Детям о рождестве христовом в воскресной школе. Рождественский урок: весть звезды. Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди

Предварительный просмотр:

Калабухова Марина Михайловна, учитель МБОУ «ООШ №6» г. Топки

тема «Рождество Христово »

Цель урока: - познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова.

Задачи урока.

Обучающие:

Познакомить учащихся с историей праздника Рождества Христова;

Раскрыть смысл и значение для человечества рождения Иисуса Христа.

Воспитательные:

Прививать учащимся способность сопереживать, сочувствовать;

Пробудить интерес к особенностям празднования Рождества Христова в России;

Формировать ценностное отношение к православной культуре.

Развивающие:

Развивать навыки аргументации собственного суждения;

Развивать внимание и умение сопоставлять;

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные УУД:

Знать историю праздника Рождества Христова, познакомиться с географическим местоположением родины Иисуса Христа, давать определения понятиям «перепись населения», «вертеп», «ясли», «волхвы», «ладан», «смирна», «сочельник», «святки».

Личностные УУД :

Формировать познавательный интерес к изучаемому событию, личностное развитие обучающихся;

Формировать практические навыки исследовательской деятельности;

Формулировать выводы.

Регулятивные УУД:

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Коммуникативные УУД:

Формировать навыки работы в группе.

Оборудование: икона Рождества Христова, мультимедийный проектор, презентация к уроку, мультфильм «Рождество», классная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Давайте друг другу подарим улыбку. Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу.

  1. Актуализация знаний (формулирование темы урока).

Любите ли вы праздники? Почему? А как вы думаете, если бы все дни были праздничными, радовались бы мы им? Дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду, а праздники? (Отдыху)

Это не совсем так. В каждом празднике есть свое особое значение, его нужно знать, поэтому к празднику готовятся, чтобы встретить его достойно.

А что такое праздник? (Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.) (Слайд 2)

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом).

Великий праздник Рождества Христова, в честь какого же события? (Рождение Иисуса Христа).

Какова же тема нашего урока? Правильно - «Рождество Христово». (Слайд 3)

3. Сообщение нового материала.

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира. Он пришел в мир, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и смерти.

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме. (Слайд 4)

Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.

В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. (Слайд 6 )

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Мария спеленала Его, и положила Его в ясли. (Слайд 7)

Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота.

Придя на землю, Богомладенец не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Посмотрите на икону. (Слайд 8) Дева Мария всё так же смиренна, излучает любовь и кротость.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Слайд 9)

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Пастухи поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу. (Слайд 10)

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока. Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда.

Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. (Слайд 11) Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю.

Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду.

«Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему». Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». (Слайд 12)

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет)

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? (Он хотел Его убить).

Выслушав царя, волхвы пошли за звездой. Наконец она остановилась над местом, где был Младенец. Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской. (Слайд 13)

Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.

Войдя в вертеп, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему. Они принесли Ему дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку. (Слайд 14)

Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших. (Слайд15)

Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой .

В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет.

Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение. (Слайд 16)

По прошествии восьми дней, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус.

А Христос означает «помазанник». Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.

Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.

Физминутка. Дети встают и имитируют игру в снежки.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. (Слайд 17)

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

Что вы на ней видите? (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)

Что мы видим в центре иконы? (Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию)

Почему Младенец родился в бедной пещере? (Им не хватило места в гостинице)

Кто изображён наверху? (Ангелы)

Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? (Слава Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение)

Кто изображён справа? (Пастухи)

Как они узнали, что родился Спаситель? (Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь)

Кто изображён на иконе слева? (Волхвы)

А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой)

Кто находится внизу иконы? (Иосиф) А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Чтобы верующие достойно подготовились к встрече и празднованию Рождества Христова, Церковь установила пост, продолжающийся 40 дней, который называется Рождественским или Филипповым. Праздником Рождества Христова заканчивается Рождественский пост, поэтому после праздничной Божественной литургии верующие разговляются – вкушают скоромную пищу.

День, предшествующий Рождеству (6 января нового стиля), именуется Рождественским сочельником. Это день особо строгого поста. Само название «сочельник» происходит от наименования «сочива» - особенно постного блюда, которое готовят в этот день (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). По давней русской традиции, в сочельник не вкушают пищу весь день до появления на небе первой звезды (в память о Вифлеемской звезде).

Время с 8 по 17 января включительно именуется святыми днями, или святками. На протяжении святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу, это дни особой радости, торжественного продолжения празднования Рождества Христова. По традиции, верующие – с благопожеланиями и рождественскими песнопениями – посещают дома родных и близких людей; в народе такие посещения именуют «славлением Христа» или «колядованием».

Едва ли можно назвать другие столь веселые праздники, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. (Слайд18)

А чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни? Конечно, Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.

