Образовательная система монтессори. Методика развития Монтессори - это что такое? Плюсы и минусы

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространивших ся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педаг огике придается совершенствовани ю мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельност и и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительност ь занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педаг огики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​ После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельност и и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-матер иалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствовани ю восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-матер иалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительность ю в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствовани е левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-групп ы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельност ь, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.


Личность Марии Монтессори

Мария Монтессори - выдающийся итальянский педагог, которая посвятила свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей (методика монтессори‌‌), пользующейся популярностью во всем мире уже более 100 лет. Известные факты о Марии Монтессори

  • Даты жизни: 1870-1952;
  • Стала первой женщиной врачом в Италии;
  • Занесена в список педагогов, определивших концепцию образовательного процесса ХХ века, согласно решению Юнеско;
  • разработала собственный курс реабилитации детей с отклонениями в развитии, который получил высокую оценку в педагогической среде;
  • В её честь назван кратер Монтессори на Венере;

Суть методики

Методика воспитания детей Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Она позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал.

Она уделяет большое внимание коллективным методам общения и развития ребёнка, а также бытовым вещам, стимулирующим самостоятельность и независимость. В основе педагогики лежит следующее понимание ребенка:

  • Ребенок сам является творцом своей личности, в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию, задача взрослого только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.
  • Характерным отличием ребёнка от взрослого является то, что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия.
  • У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними.
  • К ребенку необходимо относиться как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания окружающего мира.

Основные принципы

  1. Индивидуальное развитие. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.
  2. Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить.
  3. Личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.
  4. Социальное общение. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам прививалось заботливое отношение к близким.
  5. Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики, учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди которых застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает. Например, малыш уронил стакан на пол и вода разлилась. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори - автоматический контроль ошибок.

Ключевые принципы занятий в детских группах развития по методу Монтессори

  • Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
  • Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
  • Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
  • Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
  • Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
  • Свобода передвижений по классу.
  • Специально подготовленный Монтессори-педагог.
  • Разделение пространства на 5 зон: зона практической жизни, зона сенсорного развития, математическая зона, зона русского языка, зона космоса.
  • Соответствие занятий сензитивным периодам ребенка (т.е. развитие с учетом лучшего периода для обучения тому или иному действию, повышенный интерес к этому действию или явлению)
  • Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом.
  • Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. В Монтессоре-среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
  • Соблюдение режима. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Правила для детей в детских группах развития по Монтессори

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, тот и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Заповеди воспитания от Марии Монтессори

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят, он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность, он учится драться.
  5. Если с ребенком честны, он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают, он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым, он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке ни при нем, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  16. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  17. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  18. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер, предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
  19. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  20. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  21. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

Лучшие книги Марии Монтессори

  1. Помоги мне это сделать самому
  2. Дети-другие
  3. Дом ребенка. Метод научной педагогики
  4. Мой метод. Начальное обучение
  5. Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается
  6. Впитывающий разум ребенка
  7. Самовоспитание и самообучение в начальной школе
  8. Значение среды в воспитании
  9. Развитие потенциальных возможностей человека
  10. Ребенок в семье

Методика Монтессори‌‌ - детальный разбор на легком и простом языке

Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику. Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру). Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.

Идеология

Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам. Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям. Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.

Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы. С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения. Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.

Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды. Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося. Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.

Принципы монтессори-педагогики

Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:

  • первый этап детства (0 – 6 лет)
  • второй этап детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.

Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша. Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека. Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.

Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты. Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом. Доктор это явление называет процессом нормализации.

Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств. Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств. В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.

Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека. Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100. И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.

Десять заповедей Марии Монтессори

  • Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
  • Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
  • Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.
  • Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.
  • Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.
  • Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.
  • Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
  • Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.
  • Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
  • Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.

Подготовка окружающей среды

Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным. Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься. И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.

Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности. Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом. Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.

Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.

Взрослые в системе Монтессори

С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.

И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни. Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.

Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована. Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес. Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.

Роль воспитателя

Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка. Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.

Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.

Обзор методики Марии Монтессори.


Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка.

Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори. Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание
специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему. У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое. Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам,
стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей , нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую. Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель - это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,
что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия!
........................................................................
Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори.
Развивающая среда, дидактические материалы.
Мария Монтессори / Maria Montesorri - итальянский новатор-педагог,
создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания.
Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики .
1.Создать развивающую среду.
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил.
3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а
только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!
Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!
Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
(.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже)
(.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!
Самое главное правило - порядок. Поиграв или позанимавшись с
каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило - порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Книги по теме:

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
: * Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.
.........................................................................................................

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие . Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому . Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство . Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.
Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам
прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт . Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода , чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности , у которой существует свой собственный план развития и сроки познания
окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.
Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно , ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

............................................................................................................

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.


............................................................................................................

Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото - игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту!

Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать
мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Мария Монтессори

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

  • ребенок
  • среда
  • воспитатель

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные .

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 - 9 лет или от 9 - 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори :

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу "Монтессори и новое воспитание".
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников (Русская школа, 1915).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу (М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 - 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

  • Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 - 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 - 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

"Домашняя школа Монтессори". - М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.