Прохождение экологической тропы осенью. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Прохождение экологической тропы

Анна Королёва
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы»

Программное содержание :

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;

Показать объекты экологической тропы в осенний период;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Материалы и оборудование : Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Игрушка дед Природовед. Бумажные силуэты листочков.

Методы и приёмы : загадки, беседа, вопросы воспитателя, проблемные вопросы, художественное слово.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в осенний лес! Вы согласны? (Да)

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.

Дед природовед: Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед.

Так меня зовут потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом .

Д. П. : Ребята, сегодня я вам раскрою некоторые тайны природы.

В: Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет интересно! Правда, ребята?

Д. П. : А вы знаете какое сейчас время года? (Ответы детей)

Педагог читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк!

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Педагог предлагает детям побегать по листьям и послушать как они шуршат.

В: Ребята, теперь давайте же отправимся в путешествие по экологической тропе! Отгадайте, что мы встретим первым?

Ствол белеет

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одёжке

Свесив серёжки.

Д. П. : Угадали! Молодцы! А теперь найдите её!

Дети находят берёзу и подходят к ней.

Д. П. : Как же вы угадали, что это берёза?

(Ответы детей)

Правильно, у берёзы белый ствол. Найдите и покажите мне лист берёзы? Посмотрите на них, какого они цвета?

Д. П обобщает ответы детей: «Осенью листья у берёзы зелёного и желтого цвета.»

Д. П. : Кроме листьев на берёзе растут серёжки, в которых осенью созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны. Как вы думаете, зачем берёзе нужны семена берёзе? (Ответы детей)

В: Отгадайте следующую загадку

В том лесу, не в огороде

Только осень на подходе

Новый у неё наряд

Бусы алые висят

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз

Возрастёт на пищу спрос.

Д. П. : Ребята, вы опять угадали! Как же вы догадались?

(Ответы детей)

Д. П. обобщает ответы детей «Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, так же они полезны и для людей». Угощает детей ягодами.

Д. П. : Вам нравятся ягоды рябины? Какие они на вкус? Сладковато – горькие, терпкие. Но после морозов они станут вкуснее.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть листья рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: Лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

В: Красивые цветочки

Расцвели в саду

Запестрели красками

А осень на носу.

(Ответы детей)

Это астры. Как называется место, где растут цветы? (Клумба)

Ищите, где же на нашем участке клумба с астрами.

Молодцы, нашли. Как вы думаете, ребята, для чего люди сажают цветы? (Ответы детей) Правильно, чтобы было красиво! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (круглой).

Следующая загадка:

Между веток новый дом

Нету двери в доме том.

Только круглое окощко,

Не пролезет даже кошка.

(Это скворечник)

Дети находят дерево, на котором висит скворечник.

Д. П. Ребята, вы знаете, кто живет в этом домике?

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Где же птицы?»

(Ответы детей)

Д. П. : Наступила осень. Похолодало. Скворцы, как и другие птицы, улетели в теплые края. Они прилетят весной и снова займут свои домики, будут откладывать яйца и выводить птенцов.

В: Следующая загадка:

У безногой табуретки

Раньше были ствол и ветки.

(Ответы детей)

Ребята, это пень. Ищите, есть ли пень на участке? Нашли, молодцы!

Д. П. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, и его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, для чего он нужен?

(Ответы детей). В пне кипит жизнь. Там прячутся маленькие букашки и жучки. Они прячутся там от зимних холодов. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

В: Вот какие остановки мы сделали в нашем путешествии по экологической тропе. Вы узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

В: А сейчас Д. П приглашает вас поиграть.

Проводится игра «Найди дерево по листочку» Д. П показывает листочек с какого-либо дерева, детям необходимо найти дерево.

Д. П: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно будет раскрасить.

Д. П. раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Паспорт экологической тропы ДОУ 1. Экологическая ситуация. Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Город Белореченск, улица Чапаева, 68. Квартал.

Задачи: -Познакомить детей с понятиями: филобутанисты – коллекционеры пуговиц, «пугач»- старинное название пуговицы. Закрепить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию, тема «Робот – ученик» в подготовительной группы Цель: закрепить умение выразительно читать.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Составила и провела: Жигало А. Н. Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе; закреплять умение детей перестраиваться в круг;.