А кто знает, почему именно это дерево наряжают на праздник?

А сейчас давайте посмотрим мультфильм о Рождестве Христовом.

5. Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте поиграем! Для этого разделимся на группы. Возьмите фрагменты открыток и соедините их воедино. Вот вы и разделились на три группы. Задание: написать как можно больше слов, имеющих отношение к празднику Рождества. При проверке каждая команда называет по одному слову (слова не повторять).

Следующая игра, которая называется « Гусеница», поможет вам вспомнить ещё одно удивительное событие, которое произошло во время Рождения Богомладенца.

Для этого в цепочке букв необходимо найти спрятанные слова, и объяснить, какое отношение они имеют к Рождеству Христову.

Йцукенг злато ишщзхъфы ладан вапролдтьлшгшеавапр смирн а ячсмии. (Слайд 20)

А теперь давайте все вместе разгадаем «Рождественский кроссворд Молодцы! Вы отлично поработали на уроке и показали свои знания.

  1. Рефлексия.

О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом).

Что нового вы узнали на уроке? (рассматривали икону Рождества Христова)

Перед вами лежат магнитики разного цвета. Выберите магнитик того цвета, который вам подходит: если вам урок очень понравился и вы довольны своей работой – красный. Если вам понравился урок, но вы не со всем справились – жёлтый.Если на уроке вы не узнали ничего нового и ничего не выполнили – зеленое яблоко.

А сейчас я прошу прикрепить ваши яблочки на наше дерево знаний

7. Домашнее задание.

А сейчас наступило время получить задание на дом. К следующему уроку вы должны выполнить одно из предложенных вам заданий: выучить стихотворение о Рождестве или нарисовать рисунок на эту же тему.

