Развитие ребенка восьмой месяц. Какие игры подходят крохе? Эмоциональное и социальное поведение

  1. Самое главное — ребёнок в 8 месяцев уже должен сидеть. Возможно, несколько неуверенно и всего несколько минут, но этот навык обязателен.
  2. Сам садится. Малыш может сделать это из положения лежа на спине, перекатываясь бочком и немного помогая ручкой. Иногда ребёнок садится из положения лежа на животе. В этом случае он будет отталкиваться, приподниматься на ручках, перемещая тело, пока не сядет.
  3. Некоторые малыши встают на ножки, опираясь, например, на диван или спинку кроватки.
  4. Активно учатся ползать или уже неплохо умеют это делать.
  5. Особо подвижные младенцы могут сделать несколько шагов, держась за мамину или папину руку.
  6. С игрушками ребёнок 8 месяцев уже играет самостоятельно минут 10. Детям всех возрастов, а восьмимесячным и подавно, очень нравятся различного рода коробочки, сумочки, которые полны всякой мелочи. Очень любят малыши все эти предметы доставать.
  7. Учитывая, что малыш в восемь месяцев сидит и ползает, основное поле его деятельности перемещается на пол.

Родителям необходимо обезопасить всё пространство вокруг ребёнка. На полу не должно быть мелких предметов, которые малыш может взять в рот, проглотить или поперхнуться ими. Все шкафчики с небезопасным для младенца содержимым необходимо крепко закрыть с помощью специальных приспособлений. Все розетки, доступные ребёнку, следует закрыть заглушками, а выступающие углы мебели следует прикрыть покрывалами или каким-либо другим способом «смягчить».

Ребёнку будет очень интересно перекатывать, переставлять различные предметы и игрушки, сидя на полу. Также немаловажно, что ему откроется более просторный полигон для действий и изучения.

Особенности поведения

Не надо ограничивать малыша пределами манежа. Не запирайте его, ссылаясь на свою занятость и невозможность постоянно присматривать из-за своих взрослых дел. И на полу можно устроить «островок безопасности». Познавая пространство вокруг себя во всем объёме, ребёнку впоследствии будет проще ориентироваться в окружающем мире и управлять своим телом.

  • в своих играх с предметами дети подражают взрослым. Так, видя как папа катает мяч, малыш будет стремиться сделать то же самое. Если показать младенцу, как можно стучать по полу надувным молоточком, он с удовольствием повторит это действие;
  • узнавая пространство вокруг и населяющие его предметы, на вопрос «где?» малыш с лёгкостью поворотом головы или пальчиком укажет на хорошо знакомые предметы. Причём узнавать он их будет из совершенно различных ракурсов, что говорит о развитии пространственного мышления;
  • развитие ребёнка в 8 месяцев уже позволяет ему выполнять простейшие команды родителей. Малыш по просьбе подает руку, демонстрирует игру «ладушки», показывает, как сорока варит кашку;
  • формируется «щипковый захват». Детки любят большим и указательным пальчиками поднимать малейшие крошечки с пола, своего столика или с других горизонтальных поверхностей. Всё, что они заполучают таким способом, потом очень нелегко забрать. Малыш будет отвоёвывать найденное с небывалым усердием;
  • некоторые малыши узнают свое имя и по зову оборачиваются или крутят головой в поисках зовущего;
  • в речевом развитии также происходят закономерные изменения. Младенцы произносят весь набор звуков, повторяют множество слогов и пытаются сложить первые слова. Произносится это всё громко и чётко;
  • появляются первые навыки самообслуживания. Дети с удовольствием кушают печенье или корочку хлеба, крепко держа её в руках. Чашку ещё надо придерживать;
  • видя себя в зеркале, младенцы искренне радуются. Трогают пальчиками своё отражение, целуют;
  • усиливается связь с мамой. Для ребёнка 8 месяцев очень важно находится рядом с ней. Малыш может начать бояться оставаться в одиночестве или перестаёт идти на руки к ранее знакомым людям, например, к дяде или тёте.

Объясняется это тем, что в это время появляются «страхи восьмого месяца». Дети боятся новых людей, новых мест и постоянно ищут защиты у мамы. Родителям надо про это знать, чтобы не ругать ребёнка, а понять его поведение и обеспечить вниманием и защитой.

