Что такое исключительное право на произведение. Исключительное право на произведение

  • 10. Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан (порядок, условия, правовые последствия). Признание гражданина недееспособным (порядок, условия, правовые последствия).
  • 11. Порядок, условия и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим. Статьи 42-48
  • 12. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Органы юридического лица (их виды, функции).
  • 13. Порядок создания юридических лиц (общие положения).
  • 14. Реорганизация юридических лиц и ее виды. Гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.
  • 15. Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации).
  • 16. Хозяйственные общества как юридические лица (понятие, порядок создания, органы управления). Виды хозяйственных обществ.
  • 17. Хозяйственные товарищества как юридические лица (понятие, порядок создания). Ведение дел товарищества. Виды хозяйственных товариществ.
  • 1. Полное товарищество
  • 2. Товарищество на вере
  • 18. Государственные и муниципальные предприятия. Понятие, учредительные документы, порядок управления, ответственность по обязательствам. Права в отношении имущества.
  • 19. Некоммерческие организации как юридические лица (понятие, виды, образование, правоспособность).
  • 20. Вещи как объекты гражданских прав: понятие вещи, классификация вещей и ее правовое значение.
  • 21. Ценные бумаги как объекты гражданских прав (понятие, признаки и виды ценных бумаг).
  • 22. Нематериальные блага и их защита (понятие, виды, защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина).
  • 23. Понятие сделки, ее признаки. Классификация сделок.
  • 2) По наличию встречного предоставления за исполнение обязанностей по сделке:
  • 3) По моменту совершения:
  • 24. Условия действительности сделок (требования, предъявляемые к субъектам, форме, содержанию, воле и волеизъявлению).
  • 25. Форма сделок. Государственная регистрация сделок. Последствия несоблюдения требуемой формы сделок и требования о государственной регистрации.
  • 26. Недействительность сделок (понятие недействительности, виды недействительных сделок). Основные и дополнительные имущественные последствия недействительности сделок.
  • 1) По содержанию:
  • 2) По субъекту:
  • 27. Сделки с пороками субъектного состава. Понятие, виды, последствия недействительности.
  • 28. Сделки с пороками формы. Понятие, виды, последствия недействительности.
  • 3. Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
  • 30. Понятие представительства и его виды. Особенности правоотношений, возникающих при представительстве. Коммерческое представительство.
  • 31. Доверенность. Понятие, виды, форма, срок действия, прекращение доверенности.
  • 33. Понятие срока исковой давности. Начало течения срока исковой давности. Приостановление и перерыв течения сроков исковой давности. Восстановление сроков исковой давности.
  • 34. Вещные права. Понятие, признаки. Отличие от обязательственных прав. Виды (общая характеристика).
  • 35. Понятие права собственности (общая характеристика). Правомочия собственника. Обязанности собственника. Бремя содержания имущества. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества.
  • 36. Приобретение права собственности (первоначальные и производные способы приобретения). Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору.
  • 37. Право государственной и муниципальной собственности (субъекты, объекты, содержание).
  • 38. Право общей долевой собственности (понятие, основания возникновения). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности и долей в общем имуществе.
  • 39. Право общей совместной собственности (понятие, основания возникновения). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом.
  • 40. Истребование имущества собственником из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Условия удовлетворения виндикационного иска. Расчеты при возврате имущества из незаконного владения.
  • 41. Требования об устранении нарушений права собственности, не связанных с лишением владения (негаторный иск).
  • 42. Понятие и признаки обязательств. Отличие обязательственных правоотношений от отношений собственности.
  • 43. Субъекты обязательств. Множественность лиц в обязательстве и ее виды (долевые и солидарные обязательства, субсидиарные обязательства).
  • 44. Исполнение обязательств (понятие, принципы, субъекты исполнения, предмет исполнения, сроки исполнения, место исполнения).
  • 45. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств (понятие, виды, соотношение неустойки и убытков).
  • 2) Относительно убытков различают:
  • 46. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств. Понятие, основания возникновения и прекращения.
  • 47. Залог как способ обеспечения обязательств (понятие, виды). Договор о залоге (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон).
  • 1. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:
  • 49. Задаток как способ обеспечения исполнения обязательств (понятие, функции). Отличие задатка от аванса.
  • 1. Отказ продавца от сделки:
  • 2. Отказ покупателя от сделки:
  • 50. Прекращение обязательств (исполнение, отступное, зачет, новация, совпадение должника и кредитора в одном лице, прощение долга, невозможность исполнения).
  • 51. Основание и условия гражданско-правовой ответственности. Противоправность и вина правонарушителя как условия гражданско-правовой ответственности, их характеристика.
  • 52. Возмещение убытков (понятие, виды убытков, принцип полного возмещения убытков).
  • 54. Виды договоров в гражданском праве (общая характеристика). Смешанные договоры. Публичный договор и договор присоединения.
  • 1. По субъектному составу (по количеству сторон)
  • 2.Возмездные и безвозмездные (см.Ст423гк).
