Зачем нужны детские игрушки? Для чего нужны игры и игрушки

Представления о том, где, когда и для чего детям могут понадобиться игрушки, за последние десятилетия существенно изменились, и ключевым для концепции современной игрушки стало слово «развитие».

Врачи и педагоги еще в XIX веке заговорили о развитии ребенка посредством стимуляции его двигательной и умственной активности, и важнейшую роль в этом процессе отводили именно играм и игрушкам, но, пожалуй, лишь к концу ХХ века этими идеями прониклись и производители игрушек. И сейчас любой продавец обязательно просветит вас - расскажет, что игрушка для младенца должна быть развивающей и функциональной, и продемонстрирует, какие навыки должна формировать и развивать заинтересовавшая вас игрушка. Часто соответствующие надписи есть и на этикетках («способствует быстрому развитию рук и глаз, общей координации движений, повышению внимательности», а та «развивает мелкую моторику»). А способов развивать все эти умения современная наука знает немало, им соответствует и оригинальность и остроумие технических, конструктивных решений, одним словом, современные - яркие, красивые, неожиданные (и полезные!) игрушки несказанно вас удивят.

Какие игрушки нужны детям?

Как выбрать игрушку?

1. приобретайте только сертифицированные изделия;
2. при покупке игрушки обязательно обращайте внимание на то, детям какого возраста они предназначены;
3. старайтесь покупать игрушки, сделанные из разных материалов;
4. покупайте разные типы развивающих игрушек, направленные на развитие различных способностей ребенка;
5. покупайте только те игрушки, которые нравятся вам самим!

Сразу следует оговориться: как не велико значение любой из описанных ниже игрушек, каждая предполагает хотя бы минимальное участие заинтересованного взрослого. Кроме того, ни одна из игрушек, какой бы хитроумной она ни была, не сможет принести всей пользы. Ребенку нужно много игрушек, только во множестве и разнообразии каждая из них окажется эффективной.

2-5 месяцев

Первая игрушка, естественно, погремушка. Конечно, это будет погремушка. Причем не та, которую берут в руки (малыш этого еще и не может), а погремушка-подвеска. Она и развлекает, и утешает. Именно она знакомит младенца с формой и цветом, твердостью и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Очень старая игрушка: ее знали и маленькие древние греки, и древние кельты. Берестяная, костяная, деревянная когда-то, теперь пластмассовая, яркая и гигиеничная, погремушка, пожалуй, единственная игрушка широко и разнообразно представленная на рынке.

Наряду с традиционными подвесками-гирляндами, которые вешали в кроватки еще наши мамы, теперь появилась подвеска-карусель (ее еще называют и «мобилем», и «подвеской накроватной», и «игрушкой музыкальной подвесной вращающейся»), крепящаяся на одной из боковин кроватки и приводимая в действие рукой, потоком воздуха либо электрической батарейкой. К «коромыслам» таких каруселей подвешено, а на нитку гирлянды нанизано несколько разных или одинаковых (иногда разноцветных) небольших ярких игрушек - при прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Продаются и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся (часто на стилизованном ремешке) к боковине кровати.

Первое и главное младенческое желание - хватать. Поэтому следует дать малышу возможность хватать, держать, бросать игрушки разных форм, изготовленные из разного материала. Хороши для этой цели и пластмассовые кубики, и деревянные грибочки (не раскрашенные), и резиновые мячики. В возрасте 8-10 месяцев ребенку становится уже мало хватать, ему необходимо разбирать, раскладывать на части, бросать и ломать. Лучшими для этого периода развития были и остаются старинные игрушки-матрешки, некрашеные и легко разбираемые. Шероховатость и теплота дерева развивают чувствительность детской руки, возможность собирать и разбирать - координацию движений.

1-3 года.

Малыш задул свечу на своем первом праздничном торте. Он уже так много умеет! В шкаф спрятаны погремушки, неваляшка одиноко стоит в сторонке. Это значит, что кроха повзрослел и ищет новые способы знакомства с окружающим его миром. На этом этапе важно выбрать правильные игрушки, чтобы ребенок развивал свои способности в игре и гармонично рос. Какие же они, главные «друзья» малышей от года до трех?

Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам. Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори. Большинство вкладышей для малышей снабжено ручками-гвоздиками, помогающими вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями. Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения. Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).

Вашему ребёнку уже 3 года? Поздравляем. Теперь ваш малыш стал дошкольником. В этот важнейший период от вас, как никогда, во многом зависит будущее ребенка.

Время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, фишки, часы с вашей помощью обучат ребёнка счёту. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью.

Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и представителей других профессий

Пользу принесут крупные движущиеся игрушки (автомобили, поезда).

В этом возрасте зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город.Желательно чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам (не дикобраз и ягуар, а петух и кот), чтобы они были просты и универсальны (трудно сыграть с лошадью застывшей в беге или с фигуркой человека, изображающего человека с чемоданом - такие игрушки навязывают свой собственный сценарий, ограничивают возможности игры). Выбор куклы - дело ответственное. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.

Для подготовки к школе и развития творческих способностей приобретите ребёнку цветную и белую бумагу, мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей, скотч.

5-10 лет.

Этот период - созидать и творить. И цель игрушек в это время создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления. Сложная и технически изощренная игрушка может поразить оригинальностью идеи, дорогая, точно копирующая действительность, восхитит своей Реалистичностью, но и та и другая способны убить всякое самостоятельное творческое движение. Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый - это конструкторы и кубики, второй - все то, что ваш ребенок и вы, сочтете подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели - поддержке детской творческой энергии - служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.

Впрочем, какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу – самых главных людей в жизни каждого человека.

В каждом ребенке с самого рождения заложены индивидуальные способности и таланты. Если мама и папа внимательные и заботливые родители, они понимают, что недостаточно малыша обогреть, накормить, одеть и обуть в красивые вещи. Такие родители всегда замечают способности своего ребенка и готовы развивать их, совершенствовать в будущем. Но как? И так ли это необходимо? Не всем же дано стать гениями!

Давайте порассуждаем с вами. Действительно ли надо развивать таланты детей на будущий ошеломительный результат? Покупать дорогие развивающие игрушки с рождения, водить грудничков в детские развивающие центры, осваивать модные методики раннего развития. Благо в интернете информации на этот счет много.

Да, все это прекрасно, не стоит сбрасывать со счетов никогда все новое и прогрессивное.

А если, финансовые возможности не позволяют это делать? Как поступать таким родителям? Ведь, если не заниматься с ребенком, он не то что не достигнет выдающихся результатов, но и вообще остановится в своем развитии.

На своем сайте я буду рассказывать о личном опыте и опыте других людей, о том, как создавать развивающие игрушки своими руками . Таких, которые не требуют особых навыков, умений у мамы, не отнимают много времени и не нуждаются в больших финансовых затратах.

Развивающие игрушки помогают младенцу знакомиться с окружающим миром, в который он пришел. Через тактильные и слуховые ощущения он начинает узнавать окружающую обстановку и людей . С трехнедельного возраста мама сама может создать младенцу развивающую обстановку, прямо в квартире, в его кроватке.

С возрастом развивающие игрушки помогают учить ребенка говорить, логически мыслить. Они через мелкую моторику рук, способствуют развитию мозга. Согласитесь, что это важный орган, без которого немыслимо развитие вообще.

Дети, у которых есть развивающие самодельные игрушки , успешнее обучаются, быстрее овладевают практическими повседневными навыками, проявляют творческие наклонности, практичнее ориентируются в детском коллективе.

Не будете же вы спорить, что это приходит само собой у всех детей без исключения? Тогда откуда проблемы адаптации в детском садике, отставание в учебе у первоклассников, душевная черствость? А ведь это отдаленные последствия того, что развитие малыша было либо неправильным, либо недостаточным. Поэтому винить будет некого, кроме себя.

Развитие головного мозга, закладка связей закладывается в возрасте до трех лет . Потом идет только совершенствование и оттачивание всего заложенного. Не зря же отпуск по уходу за ребенком маме дают на три года.
Давайте вместе с вами поразмышляем, для чего нашему ребенку нужны развивающие игрушки и игрушки, созданные своими руками, в частности?

Нет похожих статей.

Игрушки, для чего они нужны?

