Проект по патриотическому воспитанию « Мы – патриоты. Проект по формированию патриотических качеств у школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

по патриотическому воспитанию младших школьников

«Моя родина - Россия»

Составитель: Шамина Надежда Михайловна,

Учитель начальных классов

Борисово 2013

1.Введение.

3. Диагностическая программа изучения эффективности реализации проекта.

4. Основные мероприятия по реализации проекта.

6.Заключение.

7.Приложение.

8.Список литературы.

Введение

Проект разработан в соответствии с муниципальной целевой программой «Патриотическое воспитание детей и подростков в Крапивинском муниципальном районе» на 2012 – 2014 гг., с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель проекта:

Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма – воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Воспитательные задачи проекта:

  • формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
  • приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Принципы реализации проекта:

  • личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями;
  • непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;

Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 1-4 классов, классные руководители 1-4 классов, родители.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь». Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.

1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».

2 класс «Я люблю свою «МАЛУЮ РОДИНУ» ».

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».

Реализация данного проекта предполагает формирование :

Средства реализации проекта:

Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

  • 1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
  • 2. Деловые игры;
  • 3. Диспуты, викторины;
  • 4. Исследовательская деятельность,
  • 5. Коллективные творческие дела;
  • 6. Смотры-конкурсы, выставки;
  • 7. Соревнования;
  • 8. Экскурсии, поездки, походы;
  • 9. Трудовые дела: акции, операции
  • 10. Тренинги общения
  • 11. Устный журнал «Путешествие по городам Кузбасса»;
  • 12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)» У фамильного древа»;
  • 13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
  • 14. Семейные гостиные:
  • - «Духовно нравственные основы русского народа».
  • - «Пишем историю своей семьи».
  • - «Родословная семьи»
  • - «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

15. Создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.

Реализация данного проекта предполагает сформированность :


  • начальной системы краеведческих знаний,

  • устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

  • уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любви и бережного отношения к родной природе;

  • посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

  • уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

1 класс – «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи. к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

2 класс – «Я люблю свою «МАЛУЮ РОДИНУ» »

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: Кемеровская область – частица России. История города и края в истории России. Архитектурные и культурные памятники города и области. Административное деление области, символика. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди. Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения жизни земляков, родственников в истории страны во время ВОВ, Афганской и Чеченской войн.

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения

к историческому прошлому и настоящему малой и большой родины;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению связей истории своей семьи с историей своего края, своего Отечества.

Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи русских народов. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

4 класс – «Нас много, а родина одна – Россия».

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения к природе, истории Кузбасса, Крапивинского района, России, к культуре, традициям и обычаям разных народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Критерии эффективности проекта:

Обучающиеся 1-2 классов

Знаю:

Что такое семья и для чего она создается;

Историю своего рода, своей семьи;

Историю семейных реликвий;

Традиции и обычаи своей семьи;

Как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;

Роль каждого члена семьи в ее жизни;

Проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

Состояние здоровья членов моей семьи;

Материальное положение семьи;

Где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

Круг знакомств семьи;

Важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

Семейный этикет;

Свои права и свои семейные обязанности;

Как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

Любить свою семью и всех своих родных и близких;

Быть благодарным;

Радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

Понять и прощать, сочувствовать и помогать;

Уважать мнение других членов семьи;

В согласии делать общие дела;

Осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

Составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

Хранить семейные реликвии;

Донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и внуков;

Разумно пользоваться своими правами в семье;

Добросовестно выполнять свои обязанности;

Заботиться о старших и младших членах семьи;

Ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

Строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

Правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

Вести здоровый образ жизни;

Оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;

Создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни

Семьи;

Организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

Отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

Способами;

Делать приятное своим родным и близким.

Действую:

Участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

Берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

Поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

Посильно участвую в решении семейных проблем;

Участвую в организации досуга семьи;

Помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

Учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

Берегу мир и покой моей семьи;

Готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи

^ Обучающиеся 3 - 4ых классов:

Знаю:

Историю России;

Историю Малой Родины и родного края;

Историю своего народа и его нравы;

Историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;

Историю государственных символов России;

Имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

Национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

Что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;

Духовные и нравственные основы россиян;

Свой родной язык;

Родную литературу;

Культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.

Основы национальной кухни;

Основы народной медицины.

