Необычное оформление группы в детском саду. Идеи оформления группы в детском саду. Положенные льготы и выплаты

К сожалению, иногда тяжелые болезни, травмы и несчастные случаи приводят к инвалидности. Еще более прискорбно, что это происходит с нашими детьми. Для постороннего взгляда нет ничего печальнее, чем ребенок-инвалид. А у родителей больного малыша, кроме обычных забот и хлопот существует и множество других, специфических. Одним из таких моментов является оформление инвалидности.

Что такое инвалидность, что она дает ребенку и как ее получить, читайте дальше.

Причины инвалидности детей

Понятие «инвалидность» подразумевает неспособность человека к обычной жизни в обществе, как мы ее понимаем, вследствие

  • стойких нарушений основных функций организма. Основные причины инвалидности таковы:
  • врожденные аномалии (пороки сердца, заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы и прочих жизненно важных органов);
  • болезни нервной системы (такие, как детский церебральный паралич), психические расстройства;
  • серьезные травмы различного происхождения.

Что дает инвалидность ребенку?

Одной из причин, по которой надо заняться оформлением инвалидности ребенка, является пенсия, предоставляемая государством. Это денежное пособие, которое предназначено для покупки необходимых медикаментов и разнообразных средств ухода за больным ребенком.

Кроме пенсии, ребенок-инвалид получает и другие льготы:

  • право бесплатного проезда в городском транспорте (кроме такси);
  • льготный проезд в железнодорожном, воздушном и речном транспорте;
  • бесплатное санаторно-курортное лечение;
  • бесплатное обеспечение необходимым медицинским оборудованием (средства передвижения, протезно-ортопедические изделия и т.п.);
  • бесплатное приобретение медикаментов по рецепту врача в случае амбулаторного лечения.

Привилегии положены не только самому ребенку-инвалиду, но и его матери: это льгота при оплате налогов с дохода, а также возможность работать по сокращенному рабочему графику, иметь дополнительный отпуск и даже досрочно выходить на пенсию. Эти льготы зависят от того, какая группа инвалидности присвоена ребенку, что, в свою очередь, определяется медицинской комиссией. Групп по инвалидности у детей, также как и у взрослых, существует три.

  1. I группа – самая «тяжелая» – присваивается ребенку, который неспособен самостоятельно ухаживать за собой (передвигаться, принимать пищу, одеваться и т.п.), не может полноценно общаться с другими детьми и нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых.
  2. II группа инвалидности подразумевает определенные ограничения в перечисленных выше действиях. Также ребенок-инвалид второй группы не способен к обучению (а позже и к полноценной работе) либо может обучаться только в специальных заведениях для детей со специфическими отклонениями.
  3. III группа дается ребенку, который может самостоятельно передвигаться, общаться, учиться, но плохо ориентируется в незнакомых ситуациях, имеет замедленную реакцию и периодически нуждается в контроле и опеке вследствие особого состояния здоровья.

Документы для оформления инвалидности ребенку

Оформить инвалидность ребенку, как правило, помогает ваш участковый педиатр. Он должен выдать направление на прохождение врачебной комиссии в вашей поликлинике по месту жительства и на сдачу всех необходимых анализов.

Следующий этап – медико-санитарная экспертиза (МСЭ). Для ее прохождения понадобятся такие документы:

В течение определенного времени (обычно это занимает около месяца) вам выдадут справку о признании ребенка инвалидом и присвоении ему группы инвалидности. С этой справкой следует обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту жительства для оформления пенсии по инвалидности.

По своему значению самым главным помещением в детском дошкольном воспитательном и образовательном учреждении является групповая комната. Именно в ней ребятишки проводят большую часть своего времени пребывания в детском саду.

В группе дети играют, получают необходимые знания, принимают пищу и даже спят. Это бывает в том случае, когда конструкционные особенности помещения не предусматривают наличия отдельной комнаты для сна и отдыха детей.