  • 3. Реальные и консенсуальные.
  • 55. Договор купли-продажи (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Статьи 454-505.
  • 56. Договор поставки (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон). Ст. 506-548
  • 57. Договор продажи недвижимости (понятие, характеристика, форма, стороны, содержание, права и обязанности сторон). Передача (563) недвижимости приобретателю. Ст. 549-566
  • 58. Договор дарения (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание). Ограничение и запрет дарения.
  • 59. Договор ренты (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон). Виды договоров ренты (общая характеристика). Ст. 583-600
  • 60. Договор пожизненного содержания с иждивением (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон). Ст. 601-605
  • 61. Договор аренды (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Ст. 606-670
  • 62. Договор проката (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон).
  • 63. Договор аренды транспортных средств (понятие, характеристика, стороны, виды, содержание, форма, права и обязанности сторон). Ст. 632-649
  • 64. Договор аренды зданий и сооружений (понятие, характеристика, форма, стороны, содержание, права и обязанности сторон). Ст. 650-655
  • 65. Договор финансовой аренды (лизинга): понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон. Ст. 665-670
  • 67. Договор коммерческого найма жилого помещения (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон).
  • 68. Договор подряда (понятие, характеристика, содержание, стороны, форма, права и обязанности сторон). Распределение рисков между сторонами. Ст. 702-768
  • 69. Договор перевозки грузов (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Виды договоров перевозки грузов.
  • 70. Договор перевозки пассажира и багажа понятие, характеристика, стороны, форма, права и обязанности сторон. Ответственность перевозчика. Ст. 784-806
  • 71. Договор займа (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Последствия нарушения заемщиком условий договора займа.
  • 72. Кредитный договор (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон). Ответственность сторон по кредитному договору. Ст. 819-823
  • 73. Договор банковского вклада (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Виды банковских вкладов. Ст. 834-844
  • 74. Договор банковского счета: понятие, характеристика, стороны, форма, права и обязанности сторон. Основания и очередность списания денежных средств со счета. Ст.845
  • 75. Договор хранения (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон).
  • 76. Договор имущественного страхования (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма). Права и обязанности сторон до и после наступления страхового случая.
  • 77. Договор личного страхования (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма). Права и обязанности сторон.
  • 78. Договор поручения (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон).
  • 79. Договор комиссии (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон).
  • 80. Договор агентирования (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон).
  • 81. Договор доверительного управления имуществом (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон). Ответственность доверительного управляющего.
  • 83. Договор простого товарищества (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание). Ст.1041-1054
  • 84. Понятие и стороны обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Система обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.
  • 85. Ответственность за вред, причиненный малолетними до 14 лет.
  • 86. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
  • 87. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
  • 88. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
  • 89. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда.
  • 90. Возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина. Виды (характер) возмещения, определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.
  • 91. Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия. Изменение размера возмещения вреда.
  • 92. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным и гражданином, не способным понимать значение своих действий.
  • 93. Освобождение от обязанности возместить вред. Уменьшение размера возмещения. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред.
  • 94. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг.
  • 95. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения (понятие, содержание, виды). Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату. Ст. 1102-1109
  • 96. Наследственное правоотношение. Объекты наследственного правопреемства. Время и место открытия наследства, их правовое значение.
  • 97. Наследование по завещанию. Понятие, форма и порядок совершения завещания. Право на обязательную долю в наследстве. Отмена или изменение завещания. Недействительность завещания.
  • 98. Закрытое завещание. Завещание в чрезвычайных обстоятельствах. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках.
  • 99. Особые распоряжения завещателя: завещательный отказ, завещательное возложение, подназначение наследника.
  • 100. Наследование по закону (понятие, основание). Круг наследников по закону и порядок призвания их к наследству. Наследование по праву представления. Ст. 1141
  • 101. Принятие наследства (способы, срок принятия). Принятие наследства по истечении установленного срока. Свидетельство о праве на наследство: порядок и срок его выдачи.
  • 103. Интеллектуальные права (общая характеристика). Исключительное право.
  • 104. Объекты авторского права. Виды объектов. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
  • 106. Исключительное право автора (иного правообладателя) на использование произведения науки, литературы, искусства.