Умею:

Рассказать об истории своего Отечества;

Рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

Рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

Рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

Грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи

живое слово своего народа;

Отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;

Петь песни своего народа;

Рассказывать народные сказки, предания и сказания;

Исполнять традиционные народные танцы, пляски;

Готовить национальные блюда;

Готовить и проводить народные праздники;

Играть в народные игры, водить хороводы;

Использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные

Мотивы;

Правильно использовать рецепты народной медицины;

Изготавливать изделия из серии народных промыслов;

Ценить красоту и богатства родной природы;

Умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

Умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую:

Изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

Овладеваю богатствами духовного наследия России;

С уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

Читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;

Беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

Отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;

Не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;

Развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

Участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

Готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;

Участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;

Хожу в походы по родному краю;

Берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

Меньшим;

Учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

Участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-

Щей жизни;

Вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

^ Диагностическая программа изучения эффективности реализации проекта


Основные отношения

Показатели воспитанности


Признаки и уровни формирующихся качеств


1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной

Природе.


3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению

Других;
2-любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под

руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.


1.2. Гордость за свою

Страну.


3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,

рассказывает

Об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении

старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.


1.3. Служение своими

Силами.


3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует

других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при

организации и

поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.


1.4. Забота о своей

Школе.


3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.


Отношение к умственному труду


2.Любознательность


2.1. Познавательная активность


3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями

узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0-читает недостаточно, на побуждения учителя

Не реагирует.


2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.


3 – стремится учиться как можно лучше, помогает

другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.


2.3.Саморазвитие.


3 – есть любимое полезное увлечение, к которому

привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной

познавательной деятельности участвует при наличии

Побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.


2.4. Организованность в учении.


3 – работу на уроке и домашние задания выполняет

Внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет

внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет

Под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не

выполняет.


Отношение к физическому труду


3. Трудолюбие.


3.1 Инициативность и творчество в труде.


3 – находит полезные дела в классе, школе и

организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет

Их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе,

организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную

инициативу, и творчество не проявляет.


3.2. Самостоятельность в труде.


3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших

И побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других

Равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.


3.3.Бережное отношение к результатам труда.


3 – бережёт личное и общественное имущество,

стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и

Общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и

общественного имущества.


3.4. Осознание значимости труда


3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по

своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по

своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда,

По выполнении работ по силам нуждается в

руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит

Трудиться.

Отношение к людям


4.1. Уважительное отношение к старшим.


3 – уважает старших, не терпит неуважительного

отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в

руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.


4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.


3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно

относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении

со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.


4.3. Милосердие.


3 -- сочувствует и помогает слабым, больным,

беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия

контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.


4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.


3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.


Отношение к себе


5. Самодисциплина.


5.1. Развитая добрая воля.


3 – проявляет добрую волю и стремится развивать

Её, поддерживает проявление доброй и осуждает

проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми

ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.


5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.


3 – добровольно соблюдает правила культуры

поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры

поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии

контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.


5.3. Организованность и пунктуальность.


3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в

контроле;
0 – начатые дела не выполняет.


5.4. Требовательность к себе.


3 – требователен к себе и товарищам, стремится

Проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в

хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить

себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в

негативных поступках.

Основные мероприятия по реализации проекта:

Название мероприятия

Форма

Класс

Русь, Россия, Родина моя

Праздник – КТД

1,2,3,4.

День матери

Праздник- КТД

1,2,3,4

Хранители земли русской

Праздник- КТД

1,2,3,4

Мой милый край, я тебя люблю.

Праздник- КТД

1,2,3,4

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

Праздник урожая.

Игра-соревнование

1,2,3,4

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1,2,3,4

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1,2,3,4.

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1,2.

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1,2.

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

1,2,3,4

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1,2,3,4

Красота родной природы

Фотовыставка

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1,2,3,4.

Режим дня.

Беседа.

1,2.

История школы

Экскурсия в школьный музей.

1,2.

Составляем правила поведения в коллективе.

Аналитическая беседа

История улиц в истории села

Игра-путешествие.

Семейные династии

Мини – проект.

Мир профессий. Кем быть?

Деловая игра.

Святые места Кемеровской области

Экскурсия, мини- проект.

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2.

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой классный час

1,2.

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Трудовое дело.

1,2,3,4.

Поздравление ветеранов ВОВ.

Акция. Выступление, подарки.

2,3,4.

Береги природу.

Акция. Конкурс плакатов, рисунков

2,3,4

Защитим родную природу.

Акции. Уроки окружающего мира.

2,3.

Учись учиться.

Беседа.

День Защитника Отечества. Буду в Армии служить

Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков

1,2,3,4.1-4

Участие в проведении «Дня здоровья».

1,2,3,4.

Зов леса. «Зарница»

Спортивно-интеллектуальная игра.

1,2,3,4.

Первые поселенцы на Кузнецкой земле. Погост, селение, городища.

