Сумасшедший жестянщик пако рабан. Модельер Пако Рабан: необычные наряды

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.

(Paco Rabanne, род. 18 февраля 1934, Сан-Себастьян, Испания) – французский испанского происхождения, лауреат многочисленных наград, художник, писатель. Основатель Paco Rabanne.

Биография и карьера

Детство

«Мой менталитет – двойной, основа моя – испанская, а внешняя моя культура – французская».

Пако Рабанн родился 18 февраля 1934 года в Сан-Себастьяне, Испания. Имя при рождении — Франсиско Рабанеда и Куэрво. Его отец был генералом, в 1937-м во время Гражданской войны в Испании, он был расстрелян франкистами.

В 1939 году, после смерти отца, Франсиско вместе с матерью и бабушкой переехали во Францию. По признанию самого модельера, «эти женщины оказали на него колоссальное влияние, хотя придерживались прямо противоположных взглядов на мир». Его бабушка была крайне религиозной и в то же время верила в магию. Мать, напротив, являлась атеисткой и убежденной коммунисткой, вместе с ней Франсиско в 1950 году побывал в Москве.

«На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей».

  • Образование и начало карьеры

В 1952 году Франсиско поступил в Национальную школу художественного искусства, на архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он создавал аксессуары и декоративные элементы одежды для Balenciaga. В этот период в Модном доме работала его мать, она была ассистентом Кристобаля Баленсиаги.

В середине 1950-х гг. Франсиско начал изготавливать для , . Он использовал металл, новые искусственные материалы, например, родоид, экспериментировал с формой. В 1965 году дизайнер продал около 20 000 различных аксессуаров.

К 1960-м гг. Франсиско Рабанеда и Куэрво решил изменить свое имя и сократил его до Франк Рабанн. считал, что мистическая цифра 13 (количество букв в имени и фамилии Franck Rabanne) должна была принести ему удачу. Через некоторое время он изменил имя на Пако Рабанн. Пако — уменьшительная, сокращенная форма имени Франсиско и в переводе с греческого означает «ворон». В семье Куэрво эта птица считалась покровителем рода. Таким образом, с 1965 года дизайнер начал подписывать свои творения именем Пако Рабанн.

  • «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить»

«Он не кутюрье, он металлург».

Коко Шанель

В 1966 году дизайнер представил свою первую коллекцию под названием «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Продемонстрировать работу Рабанна на подиум вышли 12 босых темнокожих моделей под музыкальное сопровождение. На них были надеты наряды, выполненные из пластика и металла. Один комплект был создан из алюминиевых пластин и латунной проволоки, другой из пассатижей и пр. Коллекция и показ произвели настоящий фурор. Имя Пако Рабанна стало известно во всем мире. Одни эксперты называли дизайнера «Жюль Верном Высокой моды», другие отмечали непригодность его одежды для носки.

«Эта коллекция была моим манифестом, моими мыслями, воплощенными в конструкции. Мысль номер один: к тому моменту мода была абсолютно скучна и фригидна. Мысль номер два: надвигалось время «железных леди» — я имею в виду не Маргарет Тэтчер, а вообще феминисток. А женское желание эмансипации — это необходимость внешней «защиты», то есть потребность носить своеобразные доспехи. К тому же в это время, когда из металла делали машины, небоскребы, даже художники создавали свои арт-объекты из металла и железа. Так что я одел женщин в металл. Это было очень вовремя».

  • Создание собственного Модного дома

В 1966 году Пако Рабанн также представил коллекцию одноразовой одежды из бумаги.

В 1967-м Пако Рабанн основал в Париже Модный дом Paco Rabanne. В этом же году он представил из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой.

В 1969 году дизайнер выпустил свой первый парфюм – женский цветочно-альдегидный аромат Calandre.

В 1968 году Пако Рабанн изготовил наряды для героини Джейн Фонды, Барбареллы из одноименного фильма. Вещи, созданные дизайнером, выбирали Брижит Бордо, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Франсуаза Харди и др.

В 1971 году Пако Рабанн стал членом .

