Способы развития памяти. Как развивать память и лучше запоминать

"Как развить хорошую память?" — спросите вы. Это процесс не простой, но возможный. Поставив перед собой цель и выбирая средства, нужно настроиться на то, что тренировки должны быть постоянными, упорными. Чем больше уделять этому вопросу внимания, тем выше будут достигнутые результаты.

Не стоит относиться к этому как к трудной, важной работе, заставлять себя, принуждать к выполнению определенных упражнений. Процесс должен приносить радость, удовольствие. Только хорошее настроение и воодушевление принесут успехи. Без этого - никак.

  • Почему мозгу нужны тренировки.
  • Виды памяти.
  • Методы и приемы запоминания.

Для того чтобы понять, как развивать свою память, нужно разобраться в вопросе отчего она снижается. Если что-либо перестает использоваться - оно приходит в упадок, а затем постепенно совсем в негодность. Если вы ломали руку или ногу, то можете вспомнить, как ослабевали мышцы за время бездействия, каких трудов стоило вернуть утраченные навыки.

Также и с нашей памятью. Если мы перестаем ею пользоваться: нагружать, тренировать, напрягать - она перестает нас радовать. Плохая память может быть следствием болезни, но чаще это случается из-за отсутствия постоянных необходимых тренировок.


Заинтересованность - движущая сила обучения.

Нашими предками двигал инстинкт интереса. Он давал возможность прогрессивного развития, получения новых навыков, умений. Как наши дети получают новые знания? Только при помощи любопытства и интереса. Ребенок всегда делает то, что ему нравится, привлекает его внимание, заинтересовывает.

Но с возрастом этот базовый инстинкт потихоньку угасает. Создается ошибочное впечатление, что вполне достаточно знаний, которые накоплены на протяжении жизни. Вопрос как развивать память и лучше запоминать, уже не слишком волнует. Потребность получать новые знания пропадает, уровень жизненной энергии снижается, учится новому, неизвестному не хочется.

В пожилом возрасте люди не получают новые знания, они стараются не растерять приобретенные. Проблемы семьи и жизни выходят на первое место, а новые знания, устройство мира отступают на задний план. Человек живет в привычном ритме, его мозговая деятельность снижается, внимание становится рассеянным, он перестает тренировать свою память. А если нет ничего нового, то нет работы для мозга — запоминать нечего. Это становится началом конца для еще хорошей памяти.


Обучение - это мышление и запоминание.

Чтобы хорошо запомнить, нужно, чтобы это было интересно. Все, что вызывает заинтересованность, откладывается в нашей голове. Хотим или не хотим мы того, все равно представляем предмет запоминания. Если постоянно пополнять свои зрительные и эмоциональные впечатления, происходит процесс развития, а за ним запускается механизм воспроизведения информации. Так работает память.

Говоря языком науки, память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания, воспроизведения информации.

Когда мы пытаемся что-то запоминать, мы выполняем при помощи нашего мозга три крайне сложных действия:

Кодировка информации,

Транспортировка на хранение до того момента, когда она будет использована,

Воспроизведение.

Мы действуем как компьютер. Ода лишь разница — человеческой памяти присуща функция естественного забывания. Забывание - это самоочищение от невостребованных знаний.

Возьмите за правило задавать себе ежедневно вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно. Это одно из многих составляющих процесса улучшения памяти. Этот метод работает безотказно.

Наш мозг делится на два полушария. Правое полушарие отвечает за эмоции и образы. Левое - за логику. Если работают оба одновременно, как это происходило у наших предков и происходит до определенного возраста у детей, то человек до глубокой старости сохраняет работоспособность обеих полушарий в равной степени хорошей.

К сожалению, такая врожденная способность с возрастом утрачивается у каждого взрослого, если не заниматься тренировкой. Поэтому, старайтесь запоминать ежедневно как можно больше: учите наизусть стихи, запоминайте тосты, высказывания знаменитых людей, отрывки из книг, журналов, надписи на рекламных плакатах, номера проезжающих машин, цены в магазинах, имена людей, которые слышите на улице, в транспорте.

Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, сколько человек прошло мимо, во что были одеты, какие у них были сумки, прически. Пробуйте описать их для себя через несколько минут после встречи.

Если вы не тренировали сегодня свою память и внимание - не ждите, что завтра не забудете, что-то важное, или где лежат ключи, деньги, перчатки.

Изучение иностранного языка - прекрасная тренировка.

