Договор о ликвидации ракет средней и меньшей. Договор о рсмд: быть или не быть

Уничтожение ракет средней и меньшей дальности бесспорно сделало мир более безопасным.
Источник: Фото Государственного департамента США

Москва может проявить инициативу в сохранении существующей системы безопасности

В декабре 1987 года президентом СССР Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом был подписан бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Тем самым завершились напряженные дискуссии о вариантах сокращения или ликвидации ядерных ракет наземного базирования в Европе. Договор вступил в силу в июне 1988 года. Стороны обязались в течение трех лет уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км, не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты.

Хотя Аденауэр, разделяя мнение Вашингтона, считал целесообразным развернуть эти ракеты, как общественное мнение Германии, так и недоумение военных, повлияло на ход переговоров, пока Верховный главнокомандующий союзных стран Европы не пришел к выводу, что достичь нет согласия. С другой стороны, Турция была единственной страной, которая сразу продемонстрировала свою готовность к проектам в США. Фактически правительство Анкары считало, что возможность обладания атомным оружием имеет большое значение для достижения международного престижа, который вытекает из тесного сотрудничества с Белым домом.

Через три года условия по ликвидации были выполнены. СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки "Пионер" с ракетами, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального оснащения, стационарные ракеты Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические комплексы "Темп-С" и "Ока".

Одной из главных целей нового курса Фанфани было усиление дипломатического влияния Рима на Ближнем Востоке, приписывающее ему роль посредничества в отношениях между этой областью и Соединенными Штатами, так как на самом деле Суэцкий кризис надеялся на поражение Франции и Великобритании.

Однако для продвижения в этом направлении необходимо было прежде всего укрепить отношения с главным союзником и таким образом продемонстрировать политическую лояльность и бесспорную дипломатическую поддержку в Вашингтоне. Принимая предложение США о размещении этого оружия, Италия поставила себя в состояние абсолютного престижа, поскольку, став целью для возможных советских нападений, она могла бы получить более значительную военную помощь от НАТО, без таким образом, необходимо предположить увеличение расходов на обычные вооружения.

США уничтожили 846 ракетных комплексов с ракетами "Першинг-2", с крылатыми ракетами типа "Томагавк" и оперативно-тактическими ракетами "Першинг-1А".

РАСШИРИТЬ СПИСОК УЧАСТНИКОВ

В руководстве России периодически говорят о необходимости присоединения к Договору РСМД всех других стран с ядерным оружием, поскольку в непосредственной близости к нашей стране находятся четыре ядерных государства (Китай, Индия, Пакистан, Израиль), чьи ядерные арсеналы содержат ракеты средней и меньшей дальности, которых лишена Россия.

Это полностью соответствовало желанию США найти союзников для реализации программы. Еще один момент, на который нужно сосредоточиться, чтобы лучше понять смысл итальянского решения, - это характеристики типа оружия, о котором идет речь, что само по себе делало его неинтересным в глазах союзников: ракеты Юпитера находились в фиксированном положении, легко идентифицировать и трудно спрятаться от врага. Таким образом, нация, предназначенная для их размещения, приняла на себя риск стать первой и непосредственной целью нападения, к которой, возможно, она не могла своевременно отреагировать.

Об этом упоминал и президент РФ Владимир Путин, сказав, что наша страна будет выполнять условия этого договора, но надо бы сделать его многосторонним.

Однако присоединение других ядерных государств к Договору РСМД представляется совершенно нереальным. Во-первых, в арсеналах Китая, Индии, Пакистана, Израиля и теперь уже Северной Кореи ракеты средней дальности составляют основную часть ядерного вооружения, и уговаривать их лишиться этого оружия бессмысленно. Во-вторых, любой договор такого типа не может существовать без надежной системы контроля. Но даже теоретически невозможно вообразить распространение системы контроля за ликвидацией вооружения по Договору РСМД на несколько стран. Советские и американские инспекторы контролировали все процессы ликвидации при подрывах ракет, их пусках (около 100 пусков ракет "Пионер"), при отделении на головной части боезарядов, обтекателей и сплющиванию их, постоянно присутствовали рядом с заводами-изготовителями ракет и контролировали их периметры. Очевидно, что создать подобную систему перекрестного контроля на многостороннем уровне с участием теперь уже семи государств в обозримой перспективе нельзя.