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к природе.

КонспектГруппа: младшая Образовательная область: познавательное развитие Интеграция видов деятельности: речевое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для расширения представлений детей о мебели, ее назначении. Задачи: -дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Жаворонок» города Абакана

Паспорт экологической тропы

«В гостях у Топтыжки»

Средняя группа компенсирующей направленности «Умка»

Основные характеристики экологической тропы……………………………3

Формы работы на экологической тропе………………………………………3

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы………………4

Станции маршрута экологической тропы…………………………………….

«Старт»…………………………………………………………………………..

«Советы Топтыжки»……………………………………………………………

«Чудо - огород»…………………………………………………………………

«Цветочный рай»……………………………………………………………….

«Березовая роща»………………………………………………………………

«Паутинка насекомых»………………………………………………………..

«Песочные фантазии»…………………………………………………………

«Финиш»……………………………………………………………………….

Приложения

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

Основные характеристики экологической тропы

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

Образовательная – расширять у воспитанников знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе.

Развивающая – использовать экологическую тропу для организации активного отдыха воспитанников на природе.

Назначение экологической тропы : познавательная

Режим пользования : познавательные экскурсии.

Цели познавательных экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Формы работы на экологической тропе:

Познавательная - наблюдения, беседы, дидактические и подвижные игры, игры с природным материалом – песком, водой, снегом, листьями, исследования, конкурсы, викторины, практическая деятельность в природе, выставки детских работ, театрализованные представления. Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов, сухоцветов, семян и др.

Природоохранная работа – рассматривание плакатов, природоохранные акции.

Пропагандистская работа с родителями – беседы по озеленению экологической тропы, о помощи в дальнейшем пополнении тропы кустарниками, малыми формами, памятки, брошюры, консультации, круглые столы, анкеты, совместное проведение экскурсий.

Основные критерии выбора маршрута экологической тропы:

Маршрут экологической тропы включает в себя 8 станций: «Старт», «Советы Топтыжки», «Цветочный рай», «Березовая роща», «Паутинка насекомых», «Песочные фантазии», «Чудо – огород», «Финиш». Здесь дошкольники могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы, через формирование практического опыта природопользования.

Начало маршрута начинается со встречи с медвежонком Топтыжкой - хозяином тропы. Он встречает детей в беседке, на начальной точке

(старт), где знакомит с картой - схемой тропы.

Периодически медвежонок «оживает», посылает детям письма-задания. В карман медвежонка заранее кладутся задания для детей - просьбы Топтыжки, а затем, например, веселые улыбки - в благодарность ребятам за помощь.

После просмотра карты – схемы движение по тропе продолжается от станции «Советы Топтыжки» . Здесь дошкольники рассматривают плакаты и книги по пожарной безопасности, а также рассказывают об охране жизни и здоровья, о необходимости охраны природы, о правилах поведения на тропе, проводят беседу и по безопасности дорожного движения.

Затем прохождение экологической тропы зависит от желания детей.

Не все станции обязательны для прохождения во время экскурсии, часть из них может быть пропущена, а на некоторых можно остановиться более длительное время. Проведение экскурсий на экологической тропе не зависит от времени года.

Станции маршрута экологической тропы.

«Старт»

Цель: создание интереса у детей для прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: беседка, медвежонок Топтыжка, карта – схема экологической тропы.

Описание станции «Старт»: Педагог с детьми знакомятся с хозяином тропы, рассматривают тропу на карте – схеме, выбирают маршрут, читают обращение Топтыжки к посетителям Тропы (см. Приложение 1).

«Советы Топтыжки»

Цель: создание условий для обобщения знаний по пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья, необходимости охраны природы, по безопасности дорожного движения.

Объект станции: плакаты – схемы, книги.

Описание станции «Советы Топтыжки»: Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи схем, рассматривают книги, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.