Не слушайте тех, кто говорит, что выучить язык взрослому очень сложно, практически невозможно. Даже в преклонном возрасте можно добиться прекрасных результатов, если память тренируешь, если понимаешь, зачем тебе это нужно, что собираешься делать со своими знаниями. Когда интересно - тебе легко. Это касается всех сторон жизни.

Играйте в шахматы, домино и карты, разгадывайте кроссворды, шарады, загадки, учите скороговорки, займитесь скорочтением. Хорошими занятиями станут вязание сложных узоров без запоминания и вышивка. Развитие мелкой моторики очень сильно влияет на процесс улучшения запоминания.

Как работает память?

Почему мы что-то пытаемся запомнить, но не получается. А некоторые моменты надолго откладываются в нашем «мозговом хранилище». Один человек держит в голове огромное количество различной информации, а другой сразу же забывает о поставленной на плиту кастрюле. Наука не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы. Мозг - это наименее изученный, самый загадочный орган человеческого тела. Но точно известно, что память можно тренировать, улучшать.

Как не все становятся выдающимися танцорами, но каждый занимающийся хореографией имеет грациозную походку, так и не все тренирующие свою память могут в уме перемножать двухзначные числа, но все сохраняют ясный ум, крепкую память даже в преклонном возрасте.


Какие виды памяти существуют.

Сенсорная.

Это память, которую мы получаем от наших органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. Информация, полученная таким образом, не живет в нас долго. Она сохраняется до трех секунд.

Кратковременная.

Происходит удержание информации на короткое время (всего полминуты), не происходит сохранения о большом количестве предметов или явлений. Тренировке поддается при помощи многократных повторений с промежутками времени. Без них она со временем совсем исчезает из памяти.

Долговременная.

Информация хранится длительное время, начиная от нескольких часов до всей жизни. Не поддается элементарному механическому заучиванию. Поддерживается при помощи связей с уже имеющейся в нашей памяти информацией, переработке ее, установлению новых связей.

В свою очередь этот вид делится на две составляющие:

Наши знания о событиях, окружающем мире

Знания о движениях, которые выполняет наше тело, тех предметах, которые мы используем в окружающей среде.


Упражнения и приемы для активизации внимания, улучшения памяти.

Старайтесь, чтобы информация, которую пытаетесь запомнить, была интересна, прежде всего, для вас.

Думайте, где и как можете применить полученные знания - блеснуть эрудицией перед подругами, коллегами, семьей.

Возможно, найдете ответ на вопрос, который крайне важен для вас или

Тренировка фотографической памяти.

В течении пяти минут внимательно смотреть на предмет, который следует запомнить. Затем постараться воспроизвести его как можно точнее. При регулярных тренировках память сохраняет все больше мелких деталей.

Задействуйте образное мышление.

Старайтесь не запоминать все механически. Включите воображение, придумывайте образы, истории, старайтесь создавать цепочки из событий, составлять последовательности из воспоминаний - вообразил, значит помнишь. Помнишь - значит знаешь. Включил воображение, представил — значит, помнишь и знаешь. Круговорот, последовательность событий.

Развивайте слуховую память.

Слушайте, о чем говорят люди в транспорте, на улице. Повторяйте все, что услышали, запомнили, старайтесь сохранять паузы, интонации.

Тренируйте свою зрительную память, периферическое зрение.

Если каждый день приходится преодолевать один и тот же путь, разнообразьте его. Возможно, стоит пройти по другому тротуару, через соседний двор, по менее удобной дороге. Попробуйте дать себе возможность испытать новые ощущения, запоминайте вывески, надписи, номера домов, названия незнакомых улиц. Больше посещайте разнообразные музеи, выставки, спектакли, концерты, мероприятия, фестивали. Составляйте ассоциативные ряды событий, запоминающиеся фразы. Придумывайте истории, которые помогают вам воссоздавать события.

Каждую неделю тестируйте свою память.

Попросите близких прочитать 15-20 существительных, не связанных между собой по смыслу. Читать следует с интервалом 10 - 15 секунд. Попытайтесь воспроизвести эти слова в порядке, который был озвучен. Если тренироваться ежедневно, то результаты не заставят себя ждать. Память станет улучшаться на глазах. То же можно проделывать с цифрами.

Когда с предыдущими тестами будете легко справляться, можно перейти к более сложным. Например, попытаться сосредоточиться на каком-то предмете, думать только о нем, отгоняя другие мысли. Сначала это может не получиться, наш мозг будет подбрасывать новые, свежие мысли. Но, по мере тренировок, это будет получаться все лучше.

Вдыхайте запахи.