Беседа. Заочная экскурсия

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

1, 2,3,4.

Крапивинский район на карте Кемеровской области. Символика.

Игра-путешествие по карте.

Население нашего города. Трудовые традиции

Беседа, встреча с интересными людьми.

Какие люди в селе, где я живу!(художники,поэты, музыканты)

Беседа, экскурсия.

Фольклор, традиции, обычаи.

Устный журнал.

3, 4

Традиционные промыслы.

Игра-путешествие, встречи.

3, 4

Права ребёнка в новом веке

Классный час.

Настоящий мальчишка, какой он?

Классный час.

3, 4

«Когда все вместе».

Конкурсная семейная программа.

3, 4

Неизвестные страницы истории.

Классный час.

2, 3.

Всемирный День ребёнка.

Классный час.

3 ,4.

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

З., 4

Государственные символы России.

Классный час.

1,2,3,4.

Народы севера России.

Игра-путешествие.

Кемеровская область на карте России.

Игра-путешествие по карте.

История Кемеровской области в истории России.

Беседа

Памятники культуры и архитектуры города.

Игра-путешествие.

Природа Крапивинского района.

Интеллектуальная игра, работа с картой.

Экскурсия в город Кемерово.

Поездка-экскурсия.

Экскурсия в города Кемеровской области (по выбору).

Поездка-экскурсия, виртуальное заочное путешествие.

Первые поселения и промыслы на севере России.

Классный час.

Экологические проблемы Кемеровской области.

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Утренник.

Честь имею.

Классный час.

Кому нужна моя помощь?

Классный час.

Умеем ли не обижаться?

Классный час.

История моей семьи в истории области.

Проектная деятельность.

60

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России.

1, 2, 3, 4

61

«По волнам нашей памяти»

Утренник

3,4

62

Детство наших бабушек и дедушек.

Устный журнал

1,2

63

Я на бабушку похожа.

Классный час.

1,2

64

«Если бы я был (а) мамой, папой».

Сочинение

3,4

65

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

1, 2, 3, 4.

66

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

1

67

Профессии в моей родословной

Классный час.

1

68

Чтим великий День Победы

Классный час.

1, 2, 3, 4

69

Кто я, какие мы?

Классный час.

1

70

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

Игровой классный час

1,2

71

Зачем человеку семья

Классный час – диспут

2, 3

72

Семейные реликвии

Классный час.

3

74

Семейные династии

Мини проект

3

75

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

Устный журнал

3

76

Мир дому моему, мир дому твоему

Мини проект

2

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Заключение

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы,ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

Правовая база для составления проекта:

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Список литературы:

1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

4. . Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.

6. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

7. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

8. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.

9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

10. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

11. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5 . – С. 52.

12. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

13. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

14. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.

15. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.

16. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.


Проект состоит из трех блоков: 1. Финал Всероссийского конкурса "Дорога к обелиску". Цель конкурса - воспитание у подрастающего поколения неподдельного интереса к своей малой Родине, её истории и Героям. Конкурс творческих работ включает в себя три номинации: «Откуда приходят герои», «Ветераны глазами детей» и «Душам погибших нужны воспоминания». В ходе работы над своими проектами ребята расспрашивают старожилов, краеведов, учителей, музейных работников. Знакомится с историей сражений и партизанских боёв, проходивших в их крае, разыскивают информацию о месторасположении госпиталей и захоронений при них, работают в библиотеках с краеведческой литературой. Разыскивают воинские мемориалы и обелиски на своей малой Родине, узнают время их появления и приводят в порядок, если они содержались в ненадлежащем виде. Работы, присланные конкурсантов включают в себя не только события ВОВ, но и любые военные действия на территории их края. 2. IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Делай, как я!". Конкурс является открытой дискуссионной площадкой обмена опытом, выявления проблемных точек при организации работы по военно-патриотическому воспитанию и путей решения возникающих трудностей. Конкурс является продолжением профориентационной работы с молодежью в 2017 - 2018 годах. 3. IV Специализированная смена в ВДЦ "Орленок" "Служу Отечеству!". Это продолжение проекта, в проведении которого используются лучшие авторские программы, выявленные в ходе конкурса профессионального мастерства, а так же участниками смены в "Орленке" станут, в том числе, и финалисты конкурса. В рамках Смены традиционно пройдет финал Всероссийской военно-спортивной игры "Орленок". По итогам Смены из числа участников проекта будет сформирован второй состав проекта"Кадровый резерв - достойная смена". Участники первого состава проекта смогут попробовать себя в качестве помощников командиров взводов. Планируется увеличение количества участников, охваченных проектами, так конкурс профессионального мастерства "Делай, как я!" предполагает увеличение финалистов с 50 человек (из 400 участников) в 2016 году, 60 (из 670 участников) в 2017 году, с 100 финалистов (из 1000 участников) в 2018 году, с 150 финалистов (из 1000 участников) в 2019 году. В финале конкурса "Дорога к обелиску" 50 финалистов (2017 год), 60 финалистов (2018 год) из всех субъектов РФ. В специализированной смене "Служу Отечеству!" в ВДЦ "Орленок" предполагается увеличение количества участников с 297 (из 32 регионов) в 2016 году, 840 участников (из 84 регионов) в 2017 году, 850 участников (из всех субъектов РФ) в 2018 году, в том числе и участники из других государств, 850 участников (из всех субъектов РФ) в 2019 году, и 30 участники из других государств

