Старший ребенок ревнует к младшему психолог. Детская ревность – это у нас в крови или результат плохого воспитания? Терпение и ласка - «лекарство» от детской ревности

Свои самые волнующие вопросы с пометкой "Волшебный сундучок"! Ответы будут публиковаться один раз в неделю.

«Проявление детской ревности - явление нормальное и здоровое.
Ревность возникает от того, что дети любят. Если они неспособны к
любви, то не проявляют ревности»

Дональд Вудс Винникотт, детский психиатр и психоаналитик

Для начала беседы небольшой эксперимент: Назовите слова, начинающиеся на эти буквы "Б", "С", "П", "М". А теперь давайте посмотрим. Наверняка на букву "П" и "М" Вы назвали слова "папа" и "мама", а что с буквами "Б" и "С"? Назвали ли Вы слова "брат" и "сестра"? В моей практике (на группах, семинарах) еще не было такого. Даже на родственниках пробовала - эффект такой же.

В чем же тут дело?

А дело в "конкурентном инстинкте". Самыми непримеримыми конкурентами считаются близкие генетически: братья/сестры. Еще австрийский психоаналитик Альфред Адлер (ученик Зигмунда Фрейда) описал случай который иллюстрирует, насколько сильно влияет на поведение детей появление в семье еще одного ребенка: "Мальчик попросил у родителей подержать на руках сестренку.

Причем родители были убеждены, что мальчик любит сестру. Но взяв на руки, он вскоре, будто нечаянно, бросил ее на пол". Учитель Адлера Зигмунд Фрейд в одной из своих книг описывает другой случай. После рождения сестренки 5-и летний Ганс заболел. В бреду он кричал: "Не хочу никакой сестренки! Пусть аист заберет ее обратно!".

В своей практике достаточно часто сталкиваюсь с различными появлениями детской ревности и радуюсь, когда она заметна. Потому как это означает, что ребенок может обозначать свои чувства.

Гораздо сложнее ситуации, когда ребенок вроде бы "не ревнует" и даже любит братика или сестричку, а ребенку от роду года 2 или 3... Такие ситуации чаще всего возникают в семьях, где просто недопустима сама мысль о возможной ревности.

Такие родители воспринимают ревность как "плохое" чувство, любыми способами подавляют ее сами и пытаются насильно привить старшему любовь, игнорируя истинные чувства ребенка. Согласно тому же Адлеру, дети, имеющие общих родителей, но отличающиеся по возрасту и полу, развиваются в разных условиях, даже если папа и мама никого из них не выделяют.

Даже если родители считают, что отношение к старшему ребенку с появлением на свет младшего не изменилось. Родители уделяют ему столько же внимания, сколько и раньше, не лишили его прежних привилегий, не предъявляют к нему новых требований, любят его ничуть не меньше, чем до рождения второго ребенка. Все это необходимые для гармоничного развития личности ребенка условия.

Но к сожалению, этого недостаточно. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что родители его любят. Чтобы не только вы, но и ваш малыш знал, что по-прежнему нужен маме и папе. На самом деле гораздо важнее не реальная ситуация в семье, а восприятие этой ситуации ребенком.


А реальная ситуация такова - старшему ребенку для радости, от появления младшего, не много поводов, скорей наоборот! До появления малыша, он был единственным! Он главный член семьи - родители и родственники уделяли внимание только ему , игрушки только ему, только его интересы были значимы, мама готовила еду, которую любит он и много-много других важных обстоятельств.

И когда мама была беременна, ребенок, скорей всего, очень ждал братика или сестричку. Это, к стати, еще один аргумент многих родителей в отрицании факта ревности. А задумывались ли вы когда-нибудь о том КАК ребенок представляет себе наличие брата или сестры?

Может ли он знать и заранее оценить С ЧЕМ ему придется столкнуться при появлении малыша? Дети ждут сестричку или братика и представляют его как партнера для игры и на этом точка. Дети постарше (чаще девочки) фантазируют о том, как будут совершать с маленьким всевозможные манипуляции, как с куклой, только живой.

И многие очень разочаровываются, сталкиваясь с реальной ситуацией, в которой до партнера по игре малышу еще очень далеко. Более того, часто его нельзя трогать, он кричит, плачет, мама постоянно с ним... Став старшей сестрой или старшим братом, ребенок перестал быть единственным и это очень серьезное переживание для малыша.

Наша дочь переживала даже появление двоюродных сестер, потому как конкурировала за любовь бабушки и дедушки, за наше с мужем внимание, когда мы оказывались в гостях.

Я много говорила и рассказывала дочке про это, мы говорили про ее чувства, поэтому она была в них свободна - она могла подойти, обнять меня и сказать: "Мама, я ревную!" и получить в ответ порцию любви, внимания и уверения в том, что с появлением этих крошек в моей любви к ней ничего не изменилось.

Сейчас ей 9 лет, но эта конкуренция, незримо для многих, подолжает оставаться фоном. Ее поведение как бы говорит: "Посмотрите, я лучше!". Например, племяшка ударилась и долго, театрально плачет, все ее утешают (в том числе и дочка).

Через какое-то время ударяется дочка, как бы нечаянно. То есть, она не осознанно это сделала, но бессознательный импульс был. Ударилась сильно, все заметили это, обратили внимание и начали жалеть.

Что делает дочь? Улыбается, вытирает слезы и говорит: "Ай, ничего страшного, сейчас пройдет" - и это при том, что ей было реально больно и боль еще не прошла, но это и есть конкурентная борьба: "Посмотрите какая я терпеливая и не реву пол часа!". Разумеется все это не обдумывается как план, она не понимает "что" на самом деле она делает и "зачем".


Теперь хотелось бы остановиться на "скрытых" признаках ревности:

  • Ребенок стал очень нервным, легко возбудимым, капризным. Или наоборот - пассивный, грустный, не хочет играть или вообще не знает чего хочет. При этом ничего плохого о младшем не говорит. А иногда повторяет "Я люблю братика".
  • У ребенка появились нарушения пищевого поведения. Пропал аппетит, резко изменились вкусовые пристрастия, то что раньше любил, теперь не ест и так далее.
  • Регресс в навыках самообслуживания. На самом деле это случается почти со всеми детьми в появлением младших, в основе этого механизма очень серьезные чувства малыша. Он видит, что малыш получает много любви и внимания, часто мама объясняет почему (он сам не умеет кушать, одеваться, умываться и т.д.). И тогда старший думает - значит если я стану таким же, то мама и со мной будет проводить столько времени. И строгая реакция родителей на такое поведение ребенка может только усугубить ситуацию.
  • Активизация хронических заболеваний (без видимых на то причин), частые простудные заболевания, травмы. Любые нарушения здоровья, при которых мама обязательно обратит все свое внимание на первенца.

Влияние разницы в возрасте детей, на переживания ревности

Чем меньше разница в возрасте детей, тем сильнее переживания первенца. Многие родители считают, что разница 1-2 года идеальна, потому как дети еще "ничего не понимают" - и это очень опасное заблуждение.

Основная сложность в том, что цели и способы их достижения у детей с такой разницей в возрасте практически одинаковы. А это значит, что конкуренция будет достаточно жесткой.

Часто эта конкуренция живо подогревается самими родителями: "Он младше тебя, а не плачет", "У Саши картина аккуратнее", "Ты старше, а ведешь себя как маленькая" и так далее.

Такие сравнения не мотивируют ребенка к достижениям как таковым, они вызывают совсем другие чувства: ярость, гнев, обиду, ненависть и желание во что бы то ни стало превзойти брата/сестру, но не потому что это нужно ему самому... А для того чтобы "победить" его и как следствие заслужить любовь и признание родителей.

Если разница в возрасте 5 лет и больше, то при условии правильно организованной ситуации родителями, соперничество может быть сведено к минимуму. Часто с такой разницей в возрасте старшие становится авторитетом для младшего, идеалом к которому хочется стремиться. Ну а для старшего ситуация, когда на него ровняются тоже весьма привлекательна и не травматична.