Как правило, в группах среднего и старшего дошкольного возраста, групповая комната сочетает в себе сразу несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

  • игровая комната;
  • место для проведения развивающих и обучающих занятий;
  • столовая;
  • спальня.

Поэтому групповой комнаты обязательно должен быть тщательно продуман и оформлен с учетом разграничения этих важных функциональных зон. Кстати, санитарные нормы деятельности дошкольного воспитательного учреждения также предполагают наличие четко разграниченных и отделенных друг от друга зон, и подобные требования вполне оправданы.

Мебель в группе.

Прежде всего необходимо обратить особое внимание на размещение мебели в групповой комнате. В стандартном варианте в каждой группе детского сада должны быть в наличии следующие предметы мебели:

  • Столики и стулья для детей — подобранные с учетом роста каждого ребенка. На этот счет существуют четко определенные санитарные нормы, в которых указано, какой высоты должен быть стол и стульчик для ребенка определенного роста.

Существует определенная цветовая маркировка высоты столиков и стульев. К тому же, на каждом стульчике должна быть картинка, по которой ребенок сможет запомнить свой стульчик и отличить его от других. В идеале маркировочная картинка должна быть одинаковой: на стуле, шкафчике для одежды в приемной, на вешалке для полотенца и на спинке кровати. Так ребенку будет легче сориентироваться, и он сможет быстрее найти необходимые ему предметы.

  • Шкафчики для игрушек — тоже должны быть определенной высоты для дошкольников каждой возрастной группы. При этом шкафчики обязательно должны иметь дополнительное крепление на стенах. Это делается для соблюдения техники безопасности, чтобы шкафчик не опрокинулся, если ребенок неосторожно обопрется или влезет на него.

Также необходимо выбирать шкафчики для хранения игрушек с учетом того, чтобы материал, из которого они сделаны, можно было легко обработать моющими средствами и очистить от загрязнений. В детском саду санитарно — гигиеническая обработка предметов мебели проводится регулярно, поэтому шкафы должны быть сделаны из влагостойких материалов или покрыта защитным слоем краски.

  • Шкафы для пособий — предназначены для хранения учебных и развивающих пособий, а также специальной педагогической литературы. Они могут быть какой угодно высоты, потому что к ним имеет доступ только воспитатель.

Но по санитарным нормам обязательным условием является дополнительное крепление шкафа к поверхности стены. Также желательно, чтобы шкафы по своей окраске подходили к общей цветовой гамме оформления групповой комнаты в детском саду.

  • Стол и стул для воспитателя — тоже весьма необходимые предметы мебели в групповой комнате. В идеале, по дизайну они должны подходить к общей стилистике оформления группы.

Иногда для экономии места в групповой комнате письменный стол и стул воспитателя размещают в приемной, которая одновременно является . Это тоже весьма удобно, потому что воспитатель имеет возможность отмечать прием детей в табеле посещаемости, и одновременно беседовать с родителями по многим организационным вопросам.

  • Кровати для детей — размещаются в групповой комнате только в том случае, если нет отдельного помещения для спальни. Кровати в детском саду могут быть обычными и двухъярусными, которые также зачастую используются для экономии места.

Необходимо помнить о том, что для малышей ясельной и второй младшей группы подходят исключительно одноярусные низенькие кровати, а вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать двухъярусные кровати, которые при необходимости можно закрывать с боковых сторон защитной сеткой, чтобы предупредить падение ребенка во сне.

Кровати в детском саду могут быть сделаны из материалов на основе , а также из металла. Но это уже, скорее, веяние прошлых лет, потому что металлические кровати в детском саду остались еще с советских времен.

  • Ковер на полу групповой комнаты тоже является необходимым атрибутом для того, чтобы дети не садились на холодную, не покрытую поверхность пола. Однако необходимость в использовании ковра отпадает в том случае, если в отделке напольного покрытия используется технология » «.

