Что умеет 6 месячный ребенок. Шестой месяц. Календарь развития ребенка

Немыслимая быстрота роста и развития ребенка в первом полугодии жизни просто завораживает: вот только недавно кроха появился на свет, а уже через два - три месяца он уверенно держит головку и улыбается маме. Спустя еще месяц малыш точно различает «своих» и «чужих», пытается поймать и удержать красочную игрушку. Вот так - не по дням, а по часам - и растет ваше солнышко.

В 6 месяцев ребенок - это уже полноценный человек, у которого прослеживается характер и тип темперамента.

Но самый крутой перелом происходит в 6 месяцев - достигнув этого возраста, малыш настолько стремительно меняется и так быстро обучается, что только диву даешься. Вот о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, мы с вами и поговорим. И начнем свою беседу с обсуждения режима питания и некоторых изменений в меню.

Педиатры, логопеды, стоматологи вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведут споры на тему, . Некоторые считают, что это затормаживает речевое развитие, приводит к неправильному произношению звуков. Что думают по этому поводу специалисты расскажет наша статья.

Питание шестимесячного ребенка

Многолетние исследования и опыт предыдущих поколений свидетельствуют о том, что до указанного возраста грудное молоко полностью обеспечивает растущего малыша всеми необходимыми веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами.

Но почему именно полугодовалому ребенку можно и нужно вводить первый прикорм?

Все дело в том, что к этому времени организм грудничка достигает определенного уровня развития:


Первым прикормом нужно заменить одно из дневных кормлений. И тут есть несколько хитростей:


Если вы прислушаетесь к вышеописанным советам и не будете спешить, сможете похвастать перед своими подругами здоровым и веселым ребенком, который не капризничает и кушает только полезную и вкусную пищу.

Физическое и эмоциональное развитие малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок должен проявлять достаточно высокую физическую и эмоциональную/умственную активность.

Вот перечень основных навыков и умений, которые обычно усваивает грудничок к этому периоду:

  1. Без посторонней помощи переворачивается набок и на живот.
  2. Пытается перемещаться в пространстве - ползает.

    Ну тогда я пополз!

  3. Совершает первые попытки самостоятельно принять сидячее положение.
  4. Уверенно стоит на ровной поверхности, когда его придерживают за корпус.
  5. Самостоятельно берет руками игрушки и другие предметы, которые находятся не очень далеко от него.
  6. Может фиксировать свое внимание на определенном предмете 1 - 3 минуты.

    На этих красавиц можно смотреть бесконечно.

  7. Умеет выражать положительные и отрицательные эмоции.
  8. Если спрятать любимую игрушку, ребенок начинает ее искать, поворачиваясь во все стороны.
  9. Хорошо развиты вкусовые ощущения.
  10. Умеет есть из ложки, сжимая ее губами, хорошо пьет из чашки, которую придерживает кто-то из взрослых.
  11. Поворачивает голову к человеку, окликнувшему малыша по имени.
  12. Прислушивается к музыке, затихает, когда играет понравившаяся мелодия.

    Потише! Не видите я слушаю музыку!?

  13. Реагирует на смену выражений лица человека, который находится рядом.
  14. Увлеченно смотрит на предметы, которые двигаются.
  15. Не отпускает от себя надолго маму, так как ребенку хочется играть с кем-то, а не в одиночестве.

    Мама - мой лучший друг!

  16. Начинает произносить первые слоги - лепетать.
  17. Для этого периода характерно уменьшение длительности дневного сна. Но так как малышу необходимо систематизировать много новой информации, нельзя идти у него на поводу и уменьшать количество дневного сна: пусть ребенок спит недолго, но чаще.
  18. В среднем масса девочек в 6 месяцев равна 7,3 кг, а рост - 66 см. Мальчики в этом возрасте несколько крупнее - масса равняется 7,9 кг, а рост – 68 см.

Чтобы улыбнуться малышу необходимо задействовать 17 лицевых мышц, сделать малышу это очень непросто. Некоторые мамы видят уже через несколько дней после рождения, у других малыш не улыбается и через месяц. Каждый малыш начинает улыбаться в свое время, поэтому не стоит впадать в панику, стоит лишь немного подождать.

Некоторые молодые мамы не знают, как ребенок должен прибавлять в весе правильно и в какие сроки это должно происходить. ответит на все самые главные вопросы.

