода психических воздействий, появились сообщения о неблагоприятных его последствиях. X. Розен (1960), приведя значительное число таких наблюдений, указывает, что любой вид психотерапии, в том числе и гипноз, небезопасен в руках людей, не знакомых с основами суггестологии. Неудачи здесь, по его словам, так же поразительны, как и успехи.

И. Хилгард с соавторами (1961) обобщил материалы об осложнениях, наблюдавшихся при гипнозе (15 случаев). Он считает, что осложнения в виде отдельных симптомов или истероидных реакций возникают только у больных с психотическими тенденциями по отношению к терапии. Неизвестно, кроме того, замечает он, являются ли эти осложнения следствием применения именно гипноза, или же они появились бы при использовании любого метода психотерапии. В процессе экспериментирования с 220 здоровыми людьми, продолжает он, кратковременные эффекты после действия наблюдались у 17 человек (7,7%), причем у пяти испытуемых они длились всего несколько часов после эксперимента, а для остальных требовалась определенная коррекция самочувствия в повторном гипнозе.

JT. Шерток (1992) также наблюдал иногда преходящие ухудшения состояния у людей, подвергавшихся гипнотерапии. Повторный осмотр этих пациентов спустя несколько лет свидетельствовал о том, что возникавшие симптомы оказывались кратковременными.

Детальный анализ возможных осложнений при гипнозе и их предпосылок провел И. П. Брязгунов, имеющий большой опыт гипнотерапии у детей. Известно, что детская психика чрезвычайно чувствительна к суггестивным влияниям, а потому неосторожное обращение со словом чревато здесь осложнениями еще в большей степени.

В связи с возможным отрицательным действием гипноза на здоровье человека И. П. Брязгунов указывает на абсолютные и относительные противопоказания к его применению. К абсолютным противопоказаниям он относит интоксикацию с высокой температурой тела и спутанностью сознания, а также те случаи, когда гипноз может провоцировать компенсированные нарушения в организме (диэнцефальные кризы, эпилептические и истерические припадки). К относительным противопоказаниям относятся заболевания, при которых осложнения могут появиться в результате возможного волнения, нередко наступающего перед процедурой гипнотизации (сердечно-сосудистая недостаточность, наклонность к кровотечениям). Вредные последствия гипноза, считает он, могут проявляться при частом гипнотизировании (вырабатывается склонность к аутогипнозу), а также при неправильно построенных формулах внушений. В этих случаях возможны спонтанные галлюцинации, постгипнотический бред, расстройства настроения, спутанность сознания. Поспешное выведение из гипноза также может явиться причиной плохого самочувствия пациента (тяжесть в голове, головные боли, головокружение, сонливость). И. П. Брязгунов не согласен с утверждением, что гипноз ослабляет волю; наоборот, в этом направлении гипноз действует положительно (лечение фобий, токсикомании). В заключение он указывает, что в его практике встречались лишь незначительные осложнения, легко устраняемые соответствующим внушением.

Наш собственный опыт повторного воспроизведения в гипнозе такого сильного стрессового воздействия, как пережитый ранее аварийный прыжок с парашютом, позволяет говорить о безвредности для здоровья испытуемых подобных воздействий, если они проводятся с соблюдением принципов психогигиены и суггестологии 1 . Однако это не значит, что повторные переживания в гипнозе очень сильного эмоционального напряжения не оставляют последствий в виде общей слабости, утомления и т. п. Эти симптомы могут быть выражены достаточно сильно, если не проводится квалифицированная коррекция постгипнотического самочувствия испытуемого. Одним из преимуществ данного метода и является то, что он позволяет путем внушения устранять нежелательные побочные реакции.