Вместо ковров можно использовать яркие и красочные маты современного дизайна. Они имеют массу преимуществ — поверхность матов легче обрабатывать в случае загрязнения. К тому же, мат гораздо мягче, чем , и это поможет предотвратить травмы и ушибы во время падения ребенка.

Художественное оформление группы.

Для художественного оформления стен групповой комнаты в детском саду часто используют различные виды подручного материала — это цветной картон, самоклеящаяся пленка ORACAL, а также многие виды отделочных материалов, которые можно применять в совершенно необычном и непривычном виде.

Например, в качестве исходного материала для изготовления фигурок сказочных зверушек или мультипликационных героев можно использовать обычные потолочные плитки из пенополистирола, которые продаются в каждом строительном магазине. Потолочные плиты отличаются невысокой стоимостью, и из них легко вырезать фигурки любой формы с помощью обычных ножниц или острого ножа. К тому же, изображение получается немного объемным, что делает его более привлекательным в декоративном отношении.

Также для создания различных композиций используют потолочные плинтуса, сделанные тоже из пенополистирола или пенопласта. Они недорогие, легкие и очень удобны для изготовления различных декоративных деталей.

Оформление уголков в группе.

В группах детского сада для дошкольников разных возрастов необходимо организовать оформление многих тематических уголков.

  • «Наше настроение»
  • «Уголок уединения»
  • «Информация для родителей»
  • «Патриотическое воспитание»
  • «Уголок самостоятельного творчества»
  • «Музыкальный уголок»
  • «Правила дорожного движения»
  • «Природа и окружающий мир»

  • «Уголок физкультуры и спорта»
  • «Сенсорный уголок»
  • «Книжный уголок»
  • «Краеведческий уголок»
  • «Уголок здоровья»
  • «Охрана безопасности жизни»
  • «Уголок изобразительного искусства»
  • «Уголок дежурства»

Оформление тематических уголков в групповой комнате детского сада занимается воспитатель, а также наиболее активные представители родительского комитета. При этом важно проявлять фантазию и творчество, чтобы с помощью уголков сделать интерьер группы необычным, но вместе с тем интересным и привлекательным для детей.

Сюжетно — ролевые игры.

Важнейшую роль в воспитании детей играют сюжетно — ролевые игры. С их помощью ребенок познает мир и приобретает элементарные знания о бытовой и профессиональной деятельности деятельности людей. Для дошкольников различных возрастных групп существуют следующие виды сюжетно — ролевых игр:

  • » Парикмахерская»
  • » Строители» (» Строим дом»)
  • » Семья» (» Дочки — матери»)
  • » Водители»
  • » День рождения» (» Встречаем гостей»)
  • » Доктор Айболит»
  • » Столовая» (» В кафе»)
  • » Зоопарк»
  • » Детский сад»
  • » Космонавты»
  • » В библиотеке»
  • » Путешествие»
  • » Правила движения»
  • » Школа»

Реквизит для большинства сюжетно — ролевых игр можно купить в магазине игрушек, но для некоторых игр его просто нет, и поэтому многие педагоги предпочитают делать его самостоятельно, используя при этом самые различные подручные материалы и приемы. Можно только позавидовать фантазии воспитателей, которые из таких простых и самых обыденных элементов способны создавать самые невероятные вещи! Чего только стоят красочные пирожные из губки для мытья посуды, конфеты из пенопласта в красочных обертках или батон колбасы из поролона!

Таким образом, реквизит для сюжетно — ролевых игр в некотором роде тоже может стать частью дизайна интерьера групповой комнаты, потому что некоторые игры содержат слишком большое количество элементов и требуют наличия отдельного уголка в помещении.

...Если мы сумеем научить ребёнка ощущать

Красоту, изумляться дивным творениям

человеческих рук, красоте природы, то

вырастим человека с высокой культурой

чувств, а открывать детям красоту мира

возможно через творчество, которое

несёт радость… (В. А. Сухомлинский)

Наша группа называется «Буратино». Группа логопедическая компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течении всего дня. Открывая группу и оформляя её мы учитывали все стандарты программы.

