Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви. Древний армянский протогайковский календарь А сколько раз менялся армянский календарь

Армянский народ известен своим гостеприимством. Приезжая в Армению, каждый турист поражается щедростью и искренностью местных жителей. Характерным также для армян остается дружелюбие по отношению к гостям и честность. Армяне чтут свои обычаи и традиции, почтительно относятся к старшим, уважают семейные ценности.

История этой страны насчитывает больше двух тысячелетий и в памяти ее сохранилось множество великих и трагических событий.


Государственные праздники Армении

Среди государственных праздников одним из самых важных для армян является Новый год, или Аманор. Отмечается он, как и в России, в ночь с 31 декабря на 1 января. Этот праздник принято отмечать в шумном застолье: традиционные блюда, сладости, армянский коньяк и вино, тамада и тосты - все это атрибуты традиционного армянского Нового года.

8 марта армяне отмечают Международный женский день. Этот день является лишь началом месяца женщин, который заканчивается 7 апреля - в День материнства и красоты.


5 июля в Армении отмечается День Конституции. Конституция Республики Армения была принята на референдуме в 1995 году.

21 сентября армяне отмечают День независимости - в этот день в 1991 году Третья Республика Армения объявила результаты всенародного референдума, в результате которого она отделилась от Советского Союза.



Церковные праздники Армении

Армянская церковь имеет особый календарь, в котором большинство праздников являются переходящими. У нас в стране к переходящим можно отнести только Пасху и связанные с ней праздники (например, Вознесение). В Армении же даты празднования очень многих праздников меняются из года в год.

Кроме того, несмотря на то, что это христианская страна, жители Армении все же до сих пор чтят некоторые языческие обычаи, такие как жертвоприношение ягнят или благословение первого урожая.

Одним из главных религиозных праздников Армении является Рождество Христово. Празднуется он 6 января в кругу семьи, традиционно для них и посещение церкви. Основными блюдами для этого праздника являются рисовая каша и рыба. Кстати, в этот день армяне отмечают сразу два церковных праздника. Второй - Богоявление (этот , например, также отмечается 6 января, но рождество греки отмечают 25 декабюря, а россияне -7 января).


Ровно за 63 дня до Пасхи в Армении отмечается Праздник Святого Саркиса. Он очень популярен среди молодежи. В ночь этого праздника молодые люди едят соленые пироги и верят, что человек, который даст им напиться водицы во сне и станет их супругом. Праздник приходится на субботу с 18 января по 23 февраля.


14 февраля для многих ассоциируется с американским Днем Святого Валентина, а для верующих русских людей - с праздником Сретение Господне, но в Армении в этот день отмечается Очистка (Терендез). На самом деле этот праздник похож на русскую Масленицу. Главный символ этого праздника - костер, через который прыгают молодые пары, и здесь важно не расцепить руки, чтобы союз был крепким. Пепел, образовавшийся после сожжения костра, разбрасывают по полям, чтобы урожай был хорошим. У этого праздника, как вы видите, есть языческие корни.


В первое воскресенье после весеннего равноденствия отмечается Пасха или Затик. Идея воскресения является основополагающей в христианстве, поэтому и праздник является самым ожидаемым среди религиозных людей. В Армении друг друга приветствуют в этот день фразой «Христос воскрес из мертвых», а в ответ слышат «Благословенно Воскресение Христово!». Традиционны для этого праздника раскрашенные пасхальные яйца. Кстати, в Армении существует игра «Чоканье яйцами», в которой человек бьет своим яйцом о яйца соперника, стараясь выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо трескается, то человек проигрывает.


На 98 день после Пасхи отмечается праздник Вардавар. Отмечается он в честь Преображения Господня. По приданию в этот день Иисусу, который поднимался с тремя апостолами на гору Фавор, явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, и его одежды стали белее снега. Не смотря на то, что праздник религиозный, у него сохранились языческие черты. Его можно отнести к числу самых любимых для армян. В этот день они традиционно перед домом выставляют букеты из алых и оранжевых роз, а также обливают друг друга водой. Причем последняя традиция носит массовый характер.