В 1973 году Пако Рабанн выпустил парфюм Paco Rabanne Pour Homme, ставший одним из самых популярных мужских ароматов бренда.

В 1976 году Paco Rabanne открыли в Шартре, Франция, завод по производству парфюмерии.

В 1988 году модельер создал коллекцию платьев, выполненных из лазерных дисков, голографического волокна и органического стекла.

В 1990 году Пако Рабанн открыл в Париже на улице Cherche-Midi. Основными темами интерьера стали свет, стекло и металл.

В 1992 году Пако Рабанн представил ретроспективу своих работ Королевскому двору Испании на выставке в Севилье.

  • Уход Пако Рабанна из Модного дома

В 1999-м Пако Рабанн объявил об уходе из собственного Модного дома. В июле этого же года модельер привез свою последнюю коллекцию Haute Couture осень-зима 1999/2000 в Москву. После окончания официальной части на вышли полуобнаженные мужчины-модели и презентовали новый аромат Ultraviolet. После ухода из Модного дома Пако Рабанн увлекся живописью и графикой.

В 2005 году дизайнер провел выставку своих картин в Центральном доме художника в Москве. Пако Рабанн признался, что начал рисовать еще в детстве.

«Я рисую с раннего возраста. Сейчас мне семьдесят два года, и я хотел представить свои рисунки до того, как умру. Однажды свои работы я показал Сальвадору Дали, и он сказал, что я должен продолжать заниматься живописью. И я продолжаю это делать до сих пор… В основном я создаю лица и образы, которые отражаются в графических рисунках. Это бесконечные формы и попытки найти ответ на вопрос «Почему?» Конечно, все задают себе вопросы о том, кто мы, кто я и для чего я на этой Земле…»

На одной из самых известных работ Пако Рабанна изображен ребенок, пускающий в небо белый шарик и голубя. Эта картина посвящена трагическим событиям в Беслане.

В 2011 году Пако Рабанн в сотрудничестве с российской компанией АВК разработали дизайн коробки конфет Королевский шедевр.

  • Бренд Paco Rabanne после ухода основателя

После ухода Пако Раббана коллекции для Модного дома в разные годы создавали Розмари Родригес, Патрик Робинсон, Кристоф Декарнен, Орильен Трембле.

В 2006 году деятельность Paco Rabanne была прекращена.

В 2011-м Модного дома был назначен . В этом же году на была представлена коллекция готовой женской одежды Paco Rabanne весна-лето 2012. В 2012-м Маниш Арора объявил об уходе из Модного дома. Его должность заняла немецкий дизайнер Лидия Маурер. В 2013-м Лидия также покинула бренд.

На 2014 год Paco Rabanne принадлежит группе компаний Puig. Креативным директором бренда является Джульен Доссена.

Награды Пако Рабанна

1969. Награда Beauty Products Industry за женский аромат Calandre.

1974. Награда The Fragrance Foundation Recognition Awards за мужской аромат Paco Rabanne Pour Homme.

1989. Орден Изабеллы Католической за вклад в гуманитарные проекты.

1990. Награда «Золотой наперсток» от Международного фестиваля моды.

1997. Премия «Золотая игла».

2001. Золотая медаль за вклад в искусство Испании. Награду лично вручал король Испании Хуан Карлос I.

2010. Звание Кавалера Орден Почетного Легиона Франции.

Книги

Все книги, написанные Пако Рабанном, затрагивают религиозные и нравственные темы. Автор призывает людей заботиться о ближних и быть искренними. В своих произведениях Пако Рабанн пишет о земле, боге, любви, интуиции, верованиях, снах, родных, апокалипсисе и пр.

1991. «Траектория».

1992. «Конец времени».

1994. «Настоящее время: дорога посвященных».

1999. «Небесный огонь».

Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех.


Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех. Изобретённые им новые формы, структуры и материалы оказали влияние на мировую моду. Философ, мистик и великий ремесленник одновременно, он на протяжении десятилетий поражает публику экстравагантностью и оригинальностью.

