Неравенство мужчин и женщин как называется. Apparat — Журнал о новом обществе. Что такое гендер

Прислушайтесь по внимательнее. Это возмущенное и эмоциональное восклицание можно услышать из доброй половины окон, за которыми протекает семейная жизнь. Вроде, на словах мы называем партнеров «половинками». А на деле нередко кто-то из двоих в плане прав представляет из себя все три четверти, а то и больше, из-за этого возникает так называемое «неравноправие мужчины и женщины».

Разделение труда

Подумайте, в скольких областях одному никак не позволительно то, что можно другому! Начать с мелочей вроде личных расходов и внешнего вида. Муж-неряха вполне способен всерьез осуждать подругу жизни за то, что она недостаточно следит за собой. А супруга, не пропускающая ни одного киоска с бижутерией, искренне негодовать, когда благоверный раз или два в месяц не отказал себе, скажем, в приобретении нового ножика для коллекции.

Чуть ли не всеобщий камень преткновения - количество обязанностей на одного члена семьи. Знаю мужчин, которые свято уверены, что все без исключения домашние заботы - сугубо женское дело. «А я семью должен кормить» - таково наиболее распространенное оправдание. Но ведь и «золушка» при этом обычно работает полный трудовой день!

Впрочем, подобный «перекос» инициируют и дамы, твердо убежденные, что «Настоящий Мужчина» просто обязан совершать ежедневные подвиги во имя заработка, и человек с финансовыми проблемами просто недостоин этого почетного звания. Сами же позволяют себе минимальную активность, в том числе и ради этого самого добытчика.

А свои личные дела, не связанные с общесемейными! Мы ревнуем милых к друзьям и футболу, но пусть только попробуют нас лишить обстоятельного шоппинга и подробных телефонных выяснений подружкиной личной жизни. Они, в свою очередь, недовольно морщатся на воскресный выход милой на танцы, но ничего зазорного не видят в собственном возвращении за полночь.

И, наконец, венец несправедливых личных притязаний - вопрос супружеской верности. Муж позволяет себе «безобидные походы налево» с присказкой про укрепление брака, но, едва узнав, что супруга осталась на работе наедине с симпатичным коллегой… подает на развод. И, хотя это действительно наиболее характерный для сильного пола случаи, женский и мужской род в этой истории иногда может и поменяться местами…


О неравноправии

Называется это явление «двойная мораль»: для одного что-то считается разрешенным, другому - запрещается. Во многом об этом позаботилась история. Очень уж долго формировались стереотипы. Мужчина рождается более сильным - значит, будет вожаком. Пока она воспитывает потомков, он успевает охотиться за дичью и дамами - значит, в личной жизни ему позволено куда больше…

Правда, к сильному полу традиционно тоже есть свои претензии. Мальчик не должен плакать и обязан дать отпор обидчику. Юноше негоже заниматься домашней работой. Мужчине во вторую очередь доверят воспитание детей. В общем, демонстрировать слабость и проблемы - ни в коем случае, а быть мягким и хозяйственным - подозрительно.

Грустно не то, что эти шаблоны образовались. А то, что люди продолжают на них ориентироваться и в современных изменившихся обстоятельствах. А стоит только спросить себя: а почему, собственно? Почему женщина, не связанная выводком малышей, не может быть «полигамной» по характеру, а мужчине, у которого лучше, получается, вышивать, чем разгружать вагоны, нехорошо быть домоседом?

Посмотри на себя

Когда возникают обиды, связанные с неравноправием, честные вопросы как раз помогают лучше всего. Почему я обязана (обязан) выполнять это? Только потому, что: так положено по традиции; так делала твоя мама; этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? А может, ненужное - вычеркнуть?


Обратная сторона медали

В отношениях, в принципе, и не обязано быть математически точное распределение всего «пятьдесят на пятьдесят». Двое тогда составляют гармоничную пару, когда умеют уживаться, то есть сглаживать острые углы. Кто-то из них вполне удачно может выполнять роль ведущего, если другой комфортнее чувствует себя в роли ведомого. Однако, чтобы уравновешенные «качели» со временем не накренились в одну сторону, нужно помнить:

1. Сила означает не столько полномочия, сколько повышенную ответственность. Если вспоминать дикую природу, то яркая раскраска птиц-джентльменов не так демонстрирует их превосходство, сколько делает их более заметными для хищников, пока скромная и незаметная мадам сидит в гнезде. Тот, кто берет на себя функции главы семьи, должен помнить, что с него и спрос, повышенный за семейное благополучие.