В первое воскресенье после 15 августа армяне отмечают День Благословения винограда. В этот день принято приносить в церковь первые сорванные гроздья винограда. Кстати, это одновременно подношение Пресвятой Богоматери.

14 сентября в Армении отмечают Воздвижение Креста, а праздник называется этот Хачверац . В этот день люди посещают кладбища и устраивают трапезы, таким образом, посвящая этот день умершим близким.



Национальные праздники Армении

Среди национальных праздников Армении важное место занимает праздник Вардананк. Он отмечается за 8 недель до Пасхи в четверг. В этот день армяне чтят память погибших во время яростного сопротивления персам, посягнувшим на христианскую религию.

24 апреля - знаменательная дата в календаре событий Армении - День памяти жертв геноцида. В этот день армяне чтят память 1,5 млн армян, ставших жертвами геноцида в 1015 году. В этот день в Цицернакаберде устраиваются массовые шествия.


Как известно, армяне славятся своим чувством юмора. Поэтому с 2006 года 1 апреля начали отмечать официально День сатиры и юмора. А вот в календаре эта дата помечена Днем дурака.

7 ноября в Армении отмечают Всенародный праздник вина. Армения издревле славилась своим виноделием, благодаря сортам винограда, которые имеют высокий процент сахара. Правда, в современно мире, армянские вина не так распространены на прилавках магазинов, а все потому, что основная часть винограда уходит на производство коньяка. Праздник вина сопровождается дегустацией вин и знакомством со старинными армянскими традициями.



7 декабря в Армении - День памяти жертв землетрясения 1988 года. Оно унесло жизни тысячи людей и разрушило большую часть инфраструктуры республики.

Все Апостольские Церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Например. Успение Пресвятой Богородицы всегда отмечается 15 августа. Воздвижение Животворящего Креста Господня – 14 сентября и т.д. Только Пасха и те Господние праздники, которые связаны с Пасхой (Вознесение, Сошествие Св. Духа и др.) отмечаются в определенные дни недели.
Армянская Церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т.е. отмечаются в опреде-ленный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. К непереходящим праздникам относятся только следующие:
Рождество и Богоявление – 5-6 января, Обрезание Господне – 13 января, Сретение – 14 февраля, Благовещение – 7 апреля, Рождество Богородицы – 8 сентября, Введение во храм Богородицы – 21 ноября, Зачатие Богородицы от Анны- 9 декабря.
Основой календарного цикла Армянской Церкви является Пасха – переходящий праздник, который в разные года может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля. Кроме Пасхи, существуют еще 4 праздника, которые являются точками отсчета для установления дат других праздников.
Это:
Богоявление (Рождество Христово и Крещение) – 6 января.
– Успение Богородицы – ближайшее к 15 августа воскресенье,
– Воздвижение Животворящего Креста Господня – ближайшее к 14 сентября воскресенье,
– Масленица поста Рождественской пятидесятницы – воскресенье, выпадающее в период с 15 по 21 ноября.
В соответствии с датами этих праздников устанавливаются также дни памяти святых и посты. Единицей исчисления является семидневный (недельный) цикл. К примеру, за 10 недель до праздника Пасхи начинается Передовой пост, который длится одну неделю. В течение следующих двух недель отмечаются дни памяти святых. а затем начинается семинедельный Великий пост, когда память святых отмечается только по субботам, в течение 7 недель после Пасхи, до Пятидесятницы, длится празднование Христова Воскресения, во время которого нет постов и дней памяти святых. Затем следует неделя празднования Пятидесятницы. Следующие 5 недель отведены праздникам в честь святых, после чего начинается недельный Преображенский пост. Эти 24 недели (171 день) от Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл. который повторяется каждый год.
Все воскресные дни отведены Господним праздникам или являются днями воспоминания Воскресения Христова.
Все среды и пятницы - постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу - в память о смерти Иисуса Христа. В течение семи недель от Пасхи до Пятидесятницы, а также во время других Господних недель (9 дней Богоявления, 7 дней Троицы, 3 дня Преображения, 9 дней Успения и т. д.) среды и пятницы не являются постными днями. Если Господний праздник и пост совпадают, отмечается праздник.
Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.
Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на три группы:
 Господние праздники - 136 дней;
 дни памяти святых - 112 дней;
 постные дни - 117 дней.