Они составляли символ немедленной реакции на возможное нападение Советов, на постоянное присутствие Вашингтона в защиту европейцев, на престиж, который они возлагали на страну, которая их держала. Соглашения между двумя правительствами были заключены путем обмена нотами, которые, в отличие от реального договора, позволили бы обойти любые политические трудности, которые левые могли бы внести в парламент во время ратификации. Это была необходимость избежать этой возможной негативной реакции, чтобы убедить Фанфани проявить должную осторожность, предложив Соединенным Штатам завершить миссию с максимальным резервом, создав ее, а не как увеличение атомного арсенала, уже присутствующего в Италии, а как военная деятельность нормального осуществления.

РАЗМЕН КОЛИЧЕСТВА НА КАЧЕСТВО

Российские критики Договора РСМД до сих пор утверждают о его ущербности для страны из-за значительной разницы в количестве ликвидированного вооружения. Действительно, СССР уничтожил более чем в два раза больше ракет и в три раза больше боезарядов по сравнению с США.

Для вразумительного объяснения этого необходимо представлять, что, во-первых, баллистические ракеты "Першинг-2" были оснащены высокоточными головными частями, способными к заглублению в земную поверхность различной плотности с возможностью переключения боезарядов на различную мощность. Это было новейшим достижением, не применявшимся ранее на подобных баллистических ракетах. Американские крылатые ракеты обладали повышенной точностью попадания за счет системы наведения по рельефу местности и были трудно уязвимы для ПВО. Все это вместе с коротким подлетным временем "Першингов-2" (8-10 минут) представляло колоссальную угрозу высокозащищенным центральным командным пунктам в Москве, где в угрожаемый период могло находиться высшее руководство государства, обеспечивающее управление Вооруженными силами и страной. Под угрозой находились также стационарные пусковые установки МБР и другие объекты военной ядерной инфраструктуры в Европейской части государства. Наконец, советские ракеты не достигали США, а американские были способны нанести удар на значительную глубину нашей территории.

Американская озабоченность заключалась в том, чтобы избежать недоразумений, которые могли бы позволить широкое толкование соглашений также в отношении использования другого ядерного оружия США, уже присутствующего в Италии, но под абсолютной ответственностью Белого дома. Как подчеркнул Леопольдо Нути.

Государственный департамент предложил избежать того, чтобы в предложениях, официально представленных итальянцам, с американской стороны была указана формула совместного использования ракет: такая статья фактически могла повлиять на любые соглашения по другому ядерному оружию, которые в этом отношении они находились в Италии и контролировались Соединенными Штатами; кроме того, было бы желательно сохранить полный фактический контроль над Соединенными Штатами и Сасеуром как можно дольше в отношении использования ИРБ.

Поэтому такие условия Договора РСМД следует считать разменом количества на качество, что в тех условиях было более, чем оправданным.

Следует также отметить, что массированное развертывание ракет "Пионер" еще в то время далеко не всеми считалось рациональным. Конечно, недостаточно защищенные и стареющие ракеты Р-12 и Р-14 стационарного базирования необходимо было выводить из боевого дежурства и заменять их другими. Ученые в военных НИИ обосновали целесообразность разработки мобильного ракетного комплекса под названием "Боевик" с ракетой, оснащенной одним боезарядом с программой сбалансированного ввода его в боевой состав по мере снятия ракет Р-12 и Р-14. При таком сценарии массированного развертывания в Европе американских ракет можно было избежать. Но высшим руководством СССР было принято другое решение.

Что касается фактического запуска, то это было бы сделано командой, составленной из итальянских техников, которой командовал их офицер, «кто бы сохранил ключ, который позволил бы шеи по соображениям безопасности и оперативности», начало обратного отсчета. Другой ключ был бы сохранен американским офицером и служил бы вместо этого, чтобы выполнить последний проход обратного отсчета. Ядерные боеголовки, из которых были поставлены все ракеты, должны, во всяком случае, оставаться под стражей властей США, размещаться отдельно и не постоянно устанавливаться на перевозчиках.

В ЧЕМ УГРОЗА ДОГОВОРУ

Угроза существованию Договора РСМД связана со взаимными претензиями по нарушению его условий.

США обвиняют Россию в разработке и испытании в 2014 году крылатой ракеты наземного базирования с дальностью полета свыше 500 км.

Россия обвиняет США в развертывании в Румынии и затем в Польше комплекса ПРО с пусковыми установками, аналогичными Мк-41, на кораблях ВМС США, которые способны запускать не только противоракеты типа "Стандард-3М", но и крылатые ракеты "Томагавк", обладающие дальностью полета 2500 км. А также в использовании при испытании системы ПРО баллистических ракет-мишеней типа "Гера", которые являются аналогом баллистических ракет средней дальности, и в создании ударных беспилотных летательных аппаратов "Предатор" и "Рипер" с дальностью полета свыше 500 км.