До известных пор гипноз применялся исключительно во врачебных кабинетах, а сами сеансы проводились с одним пациентом или с группой больных, которые все находились под бдительным врачебным контролем. Отсутствие в этих условиях значительных осложнений при лечении гипнозом привело к тому, что у подавляющего большинства специалистов, как уже отмечалось, сложилось мнение о полной безвредности этого терапевтического средства. Такое суждение исходило из расхожей врачебной логики, согласно которой любое эффективное терапевтическое средство при определенных условиях способно давать побочный отрицательный эффект.

Однако с введением «шоу-психотерапии» в ее телевизионных и эстрадных вариантах стало ясно, что гипноз в принципе является сильнодействующим, а в руках безответственного «врачевателя» и небезопасным «лечебным» средством. Это пагубное качество гипноза проявилось достаточно убедительно при его применении в массовых сеансах, особенно на телевидении. Причиной осложнений явилось отсутствие прямого контакта с субъектом суггестивных манипуляций, что не позволяло оценить и при необходимости скорректировать его постгипнотическое состояние.

Как уже отмечалось, гипноз - явление очень многообразное, а нервные процессы, лежащие в его основе, характеризуются известной инертностью. Поэтому можно смело утверждать, что после каждого сеанса массового гипноза при отсутствии индивидуальной психокоррекции некоторая часть его участников еще какое-то время остается в различной степени выраженных просо-ночных (фазовых) состояниях. Часто это бывает уравнительная или парадоксальная фаза (по И. П. Павлову). Они характеризуются тем, что в этом состоянии второ-сигнальные (словесные) раздражители оказываются равными по силе первосигнальным, безусловным или даже превосходят их по своей действенности. В этих случаях даже у здоровых людей различного рода опасения, тревожные мысли о состоянии своего здоровья, тяжелые воспоминания, неуместные реплики и т. п. могут послужить причиной развития неблагоприятных психических реакций, принимающих застойный характер, а затем превращающихся в настоящее заболевание.

В лечебной практике встречались случаи, когда за одни сутки таким образом развивались тяжелые кожные заболевания, обострялось течение гипертонии, язвенной болезни и пр. Очень серьезным осложнением безответственных форм гипноза бывает летаргический сон. Он развивается, когда телепациент после сеанса самопроизвольно погружается в так называемую наркотическую фазу гипноидного состояния и теряет речевую связь с окружающими. В периодической печати было несколько сообщений о такого рода случаях.

Не полностью устраненные гипноидные фазы служат предпосылкой для фиксации неблагоприятных навязчивых реакций. В качестве примера можно привести следующий случай. Во время обычной телепередачи женщина случайно задремала. Сын в этот момент уронил на пол чашку, которая со звоном разбилась. Женщина вздрогнула и проснулась. Эта реакция впервые произошла в просоночном состоянии, зафиксировалась и в дальнейшем проявлялась в виде навязчивого подергивания плечом. На сеансах телегипноза создаются предпосылки для продуцирования аналогичных реакций в массовых масштабах. По этим же причинам наиболее частыми, хотя и сравнительно «легкими», осложнениями при телецели-тельстве были случаи бессонницы в самых разнообразных ее формах. Жалоб по этому поводу врачи выслушали в свое время немало.

Наконец, еще одной неприятной стороной телесеансов гипноза (так же как и его эстрадных вариантов) является то, что они способствуют росту количества высоковну-шаемого контингента населения. Нам же этот показатель повышать ни в коем случае не надо. Дело в том, что по разным причинам число высоковнушаемых людей в нашей стране оказалось беспрецедентно высоким. Анализ причин этого обстоятельства - самостоятельный вопрос, и освещать его здесь неуместно. Можно лишь отметить, что если 20-30 лет назад число высоковнушаемых лиц составляло у нас 20-30%, то в настоящее время оно подходит к 100%. Такое положение порождает достаточно серьезные социально-культурные проблемы, соизмеримые с экологическим бедствием.

Следует сказать, что в гармонически развитом человеке психическому свойству внушаемости противостоит контрвнушаемость. И первое и второе свойство выполняют важные регуляторные функции.