У меня с моей двоюродной сестрой разница в возрасте 4 года. Я помню как она ходила за мной "хвостиком" и послушно играла в игры, которые придумывала я. Ну а повзрослев я была ее главным советчиком в теме отношений с мальчиками и др.

Сейчас имеем возможность наблюдать с сестрой ту же картину - у наших дочерей разница в возрасте 4 года. Хочу отметить, что имеет значение не только разница в возрасте, но и собственно возраст самих детей.

Пик их конфликтов и сложностей в отношениях пришелся на возраст 3-5 (племянницы) и 7-9 (дочки) - они ссорились, дрались, выясняли отношения. Конечно, здесь еще и другой момент присутствует - они двоюродные сестры и обе единственные и оказываясь вместе им приходилось учиться договариваться и слышать друг друга.

В этом смысле в семье родных братьев/сестер все иначе - они изначально в этих условиях, поэтому период адаптации происходит быстрее.

Маленький секрет неконфликтных отношений

Это так называемое "сватовство". Когда вы выводите детей из позиции равных. Например: "Славик, помоги Тимоше завязать шнурки", "Покажи как надо чистить зубы" - выводя из позиции равных таким образом Вы даете старшему признание: ты старши, на тебя смотрит маленький. В то же время обозначаете младшему позицию старшего и его авторитет.

Но здесь тоже важно не переборщить. Не обременяте старшего заботами о младшем, он не должен этого делать. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было это интересно, а интересно будет тогда когда он будет в этом свободен. Это ваш ребенок и только вы должны с ним гулять/кормить/одевать и тд. Старший может это делать, а может не делать.

  • Готовьте ребенка к появлению на свет второго малыша. Даже если первенец совсем малыш. Рассказывайте о том, какой он будет, о том, что с ним нельзя будет сразу играть. Можно рассматривать специальные книжки, снимки УЗИ, картинки из журналов. Давать слушать пиночки и биение сердечка, расскажите, что он рос в Вашем животике точно также. Не забудьте рассказывать и о том, как изменится ваша жизнь после появления маленького. И про чувства тоже не забудьте, что он (ваш первенец) навсегда останется вашим первым ребенком, любимым и обожаемым, вне зависимости о того, какой будет второй.
  • Учите самостоятельности и всячески поощряйте ее проявления. После рождения малыша, Вам это здорово пригодится. К тому же ребенок не будет связывать необходимость есть самостоятельно с появлением "беспомощной" в этом вопросе сестрой, если он это делал уже до ее появления.
  • В продолжении предыдущей рекомендации хочется обратить внимание еще вот на что. Все изменения, которые должны наступить с рождением второго ребенка лучше провести до его рождения - поход в детский сад, отлучение от груди (если только Вы не планируете кормить обоих), отучение от совместного сна и т.д. В противном случае ребенок может связывать все эти изменения с появлением малютки, а это значит, что соперничество будет сильнее.



  • Ситуации у всех разные, и возможности мамы тоже. Если Вы понимаете, что с двумя детьми не справитесь в первое время - попросите помощи. Пусть муж/мама/сестра/свекровь возьмут отпуск, отгулы или поезжайте сами туда где Вам будет проще, только не отдавайте первенца на время родственникам... Вам только кажется, что ребенок ничего не понимает и не переживает - для него это огромная травма - "появился брат, теперь меня не любят и я уже не нужен".
  • Смягчить ситуацию "вхождения в семью" нового человека поможет подарок первенцу. Вспомните ответки - как правило гости приносят маме цветы, папе "красивую бутылку", а малышу подарок... Редко кто подумает о презенте для первенца, а ведь у него тоже праздник и еще какой! Он стал старшим братом или сестрой! Это ли не повод получить подарок о котором мечтал?
  • Не реагируте строго, если первенец - уронил соску, придавил ножку малыша, разлил молоко и так далее. Отнеситесь терпеливо. И считайте это поводом поговорить о его чувствах. Мне было 12 лет, когда появился брат и когда мама не видела я дергала его за ручку или ножку, чтобы он проснулся. Хотелось с ним играть, а он все время спал
  • Важный пункт. Разрешите ребенку ревновать! Казалось бы простая фраза "Я вижу, что ты ревнуешь и тебе не просто" - может стать очень важной для малыша.
    Во-первых, Вы называете ему его чувство и он начинает понимать как называется то, что с ним происходит.
    Во-вторых , такая Ваша реакция "легализует" это чувство - ребенок получает разрешение чувствовать ревность, а значит нет надобности это подавлять.
  • Покупая обновку младшему, побалуйте чем-то и старшего .
  • Советуйтесь с первенцем: во что одеть, какой дорогой пойти гулять и прислушивайтесь к советам. Обозначайте позицию старшего - он опытней, он пример для малыша.
  • Когда Вы заняты маленьким, просите мужа/бабушку и так далее уделить внимание старшему .
  • Проводить время с младшим можно с пользой для старшего. Например, пока Вы кормите грудью малыша можно читать книжку, которая интересна старшему. Хоть учебник физики. Маленькому все равно, а старшему приятно
  • У Вас должно быть время, которое Вы будете проводить только с кем-то одним из детей. Только со старшим или только с младшим.
  • Находите время для себя! Это обязательно. Воспитание двоих и больше детей требует гораздо больших усилий, терпения, внимания. Заботьтесь о себе!

Помните, что рождение второго ребенка это время когда мама по максимуму должна уделять внимание первому! Малышу в первое время нужно не много - еда, уход и тепло мамы.

Ожидая рождения второго ребенка, я решила подготовить своего первенца к этому событию по всем правилам психологической науки. Это оказалось совсем нетрудно: прочитанные в книгах и журналах советы психологов ничуть ни противоречили велениям моей собственной души.

Сыну было всего два года, когда я начала рассказывать ему про крошечного человечка, который живет и растет у меня в животе и которому скоро предстоит стать членом нашей семьи. Моему сыночку нравились рассказы о будущем младенце, он с удовольствием прикладывал ручку к животу, в котором шевелилась новая жизнь. Он был заблаговременно подготовлен к тому, что пока мы с новорожденным будем находиться в роддоме, ему придется пожить у бабушки с дедушкой. И героически перенес эту первую в своей жизни разлуку с родителями и родным домом.

Когда же мы снова оказались вместе, все пошло даже лучше, чем можно было себе представить. Малютка еще довольно много спала, а мы с сыном, соскучившиеся друг по другу, как никогда много времени проводили вместе за книгами, сказками, играми, объятиями. Моя голубоглазая крошка не возражала, если, кормя ее грудью, я держала в руках книгу или рассказывала сыну сказку. А ему совсем не в тягость было относить в стиральную машину мокрые пеленки и иногда караулить коляску у подъезда. Я наслаждалась этой идилией. И не подозревала, что ей суждено скоро закончиться.

А дочка между тем становилась старше, спала меньше. И настал момент, когда обладать одной лишь маминой грудью показалось ей недостаточным. Она желала получить в свое распоряжение всю маму целиком. Замена в виде папы не принималась.

Теперь заниматься с сыном можно было только во время ее недолгого дневного сна. А так не хотелось лишать его такого умиротворяющего и любимого ритуала, как чтение на ночь! Но осуществление его превратилось в сущее мучение: дочь вырывала книгу из рук, а если я пыталась рассказывать сказку или читать наизусть стихи, громко кричала и буквально затыкала мне рот. Она не позволяла брату сидеть у меня на коленях, а уж во время кормления грудью и близко не подпускала.

Мой уравновешенный и понятливый сыночек, в общем-то, понимал объяснения о том, что она еще слишком маленькая, чтобы быть справедливой, но ведь он ничем не заслужил такого отношения. Да и мне самой, утомленной удовлетворением нужд еще бессловесного младенца, так хотелось общения с сообразительным и любознательным сыном!

Вот тут-то я и вспомнила о многочисленных книгах по воспитанию детей, которые покупала и изучала, когда родила первого ребенка. Не помогут ли они?