В это понятие входят масса тела и рост малыша, а также объёмы его головы, грудной клетки и других частей тела.

Остановимся на основных показателях.

Прибавки во втором полугодии уже не такие впечатляющие, как в первом. За восьмой месяц дети в среднем прибавляют чуть более 500 граммов и вырастают на один — полтора сантиметра. Масса тела ребёнка в 8 месяцев — 7,5 — 9 килограммов. Более точная цифра зависит от исходных данных. Рост в среднем составляет 66 — 74 сантиметра. Естественно, мальчик будет крупнее, чем девочка.

Нельзя не упомянуть и про зубы. Для многих родителей восьмимесячных младенцев это будет животрепещущая тема. Именно в этот период дети активно обзаводятся зубами. Первыми по обыкновению прорезаются центральные резцы снизу.

За ними показываются резцы сверху. Весь этап прорезывания часто сопровождается подъёмами температуры и послаблением стула. Почаще поите ребёнка, не вводите новых продуктов, не делайте никаких прививок в это время.

На фоне сниженного местного иммунитета и того, что чадо всё тянет в рот, на его слизистой и на языке часто появляются язвочки или белые пятнышки. Это стоматит. Его происхождение может быть и вирусным (афтозный стоматит) и грибковым (молочница). Заниматься самолечением не надо. Обратитесь к педиатру.

Кушает малыш 5 раз в день. Прикорм из педагогического становится энергетическим, ведь ребёнок много двигается и сжигает больше калорий.

Завтрак и обед уже вполне взрослые. Утром младенец кушает кашу с маслом, на обед получает измельчённое овощное пюре с мясом.

Вторым завтраком может выступать фрукт или фруктовое пюре. В качестве напитков подходят домашние компоты, морсы, слабенькие чаи. Соками, особенно покупными, злоупотреблять не стоит.

Это наносит ощутимый ущерб эмали только прорезавшихся зубиков. И каши, и пюре уже могут быть поликомпонентными, включая в себя ранее испробованное.

Восьмой месяц подходит для начала введения в рацион творога и детского кефира.

Родителям аллергичных деток необходимо быть осторожными в этом вопросе. Если ребёнок страдает аллергией к белку коровьего молока или непереносимостью лактозы, перед введением молочных продуктов необходима консультация врача.

Как грудничок, так и младенец на смеси в оставшиеся приёмы пищи будут кушать мамино молочко или его заменители. Полдник можно разнообразить специальным детским печеньем. Оно просто тает во рту, полностью растворяется в молоке. Малыш им не подавится. Но знайте меру. Избыток простых углеводов чреват нарушением обмена и ожирением.

Спит ребёнок по-прежнему большую часть суток. На ночной сон приходится 10 — 11 часов. Оставшееся время распределяется между двумя дневными.

Игры с ребёнком в 8 месяцев

Развивающие игрушки в последнее десятилетие просто заполонили умы родителей и рынок детских магазинов. Вопрос в том, полезные это игрушки или очередной маркетинговый ход. Какие игрушки нужны малышу для его развития? Для ребёнка 8 месяцев важны те предметы и игры, которые стимулируют его фантазию, развивают моторные навыки, слух.

Обязательны разные музыкальные инструменты – маракасы, барабаны, дудки, гусли. Для подвижных занятий просто необходимы мячи различных размеров и цветов. Не надо проводить занятия с ребёнком 8 месяцев в специализированных центрах развития.

Достаточно быть с ребёнком, разговаривать с ним, объяснять, показывать окружающие явления и предметы, читать сказки, петь песни, давать малышу участвовать в повседневных делах семьи и сидеть за общим столом. Развитие младенца идет комплексно и постоянно. И самые лучшие воспитателиличный пример родителей и среда.

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.

В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых

Активность и физические способности

К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.

В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:

  1. большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
  2. малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
  3. сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
  4. дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
  5. могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
  6. тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
  7. бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
  8. у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
  9. ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
  10. малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.

Эмоциональное развитие и коммуникация

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.

Основные навыки малыша:

  1. в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
  2. ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
  3. остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
  4. проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
  5. кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
  6. малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
  7. способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
  8. ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
  9. малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
  10. для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
  11. появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.

Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться

Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг.
Действия с предметами Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки».
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке.
Эмоции Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам.
Речь Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет.
Интеллект Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке.

Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору

Как понять, что кроха развивается правильно?

С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:

  • младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
  • если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
  • во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
  • при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
  • у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
  • если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
  • в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
  • когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
  • если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.

Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:

  • не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
  • не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
  • не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
  • не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.

Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова

Подведение итогов

К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).

К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.

В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.

Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.


Приблизительное время чтения: 8 минут

Вашему малышу исполнилось целых 8 месяцев! За это время он вырос, стал более самостоятельным и любознательным. Теперь главной целью для него является исследование и познание окружающего мира. Уровень развития ребенка в этом возрасте может быть разный. Одни детки могут удивить родителей первым словом, в то время, как другие будут произносить только отдельные звуки. Не нужно искать патологии в этом, все дети очень разные и развиваются по индивидуальному графику. Но, чтобы помочь малышу двигаться в правильном направлении, родители обязаны знать, что же должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Рост и вес малыша в 8 месяцев

К концу восьмого месяца жизни вес малыша увеличится в среднем на 450 - 550 гр, а к росту прибавится 2,5 - 3см. Среднестатистические показатели роста и веса ребенка на 8 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Набор веса по сравнению с первыми месяцами жизни немного замедляется. Некоторые родители даже отмечают, что ребенок больше вытягивается по росту и выглядит похудевшим. Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

Восьмимесячные малыши становятся очень активными и любознательными, каждый день приобретая все новые навыки, что не может не радовать родителей. Давайте перечислим навыки, которые приобретает малыш в 8 месяцев:

  • самостоятельно садится;
  • ползает на любые расстояния с довольно большой скоростью;
  • интересуется своим отражением в зеркале;
  • перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • при просьбе найти определенный предмет ищет его взглядом;
  • из положения сидя, придерживаясь за опору, становится на ножки;
  • может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • лепет становится похож на слова (ма-ма, ба-ба, па-па);
  • играет в «ку-ку».

Социальное и речевое развитие тоже набирает оборотов. Малыш боится незнакомых людей и начинает нервничать, когда мама исчезает с поля зрения. Не нужно такую реакцию воспринимать как капризы ребенка. Это вполне нормальный и естественный процесс развития и адаптации. Своей любовью и заботой дайте понять, что вы всегда рядом и поддержите малыша в любой ситуации.

Режим дня 8-месячного малыша

К этому возрасту у малыша уже вырабатывается своеобразный режим дня, который во многом зависит от привычек и режима дня родителей. Приблизительный график представлен в таблице.

Время Мероприятия
6.30-7.30 Подъем, гигиенические процедуры, утренняя зарядка
8.00-8.30 Завтрак
8.30-9.30 Игры и занятия с малышом
9.30-11.00 Прогулка и сон на свежем воздухе
11.00-11.30
11.30-13.30 Бодрствование (можно сделать массаж и гимнастику)
13.30-14.00 Обед
14.30-16.30 Дневной сон
16.30-17.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
17.00-19.30 Прогулка, игры и занятия с малышом
19.30-20.00 Ужин
20.30-21.00 Проведение гигиенических процедур, купание малыша
21.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь) и сон

Режим питания 8-месячного ребенка

В возрасте 8 месяцев малыш начинает проявлять особый интерес к пищи с общего стола. Он обязательно будет тянутся к содержимому вашей тарелке и очень активно просить отведать новый вкус. Но не стоит спешить! Даже несмотря на то, что малыш может похвастаться несколькими зубками, организм ребенка, на этом этапе, еще не готов для переваривания взрослой еды. Жирная и тяжелая пища может навредить вашей крохе. Поэтому стоит продолжать готовить отдельно для малыша, постепенно вводя в его рацион новые продукты.

Что вкусненького предложить?

Во время введения прикорма, каждая мама находится в предвкушении: «Чем бы таким вкусным побаловать любимого малыша?» В первую очередь, нужно помнить, что грудное молоко все так же необходимо, как и прежде. Поэтому не стоит полностью отказываться от грудного вскармливания. Вы можете смело заменить уже практически все кормления на питание прикормом, но педиатры настоятельно рекомендуют еще докармливать грудью хотя бы в утреннее и вечернее время.