Формы работы на станции «Советы Топтыжки»:

Познавательная (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя в лесу?», «Береги природу», «Пожар!», «Будь осторожен на дороге»;
  • Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения», «Знаки безопасности»;
  • Экскурсия по детскому саду: «Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения»;
  • Проблемная ситуация «Если случилась беда…»;
  • Тренинг «Действия при пожаре»;
  • Дидактические игры: «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара», «Собери картинку», «Чрезвычайные ситуации», «Горит – не горит», работа со схемой «Где опасно?»;
  • Подвижные игры: «Пожар», «Пожарные сборы», «Отважные пожарные», «Затуши костер», «После пожара», «Наверху», «Коридор», «Два сапога – пара», «01», «03»;
  • Конкурсы, викторины.

Природоохранная работа (см. Приложение 2):

  • Составление схем «Безопасность в лесу», «Как уберечь природу», «Убери мусор!»
  • Проведение природоохранных акций: «Мы сбережем природу!», «Чистота – здоровье природы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 2):

  • Беседы: «Как вести себя с природой», «Проведи выходные активно»;
  • Консультации: «Покажи ребенку красоту природы», «Берегите лес»;
  • Памятки, брошюры: «Правила поведения в лесу», «Правила поведения на водоемах»;
  • Анкеты

«Чудо - огород»

Цель: создание условий для знакомства детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

Объект станции: грядка с посаженными овощными культурами (лук, салат, морковь и др.), надувная игрушка - Зайчик с морковкой.

Описание станции «Чудо - огород»: Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают овощные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений (лук, салат, морковь и др.). Дети наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, об инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Формы работы на станции «Чудо - огород»:

Познавательная (см. Приложение 3):

  • Беседы: «Овощные культуры и растения огорода», «Как ухаживать за растениями?», «Инструменты в помощь», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Наблюдения: «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;
  • Рассматривание иллюстраций: «Условия для роста овощных культур»;
  • Сбор семян, коллекций для гербария;
  • дидактические игры: «Овощное кафе», «Собери картинку», «Закончи предложение»;
  • подвижные игры: «Зайцы в огороде»
  • Конкурсы, викторины
  • Практическая деятельность: посадка овощных культур, прополка грядок, рыхление почвы.

Природоохранная работа (см. Приложение 3):

  • Составление схем наблюдений «Рост растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста овощных культур»;

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 3):

  • Беседы:
  • Консультации:

«Цветочный рай»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста.

Объект станции: цветы: петуния, ноготки……, бабочки, вертушки.

Описание станции «Цветочный рай»: Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи.

учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами), произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.

Формы работы на станции «Цветочный рай»:

Познавательная (см. Приложение 4):

  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
  • Практическая деятельность: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму;
  • Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • Исследования о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • Составление схем наблюдений «Рост цветковых растений», «Воздух, солнце и вода. Условия для роста цветов», «Цветы и насекомые», «Уход за цветами», «Строение цветов»;
  • Дидактические игры: «Собери картинку», «Цветы – медоносы», «Колокольчик», «Найди пару», « Цветы» (пальчиковая), «Цветок» (пальчиковая), «Пчелки и жуки» (пальчиковая), «Подуй на одуванчик» (дыхательная), «Собери букет», «Какой цветок лишний?», «Цветочный магазин» (по мнемотаблицам), «Посчитаем цветы», «Назови какое?», «Посади цветок», «Собери цветок», «Распускаются цветы небывалой красоты» (познавательно-исследовательская), «Желтый, белый, синий»;
  • Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка», «Кузнечики. Травы, бабочки, цветы», «Гимнастика для цветов», «Кто быстрее выложит цветок?», «Живая клумба» (малой подвижности), «Догони цветок», «На лужайке», «1-2-3- выросли цветы», «Одуванчик», «1-2-3- к цветочку беги!»
  • Психологический этюд «Цветок»

Природоохранная работа (см. Приложение 4):

  • Беседы: «Не рви цветы», «Красота природы»
  • Составление схем: «Береги природу – не рви цветы»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 4):

  • Беседы;
  • Консультации;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Березовая роща»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей о березе, ее строении, росте, пользе для природы и человека, о жизни насекомых в березовой роще, росте грибов.

Объект станции: береза

Описание станции «Березовая роща»: Педагог беседует с детьми о березе, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с березой, читает стихи. Рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно . Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой . Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки), наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог рассказывает детям об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них, вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу, организуют дидактические и подвижные игры.