Я воссоздаю свои воспоминания о прекрасных женщинах других цивилизаций» - так Пако Рабанн определил содержание своего творчества.

Пако Рабанн (настоящее имя - Франциско Рабанерро Кверро) не только беспрецедентное явление в мире моды. Это мастер, оказавший влияние на многих молодых дизайнеров, в том числе и русских. Это выдающаяся личность, философ и мистик, шокирующий не подготовленную к восприятию его мышления публику. Впрочем, шокировать, а не соблазнять всегда было его девизом. Эстетика этого дизайнера, его мировоззрение, понимание смысла искусства поражают экстравагантностью. Нет ничего более не соответствующего высоким требованиям «хорошего французского вкуса», воплощенного в традиционных портновских методах и материалах, чем модели Пако Рабанна (исключая лишь начальный этап творчества).

Тем не менее в 1990 г. ему присуждена высшая награла кутюрье - «Золотой напёрсток» за самую изыскан­ную и оригинальную коллекцию сезона, технику кроя и работу с новыми материалами, коими являлись тон­чайшие металлические пластинки и нити, а также винил. Однако металл и пластик вместо текстиля, плоскогуб­цы и паяльная лампа вместо ножниц и ниток до этого знаменательного момента служили мастеру уже три десятилетия. Структура и форма одежды, по словам Пако Рабанна, не могут оставаться незыблемыми, когда в жизни происходят стремительные изменения. Отсюда своеобразие его методов. Он изобрел вязаный мех, алюминиевый трикотаж и использовал в создании фантастических женских образов лазерные диски.

Его неиссякаемая фантазия отмечена множеством наград: «Золотой иглой», премией «Почести моды», при­суждённой Первым Международным фестивалем моды в 1985 г., испанским орденом Изабеллы, французским орденом Почётного легиона.

Родился дизайнер в 1934 г. в Испании, в Сан-Себастьяне (Страна Басков). Семья была довольно неординарной: религиозная бабушка, владевшая тайнами оккультизма, мать - атеистка, член социалисти­ческой партии и руководительница испанского отделения ателье Баленсиаги, отец - генерал республиканской армии. С приходом к власти Франко семья эмигрировала в Советский Союз, а через не­сколько лет переехала во Францию. Щедро наделённый талантом, почитающий красоту во всех проявлениях, Рабаин в 1952 г. поступил в Национальную школу изящных искусств в Париже, где получил диплом архитектора. Но будущее своё связал с модой (влияние же архитектуры видно в его работе с объёмами, в поисках оригинальных форм, конструктивных решений необычных моделей).

Ещё в студенческие годы, чтобы заработать, Рабанн проектировал сумки, туфли, пояса, украшения для коллекций французских модельеров.

Оригинальные идеи обратили на себя внимание. Это были его первые опыты в моде, искусству которой он учился в Доме Баленсиаги, у Юбера ле Живанши и восемь лет в Доме Кристиана Диора. Самостоятельное творчество дизайнера началось в 60-х гг. Тогда рождалось новое искусство - «оптическое», «кинетическое»; в архитектуру пришли современные материалы - пластик и металл. Всем этим и была вдохновлена показанная в феврале 1966 г. первая коллекция от-кутюр Рабанна под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов». Здесь он представил, в частности, маленькие шубки из цветных мехов, инкрустированных металлическими кольцами и пластинами.

Коллекция вызвала скандал. Но Париж, потрясённый последующими работами модельера - гибкими, пластичными кольчугами из металла, воздушными кружевами, соединяющими металл с тканью, всё-таки признал нового кутюрье. Фантастические идеи Рабанна органично вписались в эстетику революционных 60-х гг. (Не только металлические, но и бумажные его платья одноразового использования имели грандиозный успех.) Изящные туалеты из пластика, алюминия в комбинации с кожей и страусовыми перьями появились на эстраде. Причудливые «доспехи» проникли и в кинематограф: знаменитости Голливуда - Франсуаза Арди , Джейн Фонда , Одри Хепберн - снимались в костюмах Рабанна. В разные годы Урсула Дилере, Сильви Вартан , Патрисия Каас , Бриджит Бардо носили эти необычные платья. Сам кутюрье-слесарь, «металлург», как называла его Шанель, считает себя модельером 90-х гг.

Овальные вырезы и широкие декольте; панциревидные мини из разноцветных цепей и металлических кружев, украшенные жемчугом и перевитые голографическими бумажными лентами; туники из набивных тканей, расшитые драгоценными камнями; шляпы-антенны; кожа, разрезанная па квадратики и скреплённая металлическими кольцами, - всё это составляющие его ярчайшего, уникального стиля.

Б 1969 г. сенсацию вызвало появление духов «Calandre» для энергичных дам. Дизайн флакона обыгрывал автомобильную тему. Затем появилась серия духов для мужчин, среди которых «XS» («Эксцессы для мужчин»). Дерзкий и чувственный аромат стал бестселлером.

Линии прет-а-порте Рабанна (первая появилась в начале 80-х гг.) демонстрировались на многочисленных международных выставках и вызывали не меньший восторг, нежели его модели от-кутюр. На пяти континентах бутики и представительства работали на марку «Расо Rabanne».

Помимо этого Рабанн открывал культурные центры, издавал собственный журнал, его книги «Коней времени» (переведена на пять языков) и «Профессиональная карьера» пользовались огромной популярностью.

Однако в 1999 г. этот удивительный художник объявил о своём уходе из мира высокой моды и вообще покинул Париж.

Одной из причин, по которой Рабанну пришлось оставить Париж, была ошибка в предсказании. Он предрек катастрофу Парижа в день августовского солнечною затмения 1999 г. Когда это не сбылось, модельер подвергся жестоким нападкам в прессе.

Подробности Создано 20 Июль 2014 Автор: Любовь Фартушная

Создавая стиль будущего, он нарушал все правила, что существуют в мире моды. А как бы по другому появились платья, сделаны из металлических пластин? Или босоногие модели на фешенебельных подиумах? Да и подиумы не всегда были в классическом понимании этого слова – иногда показы проходили в варьете Crazy Horse. А все потому, что Пако Рабана создавал свой одноименный бренд для сильных личностей, которые умеют и бросают вызов обществу, и кутюрье помогал делать это красиво и с легкостью.
Пако Рабан – это псевдоним Франциска Рабанеда-и-Куэрве. Чтобы упростить запоминание такого сложного имени, было придумано «Пако», что с испанского означает «ворон» – мудрая птица и покровитель его рода. Будущий дизайнер родился в Италии в небольшом городе Сан-Себастьян 18 февраля 1934 года. Свой путь к творчеству он начал в возрасте 18 лет, вступив в Национальную школу художественного искусства. Именно в то время Пако начал подрабатывать в модном Доме Баленсиага, создавая украшения и другие аксессуары. Вскоре такие метры моды, как Диор, Живанши, Ив Сен-Лоран тоже стали сотрудничать с начинающим дизайнером.

В 1966 году новый бренд Paco Rabanne заявил о себе коллекцией женской одежды. Кутюрье убил публику наповал, выпустив на подиум «12 платьев из современных материалов, которые невозможно носить» – так откликнулись модные критики об этом показе. Платья были «сшиты» с пластика и металла! Но не только это удивило посетителей: впервые в истории на подиум вышли чернокожие модели, и дефилировали они под музыку, что тоже никто до него не делал. Имя Пако Рабан завоевал свою вершину в мире моды. И не только моды, но и искусства – Сальвадор Дали был в восторге от молодого дизайнера: неординарные личности чувствуют друг друга.

На металле эксперименты не заканчиваются, и в следующем году Пако создает наряды из бумаги, которые он считал футуристическими. В том же году в Париже появляется модный Дом Paco Rabanne. Первой презентацией Дома были «литые» платья, которые были из точно подогнанных по формам моделей металлических деталей. Вскоре, к металлическим деталям, таким как алюминиевое джерси, подается вязаный мех. Воображение – это тот ресурс, которым дизайнер пользовался в неограниченных количествах, и благодаря которому одежда от Пако выглядела женственно, но в тоже время сочетала в себе космические мотивы вперемешку с «офисными» фасонами.