Нельзя сказать, что тема ревности и соперничества совсем не освещена психологами и педагогами. Например, знаменитый американский психолог доктор Добсон дает массу замечательных советов: избегать ситуаций, в которых детей сравнивают между собой; всячески демонстрировать братьям и сестрам, что каждый из них представляет для родителей равную с остальными ценность. Похвалы и критику раздавать по возможности поровну.

Доктор Добсон приводит целый перечень правил и ограничений, помогающих поддерживать порядок и дисциплину в семье и не допускать худших проявлений ревности. Все эти предложения действительно дельные, и я с удовольствием воспользуюсь ими через несколько лет. Но как объяснить полуторагодовалому младенцу, что мама - одна на двоих и что старший брат - тоже человек? Как организовать совместную игру, если эта кроха еще ничего не умеет, кроме как разрушать построенное братом из кубиков или песка сооружение?

Американские авторы Уильям и Марта Серз, прославившиеся книгой "Ваш ребенок", очень доходчиво рассказывают о том, как подготовить старшего ребенка к появлению младшего. Этими советами я уже воспользовалась. Серзы вырастили восемь детей. Понимая, что в такой большой семье дети неизбежно страдают от недостатка внимания родителей, они придумали свой выход: каждому ребенку по очереди мама и папа назначают "свидания": водят его одного в парк, на аттракционы, в кафе, беседуют по душам. Но это, конечно, не подходит для моей крошечной ревнивицы, она еще слишком мала.

Может быть, проблема, возникшая в нашей семье, - что-то исключительное? Нет, опрос знакомых показал совсем обратное. Видимо, появиться на свет, когда "место под солнцем" уже занято - это тоже своего рода испытание, которое не так-то легко пройти младшим детям.

Единственный автор, в трудах которого мне удалось обнаружить кое-какие размышления о данной проблеме, - известный психоаналитик Альфред Адлер. В своей работе "Воспитание детей" он рассматривает ситуацию аналогичную моей: старший сын и младшая дочь. "Мальчика-первенца обычно балуют и в то же время многого ждут от него, - пишет Адлер. - Положение его благоприятно, пока не появляется сестра".

По Адлеру, мальчик, не желая расставаться с положением единственного любимца, начинает бороться против нее. Девочке в этой ситуации не остается ничего, кроме как предпринять чрезвычайные усилия. Она быстро развивается, во многом опережает брата, и он начинает терять свой мужской авторитет, а вместе с ним и веру в себя. Из таких первенцев, считает Адлер, вырастают неуверенные, ленивые, нервозные мужчины, которые уже в детстве почувствовали себя недостаточно сильными, чтобы состязаться с сестрой.

Да, невеселое наблюдение. Но это, пожалуй, крайность. В нашем случае все не так уж плохо. Сын не борется против дочери, он миролюбив, уравновешен, хорошо развит физически и умственно и ни тени неуверенности в нем, слава Богу, незаметно.

А вот что пишет Адлер о младших детях: они несут на себе безошибочную печать того, что они самые маленькие в семье. Чаще всего младший - это тот, кто хочет всех опередить. Он никогда не бывает тихим и верит в то, что должен достичь большего, чем остальные. Кстати, ведь и в сказках младший ребенок обходит своих братьев и сестер. Оказывается, таков не только Иванушка-дурачок - по утверждению Адлера, младшие дети в немецких, скандинавских, китайских сказках тоже оказываются победителями.

Конечно, в прежние времена, когда детей в семьях было много, фигура младшего ребенка была более отчетливой. Пожалуй, быть младшим в многодетной семье - не совсем то, что в стандартной современной, где обычно всего двое отпрысков. Но тем не менее выводы Альфреда Адлера стоит принять к сведению.

Однако психоанализ психоанализом, а я снова не могу почитать сыну книгу, не могу позаниматься с ним математикой и географией, к которым он уже проявляет интерес. И тогда обращаюсь к детским психологам.

Действительно, тема ревности младшего ребенка к старшему в литературе встречается гораздо реже, - соглашается с результатами моих изысканий психолог детской поликлиники № 108 г. Москвы Екатерина Александровна Лошинская. - Книги в основном рассказывают, как справиться с ревностью старшего ребенка к младшему. И это понятно, потому что старший, как минимум полуторагодовалый ребенок, заявляет ревность, что называется, в чистом виде, конкретными действиями или словами по отношению к малышу. Получается: есть проблема - есть решение.

А вот если ревнует совсем маленький, несознательный, то дифференцировать причины его капризов очень сложно. То ли это ревность, то ли ему на самом деле "хочется есть". Поэтому мы редко говорим, что младшие дети ревнуют, чаще: "они требовательны, своенравны, хотят любым способом привлечь к себе внимание, претендуют на лидерство". Строго говоря, мы констатируем формирование манипулятивного стиля поведения. Но понять, что мы сами все это спровоцировали, бывает сложно.

Безусловно, ревнующий ребенок борется за место под солнцем. Борется за наше внимание, которого ему не хватает. Не хватает, потому что он такой требовательный? Нет, потому что этого внимания ему недодали.

Как же недодали, если мама только малышом и занимается? Да, она посвящает ему больше времени, но внутренне, эмоционально она может быть при этом настроена на старшего. Большее значение для возникновения ревности имеет не то формальное количество времени, которое мы уделяем детям (хотя и оно тоже), а наша внутренняя обращенность к одному из них.

Дело в том, что маленькие дети очень чувствительны к "настроенности" на них. Отсутствие душевного тепла они воспринимают как угрозу жизни и начинают привлекать к себе внимание любыми доступными средствами.

Ярким примером этого может быть ревность младшего ребенка к старшему при небольшой разнице в возрасте - особенно когда первый ребенок оказывается неслучайным, долгожданным, мама и все родственники вкладывают в беременность, роды, в первые месяцы его жизни очень много душевной энергии. Настолько много, что родившийся через короткий промежуток времени второй малыш уже не может получить столько же - просто потому, что родители к этому моменту оказываются несколько исчерпаны морально.

Согласитесь: когда в семье ждут первенца, мама, как правило, думает только о том, чтобы он родился здоровым и все прошло благополучно. Все ее мысли посвящены этому малышу. Во время второй и последующих беременностей она уже не может полностью отдаться мыслям о том, кого носит под сердцем, - старшие дети требуют ее внимания, особенно если они еще не очень самостоятельные.

Я и сама не избежала этой ошибки, когда в нашей семье появился второй ребенок. Пеленая младшую дочь, я разговаривала со старшей. Режим малышки был подстроен под режим старшей дочки. Меня все время не оставляла мысль, что я что-то недодам старшей из-за того, что много времени посвящаю младшей. Время ее сна я воспринимала как счастливую возможность пообщаться со старшей дочерью.

И я не сразу поняла, почему младшая девочка растет своенравной и капризной, думая, что это - особенности темперамента. На мысль о ревности меня натолкнула реакция малышки на отношение окружающих к нашим детям. Чем больше они отдавали предпочтение старшей - спокойной и покладистой, тем больше повышенного внимания требовала к себе младшая.

Формальное перераспределение внимания не дало никаких результатов, если не сказать, что дало отрицательный результат. Тогда, анализируя ситуацию и пытаясь контролировать себя, я обнаружила, что существует много совершенно не поддающихся коррекции внутренних движений души. И всплывают они на поверхность порой в каких-то нелепых формах. Так, один раз, раскладывая по тарелкам суп, я поймала себя на том, что более приглянувшуюся почему-то мне тарелку, хотя и совершенно равноценную, ставлю перед старшей дочерью. Заметила я и то, что подзывая к себе обоих детей, я всегда первым называю имя старшей дочери.

Однако моих попыток "уравновесить" отношение к дочерям внутри себя оказалось недостаточно: помимо меня детей окружали другие люди, и они продолжали реагировать на поведение девочек по-прежнему.