Формы работы на станции «Березовая роща»:

Познавательная (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Русская березка» (строение, рост, польза для природы и человека), «Береза в произведениях русского народа, поэтов», «Забота человека о деревьях», «Посуда из бересты. Польза и значение», «Связь насекомых и деревьев», «Могут ли деревья лечить?», «Знакомство с профессиями – дворник/лесник», «О пользе деревьев и кустарников», «Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок»;
  • Создание тематического альбома «Береза»;
  • Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы;
  • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.;
  • Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.;
  • Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом). «Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование);
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе;
  • Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку». «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» (развитие речевого дыхания), «Дождик» (координацию речи с движением), сюжетно-ролевые игры: Магазин «Семена», «Озеленитель» «Осенние листья»;
  • Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад». Спортивные игры и соревнования;
  • Конкурсы: «Знаток березы», «История березы»;
  • Практическая деятельность: сбор коллекций для гербария., уборка листьев, укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло), изготовление скворечников, изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа;
  • Подбор художественной литературы о берёзе;
  • Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др., «Русская душа березы» (легенды и мифы о березе); оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе»;
  • Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.;
  • Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);
  • Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

Природоохранная работа (см. Приложение 5):

  • Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»,

«Почему опасно бегать с палками?»;

  • Составление схем: «Береги лесные богатства!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 5):

  • Беседы;
  • Консультации: «История русской березки»;
  • Брошюры: «Сохраним русскую красавицу»;
  • Практическая деятельность: создание грядок, благоустройство территории станции.

«Паутинка насекомых»

Цель: создание условий для знакомства детей с представителем класса насекомых, отметить места их обитания, способ передвижения, особенности строения.

Объект станции: паутина с насекомыми, пени, пихта.

Описание станции « Паутинка насекомых »:

Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети рассматривают пеньки, затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащими пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.

Формы работы на станции «Паутинка насекомых»:

Познавательная (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми», «О насекомых»;
  • Наблюдения за насекомыми;
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Хорошо - плохо», «Собери картинку», «Составь насекомое из палочек», «Чье брюшко, чьи лапки?», «Найди насекомых» (зрительное внимание);
  • Подвижные игры: имитация передвижения насекомых.
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;

Природоохранная работа (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Составление схем: «Наши маленькие друзья!»;
  • Придумывание природоохранных знаков «Дай жизнь насекомым!»;
  • Природоохранные акции: «Дай жизнь насекомым!».

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 6):

  • Беседы: «Осторожно, насекомые!», «Правила поведения при встрече с насекомыми»;
  • Консультации: «Наши друзья насекомые!»;
  • Брошюры: «Сохраним лесные богатства!»;
  • Практическая деятельность: создание лесного уголка, пополнение атрибутами, малыми формами.

«Песочные фантазии»

Цель: создание условий для знакомства со свойствами песка, развития творческого мышления.

Объект станции: песочница, формы для создания песочных фигур, вода.

Педагог, совместно с детьми, рассматривает песок, определяют свойства песка при помощи воды, рассматривают иллюстрации о том, что можно сделать из песка, придумывают сказки по сделанным сюжетам, играют в игры.

Познавательная (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Природоохранная работа (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Каким песком можно играть?»

Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 7):

  • Беседы: «Полезные игры с песком»;
  • Брошюры: «Поиграем в песочнице с детьми»;
  • Практическая деятельность: пополнение песочницы, помощь в создании песочных формочек для творчества.

«Финиш»

Цель: создание условий для закрепления и обобщения полученных знаний после прохождения станций экологической тропы.

Объект станции: стол с лавочками для творчества, карандаши, восковые мелки, разнообразный природный материал, листы бумаги, стол для организации питьевого режима, ковер для отдыха.

Описание станции «Песочные фантазии»:

Педагог беседует с детьми о том, что нового они узнали сегодня, что было особенно интересным, предлагает отразить свое настроение в творческой работе («Сделайте, то, что хотите, используя предложенные материалы в работе»)

Формы работы на станции «Песочные фантазии»:

(см. Приложение 8):

  • Беседы: «Песок и вода»;
  • Пальчиковые игры: «Отпечатки пальцев рук», «Секретик», «Поиграй на пианино», рисование на песке, «Спрячь ручку», «Муравей»;
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кого не стало», «Откопай разгадку», «Угадай что спрятано»; «Кукольный домик», «Что изменилось?»;
  • Подвижные игры: «Шагаем по дорожке», «Охотники», «Повтори за мной», «Охотник и пастух»;
  • Аутотренинг «Танец бабочек»;
  • Подбор произведений о насекомых;
  • Отгадывание и придумывание загадок о насекомых;
  • Исследовательская деятельность: рассматривание насекомых под лупой.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Предисловие

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 4–5 лет и содержание наблюдений на прогулке.
Методика проведения занятий должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять ход занятий в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.
Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.
Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий (экскурсии на природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое) дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.
Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.
Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, педагогу следует не упускать такую возможность. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.
У детей средней группы следует продолжать формировать гуманное отношение к людям; учить слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова, поощрять доброжелательный тон в общении с окружающими людьми.
В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков детям нужно объяснять целесообразность данных процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.
Во время занятий и игровой деятельности следует объяснять детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подвести их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.
В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Необходимо уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира.
Следует закреплять знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку. Формировать желание ухаживать за животными, заботиться о них.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях), обогащают эстетические представления. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений .
Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят.
В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявления вопросов разной степени сложности, пробуждающих мышление ребенка.
Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
В детском саду необходимо создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой.
В средней группе проводится в месяц два занятия по формированию элементарных экологических представлений.
Конспекты предлагаемых в данном пособии занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Особую благодарность выражаем сотрудникам ГОУ детский сад №1796 Юго-Западного административного округа г. Москвы (заведующей Николаевой И. Б., старшему воспитателю Гусевой О. А., педагогу-экологу Копоровой Е. В.); сотрудникам МДОУ №37 г. Балашихи Московской области (заведующей Стрельцовой О.Б., старшему воспитателю Ивановой Н.Н., педагогу-экологу Бобышевой Е.О.) и сотрудникам МДОУ №3 «Рябинка» г. Балашихи Московской области (заведующей Пискуновой И.В.) за активное участие в работе по апробации конспектов занятий по формированию элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет.
Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа по формированию элементарных экологических представлений

Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы: с золотыми рыбками (кроме вуалехвоста и телескопа), карасем, волнистыми попугайчиками и канарейками.
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Дать элементарные представления о свойствах песка, глины и камня.
Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и роста растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

К концу года дети могут
Иметь представления о домашних и некоторых диких животных. Знать, какую пользу домашние животные приносят человеку.
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
Знать и называть характерные признаки отдельных овощей и фруктов.
Иметь элементарные представления о свойствах воды, песка и глины.
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.
Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь.
Воспитатель . Кто это к нам идет?
Незнайка . Здравствуйте, дети! Можно к вам?
Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку:


Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка)
Незнайка . Это колобок!
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка?
Незнайка . А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!
Педагог . Дети, а вы как думаете? (Ответы детей.)
Незнайка . Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.
Воспитатель . Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)
Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.
Воспитатель . Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!
Воспитатель . А какие еще овощи вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи».
Незнайка . Вы еще забыли назвать яблоко!
Воспитатель . Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты».
Затем воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»
Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».
Незнайка . Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?
Воспитатель . Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.
Проводится игра «Собери урожай».
Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи или картинки с их изображением).
Педагог дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.
Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.
Воспитатель . Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.
По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.
Воспитатель . Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?
Незнайка . Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!
Воспитатель . Дети, а как вы думаете?
Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».
Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?
Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».
Незнайка . А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.
Воспитатель . Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».
В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.
Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

Занятие 2. У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

Ход занятия

Педагог приглашает детей на прогулку в «сказочный лес», подводит к панораме осеннего леса.
Звучит музыка.
Воспитатель . Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза?
Обобщает ответы детей: «Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе».
Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (Рябина.) Как вы догадались, что это рябина?
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка.
Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у рябинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цветом“. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных – разных!» Читает стихотворение О. Высотской:


Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Воспитатель . Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик.
Появляется ежик (игрушка).
Ежик . Здравствуйте, ребята!
Дети . Здравствуй, ежик!
Воспитатель . Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик . Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.
Воспитатель . В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик . Дети, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж или картинка)).
Воспитатель .