    Исключительное право на произведение. Часть 4 ГК исходит из концепции существования единого и не делимого исключительного права на произведение.

    ст.1226 ГК – такое право является имущественным и позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

    Правообладатель может также по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом. В частности, передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу право использования произведения по лицензионному договору в установленных таким договором пределах.

    В соответствии с современными воззрениями на интеллектуальные права исключительный характер авторских прав проявляется в том, что только обладатель авторского права, т.е. автор или его правопреемник, может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий. Предполагается, что автор по своей воле разрешает или запрещает использование созданного им произведения. Исключительное право представляет собой абсолютное право на нематериальные объекты, использующие при этом в соответствии со свойствами объекта другие правовые средства, чем право собственности».

    п.1 ст.1270 ГК – возможности использования произведений обладателями исключительного права. п.2 – определенные виды использования.

    Система способов использования произведения: создание и использование копий произведения на каких-либо материальных носителях: воспроизведение произведения, т.е. создание любых копий; распространение (продажа или иное отчуждение); прокат оригинала или экземпляра произведения; импорт – ввоз на таможенную территорию РФ оригиналов или экземпляров произведений. демонстрация произведений в местах, открытых для публики; сообщение произведений с использованием технических средств (сообщение в эфир, по кабелю, с использованием интерактивных цифровых технологий); дополнительные способы (перевод или иная переработка произведения, либо практическая реализация проектов).

    В законе содержится оговорка о том, что указанные действия признаются использованием произведений не зависимо от того совершаются ли они в целях извлечения прибыли или без такой цели. В соответствии с ГК к случаям распространения произведения относятся только случаи продажи или иного отчуждения его оригинала, экземпляра. К случаям распространения не относятся случаи, в которых создаются новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без передачи материальных носителей.

    Прокат оригинала или экземпляра произведений. Термин прокат не относится к прокату как к одному из видов договора аренды. Речь идет о праве разрешать владельцам экземпляра произведений передачу таких экземпляров во временное пользование иным лицам. В связи с этим обладатели исключительного права могут получать доходы от выдачи дополнительных разрешений на такое использование экземпляров произведений.

    Публичный показ . Включает любую демонстрацию оригинала или экземпляра произведения, осуществляемую непосредственно или с использованием технических средств. Причем публичный показ должен осуществляться в месте доступном для публики. Его следует отличать от публичного исполнения. В первом случае речь идет о статичном показе произведения. Публичное исполнение предполагает действие, связанное с использованием произведения. Сообщение в эфир. Это любые случаи беспроводного телевизионного и радиовещания, связанного с использованием произведения. Сообщение по кабелю предполагает сообщение произведений с помощью кабеля, провода, оптического волокна и иных технологичных средств.

    Исчерпание прав. С т.1272 ГК – закрепляется принцип исчерпания прав. Согласно которому правомерно введенный в гражданский оборот, посредством продажи или иного отчуждения экземпляр произведения, может в дальнейшем распространятся (перепродаваться), дариться, переходить от одного лица к другому по иным основаниям без получения согласия автора произведения или его правопреемников и без выплаты им какого-либо вознаграждения. Т.е. в отношении такого экземпляра произведения, проданного один раз, перестает действовать (исчерпывается) право на распространение, позволяющее автору во всех остальных случаях контролировать передачу прав собственности на экземпляры его произведения.

    Действие исключительных прав на территории РФ. С т.1256 ГК – на территории РФ исключительное право на произведения литературы и искусства распространяется в определенных случаях. В тоже время авторские права, носящие неимущественный характер могут охраняться на территории РФ при выполнении определенных требований. п.1ст.1256 ГК – исключительные права на произведения признаются в случаях: если произведение было обнародовано на территории РФ или не обнародовано и находятся не ее территории в какой-либо объективной форме; если автор произведения гражданин РФ; иных случаях предусмотренных международными договорами РФ.

    п.4 ст.1256 ГК воспроизводит положение Бернской конвенции, в соответствии с которыми охрана произведению может не предоставляться, если на момент присоединения государства к этой конвенции, произведение перестало охраняться в стране происхождения такого произведения и перестало охраняться в РФ вследствие истечения ранее предоставленного такому произведению срока охраны в РФ. Охрана произведению не предоставляется, если произведение перешло в общественное достояние в стране его происхождения, либо перешло в общественное достояние в РФ вследствие истечения установленного ранее срока действия авторских прав.