Начиная с 8 месяцев, ребенку можно предлагать многокомпонентные каши, каши с фруктовыми добавками и мясное пюре. Мясо является неотъемлемой частью детского меню, поскольку содержит незаменимые аминокислоты, животный белок, жир, минеральные соли, витамины так необходимы для нормального и полноценного развития растущего организма. Мясо можно добавлять как к кашам (сваренным на воде), так и к овощным пюре. Для питания ребенка лучше всего подойдет нежирное мясо (мясо кур, цыплят, индейки, телятина, говядина).

Важной составляющей ежедневного меню вашего малыша должен быть творог и кисломолочные продукты (желательно с молочной кухни или домашнего приготовления).

Приблизительный график питания ребенка в возрасте 8 месяцев представлен в таблице.

Время суток Что предложить и в каком количестве
6.00 грудное молоко или адаптированная детская смесь (180 - 200 гр)
10.00 молочная или безмолочная каша (180 - 200 гр)
половина яичного желтка (или перепелиный желток)
фруктовое пюре (40 - 50 гр)
14.00 овощное пюре (180 - 200 гр)
мясное пюре (50 гр)
фруктовый сок (40 - 50 мл)
17.00 творог (40 - 50 гр)
детское печенье (2 - 3 шт)
фруктовый сок (40 - 50 мл)
21.00 грудное молоко или
адаптированная детская смесь(180 - 200 гр)

Начиная с 8-месячного возраста, при отсутствии аллергии, в рацион ребенка можно вводить рыбу. Рыба богата полиненасыщенными жирными кислотами, минеральными веществами (особенно йодом и фосфором) и витаминами группы В. Также этот деликатес считается основным источником белка, который так необходим растущему организму. Педиатры рекомендуют начинать рыбный прикорм с нежирных сортов белой рыбы. Отлично подойдет для малыша такого возраста хек, минтай, треска, тунец. В течение первых 2-3 недель рекомендовано давать рыбу только два раза в неделю, начиная с половины чайной ложечки, постепенно увеличивая объем порции до 30 - 50 гр.

Основные правила приготовления пищи для 8-месячного малыша:


Для детей с пищевой аллергией меню необходимо составлять отдельно, учитывая все нюансы состояния здоровья малыша. Обязательно консультируйтесь со своим педиатром перед началом введения в рацион крохи новых продуктов.

Особенности ухода

С момента рождения ребенка и до 8 месяцев вы уже освоили основные правила проведения необходимых гигиенических процедур. И, на первый взгляд, в уходе за ребенком нет ничего, что может вызвать вопросы и сомнения.

Организм младенца очень чувствительный к температурному режиму окружающей среды и в первую очередь при перегреве потеет головка малыша. Не нужно кутать ребенка! Это может вызвать повышенное потоотделение и как результат появление корочек на голове и опрелостей по телу. Такая реакция связана с не до конца созревшей системой терморегуляции. Для новорожденных деток опасно и переохлаждение, и перегрев одинаково.

Поэтому основной задачей родителей является умение правильно одеть малыша, чтоб ему было комфортно.

Выбор шампуня

Также важно правильно подобрать средство для мытья головки. Основным критерием выбора является его гипоалергенность. В этом плане лучше остановить свой выбор на средствах известных детских марок, которые проходят дерматологическое тестирование перед выходом на рынок. Специалисты рекомендуют мыть голову малышу не чаще 2 раз в неделю, чтоб лишний раз не смывать защитный слой.

Как правильно бороться с корочками?

Однажды, вы можете заметить у малыша на волосистой части головы своеобразные корочки желтоватого цвета, напоминающие чешуйки. Не нужно паниковать! Корочки образовываются на голове у каждого второго ребенка. Давайте разберемся почему они появляются и какими способами можно с ними бороться.

Появление корочек можно объяснить особенностями строения кожи маленького ребенка. Всем известно, что у новорожденных кожа очень чувствительная, склонна к раздражению, а потовые и сальные железы еще полностью не сформированы. Эти факторы совместно с неправильным уходом являются основной причиной появления так называемых себорейных корочек на голове малыша. Какие же факторы неправильного ухода подразумеваются?