Однако центральная точка соглашений оставалась для итальянцев экономическим вопросом, поскольку правительство сразу же заявило, что его поддержка развертывания Юпитера не соответствует аналогичной готовности взять на себя всю стоимость операции. В связи с этим Рим просил, чтобы доля инвестиций была поддержана Вашингтоном, и поэтому это произошло, поскольку расходы, предпринятые итальянской стороной, были в значительной степени ограничены предложением земли и покрытием расходов на реализацию структур.

Генерал Лаурис Норстад, верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе после многочисленных консультаций с итальянскими военными, решил, что стратегически лучшим местом размещения ракетных пандусов является юг полуострова, в частности районы Апулии и Базиликаты, Между этими двумя регионами были выявлены десять населенных пунктов с низкой плотностью населения и достаточно далеко от самых густонаселенных центров, в которых были созданы стартовые станции, каждый из которых размещал три ракеты. Вывод итальянского Юпитера был прямым следствием неформального понимания между Кеннеди и Чрушевым, согласно которому Москва отказалась от своих ракетных баз на территории Карибского бассейна в обмен на удаление ядерных носителей, размещенных в Турции.

При отсутствии жесткой конфронтации подобные претензии без особых усилий могли бы решаться в рамках образованной для этого изначально постоянной специальной согласительной комиссии. Тем более с учетом того, какую реальную угрозу безопасности могут нести подобные нарушения условий Договора РСМД, если претензии были бы оправданными. Так, например, представим, что американцы действительно будут заменять противоракеты в Румынии и Польше на крылатые ракеты типа "Томагавк". Если в США уже теперь более 4 тыс. таких ракет, то каков будет вклад еще около двух десятков крылатых ракет в боевой потенциал? И существует ли сценарий их применения в ядерном оснащении, если бы это означало начало ядерной войны с неминуемым катастрофическим для США и Европы ответом ядерных сил России.

Они, размещенные на мобильных основаниях и снабженные твердым пропеллентом, стали намного сложнее мигать и, следовательно, также более безопасны. Это вызвало определенное опасение среди европейских правительств, которые начали опасаться, что Белый дом начнет прибегать к разъединению в защите континента, особенно в отношении конкретно финансового аспекта.

Роль итальянского посредничества

Фактически, с точки зрения Кеннеди, вариант Эйзенхауэра, согласно которому было бы желательно, чтобы даже федеральная Германия могла получить доступ к ядерному арсеналу Североатлантического союза, что позволило американцам уменьшить свою приверженность европейской защите, было абсолютно недостижимый. Новый президент поддержал сохранение статус-кво, усиление контроля над атомным оружием США на территории европейских союзников и стремление к более эффективному диалогу с Советами. Управление чрезвычайными ситуациями было чисто биполярным, а Европа, которая была источником напряженности и это было поставлено на карту, Соединенные Штаты не принимали участия в решениях, принятых президентом, опираясь на Исполнительный комитет Совета национальной безопасности, экспертную комиссию Кеннеди для решения кризиса.

Однако в существующей обстановке практического решения спорных вопросов достичь не удается и сохранение Договора РСМД находится под угрозой. Между тем прекращение действия этого договора вернуло бы отношения России и Запада в условия значительно более жесткой конфронтации времен холодной войны, чем это было в середине 1980-х годов прошлого столетия.

Со времени первых обсуждений в исполнительном комитете Вашингтона Италия взяла на себя центральную роль, поскольку в нем размещались американские ракетные базы и была одной из возможных целей советского возмездия. Согласно решениям, принятым на этом форуме, Рим должен был быть заранее уведомлен о любом решении США напасть на Кубу. Помимо Великобритании, Франции и Германской Федеративной Республики Кеннеди отправил письмо премьер-министру Италии. В нем просили гарантировать поддержку Соединенных Штатов в ООН, и было сказано, что Фанфани сообщил свои оценки относительно связи этой инициативы с другими в Европе.

В Европе появились бы новые еще более эффективные баллистические и крылатые ракеты, которые были бы значительно ближе к границам России. Нашей стране пришлось бы разрабатывать и развертывать дорогостоящее ракетное вооружение, ставящее под угрозу ядерного удара административно-промышленные мегаполисы с десятками миллионов людей, всю инфраструктуру НАТО и морские порты на территории Европы. Поэтому выход из Договора РСМД представляется совершенно неприемлемым, катастрофическим для США, Европы и России.