Для ребенка игрушка является не только обычным развлечением. Практически любая игрушка развивает и воспитывает ребенка. Пока ребенок занимается с игрушкой, у него формируются творческие особенности, воображение, логика и развивается функция моторики рук. Яркие разноцветные игрушки и их формы создают у ребенка понимание о предмете, цвете и размере. В связи с этим следует отметить, что чем больше времени дети проводят с игрушками, тем быстрее происходит их развитие.

Когда дети увлечены игрушками, у них задействованы несколько мозговых процессов такие как, умственный, логический и творческий. Дети воображают, придумывают и запоминают. Процесс понимания окружающего мира происходит сквозь призму игры в яркие и интересные игрушки.

Чем старше становятся дети, тем интереснее и сложнее им нужны игрушки, чтобы процесс развития ребенка неуклонно развивался. К таким игрушкам можно отнести конструкторы сначала попроще с более крупными деталями, а затем более сложные и интересные. К этому возрасту у детей уже формируются понимание, что игрушки нельзя брать в рот или разбрасывать, в связи с чем можно не бояться игрушек, состоящих из большого количества деталей. Игрушки с различными механизмами положительно влияют на развитие логики малыша.

Находясь рядом с музыкальными, цветными, говорящими игрушками дети постепенно и своевременно развиваются. Также важным аспектом является их общение со сверстниками и этот аспект нельзя недооценивать, так как в будущем это может вызвать у ребенка значительные сложности нахождения в социуме.

Поэтому при выборе игрушки нужно четко представлять развитию какого навыка у ребенка она будет способствовать-: памяти, зрения, музыкальности, маторики, творческого или математического мышления.

Игра наряду с работой и учебой занимает важное место в жизни человека. И не только как развлечение: игры развивают и учат. С глубокой древности до нас дошло множество игр. В культурах разных народов присутствуют веселые, полные танцев, шуток и смеха карнавалы, балы и маскарады - излюбленные развлечения коро­левских дворов Европы, Издавна хорошо известны и пользуются популярностью демократичные народные забавы: народные гулянья и ярмарки. Мы с удовольствием посещаем аттракционы и луна-парки, где каждый может что-то найти для себя - карусели и американские горки, кегельбаны, тиры, комнаты страха, «королевства кривых зеркал» и лабиринты.

Во что играть?
Мир игры привлекает споим разнообразием: подвижные групповые игрына свежем воздухе, сооружение песочных замков на пляже, лепка на пластилина, развивающие ролевые игры (например, игра в магазин, школу или дом), решение кроссвордов или компьютерные игры. Посредством игры мы удовлетворяем потребность я движении и действии. Кроме этого, общение с ровесниками в ходе игры или решение кроссвордов развивает коммуникабельность, формирует сообразительность и воспитывает личность. Подвижные игры (например, догонялки) развивают физически, а игры на природе по­могают ориентироваться на местности.

В мире животные
Играют не только люди, но и многие другие живые существа. По­наблюдаем за нашими братьями меньшими: собаки любят во время прогулки гоняться за своими четвероногими приятелями или подавать хозяину бросаемые им предметы, а кошки могут часами играть склубком ниток.

История куклы
Куклы были известны детям еще в древности. Их делали из дерева, камня, глины или ткани. В Европе XVIII в. кукол лепили из смеси глины, бумаги игипса. Девочки из королевских и аристократических семей играли дорогами куклами, головы которых были сделаны из слоновой кости или фарфора, а глаза - из стекла. Наряды для них были сшиты из лучших тканей и украшены драгоценными камнями. Существуют специальные куклы дли театральных представлений. Они бывают разных видов: куколки, посаженные на рычаг, с помощью которого их приводит в движение снизу; марионетки, управляемые сверху нитями или проволокой; бибабо, которые надеваются на руку подобно перчатке, и актер с помощью пальцев манипулирует их головой и руками.
В XIX в. куклы часто служит миниатюрными манекенами для показа модной одежды.

Как появились мишки Тедди?
В 1902 г. президент США Теодор Рузвельт на охоте не позволил убить маленького медвежонка. Событие это стало известно благодаря рисовальщику, отразившему его в комиксе и опубликовавшему комикс в газете. Рисованный мишка так понравился одному владельцу игрушечного магазина, что он сшил для своих детей нескольких плюшевых медвежат и назвал их в честь Президента - Тедди. Очень быстро нашлось много желающих их купить и с тех нор мишка Тедди уже много лет является любимой игрушкой американских детей.