Возраст 4-6 лет Год занятий – первый Цикл 4 События Рождества Урок № 25 Тема: Цель: Библейский источник: Библейская история: Золотой стих: Практическая цель: Рассказать детям о поклонении пастухов Младенцу Иисусу Евангелие от Луки 2 глава 8-20 стихи Поклонение пастухов «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Евангелие от Луки 2 глава 14 стих Побудить детей славить и хвалить Бога Приветствие Слово перед молитвой. Молитва Пение Ход урока Опрос домашнего задания Повторение золотого стиха Разложить на столе карточки со словами золотого стиха прошлого урока. Предложить детям правильно распределить их на доске и рассказать стих. Затем все вместе повторяют. Ещё можно пригласить троих детей, чтобы они взяли листы со словами золотого стиха и встали в таком порядке, чтобы можно было прочитать стих, а затем рассказали этот стих вместе. Повторение темы Вырезать «ангелочков» и на каждом из них прикрепить вопрос. Прил. № 1. Ученик берет «ангелочка», учитель читает вопрос. Правильный ответ дает право ребенку взять «ангелочка» себе. Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Как назывался город, где жила Мария? Назарет. Кого называют Божиим вестником? Ангела. Имя Ангела, который возвестил добрую весть Марии? Гавриил. Какое поручение Бог доверил Марии? Стать матерью Иисуса. Какое чувство наполнило сердце Марии? Радость. Какое имя Мария должна дать Младенцу? Иисус. Послушалась ли Мария исполнить повеление Бога? Да Бог желает, чтобы и мы были…. (Ребенок продолжает) послушными. Проверка практического задания Учитель проверяет заполнение рабочего листа тетради Оценочный момент Оценочная система рассчитана на уроки с 24 по 34. Из них уроки с 24 по 27 - раскрашивание рождественского подарка, а уроки с 28 по 35 - раскрашивание цветочков и листочков. Если выполнены все задания, в тетради раскрасить полностью рождественский подарок и цветочки с листочками, это означает, что ребенок получает оценку «отлично». Если задание выполнено не полностью, тогда раскрашивается только подарочная коробка и листочки, это означает, что ребенок получает оценку «хорошо». Вступление Тане очень нравилась Воскресная школа. Она с удовольствием слушала библейские истории, пела песни и заучивала золотые стихи. Возвращаясь домой, она всем рассказывала о том, что узнала о Боге. Радость наполняла ее детское сердечко. Однажды она услышала в проповеди, что все люди, которые любят Христа, должны прославлять Господа. Таня задумалась над этими словами. Придя домой, она взволнованно сказала маме: «Мама, я тоже хочу славить Бога, но как я могу это делать, ведь я еще маленькая». Мама обняла дочь и тихим голосом сказала: «Прославлять Бога – это значит любить Его. Ты славишь имя Бога, когда поешь песни о Нем, заучиваешь стихи и рассказываешь другим о Господе. Так когда-то славили Бога простые люди – пастухи». Тема Ночь. Ярко горят звезды на небе. Тихо кругом, и лишь у небольшого костра слышен разговор пастухов. Прил. № 2. Открыть оформленный вид звёздного неба, костра и т.д. Дети, вы знаете, кто такие пастухи? Ответы детей. Прил. № 3. Пастухами называют тех людей, которые пасут и охраняют овец. У них нелегкий труд, пастухи постоянно должны заботиться об овцах: перегонять овец на зеленые полянки, чтобы они могли есть сочную травку, водить к тихим водам, чтобы они могли спокойно пить. Прил. № 3. А если возникнет опасность – защищать от хищных зверей. Так на Вифлеемских полях пастухи пасли овец. В ночной тишине пастухи устроились возле костра, чтобы было теплее. Как приятно после трудового дня посидеть у костра, полюбоваться звездным небом и в то же время прислушиваться, нет ли какой опасности для овец. Возможно, пастухи о чем-то мирно разговаривали. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их» Евангелие от Луки 2:9. Прил. № 5. Свет, сходящий с неба, осветил испуганные лица пастухов. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» Евангелие от Луки 2:10. В эту дивную ночь в городе Вифлееме в пещере для загона овец родился Иисус – Спаситель мира. Ангел сказал, что Младенец лежит в яслях. И эту добрую весть первыми узнали пастухи. Сегодня эту весть могут услышать все люди – взрослые и дети. И для тебя сегодня звучит эта добрая весть о рождении Иисуса. Он пришел в этот грешный мир, чтобы подарить тебе Свою любовь и спасение. Радуйся и благодари Его за это. Взгляды пастухов были устремлены в небо. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу…» Евангелие от Луки 2:13-14. Все небо ликовало, возвещая миру о рождении Младенца Иисуса. Изумленные пастухи слушали посланников неба и радовались этой вести. Как только Ангелы отошли от них, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» Евангелие от Луки 2:15. И пастухи поспешили отправиться в путь. Они пришли в город Вифлеем и в загоне для животных нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. С благоговением подошли пастухи к Младенцу, зная, что Он – Сын Божий. Они были очень рады, что могут видеть этого особенного Ребенка. Прил. № 6. Возвращаясь к своим стадам, пастухи всем рассказывали о рожденном Спасителе, воздавая славу и хвалу Богу. Пастухи славили Бога. Ты тоже можешь славить и хвалить Бога, как пастухи. Хочешь знать, как можно славить Бога?     Ты можешь петь песни о Боге и о Его любви. Ты можешь молиться и в молитве благодарить Господа. Ты можешь учить стихотворения и рассказывать их на собрании. Ты можешь славить Бога добрыми делами: своим послушанием и любовью к ближним. Помни, всё это принесет радость твоим родителям, тебе и прославит нашего Бога. Пение Разучивание золотого стиха «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Евангелие от Луки 2 глава 14 стих Слова золотого стиха написаны на листках бумаги, сделанных в виде облаков. Облако с местом Писания раскрасить в голубой цвет. Учитель, произнося слова золотого стиха, последовательно прикрепляет «облака» к доске. Дети вместе с учителем повторяют вслух. Затем по желанию дети выходят к доске и с помощью учителя убирают золотой стих, повторяя его наизусть. Буквы для слов з/стиха в конце книги. Материал для разучивания золотого стиха учитель готовит самостоятельно. Разучивание песни «К яслям бедным прибежали пастухи» (1-2 куплеты) Если остается время на уроке, предложить детям раскрасить картинки в рабочем листе тетради. Выполняется с родителями 1. Выучить золотой стих. Евангелие от Луки 2 глава 14 стих 2. Читать: Евангелие от Луки 2 глава 8-20 стихи 3. Заполнить рабочий лист тетради Напомнить детям, чтобы домашнее задание они выполнили вместе с родителями, которое указано в тетрадях. Заключительная молитва - Наш урок окончен. Я буду ждать вас, с Господом!

Цель: Учить детей, что радость нам дарует Бог, Он хочет, чтобы мы радовались рождению Спасителя Христа.

Библейская история: Рождение Христа (Лк.2:1-20)

Золотой стих: «Всегда радуйтесь!» 1 Фес. 5:16

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент

С радостью встречайте детей. Приветствуйте каждого по имени. Учите ребят отвечать на приветствия. Интересуйтесь их настроением, новостями за прошедшую неделю.Пригласите к молитве.

Рифма для молитвы:

Глазки я закрою,
Ручки сложу,
Господу Иисусу
Обо всем расскажу

2. Молитва

Господи, великий и сильный! Мы искренне рады, что Ты с нами на уроке. Благослови нашу сегодняшнюю встречу с Тобой. Пусть Тебе будет слава во веки веков! Аминь.