Наконец, он подтвердил чрезвычайную важность работы в тесной гармонии и гармонии, а также его приверженность информированию союзника о дальнейших событиях. Фанфани рассказал о письме президенту Республики Сегни и министру иностранных дел Пиккини и сказал послу США в Риме Рейнхардту, опасаясь, что Советы захотят отправиться в ловушку, которая будет иметь последствия в Берлине и в других местах. 23 октября Фанфани ответил в Кеннеди длинным письмом, в котором заявил о понимании и солидарности Италии в сложной ситуации, которую переживали Соединенные Штаты.

Предложения отдельных американских сенаторов о выходе из Договора РСМД следует рассматривать как следствие сдвига сознания, умноженного на политическую и военную некомпетентность. Очевидно, что никто в Европе не простил бы США краха этого договора.

Важно подчеркнуть особую необходимость устойчивости Договора РСМД для России. Одно только усиление угрозы краха этого договора будет способствовать сплочению НАТО, увеличению военных расходов стран – членов альянса, что постоянно требуют США, усилению военной активности вблизи с нашими границами, ухудшению отношений с ведущими государствами Европы. Не говоря уже о неподъемных расходах для отечественного бюджета.

Италия понимает и считает, что озабоченность по поводу поддержания мира в Карибском море, в Западном полушарии и во всех других частях мира вызывает концентрацию наступательных ядерных вооружений на острове Куба, поэтому они получили высокую оценку: призыв США, которые мы будем поддерживать; ваше обращение к премьер-министру Чрущеву; Ваш теплый прием подтверждает, что вы готовы провести какое-либо исследование в любых других серьезных проблемах, которые сегодня нарушают неуравновешенное равновесие, на котором основывается нестабильный мир в мире.

Не менее важно отметить, что всякие рассуждения об угрозе для России, которая не имеет ракет средней дальности, в то время как у нас рядом многие государства, с которыми у нас могут сложиться недружественные отношения, такими ракетами располагают, нельзя признать состоятельными. Дело в том, что наши межконтинентальные ракеты испытаны на такие минимальные прицельные дальности, которые позволяют полностью перекрыть весь диапазон потенциальных объектов поражения ракетами средней дальности. Кроме того, наши тяжелые бомбардировщики способны поражать цели в этом диапазоне без захода в зоны действия ПВО. Поэтому задачи ядерного сдерживания решаются гарантированно.

Необходимо проявить смелость и решимость к глобальному изучению всех существующих проблем. И этот экзамен должен стать первой целью тех, кто сегодня несет самую высокую ответственность за поведение мира, а именно лидеров Соединенных Штатов и Советского Союза.

Пусть Бог и совет искренних друзей вашего лица и вашей страны помогут вам, г-н Председатель, в этот решающий момент для всех. Премьер-министр Великобритании предложил сохранить его очень близко и сообщил ему, что он заверил Кеннеди в полной поддержке Соединенного Королевства в ООН. Фанфани ответил ему в тот же день, заявив, что он выступает за постоянное взаимное обновление эволюции кризиса.

В сложившихся условиях руководству России было бы целесообразным взять на себя инициативу по принятию незамедлительных политико-дипломатических шагов для сохранения устойчивости Договора РСМД, например, при ожидаемой встрече с президентом США. При этом можно было бы предложить восстановить полномасштабную работу Согласительной комиссии для разрешения всех взаимных претензий. Успех на этом направлении мог бы стать стартовым в дальнейших консультациях и переговорах России и США по укреплению стратегической и региональной стабильности, по дальнейшему ограничению стратегического наступательного вооружения.

Он заявил, что очень обеспокоен чрезвычайной серьезностью ситуации, и, поскольку Италия не была в тот момент в Совете Безопасности ООН, он сказал, что он может только надеяться, что там найдется мирное решение. Затем Фанфани вмешался в парламент, а Пиккиони находился в Брюсселе на встрече министров иностранных дел шести, откуда он вернулся на следующий день. Премьер-министр объявил Палате полную поддержку правительства Соединенным Штатам, но «также призвал к диалогу, чтобы устранить причины, побудившие Вашингтон блокировать и поддерживать контакты между Вашингтоном и Москвой».


Владимир Зиновьевич Дворкин – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке.