Цели

  1. Цель: Создать условия для формирования у молодого поколения России гражданско-патриотических ценностей, здорового образа жизни; популяризация службы в Вооруженных Силах РФ и занятий в военно-патриотических клубах на основе совершенствования профессионального мастерства руководителей и курсантов военно-патриотических центров во Всероссийских конкурсах "Делай, как я!", "Дорога к обелиску", использования лучших методических разработок в проведении смены в ВДЦ "Орленок".

Задачи

  1. Выявление, поддержка и развитие самых энергичных, талантливых и имеющих значительные достижения руководителей и курсантов в области работы военно-патриотических клубов, объединений России.
  2. Повышение профессионального мастерства участников конкурсов "Дорога к обелиску", "Делай, как я!" и смены "Служу Отечеству!", обмен и распространение передового опыта руководителей военно-патриотических клубов, объединений, приобщение молодежи к социально значимой деятельности.
  3. Анализ результатов, выявление лучших авторских программ, методик по военно-патриотическому воспитанию, создание кадрового резерва из лучших курсантов и руководителей военно - патриотических центров, клубов, объединений, профориентационная работа, распространение методических наработок.

Обоснование социальной значимости

Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования привели к изменениям ценностных ориентаций и сформировавшихся ценностей у подрастающего поколения, запустив тем самым процессы развития нового ценностного сознания и поведения личности. Актуальность проекта обусловлена острой потребностью гражданско-патриотического воспитания подростков на современном этапе, так как растет информированность подрастающего поколения, при этом отмечаются определенные трудности в понимании современными подростками сущности гражданско-патриотических ценностей. Поэтому возникает необходимость их формирования на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подростков правильного понимания гражданско-патриотических ценностей и сформированности собственной позиции по данному вопросу. В таких документах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, подчеркивается значимость и актуальность проблемы формирования гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения, как важного направления деятельности государства и общества. Как показывает анализ практики работы организаций системы дополнительного образования, формированию гражданско-патриотических ценностей у подростков уделяется недостаточно внимания. Работая в данном направлении более двадцати лет, Военно-патриотический центр «Вымпел» создал единую всероссийскую площадку для получения новых знаний и навыков, обмена опытом среди руководителей, инструкторов и воспитанников военно-патриотических центров, организаций и объединений. На протяжении нескольких лет ВПЦ «Вымпел» в сотрудничестве с Общероссийской организацией "Российское движение школьников", ФГБУ "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи", ВДЦ "Орленок", действующими правоохранительными организациями, с большим успехом проводят традиционные, ежегодные мероприятия, разработанные специалистами ВПЦ: «Дорога к обелиску», Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Делай, как я!", Специализированную смену в ВДЦ "Орленок". Ежегодно расширяется география проекта, увеличивается количество участников. Одними из главных показателей социальной значимости данных мероприятий и всего проекта являются укрепление межрегиональных связей и выстраивание системной работы в сфере военно-патриотических объединений, а также работа с приемными семьями и детьми - сиротами.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект
по патриотическому воспитанию
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
«Величие народа не измеряется его
численностью, как величие человека
не измеряется его ростом;
единственной мерой служит его
умственное развитие и его
нравственный уровень».
Виктор Гюго.

Кашира
Информационная карта проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Название проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Направления
деятельности
Автор проекта
Организаторы
проекта
Полное наименование
организации ­
заявителя
Юридический и
фактический адрес
Сроки проекта
Кадры проекта
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
формирование у обучающихся гражданственности,
патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их
социализации посредством вовлечения обучающихся,
педагогов, родителей в активную деятельность по
патриотическому воспитанию.
 развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
 воспитывать уобучающихся ценности гражданственности,
патриотизма, толерантности, определяющие модель их
жизненного поведения;
 сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и
народ;
 изучать героическое прошлое нашей страны;
 воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство
привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
 подготовиться к достойной встрече Победы в ВОВ;
 совершенствование ценностно­ориентированных качеств
личности, обеспечение условий для самовыражения
обучающихся, их творческой активности;
 формирование эффективной системы патриотического
воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у
каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить
пользу обществу и государству;
 утверждения в сознании и чувствах воспитанников
патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
­ историко­краеведческое
­духовно­ нравственное
­гражданско­патриотическое
­ героико­патриотическое