В 1968 году Пако становится частью кинематографа – он стал дизайнером костюмов для фильма Barbarella с участием Джейн Фонды.

С каждым последующим годом росла не только популярность бренда Пако Рабана, но и новаторство кутюрье в создании нарядов. В 1988 году для создания нарядов было использовано голографическое волокно, органическое стекло и лазерные диски. Это позволяло автору коллекции играть со светом во время показа. Не смотря на необычность материалов, Пако создавал удобную и вполне носибельную одежду.

Но создавать только одежду многогранному Пако Рабану было скучно, и он, кроме своего космически-футуристического мира одежды, создал еще один – мир аромата. Его духи такие же необычные и неординарные, как впрочем, все творения этого гения. Первая линия запахов вышла в 1969 году и началась с «Calandre». Она покорила сердца и нюхательные рецепторы многих ценителей прекрасного. Такой дерзкий аромат, как XS (ExcessPourHomme), является одним из самых популярных среди мужских духов.

В 2000 году Пако Рабан решил отойти от модной индустрии. Но Дом мод Пако Рабана продолжал выпуск новых коллекций. К сожалению, прежнего успеха они уже не имели, и в 2006 году бренд прекращает свою деятельность.
К счастью, сегодня Paco Rabanne возобновил свою деятельность с новой силой, благодаря Манишу Арора, который известен экспериментами с материалами, формами, принтами и цветами нарядов. Его основной целью работы в Доме мод Пако – сохранить брендовые черти стиля, но в тоже время привнести свое новаторство.

Фирменный стиль от Пако Рабанна
В одном интервью для журнала MarieClaire (Франция) Пако сказал: «Женщины будущего, сильные, умелые, обворожительные, будут совершенно точно превосходить мужчин. Для таких женщин я и создаю свою моду». Тогда феминизм только набирал обороты, но дизайнер уже пророчил, что женщина не хочет быть слабым полом. И предложил платья из металлических материалов, и не только, которые порой весили 10-15 кг. Женщины, желая показать свою истинную силу, с удовольствием носили одежду, что напоминала доспехи рыцарей. Порхая в них, как бабочки, то на свидания, то на вечеринки, то по красным дорожкам всемирно известных мероприятий, они точно не жаловались на недостаток внимания. Такого неординарного решения для нарядов не предлагал ни один Дом мод.

Известная модница, Коко Шанель, подкалывала молодого Пако Рабана за его любовь к необычным для одежды материалам. Она называла его слесарем, так как он чаще орудовал плоскогубцами, молотком и прочими инструментами, нежели иглой. А он не обижался, ну разве можно обижаться на такого метра моды, как Шанель? Она признала его как дизайнера – это важнее любой похвалы.

Что такое бренд Paco Rabanne? Это классическая юбка с ручками не просто из металла, а из спусковой цепи от старинного унитаза, это платья из пуговиц, бутылок и даже из лазерных дисков! Самоирония и дерзость – в этом весь Пако. Шутить над ним бесполезно! Даже самые закоренелые скептики перестали это делать. Зачем? Просто наслаждайтесь дизайнерским искусством.
Хоть наряды от Пако Рабана выглядят очень тяжело, неординарно и экзотично, они на диво удобны. Пако, будучи по образованию архитектором, свою одежду создавал так, что она ложилась как влитая. Так было и с его ароматами. Первый парфюм от Рабана, женский «Calandre», несмотря на свое несоответствие классическим канонам парфюмерии, сливались с кожей, да и общим образом женщины воедино. Содержания флакона всегда соответствовало его внешней оболочке. Пока в лабораториях создавали ароматы, Пако создавал эскизы одежды для этих духов: тонкий и нежный «XS» во флаконе под зажигалку, унисекс «Paco» в «наряде» из переработанного металла, который стал бестселлером, чуствительный «Ultraviolet» в бутылке, похожую на летающую тарелку.