Советско-американский договор 08.12.1987 г., ликвидировавший этот класс ракетно-ядерных вооружений. Договор стал наиболее весомым достижением внешней политики М. Горбачева . После дискуссий о возможности полного ракетно-ядерного разоружения на советско-американской встрече в Женеве 1985 г. и советско-американской встрече в Рейкьявике в 1986 г. стороны остановились на более скромном, но конкретном достижении, которое могло существенно снизить риск ракетно-ядерной войны.

Когда диалоги для разоружения и ядерного перемирия более интенсивны, действия, направленные на создание оснований там, где их не существует, увеличить опасения, когда они уже существуют, усугубить и без того слишком опасное равновесие, от поддержания которого, ожидая желательных и разумных соглашений, по-прежнему зависит незыблемый мир в мире.

Руссо интерпретировал эту просьбу как чисто исследовательскую и ответил, что было бы предпочтительнее вести переговоры о демобилизации позиций европейских ракет в контексте завершения переговоров по разоружению, но не для того, чтобы противостоять любым принципиальным препятствиям. Италия следовала эволюции кризиса и пыталась поощрять переговоры главным образом с форума ООН, где У Тан обсуждал, чтобы избежать ядерной эскалации. 24 октября Генеральный секретарь ООН обратился с призывом к Чрущеву с просьбой приостановить передачу оружия и в Кеннеди с просьбой продлить военно-морскую блокаду.

В 1983 г., вопреки протестам СССР, США разметили в Западной Европе новые ракеты средней дальности, которые практически не могли быть перехвачены и обладали высокой точностью. Советское руководство опасалось, что размещение этих ракет создаст соблазн у американского руководства развязать войну. На советские предложения отказаться от размещения этого вида вооружений в Европе президент США Р. Рейган предложил «нулевой вариант»: ликвидацию советских и американских ракет средней дальности. Но оставались еще французские и британские ракеты, и в условиях атомной войны они могли нанести СССР большой ущерб. Эта проблема была наиболее острой в области ракетно-ядерного разоружения.

Чтобы превзойти «нулевой вариант» Рейгана, Горбачев предложил «глобальный нуль» - то есть уничтожение целого класса вооружений - ракет средней и меньшей дальности (РСМД) с дальностью полета 500-1500 км. Однако 13-14 апреля прилетевший в Москву госсекретарь США Д. Шульц потребовал присовокупить к соглашению и ракеты еще меньшей дальности - советскую «Оку» (ОТР-23 - оперативная тактическая ракета). Считалось, что ее радиус действия - 400 км., что было меньше, чем предусматривалось соглашением. Шульц был возмущен, что СССР пытается «протащить» опасное оружие, ссылаясь на несколько меньший радиус его действия. Американская сторона угрожала, что в ответ на отказ СССР демонтировать «Оку» модернизируют ракету «Лэнс», уменьшат её радиус действия и разместят в Европе, что стало бы откатом от ядерного разоружения. Вопреки сопротивлению начальника Генерального штаба СССР С. Ахромеева советская сторона согласилась на уничтожение «Оки». Уступки в вопросах, касающихся ракет средней и меньшей дальности для Горбачева были средством перейти к решению более масштабных задач ракетно-ядерного разоружения. 8 декабря 1987 г. Горбачев и Рейган в Вашингтоне подписали Договор между СССР и США о ликвидации РСМД, а также документы, сопутствующие Договору: меморандум об исходных данных, протоколы о процедурах ликвидации ракет и проведении инспекций. Эти документы подробно регламентировали порядок перемещения и уничтожения ракет средней и меньшей дальности.

В течение 3-х лет было уничтожено Советским Союзом - 826 и 926 и Соединенными Штатами - 689 и 170 РСД и РМД соответственно. Были также ликвидированы пусковые установки к этим ракетам, вспомогательные сооружения и оборудование.

В итоге СССР ликвидировал носителей ракет в пропорции 2:1, а ядерных боеголовок на них в пропорции 4:1 больше, чем США.

Горбачев считает, что “подписанием Договора по РСМД мы, по сути дела, отвели пистолет от виска страны”. Правда, свои ядерные ракеты сохранили Великобритания и Франция, но практически исключалось, что они нанесут удар по СССР первыми. Подписание договора о ликвидации РСМД заметно снизило риск внезапного начала атомной войны, открыло путь к дальнейшему ракетно-ядерному разоружению и прекращению «Холодной войны».

Источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992; Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1996; Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992