Господние праздники

Господними называются праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также праздники, посвященные Святому Кресту и Святой Церкви. Так же простые воскресные дни, когда нету праздника.

Праздники, посвященные Господу Иисусу Христу:

В первые века христианства в церковном календаре существо-вало два Господних праздника: Богоявление и Пасха (Воскресение).
Богоявление, которое объединяло празднование первых событий земной жизни Иисуса Христа, отмечалось с 5 по 13 января с главным днем празднования 6 января. Постепенно дни, посвященные этим событиям, выделялись в отдельные праздники.

В настоящее время Армянская Церковь отмечает:
 Навечерие Богоявления - 5 января;
 Богоявление (Рождество и Крещение Господне) - 6 января;
 Рождественские дни (6 дней) - 7 - 12 января;
 Наречение, или Обрезание, Господне - 13 января;
 Сретение Господне - 14 февраля.

Второй цикл Господних праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, назывался Воскресение (Пасха). Он начинался с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пяти-десятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Впоследствии Пасхальный цикл, как и Бого-явление, распался на отдельные праздники.

Сегодня в Армянской Церкви отмечаются:
 Вербное Воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим;
 Страстная неделя;
 Светлое Христово Воскресение (Пасха);
 Вознесение Господне;
 День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа, Пятидесятница).
Преображение (Вардавар) - один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе.

Праздники, посвященные Пресвятой Богородице

Зачатие Пресвятой Богородицы от Анны – 9 декабря,
Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября,
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября,
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля,
Успение Пресвятой Богородицы отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье (с 12 по 18 августа),
Обретение честного пояса Пресвятой Богородицы дата праздно-вания на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.
Обретение фимиамника Пресвятой Богородицы празднование на 5-е воскресенье после Пятидесятницы.

Праздники, посвященные Святому Кресту

Явление Креста в Иерусалиме 5-е воскресенье после Пасхи, которое приходится в промежуток между 19 апреля и 23 мая,
Воздвижение Животворящею Креста Господня в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября,
Обретение Варагского Креста ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября),
Обретение Святого Креста в Иерусалиме в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября).

Праздники, посвященные Святой Церкви

Новое воскресенье - Антипасха (первое воскресенье после Пасхи),
Зеленое воскресенье - Ашхараматран (второе воскресенье после Пасхи),
Праздник кафедрального собора святого Эчмиадзина отмечается через 64 дня после Св. Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы,
Память Ветхозаветного Кивота и праздник новой Святой Церкви -суббота перед днем Преображения Господня,
Шогакат («разлитие света») - суббота перед Успением Пресвятой Богородицы,
Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме (335), построенного императором Константином – суббота перед днем Воздвижения Креста,
Память освящения храма Рождества Господня в Вифлееме – вторник после Воздвижения Креста,
Память освящения храма Вознесения Господня в Иерусалиме – среда после Воздвижения Креста,
Память освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме – четверг после Воздвижения Креста.

Пять праздников из числа Господних называются Великими . К ним относятся: Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста.
Следующие дни за Великими праздниками, являются днями поминовения усопших.

Дни празднования святых
В Армянском церковном календаре 112 дней отведено празднованию памяти святых. Всего насчитывается около 400 святых, которых можно разделить на три группы:
- библейские святые: небесные силы, праотцы, пророки, апостолы, евангелисты, жены-мироносицы и т. д.;
- общехристианские святые: мученики, отшельники, иерархи, отцы и учителя Церкви (в основном I-V вв.);
- святые, просиявшие в Армянской Церкви (их насчитывается более 60).