Давайте начнём уважаемые коллеги нашу экскурсию от входа в группу. Добро пожаловать! Раздевальная комната оформлена по названию группы. Нашего сказочного героя мы переодели в олимпийскую форму. Ведь скоро Олимпиада в Сочи 2014. Мы с детьми тоже готовимся к ней (проводим беседы, рассматриваем иллюстрации, изучаем виды спорта).

Наши стенды также выполнены по сказке «Буратино» (информационный стенд и меню).

Когда у нас проходят праздники, дни открытых дверей, мы обязательно оформляем нашу раздевалку по теме праздников, лексических тем, мероприятий.

Слева от нашего сказочного героя расположен наш спортивный уголок.

Ну что пройдём дальше? Перед входом в группу у нас оформлен уголок настроения. Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым видам деятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу деятельности. Нам необходимо создать условия для психомоторного развития в логопедической группе. Поэтому почти все уголки группы связаны с работой мелкой моторики. Дети находят соответствующий символ своего настроения на данный момент и вешают его на стебель яркого одуванчика (крючок). Зеркало мы установили не случайно, так как дети иногда просто проделав мимические упражнения, проявить свои эмоции, могут поменять символ (в группе имеется картотека упражнений).

Сразу у входа у нас разработан уголок «Здравствуй, я пришёл!» или по другому мы его называем «Зодиакальный круг». Фотографии детей прикреплены к тем солнечным лучикам, какого они знака зодиака. Детям очень нравится. Они выучили весь зодиакальный круг. Знают знаки своих родных и близких, даже друг друга. Приходя утром в детский сад дети переворачивают фото лицевой стороной, а вечером уходя, соответственно проделывают всё обратно. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием двигательных умений и навыков можно, используя нетрадиционные методы и приёмы.

Проходим дальше и что мы видим? Ого! Буратино с детьми попал на поле чудес. Какие же чудеса сегодня произошли у наших детей? Знаем, знаем, наша Аня научилась говорить звук «Р» поэтому у неё появилась ещё одна золотая монетка. И дети и родители всегда могут проследить за успехами своих детей. В связи с тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей имеющих различные нарушения, в том числе речевые, мы должны ориентироваться на актуальное, ближайшее и перспективное развитие детей, а также на становление их индивидуальных способностей.

Сразу на противоположной стороне находится большой стенд для творческих работ «Город мастеров». На стенде меняются выставки очень часто, ведь у нас кроме НОД по изобразительной деятельности, проводится кружковая работа «Умелые ручки». Здесь же полочка для работ из пластилина и других работ своими руками. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его индивидуальных возможностей.

На противоположной стороне от творческого стенда растёт чудо – дерево. Мы используем его по ознакомлению с окружающим. Времена года меняются по календарю: листочки, птицы на кормушке, снег, насекомые, почки и многое другое, в зависимости от наступившего времени года и изменений в природе. Организовать нашу работу нам помогают сами дети. Наблюдая за деятельностью детей в течение дня мы задаём себе вопрос, что можно ещё сделать в своей работе, чтобы наши воспитанники могли раскрыть свои возможности?

Используем дерево по экологическому воспитанию. Правила поведения в природе.

Некоторые темы по изобразительному творчеству тоже могут подходить к нашему чудесному дереву, например «Снегири, как яблоки». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Ой, посмотрите! Какая гусеница. Какие – то кармашки у неё на брюшке? Эти кармашки для мамочек, папочек и детишек. А в кармашках много разных загадок, стихотворений, примет о временах года. Мы заучиваем их вместе с мамами и папами дома. Родители сами выбирают, что сегодня поучить. В основу своей деятельности применяем, как ранее разработанные методики, так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные методы. Таким образом, в нашей группе созданы все условия для всестороннего развития детей.