В шапке красной -
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди!
Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.
Ежи к. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».
Воспитатель . Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.
Ежик . Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Медвежонок . Кто это на моей полянке шумит?
Воспитатель . Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.
Медвежонок . Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?
Воспитатель . Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.
Медвежонок приглашает детей поиграть в подвижную игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».
Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
Игра повторяется 2–3 раза.
Медвежонок . Какие дружные ребята!
Педагог . Да, медвежонок, дети очень дружные.
Медвежонок . Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.
Медвежонок раздает детям ягоды.
Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.
Воспитатель . Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.
Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, дети возвращаются из «леса» в групповую комнату.

Октябрь

Занятие 3. Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход занятия

В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.
Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).
Дед Природовед . Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с дедом Природоведом.
Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель . Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед . Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:


Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель . Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед . Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».
Дед Природовед . Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель . А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».
Дед Природовед . Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Экскурсия по экологической тропе с детьми средней группы № 2

Подготовили воспитатель:

Емельянова Е.И.

Тема: «Осенний лист»

Цель: на примере листьев различных деревьев (ива, рябина, береза) расширять представления о деревьях и их строении. Дать понятие, что береза – символ России. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать. Воспитывать желание оберегать, охранять объекты живой природы.

Оборудование: игрушка- еж, листья.

Ход экскурсии:

В: Дети, Умный Еж- хранитель экологической тропы, снова приготовил нам сюрприз. Дело в том, что он очень любит путешествовать. И сегодня он приглашает в путешествие в осенний лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листовою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.

Ёжик говорит: я очень люблю природу. У меня есть одно дерево, которое я особенно люблю. Я его буду описывать, а вы попробуйте отгадать его название. Слушайте:

«Это дерево высокое. У него красивый белый ствол с черными черточками. Тонкие ветви, нежно свисающие вдоль ствола. Листочки округлые, ярко-зеленые с зазубринками. Весной на ветках появляются красивые сережки. Как называется это дерево? »

Дети: Береза. См. приложение

Ну вот ребята мы с вами оказались и на первой остановке нашей экскурсии 1.« Березовая аллея». Береза является символом нашей страны – России. Об этом дереве народ сложил много песен. В старину возле березы часто водили хороводы. Давайте и мы возле нашей березы поведем хоровод.

Посмотрите как преобразилась аллея осенью. Что произошло с листьями? Какого они цвета? Давайте с вами наберем листья березы.

Давайте с вами рассмотрим как выглядят листочки у березы.

Ребята посмотрите наш друг ёжик зовет нас в путь. Сейчас мы с вами окажемся у чудесной ивы. 2. « Ива» Посмотрите какие листья у дерева.

Давай с вами соберём листья и с ними немного поиграем.

В руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения. см. приложение

Мы – листочки, мы – листочки, дети стоят кружком, держа в

Мы – осенние листочки. руках листочки

Мы на веточках сидели разбегаются по дорожкам

Дунул ветер – полетели. бегают помахивая листочками.

Мы летали мы летали –

Все листочки так устали. Садятся на корточки, листочки

Перестал дуть ветерок- листочки держат над головой

Все уселися в кружок. Разбегаются по дорожке.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. Подкидывают листья вверх.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Ой ребята, а где же наш ежик он, наверное, убежал дальше. Посмотрите он оставил нам письмо, а в нем загадка. Отгадав эту загадку, мы узнаем куда, он убежал.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют, красные ягодки клюют. (Рябина.)

Правильно дети - это рябина. Пойдемте найдем нашего ежика. Ах вот он где он наверное лакомится ягодками рябины.

3. «Рябина». Посмотрите какое красивое дерево. Давайте посмотрим какие у неё листочки. Они отличаются от листьев ивы и березы. Сейчас мы с вами сравним их.

Чем отличаются листья рябины от листьев березы?

Какого они цвета? Размера? см.

Ну что дорогие ребята на этом наше путешествие в осенний лес заканчивается наш друг чудесный ёж хочет прочесть вам стихи.

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок

Хорошо в лесу таком –

Каждый кустик нам знаком.

Лес наполняет грибами лукошко

И про запас

Оставляет немножко...

Ведь звери лесные грибами питаются,

Поэтому жадным вход в лес воспрещается!

Чтоб в лесу цветы цвели

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем,

Вдруг понадобится он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать!

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно! До свидание ребята!