Учимся и играем в 6 месяцев

Прочитав информацию из предыдущей главы, многие мамы могут обеспокоиться из-за того, что какие-то действия малыш не выполняет: не может сидеть или плохо захватывает игрушки руками, не лепечет или весит меньше нормы.

Я строго индивидуален.

Хочу вас успокоить - все, что описано выше -это усредненная информация. Но ведь каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему - кто-то все схватывает на лету, а кто-то не спешит. Стоит бить тревогу только в некоторых случаях:

  1. Когда кроха практически не реагирует на общение со стороны ближайших родственников, кормление, игры.
  2. Вы наблюдаете подергивание мышц лица ли конечностей.
  3. Отсутствует нормальный режим сна.

Но если со здоровьем у ребенка все хорошо, всему остальному его можно научить, потратив немного времени на развивающие игры.

Дети развиваются быстрее в компании своих сверстников.

Чтобы научить кроху хорошо держать руками игрушки, почаще вкладывайте ему в руки вначале небольшие предметы, а потом более крупные.

Старайтесь давать ребенку игрушки различной фактуры - гладкие, ребристые, сделанные из кожи, бархатистые на ощупь. Возбуждение тактильных рецепторов на ладонях способствует образованию нейронных цепочек в головном мозге - так малыш быстрее учится.

Двигательная активность будет боле интенсивной, если в процессе игры ребенку нужно будет дотянуться до предмета или человека. Игры во время купания или плаванье в ванной укрепят мышцы спины и шеи, что поможет малышу более устойчиво сидеть и легче переворачиваться. Если активные игры и бултыхание в ванной не так эффективны, как вам бы хотелось, делайте с ребенком специальные упражнения или пройдите курс массажа.

Водные процедуры и развивают, и успокаивают.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев легко стимулировать, подолгу разговаривая с ним. Рассказываете детям сказки, пойте песни, читайте стихи. Чем больше кроха слышит слов, тем быстрее и полнее у него сформируется словарный запас. Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с артикуляцией, прикладываете его пальчики к своему рту - так малыш запомнит форму губ во время произношения различных слов.

Книжки с большими и яркими картинками завладеют вниманием крохи надолго.

Побольше играйте с ребенком, показывайте ему игрушки, называя их, а потом просите малыша найти ту или иную. Показывайте крохе фотографии и называйте людей на них, играйте с зеркалом, попробуйте прятаться от ребенка, но так, чтобы он с легкостью вас нашел.

В целом родители должны помнить о том, что именно от них зависит интеллектуальное и физичесокое развитие детей. Поэтому в их обязанности входят следующие действия:

  • правильно организовать ребенку режим дня,
  • подобрать оптимальное блюдо для введения первого прикорма,
  • придумать такие игры, которые не только займут кроху на какое-то время, но и обучат его чему-то новому.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.

Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю , девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.

Развитие моторных навыков

В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.

Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.

Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.

Кормление грудным молоком и прикорм

С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.

Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.

На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.

Прочее

С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.

Девиз шестого месяца: жизнь - это движение, за крохой глаз да глаз!

Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.

Лучшее место для игр и тренировок - это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.

Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша - знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.

Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг - нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, - и этот процесс немного приостановится.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому - позже, в зависимости от конкретных условий.

Что умеет малыш на шестом месяце жизни?

  • Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
  • Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
  • Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
  • Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
  • Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
  • Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
  • Помогает рассказывать потешки , может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
  • Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
  • На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку - это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
  • Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
  • Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
  • С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки , открывать их и закрывать по миллиону раз.
  • Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
  • С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
  • Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
  • Лежа на спинке, малыш следит за вами , когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
  • Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик , чтобы проглотить содержимое ложки.


Режим дня ребенка на шестом месяце жизни

Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.

Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.

К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.

Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй - днём (с 12 до 14 часов), а третий - вечером (с 17 до 19 часов).

Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.

Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.

Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.

В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.


Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни

  • Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, - и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
  • Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
  • Дайте ребенку в ручки новый белый предмет , а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
  • На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками , называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
  • Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
  • Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
  • Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное - горячее, мягкое - твердое…Произносите эти слова вслух.
  • Все свои действия сопровождайте объяснениями , рассказывайте, что вы делаете.
  • Убирайте на время игрушки , которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
  • Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
  • Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
  • Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки . Ребенок изучает причинно-следственные связи.

Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни

На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу - залог успешного лечения!

Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.

Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).

Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.