Машинки
Мальчики любят играть металлическими машинками, у которых есть резиновые шины, рессоры, открывающиеся дверцы и пассажиры внутри. Многие из них оснащены дистанционным управлением и питаются от батареек. Машинки бывают разных размеров, однако в школу мальчики берут самые маленькие модели, которые можно спрятать в карман. Но есть и настолько большие игрушки, что их водителем может быть ребенок. Широкой популярностью пользуются гоночные автомобили, пожарные и полицейские машины, а также экскаваторы, которыми можно играть в песочнице.

Кубики
Кубиками играют, прежде всего, маленькие дети, поскольку постройки из кубиков не требуют большого умения и точности. Раньше кубики были деревянными, а сейчас их делают из пластмассы. Часто это разноцветные многогранники, которые соединяются друг с другом специальными зубчиками. Современные наборы кубиков бывают очень сложными и позволяют строить множество разных объектов (средневековые замки, космические станции, города). Большой популярностью пользуются наборы, оснащенные электроникой, благодаря чему построенные из них модели могут двигаться. С развитием компьютерных игр появились виртуальные кубики. Их можно складывать только в виртуальной реальности на экране монитора.

Электронные игрушки
Современные игрушки значительно превосходят своих предшественников по сложности. Зачастую в них используются электродвигатели и системы, действующие на радиоволнах или инфракрасных лучах. Существуют управляемые на расстоянии транспортные средства и роботы, которые могут самостоятельно двигаться и даже говорить и реагировать на голос своего хозяина. Новейшие электронные игрушки представлены виртуальными животными и симуляторами жизненных функций и чувств. Эти игрушки должны «есть» и «спать» в определенное время. Например, японское изобретение «тамагочи», называемое еще яйцом, нуждается в постоянной заботе, а если о нем забыть, оно может даже «погибнуть». «Тамагочи» напоминает о своих жизненных функциях, например, о голоде с помощью надписей, высвечивающихся на маленьком экране.

Барахолка детских товаров представляет качественные игрушки на разный возраст, тут вы можете купить детские качели, интерактивные игрушки, различные констрокторы, велосипеды и многое другое.

Зачем нужны игрушки?

Какие бывают развивающие игрушки

В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Но, порой весь процесс развития сводится к обучению. Как соотносятся эти понятия? Какие игрушки действительно нужны для всестороннего развития?

Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.

В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.

Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи - от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

А мой малыш не хочет играть!

Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них - непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.

Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка не выполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует.

А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.
Что такое раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.
Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.
Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир - желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.
Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.

Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию.
Сфера игры - это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами. Т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.
Главное для ребенка - это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития.

В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.
Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу — это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.

В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой - неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка - это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными

Главное качество игры - это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры «его корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?

Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность - внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.
«Правильные» развивающие игрушки
Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая - в дошкольном и младшем школьном.
Младенец.

Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик, Это первое, что малыш сможет взять в руки

Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания,коробки с крышкой,стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня) и игрушки-вкладыши (по 2-3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч.Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный Кроме того, мяч - замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать.

Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.

На втором и третьем году жизни

Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки -3-4 местные, динамические игрушки - клоун акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи - ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.

Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса - поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремлённость и настойчивость.
Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику - кукла мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка. Нужна также и кукольные утварь, посуда, одежда с простыми застежками.

Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны, и пр.

Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы.

Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.

От 3 до 7 лет и старше

В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства - это деревянные наборы для конструирования.

Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.
Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.
Мозаики, материалы для лепки, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.

Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития - это ее открытость. Чем менее проработан образ - тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.

Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.
Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил фантазии

Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа - это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлечекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.
Гимн организованной уборке

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительнстве и размещение всех игрвых материалов по местам - это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам - это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка, а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку.

Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «все в твоих руках, ты - творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности в твоем творчестве и свободе.» А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку - машина поехала, нажал другую - сделала поворот. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается.

Особая статья - животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то, обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша.

Может быть хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить не виртуально, а реально и заботиться. Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий.

Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей?
Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.