3. Песня

Разучите одну из песен о Рождестве: «Сегодня день рождения», «К яслям бедным», «Радуйтесь». Скажите детям, что Рождество - это день рождения Иисуса, а значит хороший повод для радости и веселья.

Рифма для привлечения внимания

Дети, скорее идите сюда,
Будем мы слушать
Божьи слова.

4. Мотивация

Нарисовать на доске большое солнышко, по мере беседы учитель будет дорисовывать лучи.

Спросите у детей:

Что дарит солнце земле?

Солнце посылает на землю свои лучи и дарит земле и всем, кто на ней живет тепло, свет, жизнь, силу, здоровье, красоту. Ккаждый ответ станет лучиком).

Дети, а когда мы чаще всего дарим подарки? Да, на день рождения.

Сегодня мы будем говорить о самом большом подарке, который Бог подарил всем людям.

5. Библейская история (Историю сопровождайте показом наглядности. Можно показать мультик)

Эта история записана в Евангелии от Луки, во второй главе (покажите место).

Мария и Иосиф отправились в город Вифлеем, где они должны были записаться в книгу переписи. Царь приказал переписать всех людей. Поэтому они отправились в Вифлеем.

Здесь было очень много народа, мест в гостиницах и домах не было. Один человек сжалился над путниками и дал им место в своем хлеву. Это место, где живут коровы, овцы, козы, ослы. Здесь Мария и родила своего Сына - Иисуса. Она спеленала и положила Его в ясли, это кормушка для животных, на солому. И Мария, и Иосиф радовались рождению Иисуса.

В эту ночь недалеко от города пастухи были со стадами на поле. Вдруг их осветил яркий свет. Они испугались, в Библии написано, что «убоялись страхом великим». Еще бы, ведь не каждый день ангелы с неба сходят! А это ангел сошел с неба! Свет яркий, как днем сиял! Овечки, наверное, заблеяли.

А ангел им сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Когда ангелы отошли на небо, пастухи быстро пошли в город, чтобы посмотреть на маленького Иисуса.

Смотрите, что написано дальше (зачитать Луки 2:16-20): «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было».

Это такая радость! На землю пришел Спаситель всех людей! Мы тоже радуемся в этот день. Радуются все: взрослые и дети, белые и черные, украинцы и американцы. Потому что Иисус - наш Господь, Спаситель. Он пришел, чтобы спасти нас от грехов. Поэтому, всегда радуйтесь!

А как мы можем радоваться? (пусть дети покажут, захлопают в ладоши, громко воскликнут «Иисус родился - слава Ему!» и др.)

6. Золотой стих

«Всегда радуйтесь!» 1 Фес. 5:16

Бог в Своем Слове тоже говорит нам о радости. Мы особо благодарны Богу за Иисуса. Это радость для нас знать, что Иисус - наш Спаситель!

Разучим стих с движениями:

1 Фес 5:16 - раскрыть ладошки «книжечкой»

Всегда - показать перед собой указательным пальчиком

Радуйтесь - ручки поднять вверх, «ладошками в небо».

7. Практическое применение

Дети, сегодня мы узнали радостную весть. Какая она, скажите?

А что мы будем делать, зная о том, что Христос родился? (выслушать ответы, направлять детей). Мы будем радоваться, мы будем рассказывать другим людям о Спасителе Иисусе и Рождестве, ведь это радость всем людям.

Игра «Мешочек с подарками»

Заранее приготовьте красивый мешочек, положите в него небольшие подарки для каждого ребенка. Подберите диск с христианскими рождественскими песнями. Дети, встав в круг, под музыку передают мешочек друг другу. Как только музыка остановится, тот, у кого будет в руках мешочек, достанет себе подарок. Старайтесь останавливать музыку так, чтобы мешочек каждый раз был у нового ребенка

Скажите мне, когда мы радуемся? Да, когда нам весело, смешно, хорошее настроение, что-то приятное происходит. А когда грустно? Надо ли радоваться, когда грустно? Бог говорит: «Да». Возможно ли это? Давайте вспомним слова Господа: «Всегда радуйтесь!» 1 Фес 5:16.

8. Итог

Прочитайте детям стихотворение о Рождестве:

Рождество - это значит радость!
Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо
Всех простить, как Христос учил.
Рождество - это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь!
Петь, играть и молиться будем,
Прославляя Христа любовь!


9. Молитва

А теперь мы поблагодарим Бога за подарки и ту радость, которую имеем! (пусть дети поблагодарят Бога)

Дайте возможность помолиться детям.

Тема урока: «Живой» урок-праздник «Рождество Христово»

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; 5.Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

6. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей у детей;

7. Пробуждать эмоциональную отзывчивость;

8. Создавать условия для реализации творческой деятельности.