Это закрепляет воспоминания, улучшает память. Ассоциация с различными событиями из жизни существует у каждого, но не все знают, что запах розмарина способен улучшить запоминание различных событий, позволяет сконцентрироваться. Если не удается что-то запомнить, разотрите пальцами немного этого растения или его эфирного масла, вдохните запах.

Жевательный процесс улучшает запоминание.

Происходит это потому, что активные движения челюстей способствуют ускорению биения сердца, происходит обогащение всего организма, головного мозга кислородом, как при фитнес — тренировке или беге. А еще при жевании вырабатывается инсулин, который заставляет работать зоны нашего мозга, отвечающие за память. Поэтому, жуйте смело жевательную резинку при чтении, обучении, запоминании какого-либо материала.

Создавайте ассоциации.

Соотносите имена людей, которые трудно запоминаются вам, с особенностями их внешнего вида. Всегда со всем создавайте ассоциации. Это способствует быстрому запоминанию.

Мозг человека пожилого намного меньше по объему, если его сравнивать с мозгом молодым. С годами происходит уменьшение его веса и объема. Физические нагрузки, которые являются (наполняют мозг кислородом), могут повернуть эти процессы вспять. Достаточно заниматься ими 3-4 раза в неделю по часу. Происходит это потому, что пульс повышается, кровообращение усиливается, происходит усиленное питание кислородом всех тканей организма и в первую очередь, головного мозга. Занимайтесь активным спортом, больше находитесь на свежем воздухе, совершайте пешие прогулки. Запоминайте, все, что видите: все свои и чужие действия, ваше и чужое настроение, предметы, явления природы, окружающую жизнь. Больше общайтесь с людьми: близкими, родными, знакомыми, незнакомыми.

Правильно питайтесь.

Правильное полноценное питание имеет огромное значение для нашего мозга, и, следовательно, хорошей памяти. Следите за тем, чтобы ваш организм получал все необходимые витамины, минералы, микроэлементы. Соблюдайте пропорции в белках, жирах и углеводах вашего рациона питания. Употребляйте в пищу рыбу, морепродукты, растительные масла — это важные продукты для полноценной деятельности головного мозга.

Прочитайте дополнительно:

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Как развить память, которая нужна не только детям, но и взрослым. Одним просто и легко запоминать информацию. Другим же, чтобы что-то запомнить, нужно приложить немалые усилия.

В результате люди, которые не могут похвастаться хорошей памятью, завидуют тем, кто способен без труда запомнить даже мельчайшие детали. И возникает вопрос, как развить память, улучшить ее? А можно узнать о коварном артрозе.

Что представляет собой память?

Память может быть короткая или оперативная и продолжительная. Стоит отметить, что кратковременная память развита лучше. Именно благодаря ей услышанную информацию можно повторить несколько раз. Спустя какое-то время информация уже не будет такой детальной.

Так бывает, потому что в тот момент работала кратковременная память, особенностью которой является работа в определенный период. Ею принято считать фильтр, который пропускает информацию к долговременной памяти.

В долговременное звено попадает важная информация, которую человек будет помнить всю жизнь.

Также следует выделить оперативную память, которая удерживает информацию до нужного момента, когда человеку нужно сдать отчет или доклад. После сдачи информации, человек забывает ее.

Чтобы улучшить память существует множество методов. Для того, чтобы информация запоминалась на длительный период, следует провести ее в долговременное звено. Регулярно занимаясь, можно улучшить свои способности и память.

Способ, как развить память – включение фантазии

Люди, которые отличаются отличной памятью, могут запоминать числа при помощи фантазии. К примеру, чтобы запомнить определенное число, можно представить животных или предметы в виде этой цифры.

Например, чтобы заполнить цифру 8, можно ассоциировать ее с матрешкой. Запоминать, таким образом, будет проще. Если подходящие цифры тяжело подобрать, картинку можно создать самому.

Движение – сила

Занимайтесь спортом, танцами или любой другой двигательной активностью. В это время происходит активизация работы головного мозга, что способствует развитию и укреплению памяти. Особенно обратите внимание на развитие левой руки.

Творчеству – да

Как ни странно, но к советам, как развить память, можно отнести рукоделие и творчество. На сегодняшний день любые изделия в стиле хенд-мэйд ценятся не только среди людей старшего возраста, но и молодого поколения. Выбрав определенное хобби, можно отлично тренировать память.

Регулярные тренировки

Ежедневно следует читать книги, статьи или любые другие тексты. После того, как текст был прочитан, следует вспомнить имена действующих персонажей и написать небольшой пересказ. Такое упражнение позволит не только укрепить память, но и стать интересным собеседником.