    Ограничения исключительных прав. В ст.1273 – 1280 ГК установлен ряд ограничений исключительных прав. п.5 ст. 1229 ГК – ограничения исключительных прав устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и не ущемляют законные интересы правообладателей.

    Предусмотренные ГК ограничения исключительных прав на произведения могут быть разделены на 2 группы: случаи «свободного» использования произведений, когда осуществление видов использования произведений возможно без получения согласия от правообладателей и без выплаты вознаграждений; случаи установления компенсационных выплат или так называемых принудительных лицензий, в соответствии с которыми допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

    ст.1273 ГК – возможность свободного воспроизведения произведений гражданами в личных целях. Такое воспроизведение допускается только в отношении правомерно обнародованных произведений. Случаи воспроизведения в рамках исполнения служебных обязанностей или для других целей, тем более за плату, не подпадают под действие закрепляемого данной статьей ограничения авторских прав. п.2 ст.1274 ГК регламентирует полномочия библиотек по использованию произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения. ст. 1275 ГК – перечень случаев, в которых допускается в единичном экземпляре свободное репродуцирование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Репродуцирование – случаи ксерокопирования и иного аналогичного воспроизведения произведения. Специально оговаривается, что репродуцирование не распространяется на случаи преобразования произведений в цифровую, оптическую или иную машиночитаемую форму. ст.1276 ГК положение, допускающее определенные случаи свободного использования фотографических произведений, произведений архитектуры или изобразительного искусства постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения. Срок действия исключительных прав на произведение. Согласно общему правилу, предусмотренному ст.1281 ГК исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Отчет ведется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В то же время на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года следующего за годом его правомерного обнародования. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно исключительные права на его произведение действуют в течение 70 лет после реабилитации этого автора.

  • 1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

    2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

    1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

    2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

    3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

    4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

    5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

    6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

    7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

    8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

    8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

    9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

    10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

    11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

    3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

    4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

    Комментарий к Ст. 1270 ГК РФ

    1. В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

    Комментируемая статья раскрывает содержание исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ и базы данных и во многом повторяет положения ст. 16 Закона об авторском праве и смежных правах.

    Перечень способов использования в осуществлении исключительного права на произведение не является исчерпывающим, что объясняется возможностью появления новых способов, обусловленных развитием информационных технологий и технических средств.

    2. Воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, а также изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ.

    В соответствии со ст. 9 Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Евросоюза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции.

    Следует обратить внимание на то, что воспроизведение произведения может осуществляться в любой форме, в том числе на пригласительных билетах, программках театров, меню, карте вин. Одним из способов воспроизведения является репродуцирование, под которым понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемое не в целях издания. Так, перевод произведения в электронный вид, например для электронной библиотеки, без согласия автора является нарушением его исключительного права.

    Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра, либо неправомерное доведение до всеобщего сведения (в том числе неправомерное размещение в сети Интернет).

    Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

    3. Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения.

    Право на распространение относится как к экземплярам произведения, так и к его оригиналу. Под экземпляром следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме.

    Нарушения права на распространение произведения являются одними из самых многочисленных как в гражданской, так и в уголовной правоприменительной практике.

    Так, например, с учетом положений ст. 494 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

    ———————————
    Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

    Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ признано нарушением распространение экземпляров произведений, приобретенных у лица, не обладающего правом на их распространение. Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и о взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Ответчик сослался на факт приобретения им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и заявил о невозможности в связи с этим нести ответственность. При этом торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличие у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.

    Основываясь на нормах законодательства, суд посчитал, что распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя, и сделал вывод об удовлетворении исковых требований.

    ———————————
    Пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.

    С правом на распространение тесно связан принцип исчерпания прав (см. комментарий к ст. 1272 ГК).

    4. Показ произведения — это демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионной установки или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

    Публичный показ — это любой показ произведения непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

    Показ произведения связан с восприятием произведения только глазами, кроме того, он статичен, что позволяет говорить о том, что данный способ применим не ко всем видам произведений.

    Место следует признать открытым для всеобщего посещения, если доступ к нему возможен по желанию любого субъекта, независимо от платности такого визита или размера платы. Это могут быть музеи, галереи, вернисажи, парки, улицы, кафе, бары, рестораны, устраивающие показ аудиовизуальных произведений, и т.п.