2. Во всяких разделениях прав и обязанностей должна соблюдаться гибкость и мера. Даже у пассивного человека есть граница, за которой более сильному все же не позволено вторжение на его интимную территорию. Полезно выяснить этот «предел позволения» как для партнера, так и для себя. Чтобы не терпеть притеснений до той поры, когда они превысят все критичные отметки.

Зная небольшие недостатки своей половины, вы вполне можете компенсировать их своими достоинствами. Но все же партнеру лучше знать, что вы были бы рады, скажем, раз в две недели уступить ему почетное право воскресной уборки. Иначе ему покажется, что «это ее дело, это, само собой разумеется», а такие мнения - враги всякой осознанности.

Гендерное равенство - один из важнейших аспектов жизни в демократических западных странах, где женщины и мужчины получают равные возможности и обязанности в различных сферах жизни. Независимо от пола, гражданам предоставляются одинаковые права при трудоустройстве, они успешно сочетают семейную жизнь и карьеру. Понятие «гендерное равенство» появилось благодаря экспертам ООН, и сейчас его активно обсуждают не только развитых странах, но и в развивающихся государствах третьего мира.

Гендерный подход

На протяжении тысячелетий мужчины и женщины должны были исполнять различные социальные обязанности, а представительницы прекрасного пола практически всегда сталкивались с дискриминацией. Современный гендерный подход становится сложнейшим социокультурным конструктором, отображающим различия между людьми, разными в роли, эмоциональных и ментальных характеристиках. Согласно данному подходу, под гендером обычно понимают модель социокультурных отношений между женщинами и мужчинами в различных институциях современного общества.

Особенности

В 70-х годах ХХ столетия гендерное равенство воспринималось только как получение женщинами равноправия в политической, социальной и экономической жизни, и отсутствие дискриминации представительниц прекрасного пола по отношению к мужчинам. Впоследствии гендерные роли несколько сместились, а жители демократических стран пересмотрели обязанности в семье, и особенно это заметно в Швеции. Так, в большинстве семей данного скандинавского государства роль мамы и папы в воспитании подрастающего поколения становится одинаковой, причем мужчина может взять по уходу за малышом, а женщина - строить успешную карьеру и обеспечивать домочадцев в материальном плане.

Концепция

Гендерное равенство, особенности которого прописаны в нормативных актах ООН, предусматривают, что народы отдельно взятых стран должны пересмотреть «устаревшие» ценности и взгляды. К примеру, это могут быть традиции, касающиеся рассмотрения женщины в качестве «хранительницы домашнего очага», матери и жены, проводящей свободное время на кухне и занимающейся воспитанием детей.

С другой стороны, гендерные роли нередко рассматриваются и в ином ключе. Так, данная концепция затрагивает и сексуальную ориентацию человека без учета его биологических и анатомических признаков. Такая ситуация касается однополых пар, стремящихся построить а законодательства европейских государств предусматривают возможность официального бракосочетания двух мужчин или женщин. В отечественной практике у лесбиянок и геев пока нет возможности зарегистрировать брак, но на практике с каждым годом появляется все больше однополых семей, в которых один член исполняет роль «кормильца», а другой - «домохозяйки».

Воспитание

Теория гендерного равенства сказывается и на воспитании подрастающего поколения, а также на обучении школьников и студентов. Так, к детям обоих полов с раннего детства осуществляется одинаковый подход без учета стереотипов, накапливающихся в течение столетий. Помимо совместного обучения мальчиков и девочек, их учат вести себя абсолютно одинаково, без учета социальных ролей, которые им придется исполнять во взрослой жизни.

Малыши с детсадовского возраста привыкают к «вторичности» биологических признаков по отношению к собственному мироощущению. Поэтому впоследствии у них не возникает гендерной самоидентификации по половому признаку, что ведет к выполнению социальной роли, которую издревле играли либо женщины, либо мужчины. Так, благодаря подобному воспитанию девочки не будут строить отношения с мальчиками, показывая собственную беззащитность, покорность и выражая готовность подчиниться.

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе . Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.
Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.
Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.
Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.
Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.
Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.