Просим Вас пройти дальше, гости дорогие! У нас есть весёлый уголок дежурных. А знаете почему весёлый? Да потому что наш поварёнок всегда зовёт дежурных сервировать столы весёлой песенкой. Воспитатели включают его по времени. Дежурные слышат песенку и бегут дежурить. Вот так. Информация в уголке часто меняется: правила поведения за столом, сервировка стола, национальные блюда и другое.

Немного дальше находится у нас детская библиотека. Да, да вы не ослышались, именно библиотека. Если дети хотят взять книгу домой, то записываются в читательских билетиках. Совсем как в настоящей библиотеке. На каждого ребёнка есть читательский билет, и даже на взрослых. В библиотеке есть: картотека книг (перечень литературы); аптечка для книжек; закладки, которые дети изготовили сами; лупа с подсветкой; книжки – малышки для собственного авторства (оформления); настольная лампа для индивидуального чтения или вечернего (у нас есть вечерняя традиция в группе, чтение сказок при свечах. Волшебный сундучок, в котором находятся предметы, с помощью которых мы узнаём, как появилась книга, на чём раньше писали? Дети могут в любое время сами попробовать написать: на глине, папирусе, коре, камне, коже. Мы устраиваем различные выставки, посвящённые писателям и поэтам.

Рядом с библиотекой у нас находится творческая зона. Здесь можно найти всё, «Что душе угодно». «Творить» мы любим. Много занимаемся с помощью нетрадиционных техник. Наша кукла Алёнушка меняет свои наряды, а точнее национальные костюмы. Меняются изделия декоративно – прикладного творчества.

Справа от зоны творчества у нас зона мелкой моторики. Как отмечают исследователи детской речи движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В процессе манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Поэтому наши дети пользуются этими подносиками с разными предметами для развития пальцев и кистей рук в свободное время. Там находятся различные массажёры, суджо-ки, волчки, таблички на тактильные ощущения, сортировка круп, нанизывание бус, работа с пинцетом, пипеткой и многое другое. Чтобы не пропадал у детей интерес, пособия меняются 1 раз в неделю.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

А наблюдать нам есть за чем. Сейчас увидите сами. Для того, чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых нарушений, развить мелкую моторику рук, необходимо составить систему коррекционной работы с детьми. Для таких детей часто важен процесс действий с предметами в течении всего дня.Для того, чтобы сформировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, нами был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети определяют время года, месяц при помощи стрелки. На календаре дети определяют состояние сегодняшней погоды и передвигают стрелку на соответствующий символ. С определением погоды, дети меняют одежду на куклах – шаблонах расположенных также на календаре. Все шаблоны легко снимаются и крепятся снова.

Внизу календаря расположены шаблоны деревьев. В нашем случае – это берёза. Дерево прослеживается во всех месяцах на протяжении всего времени года (без листьев зимой, весной начинает зеленеть постепенно, летом с зелёными листьями, осенью с жёлтыми). Затем определяем, какая неделя в этом месяце по счёту. Для этого, под каждым деревом прикреплены кнопочки по количеству недель в этом месяце.

На каждой кнопочке висит неделька (шнурочек) на которую мы одеваем бусинку (день недели). Бусинки тоже соответствующего цвета: Зима – белый, весна – бледно-зелёный, лето – ярко-зелёный осень – жёлтый. Каждый день бусинки добавляются и считаем какой день по счёту, например среда, если бусинок три?(третий). Выходные дни определяем бусинками красного цвета. В конце каждой недели считаем бусинки (сколько дней в неделе). Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали недельки календаря и складывали из недель - месяц.

Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым неделькам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Работа с календарем и моделью календарного года намного облегчает задачу обучения. У детей формируются четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Посмотрите дорогие коллеги. Мы используем обруч для вывешивания картинок, иллюстраций по лексическим темам. Его же используем для упражнений речевого дыхания: снежинки, бабочки, цветы и другое. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо поддерживать единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Мы живём на крайнем севере. И нам всегда не хватает тепла, солнышка, какой - нибудь зелени, витаминов. Дети почти 9 месяцев видят снег. В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. Мы с детьми работали над проектом «Маленькие огородники». С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Защита проекта заключается в передаче собранной информации по теме самим ребенком, с использованием фотографий, рисунков, кроссвордов, загадок - подготовленных вместе с родителями по данной теме. Ребенок, защищая свой проект учиться выступать перед аудиторией группы, отвечать на вопросы присутствующих. Эвелина защищает проект «Моя Родина».

Ну вот пришла пора заглянуть в самое тихое место. Это детская спальня. Здесь мы просыпаемся, делаем зарядку и ходим по коррегирующим дорожкам, которые сами пошили. Мы с детьми называем её «Дорожкой здоровья». Как это здорово, всё делать самим, своими руками, с родителями и детьми. Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

А это наша гордость. Наш театр, самый лучший. У нас проходят детские постановки, пальчиковые, настольные и другие театры. За занавесом у нас находится гримёрная с зеркалом, костюмерная и различные виды театров. Создаются условия для преобладания положительных эмоций в организации театрализованной деятельности детей.

Мы даже показываем театр РЭМП (стихотворение «Как - то кубик в лес пошёл, там цилиндр он нашёл!»). Так дети лучше запомнили геометрические тела. Ведь у нас нет сейчас занятий, а есть непосредственно-образовательная деятельность. Цель данного театрализованного представления была обобщить, систематизировать, уточнить представления о геометрических фигурах и геометрических телах.

Ну вот осталось посмотреть нашу умывальную комнату. Кругом плавают рыбки вокруг водорослей. Везде вывешены карты-схемы (алгоритмы). И в группе, раздевалке, спальне.

Сегодня необходимо образование, которое становится лицом к ребенку, к его особенностям и способностям, дает возможность проявить себя там, где он успешен. Особенно это важно при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом важности этой проблемы проводимая работа не теряет своей актуальности. Новизна данной работы заключается в понимании приоритете коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными методами и техниками как эффективного средства развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1.Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МАДОУ)

2.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

3.Л.Д. Постоева Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»

4.Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду»

5.М.Е. Хилько Возрастная психология

6.Е.А. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики»

7.Собственные наработки (из опыта работы)

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002223- 0002224 ШПИ 62502666132205 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

К сожалению, от болезней не застрахован никто, даже дети. Некоторые формы заболеваний имеют настолько серьезный характер, что позволяют оформить инвалидность ребенку. Подобной процедурой обычно занимаются родители. Процесс сбора документов, освидетельствования и непосредственно получения официального статуса занимает немало времени. Поэтому стоит ознакомиться с тем, как происходит оформление инвалидности ребенку, заблаговременно.

Особенности определения

Существуют единые классификации и критерии, применяемые специалистами при (МСЭ) для установления инвалидности. Реестр диагнозов включает в себя различные формы заболевания, он опубликован в приказе Минтруда РФ № 1024н от 17 декабря 2015 года. В V главе этого нормативного акта перечислены критерии отнесения граждан к той или иной группе инвалидности:

Существует и особый перечень требований, при выполнении которых больной признается инвалидом (в том числе и ребенок):

  • имеет серьезное расстройство организма (продолжающееся долгий период времени), причинами которого могли стать травмы, заболевания или дефекты, а также нарушение здоровья;
  • для нормальной жизни требуется социальная поддержка, реабилитация;
  • жизнедеятельность ограничена частично или полностью (не может ухаживать за собой, передвигаться без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве, общаться с другими людьми, контролировать себя, заниматься умственным и физическим трудом).

Но даже понимания близких недостаточно для оформления инвалидности. Родные должны пройти ряд процедур, чтобы ребенок получил официальный статус инвалида.