    5. Право на импорт — это право осуществлять или разрешать ввоз экземпляров произведения из-за границы в целях распространения.

    За автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Право на импорт является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не подпадает под действие принципа исчерпания прав (ст. 1272 ГК). При этом судам надлежит иметь в виду, как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

    6. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Право на прокат отличается от права на распространение и является самостоятельным правомочием, входящим в состав исключительного права на произведение, и его трактовка имеет важное значение для правильного понимания его правовой природы.

    Так, был признан нарушением прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ при отсутствии у арендодателя прав на сдачу таких программ в прокат. Закрытое акционерное общество (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключительного права на использование программ для ЭВМ.

    В ходе проведенной сотрудниками управления внутренних дел проверки компьютерного клуба было обнаружено, что в нем размещены компьютеры, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, на каждом из них установлены игровые программы, права на которые принадлежат истцу. Указанные компьютеры ответчиком сдавались в прокат физическим лицам.

    Закрытое акционерное общество обратилось с иском, так как не передавало индивидуальному предпринимателю исключительного права на использование программ для ЭВМ.

    Ответчик против удовлетворения иска возражал, так как правомерно установил программы на принадлежащие ему компьютеры и занимался сдачей в прокат не программ для ЭВМ, а компьютеров. Ответчик ссылался на ст. 626 ГК РФ, определяющую понятие проката как предоставление арендодателем, осуществляющим сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, движимого имущества за плату во временное владение и пользование. Из указанного определения в рассматриваемом случае следует, что предметом проката являются сами компьютеры.

    Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался следующим.

    Программы для ЭВМ могут предоставляться вместе с устройством, на котором они установлены, без согласия правообладателя только в случае, если объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной в нем программой (например, калькулятор, стиральная машина и т.п.). В иных случаях право на использование программ для ЭВМ путем сдачи в прокат принадлежит правообладателю. Компьютер и установленное в нем программное обеспечение неразрывно связанными между собой не являются.

    Ответчиком не заключался договор с истцом о передаче ему исключительных прав на прокат программ для ЭВМ.

    Договор с правообладателем, с условиями которого ответчик согласился при установке приобретенного программного обеспечения, не содержал указания на возможность использования программ для ЭВМ путем сдачи их в прокат. Наоборот, указано, что такое программное обеспечение запрещается предоставлять в прокат, в аренду и во временное пользование, а также использовать его для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе. Ввиду изложенного суд заявленное требование удовлетворил.

    ———————————
    Пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

    7. Публичное исполнение — это исполнение непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Обычный круг семьи определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

    Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Таким образом, при использовании произведений путем публичного исполнения пользователями являются не артисты, исполняющие эти произведения, а театрально-зрелищные предприятия и организации, а также иные юридические и физические лица, в том числе продюсерские центры, дискотеки, клубы, стадионы, ассоциации и фонды, организующие публичное исполнение произведений (продюсеры) или предоставляющие место для публичного исполнения произведений (площадки). Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

    Именно вышеперечисленные лица должны заключить договор о предоставлении им права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать им полагающееся вознаграждение.

    8. Право на сообщение в эфире включает право на сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.

    9. Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — это значит сообщать произведения для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств, в том числе путем ретрансляции. Сообщение посредством кабеля рассчитано не на широкий круг лиц, а лишь на тех, кто является пользователем сети.

    10. Право на перевод — возможность самому переводить произведение на другой язык или разрешать данное действие другим лицам. При этом право на перевод, переработку включает в себя возможность разрешать использовать произведение в переводе, переработке другому лицу с соблюдением авторских прав переводчика, переработчика.

    Перевод как результат может представлять собой объект авторского права, а может быть техническим — подстрочным.

    Никому не запрещается осуществлять любые переводы любых произведений, но их дальнейшее использование может быть осуществлено только с согласия автора оригинального произведения.

    Право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературной и художественной собственности.

    Право на переработку произведения имеет много общего с правом на неприкосновенность произведения, относящимся к разряду личных неимущественных прав, которые не могут быть отчуждены от автора (см. комментарий к ст. 1266 ГК). Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., право на неприкосновенность касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

    Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК).

    Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, т.е. любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

    11. Под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации (п. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

    Право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта — это право участия в реализации проекта его автора, которое не предназначено для передачи другому лицу и более подробно регламентировано в ст. 1294 ГК РФ (см. комментарий к данной статье).

    Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

    12. Право на доведение до всеобщего сведения впервые предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и введено в действие с 1 сентября 2006 г. Данное право заключается в возможности сообщать произведение для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Это право впервые было закреплено в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву, согласно которой без ущерба положениям ст. 11(1)(ii), 11.bis(1)(i) и (ii), 11.ter(1)(ii), 14(1)(ii) и 14.bis(1) Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору.

    Уважаемые коллеги! Поддержите научный сайт: пожалуйста, не блокируйте на нем рекламу. Как это сделать?

    Исключительное право на произведение

    Поделитесь статьей с коллегами:

    СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 95-100

    Д.П. СТРИГУНОВА,

    кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Московского государственного университета управления

    Рассмотрено исключительное авторское право, дано определение исключительного права на произведение науки, литературы и искусства, раскрыто содержание указанного права. Проанализированы правомочия, из которых состоит исключительное право на произведение: право на воспроизведение, на распространение, на публичный показ и публичное исполнение, на импорт и прокат, на сообщение в эфир, на доведение до всеобщего сведения, а также на перевод и другую переработку произведения.

    Ключевые слова: авторские права; исключительное авторское право; произведения науки, литературы и искусства; воспроизведение произведения; распространение произведения; публичный показ и публичное исполнение произведения; импорт и прокат; сообщение произведения в эфир; перевод и другая переработка произведения.

    The exclusive right to work

    This article relates to copyright rights. The aim of the article is to describe an exclusive copyright right which is property right. The article gives a definition of exclusive right to the work of scholarship, literature and art, opens the contents of exclusive right to the work. The exclusive right to the work is consist of different small rights which are described in the article, i.e. right to reproduction, right to distribution, rights to public display and public performance of work, import and renting out of the original or of copies of work, right to the communication over the air and bringing to general knowledge, translation or other reworking of a work.

    Keywords: copyright rights; exclusive right to a work; works of scholarship, literature and art; reproduction; distribution; public display and public performance of work; import and renting out; communication over the air, bringing to general knowledge, translation or other reworking of a work.

    В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, одним из которых является исключительное право. Исключительное авторское право - это имущественное право на результат интеллектуальной деятельности, возникающее при создании произведений науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ). Данное право первоначально возникает у его автора. Являясь имущественным правом, оно может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

    Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, а затем появилось в ст. 16 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в настоящее время утратил силу; далее - Закон об авторском праве). В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного закона исключительные права автора на использование произведения означали право осуществлять или разрешать осуществлять: 1) воспроизведение; 2) распространение; 3) импорт; 4) публичный показ; 5) публичное исполнение; 6) передачу в эфир; 7) сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) перевод; 9) переработку; 10) практическую реализацию проектов дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства. Федеральным законом от 20.07.2004 № 72-ФЗ в Закон об авторском праве были внесены изменения, в соответствии с которыми к указанным правам автора добавилось еще одно - право на доведение до всеобщего сведения.

    В настоящее время исключительное право на произведение - это право автора и (или) иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Таким образом, само понятие исключительного права в целом не претерпело существенных изменений. В соответствии с действующим законодательством правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения, которое при этом может осуществляться как с целью извлечения прибыли, так и без таковой.

    Содержание исключительного права на произведение составляют способы возможного использования произведений, перечень которых приведен в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим - очевидно, потому, что в будущем могут появиться какие-то новые способы использования произведений. В настоящее время законодатель предусматривает следующие способы использования произведений.

    Право на воспроизведение произведения. Исторически оно является первым имущественным правомочием автора. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин copyright переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение».

    В действующем законодательстве под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Первая запись произведения также охватывается понятием «воспроизведение произведения». Материальная форма воспроизведения может быть различной, что зависит от вида, жанра и назначения произведения. Запись на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, также признается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись носит временный характер, обусловленный особенностями технологического процесса. Примером такого случая может служить компьютерная верстка литературного произведения, переданного для издания по договору его автором или правопреемником.

    Между тем в законодательстве содержится довольно много положений, ограничивающих право на воспроизведение случаями свободного воспроизведения произведений, т. е. такого воспроизведения, которое допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Например, произведение может свободно воспроизводиться гражданами в личных целях, за исключением случаев, установленных п. 1 ст. 1273 ГК РФ. К последним относятся: воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведение баз данных или их существенных частей; воспроизведение программ для ЭВМ, за исключением случаев, установленных ст. 1280 ГК РФ; репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов; видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. При этом в случаях, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Такое вознаграждение согласно ст. 1245 ГК РФ выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

    Помимо воспроизведения произведений в личных целях, в силу ст. 1274 ГК РФ без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, однако с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается:

    Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

    Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

    Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

    Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

    Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

    Репрографическое воспроизведение (репродуцирование) библиотеками, архивами и образовательными учреждениями в порядке, установленном ст. 1275 ГК РФ;

    Воспроизведение, а также сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ);

    Воспроизведение произведения для целей правоприменения согласно ст. 1278 ГК РФ;

    Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст.1279 ГК РФ);

    Воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных в соответствии со ст. 1280 ГК РФ.

    Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что право на воспроизведение ограничено целым рядом условий свободного воспроизведения произведений, которые допускаются в установленных законом случаях и производятся без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения за подобное использование произведения.

    Право на распространение произведения. Традиционно оно рассматривалось как право пускать в гражданский оборот экземпляры произведения, размноженные на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. Таким образом, распространению произведения обычно предшествует его воспроизведение.

    В подпункте 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ под распространением произведения понимается продажа или иное отчуждение оригинала или экземпляров произведения. Помимо продажи формами распространения и отчуждения произведения могут быть предложение к продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат. В то же время к распространению произведений не относятся случаи, в которых создаются какие-либо новые копии произведений или осуществляется передача самих произведений без передачи материальных носителей, например при передаче произведений с помощью цифровой сети.

    Процесс распространения следует отличать от процесса воспроизведения. Так, произведение может распространяться не на той территории, где оно было воспроизведено; не тем лицом, которое осуществляло воспроизведение; в иное время, отличное от времени воспроизведения.

    В соответствии со ст. 1272 ГК РФ, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории России путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного в связи с предоставлением права следования. При этом дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения представляет собой принцип исчерпания прав. Условия применения данного принципа таковы: если произведение опубликовано правомерно; если оригинал или экземпляры произведения введены в гражданский оборот на территории России; если оригинал или экземпляры произведения введены в гражданский оборот посредством продажи или иного отчуждения (договора мены, дарения и др.). Принцип исчерпания прав применяется также и в отношении произведений, обнародованных после перехода их в общественное достояние, на которые распространяются права публикатора.

    Право на публичный показ произведения. Под публичным показом произведения понимается любая демонстрация оригинала или экземпляров произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

    По мнению Л.Ю. Богатовой, осуществление права на публичный показ может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств (например, проекция изображения, показ телефильма). В то же время следует согласиться с теми учеными, которые считают, что публичный показ (и это отличает его от публичного исполнения) охватывает только случаи статичного показа произведения. В связи с этим в литературе отмечается, что демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения признается публичным показом, а демонстрация самого аудиовизуального произведения - публичным исполнением такого произведения.

    Право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав. Под импортом произведения следует понимать ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Объектом права на импорт могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

    Как отмечается в литературе, основанием выделения права на импорт в отдельное правомочие автора является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры такого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это нарушит авторские права.

    Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Как отмечает А.П. Сергеев, право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии подготовки нарушения. Однако автор не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения, в частности ввезенных с целью удовлетворения личных потребностей.

    Прокат оригинала или экземпляра произведения. В настоящее время указанный способ использования произведения находит широкое применение. Право на прокат означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Право на прокат отличается от права на распространение и является самостоятельным правомочием, входящим в состав исключительного права на произведение.

    Согласно подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК РФ право разрешать прокат оригинала или экземпляра произведения, даже если право собственности на них передано третьим лицам, однозначно принадлежит автору как один из способов реализации его исключительного права использования произведения.

    В соответствии с п. 4 ст. 1270 ГК РФ правила в отношении проката произведений не применяются к случаям проката программ для ЭВМ, если сама программа при этом не является основным объектом проката. Данная оговорка, по мнению И.А. Близнеца, призвана исключить случаи предъявления каких-либо претензий со стороны правообладателей при передаче во временное пользование оборудования или иных сложных технических устройств, содержащих в своем составе программы для ЭВМ. Например, обладатель прав на программу для ЭВМ не вправе запрещать сдачу в прокат автомобилей, компьютеров и иных технических средств, на которых правомерно используется соответствующая программа.

    Публичное исполнение произведения - это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). В литературе обращается внимание, что термин «исполнение» применяется в данной статье для обозначения действия, связанного с использованием произведения. Кроме того, этот же термин употребляется в ГК РФ для обозначения одного из объектов смежных прав.