Включайте чувства

Если необходимо запомнить определенную информацию, можно соединить ее с ощущениями и эмоциями, которые помогут укрепить ее в памяти.

Откажитесь от механического заучивания

Ранее бытовало мнение, что зазубренный материал намного быстрее откладывается в памяти, и она улучшается. На самом деле это не правильно. В момент зазубривания работает оперативная память, поэтому заученное, спустя короткое время, уходит из головы.

Потому так часто бывает, что спустя день или два тяжело вспомнить, о чём шла речь. Планируя запомнить информацию, нужно понимать, что ее заучивать не следует.

Что развивает память

Как ни странно, но именно компьютерные игры позволяют намного лучше запомнить информацию и события с ними связанные. Именно игры позволяют планировать ход, заставить мозг думать и найти верное решение. Для того чтобы запоминание улучшилось, в сутки достаточно часа игр. Длительное пребывание за играми развивает не только память, но и зависимость.

Как развить память – изучать иностранные языки

Среди различных методов развития памяти можно обратить внимание на изучение иностранных языков. При этом в день следует добавлять по 10 новых слов. В результате спустя пару месяцев информация будет легче запоминаться. В результате можно будет похвастаться знанием нового языка, который добавит преимущества его обладателю.

Неожиданный эффект дали противозачаточные средства

Ученые выяснили, что женщины, принимающие противозачаточные препараты отмечают улучшение памяти. При этом эффект держится даже после того как женщина перестает их принимать.

Музыка

Люди отмечают тот факт, что слова песни запомнить очень легко, но выучить нужный объем информации непросто. Чтобы память улучшить, нужно ежедневно слушать классическую музыку. Это еще один важный совет, как развить память, который дают специалисты.

Внимание на питание: диетам – нет

Стоит помнить о том, что для нормального функционирования всего организма нужен набор микроэлементов и витаминов. В ежедневный рацион должны входить морепродукты и орехи, в состав которых входят необходимые компоненты, укрепляющие память.

Чтение нужной литературы

Если не знаете, как развить память, начните больше читать. На просторах интернета или в залах библиотек можно найти литературу, которая поможет развить память самостоятельно. Тем не менее, прежде чем приступить, следует посоветоваться со специалистом.

Как развить память – исключайте лень

Перед тем, как обратиться к тому, или иному упражнению, важно не лениться, заставлять себя вспоминать и переживать эмоции. Это можно делать даже во время какого-нибудь занятия.

Полезные продукты для памяти

Благодаря вину улучшается кровообращение, а в шоколаде (о его пользе – ) присутствуют компоненты, которые не только питают организм, но и улучшают настроение. Разумеется, что принимать их нужно в умеренных дозах.

Эффективные упражнения, как развить память

  • Чтобы развить память и открыть в себе потаенные способности следует регулярно ходить по дому с завязанными глазами. Это уникальное упражнение считают настоящим тренажером для мозга. В первое время упражнение выполнять будет трудно, но всё чаще будут появляться мысли, что его выполнять проще. Занятие направлено на улучшение долговременной памяти.

  • Среди современных методик стоит выделить тренировку памяти, когда произносятся слова наоборот. При этом чтение следует производить не с листа, а вспоминая самостоятельно. Начинать следует с простых упражнений, написав слова на бумаге. Затем, несмотря на них нужно прочитать их в обратном порядке. На первый взгляд кажется, что это примитивное упражнение. Но оно является идеальным тренажером для зрительной памяти. Постепенно слова можно брать более сложные и длинные. Чтобы выполнить упражнение, можно разбивать длинное слово на слоги. Если разбить слово на фрагменты, будет намного проще произнести его.

  • Развитие левой руки. Кажется, какая может быть связь между рукой и запоминанием информации. На самом деле за них в ответе правая часть мозга. Учеными доказано, что левши намного проще запоминают информацию, чем правши. Потому развивать левую руку необходимо. Нужно выполнять сначала простые задания, постепенно переходя к сложным.
  • Компьютерные программы. Существуют программы для гаджетов, которые помогают отлично усвоить информацию или тренировать память. Если в наличии есть смартфон, можно загрузить в него приложения и тренироваться каждый день.
  • Целебный сон. Для того, чтобы организм нормально функционировал, важно спать достаточное количество времени. Даже если по телевизору показывают последнюю серию любимого сериала, а спать очень хочется, лучше отдать предпочтение второму занятию.

Но все усилия и тренировки, направленные на то, как развить память, не окажут положительного влияния, если организм не будет высыпаться. Учеными доказан тот факт, что большинство проблем с запоминанием наблюдается у людей, которые мало спят.

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии: