Особенности пищеварительной системы детей. Возрастные особенности пищеварительной системы человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра анатомии и физиологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ГИГИЕНА ПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Выполнил:

студентка 4 курса ЕГФ,

профиль «Биология», ОФО

Соболева Марина

Сергеевна

Проверил:

старший преподаватель

кафедры анатомии и физиологии

Гончарова Инна Георгиевна

ВОРОНЕЖ 2015

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4

Глава 2. Питание. Принципы рационального питания детей дошкольного возраста. Основные вещества пищи в питании дошкольников……………….6

2.1. Питание. Принципы рационального питания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………............6

2.2. Основные вещества пищи в питании дошкольников……………………..9

Глава 3. Санитарно-гигиенические требования к организации питания в дошкольных образовательных учреждениях…………………………………....13

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………....20

Введение

Дошкольный возраст (3-7 лет) – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Незавершенность созревания детского организма определяет его неустойчивость и большую чувствительность даже к незначительным отрицательным воздействиям внешней среды, что может послужить причиной возникновения отклонений в состоянии здоровья. Недостаток пищевых веществ и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к заболеванию детей, поэтому одним из важнейших в дошкольном возрасте остается принцип сбалансированного питания .

Уже с момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды, а в особенности его питания. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в сбалансированном количестве.

Цель: изучить особенности гигиены питания в дошкольных образовательных учреждениях как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

- рассмотреть основные анатомо-физиологические особенностисистемы пищеварения у детей дошкольного возраста;

Изучить принципы рационального питания детей дошкольного возраста и основные вещества пищи, входящие в их сбалансированный рацион;

Изучить санитарно-гигиенические требования к организации питания в дошкольных образовательных учреждениях.

Глава 1 Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка сформированы молочные зубы, которые позволяют ему перейти от молочного питания к более грубой пище. Происходит усиление слюноотделения, количество и состав слюны совершенствуется с увеличением разнообразия пищи. С 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.

Размеры желудка постепенно увеличиваются – к 3 годам вместимость желудка составляет 400-600 мл, в возрасте от 4 до 7 лет она увеличивается медленно. К 6-7 годам желудок приобретает форму, характерную для взрослого организма; увеличивается длина пищевода .

К этому возрасту развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. Содержание соляной кислоты увеличивается, что повышает бактерицидные свойства желудочного сока, что снижает частоту желудочно-кишечных расстройств у детей, которые вызываются в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5 - 7 лет.

К 3 - 4 годам жизни строение толстой кишки аналогично таковому у взрослых, стабилизация микрофлоры кишечника заканчивается у детей к 7 году жизни. Функции тонкой и толстой кишок находятся во взаимодействии и взаимовлиянии. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в желудке .

Созревание регуляции моторики ЖКТ соответствует срокам созревания вегетативной нервной системы и заканчивается к 6-7 годам.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени, но в этот период они остаются еще недоразвитыми. Активность ферментов поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки возрастает постепенно: к 3 годам повышается активность протеаз, к 7 годам - липаз и амилаз.

Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов над катаболическими. Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков.

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях: для обеспечения роста и развития организма и для обеспечения двигательной активности .

С учетом отмеченных особенностей в работе органов пищеварения можно сделать вывод, что питание детей дошкольного возраста должно отличаться от питания детей ясельного возраста.

Полость рта представляет начальную часть пищеварительного тракта. Она ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу диафрагмой рта, по бокам — щеками.

У грудных детей полость рта имеет особенности строения в связи с приспособлением к акту сосания. Размеры полости рта у ребенка первого года жизни относительно малы. Альвеолярные отростки челюстей недоразвиты, выпуклость твердого нёба слабо выражена, мягкое нёбо расположено более горизонтально, чем у взрослого человека.

На твердом нёбе новорожденного отсутствуют поперечные складки. Слизистая оболочка полости рта нежная, в ней много кровеносных сосудов, поэтому она выглядит ярко-красной с лёгким матовым оттенком. Язык относительно большой и почти полностью заполняет ротовую полость. Мышцы языка и губ хорошо развиты. На языке имеются все виды сосочков, число которых увеличивается в течение первого года жизни.

В теле языка много отностиельно широких лимфатических капилляров. На деснах заметно валикообразное утолщение — десенная мембрана, представляющая собой дупликатуру слизистой оболочки. Слизистая губ имеет поперечную складчатость. В толще щек отграничены довольно плотные жировые подушечки (за счет содержащихся в них тугоплавких жиров), называемые комочками Биша.

Жевательные мышцы хорошо развиты. Все эти особенности полости рта важны для обеспечения акта сосания. Сосательный рефлекс в полной мере выражен у зрелых доношенных новорожденных детей.

Слюна способствует лучшей герметизации ротовой полости при сосании. Слюнные железы у новорожденных развиты слабо, они богато васкуляризированы и созревают довольно быстро. Слюна имеет значение в переваривании углеводов (амилаза появляется в слюне сначала в околоушных, а к концу второго месяца и в других слюнных железах) и формировании пищевого комка, обладает бактерицидным действием.

Ферментативная обработка пищи в полости рта осуществляется с помощью содержащихся в слюне ферментов – амилаз, пептидаз и др. При кормлении молоком пища быстро продвигается в желудок и не успевает подвергнуться ферментативному гидролизу.

Активность ферментов слюны значительно увеличивается в возрасте от одного года до 4 лет. Выраженность секреции зависит от характера питания. Слюны при искусственном вскармливании выделяется больше, чем при естественном вскармливании. Смачивая слизистые оболочки, слюна содействует герметизации полости рта во время акта сосания. Она также способствует пенообразованию, смачиванию густой пищи, которая в смеси со слюной легче проглатывается. Молоко, смешанное со слюной, створаживается в желудке более мелкими, нежными хлопьями. Содержание в слюне лизоцима обусловливает её защитное, бактерицидное действие.

Пищевод у новорождённого ребёнка чаще имеет воронкообразную форму, расширение воронки обращено вверх. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка, форма пищевода становится такой же, как у взрослого, т.е. воронкой, направленной вершиной вниз. С практической точки зрения принято приводить нормы, учитывая не истинную длину пищевода, а расстояние от зубных дуг до входной части желудка. Это расстояние с возрастом увеличивается, составляя у ребёнка в возрасте одного месяца 16,3 – 19,7см, в возрасте 1,5-2лет – 22 -24,5 , к 15-17 годам достигая размеры взрослого человека – 48- 50см. Абсолютная длина пищевода у новорождённых детей равна 10-11см, к концу 1-го года жизни она достигает 12 см, к 5 годам -16 см, к 10 годам -18 см, к 18 годам – 22 см, у взрослого составляет 25-32 см. В грудном возрасте эластическая и мышечная ткань пищевода развиты слабо, в слизистой оболочке много кровеносных сосудов, железы почти полностью отсутствуют. Кардиалый сфинктер, функционально разделяющий желудок и пищевод, у детей грудного возраста неполноценен, что вызывает сброс содержимого из желудка в пищевод и может приводить к срыгиваниям и рвоте. Формирование кардиального отдела завершается к 8 годам жизни.

Желудок

у детей первых месяцев жизни имеет горизонтальное положение. Тонус его упругий. Физиологический объем желудка меньше анатомической вместимости. Желудок грудного ребенка отличается относительно слабым развитием мышечного слоя кардиального отдела и дна и хорошо развитым пилорическим отделом. Желудочные железы, в основном вырабатывающие пепсин (главные клетки) и соляную кислоту (обкладочные клетки), слабо развиты. С началом энтерального питания количество желез увеличивается.

У новорожденных и детей грудного возраста имеется морфологическая и функциональная незрелость секреторного аппарата желудка, что проявляется низким объёмом секреции желудочных желез и качественными особенностями желудочного сока. У детей первых месяцев жизни наблюдается почти полное отсутствие соляной кислоты в желудочном соке; рН в основном определяется водородными ионами не соляной, а молочной кислоты. Желудочные железы новорожденного синтезируют несколько изоформ пепсина, из которых наибольшее количество приходится на фетальный пепсин, проявляющий максимальную активность при рН 3,5. При этом его действие на белки, в том числе створаживающее, выражено в 1,5 раза сильнее, чем у собственно пепсина.

К концу первого года протеолитическая активность возрастает в 3 раза (но остаётся в 2 раза ниже, чем у взрослых). Низкий кислотно-пептический потенциал желудка у детей первых месяцев жизни обеспечивает сохранность иммунных факторов защиты (особенно секреторного JgA), лимфоидных клеток и макрофагов, содержащихся в грудном молоке. Это предохраняет ребёнка после рождения от массивной бактериальной инвазии в период, когда собственный активный местный иммунитет лишь начинает формироваться. За счёт липазы желудочного сока подвергаются расщеплению эмульгированные жиры молока, чему способствует низкая кислотность сока.

Моторная деятельность желудка и кишечника у детей первых лет жизни замедлена по ритму и скорости распространения волн сокращений, перистальтика вялая, что связано как с недостаточным развитием нервно-гуморальных механизмов, так и со слаборазвитым мышечным слоем стенки желудка и кишечника. У рожденного отсутствует голодная моторика желудка. Скорость эвакуации пищевого химуса зависит от многих факторов, прежде всего, от состава молока, прикорма и эффективности переваривания пищевых веществ. При искусственном вскармливании резко увеличивается время желудочной и кишечной эвакуации. При одинаковом объёме грудного молока и искусственной смеси время задержки пищевого химуса в последнем случае увеличивается до 3-4 часов, смеси с дополнительным содержанием жиров эвакуируются из желудка через 6-6,5 часов.

Двенадцатиперстная кишка

Сок двенадцатиперстной кишки представляет собой смесь секрета кишечника, поджелудочной железы, желчи и желудочного сока.