Оборудование: -карточки с новыми терминами,

Видео мультфильм «Рождество Христово»,

Аудиозапись песни « Авэ Мария», «Елка в Рождество»

Презентация: «Рождество Христово»

Компьютер

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами!

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Учитель: Слайд 1

- Здравствуйте, дорогие ребята. Готовы погрузиться в мир искусства?

Мы начинаем наш необычный урок-праздник.

Урок, потому что вы обязательно услышите много нового,

необычный , потому, что наша встреча посвящена важному событию.

- В нашей стране, как и во всем мире, довольно большое количество праздников.

А что такое праздник? (ответы детей)

Праздник-это какое-либо торжественное событие вызывающее особое состояние души, эмоциональный радостный подъем.-

- Какие бывают праздники? (ответы детей)

Праздники делятся на:

Слайд 2

    Национальные

    Христианские

    Семейные

У каждого праздника есть свой “цвет”, своя “музыка”, свой “запах”.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Рождестве.

- Итак, тема нашего живого урока: “Рождество Христово”.

3 Слайд, 4 слайд (вместе с песней)

- К какой из трех групп праздников можно отнести Рождество Христово?

- Рождество Христово - это христианский праздник.

- Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе?

(В Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество.)

- А в России?

-Почему в разное время?

- Мы узнаем сегодня и об этом.

День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся от Рождества Христова. А наши зимние каникулы, которые мы так любим, называются Рождественскими.

-Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в ту прекрасную далекую, необыкновенную ночь.

Слайд 5

- 2014 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью, нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви.

- Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке нам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад, узнать, как праздновали Рождество наши предки, какие подарки можно дарить своим родным в этот день. На мой рождественский почтовый ящик пришло необыкновенное письмо.

Внимание на экран.

РОЖДЕСТВО МУЛЬТФИЛЬМ. (5. мин)

- Мы с вами совершили необыкновенное путешествие. Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.

- Это была великая, таинственная ночь. А еще она была необыкновенно тиха.

- Много работы в эти дни у метелицы: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие. Показалось мне, что к нам сюда впорхнуло несколько белых снежинок. Смотрите!

Слайд 6, 7

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Слайд 8

- Волхвы принесли Иисусу золото – как Царю,

ладан – как Богу

смирну – как смертному человеку.

Слайд 9 + фоном Авэ Мария

- Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа.

- Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый. Иконопись проникает на Русь с принятием христианства в 988 году. Слово “икона” обозначает - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.

- Давайте рассмотрим некоторые из них. На иконах мы видим образ ангела. Ангел – это спаситель человеческой души.

Слайды 10,11,12,13,14 подряд через 4 сек

- Поднимите руку, кого в детстве называли ангелочком!

Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.

Слайд 15 (ангелочки)

Физкультминутка

Прилетели ангелочки, становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили, в стороны направили,
Наклонились до земли, словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора делать добрые дела.

Слайд 16

Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и цвета.

– Кто из детей и взрослых не любит эту пору?А не любит дни, когда в доме появляется ёлка, её наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай наряжать елку родом из Германии, здесь первые рождественские елки стали украшать еще в 8 веке.

- Сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду. И уже после всего устанавливали свечи. Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения. А свечи, во избежание опасности возгорания, стали заменять электрическими гирляндами.

- В России празднично украшенную елку впервые увидели в 19 веке. Теперь вы знаете всю “елочную” историю!

Слайд 17

18 слайд, 19 слайд

- Рождество в России празднуют радостно и весело. Накануне праздника украшают дома и улицы. Магазины, и рынки бурлят: все покупают подарки и угощения к празднику. Всё это предвещает праздничное настроение.

- Накануне Рождества и в день праздника люди одеваются во все новое, да еще и переодеваются по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь, то и получишь.

На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.

- В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы “согреть новорожденного Иисуса Христа”.

Слайд 20(коляда .)

С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. В эти дни по дворам ходят колядовщики, которые славят Христа, поют обрядовые песни, желают счастья и благополучия хозяевам, собирают дары. Но существовал один секрет - приходят они только в те дома, на окне которых выставляется свеча...

Слайд 21

Хочется проверить, насколько вы были внимательны. Поиграем?

Игра называется «Закончи фразу»

Я начинаю фразу, а вы её закончите.

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – ... (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу... (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят... (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские... (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают... (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга... (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И сердце замирает в ожиданье... (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился... (Иисус Христос).

Слайд 22

На рождественской электронной почте я увидели вопросов о том, ЧТО ВЫ. РЕБЯТА, ХОТИТЕ УЗНАТЬ О РОЖДЕСТВЕ. ВОТ ОТВЕТЫ НА некоторые из них.