Костин А.В., преподаватель истории и обществознания.
Воронова А.В., преподаватель истории и обществознания.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
142900, МО г.Кашира, ул.
2015­2020 уч. год
Участники учебно – воспитательного процесса колледжа

Содержание.
Актуальность проекта………………………………………………………………....5
Основание для разработки проекта…………………………………...…………......7
Цель и задачи проекта………………………………………………………...…...….7
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………...…..……8
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………...…...…8
Механизм реализации проекта…………………………………………………........9
Основные направления проекта…………………………………………….……….10
Информационные, технические ресурсы проекта…………………………….…...10
Методическое обеспечение проекта……………………………………………...…10
Мероприятия по реализации…...………………………….……………………...…11
Научная новизна проекта……………………………...………………………….….12
Теоретическая значимость проекта………………………………………..…...……12
Практическая значимость проекта…………………………………………...…...…12
Оценка эффективности проекта……………………..………………………………12
Экономичность проекта…………………………………….………………………..13
Риски в реализации проекта и пути их преодоления………………………………13
Список литературы………………………...……………………………………...….15

1. Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже
ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё
первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его
историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче.
Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы
потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего
образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения
ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания студентов
колледжа. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых
случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки
умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность
решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент
Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют
вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но
очень сложная».
Патриотическое воспитание ­ это многоплановая,
систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность колледжа, общественных
объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся
именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и
воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в
современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее
время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой.
Проблемы нравственно­патриотического воспитания отошли на второй план, что

недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего
отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество,
честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне
гражданско­патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного
направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности
поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
студентов – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю
играют огромную роль в становлении личности студента. Без любви к Родине
невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам
и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без
возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить
людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Актуальность проекта бесспорна: День Победы. Ветераны, некогда ходившие
целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче
растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть
немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на
груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с
прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания
исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не
прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все
возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования 75­летия Победы нужно еще раз, еще много раз
прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством
воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество
подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными
отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников,
родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к
духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования
нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» уверен, что при его реализации в
студентах будет заложено начало понимания высоких гражданско ­ патриотических
чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции,
культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой
Родине.
Проект «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» разработан в соответствии программой
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 года».
Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств

личности учащихся, работу ума, души и сердца студента. Необходимо создавать
условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут
впоследствии основой нравственного поведения ребенка.
Формирование
патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей,
которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Личность
Патриота
России.
Знающая
историю
и культуру
своей Родины.
Любящая свою
Родину и свой
народ.
Соблюдающая
духовные,
правовые и
общечеловечес
кие ценности.
Обладающая
культурой
мысли
и речи.
Творчески
мыслящая.
Духовно
и физически
здорова.
2. Основание для разработки проекта:
1.
2.
3.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011­2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №
795).
3. Цель проекта:формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма,
активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством
вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по
патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма,
толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос;
подготовиться к достойной встрече 75­летия Победы;
совершенствование ценностно­ориентированных качеств личности, обеспечение
условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений.
4. Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2015 года по 30 июня 2020 года
Название
этапа
I этап
Подготовител
ьный
Цели и задачи
Цель: подготовка условий создания программы патриотического
воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить проект по гражданско­
патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально­технические, педагогические
условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным
направлениям проекта.
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее
эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по
патриотическому воспитанию.
4. Расширять и укреплять связи и отношения колледжа с
учреждениями дополнительного образования, культуры и
социумом.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
II этап
Внедрение
III этап
Отслеживан
ие и анализ
результатов

5. Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:

повышение ценностного отношения студентов колледжа к проблемам
патриотического развития;


совершенствованию действующей системы работы колледжа по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в
учебной и внеучебной деятельности колледжа.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
­ обогащение содержания гражданско­патриотического воспитания;
­ вовлечение в систему гражданско­патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности;
­ повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
­ приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
­ вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно­исследовательскую,
творческую деятельность;
­ в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
­ в историко­краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
­ в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
­ в духовно­нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:







Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
Развитие у студентов чувства любви к Родине, родному краю, колледжу.
Формирование у студентов готовности к защите Родины.
Воспитание уважения студентов к подвигу ветеранов войны.
Активизация творческого потенциала студентов.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся,
повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.


Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию студентов.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию
обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ
И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
6. Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно­смыслового равенства

.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые
взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении
взрослого и студента является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как
и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях
непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт
закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде,
обеспечение личностно­ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням:
возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
7. Основные направления проекта.
­ гражданско­патриотическое – формирование постоянной готовности к служению
своему народу и выполнению конституционного долга;
­ историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому
своей Родины, уважения к традициям предков;
­ героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными
датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому
прошлому предков;
­ духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких
нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Формы работы, используемые при реализации проекта:

внеклассные мероприятия: смотры­конкурсы; выставки.

мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и

круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.








коллективные творческие дела.
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
спортивные состязания.
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
экскурсии.
презентации.
изучение истории и культуры родного края.
8. Информационные ресурсы.
Информационная база колледжа, специальная литература, сайт образовательного
учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход
реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение колледжа. А конкретно в колледже имеется:
 Кабинет истории, где есть возможность сохранять необходимые исторические
материалы, проводить заседания, работать над проектом.
9. Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
 Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического
воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов
работы.
 Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту
сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта.
 Активное использование метода коллективно­творческого дела.
метода социально­значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и
сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения
личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание
(анкетирование).
10. Мероприятия по реализации

Мероприятие
Название
Срок

Неизвестного Солдата
6
Проведение недели истории и права
Май
7 Конкурс компьютерных презентаций
«Военная летопись»
Февраль
8 Исследовательская деятельность
учащихся
«Война в истории моей семьи» Январь­март
9 Беседа с учащимися
«Как это начиналось..»
(о начале второй мировой
войны)
Март
10 Конкурс творческих работ
«Письмо ветерану»
Апрель
11 Выпуск информационного календаря
«Этот день в истории войны»
Май
12 Акция, посвященная дню победы
«Вечная память»
Май
Работа с родителями
1
Родительские собрания по
патриотическому воспитанию
В течение года
Оказание помощи детям в подготовке
выступлений
презентации, проекты, поделки В течение года
11. Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
­ на основе анализа нормативно­правовой базы организации патриотического
воспитания учащихся колледжа во внеурочной деятельности и обобщения опыта
данной работы будет разработана современная организационно­методическая модель
данного направления воспитания;
­ будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности
патриотического воспитания в системе внеурочной работы колледжа, позволяющие

целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического
воспитания в зависимости от его целей.
12. Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что
обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания
учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания
проектов другими ОУ в данной сфере;
­ разработанная и апробированная на практике модель патриотического
воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях
сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке
подбору кадров для них;
­ сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и
методов военно­патриотической работы, научная характеристика условий
эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять
функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических
разработок;
­ нормативно­правовая база, разработанная в процессе формирования системы
патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных
моделей в других образовательных учреждениях.
13.Практическая значимость проекта.

авторский подход к формированию информационной составляющей
патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при
формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.

предложенные критерии оценки эффективности и результатов
патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными
учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании
требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
14. Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования
системы объективных критериев, представленных нравственно­духовными и
количественными параметрами.
Нравственно­духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
­ умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
­ знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
­ умение принимать и защищать свои решения;
­ готовность к участию в общественных делах;
­ готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
­ патриотизм и любовь к Родине;
­ права и свободы человека и гражданина;

­ знание символики Российской Федерации;
­ национальное самосознание;
­ уважение чести и достоинства других граждан;
­ гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого студента в воспитательные ситуации;
2. участие в поисково ­ исследовательской работе;
3. участие в колледжных и муниципальных конкурсах по гражданско­патриотической
тематике;
4. Количество мероприятий, проводимых по гражданско­патриотическому
воспитанию
5. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско­патриотических
направленностей
6. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх.
15.Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на
базе колледжа. Для этого предоставлен кабинет истории, в котором имеются
определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться
библиотекой.
16.Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот
проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце.
Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить
новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного
осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.

Список литературы.
1.
Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных
условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный
патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
2.
воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
Быков А. Организационно­педагогические вопросы патриотического
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном
3.
образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. ­ М., 1995.
Игнатьева Е. Е. Духовно­нравственное воспитание школьников / Е. Е.
Информационно­методическое издание для преподавателей “Основы
4.
Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
5.
безопасности жизнедеятельности”, № 1­12, М.2000 г.
6.
реалий//Социс, №8,2006
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально­политических

Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания
7.
старшеклассников в учебно­воспитательном процессе современной школы: Дис.
канд. пед. наук. М., 2003.
Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н.
8.
Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков //
9.
Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
10. Научно­популярный журнал “Военные знания” № 1­12, 2000 г. М.
11. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной
школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010.
– № 7. – С. 20 – 26.
12. Савина Н. Н. Социально­психологический портрет современных подростков /
Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
13. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс,
№4,2007; с. 37­43
14.
школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание
школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
15. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно­эстетическое воспитание
учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М.,
2006.
16. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.
18. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. ­ М., 1992.
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации
Интернет­ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно­патриотическое воспитание в воспитательно­
образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). ­ Режим
доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti­moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940

Проект по патриотическому воспитанию

« Мы – патриоты »

I. Введение

II. Цели, задачи проекта

III. Формы патриотического воспитания

IV. Этапы реализации проекта:

1. Ориентированно-диагностический

2. Основной

3. Заключительный

V. Механизм реализации проекта

VI. Социальные партнеры

VII. Ожидаемые результаты

VIII. Приложение

Введение.

Актуальность проекта по патриотическому воспитанию.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Проводя анкеты среди учащихся нашей школы, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Данный проект является составной частью воспитательной деятельности школы и ведется в рамках общешкольной программы, по воспитанию обучающихся школы «Стать человеком» (2011-2016гг.)

Цель проекта:

формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Задачи проекта:

1. Развить чувства патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

2. Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

3. Сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

4.Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

5. Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Формы патриотического воспитания:

    Духовно-нравственное направление включает в себя:

Формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

    Культурно - историческое направление предполагает:

Воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

    Гражданско-правовое направление ориентирует на:

Изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

Формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

Развитие реально действующего школьного самоуправления.

    Военно – патриотическое включает в себя:

Сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

Формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Этапы реализации проекта:

I. Ориентированно-диагностический этап

Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»;

что знают об истории, традициях и обычаях своего народа;

определить направления дальнейшей работы над проектом.

Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины, сочинения и т.д.

II. Основной этап

Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представления учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Формы: классные часы, уроки мужества, внеклассные и общешкольные мероприятия, заседания клубов по интересам, спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, деятельность школьного музея, встречи с ветеранами и тружениками тыла ВОВ, военно-спортивные игры (Биатлон), «Армейский марафон»,

III. Заключительный этап

Цель: проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой. Формы: анкетирование, опросники, «круглый стол», «диспуты», «дебаты» и т.д.

Механизм реализации проекта

Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет группа по реализации проекта: организационный комитет, органы ученического самоуправления. Организационный комитет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.

Ожидаемые результаты

1. Результатом реализации данного проекта должна стать высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, высокая духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

2. Школа, как база культурной жизни молодежи.

3. Гуманистическое отношение к окружающим людям.

4. Продолжение работы над проектом по всем направлениям.

Приложение

Сценарий

Тематического мероприятия

«Этим парням будет вечно по 20!...»

***************************************************

Зал озвучен

(играют военные песни разных времен)

Ведущая:

Добрый день дорогие ребята, Уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам двадцатого столетия. И проходит она в преддверии праздника – Дня Защитника Отечества! Я надеюсь, что сегодня в этом зале собрались люди, для которых важна история нашей страны, страны, которая пережила события Великой Отечественной войны 1941 – 1945г., и на современном этапе межнациональные конфликты Афганистан, Чечня…

«Афганская, первая после большой…»

Афганская, первая после большой,

Была неприметной и кровопролитной.

Невидимой тем, кто в Афган не пошёл.

А тем, кто пошёл, лишь её было видно.

Афганскую не называли войной.

Пытались отмыть, по примеру испанской.

Но только солдату не всё ли равно?

Хотел жить советский, хотел жить исламский.

Но многим солдатам пришлось умирать.

Вчерашним адептам мотыги и скрипки.

Я помню их неисчислимую рать,

Собой оплативших чужие ошибки

С тех пор все привыкли к войне и смертям.

К чужим… - ведь привыкнуть к своей невозможно.

Тбилиси, Баку, Душанбе и Мартан,

Будённовск и Грозный…

Русь, будь осторожна!

Давно ли воинственной глупости груз

Взвалил на себя одряхлевший Союз?

Острят, улыбаясь, живые вожди.

А мёртвых сынов не воротишь. Не жди.

Ведущая:

15 февраля 2015 года исполнилось 26 лет со дня вывода войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ее долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях, даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена…. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными и ценны они искренностью и пронзительностью…

Звучит первый куплет песни «Кукушка»

Ведущая:

Через афганскую войну прошло более полумиллиона человек. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести… Солдатские судьбы… Вани, Миши, Саши, Гриши, Вовы… Как они похожи и в то же время разные.