Посты

В Армянском церковном календаре, кроме постных дней недели - среды и пятницы, существуют особые дни постов:
 Пост Рождественской Пятидесятницы - в настоящее время сокра-щен до 3-х недель: 1. Первая неделя, Масленица с 15 по 21 ноября. 2. 4-я неделя, пост св. Иакова - неделя перед праздником св. Иакова Низибийского, с понедельника по пятницу. 3. 7-я неделя Рождествен-ский пост - с 29 декабря по 5 января.
Передовой пост - третья неделя до Великого поста, с понедельника по пятницу;
Великий, или сорокадневный, пост - 7 недель перед Пасхой;
 Ильинский пост - со второго по шестой дни Троицы.
Преображенский пост - неделя перед праздником Преображения Господня, с понедельника по пятницу;
 Успенский пост - неделя перед Успением, с понедельника по пятницу.
 Воздвиженский пост - неделя перед Воздвижением Животво-рящего Креста Господня, с понедельника по пятницу.
 Кроме перечисленных выше, существуют недельные посты, во время которых по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается празднование дней памяти святых. К ним относятся следующие:
 Пост св. Григория Просветителя - неделя перед праздником Обре-тения мощей св. Григория, с понедельника по пятницу;
 Пост Варагского Креста - неделя перед праздником Явления Креста на горе Вараг, с понедельника по пятницу.

Со времен принятия христианства, первых Вселенских соборов, Анийского царства, Крымского и Донского периодов наши предки неизменно сохраняли древние заветы, «заложенные апостолами и нашими блаженными отцами». Особенно твердо они стояли в вопросах церковного календаря. Свидетельство этого мы находим в церковной книге Чалтырской церкви Сурб Амбарцум, изданной в 1872 году, в которой подробно описан исконно верный принцип составления календаря праздников нашей церкви.
Но в 1923-м католикос всех армян Геворг V Суренянц изменил церковный календарь Ново-Нахичеванской и Российской епархии на юлианский календарь (старый стиль плюс тринадцать дней). Это вызвало очень сильные недовольства среди донских армян, потому что они не хотели отказываться от традиционного армянского календаря наших предков. Доказательством этого служат многочисленные жалобные письма Главы Нор Нахичевана Католикосу всех армян. Но впоследствии, во времена Советского Союза, наши церкви не действовали или были превращены в музеи, и поэтому наш народ потихоньку забыл про эти изменения календаря, которые вскоре стали для донских армян привычными, что сохранилось и после распада СССР.
Последние пятнадцать лет Ново-Нахичеванская и Российская епархия снова возвратилась к традиционному календарю наших предков (новый стиль).

Главные христианские праздники – это Рождество Христово, Богоявление и Святая Пасха – Воскресение Христово. Все остальные праздники рассчитываются относительно их.
Согласно греческим и латинским летописям, до IV века Рождество и Крещение Господне праздновалось 6 января во всем христианском мире.
Святая Армянская апостольская православная церковь отмечает Рождество и Крещение Христово (Богоявление), как в Древней церкви, в один и тот же день, 6-го января, потому что Иисус Христос крестился в день своего тридцатилетия. «Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить».
В Риме, начиная с 336-го года, праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря. Еще в древности в этот день язычники чествовали непобедимого Бога солнца Митру. Чтобы искоренить языческий праздник, вскоре на Западе Рождество стали отмечать 25 декабря, а датой Крещения осталось 6 января. Это нововведение постепенно распространилось и на востоке. Русская православная церковь празднует Рождество Христово по старому стилю, то есть 25 декабря плюс тринадцать дней – 7 января, а Крещение соответственно – 6 января плюс тринадцать дней – 19 января.
Армянский астроном, математик и календаровед VII века Анания Ширакаци, в своем труде «Слово математика Анании Ширакаци сказанное на Богоявление Господа и Спасителя нашего» приводит расчеты и исторические материалы, на основании которых доказывает, что Рождество следует справлять не 25 декабря, а 6 января, одновременно с праздником Крещения.
При внимательном изучении Евангелия необходимо принять во внимание следующие события. Нам известно, что во время служения старца Захарии в Храме Соломона ангел известил его о рождении Иоанна Крестителя, который родился на 6 месяцев раньше Иисуса Христа. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа – первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. В 6-й месяц после этого, то есть в начале апреля, ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. И если мы от 6-го января высчитаем ровно девять месяцев, то это совпадет с праздником «Благовещение Пресвятой Богородицы», то есть, с 7 апреля.
Итак, датой (6 января) празднования Рождества Христова определяются даты следующих праздников, связанных с рождением Христа:
13 января – Обрезание Господне (Наречение имени Господа Иисуса) – на восьмой день после Рождества.
14 февраля – Сретение Господне (Теарндарач) – спустя 40 дней после Рождества.
7 апреля – Благовещение (Аветум) – за 9 месяцев до Рождества Христова.
Таким образом, можно сделать вывод, что истинной датой Рождества Христова, Крещения и Богоявления является 6 января. И наша Армянская апостольская церковь осталась верна древнейшим традициям, переданным самими апостолами – учениками Иисуса Христа.