Иногда даже при тщательном уходе корочки на голове у малыша все же появляются. И у родителей возникает вопрос о том, как же правильно их удалить? Все очень легко и просто. Перед купанием следует обильно смазать головку ребенка любым детским маслом и одеть трикотажную шапочку. Через 20-30 минут щеткой с мягкой щетиной сделать легкий массаж головы, после чего можно купать малыша. Корочки будут смываться при мытье головы. После купания аккуратно расчешите волосы тупым гребешком с редкими зубьями, а потом мягкой щеткой. Это поможет убрать остатки корочек.

Ни в коем случае не пытайтесь удалять себорейные корочки острой расческой или ногтем. Таким способом вы можете повредить нежную кожу малыша и сделать ему больно.

38 и выше… как помочь?

Частой причиной тревоги всех родителей становится повышение температуры дела у любимого малыша. Одновременно с повышением отметки на термометре возникает ряд вопросов:“ Почему же поднялась температура?”,” Как можно помочь малышу?” и “Что делать в принципе?”.

Нужно отметить, что повышенная температура не является отдельным заболеванием. Это сопутствующий симптом многих болезненных состояний. Поэтому очень важно как можно быстрее определить причину повышенной температуры, чтоб вовремя предоставить малышу необходимую помощь и лечение. В этом вопросе стоит обратится за консультацией к врачу. И чем быстрее, тем лучше! Только специалист может грамотно оценить состояние здоровья крохи, назначить сдачу необходимых анализов и прописать нужное в данной ситуации лечение.

Какими лекарственными препаратами можно сбить температуру до осмотра врача?

Существует два основных препарата, которые относятся к безрецептурным (их свободно можно купить в любой аптеке) и разрешены к применению деткам с 3 месячного возраста. Это парацетамол и ибупрофен. Для деток такого возраста их выпускают в разных лекарственных формах:

  • в виде суспензий и сиропов (Панадол, Парацетамол, Эффералган, Нурофен, Ибуфен);
  • в виде ректальных свечей (Парацетамол, Нурофен, Цефекон Д).

Вы можете выбрать ту лекарственную форму, которую сочтете нужной для вашего ребенка. Эффект от свечей и от суспензии абсолютно одинаковый. Стоит обратить ваше внимание, что вышеуказанные препараты после приема действуют на протяжении 6 - 8 часов. Поэтому при необходимости следующею дозу можно давать не раньше указанного времени.

Главным правилом помощи малышу с высокой температурой все же остается незамедлительное обращение к врачу!!!

Ходунки: вред или польза?

Современные специалисты и мамы ведут буйные дискуссии о пользе и вреде ходунков. Это изобретение призвано помочь малышу научится ходить и в то же время немного облегчить будни мам. «Так что же тут вредного?» можете возразить вы. На первый взгляд все просто - и ребенок занятый, и у мамы появляется несколько свободных минут.

Вот только ортопеды объясняют вред этого ноу-хау неготовностью мышц и опорно-двигательного аппарата к длительному вертикальному положению. Нужно учесть еще тот фактор, что техника ходьбы в ходунках и без значительно отличаются. Ходунки являются достаточно травмоопасными и оставлять в них ребенка без присмотра взрослых категорически запрещено.

Очевидно, что реальных доводов в пользу ходунков - нет. Следить за ребенком все равно надо, ходить они не обучают, а в некоторых случаях даже тормозят развитие навыков хождения. Если вы все же решили посадить малыша в ходунки, то не забывайте, что находиться в них он должен очень ограниченный период времени.

Самой лучшей тренировкой в этом возрасте является ползание. Именно этот этап развития подготавливает мышечную и опорно-двигательную систему ребенка к хождению. Поэтому чем больше ползает малыш, тем лучше. Тут главное обеспечить безопасность досягаемого пространства.

В возрасте 8 месяцев нужно тщательно следить за крохой! Ни в коем случае не оставляйте малыша одного! Вы даже не представляете весь спектр его возможностей! Лучше всего убрать все опасные и легко бьющиеся предметы на ту высоту, куда ребенок не сможет дотянутся.

Особое внимание следует обратить на газовую плиту, которая так и манит любознательного малыша своими яркими лампочками и всевозможными кнопочками. Запомните, что кухня - не лучшее место для игр.