Дело в том, что невозможно избытком маминой любви компенсировать равнодушие окружающих. Убедить других членов семьи принять младшего ребенка таким, какой он есть, разглядеть в нем искреннюю, гораздо более сильную, чем у старшей дочки, привязанность к ним и зависимость от них, удалось не сразу. Идеальный вариант - это когда все всех любят одинаково. Но как этого добиться?

И тогда я вспомнила, что рассказала мне одна многодетная мама, когда я спросила ее о том, как в семье с пятью детьми удается создать такую миролюбивую атмосферу. Каждый день каждому ребенку наедине она говорит от имени другого (в разной форме, зачастую что-то даже выдумывая): "Как тебя любит Саша!". Или: "Как тебя ждал Сережа". Или: "Знаешь, Надя тебе оставила кусочек торта". Несмотря на кажущуюся искусственность этого приема, он очень помогает наладить реальные отношения между детьми - если делать это регулярно, не пропуская ни дня, как будто даешь или принимаешь прописанное на длительный срок лекарство.

Этот рецепт как нельзя лучше подходит и для взрослых. Не надо их долго убеждать - нужно просто один раз сказать бабушке, что тот суп, который она сварила, "своенравный" ребенок вспоминал с благодарностью всю неделю.

Детская ревность это как детская инфекционная болезнь - редко кто ее может избежать. От того, к кому в большей степени обращены родители в своих чувствах (абсолютное равновесие здесь встречается крайне редко!), зависит, как распределятся между детьми роли ревнивца и покладистого ребенка.

Почему один из детей покладист и компромиссен? Потому что он уверен в родительской любви и чувствует себя защищенным. Легко делиться может только человек, имеющий в достатке то, чем он делится.

А вот что рассказала Елена Анатольевна Смирнова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО.

Современные американские психологи тоже не связывают ревность братьев и сестер друг к другу с тем, старшие они или младшие. Дети изначально чувствуют себя беззащитными, считают специалисты, и могут преодолеть эту беззащитность, только добиваясь любви родителей. Соперничество в борьбе за эту любовь неизбежно.

Иногда ревность принимает крайние формы, а иногда маскируется так, что ее не замечают. И то, и другое таит в себе опасности. С одной стороны, агрессивные проявления, связанные с ревностью, могут закрепиться в поведении ребенка и сильно мешать ему в дальнейшем в общении со сверстниками. С другой стороны, скрывать свои чувства, загонять их вглубь ревнующему ребенку тоже вредно: неизвестно, какие причудливые формы примет это нереализованное чувство позднее.

Если среди ваших детей есть ярко выраженный ревнивец, нужно постараться объективно проанализировать, кому достается больше реального внимания и душевного тепла, а кому - меньше. Постараться уравновесить отношение к детям внутри себя. И, наконец, внимательно следить за внешними проявлениями своих чувств.

Не исключено, что на некоторое время внимание к ярко выраженному ревнивцу может быть даже повышенным. Другой ребенок, чувствующий себя более защищенным, простит вам некоторое отдаление и удовлетворится вниманием других членов семьи. Но и в этом случае избегайте крайностей.

Очень важна для создания и укрепления дружбы между братьями и сестрами какая-то совместная деятельность - игры, занятия, развлечения. Причем это относится не только к детям старшего возраста. Для младенца повседневная жизнь семьи - это тоже "деятельность". Поэтому не стоит, ожидая появления малыша, отправлять старшего ребенка к бабушке и, главное, оставлять его там на первые, самые трудные для мамы месяцы. Лучше уж за некоторое время до рождения второго ребенка начать водить старшего в детский сад, если маме тяжело с двоими. Дети из одной семьи должны жить под одной крышей, это помогает их сближению и дружбе. Конечно, все семейные праздники, походы на природу, в парк, в зоопарк и т.п. должны быть общими (если у вас не восемь детей, как у Серзов). Если родители верующие, то ходить в церковь тоже нужно всем вместе.

А вот бихейвиористы (сторонники поведенческой теории в психологии) советуют прибегать к так называемой телесной терапии: сажать обоих детей на колени, одновременно обнимать их, образуя в буквальном смысле "семейный круг".

Н а подготовку этого материала потребовалось довольно много времени: уж очень неизученной оказалась тема. Однако приобретенные знания помогли, придали уверенности. И теперь поведение моей маленькой ревнивицы заметно улучшилось. Правда, совет бихейвиористов ей оказался явно не по душе. Она упорно отпихивала брата, пока не удалось придумать кое-что другое.

Пожалуй, это можно назвать разновидностью телесной терапии. Называется это в нашей семье "всеобщее целование" и делается так. Сначала дети с двух сторон целуют маму, потом мама с сыном - дочку, потом мама с дочкой - сына, и так далее в любой последовательности, пока не надоест. Обычно это ни у кого не вызывает протеста, а действует сугубо умиротворяюще.

Другой вид совместной деятельности, доступной таким малышам (два и четыре года), - это когда старший показывает младшему картинки в книгах и в меру своих сил рассказывает, что на них нарисовано, или расспрашивает об этом.

Теперь дочка соглашается по вечерам минут десять поиграть с папой, и этого бывает достаточно, чтобы уложить спать сына и почитать ему на ночь. Когда он куда-то уходит с папой, дочка озабоченно спрашивает, где же Вася, а когда он плачет, с участливым выражением лица гладит его по голове.

Она не стала менее ревнивой, просто постепенно начала понимать, что мама - одна на двоих, и с этим ничего не поделаешь. "Получить маму в собственность" можно только по очереди, и никак иначе. Года в два она смирилась, наконец, с тем, что и книжки мы читаем по очереди. Сперва ей - "Машу и медведя" и "Мойдодыра", потом сыну - рассказы Носова и Драгунского.

Но вот наконец настало счастливое время. Дети охотно вместе строят домики из кубиков или подушек, лазят по спорткомплексу, а главное - с удовольствие слушают одни и те же книжки. Еще недавно это были лишь сказки Сутеева, а теперь уже "Малыш и Карлсон".

Дочери исполнилось три года. Она стала более сговорчивой и покладистой. Общение с ней стало доставлять больше удовольствия, чем огорчений. Пожалуй, испытание оказалось не таким уж трудным и вполне преодолимым.

Ревность к братьям и сестрам испытывают не только старшие дети, но и, как ни странно это на первый взгляд, младшие – по отношению к старшим. И хотя младшие изначально растут в ситуации, когда мамой делиться надо, у них тоже нередко приключаются приступы ревности.Младшему ребенку в семье в некоторой степени проще. Он никогда не был единственным ребенком, и поэтому ситуации «свержения с престола» на себе никогда не испытывал.

Но с другой стороны, он также никогда и не был «первым». Он, хотя и бесспорно любимый, но он — второй. А это значит, что он растет если не в тени старшего, то по крайней мере с родительской оглядкой на опыт, приобретенный на старшем ребенке .

На первом ребенке мама училась – кормить, одевать, делать массаж, общаться. Она набила некоторые шишки и приобрела большой опыт. На втором она будет стремиться к применению тех же навыков, что были использованы с первым. Либо будет исправлять свои ошибки – если с первым почти не занимались, то с вторым заниматься будут больше. Если с первым занимались много, то второму могут просто радоваться.

И все бы было хорошо, если бы не крылась тут одна очень распространенная ошибочка – второй ребенок не «клон» первого, а другой , часто очень сильно отличающийся не только внешне, но и внутренне. Случается и так, что дети сильно похожи внешне, и соответственно очень хочется верить, что и внутренне они они схожи. Но не тут-­то было!

Как бы банально это не звучало, каждый ребенок индивидуален, и к нему нужен свой, его личный подход и воспитание! Поэтому, чтобы избежать ошибки «клонирования», стоит внимательно наблюдать за малышом – за тем, что ему нравится, а что нет, что для него комфортно, а что нет, что ему интересно, а что нет – точно так же, как Вы бы поступали, если бы он был первенцем.

Прошлый опыт -­ прекрасное подспорье, однако он не должен выходить на первое место -­ на первом месте всегда должен быть ребенок! Младший имеет право быть другим!