Сок поджелудочной железы содержит протеолитические ферменты (трипсиноген, хемотрипсин, аминопептидазу, коллагеназу, карбоксипептидазу, эластазу), липазу, расщепляющую жиры, и амилазу, гидролизирующую углеводы до дисахаридов.

Панкреатические протеазы поступают в кишечник в неактивном состоянии и активируются ферментом, вырабатываемым слизистой оболочкой кишечника – энтерокиназой. При этом трипсиноген превращается в трипсин, расщепляющий белки и полипептиды до аминокислот. Активность трипсина и хемотрипсина относительно низка у новорождённых и ещё меньше у недоношенных детей. Панкреатическая липаза поступает в двенадцатиперстную кишку в активнов состоянии. Желчные кислоты усиливают её действие. Желчь способствует эмульгированию жиров, которые затем расщепляются с помощью липазы до глицерина и жирных кислот. Концентрация панкреатической липазы в дуоденальном соке у новорождённых относительно низкая в связи с недоразвитием ацинарного аппарата железы, к 5 годам становится такой же, как у взрослых. Амилаза гидролизует крахмал и гликоген до дисахаридов. Из дисахаридаз мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы, сахараза — сахарозу до глюкозы и фруктозы. Активность этих ферментов у детей появляется очень рано и бывает сниженной только у недоношенных детей.

Кроме ферментов, в панкреатическом соке содержатся другие органические (альбумины, глобулины, слизь) и неорганические вещества (ионы натрия, калия, кальция, фосфора, хлора; микроэлементы – цинк, медь, марганец и др.).

Регуляторное влияние оказывают гастроинтестинальные гормоны: секретин, панкреозимин, холецистокинин, гепатокринин, энтерокинин и их комплексы. Секретин, образующийся под действием соляной кислоты в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки, активизирует образование и выделение жидкой части панкреатического сока и бикарбонатов. Панкреозимин стимулирует ферментоотделение. Холецистокинин проявляет активность в комплексе с панкреозимином, вызывая стимуляцию секреции поджелудочной железы и сокращение желчного пузыря.

Следует обратить внимание на то, что к моменту рождения ребёнка в тонком кишечнике синтезируются все регуляторные пептиды, имеющиеся у взрослого: гастрин, секретин, энтероглюкагон, мотилин, соматостатин, нейротензин, гастроингибирующий пептид, вазоактивный интестинальный пептид.

АФО кишеника

Тонкая кишка отличается вариабельностью формы и размеров у детей раннего возраста. Длина кишечника и расположение его отделов во многом зависят от тонуса кишечной стенки и характера пищи.

У детей раннего возраста, кроме относительно большой общей длины, кишечные петли лежат более компактно, так как брюшную полость в этом периоде в основном занимает относительно большая печень, а малый таз не развит. Только после первого года жизни по мере развития малого таза расположение петель тонкого кишечника становится постоянным. Подвздошная кишка заканчивается илеоцекальным клапаном, состоящим из двух створок и уздечки. Верхняя створка низкая и длинная, расположена косо; нижняя – выше и короче, расположена вертикально.

У детей раннего возраста отмечается относительная слабость илеоцекального клапана, в связи с чем содержимое слепой кишки, наиболее богатое бактериальной флорой, может забрасываться в подвздошную кишку, предрасполагая к дисбиозу.

Полостное и мембранное пищеварении

Кишечное пищеварение у детей в настоящее время разделяют на три основных типа: внеклеточное (полостное), мембранное (пристеночное), и внутриклеточное.

Слизистая тонкого кишечника имеет много складок, микроворсинок, за счет чего увеличивается всасывательная поверхность кишечника. Гидролиз и всасывание на поверхности слизистой тонкого кишечника выполняют энтероциты. Со стороны просвета кишечника микроворсинки покрыты белковолипогликопротеидным комплексом – гликокаликсом, содержащим лактазу, эстеразу, щелочную фосфотазу и пр. ферменты.

Гидролиз и всасывание, осуществляемое на мембране «щеточной каймы» энтероцитов, называется мембранным или пристеночным пищеварением.

У детей первых месяцев жизни интенсивность полостного пищеварения низкая.

Полостное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет секретов поджелудочной железы, печени, кишечного сока, содержащих ферменты гидролиза белков, жиров, углеводов (энтерокиназы, щелочной и кислой фосфатазы, эрипсина, липазы, амилазы, мальтазы, лактазы, сахаразы, лейцин-аминопептидазы и др.).

Гидролиз и всасывание осуществляются, в основном, в проксимальном отделе тонкой кишки (у детей первых месяцев жизни – во всем тонком кишечнике). Особенно активны в полостном пищеварении энтерокиназа и щелочная фосфатаза . Из дисахаридаз для пищеварения грудных детей особенно важен кишечный фермент лактаза, расщепляющий лактозу (молочный сахар) на глюкозу и галактозу. Активность его у детей раннего возраста высокая, затем в течение жизни деятельность лактазы постепенно снижается. При врождённой недостаточности активности лактазы (лактазная недостаточность) молочный сахар поступает в неизменённом виде в толстую кишку, где подвергается разложению сахаролитической микрофлорой с образованием большого количества ангидридов и газов, в результате чего у ребёнка развивается синдром нарушенного всасывания (мальабсорбции), наблюдаются диспепсические расстройства.

Все отделы тонкого кишечника грудного ребенка обладают высокой гидролитической и абсорбционной способностью. Кроме того, у детей первых недель жизни относительно высоко развит пиноцитоз энтероцитами слизистой оболочки кишечника. Белки молока могут переходить в кровь ребенка в неизменном виде. Этим отчасти можно объяснить частоту аллергических диатезов при раннем искусственном вскармливании. У младенцев, вскармливаемых грудным молоком, гидролиз пищевых веществ начинается ещё в полости рта за счёт ферментов материнского молока – аутолитическое пищеварение.

Толстый кишечник

Развитие толстого кишечника к рождению ребенка не заканчивается. Мышечные ленты толстого кишечника у новорожденных едва заметны, а гаустры отсутствуют до 6 мес. У детей до 4 лет восходящая ободочная кишка по своей длине больше нисходящей. В связи с относительно большей длиной толстого кишечника и выше перечисленными особенностями, у детей может быть склонность к запорам.

Слизистая оболочка толстой кишки не вырабатывает полостных ферментов. Пищеварение здесь может осуществляться лишь за счёт ферментов, проникающих из верхних отделов кишечника. Остатки пищи в толстой кишке расщепляются в основном в результате деятельности микробной флоры. В толстой кишке продолжается всасывание воды и пептидов, сахаров, органических кислот, хлоридов.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная и при наполнении может занимать малый таз. У новорожденного почти не развита ампула прямой кишки. Заднепроходные столбы и синусы не сформированы, не развита жировая клетчатка, в связи с чем она плохо фиксирована. Поэтому детей грудного возраста нельзя рано высаживать на горшок.

Анатомо-физиологические особенности печени у детей

У новорождённых печень является одним из самых крупных органов и составляет 4,4% массы тела. Она занимает почти половину объёма брюшной полости. В постнатальном периоде рост её замедляется и отстаёт от скорости увеличения массы тела. У детей первых 6 месяцев жизни печень выступает из-под края рёберной дуги на уровне правой сосковой линии на 2-3 см, в возрасте 1,5 — 2лет – на 1,5см, 3-7 лет – на 1,2см. Печень удерживается в определённом положении связками и частично соединительной тканью, расположенной в области внебрюшинного поля. В силу несовершенного строения связочного аппарата печень у детей очень подвижна.

Печень – один из основных органов кроветворения в антенатальном периоде. У новорождённого кроветворные клетки составляют около 5% объёма печени, количество их с возрастом уменьшается. Печень депонирует кровь, в ней может накапливаться до 6% всей крови, занимая до 15% объёма печени. Это крупнейший железистый орган пищеварительной системы, продуцирующий желчь. В структуре органа различают несколько сегментов, отграниченных элементами фиброзной капсулы. Дольчатое строение выявляется к году. Гистологически к 8 годам печень становится почти такой же, как и у взрослых. Желчный пузырь у новорождённых имеет веретенообразную форму, а у старших детей – грушевидную. В возрасте до 5 лет дно его проецируется вправо от средней линии на 1,5-2см ниже рёберной дуги.

Методы оценки функции печени.

1. Синтетическая функция печени

  • Альбумин 35 — 52 г/л – основной белок крови, выполняющий транспортную функцию и обеспечивающий поддержание онкотического давления.
  • Протромбин по Квику норма -70 — 120 %. (другое название – протромбиновое время) и международное нормализованное соотношение (МНО, INR) 0,8 — 1,2 – основные показатели, используемые для оценки внешнего пути свертываемости крови (фибриногена, протромбина, фактора V, VII и X).
  • Холестерин. Гиперхолестеринемия является характерной чертой печеночного холестаза, наблюдающегося при желчнокаменной болезни, первичном склерозирующем холангите, вирусном гепатите, первичном билиарном циррозе и некоторых других заболеваниях.

2. Обменная функция печени

  • АЛТ < 37 Ед/л и АСТ < 44 Ед/л – ферменты, необходимые для метаболизма аминокислот. АЛТ является более специфичным маркером заболеваний печени, чем АСТ. При вирусных гепатитах и токсическом поражении печени, как правило, наблюдается одинаковое повышение уровня АЛТ и АСТ. При алкогольном гепатите, метастазах в печень и циррозе печени наблюдается более выраженное повышение АСТ, чем АЛТ.
  • Щелочная фосфатаза, ЩФ, – еще один ключевой фермент печени, катализирующий перенос фосфатных групп между различными молекулами.
  • Гамма-глютамилтранспептидаза, гамма-ГТ, – фермент печени, катализирующий перенос гамма-глутамильной группы глутатиона на другие молекулы.

3. Экскреторная функция печени

  • Билирубин

Желчь образуется в печени, накапливается в желчном пузыре и, попадая в двенадцатиперстную кишку, под влиянием пищевых раздражителей способствует ощелачиванию пищевой кашицы, поступившей из желудка, эмульгирует жиры, усиливает перистальтику кишечника. У детей желчь бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином и солями, насыщена пигментами и муцином. В ней содержится относительно больше таурохолевой кислоты, в то время как у взрослых – гликохолевой. Таурохолевая кислота обладает более выраженными бактерицидными свойствами, в связи с чем у детей грудного и раннего возраста бактериальные и воспалительные процессы в желчевыводящих путях развиваются редко.

Поджелудочная железа является второй по величине железой (после печени) желудочно-кишечного тракта, продуцирующей основные пищеварительные ферменты. У новорождённых она гладкая, похожая на призму, к 5-6 годам консистенция её уплотняется, поверхность становится бугристой и принимает такую же форму, как у взрослого. У новорождённых поджелудочная железа относительно мобильна. С возрастом формирование соединительнотканных связок ограничивает её подвижность.

Самым простым и доступным методом оценки пищеварительной системы является характеристика стула.

Термином «меконий» обозначают всё содержимое кишечника ребёнка, накопившееся перед родами и до первого прикладывания к груди. Состав мекония представлен клетками кишечного эпителия, остатками проглоченных околоплодных вод со слущенными клетками кожи и сыровидной смазки, желчью, секретом кишечника и поджелудочной железы. Объём мекония составляет 60-200г., и чаще всего он отходит в первые 12 часов. При исследовании химического состава мекония в нём обнаруживается небольшое количество жира и почти не выявляется белка.

Стул у ребенка на естественном вскармливании 4-6 раз в сутки, золотисто- желтого цвета, зеленеет при стоянии, ароматического запаха, мазевидной консистенции, неоформленный, содержит единичные лейкоциты и эпителиальные клетки.

При искусственном вскармливании стул от 1 до 3 раз в сутки, золотисто-желтого цвета, крошковатый, сухой, лейкоциты единичные; определяются эпителиальные клетки, капли жира.

Данные копрологического исследования.

Реакция кала слабо щелочная реакция PH=6,2 – 7,2. Основная масса – детрит. Мышечные волокна переваренные (+), мыла (+), может быть непереваренная клетчатка, переваренная клетчатка (+).

Становление кишечной микрофлоры .

Ребёнок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом. Первая фаза формирования его микрофлоры называется асептической. Человек и млекопитающие животные устроены так, что в момент появления на свет новорожденный автоматически обсеменяется естественной микрофлорой материнского организма, т.е. значительная колонизация ребенка микробами начинается уже в течение родов, закончив тем самым его относительно стерильное внутриутробное существование.

Во вторую (длительностью 2-4 дня) фазу происходит активное заселение желудочно-кишечного тракта микроорганизмами. При физиологических родах источником первичной контаминации становятся родственные в антигеном отношении организму ребенка (поэтому обладающие максимальной способностью к приживлению) микроорганизмы из микрофлоры влагалища, кишечника и кожи матери. Поэтому излишняя забота о «стерильности» условий для новорожденного при родах может быть первым шагом на пути к дисбиозам. Рождение путем кесарева сечения способствует возникновению определенной доли дисбиозов у ребенка.

Заселение кишечника новорожденных бифидофлорой тесно связано с грудным вскармливанием. Сначала в испражнениях новорожденного появляется разнообразная флора, преимущественно кокковая, а также грамположительные палочки, нередко встречаются протей, клебсиелла и другие микроорганизмы. Микробный пейзаж в это время зависит от степени обсеменения окружающей среды и выделения тех или иных микроорганизмов у матери и персонала, ухаживающего за новорожденными.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, бифидобактерии составляют 98% от всей микрофлоры кишечника. К факторам, способствующим росту бифидофлоры в кишках, относятся а-лактоза молока, бифидос-фактор 1 (N-ацетил-а-глюкозамин) и др. После термической обработки женского молока активность их снижается. Важную защитную роль играют также лизоцим иIgAженского молока, обеспечивающие пассивный местный иммунитет у новорожденных и детей первых месяцев жизни.

Третья фаза становления характеризуется стабилизацией микрофлоры, при этом основной становится бифидофлора. Длительность третьей фазы зависит от многих условий. Так, она затягивается у недоношенных детей, при позднем начале грудного кормления и раннем прикорме (у детей, питающихся материнским молоком, в 1 г кала содержится 10 9 – 10 10 бифидобактерий, а у находящихся на искусственном вскармливании – 10 7 – 10 6 и меньше).

Во многом становление микрофлоры у детей связано с состоянием матери: период стабилизации удлиняется при патологии беременности, родов, некоторых заболеваниях беременных женщин. Наиболее значимыми факторами риска развития дисбиоза кишечника у детей раннего возраста являются позднее прикладывание их к груди матери, перевод на смешанное и искусственное вскармливание. Подтверждено, что в таких случаях формирование бифидофлоры отодвигается во времени, в микробиоценозе кишечника почти в равных соотношениях находятся кишечные палочки, энтерококки, стафилококки и лактобактерии. Такие дети чаще, чем получающие материнское молоко, страдают кишечными заболеваниями. Для сохранения бифидофлоры имеет значение количество получаемого ребенком женского молока: если оно составляет не менее 1/3 общего суточного рациона, то в кишках будут преобладать бифидобактерии.

Кишечная микрофлораимеет большое значение для растущего детского организма:

— обеспечение колонизационной резистентности организма, то есть сдерживание роста и размножения в нем патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;

— участие в синтетической, пищеварительной, дезинтоксикационной и других функциях кишечника;

— стимуляция синтеза биологически активных веществ (α-аланина, 5-аминовалериановой и гамма-аминомасляной кислоты, а также медиаторов), влияющих на функцию желудочно-кишечного тракта, печени, сердечно-сосудистой системы, кроветворения и др.;

— поддержание достаточных уровней лизоцима, секреторных иммуноглобулинов, в основном IgA, интерферона, цитокинов, пропердина и комплемента для осуществления иммунологической защиты организма;

— морфокинетическое действие и усиление физиологической активности желудочно-кишечного тракта.

В таблице 28 представлены показатели бактериологического исследования кишечника детей и взрослых.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

Пищеварительная система у детей : рост и развитие ребёнка определяются оптимальным функционированием органов пищеварения.

Функциональные возможности пищеварительной системы на разных этапах развития организма не одинаковы, что требует дифференциального подхода к вскармливанию и питанию в зависимости от возраста ребёнка. Формирование пищеварительной системы у детей начинается с 3—4-й недели эмбрионального развития.

Полость рта у новорождённого в связи с процессом сосания имеет характерные особенности. У годовалого ребёнка размеры полости рта относительно малы; на твёрдом нёбе уже нет поперечных складок; слизистая оболочка нежная, суховатая, ярко-красная (из-за множества кровеносных сосудов). Язык большой и почти полностью заполняет ротовую полость; мышцы языка и губ хорошо развиты; на языке - все виды вкусовых сосочков; хорошо развиты жевательные мышцы.

Слюнные железы у новорождённого развиты слабо и в первые 6—8 недель жизни слюны выделяется немного, однако железы созревают быстро и к концу 2-го года по строению подобны железам взрослых. См. также Зубы.

Пищевод у новорождённых детей и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму с расширением в кардиальной его части; эластическая и мышечная ткань развита слабо, в слизистой оболочке много кровеносных сосудов и почти полностью отсутствуют железы. Желудок у новорождённых имеет цилиндрическую или плоскую форму, при наполнении жидкой пищей становится округлым; по мере развития мышечных слоёв и изменения характера пищи принимает ретортоподобную форму.

Вместимость желудка у новорождённых 30—35 мл, к 3-м месяцам - до 100 мл, к году - до 200- 300 мл. Дно и кардиальная часть его у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо; пилорическая часть оформляется к 4—6, дно — к 10-11 мес., а сфинктер кардиальной части — лишь к 8 годам. Слизистая оболочка желудка богата сосудами и бедна эластической тканью; имеет те же железы, что и у взрослых.

Мышечные слои стенки желудка развиты слабо, а привратника — сравнительно сильно, что предрасполагает к срыгиваниям и рвотам у детей первых месяцев жизни. Двенадцатиперстная кишка у новорождённых и детей первых месяцев жизни имеет кольцевидную форму, но после 6 месяцев становится такой, как у взрослых. Наиболее интенсивный рост её происходит в первые 5 лет.

Форма и размеры тонкого кишечника у детей с возрастом изменяются. Слепая кишка у новорождённых и детей 1-го года жизни воронкообразной формы, после года похожа на слепой мешок, к 7 годам приближается к форме взрослых. Червеобразный отросток в первые 2 года имеет форму воронки с широким входом, через который внутрь его попадает содержимое слепой кишки и также свободно выходит оттуда; длина его у новорождённых несколько больше, чем у взрослых.

Восходящая часть толстой кишки у детей раннего возраста относительно короткая, поперечно-ободочная в связи с малой длиной брыжейки менее подвижна, нисходящая - относительно длинная. К 4 годам восходящая и нисходящая части по длине становятся примерно равными. Сигмовидная кишка в первые годы жизни относительно длинная, с широкой брыжейкой; может иметь глубокие изгибы, способствующие развитию первичных запоров, особенно на 1-м году жизни.

Прямая кишка у новорождённых и детей грудного возраста также несколько длиннее, чем у взрослых; ампулярная часть отсутствует. Слизистая и подслизистая оболочки её плохо фиксированы и легко могут выпадать при напряжении ребёнка.