Не игнорируйте технику безопасности при нахождении ребенка в стульчике для кормления. Обязательно фиксируйте малыша ремнями безопасности!

При любых тревожных состояниях ребенка, при повышении температуры тела, при возникновении вопросов, связанных с уходом и питанием малыша необходимо консультироваться со специалистом.

Побольше играйте с ребенком, вместе рассматривайте книги, окружите его заботой и любовью! Совсем скоро вы услышите первые слова своего чада и станете свидетелем первых его самостоятельных шагов! Цените каждую минуту, проведенную вместе с малышом!!!

В возрасте восьми месяцев начинаются первые проявления характера — малыши злятся, если что-то им не по нраву, и радуются, когда вы играете с ними. Как же правильно себя вести с ними в это нелегкое время?

Физиологические параметры в 8 месяцев

  • Рост. Нормальными показателями для роста являются 70-72 см. Естественно, возможны небольшие отклонения.
  • Вес. Мальчики в этом возрасте весят 8,5-9,5 кг, а девочки 8,0-9,4 кг. За месяц они прибавляют приблизительно 600 гр.
  • Окружность головы — 44,3-45,4 см, груди — 46,0-47,2 см.
  • Зубы. В этом месяце прорезываются верхние средние резцы, так что теперь малыш сможет есть более твердую пищу, чем обычно.

Если вы живете в регионе, в котором в питьевой воде содержится малое количество фтора, то можно принимать его в таблетках. Они прекрасно растворяются, и не влияют на вкус, так что можете добавлять их в любой напиток.

Ведь, если ребенку не будет хватать фтора, то зубы начнут быстро портиться. Но делать это надо строго по назначению педиатра!

Умения малыша в 8 месяцев

  1. Может самостоятельно вставать и садиться, цепляясь за перила кроватки.
  2. Хлопает в ладошки.
  3. Если поддерживать за ручки, то с легкостью встает и пробует ходить.
  4. Мимика становится более разнообразной: может показывать на лице интерес и удивление при взгляде на игрушку или незнакомца.
  5. Находит взглядом тот предмет, который ему необходим, и, проявляя настойчивость, пытается достать.
  6. Умело обращается со своими игрушками: может их подолгу рассматривать, постукивать друг о друга, пытается кидать.

Если ребенок не садится…

Конечно, это прекрасно, когда малыш развивается в соответствии с возрастом. Но бывает так, что в 8 месяцев ребенок не умеет сесть сам, или садится, придерживаясь кроватки.

Это — нормально! Если ваш ребенок научился своевременно поворачиваться на живот и ползать, зачем ему садиться, когда у него намного более интересная и увлекательная возможность знакомиться с окружающим миром, самостоятельно преодолевая пространство.

Конечно, некоторые дети могут начинать самостоятельно садиться даже на месяц раньше, особенно те, которые мало ползают. Но активные «ползуны» быстрее учатся вставать на колени, и даже на ноги.

Если ваш ребенок уверенно встает в кроватке, то нужна повышенная бдительность за ним, так как он может упасть на голову. В коляске пристегивайте его ремнями, но имейте в виду, что малыш может сильно раскачаться и перевернуть ее.

Одежда для ползания

Необходимо время от времени проверять, свободно ли пальчикам в носке и не жмет ли что-нибудь, так как в этом возрасте ступни начинают очень быстро расти.

Подбирайте обувь с широким носком, иначе узкая (на вид очень эластичная) может деформировать пальцы на ногах.

Питание и уход за ребенком восьми месяцев

Питание

  1. К меню прошлого месяца уже можно добавить 20 гр мясного пюре, немного увеличить количество бульона и каши.
  2. Так как у малыша появились еще зубки, то уже можно давать не полностью протертое пюре, а более густое. Так, вареную картошку уже достаточно просто размять вилкой. Но помните, что плотность пюре надо увеличивать постепенно, без скачков, исходя при этом из проверенного факта, что проголодавшийся ребенок легче привыкает к какому-нибудь новшеству в питании. Но никакого принуждения и насилия не должно быть.

В связи с уплотнением пищи, стул становится также более оформленным. Может менять цвет, в зависимости от тех продуктов, которые вы ему даете.