    ВОПРОС: Во многих странах за пределами России Рождество празднуют 25 декабря, а в нашей стране – 7 января. Почему? Мы говорили об этом вначале урока.

ОТВЕТ: С древнейших времен существовал ЮЛИАНСКИЙ календарь. В ХVI веке появился новый календарь, который обгоняет старый на 13 дней. Именно поэтому Рождество в нашей стране приходится на 7 января или как говорят, по новому стилю, что соответствует 25 декабря или по старому стилю.

    ВОПРОС: С чем связан обычай, посыпать стол сеном?

ОТВЕТ: В память о вертепе и яслях стол посыпали сеном, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать.

    ВОПРОС: Почему именно 12 блюд ставили на стол в рождественскую ночь?

ОТВЕТ: Число символическое: 12 апостолов, 12 месяцев...

Что такое святки и сколько дней они длятся?

ОТВЕТ: Святки - праздничное гуляние с 8 января до 19 января (до крещения) – 12 дней.

    ВОПРОС: Чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни?

ОТВЕТ: Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.

    ВОПРОС: Какие особенности в традициях Рождественской ёлки существовали в царской России?

ОТВЕТ: Ёлку ставили в отдельном помещении, скрытом от детей и именно в сам день Рождества дети могли её увидеть, наряжали елку только взрослые. Спасибо за вопросы.

Слайд 23, 24

В Рождество принято дарить подарки, помогать тем, кто в этом нуждается. Рождество Христово – это праздник, который называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним словом, чтобы мы научились любить окружающих людей

- . Каждый из нас – маленький огонёк, а все вместе мы – великий свет.

-С Праздником!

(Звучит песня «Елка в Рождество»)

План проведения урока

Источник: http://pedagog.eparhia.ru/

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: Мф. 2:1-11; Пс. 12:2 б; Иер. 29:13.

ЦЕЛЬ УРОКА: рассказать ребенку, что значило для людей всего мира Рождение Божественного Младенца. Он пришел в мир для каждого из нас. Прими Его как своего Друга и Спасителя.

БИБЛЕЙСКИЙ СТИХ: "И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим" (Иер. 29:13).

РЕКВИЗИТЫ: Иллюстрации рождественской тематики, к примеру, Г. Доре (или фланелеграф)

Маша радуется: наконец-то зимние каникулы, и они опять приехали в деревню. Здесь так здорово: тихо, деревья в инее белые-белые, а небо... Такого неба в городе никогда не увидишь - как черный бархат, усеянный звездочками, звезды яркие, крупные. Маша изумленно смотрит на небо:
- Здесь, наверное, миллиарды звезд!
- Да, такого количества звезд, как сегодня, я тоже никогда не видел, - говорит отец и продолжает:
- А если завтра на небе не будет хватать одной звезды, ты заметишь это?
- Ну что ты, папа, конечно, нет, - засмеялась Маша, - ведь мне бы пришлось сначала пересчитать все звезды, а я бы с этим до завтрашнего дня никак не справилась.
Маша замолчала, с благоговением любуясь небом.
- Папа, как ты думаешь, а кто-нибудь вообще мог бы заметить, что одной звездочки нет?
- Да, такие люди есть, их называют астрономы. Звезды всегда манили людей. С давних времен люди наблюдают за ними и изучают их движение. В древности астрономов называли звездочетами и мудрецами или волхвами. Видишь вон ту звезду? - карманным фонариком отец указал направление. - Она относится к Созвездию Большой Медведицы, которая упомянута в книге Иова (Иов 9:9, 38:32).
- Папа, скажи, а у звезд тоже есть имена?
- Да, но мы знаем только некоторые. Астрономы знают гораздо больше названий, но некоторые звезды они называют просто числами. Зато Бог все звезды знает по именам, так говорится в Библии.
- Миллиарды звезд... Да, это может только Бог, - с изумлением говорит Маша. Отец кивает головой.
- Правильно, только Он это может. Он сотворил небо и землю, солнце, планеты и луну. И однажды Бог сделал так, чтобы на небе появилась новая звезда. Он хотел сообщить некоторым из мудрецов что-то очень важное.
- И они это поняли?
- Да, Бог знал, что новая звезда обязательно привлечет их внимание...

Иллюстрация 1. Мудрецы.

Мудрецы, о которых ты слышал, жили в восточной стране, может быть, даже недалеко от древнего города Вавилон. Созвездия, упомянутые в Библии, они, конечно, знали: малое созвездие и большое созвездие Орион. Созвездие Большой Медведицы, с помощью которого можно найти полярную звезду, им тоже, конечно, было знакомо. (Полярная звезда - единственная звезда, которая указывает на север. Ты знаешь, как найти ее? Если мысленно соединить две крайние звезды ковша Большой Медведицы и продлить эту линию в пять раз, то ты найдешь Полярную звезду.)