Пако и его необычные, будоражащие здравый смысл идеи не раз удостаивались высоких наград. Они свидетельствуют о признании его искусства и взглядов на моду во всем мире. Творения Рабана много лет занимали почетные места в лучших музеях в Нью-Йорке, Токио, и, конечно, Париже.

Как всегда с вами, я... Любовь Фартушная, имидж-дизайнер, эксперт модной индустрии, кандидат наук и просто женщина....

Текст Наталья Линник

В изгнании

Этот удивительный человек появился на свет в смутное для Испании время в семье военного. Отец маленького Пако, родившегося в Стране Басков, в свое время принимал участие в Рифской кампании на севере Африки бок о бок с будущим диктатором Франко. В годы Гражданской войны он встал на сторону республиканцев, за что был арестован и в течение долгого времени считался пропавшим без вести. Лишь годы спустя, находясь уже за пределами страны, родные узнали, что он был расстрелян еще в 1937 году, когда его сыну, будущему модельеру, было всего 3 года.

После ареста мужа мать Рабана, молодая 29-летняя женщина, решается на отчаянный шаг и бежит со своими четырьмя детьми во Францию. Там их ждут немалые лишения и испытания: семью ограбят французские солдаты, она потеряет все свое имущество, будет голодать… Пако, впрочем, еще слишком мал, чтобы что-либо помнить, и узнает обо всем этом гораздо позже, из рассказов матери. Он с теплотой вспоминает свое детство в городке Морле на севере Бретани, говоря, что оно прошло в окружении удивительных женщин.

«Моя мать была очень мудрой, она дала мне свободу делать все, что мне захочется, кроме одного – лишать женщин красоты».

Воспитанием будущего дизайнера тогда занимались его бабка, крестьянка, женщина суеверная и религиозная, и мать – ярая коммунистка, революционерка и атеистка. Именно она, судя по всему, и внушила своему сыну любовь и уважение к Женщине. «Моя мать была очень мудрой, – говорит Рабан: – она дала мне свободу делать все, что мне захочется, кроме одного – лишать женщин красоты». А в чем мать Рабана знала толк, так это в красоте и стиле, потому как во Франции ей посчастливилось поступить на службу к Кристобалю Баленсиаге и вскоре стать его правой рукой. Именно она научила Рабана видеть и понимать, как кроится и шьется женское платье, что весьма пригодится ему в будущем.

От пуговиц к чешуе

Мода, впрочем, поначалу нимало не интересовала Рабана, и в 17 лет он поступает в парижскую Школу изящных искусств, чтобы учиться на архитектора. По его собственному признанию, архитектура научит его видеть перспективу, пространство и работать с различными материалами. Но учеба стоит денег, и чтобы хоть как-то подзаработать, юноша рисует для журналов, делает украшения и… пуговицы. Именно в этом, на первый взгляд, пустячном занятии впервые проявился его дизайнерский талант – его пуговицы из кожи и пластмассы с наклеенными на них зернами кофе и посеребренными макаронами настолько хороши и оригинальны, что вскоре ими начинают интересоваться такие модные дома, как Givenchy, Nina Ricci и Pierre Cardin.

Серьги из непривычного и дешевого материала – родоида (высококачественного прозрачного пластика) – также очень популярны благодаря экстравагантному дизайну и цене. Они раскупаются как горячие пирожки: за первый год начинающий дизайнер продает около 25 тысяч своих изделий. Вдохновленный успехом, Рабан принимается и за создание одежды из этого же, со временем превратившегося в его торговую марку, материала – родоида.

В 1966 году в гламурном парижском отеле George V проходит показ первой коллекции одежды от Рабана: босоногие темнокожие модели, покрытые мелкими чешуйками алюминиевых и пластмассовых пластин, дефилируют под громкую музыку – зрелище доселе невиданное, космическое и завораживающее. Одежда неносибельна, презентация вызывающа, консервативная общественность в изумлении. Легендарная Коко Шанель после этого шоу назовет Рабана «металлургом» и, того хлеще, «жестянщиком»: «Это не модельер, это жестянщик! Я холодею, когда вижу этих женщин в алюминиевых пластинах. Кому могло прийти в голову так запаять бедняжек?»