Купание

Продолжайте также купать ребенка, но вы уже можете не держать его так добросовестно, как раньше. Позвольте ему привыкнуть к разнообразным движениям и возможности поддерживать равновесие в воде, которая его приподнимает.

Теперь можете наливать больше воды в ванну, можете даже не поддерживать его постоянно, но ни на мгновение не спускайте его из виду, чтобы он не нахлебался воды!

Это прекрасно, если у вас есть дача и вы можете искупать его в ванне на открытом воздухе. В солнечные теплые дни можете купать ребенка в воде с температурой не ниже 20 градусов.

Но не прибегайте ни к какому, даже малейшему, насилию. Позвольте ребенку самому насладиться водными процедурами. Если после первого испуга от холодной воды он все равно захочет купаться, это прекрасно.

Сделайте купание как можно более веселым и интересным, чтобы малыш полюбил воду. Но не заиграйтесь, время процедуры — 5 минут . Затем хорошенько оботрите его махровым полотенцем и не оставляйте влажным на сквозняке.

В озере, речке или море лучше не купать малыша, так как в последнее время все большее количество людей заражаются опасными болезнями. А малыш — тем более может заразиться, ведь он еще не умеет вовремя закрывать ротик, чтобы не нахлебаться воды. И в этом возрасте дети еще очень чувствительны, мало выносливы, и имеют большой риск заражения в открытом водном источнике.

Общение с восьмимесячным ребёнком

Первые проявления характера

У него что-то не получается, или вы не даете ему то, что он требует, и он тут же начинает злиться и стучать ножками . Не пытайтесь придерживать его, наоборот — дайте попинать ногами, пусть он их ушибет. Это пойдет на пользу, так как малыш впредь будет делать то же самое намного осторожнее. А если ушибет ножки несколько раз, то потом от этого отучится вовсе.

Практически все дети рано начинают проявлять негативные эмоции . Их можно заметить даже у совсем маленького ребенка: если он, заплакав, не смог привлечь внимание мамы, то может начать кричать даже до приступов ярости. Более взрослый младенец сердится, когда у него что-то не получается сделать, или еще чаще — когда ему не удалось чего-то добиться от вас.

Если ребенок полностью увлечен игрой, а ее вдруг насильно прекращают, то ему это, конечно, не понравится, и в этом возрасте он выразит свое неудовольствие . Поэтому с этого времени взрослым уже придется считаться с желаниями малыша, и не желательно его провоцировать лишний раз.

Не стоит относиться трагически к яростным проявлениям характера своего малыша, так как они являются обычными почти для всех детей . Но для дальнейшего развития и закладки хорошей нервной системы ребенка очень важна ваша реакция.

Будет ошибкой, если проказничающему ребенку вы начнете приносить подарки, будете его успокаивать или придумаете дать то, что он обычно получает как вознаграждение за хорошее поведение. Его по прошествии времени придется успокаивать все большими усилиями, получая в ответ меньший эффект. Так что, в итоге, у вас будет нервный малыш, чьи негативные эмоции возрастут настолько, что иной раз могут перейти в судороги.

С самого первого случая проявления малышом злости и ярости ни в коем случае нельзя смеяться . Малыш может подсознательно понять, что ему удалось привлечь внимание родителей, а это для него уже — крупный успех.

Правильно будет вести себя так, будто вы не замечаете плохого поведения малыша или его злости. Позже дайте ему понять ваше недовольство, не сердясь и не крича, серьезно ему скажите: «Нет, это плохое поведение, такое мне не нравится!». Главное, чтобы эта фраза была решительной и спокойной.

Как только он успокоится, обращайтесь с ним ласково, и всемерно идите к нему навстречу. Но до этого сохраняйте спокойствие и будьте неумолимы.

Что делать, если вы его отшлепали?


Если это произошло, то дайте себе слово, что этого больше не повторится . Если ребенок долго плачет или ведет себя испуганно, то в этом случае лучше занять его какой-нибудь игрушкой. Не оправдывайте себя, обвиняя при этом его, малыш уже все понимает. И самое лучшее для него сейчас — отвлечься.

Помните, что ошибки родителей и близких могут повлечь за собой несоответствующие реакции, если ребенку часто показывать плохой пример. Вам следует научиться предупреждать конфликтные ситуации, не мешать малышу, который занят игрой, не прибегать к слишком насильственным методам.