Внушаемость содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в их психику сходных взглядов, убеждений, мнений, оценок, норм деятельности и поведения, делая человека социально управляемым существом.

Контрвнушаемость способствует формированию прямо противоположных тенденций: стремления к самоопределению, независимости от посторонних влияний. Контрвнушаемость предохраняет личность и социум от психологической экспансии извне, способствует сохранению этнических и культурных традиций, проявлению собственной внутренней активности личности, личных интересов.

Нарушение филогенетически сложившегося равновесия между этими психическими функциями приводит к развитию неблагоприятных личностных особенностей, а вместе с тем и специфических деструктивных процессов в обществе. В частности, чрезмерный рост внушаемости у основной массы населения формирует следующие социальные тенденции:

1. Снижение инициативности и жизненной активности с усиленным проявлением склонности удовлетворяться «стадными», групповыми вкусами и интересами.

2. Ослабление способности к саморегуляции, самоорганизации поведения и работоспособности и как следствие - рост интереса к феноменам примитивного общественного сознания (гаданию, колдовству, самодеятельному целительству).

3. Возрастание количества истероидных поведенческих реакций (попрошайничества, юродства) и психосоматических болезней, развивающихся по механизму психического заражения.

4. Более интенсивное проявление различного рода психопатологии сексуального характера (половых извращений, детской сексуальности), а также криминогенных действий, возникающих по механизму подражания.

5. Снижение моральных требований и уровня культуры в обществе. Культура не является продуктом подражательного поведения, она - результат активной переработки суммы накопленных знаний, усвоения нравственных законов и норм. В обществе с высокой внушаемостью преобладает подражательный стиль поведения, при котором предпочитаются внешние его атрибуты, а не внутреннее содержание. Поэтому в таких обществах получают преимущественное развитие маргинальные формы культуры, т. е. ее низшие, суррогатные виды.

6. Появление большого количества лиц с «мессианскими» претензиями - целителей, колдунов, магов, астрологов, «контактеров» и т. п. В данном случае очень эффективно работают те обратные связи, которые исходят из высоковнушаемой социальной среды. Ее высокая готовность «внимать», беспрекословно выполнять команды и «установки» легко убеждает новоявленных «мессий» в совершенной исключительности их возможностей. В свою очередь эти «мессии» способствуют численному росту той среды, которая в прямом и переносном смысле становится для них питательной. В итоге образуется порочный замкнутый круг, в котором в массовых масштабах производится социальный продукт в виде ущербной психики.

Таким образом, неоправданно широкое использование гипнотических воздействий в различного рода социальных (не лечебных) учреждениях - в учебных заведениях, спортивных клубах, армейских организациях и т. п., - а тем более массовое применение таких воздействий на телевидении и радио, приводит к чрезмерному росту внушаемости населения и к тем отрицательным последствиям, которые были перечислены ранее.

К сказанному следует добавить, что некоторые эстрадные гипнотизеры, да и профессиональные психотерапевты нередко применяют в своей практике формы гипноза, в которых внушения адресуются непосредственно подсознанию. В связи с тем, что в данном случае появляются новые аспекты возможного злоупотребления внушением, необходимо сказать следующее.

В гипнологии известно несколько методов внушения, осуществляемого без ведома пациента и, следовательно, не осознаваемого им. Один из них - не так давно получивший известность в нашей стране «эриксоновский гипноз», названный по имени американского психотерапевта Милтона Эриксона (1901-1980), разработавшего и использовавшего в психотерапевтической практике способ неосознаваемого внушения. Способ этот основывается на технике «скрытой суггестии» и осуществляется следующим образом.

Психотерапевт вроде бы спонтанно рассказывает пациенту какую-либо историю, вставляя в нее в произвольном порядке, вне связи с основным текстом, одиночные слова (всего 3-4), в своей совокупности составляющие определенную суггестию. Каждое такое слово тем или иным образом выделяется: прикосновением, паузой, стуком и т. п., хотя в принципе остается «замаскированным» общим текстом. В течение одного рассказа такая суггестия повторяется 3-4 раза.

Техника гипнотерапии М. Эриксона богата различного рода методическими находками и суггестивными приемами, однако ее эффективность не проверялась специальными экспериментальными исследованиями. Поэтому действенность данной техники подсознательного внушения остается проблематичной. К такому выводу склоняются многие зарубежные психотерапевты. Так, Ф. Франкл, анализируя один из сборников, посвященных идеям и работам М. Эриксона, пишет: «Меня, однако, не всегда убеждают объяснения и утверждения Эриксона, большинство из которых кажутся упрощенными, как и расхожие толкования составителей данного сборника, которые любой ценой стремятся интеллектуально оправдать каждое интуитивное, спонтанное и не всегда вразумительное замечание своего учителя» 1 .

Другой метод внушения, адресуемого непосредственно сфере подсознания, еще более экзотичен и совершенно не исследован современными методами психофизиологии. Своим происхождением он обязан восточной, преимущественно оккультной традиции и в компетентных кругах известен под названием «сердечного внушения».

Оба эти метода воздействия на подсознание относятся к числу малоизученных. Следовательно, психотерапевт должен использовать их очень осторожно, лишь в отдельных случаях, когда пациент находится под наблюдением. Применение же их в массовых аудиториях, и тем более на телевидении, - просто преступно: есть состояния, когда неосознаваемые внушения производят противоположный эффект.

Мы рассмотрели возможные отрицательные воздействия самого гипноза как физиологического процесса, т. е. те случаи, когда тормозные фазы психики сами по себе оказывают неблагоприятное влияние на организм человека.

В начале раздела говорилось и о тех немалочисленных ситуациях, когда гипноз или близкие к нему состояния представляют собой лишь особенно благоприятный фон для проявления действия недоброго слова, болезнетворная роль которого давно отмечена опытом народной медицины. Истоки этого опыта берут начало с самых ранних исторических эпох развития человечества, со времен широкого развития многочисленных форм магии

‘Цит. по: Шерток Л. Гипноз. М., 1992. С. 161.

и оккультизма. Тогда слово по своему повреждающему действию считалось таким же реальным объектом, как и любой физический предмет. В современных научных исследованиях выявлены существенные особенности действенной роли слова, в том числе и патогенного характера. Повреждающее свойство слова, которое очень часто проявляется в отношениях между людьми, обусловливается психофизиологической сущностью речи как специфического раздражителя.

Вполне законченное представление о психофизических механизмах воздействия путем словесного внушения на протекающие в организме человека процессы было получено лишь в результате работ И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Именно на этой основе удалось объяснить, каким образом слово одного человека может оказывать влияние на процессы высшей нервной деятельности другого человека, каков механизм прямого и косвенного внушения, а также самовнушения и какова их роль в жизни человека, в патогенезе болезней, вызванных повреждающим действием слова. В учении о высшей нервной деятельности было показано, что вторая сигнальная система действительности (слово, речь во всех ее формах), присущая только человеку, отражает его социальную и трудовую сущность и является многообъемлющим условным раздражителем, основой сложной системы «межлюдской сигнализации».

Условные реакции второй сигнальной системы образуются на материальной основе первой сигнальной системы. При этом вторая сигнальная система в свою очередь воздействует на первую и на подкорку, «во-первых, своим торможением, которое у нее так развито и которое отсутствует или почти отсутствует в подкорке (и которое меньше развито, надо думать, в первой сигнальной системе); во-вторых, она действует и своей положительной деятельностью - законом индукции» 1 . При этом деятельность второй сигнальной системы подчиняется тем же физиологическим законам, что и деятельность первой. Это положение И. П. Павлова является отправным для выяснения механизма воздействия словом на вторую сигнальную систему, а через нее - на первую и на подкорку. Поскольку же высшая нервная деятельность человека социально детерминирована, в совместной работе двух его сигнальных систем

‘ Павловские среды. М.; Л., 1949. Т. 3. С. 10.

отражаются и воздействия социальной среды. Поэтому исторически сформировавшаяся речевая система способна вызывать в организме человека самые разнообразные реакции, которые могут быть объективно зарегистрированы.

Установлено, что при определенных состояниях центральной нервной системы степень действенности слова и его влияние на физиологические процессы в организме значительно повышаются. Эта закономерность проявляется при условии некоторой заторможенности коры головного мозга, когда ее клетки находятся в так называемых фазовых состояниях. Обычно бодрствующая нервная клетка отвечает на раздражитель согласно правилу силовых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ответная реакция на него. В частично заторможенном, просоночном состоянии (в гипнозе, перед засыпанием, при пробуждении, в утомленном состоянии) эта закономерность нарушается: на сильный раздражитель нервные клетки почти не реагируют, тогда как на слабый (в данном случае имеется в виду слово) они отвечают ярко выраженной реакцией. Кроме того, в просоночных фазах слабые раздражители приобретают еще одно свойство: они создают очаги возбуждения, фиксированные пункты, которые постоянно оказывают свое влияние на течение психических процессов, в том числе и в последующем бодрствующем состоянии.

Проблема повреждения здоровья словом особенно важна в общении врача, да и всего медицинского персонала, с больным. Учитывая особую значимость слов и самого отношения врача к больному, который чаще всего, находясь в фазовом состоянии тревоги, а то и просто страха за свое здоровье, бывает повышенно внушаем, можно с полным основанием утверждать, что общение с ним требует большой чуткости и такта. Неосторожное слово, излишние диагностические термины, безответственно оформленные справки, удостоверения, лабораторные анализы, выдаваемые на руки больному, очень часто невольно вызывают у него ряд новых болезненных симптомов или поддерживают уже существующие, тем самым воздействуя отрицательно и на его психику. Поэтому врач должен не только квалифицированно разговаривать с больным, но и умело молчать.

Явления отрицательного влияния врачебных «дефектов общения» с больным настолько распространены в лечебной практике, что получили даже специальное название ятрогений (от греч. iathros - врач). Они носят характер определенного невроза и трудно поддаются последующему лечению. Профилактике такого рода нарушений здоровья отечественные ученые-клиницисты всегда уделяли большое внимание. В этом ряду стоят такие имена, как В. М. Бехтерев, Ю. В, Каннабих, К. И. Платонов, Р. А. Лурия, М. В. Черноруцкий и многие другие.

Случаи повреждения здоровья словом встречаются не только в сфере медицинской деятельности. Нередки такого рода явления и в педагогической практике. Впервые на эту группу неврозов обратил внимание К. И. Платонов и назвал их дидактогениями (от греч. didakteon - обучающий) 1 . Проявляются такие нарушения отрицательными сдвигами в настроении личности или даже коллектива и подчас доходят до болезненных состояний, а вызываются, как правило, нечутким, грубым воздействием слова педагога или руководителя.

Дурная слава «лихого слова» как носителя зла в повседневной жизни известна каждому человеку чуть ли не с детства. В настоящее время в связи с активизацией работ по исследованию энергоинформационных взаимодействий в природе действенная функция речи рассматривается не только с чисто информационных позиций, но и с энергополевых. И здесь (в который раз?) внимание науки вновь направляется на изучение различных оккультных традиций, использующих слово в качестве инструмента паранормальных действий.

Психотерапевтам, особенно в последнее время, не так уж редко приходится иметь дело со случаями, подобными тому, который был описан Л. Л. Васильевым (1963). Жительницы г. Елабуги, ученицы фабрично-заводского училища П. (20 лет) и 3. (16 лет), одна за другой получили «подметные письма», в которых каракулями было написано, что за то-то и то-то в такой-то день и час они будут наказаны болезнью - корчами, потерей голоса и речи, глухотой, болями в голове и руках… В указанные сроки все это в значительной мере исполнилось. У П. внушенные письмом болезненные симптомы продолжались три недели, у 3. - несколько суток. Обе девушки рассказывали потом, что во сне им являлась некая старуха, которая якобы и навела на них «порчу». К больным вызыва-

‘См.: Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. С. 292, 294.

лась фельдшерица из местной поликлиники, а «подметные письма» были переданы в народный суд, допросивший свидетелей. Интересно, что народные целители, а сейчас уже и дипломированные психотерапевты, интересующиеся методами энергоинформатики, неплохо справляются с устранением таких недугов в достаточно короткие сроки.

Случаи противоправного вызывания болезнетворных внушений продолжают встречаться и в наши дни. Примером своеобразного «подметного письма», таящего в себе реальную угрозу для здоровья и даже жизни читателя, следует считать некий «аналог» объявления, помещенный в газете «Белого братства» «Юсмалос» (1993, № 13). Автор этого «объявления», без сомнения, неплохо знаком с основами суггестологии, так как психическое программирование читателя ведется здесь на достаточно компетентном уровне. Помещенный в двойной рамке текст гласит буквально следующее: «Проклятие из уст юсмали-анина имеет духовную и материально-физическую основу: нечестивцы, пораженные Словом Божьим, неминуемо погибают в ближайшее время, поражаются также члены семьи хулителя или поднявшего руку на святого Ангела Живой Церкви Бога!!!» Как видим, не исключена возможность, что психотерапевты должны будут осваивать новый вид врачебной помощи - лечение многообразных неврозов и психогений, вызванных такого рода вредоносным программированием.

Наконец, имеется еще один аспект возможного причинения вреда посредством гипноза - непосредственное внушение субъекту нанесения ущерба своему собственному физическому статусу. Говоря о реальности постановки вопроса именно в таком плане, следует привести соответствующее высказывание Р. Крафт-Эбинга столетней давности. «Как бы то ни было, - писал он, - но нельзя, конечно, отрицать возможности, что в будущем и суду, и врачам-экспертам придется, в некоторых случаях; считаться с гипнотическими внушениями и послегип-нотическими действиями. Нельзя не согласиться с мнением Молля, что уже в настоящее время существуют в науке фактические указания на удачу внушения такого послегипнотического действия, как самоубийство» .

В судебной практике такого рода случаи обнаружить не удалось. Однако результаты экспериментального моделирования подобных ситуаций показывают, что при высокой степени внушаемости соответствующих «жертв» реализация вредоносных суггестий вполне возможна.

П. Маррен описывает опыты доктора Боттена, который с помощью специальных внушений в гипнотическом состоянии провоцировал попытки различных способов самоубийства. Так, в соответствии с внушением экспериментатора загипнотизированные стреляли в себя из револьвера как непосредственно во время опыта, так и в постгипнотическом периоде (спустя несколько часов после выведения из гипноза). В других экспериментах гипнотизируемые принимали «яд». Так, испытуемая С. Л. через два дня после гипносеанса в соответствии с полученным отсроченным внушением проглотила темную жидкость из флакона с надписью «Яд». Перед этим она написала предсмертную записку, в которой сообщала, что решила умереть, и просила никого не винить в ее смерти. Характерно, что, приняв «яд» (подкрашенную воду), С. Л. через некоторое время почувствовала сильные боли в подложечной области, снять которые в конце эксперимента удалось с трудом посредством соответствующих контрвнушений.

Оценивая сомнительную гуманную сторону этих экспериментов, надо сказать, что современные гипнологи вряд ли смогли бы пойти на сознательное формирование такой высокой аффективной нагрузки на психику испытуемых. Думается, что с реальным негативным результатом подобных гипнотических опытов обязательно следует считаться.