Но главная причина для ревности младшего – как бы это не казалось невероятным – нередко младший ребенок получает значительно меньше внимания, чем старший . Старший ребенок, ревнуя при появлении в доме малыша, делает все, чтобы привлечь к себе максимум внимания – ему кажется, что только таким образом он сможет удержать свои ускользающие позиции.

А мама, которая понимает, что ревность пробудилась из­-за ее желания иметь еще одного ребенка и жалеющая первенца, которому приходится проходить через такое испытание, начинает чувствовать себя виноватой. Чтобы от чувства вины избавиться, она старается все возможное время уделять старшему ребенку. Или просто получает больше удовольствия от общения со старшим – более разумным, более любопытным и просто более интересным собеседником.

И вдруг обнаруживается, что во время массажа малышу можно рассказывать что­-то старшему, во время кормления ему можно читать сказки, можно играть со старшим, пока малыш просто лежит на коленях. И все вроде чудесно, малыш не возмущается, ибо он не знает другого общения, кроме того, которое имеет. Старший тоже доволен – мама его, а приложение в виде младенца можно и проигнорировать – тем более, что он не слишком и мешает.

И все бы было замечательно, если бы не «овраги». То есть если бы не оказалось, что мама, движимая чувством вины по отношению к старшему, не забыла о том, что и младшему тоже нужно общение – индивидуальное, обращенное только к нему . Ему точно также, как и старшему, для успешного развития необходима концентрация на нем самом, на его личности.

Одевание младшего и параллельная беседа со старшим удовлетворяет потребность старшего, но игнорируется потребность младшего… А ведь он, не понимая пока речи, живет чувствами и ощущениями, которые ему говорят, что мама не «в нем», она вне его душевного пространства.

И хотя формально мама отдает младшему ребенку много времени, реально она сосредоточена на чувствах старшего. Что происходит дальше, догадаться не сложно – у младшего появляется роль – «твое место – второе» .

А вот еще дальше ситуация может развиваться по двум разным путям – если младший ребенок по духу ведомый, то он возможно безропотно примет эту роль (со всеми вытекающими последствиями), а если он по духу лидер, то в один прекрасный день мама обнаружит, что младший бунтует – ему уже мало одной только маминой груди. Он хочет получить маму всю, целиком и полностью. И без «заменителя» в виде папы.

Он может не позволять читать старшему книжки, сгонять его с маминых коленок, часто и «не по делу» капризничать, ныть, бросаться на пол при малейшем «нельзя»… Говоря иначе -­ он будет искать любые деструктивные пути, чтобы добиться своего -­ обратить на себя внимание и получить необходимое ему количество общения.

Почему именно деструктивные ­ конфликтно-агрессивные методы самые «рабочие» — они всегда и неизменно достигают цели быстрее и эффективнее, чем более конструктивные. И к тому же они более соответствуют «сильным» чувствам малыша, которые он пока не умеет ни подавлять в себе, ни перенаправлять на иные объекты.

Самая большая сложность при таком развитии событий -­ второй виток ревности старшего, уже привыкшего к тому, что младенец не занимает много места в жизни . Поэтому очень важно с самого начала правильно расставить приоритеты -­ каждый из детей имеет право на мамино внимание и каждый должен его получить.


Если понять, что старший ребенок ревнует, не сложно – достаточно лишь за ним понаблюдать – если в поведении вдруг появились ранее не свойственные ему реакции, то это скорее всего ревность. В предыдущей статье уже упоминались грызения ногтей и прочие направленные на себя действия – так называемая аутоагрессия . Может быть, агрессия, направленная на кого­то из членов семьи – особенно вероятно, что целью окажется тот, кто больше восторгается малышом и игнорирует старшего, может быть агрессия, направленная на самого малыша.

Однажды мне приходилось консультировать одну семью, в которой старший, пока мама отвлекалась, тихо подкрадывался к спящему малышу и громко кричал ему в ухо или кусал за пятку.

Еще один вариант проявления ревности – ранее мирный ребенок может начать проявлять агрессивность по отношению к сверстникам ­ особенно это заметно в песочнице. В последнем варианте, агрессия (я напомню, что агрессивные выпады — это реакция эмоции гнева, которую маленькие дети пока не умеют ни контролировать, ни перенаправлять) направленная на сверстников, означает, что ребенок усвоил запрет на агрессию дома (малыша нужно любить и защищать, а обижать ­ нельзя), но поскольку нужно что-­то делать с растущим чувством гнева и следовательно потребностью в избавлении от него, то гнев может выплескиваться именно в таком виде.

А вот понять, что ревнует младший, гораздо сложнее. Ведь у него нет внезапного изменения состояния. Появление ревности происходит у него плавно, изо дня в день. И трудно понять – капризничает малыш из­-за недостатка внимания или из­-за того, что он голоден или хочет спать.

Поэтому, если поведение младшего ребенка в семье отличается манипулятивными или деструктивными наклонностями, то стоит задуматься над тем, в достаточной ли мере младший ребенок имеет родительскую любовь, внимание и прочие атрибуты детского счастья.

Детская ревность - частый гость в семьях с двумя и более детками.

Даже если ребёнок один, он всё равно испытывает это чувство, к примеру ревнуя мать к отцу или наоборот.

Ну а уж когда в семье появляется отчим или мачеха, эта проблема неизбежна.

Как бороться с проявлениями ревности у детей? Об этом и будет рассказано в этой статье.

Почему детки ревнуют своих родителей к младшим братишкам и сестрёнкам или друг к другу?

Ревность - не что иное, как боязнь нелюбви. Малыш боится, что его больше не станут так сильно любить. Из-за этого он обижается и ревнует.

С появлением нового члена семьи ребёнок чувствует недоумение.

Он не понимает, что ему делать теперь, когда у него появился «конкурент». И не значит ли это, что мама или папа, а то и оба сразу, вдруг его разлюбили?

Если не уделить внимание этой проблеме в самом начале, то недоумение ребёнка иногда перерастает в неприязнь к новому родственнику и к желанию избавиться от него, а если не получится, то хотя бы добиться внимания к себе. При этом в ход идут любые средства: начиная от шалостей и привычки делать назло до симуляции тяжёлой болезни.

Никогда не ставьте ребёнка перед фактом. Перед появлением нового члена семьи объясните ему, что, несмотря на появление в доме новичка, его не перестанут любить. В этом случае проявлений ревности, может, и удастся избежать.

Причины

Причины детской ревности делятся на два типа:

  • Внешние - не зависящие от ребёнка.
  • Внутренние - формирующиеся с учётом особенностей характера, воспитания или состояния здоровья малыша.

Внешние причины, происходящие в семье или в жизни ребёнка, из-за которых он лишается некоторых своих привилегий. К ним относятся:

  • рождение младшего братишки или сестрёнки;
  • начало совместной жизни одного родителя с новым избранником;
  • появление в группе или в классе, где учится ребёнок, новых воспитанников или учеников.

Тяжело смириться ребёнку и с появлением у него сводных братцев и сестриц, что случается, когда мать или отец повторно вступают в брак с человеком, имеющим своих детей. В этом случае ребёнок решает, что те, другие дети, получают больше родительского внимания и любви, даже если это и не так.

Ребёнок может приревновать отца или мать к их работе. Он не понимает, почему родители уделяют этой непонятной «работе» столько времени и внимания, и думает, что они «крадут» их у него.