Звучит музыка с перестрелкой или вертолетом

Выходит ученик в офицерской форме

«Сережа на рассвете погиб… Бандиты бросили гранату в дом, где засели Сергей и два его боевых товарища. Ровно четыре секунды было у него, что бы принять решение. Ровно четыре секунды и вся жизнь…. И он его принял! Сережа бросился телом на этот смертоносный кусок металла, который разорвался под ним. Двое его друзей не получили даже ранений их только обрызгало кровью Сергея. Страшная, нелепая и никому ненужная смерть…»

Песня «Белый танец»

Ведущая:

Черным, зловещим крылом ударила похоронка…. Сколько выплаканных слез, сколько обрушилось горя… Возвращение домой… Специальным рейсом… Последним, страшным рейсом… Сколько горя приносит война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время?... Смерть сына, плоть от плоти своей, кровиночки родной – что может сравниться с этим горем, с непосильной болью. И вырастает над этим растерзанным миром сгорбленная горем фигура матери.

Монолог матери

(Выходит ученица в черном шарфе, зажигает свечу)

"Он у меня маленького роста был.

Родился маленький, два килограмма, рост маленький. Обниму: "Мое ты солнышко! Ничего не боялся, только паука...

Игрушки любил военные. Дарили ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит их на себя и марширует по дому.

Я солдат... Я солдат...

Мое ты солнышко... поиграй во что- нибудь мирное.

Я солдат... Я солдат...

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи - он в нем тонет.

Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы его не били. Я боялась, что будут издеваться ребята его посильнее, он такой маленький. Я этого боялась.

Попросил: "Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю".

Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо...: "Ты, мам, не плачь, наша броня надежная".

Мое ты солнышко... наша броня надежная... уже домой ждала, месяц ему остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку. Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть.

Поглядеть на сыночка, дотронуться... нашли ли его ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата.

Крепитесь, мать...

Где мой сын?

Здесь, в Минске. Сейчас привезут.

Я осела на пол:

Мое ты солнышко...

Поднялась и бросилась на капитана:

Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный... А он маленький... Ты - мужчина, а он мальчик... Почему ты живой?

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!

А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на колени, обниму:

Мое ты солнышко!

Стучит метроном

Ведущая:

Существует особая память, память души и память сердца…. Память о погибших мы проносим сквозь года. Память…она живет в сердцах людей, она волнует нас с экранов, сцен, страниц книг, она встает в бронзе и граните. Афганистан и Чечня, они прочно вошли в нашу жизнь и историю. Мы еще не одно десятилетие будем вспоминать об этих страшных войнах. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». А тогда в далеком 1979 году, русские ребята пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

«Молюсь за Вас»

Ну, вот и всё ребята, вот и всё...

Для вас на этом кончилась война.

Теперь домой, отвоевал своё.

Встречай, Россия, мать, друзья, жена.

За Вас душой болею, кто остался,

Кому сейчас ещё служить в Чечне,

Ты за ребят погибших – рассчитался

И в горной, и в равнинной стороне.

Храни вас БОГ – от пули, от осколков,

Со всех заданий возвращайтесь все...

Про вас теперь так много кривотолков

За то, что были вы на той войне.

Да ничего, ребята, не тушуйтесь,

Десантной чести вы верны всегда.

Своим родным скажите: "Не волнуйтесь

Когда – нибудь, да кончится война!"

Прощай, Чечня, теперь во сне лишь видишь

Ущелья, скалы, горные хребты.

В своей душе – за вас молюсь и слышу:

ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ, СПАСИ И СОХРАНИ.

Песня «Вернись»

«Жди меня, и я вернусь»

(выходит ученик в солдатской форме)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущая:

Всем тем, кто прошёл через «ад» и остался в живых: «Храни вас Господь!» - а всем тем, кто уже никогда не вернётся: «Будем помнить вас всегда!». Но время неумолимо, оно стирает с земли следы той далекой войны «за речкой». Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи – погибли.

Включается метроном

Ведущая:

Минута молчанья...

Прошу вас всех встаньте

И в памяти – павших героев представьте.

На век в нашем сердце

Бессмертных имен их звучание…

Минута молчанья… минута молчанья…

Минута молчания

Ведущая:

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина и патриота. Наше мероприятие проходит в преддверии самого мужественного праздника – Дня Защитника Отечества! Мы искренне поздравляем всех наших мужчин, желаем вам здоровья, силы духа, благородных поступков, мужества… Сегодня в зале сидят мальчишки, которые будут призваны в ряды Вооруженных сил. Самое важное, чтобы вы помнили подвиги тех, кому мы обязаны нашим мирным настоящим и светлым будущим. Самое главное, чтобы вы знали – служба в армии это почетная и благородная миссия

Финальная песня

«Ты же выжил солдат…»