Принцип расчета Святой Пасхи

Принцип расчета дня Святой Пасхи был утвержден на 1-м Вселенском Соборе в городе Никея в 325 году, когда утвердилась основа православия.
День Святой Пасхи празднуется в первое воскресенье, следующее после полнолуния, следующего после дня весеннего равноденствия. День весеннего равноденствия 21 марта, в нынешнем, 2016 году первое полнолуние после дня весеннего равноденствия будет 23 марта, а 27 марта – воскресенье, значит, тогда и Пасха – Воскрешение Христово. 49-ю днями раньше Пасхи бывает Истинная Масленица Бун Барекендан (7 февраля 2016 г.) и с 8 февраля 2016 г. начинается Великий пост (Мец пахк). За неделю до Пасхи празднуем Вход Господен в Иерусалим или Вербное Воскресенье (Цахказард, Царгодронк).
Вознесение Господне (Сурб Амбарцум) произошло через 40 дней (5 мая) после Воскресения Христова – Святой Пасхи. А Сошествие Святого Духа – Троица – через 50 дней (15 мая) после Пасхи.
Воскеат ДОЛОБАЯН
Тер Тадеос ГАЙБАРЯН

В Армении праздник всех влюблённых, который в мире ассоциируют с Днём святого Валентина, отмечается наряду сразу с двумя традиционными национальными праздниками — Сретения Господня и Дня святого полководца Саркиса.



Многие путают праздник Сурб Саркис с днём, посвящённым жившему в четвёртом веке мученику святому Саркису, которого принято считать покровителем молодых и влюблённых. В действительности же день армянского святого является передвижным праздником, и в этом (2016) году он отмечался 23 января.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго Праздник святого полководца Саркиса, являющегося одним из любимых святых армян, провозглашён Днём благословения молодых. Вместе со своим сыном Мартиросом и четырнадцатью воинами он погиб во имя христианской веры.

День святого полководца принято отмечать не только церковными обрядами. Существуют также ставшие доброй традицией народные обычаи. В ночь перед праздником св. Саркиса молодые едят солёную лепёшку, после этого ничего не едят и не пьют и ожидают «откровения» во сне. Можно также поставить у входа в дом или на балконе тарелку с мукой, и, если утром на ней окажется отпечаток подковы, значит, на своём белом коне (символ чистоты и беспорочности) приходил дать своё благословение сам святой Саркис, а следственно, исполнится мечта влюблённого юноши или девушки.



13 февраля по всей Армении разжигаются костры, через которые сначала прыгают просто влюблённые и только что поженившиеся молодые пары, а потом уже все остальные. Это Терендез (Трндез или Тиярнэндарач, что дословно означает «Навстречу Господу!»), или праздник Сретения Господня.

Армянская Апостольская церковь с целью сохранения самобытности стала использовать в церковных праздниках некоторые оставшиеся от язычества и дохристианских времён обычаи, например, прыжки через костёр.


В Армянской Церкви Самарканда также праздновался этот праздник на протяжении многих лет. После небольшой литургии, собравшиеся зажигали свечи от алтаря и шли во двор. Там, под руководством Тер-Гарника мы зажигали костёр и после трёх кругов хоровода, начинали прыгать через пламя. Обычно, первым это делал Отец Гарник. Прыгали все, прыгали весело, иногда с музыкой и танцами.



К сожалению в этом (2016) году в силу сложившихся обстоятельств, Тер-Гарник не сможет прилететь из Владимира в Ташкент, а затем в Самарканд для празднования Терендеза.


Также армянская молодёжь очень любит летний праздник Вардавар! Но о нём мы уже рассказывали на нашем сайте более подробно.