Внутренние причины детской ревности:

  • Эгоцентризм . Дети до 10–12 лет считают себя центром Вселенной, поэтому, когда появляется новый член семьи, они просто не готовы делиться с ним тем вниманием, заботой и родительской любовью, которые раньше безраздельно принадлежали им одним.
  • Ответная реакция. Возникает, когда малыша обделяют вниманием, что он расценивает как несправедливость по отношению к себе. Это и вызывает бурный протест с его стороны.
  • Неумение выразить чувства . Когда кроха ещё не умеет выражать чувство любви словами или поступками, он нередко привлекает внимание родителей к себе вызывающим поведением или обидами, и это тоже одно из проявлений его ревности к ним.
  • Неготовность к ответственности . Бывает тогда, когда после появления нового малыша ребёнок воспринимает «старшинство» не как привилегию, а как обузу и ущемление собственных прав.
  • Повышенная тревожность . Ребёнок сомневается в себе и в том, что он достоин любви, из-за чего всё время беспокоится и переживает. Что бы ни произошло в семье или в жизни, для всего у него найдутся объяснения, далёкие от настоящих причин случившегося, но неизменно связанные с самим ребёнком и с его недостатками, причём, как правило, надуманными.
  • Создание конкуренции . Без вмешательства родителей здесь не обходится. Они сравнивают ребёнка с другими детьми, и это сравнение бывает не в его пользу. Это портит отношения между братьями и сёстрами, заставляя их ненавидеть друг друга.
  • Чувство беспомощности . Возникает у детей, которые видят, что в семье происходят изменения, но повлиять на их исход не могут.

Основные признаки

  • Агрессивность . Проявляется в желании причинить боль «конкуренту»: ударить, толкнуть, ущипнуть, а порой и при помощи кулаков дать понять, «кто в доме хозяин». При этом нередок и психологический прессинг: ребёнок может обидеть, обозвать, обговорить или подговорить «конкурента» на плохой поступок, а потом подставить его.
  • Гиперактивность . В том случае, если прежде спокойный ребёнок вдруг начал проявлять неумеренную активность, его родителям следует задуматься над причинами такого поведения малыша, так как оно тоже может свидетельствовать о его ревности.
  • Невротические реакции . У некоторых детей, отличающихся чувствительностью, проявлением ревности иногда бывает не поведение, а реакции со стороны нервной системы. Например: истерия, заикание, нервный тик.

Случается, что ребёнок переживает чувство ревности внутри, не вынося его «на всеобщее обозрение». Но отсутствие видимых проявлений при этом вовсе не говорит о том, что данной проблемы нет.

В этом случае признаками детской ревности бывают:

  • Тревожность . Она проявляется нарушениями сна, проблемами с пищеварительной системой, изменением вкусовых пристрастий, появлением страхов и ухудшением успеваемости у школьников.
  • Смена настроения . Если вдруг весёлый и активный прежде ребёнок стал грустным и начал постоянно плакать, это может означать, что он переживает стресс, вызванный ревностью.
  • Несамостоятельность . Иногда старшие дети «разучиваются» с появлением у них младшего брата или сестры делать то, что до этого умели делать. Ребёнок уподобляется малютке, так как думает, что в этом случае он получит столько же родительского внимания, как и его братишка или сестрёнка.
  • Проблемы со здоровьем . Из-за стресса ребёнок чаще болеет, у него без видимых причин обостряются хронические заболевания.

Иногда дети используют симуляцию или даже травмы для привлечения внимания к себе, шантажируя таким образом родителей.

Как бороться с ревностью

Ревность - чувство разрушительное в первую очередь для самого ревнивца.

К тому же детская ревность накаляет обстановку в семье и порой является причиной ссор между детьми, их родителями или другими родственниками.

Ниже будут рассмотрены способы борьбы с тремя видами ревности: к младшему брату или сестре; к отцу или матери; к отчиму или мачехе.

Все эти виды имеют свои особенности, связанные с тем, что послужило причиной ревности, и для каждой из них необходим особенный подход.

К младшему ребенку

При появлении второго малыша в семье возникает проблема в связи с её увеличением: реакция старшего ребёнка на рождение младшенького.

Как же поступить в этом случае?

  • Нельзя давать первенцу повода думать, что новорожденный крошка - его соперник в борьбе за родительскую любовь. Родители должны донести до него мысль о неизбежности появления младшего ребёнка. Нельзя спрашивать первенца: «Хочешь ли ты братика или сестричку?», а просто нужно ставить его перед фактом. Тогда старший ребёнок подумает, что так и нужно, чтобы в семье появился второй малыш и воспримет его появление как неизбежную данность.
  • Необходимо разъяснить старшему ребёнку, что родители не перестанут его любить и что появление крохи ничего не изменит в отношении мамы и папы к нему.
  • Родителям нужно подготовить сына или дочь к заботам о малютке тогда, когда тот ещё не родился, и говорить, что им непременно нужна будет помощь старшего ребёнка по уходу за новорожденным крохой.
  • Чтобы избежать ревности старшего к младшему, после рождения второго малыша нельзя говорить: «Я люблю вас одинаково». К каждому из детей нужно относиться по-особенному - так, как если бы он был в семье единственным.

Чем старше первый ребёнок, тем проще ему принять и временные лишения, и родительские объяснения по поводу появления в семье второго малыша. При правильной подготовке такого ребёнка к грядущему событию проблем с ревностью возникает минимум или они вообще не появляются.

Когда в семье растут детки с большой разницей в возрасте, важно избежать двух крайностей:

  • Повышенное внимание, уделяемое только одному ребёнку . В этом случае родители могут столкнуться с ярко выраженной ревностью со стороны другого сына или дочери.
  • Требовать, чтобы первенец взял на себя заботу о младшем . Папа с мамой должны при этом помнить, что старший - тоже ребёнок, который нуждается в родительском внимании и заботе. Можно привлекать первенца к уходу за малышом и домашним делам, но нельзя лишать его при этом собственной жизни.

Родители должны с благодарностью принимать помощь старшего из деток и неизменно хвалить его за это.

К одному из родителей

Случается, что и без появления в семье младшего ребёнка детской ревности избежать не удаётся. Старший из детей не готов делить любовь и заботу мамы с папой или наоборот, из-за чего и ревнует одного родителя к другому.

Способы избежать ревности к одному из родителей:

  • Поговорить с малышом и объяснить ему, что любовь к нему и любовь родителей друг к другу - различные чувства, не заменяющие одно другое. И что любви и внимания папы или мамы хватит на всех членов семьи.
  • Если при проявлении чувств со стороны другого родителя ребёнок капризничает или, хуже того, закатывает истерику, ни в коем случае нельзя отстраняться от мужа или жены и бежать успокаивать малыша. Постарайтесь вовлечь его в процесс: например, предложите мужу и ребёнку одновременно или по очереди поцеловать вас или самой обнять их обоих.
  • Отвлечение. В том случае, если никакие уговоры и хитрости не действуют, а ребёнок продолжает кричать и плакать, необходимо отвлечь его внимание и, если нужно, увести в другую комнату. И только после того, как он успокоится, с ним можно будет обсудить причины случившейся истерики.

К новым папе или маме

Если в брак вступают люди, у которых уже имеются дети, проблема ревности к новому избраннику мамы или папы почти неизбежна.

Из-за того, что у отца и матери разные функции в семье, отношение детей к новым взрослым членам семьи строятся по-разному в зависимости от того, кто пришёл в семью: отчим или мачеха.

Вначале рассмотрим ситуацию, когда у ребёнка появилась новая мама.

Чтобы избежать проявления ревности детей мужа, нужно руководствоваться следующими правилами:

  • Новой матери нужно быть готовой к тому, что дети супруга отнесутся к её появлению в семье негативно.
  • Нельзя сразу же показывать недовольство поведением детей мужа или, тем более, ругать их за это. Сначала нужно добиться их уважения и симпатии, заботясь о них и проявляя к ним внимание.
  • Новую маму ожидают постоянные сравнения с родной матерью ребёнка. Чаще всего сравнения эти бывают не в пользу мачехи. В этом случае ей нужно просто перетерпеть подобную ситуацию. Через некоторое время её отношения с детьми супруга станут более доверительными. Пока же новой маме следует дать понять ребёнку мужа, что она - не враг, а союзник и, возможно, даже друг.
  • Ребёнок наверняка мечтает о том, чтобы его родная мама, если та жива, вернулась в семью. Он может проявлять агрессию по отношению к новой жене своего отца, грубить ей или попросту не считаться с ней. В этом случае стоит рассказать супругу о поведении его сына или дочери, но при этом недопустимо обвинять ребёнка или его настоящую маму.
  • Если ребёнок мужа «вступил на тропу войны» - жалуется, отцу на новую мать, провоцирует её или огрызается, а иногда и привлекает на свою сторону других родственников, ни в коем случае нельзя поддаваться на эти провокации. Нужно показать ребёнку, что его план по выставлению мачехи в невыгодном свете разгадан, но при этом не следует принимать никаких ответных действий. Нельзя переносить негатив от поступков ребёнка на мужа или портить отношения с другими родственниками. Это не решит, а только усугубит возникшую проблему.