В разных частях света видны разные созвездия, но мудрецы, о которых мы говорили, видели те же самые созвездия, что и мы, потому что они тоже жили в северном полушарии. Они очень внимательно наблюдали за небом, чтобы как можно больше узнать о Вселенной. Может быть, они думали, что так они больше узнают о Боге?

Однажды ночью они обнаружили новую звезду. Странно, но она двигалась в сторону земли Иудеи, в Палестину. Что бы это значило? Звезда не давала мудрецам покоя, они изучали разные древние книги и свитки, чтобы побольше узнать о ней. Как-то раз они наткнулись на книги святого пророка Даниила, который жил за несколько столетий до них и был высоким государственным деятелем в Вавилоне, хотя родом был из еврейского народа.

Даниил был известен своей мудростью. Он верил в Единого Живого Бога и трижды в день молился Ему, хотя вавилонские цари были язычниками и поклонялись многим богам. Бог открыл Даниилу кое-что из того, что произойдет в будущем. Даниил записал эти пророчества, и благодаря этому звездочеты узнали о живом Боге и Его планах. В книгах пророка Даниила было и предсказание о Мессии - особом Царе, который должен был родиться в Иудейской стране (Дан. 9:23-26). Но имела ли эта новая звезда что-то общее с обещанным Царем?

Чтобы выяснить это, мудрецам не оставалось ничего другого, как отправиться в путешествие.

Конечно, в Иудее они могли спросить о новорожденном царе и узнать много нового о Боге. Путь туда был далек, поэтому им пришлось взять с собой много вещей. Как ты думаешь, что могло император понадобиться в пути? (Пусть дети выскажут свои предположения: сушеные фрукты и овощи, большие сосуды с водой для путешествия в пустыне, легкую одежду для дневной жары и теплые одеяла для ночной прохлады, нужны также вооруженные стражники, которые могли бы защитить их от разбойников...) А что еще? Ну конечно, подарки! К великому Царю нельзя приходить с пустыми руками. Наверное, они долго обсуждали, какие подарки приготовить новому Царю.

Иллюстрация 2. Подарки.

Золото ценно и неизменно. Золото мы обязательно должны взять с собой.
- А что вы скажете про ладан? Наши цари всегда приказывали, чтобы в кадильницах около их трона зажигали ладан, чтобы все благоухало.
- Хорошая мысль. А еще, я думаю, надо взять смирну. Из нее можно приготовить ароматные масла и мази. Царь будет рад, если мы принесем ему смирну. Из Библии мы знаем, что именно эти подарки мудрецы взяли с собой. Так как было три подарка, многие люди думают, что и мудрецов, которые отправились на поиски царя, тоже было трое.

Иллюстрация 3. Люди на верблюдах.

День за днем, неделя за неделей шли они на восток, в направлении, которое указывала им звезда. Все тяготы долгого, тяжелого и опасного пути, жару и холод, жажду и недостаток пищи перенесли они, чтобы только увидеть Царя и поклониться ему, хотя Он был еще Младенцем.

Наконец они увидели город Иерусалим. "Здесь живет Царь Иудейский", - сказали они сами себе с уверенностью и устроили привал, чтобы отдохнуть и сменить пыльные одежды на другие, праздничные.

Иллюстрация 4. Мудрецы в богатых одеждах.

Когда их караван проходил через городские ворота, многие жители города с любопытством поглядывали на них.

Как нам пройти к царскому дворцу, чтобы поклониться родившемуся Царю Иудейскому? - спрашивали они у прохожих, но везде наталкивались на испуганные взгляды.

Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему, - объяснили мудрецы, но люди спешили уйти от них. Странно, неужели никто не радовался тому, что родился Мессия? И почему никто не знает, где родившийся Царь?

Иллюстрация 5. Ирод.

Ирод, царь Иерусалима, ужасно встревожился, когда услышал о мудрецах и их вопросе.

Новый Царь?.. Приведите ко мне немедленно всех, кто хорошо разбирается в Священном Писании. Народ ведь давно ждет нового царя, так называемого Мессию... Спустя некоторое время книжники и учителя Закона пришли во дворец к царю.

Так где же должен родиться царь, которого вы ждете уже несколько столетий? - спросил Ирод.

В Вифлееме, - ответили они. - Пророк Михей сказал: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Тот, Который должен стать Владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Михей 5:2).

А само слово Вифлеем означает "дом хлеба". То есть в этом городе должен был родиться царь, которому надлежало стать Хлебом вечной жизни для всей людей. Таким хлебом, которым можно было накормить множество голодных людей, и все равно его оставалось бы очень много. Об этом хлебе мы с вами знаем и из молитвы "Отче наш", в которой просим нашего Господа: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", то есть хлеб такой, которым можно бы было питаться и в этой жизни, и в вечной.