Армянская апостольская церковь - это одна из древнейших христианских церквей, которая имеет ряд существенных особенностей в обряде и догматике, которые отличают её как от православия, так и от католицизма. Армянская апостольская церковь относится к древневосточным православным церквям. В богослужении выполняется армянский обряд. Согласно церковному сказанию, о чём свидетельствует и ряд исторических источников на различных языках, христианство проповедовали в Армении святые апостолы Фадей и Варфоломей, которые были преданы мученической смерти во время правления царя Санатрука. Важным является тот факт, что Армения - это первая страна, принявшая христианство как государственную религию в 301 году. Значимое и важное место в этом величайшем для армян событии имели святой Григорий Просветитель, который стал первым католикосом всех армян. Рассмотрим историю армянского церковного календаря. Юлий Цезарь осуществил реформу календаря, приняв за основу солнечный год, а так же 365 дней и 6 часов. Каждые четыре года излишек в 6 часов составлял сутки, которые прибавлялись к февралю каждого четвертого года. Этот год состоял из 366 дней и являлся високосным. Но так как солнечный год состоял уже из 366 дней, день весеннего равноденствия приходил на 11 марта. Тогда Папа Григорий утвердил новый календарь и в четверг 4 октября 1582 г были исключены десять дней, которые накопились с 325 года. Впоследствии, день весеннего равноденствия вновь попадал на 21 марта. Для того, чтобы избежать аналогичной ошибки в будущем, Папа Григорий утвердил считать високосными только те из годов, которые делятся на 400 без остатка. Посчитав, что Юлианский календарь устаревший, его называли старым стилем, а Григорианский - новым стилем. Армянская Церковь вплоть до 1924 г. за основу отсчета праздников брала старый стиль. Переход на новый стиль был осуществлен в период правления католикоса Геворга V с 23 ноября 1923 г. Согласно этому утверждению, календарные расчеты Армянской Апостольской Церкви должны были происходить на основе нового стиля. Годичный цикл Армянской Апостольской Церкви включает переходящие и не переходящие посты и праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в конкретно установленные дни, вне зависимости от даты Пасхи, а дни подвижных праздников меняются вместе с Пасхой, даты празднования которых определяются по лунному календарю, и приходятся на весенний сезон.

К неподвижным праздникам относятся следующие: Рождество Господне - 6 января, Крещение - 5 января, Благовещение Господне - 7 апреля, Сретение - 14 февраля.

В жизни армянского общества обрядовая праздничная культура связана с циклом сельскохозяйственных работ. Самым важным является обеспечить хороший урожай хлебов и других полевых культур, удачу во всех делах. Поэтому большинство праздничных обычаев распадаются на два срока: подготовка к получению хорошего урожая и его сбор. Именно на этой, так называемой, "производственной основе" векового народного хозяйства зарождались многие обычаи, обряды, верования, праздники и т.д. В процессе своего развития они менялись, развивались, и сегодня приняли разные формы проявления, хотя во многих случаях их типология едина.

Основой для календарного цикла Армянской Церкви послужила Пасха - переходящий праздник, отмечающийся в разные годы в период с 22 марта по 25 апреля. Именно от Пасхи идет отсчет всех остальных армянских праздников. Пасха начиналась с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Единицей исчисления является недельный цикл. Например, за 10 недель до Пасхи начинается Передовой пост, длиною в одну неделю. В течение следующих двух недель празднуются дни памяти святых, а потом начинается семинедельный Великий пост: память святых отмечается лишь по субботам. Двадцать четыре недели или 171 день с Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, повторяющийся каждый год. Во все воскресенья отмечаются Господние праздники или воспоминания Воскресения Христова.

Все среды и пятницы - это постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу - в память о смерти Иисуса Христа. Если Господний праздник и пост совпадают, то отмечается праздник.

Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.

Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:

а) Господние праздники - 136 дней,

б) дни памяти святых - 112 дней,

в) постные дни - 117 дней.

В умеренных широтах, где складывались армянские обычаи, наиболее типично деление года на четыре сезона:

* Зимние праздники: Рождество Христово, Крещение Господне.

* Весенние праздники: Сретение Господне, Праздник Святого Саркиса, Великий Пост: Средокрестие, Вербное воскресенье, Страстная неделя; Пасха, Праздник Святого Георгия, Вознесение Господне.

* Летне-осенние праздники: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.