    В отличие от понятия «показ», характеризующего статическую, неизменную во времени демонстрацию произведения, понятие «исполнение» охватывает случаи, когда использование произведения представляет собой динамический, развивающийся процесс. Так, показ аудиовизуального произведения с точки зрения ГК РФ будет признаваться исполнением.

    Сообщение произведения в эфир. Согласно подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ сообщением произведения в эфир признается сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения произведения по кабелю. В литературе отмечается, что право на сообщение в эфире включает право на сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.

    Под сообщением в ст. 1270 ГК РФ понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. К сообщениям произведения в эфире относятся также сообщения, осуществляемые через спутник, а также сообщения кодированных сигналов, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией вещания или с ее согласия.

    Сообщение произведения по кабелю охватывает случаи сообщения произведения для всеобщего сведения по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу организацией кабельного вещания или с ее согласия (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

    Перевод и другая переработка произведения. В соответствии со ст. 16 Закона об авторском праве перевод и переработка произведения считались самостоятельными правомочиями.

    В действующем законодательстве указанные правомочия объединены: согласно подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ переработкой, включая перевод, признается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.), а также изменение (модификация) программы для ЭВМ, за исключением ее адаптации.

    Право на перевод - это возможность автора переводить произведение на другой язык или разрешать данное действие другим лицам. Следует согласиться с мнением Л.В. Самсоновой о том, что сам перевод может быть объектом авторского права, а может быть техническим (подстрочным). Для признания перевода самостоятельным объектом авторского права, как и других видов переработок, необходимо наличие элемента творчества и его связь с оригинальным произведением.

    Как отмечается в литературе, во всех «переработках» происходит полное обновление одного из сущностных компонентов произведения, появляется новая внешняя форма произведения, в которой, однако, остается идейное и образное содержание оригинала. При этом в любом случае при использовании перевода, переработки должны быть соблюдены права автора произведения, которое было переведено или переработано (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Кроме того, поскольку производное произведение должно быть основано на ранее существовавших произведениях (или включать их в себя), нарушение права на переработку почти всегда будет сопровождаться нарушением права на воспроизведение (при условии, что произведение зафиксировано на материальном носителе). В то же время, пишет Л.Ю. Богатова, самовольная адаптация такого произведения, как балет или пантомима, является нарушением исключительного права обладателя на создание производных произведений, даже если такая переработка и не была зафиксирована в материальной форме.

    Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Согласно ст. 1294 ГК РФ использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора. За автором проекта закрепляются право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. В отличие от других имущественных авторских прав, право на реализацию указанных проектов не может быть передано другому лицу.

    Доведение произведения до всеобщего сведения. Данное право означает возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору. Выделение права на доведение произведения до всеобщего сведения связано с развитием сети Интернет.

    В заключение отметим следующее. Несмотря на довольно широкий круг правомочий, предоставленных авторам и иным правообладателям по использованию произведений, существуют ограничения исключительных прав, о которых было сказано выше. Кроме того, исключительные авторские права ограничиваются сроками действия, установленными ст. 1281 ГК РФ, по истечении которых произведение переходит в общественное достояние в соответствии со

    ст. 1282 ГК РФ. Как правильно отмечается в литературе, срочность исключительного права обусловлена не продолжительностью существования объекта, а временем, в течение которого государство признает за правообладателем монополию на созданный объект (произведение).

    Библиография

    1 См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - М., 1996. С. 88-89.

    2 См.: Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учеб. - М., 2011. С. 71.

    3 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Право интеллектуальной собственности: Учеб. / Под ред. И.А. Близнеца. - М., 2010. С. 82.

    4 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 71-72.

    6 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 72.

    7 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 82.

    8 См.: Гаврилов Э.П. Указ. раб. С. 88-89.

    9 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2011. С. 160.

    11 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 84; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 153.

    12 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 84.

    13 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 77.

    14 См.: Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. - М., 2009. С. 121.

    15 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 225.

    16 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 77.

    17 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 153.

    18 См.: Зенин И.А. Указ. раб. С. 73.

    19 См.: Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Указ. раб. С. 83.

    20 Там же. С. 84.

    22 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. С. 155.

    23 См.: Самсонова Л.В. Гражданско-правовое регулирование авторских прав на литературные произведения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 113.

    24 См.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М., 1972.

    25 См.: Богатова Л.Ю. Указ. раб. С. 87-88.

    26 См.: Самсонова Л.В. Указ. раб. С. 89.

    При копировании текста не забывайте указывать ссылку на источник, не нарушайте авторское право.