Матери и отцу не только на словах, но и на деле нужно дать понять ребёнку, что их брак незыблем, и никакие провокации с его стороны семью не разрушат.

Иная ситуация складывается, если в семью приходит новый папа.

К отчиму дети порой испытывают не просто неприязнь, а настоящую ненависть: ведь он «украл» их маму, а матери они не могут простить «предательства». В этом случае необходимо использовать все возможные способы для того, чтобы наладить отношения с детьми, такие как:

  • Донести до ребёнка мысль, что каждый человек имеет право любить и быть любимым. Нужно объяснить детям, что любви мамы хватит и на них, и на её нового мужа.
  • Нельзя позволять манипулировать собой. Необходимо пресекать все попытки вызвать у матери чувство вины. Ребёнок должен на всю жизнь уяснить, что шантаж неприемлем ни при каких обстоятельствах.
  • Необходимо уделять сыну или дочери внимание не меньше чем по часу в день. Пусть это будет время, принадлежащее только матери и ему или ей: например, традиция разговаривать по душам перед сном. Иначе эмоциональные потери ребёнка окажутся непомерно велики.
  • Не стоит обсуждать семейную ситуацию слишком часто, проявляя излишнюю заботу о том, чтобы ребёнок и его новый папа подружились. Обычно это происходит само собой.

Чем старше ребёнок, тем больше времени может ему потребоваться на то, чтобы признать нового взрослого человека в семье «своим».

Детская ревность возникает из-за того, что ребёнок боится утратить привычный для него мир, где его любят и где им дорожат. Нельзя игнорировать проявления детской ревности: нужно вовремя их замечать и бороться с ними. Следует помнить, что ревность детей - это те чувства и эмоции, которые могут остаться с ними на всю жизнь и сильно её осложнить в будущем.

Что такое детская ревность, и как она проявляется. Какие существуют методы, чтобы предотвратить и снизить неконтролируемые чувства ребенка.

Каждая семья, где есть маленькие дети, рано или поздно сталкивается с проблемой ревности у ребенка. Психологи считают - детская ревность возникает из-за недостатка материнского внимания и непонимания малышом, что с ним происходит. Поэтому если решить эти задачи, то проявления деструктивного чувства значительно снизятся.

Представленные советы специалистов помогут решить эту проблему и добиться гармоничных отношений в семье.

Детская ревность: особенности проявления

В большинстве случаев детская ревность встречается у детей до 5 лет. Они соперничают с младшими братишками и сестренками, папой или отчимом, пытаясь привлечь к себе максимум внимания с маминой стороны. И этому есть объяснение.

До 3 лет мама для ребенка является самым значимым объектом, обеспечивающим заботу и любовь. Поэтому любое стороннее посягательство на материнское внимание лишает его ощущения комфорта и безопасности. В результате развивается чувство тревоги и страха, стремление отстоять личную территорию, которое сопровождается криком и плачем.

В 3 года у малыша формируется осознание собственного «Я». Он осмысливает свои желания и намерения, обучается осознанно достигать своего. В этом возрасте детская ревность может перерастать в категорию манипуляций.

Зачастую маме приятно, когда малыш ее ревнует, поэтому она неосознанно подкрепляет эту реакцию ребенка. А он в свою очередь учится добиваться желаемого, манипулируя материнскими чувствами.

Проявления детской ревности обычно сопровождаются такими поступками:

  • капризами, всевозможными прихотями, которые выступают как средство борьбы за внимание мамы;
  • агрессией на второго ребенка или взрослого, который отбирает материнское внимание;
  • постоянными упреками, что мама его недостаточно любит, а другого любит сильнее;
  • замкнутостью в себе и действиями наперекор родителям;
  • негативной реакцией на похвалу при нем других детей или взрослых.

Очень часто детская ревность возникает к младшему ребенку, папе или отчиму. Рассмотрим более подробно все эти ситуации.

При рождении второго ребенка

Появление младшего члена семьи добавляет маме хлопот. В результате количество времени, ранее уделяемое первенцу, существенно уменьшается. Он часто обвиняет маму в недостатке внимания и любви к нему. Как следствие, у старшего ребенка развивается чувство отверженности самым родным человеком.

Что делать родителям в такой ситуации:

  1. Поймать благоприятный момент . Детскую ревность проще предупредить, чем с ней бороться. Для этого нужно поймать момент, когда ребенок захочет братика или сестричку. У детей ближе к 4 годам возникает неосознанное желание проявлять заботу о ком-то. Если рождение младшего ребенка совпадает с данным периодом, тогда вероятность развития ревности существенно уменьшается.
  2. Приобщить ребенка к ожиданию . Желательно заранее подготовить ребенка к рождению младенца. Объяснить, что в животике растет и развивается малыш, который скоро появится на свет. И уже с этого времени постепенно прививать заботу о маме и будущем члене семьи. Тогда в семье будет трое единомышленников, которые будут ожидать рождения второго ребенка.
  3. Доверить ребенку взять на руки новорожденного . Этот момент позволяет ощутить старшему ребенку ответственность за малыша, и прочувствовать особую близость. Если ребенок еще слишком мал, можно усадить его на диван, и положить ему младенца на колени. При этом обязательно нужно контролировать процесс и объяснять, как вести себя с новорожденным.
  4. Заинтересовать ребенка в уходе за новорожденным . Очень часто старший ребенок ревнует маму к малышу потому, что младенцы требуют круглосуточного внимания и опеки. Из-за этого первенец ощущает себя обиженным, ведь родители не могут уделять ему столько времени, как раньше. Ревность к младшему ребенку можно исключить, если дать понять старшему, что он полноценный член семьи, которому доверяют «взрослые» дела: отнести пеленки, подать бутылочку, приглянуть за крохой во время сна.
  5. Важно прислушиваться к своим детям . И если старшему ребенку надоедают хлопоты за младшим, тогда необходимо дать ему возможность заняться своими делами: поиграть с игрушками, посмотреть мультфильмы или порисовать.
  6. Обязательно общаться с ребенком наедине . Нужно каждый день находить хотя бы один час, чтобы провести его вдвоем со старшим ребенком, почитать ему сказку, поиграть или просто поговорить.
  7. Сохранять справедливость по отношению к детям . В период взросления детей возникают различные ситуации, при которых они взаимодействуют. Время от времени из детской могут доноситься крики или плач. Чаще всего такие обстоятельства возникают у погодок, которые не могут поделить нужную обоим игрушку, ссорятся по этой причине или даже дерутся.
  8. Не стоит сразу же упрекать первенца , потому что он старше. Иногда достаточно переключить внимание малышей на любое другое занятие. А если нужно разобраться в происходящем, то делать это справедливо, чтобы ни в коем случае не обвинить невиновного.
  9. Не сравнивать детей друг с другом . Необходимо тщательно избегать обстоятельств, которые предполагают сравнение детей, особенно в большой семье. Каждый ребенок все время сравнивает себя со сверстниками, а оказаться в чем-то последним в своей семье является для него значительной травмой. Поэтому родители должны всячески воздерживаться от сравнений, сопоставлений, и не оценивать одного ребенка выше остальных.

К новому мужчине

Так как последнее время статистика разводов постоянно растет, количество повторных браков тоже увеличивается. И зачастую гармоничные отношения в новой семье не складываются из-за детской ревности к отчиму.