Поэтому и испугался так царь Ирод, так как он знал, что и в Писаниях пророков Израиля Вифлеем должен был стать местом рождения будущего Мессии. Когда книжники ушли, Ирод велел тайно позвать мудрецов.

Когда вы впервые увидели звезду? В этом году? А день и месяц помните? - Он хотел знать всё точно и хорошо запомнил ответы мудрецов. А потом он сказал, что Царь родился в Вифлееме, и добавил (Измените голос):

Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему!

Всякий, кто знал Ирода, сразу бы понял, что он лукавит. Он вовсе не собирался идти поклониться Царю. Дело в том, что любой земной царь и правитель всегда знают, что есть Царь выше их. Это - Царь Небесный. И некоторые цари, наоборот, учили своих людей приходить к Царю Небесному. Так знаменитый русский царь Николай II Романов старался в каждом своем поступке напоминать людям о существовании Царя Небесного, Христа.

И он так ревностно это делал, что его даже убили, и он стал мучеником.

То есть мы видим, что не всякие цари бывают злые и нечестивые, а только те, которые не любят Христа.

У Ирода было страшное намерение: вместо того, чтобы поклониться Царю, он хотел убить его. Но он так притворился, что мудрецы не заметили его обмана. Наоборот, они были благодарны ему за совет и собирались вернуться назад, чтобы рассказать о Царе.

Иллюстрация 6. Волхвы поклоняются Младенцу Иисусу Христу.

Смотрите, звезда!

Действительно, это опять сияла звезда. Мудрецы обрадовались. Они внимательно смотрели, в каком направлении движется звезда и следовали за ней до самого Вифлеема.

Что это? Она остановилась! - удивились мудрецы и тоже остановились. Неужели они оказались у цели? Мудрецы спустились с верблюдов и постучались. Когда им открыли, они увидели Его, Царя, ради Которого и появилась новая звезда. Это был Младенец, Который лежал на руках Матери.

Конечно, они говорили с Марией, Матерью Младенца, и она рассказала им о Его рождении. Только представь, как они удивились, когда услышали слова Марии: "Ангел явился ночью Иосифу и сказал, что я должна родить Сына Божьего. А еще он сказал, чтобы мы назвали Его Иисусом (имя Иисус означает Спаситель), потому что Он спасет Свой народ от грехов их" (Мф. 1:21).

Свой народ - это еврейский народ. Но мудрецы пришли из другой страны. Как же быть с их грехами, как быть с твоими и моими грехами? В Библии сказано, что "Отец послал Сына Спасителем миру", а еще мы знаем стих Иоанна 3:16, где говорится "Ибо так возлюбил Бог мир..." Мир включает тебя и меня, и мудрецов, и всех людей, живущих на земле. Мы не знаем, как это произошло, но мудрецы поняли: Иисус Христос родился и для нас. Мы принадлежим Ему, хотя в Иудее мы чужие. Он - Сын Божий, Он должен быть Спасителем для всех людей. Благоговейно преклонили они колени. Они поклонились Младенцу Иисусу Христу, Спасителю! Они искали царского сына, а нашли Сына Божьего. Какая великая тайна!

Мудрецы не могли понять, как Иисус Христос мог быть Спасителем мира. А мы знаем, потому что у нас есть Библия, где говорится об этом. Бог сказал, что наказанием за грех, за наше непослушание Богу будет смерть. Но Бог очень любит всех людей - и праведников, и грешников, поэтому Он послал Сына Своего взять на Себя это наказание. Из Библии мы знаем, что Иисус, безгрешный Сын Божий, став взрослым, должен был умереть за грехи всего мира (1 Ин. 4:14; Ин. 3:16; 1 Кор. 15:3).

Иллюстрация 7. Крест.

Тот, Кто был без греха, "взяв наши грехи, телом Своим вознесся на древо" (1 Пет. 2:24). Когда Он умирал на кресте, Он понес Божье наказание за наши грехи. Но совершилось чудо из чудес. На третий день Он воскрес, а потом Он вознесся на небо, но Он не оставил нас. Он всегда с нами. И Христос оставил нам много способов учиться любить.

Один из них - тот самый крест с горы Голгофа, где его распинали. В момент распятия Он как бы раскинул Свои руки и обнял весь мир. Поэтому все плачущие, больные и несчастные люди могут прийти к Нему. Христос обнимет их, и они утешатся и успокоятся.

И мы можем общаться с Ним в молитве, любить Его и доверять Ему, как Самому лучшему Другу. И те люди, которые принимают Его как своего Друга и Спасителя, могут быть уверены в том, что Господь поможет им жить праведно и оставить грехи.