У детей, вырастающих в спокойной и уравновешенной обстановке, воспитываемых последовательно, мило и приветливо, без крика и лишних споров, будут наблюдаться приступы ярости лишь изредка.

Первые слова


Произношение в этом возрасте более четкое, малыш уже удваивает слоги и говорит «мама», «папа», «баба». Но все это может носить пока еще характер своеобразной игры с органами речи и подражания услышанному, не связанных с каким-нибудь представлением или впечатлением.

Если малыш говорит эти слова в связи с соответствующими лицами , то он уже опередил норму развития. А это прямой показатель того, что вы хорошо за ним ухаживаете и часто с ним общаетесь.

Конечно, просто так разговаривать с ребенком недостаточно. В этом деле нужно знать золотую середину: суматошная хаотичная речь, пустая болтовня будет путать малыша и тормозить пополнение его словарного запаса, потому как он просто перестанет воспринимать вашу речь.

Обязательно нужно стараться делать так, чтобы малыш ассоциировал слова с понятиями и вещами . Чтобы это происходило для него проще, вам будет нужно постоянно называть вещи, на которые смотрит ребенок, или называть действия, которые он выполняет. Используйте при этом обычные несложные фразы и выражения . Повторяйте их при похожей ситуации, не забывайте о четком и разборчивом произношении. Не стройте слишком длинных предложений, фраз.

Самое правильное — это назвать ребенку слово непосредственно до того, как он увидит лицо или вещь, к которым оно относится. Например, если вы слышите, что сейчас в комнату зайдет папа, то скажите малышу «папа», непосредственно до его появления. Если, как вам кажется, ребенок вас понимает, то можете спросить его: «Где папа?». При этом можно поиграть в прятки — папа прячется и снова появляется, а вы повторяете малышу слово. В такой игре можно использовать и игрушку.

Беседуйте с ребенком


Несмотря на то, что малыш не понимает, что вы говорите, он однако привыкает к естественной мелодии речи, к ее ритму и изменениям произношения. Ребенок в этом возрасте уже начинает понимать рифму, так что можете читать ему стихотворения, независимо от их содержания и смысла. Самыми популярными у детей являются стихотворения с движениями, как, например, «аты-баты, шли солдаты…» и другие.

Дефект слуха


Чтобы проверить, нет ли у малыша дефекта слуха, научите его показывать движения руками во время стихотворения.

Просто читайте стих и двигайте его ручками, он быстро это запомнит. Затем повторите стих без своих подсказок, и, если малыш начал двигаться, то все в порядке.

Если у вас появилось хоть малейшее сомнение насчет его слуха, то отведите ребенка к специалисту. Очень важно выявить возможный дефект как можно раньше.

Правильные игрушки


И такую же процедуру надо проделывать время от времени со всеми игрушками, так как они часто валяются на полу, а ребенок может их засунуть в рот.

  • Во-вторых, это — те игрушки, которые нравятся малышу . Не стоит расстраиваться, если дорогая кукла, подражающая во всех деталях действительности, останется не востребована. Лучше понаблюдайте за ребенком. Возможно, его любимой забавой станет обычная тряпочка или деревянная ложка.

Новые функции игрушек

Обычный мяч, который просто катится по полу, и качающаяся из стороны в сторону неваляшка уже могут не завлекать, так как раньше.

Обучите ребенка новым действиям!

Покажите, как здорово закидывать мяч в ведерко, миску или коробку, а затем доставать его оттуда. Показывайте, проявляя терпение, а еще лучше — проделайте это действие, держа руку малыша. И потом ребенка уже будет не остановить складывать все в какую-нибудь емкость. В этом процессе он начнет различать размеры игрушек и постепенно понимать их форму и величину.

Если ваш бюджет ограничен, а ребенок перестал играть с чем-то, не беспокойтесь: эти игрушки ему, может, и надоели, но через недельку-другую он снова будет с ними возиться.

Так что совсем не обязательно накупать целую гору разнообразных игр . Как говорится, новое — это хорошо забытое старое.

Хорошим спасением будут многочисленные мультфильмы для самых маленьких, которые можно без ограничений скачивать из Интернета или смотреть онлайн.