Печень у новорождённых занимает почти половину объёма брюшной полости и составляет 4,38% массы тела. В постнатальном периоде увеличение её массы замедляется и отстаёт от увеличения массы тела. У детей первых 6 месяцев жизни печень выступает из-под края рёберной дуги на уровне правой сосковой линии на 2—3 см, в возрасте до 2 лет — на 1,5 см, 3—7 лет — 1,2 см. Печень, выполняя многообразные функции пищеварения и метаболизма веществ, является одним из основным кроветворения органов. Дольчатое строение печени выявляется к году. К 8 годам гистологическое строение печени идентично печени взрослого.

Жёлчный пузырь у новорождённых имеет веретенообразную форму, у более старших - грушевидную; до 5 лет дно его проецируется вправо от средней линии на 1,5—2 см ниже рёберной дуги. У большинства детей расположение жёлчного пузыря не выходит из-под края печени.

Поджелудочная железа у новорождённых гладкая, к 5—6 годам уплотняется и принимает такую же форму, как у взрослых; масса её у новорождённых от 2 до 3,6 г, длина — 4-6 см, толщина — 1— 2 см; к 2—2,5 года масса увеличивается до 20 г, к 10-12 - до 30 г. Поджелудочная железа у новорождённых располагается на границе брюшной полости и забрюшинного пространства на уровне XII грудного — I поясничного позвонков; тело её спереди прикрыто желудком, головка лежит в пространстве, огибаемом двенадцатиперстной кишкой, хвостовая часть направлена косо кверху.

На 2-м году жизни устанавливаются такие же топографические взаимоотношения поджелудочной железы с другими органами, как у взрослых.

Двенадцатиперстная кишка у новорожденных имеет форму кольца. К шести месяцам у нее определяются нисходящие и восходящие отделы. Двенадцатиперстная кишка у детей подвижна.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке у детей, как и у взрослых, совершается под влиянием сока поджелудочной железы, кишечного сока и желчи. Содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, частично переварившееся, движениями желудка передвигается к его пилорическому отделу и порциями проходит из желудка в двенадцатиперстную кишку, куда открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы. Смесь секретов поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и печени образуют дуоденальный сок. Активность ферментов дуоденального сока с возрастом нарастает.

Поджелудочная железа. В отличие от желудка клеточное развитие поджелудочной железы заканчивается уже в первые месяцы жизни ребенка, чем и объясняется ее особое значение в ранний период развития, так как поджелудочная железа является основным местом выработки пищеварительных ферментов. В течение первого года жизни масса поджелудочной железы увеличивается в 3 раза, а панкреатическая секреция - в 10 раз. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет.

В состав сока поджелудочной железы входят:

  • ? ферменты: трипсиноген, амилаза, мальтаза, липаза (нуклеаза у детей отсутствует);
  • ? неорганические вещества: соли натрия, калия, кальция, железа и другие, создающие щелочную реакцию сока.

Механизм регуляции сокоотделения такой же, как и у взрослых: гуморальный (секретин, холецистокинин) и рефлекторный. Гуморальный механизм у детей играет наибольшую роль в процессе регуляции пищеварения.

Печень имеет недостаточную дифференцировку паренхимы. Клетки печени у детей меньше, чем у взрослых. Дольчатость в строении печени выявляется уже к первому году жизни. Печень богата железом.

С восьми лет печень имеет уже почти такое же строение, как у взрослого. Размеры печени у детей относительно больше (4% массы тела), чем у взрослых (2,5%).

Функции печени (особенно барьерная и антитоксическая) в первые годы жизни ребенка развиты недостаточно, это касается также депонирующей (в отношении регуляции количества циркулирующей крови) и регулирующей (в отношении углеводного, жирового и водноминерального обменов) функций.

Желчеобразование отмечается уже у трехмесячного плода. Интенсивность желчеобразования и желчеотделения с возрастом увеличивается. Желчь богата водой, муцином, пигментами, а в период новорож- денности и мочевиной, но бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином и солями, что вызывает недостаточное усвоение жиров при прикорме молоком. Количество отделяемой желчи у ребенка относительно его массы в 4 раза больше, чем у взрослого.

Тонкая кишка у детей относительно длиннее, чем у взрослых, и обладает хорошо развитой слизистой оболочкой при слабом мышечном слое. Длина кишечника у грудного ребенка превышает длину тела в 6 раз (у взрослого - в 4,5 раза). Наиболее энергичный рост тонкой кишки наблюдается в первые пять лет, особенно в возрасте от года до трех лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанному питанию.