И маме, и ее новому мужчине важно знать, что делать, чтобы сформировать позитивные взаимоотношения между отчимом и ребенком:

  1. Заложить фундамент дружелюбия и доверия . Необходимо основательно подготовиться к первой встрече ребенка и нового мужчины, создать особую обстановку, чтобы их знакомство было дружелюбным и доверительным. Спокойные семейные вечера, выезды на природу, походы в зоопарк или на аттракционы помогут справиться с вероятной скованностью.
  2. Объяснить ребенку , для чего маме нужны новые отношения. Для ребенка чаще всего становится совершенной неожиданностью появление нового мужчины в доме, развивается детская ревность с различными последствиями. Необходимо серьезно и доверительно говорить с ребенком о том, что человек не может быть одинок, и ему обязательно нужна поддержка и опора.
  3. Наладить взаимодействие . Чтобы стать главой семьи, новому мужчине понадобится довольно много времени. Проблемы, которые появляются, поможет преодолеть местоимение «мы». Можно привлекать ребенка к совместным занятиям, помогать ему в решении его детских вопросов.
  4. Исключить негативные эмоции . Взаимоотношения отчима и ребенка - это продолжение его взаимоотношений с матерью. Мужчина должен не забывать, что он находится под присмотром. Ребенок не должен слышать резких слов, наблюдать суровую мимику или равнодушную реакцию.
  5. Принять ребенка таким, каким он есть . Отношения отчима и ребенка в основном будут зависеть от отношений матери и ребенка. Не стоит переделывать и перевоспитывать ребенка на свой лад. Мать все равно станет на сторону ребенка, а равновесие в отношениях будет нарушено.
  6. Не воевать за любовь ребенка с его родным отцом . Со временем ребенок все поймет, так как детское сердце очень чувствительно к чистоте помыслов.


К папе

Многие дети в возрасте 1,5–3 года ревнуют маму к папе. Так дети отстаивают собственное право обладать вниманием мамы.

Что делать, если ребенок не подпускает папу к маме:

  1. Ни в коем случае нельзя отвергать ребенка . Лучше предупредить истерику и вовлечь ребенка в веселую игру с участием всех трех членов семьи. В процессе игры нужно создать условия, которые показывают, что родители любят ребенка, и в то же время друг друга, и никто никого не обделяет. Ребенок, введенный в сообщество родителей, чувствует ревность намного слабее и она не столь разрушительна. Также ребенок лучше ощущает связь с папой, что является важным для развития здоровой личности.
  2. Объяснить ребенку , что папа тоже занимает важное место в семье. Маме следует мягко и ненавязчиво говорить о том, что она одинаково любит и ребенка, и папу, и принадлежит им обоим.
  3. Обниматься вместе с ребенком . Нельзя, чтобы папа проявлял холодность к маме, только потому, что ребенок ревнует. Поэтому к объятиям родителей можно привлекать и малыша. Это предупредит возможную агрессию.
  4. Один день в неделю нужно отдать папе . Чтобы папа вдвоем с ребенком сходил в парк, цирк, на аттракционы. Пусть отец покормит малыша, уложит спать. Это способствует уменьшению духа соперничества и зарождению взаимодействия. У отца и ребенка возникают общие интересы, совместные воспоминания и темы для разговоров.

Как реагировать

Большинство родителей совершенно не готовы к любым проявлениям детской ревности, несмотря на это они должны осознавать, что все ощущения продиктованы человеку природой. В связи с этим невозможно исключить возникшие эмоции, которые иногда нельзя объяснить или проконтролировать.

Детская ревность – это одно из таких здравых и естественных чувств, поэтому бояться ее не нужно.

Проявления ревности у ребенка обусловливаются тем, что мама для него самый главный человек на определенном жизненном этапе. И бурно реагировать на них не стоит, так как родители могут только усугубить проблему.

Даже при жестких приступах ревности, когда первенец обижает младшего, отбирает игрушки, старается всячески ему навредить, не следует психологически прессовать обидчика и наказывать его.

Лучше обеспечить младшему абсолютную безопасность, находясь постоянно рядом. А со старшим ребенком нужно доверительно поговорить и объяснить, что мама понимает, принимает и любит его таким, каким он есть. А также надеется, что он тоже поймет, примет и полюбит маленького братика или сестричку.

Самое главное - это научиться правильно реагировать на выражение детской ревности, недопустимо ее игнорировать и запрещать. Ребенка одолевает ураган непонятных и неконтролируемых чувств. Поэтому целью родителей должно быть обучение малыша осознавать собственные чувства, не ощущать из-за них неловкость и стыд, и в дальнейшем направить их в позитивное русло.

Помочь в этом может доверительная беседа, во время которой необходимо:

  • попытаться объяснить малышу, что и почему он чувствует;
  • успокоить ребенка, сказать, что это совершенно естественно, и оно само пройдет;
  • обязательно убедить малыша в том, что мама его любит очень сильно, и всегда будет любить.
  • При правильном подходе ребенок со временем сможет управлять собственной ревностью и принять всех остальных членов семьи.

По мнению специалистов, бороться с ревностью нет смысла, потому как задание это невыполнимое. Однако уменьшить серьезные последствия этого деструктивного чувства является главной целью родителей.

Осуществить эту задачу помогут следующие практические советы:

  1. В первую очередь необходимо понять , что детская ревность является обязательной составляющей внутреннего мира ребенка. Поэтому нельзя ругать или упрекать малыша за проявленные чувства, тем более что они возникли из-за любви к маме. Вместо этого нужно постараться разрядить обстановку – обнять, улыбнуться, приголубить, сказать ребенку о своей любви к нему.
  2. Проявления любви . Психологами доказано, что для комфортного душевного самочувствия ребенку кроме поцелуев утром и перед сном, нужно получать минимум восемь объятий в течение дня. При недостатке материнской любви ребенок будет добиваться ее всеми возможными способами. Он непременно отследит, сколько внимания уделено младшему брату или сестре, будет ревновать маму к друзьям, увлечениям и работе.
  3. Необходимо оставить тот жизненный уклад , который присутствовал у ребенка до появления нового члена семьи. Однако нужно придерживаться золотой середины. Иногда родители пытаются задобрить ревность ребенка подарками и позволением делать то, что раньше не разрешалось. Такое поведение не спасет от детской ревности, но даст возможность ребенку манипулировать родителями.
  4. Нужно всячески содействовать сближению членов семьи между собой. Продумывать общие дела и совместный отдых.
  5. Следует приучать ребенка говорить о своих эмоциях . Очень часто детская ревность становится скрытой. Необходимо договориться, что, если ребенок почувствует какое-то недовольство или несправедливость, то должен сообщить о своих опасениях. Правда, большинство детей не осмеливаются начать подобный разговор, для этого им нужно помочь. Обычно применяется метод бесед – задаются вопросы и постепенно выясняется, все ли хорошо у ребенка, о чем он переживает в данное время и не скрывает ли внутренней обиды.

Сказкотерапия

Этот метод помогает ненавязчиво объяснить ребенку, что с ним в действительности происходит, и нужно ли развивать внутри себя такое чувство. Вдобавок сказка помогает найти общий язык между взрослым и ребенком. Так как чаще всего они разговаривают на разных языках, притом проблемы с общением отмечаются именно у взрослого.

Сказкотерапия более эффективна, чем обычные беседы. Сказочные герои, аналогии, метафоры и символы помогают раскрыться ребенку, понять взрослому, что происходит в детской душе.

Желательно, чтобы с ребенком и родителями работал психолог или психотерапевт. Именно он сможет подобрать такую сказку, которая лучше всего воспроизведет ситуацию, и сформировать вопросы, способствующие решению проблемы.

Важно понимать, что ревность является этапом нормального возрастного формирования личности. Преодолеть детскую ревность нельзя, ее можно только уменьшить, проявляя свою любовь и заботу. Слова любви к ребенку важно подтверждать на деле, и не разграничивать старших и младших.

Также большое значение имеют совместные занятия и времяпрепровождение. Чем больше дел будет сделано всей семьей вместе, тем сплоченнее и крепче она будет.

Видео: Детская ревность