Мнения, впрочем, как обычно, расходятся, и многие воспринимают новую моду с восторгом. Рабану рукоплещет его соотечественник и друг Сальвадор Дали, который тут же с присущим ему снисхождением присуждает Рабану звание «второго гения Испании».

Эффект достигнут, Рабан заставляет о себе говорить, и из Франсиско Рабанеды-и-Куэрво, в течение какого-то времени подписывавшего свои эскизы как Франк Рабан, он превращается в дизайнера Пако Рабана. На свет появляется новая торговая марка.

Золотое десятилетие

Новая стезя дает огромный простор для фантазии такого выдумщика, как Рабан, и он пускается во все тяжкие. Вслед за коллекцией «неносибельных» платьев появляются плащи из страусиных перьев и прозрачного скотча, бумажные платья, туники из пластмассы и железных колец, изделия из флуоресцентной кожи, безумные аксессуары из черного меха, бархата и любимого родоида. Рабан без конца экспериментирует с материалами, их обработкой и с дизайном конечного продукта. Он первым представляет публике изделия из вязаного меха, где куски меха собраны на шерстяную нить.

«Я хотел создать образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости».

60-е становятся десятилетием Пако Рабана. Он в моде и у всех на устах, его платья приобретает для своей коллекции нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА), он создает костюмы для кино, где одевает таких звезд, как Одри Хепберн («Двое на дороге», 1967) и Джейн Фонда («Барбарелла», 1968). Эпоха милых скромниц с осиными талиями в пышных юбках уходит в прошлое, Рабан придумывает одежду для нового типа женщины – независимой, сексуальной, немного агрессивной. «Я хотел создать определенный образ, – скажет он впоследствии, – образ свободной, своенравной женщины, которая ни в коем случае не является чьей-то вещью, она сама распоряжается своими деньгами и знает цену независимости».

В 1969 году появляется первый парфюм Пако Рабана «Calandre», за которым последует целая череда ароматов: «Metal», «La Nuit», «XS», «Paco», «Ultraviolet», «1 Million». Наступает новая, очень важная, парфюмерная эра в жизни марки. В 70-х Пако Рабан понемногу отходит от haute couture и сосредотачивается на prêt-à-porter: в 1973 году он запускает свою линию готовой одежды для мужчин, а в 1990-м – для женщин.

В конце 90-х годов Пако Рабан создает свою последнюю коллекцию, продает бренд каталонскому модному и парфюмерному гиганту Puig и с тех пор живет, по своим собственным словам, на одну зарплату. Часть этой зарплаты, к слову, месье Рабан щедро жертвует монахам-цистерцианцам, выхаживающим во Франции больных СПИДом.

Эра Водолея

В настоящее время, несмотря на свой преклонный возраст, Пако Рабан все так же молод душой и не утратил склонности к эпатажу. Например, он с большой охотой делится с прессой впечатлениями о своих астральных путешествиях, первое из которых случилось с ним в семилетнем возрасте; о том, как он впервые увидел Бога во время футбольного матча, или о том, кем он был в своих предыдущих жизнях (погребенным заживо баскским священником и фавориткой французского короля Людовика XV среди прочих). Он уверен, что нынешняя реинкарнация завершает цикл его земных воплощений, и потому намерен жить на полную катушку.

В мире моды он сейчас редкий гость, а когда появляется, не упускает случая похулиганить: в 2011 году, например, он создал серию «архитектурных» костюмов для выступления Lady Gaga на церемонии MTV.

Забавно, но сам модельер в повседневной жизни одевается очень скромно, почти аскетично – во все черное, и если бы не лукавая чертовщинка в смеющихся глазах, его вполне можно было бы принять за священника. В будущее «падре» смотрит с исключительным оптимизмом и предсказывает наступление новой эры Водолея, в течение которой человек станет чище, духовнее и счастливее. Ну что ж, будем надеяться, что он прав.