Слизистая оболочка более тонкая, нежная, но складчатость хорошо выражена, ворсинок меньше, кишечник имеет хорошо развитую кровеносную и лимфатическую систему. Ворсинки тонкой кишки и лимфатический аппарат хорошо развиты, миелинизация нервных сплетений не закончена, ферментативная сила пищеварительных желез незначительна у новорожденных, но с возрастом нарастает. Слабо развиты мышечный слой и эластические волокна в кишечной стенке. В кишечном соке имеются все ферменты, нужные для кишечного пищеварения, причем в отличие от детей старшего возраста они менее активны, т.е. имеется некоторая недостаточность секреторного аппарата.

Состав кишечного сока:

  • ? слизь - 40-50%, NaHC0 3 - 2%, NaCl - 0,6% (реакция сока щелочная, колеблется от 7,3 до 7,6);
  • ? ферменты: эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, сахараза, нукле- аза, энтерокиназа, щелочная фосфатаза (всего около 22).

Лактаза тонкой кишки легче гидролизует лактозу коровьего молока, чем женского (при недостатке этого фермента нерасщепленная лактоза повышает осмотическое давление химуса, что приводит к диарее и обезвоживанию). С переходом на дефинитивное питание усиливается синтез мальтазы, сахаразы, снижается продукция лактазы. Белки женского молока полнее усваиваются в кишечнике (90-95%), чем коровьего (60-70%). При раннем прикорме овощами повышается активность энтерокиназы и щелочной фосфатазы, вызывая задержку в организме солей кальция и магния. Регуляция кишечной секреции осуществляется рефлекторным и гуморальным путями.

В грудном возрасте низкая интенсивность полостного пищеварения компенсируется высокой активностью мембранного пищеварения. В гидролизе питательных веществ участвует относительно большая часть тонкой кишки. Ее слизистая обладает высокой проницаемостью, поэтому не только низкомолекулярные, но и такие высокомолекулярные вещества, как иммуноглобулины и гормоны грудного молока ребенком легко усваиваются. Однако это обстоятельство в совокупности с низким уровнем продукции соляной кислоты в желудке является причиной легкого развития отравлений при попадании в ЖКТ некачественной пищи.

Таким образом, анатомо-физиологические особенности детского кишечника способствуют легкому возникновению функциональных расстройств его моторики и секреции.

Толстый кишечник плода стерилен, заселение микроорганизмами происходит в первые сутки жизни. Стабилизация микрофлоры происходит ко второй неделе. Слизистая оболочка не вырабатывает полостные ферменты. Пищеварение осуществляется ферментами, поступающими из тонкого кишечника. Расщепление химуса происходит за счет деятельности микробной флоры кишечника, которая обладает защитными антитоксическими функциями, влияет на скорость обновления клеток эпителия, участвует в инактивации физиологически активных веществ и ферментов, способствует синтезу витаминов.

Гниение в кишечнике здоровых грудных детей первых месяцев жизни совершенно отсутствует, и у них не образуются такие ядовитые продукты, как индол, скатол, фенол и др. В кишечнике более старших детей одновременно протекают процессы и брожения, и гниения. Характер и интенсивность их зависит от особенностей пищи ребенка и бактериальной флоры кишечника.

В возрасте от 10 до 15 лет снова отмечается рост кишечника, в основном за счет толстой кишки.

Моторная функция кишечника невысокая: при грудном вскармливании химус эвакуируется за 12-13 часов, при смешанном - за 14,5 часов, при искусственном - за 16 часов, если пища овощная - за 15 часов. Этим отчасти объясняется склонность к запорам у детей. Тем не менее общее время прохождения пищи через ЖКТ у ребенка меньше, чем у взрослого, что зависит от относительной длины пищеварительного тракта, а также от рода вскармливания.

Таким образом, функции ЖКТ у детей подчиняются тем же физиологическим закономерностям, что и у взрослых. Расщепление пищи, начатое в полости рта и желудка, продолжается в кишечнике. Пептоны и некоторое количество еще не расщепленных в желудке нативных (естественных, сохранивших свою структуру) белков подвергаются пептическому перевариванию, частично доводящему их до стадии аминокислот, частично - до стадии полипептидов различной сложности. Последние подвергаются гидролизу за счет воздействия эрепсина. Действие трипсина у детей более значительно, чем пепсина, так как пептическое переваривание в раннем возрасте имеет второстепенное значение.

Желудочная, поджелудочная и кишечная липаза в сочетании с липазой женского молока расщепляют жиры на жирные кислоты и глицерин. Аминолитическое действие поджелудочной железы значительно расширяется и дополняется за счет мальтазы, лактазы, инвертазы и других ферментов.

У детей, как и у взрослых, существует пристеночное пищеварение, которое даже более активно, чем полостное. У новорожденных, в отличие от детей старшего возраста, преобладает брожение, а не гниение.

Следовательно, незрелость пищеварительной системы ребенка выражается в недостаточности и своеобразии ферментативного аппарата в различных отделах ЖКТ. Эта особенность требует своеобразного питания, особенно в течение первого года жизни. Большое значение имеют периодичность кормления ребенка в течение суток, учет количества и химический состав молока, потребленного ребенком.