Порядок получения инвалидности ребенком пошагово

Процесс оформления ребенку инвалидности требует от родителей терпения, сбора большого количества документов, томительного ожидания. Многие люди даже не знают, с чего начать. Лучше еще до похода в медицинские учреждения выработать для себя четкий алгоритм, чтобы не бегать зазря из одного кабинета в другой.

Получение медицинского заключения

Чтобы инициировать процесс оформления инвалидности, необходимо сначала получить на руки подтверждение наличия заболевания у ребенка. Речь идет о медицинском заключении. Причем диагноз ставится не педиатром, а узким специалистом.

Например, если причиной назначения является психическое отклонение, для получения заключения обращаться нужно к психиатру или в специализированный психдиспансер.

Для установления окончательного диагноза специалист может назначить дополнительные обследования. Когда сомнений в наличии заболевания не будет, врач составит медицинское заключение. А уже на его основании педиатром пишется направление на прохождение МСЭ. Право направить на экспертизу есть и у того врача, который выявил болезнь у ребенка.

Не все врачи, даже зная о серьезности заболевания, спешат выдать направление на МСЭ. Некоторым о такой необходимости приходится напоминать лично. Если же на заявленное требование от врача поступает решительный отказ, то родители больного ребенка могут:

  1. составить письменное прошение о выдаче направления на имя заведующего поликлиникой/больницей;
  2. обратиться за направлением в соцзащиту по месту жительства.

В некоторых случаях начать процедуру прохождения МСЭ можно и без направления. Для этого достаточно обратиться в бюро экспертиз с соответствующим заявлением-требованием.

Для установления факта инвалидности ребенка родители идут в учреждения госслужбы МСЭ. Обращаться в такое бюро необходимо по месту жительства. Узнать, в какую именно службу следует идти, можно непосредственно в той поликлинике, где наблюдается ребенок, или в соцзащите.

Инициация проведения МСЭ происходит путем написания заявления в соответствующую службу. К нему прикладывается следующий пакет документов:

  • направление от медучреждения или соцзащиты;
  • медицинские документы, свидетельствующие о наличии у ребенка проблем со здоровьем (анамнез, выписка из больницы, заключения врачей).

Дополнительно комиссия может потребовать и документы, удостоверяющие личность пациента (свидетельство о рождении или паспорт).

После приема и проверки документов начинается медицинское обследование. Оно носит комплексный характер и предполагает прохождение сразу ряда врачей, сдачу анализов и дополнительных обследований, если таковые требуются. Перечень специалистов может различаться в зависимости от типа заболевания. Обычно же ребенок проходит:

  • хирурга;
  • окулиста;
  • невропатолога;
  • лора;
  • ортопеда;
  • эндокринолога.

Иногда ребенок имеет сразу несколько серьезных заболеваний. Тогда комиссия может направить его на консультацию у профильных специалистов (при болезнях сердца – к кардиологу, при наличии стойких аллергических реакций – к аллергологу, при заболеваниях желудка – к гастроэнтерологу и так далее).

Некоторые заболевания не позволяют ребенку лично явиться в бюро экспертиз, чтобы пройти всех врачей. Тогда обследование может проходить:

  • на дому;
  • в лечебном учреждении, в котором находится ребенок.

Экспертизу может производить и платный специалист, приглашаемый родителями, но он имеет лишь право совещательного голоса.

Составление акта проверки

МСЭ предполагает необходимость прохождения всех специалистов, обозначенных в списке. На руках должны быть заключения каждого врача, результаты анализов и обследований (если такие требовались). Со всеми этими бумагами родитель опять направляется к специалисту, выписавшему направление – педиатру или психиатру в зависимости от того, имеет ли заболевание физический или психический характер.

Педиатр составляет акт проверки только по терапевтическим болезням. А вот психиатры или сотрудники психдиспансеров подобные документы оформляют, если речь идет о нервном или психическом расстройстве ребенка, при наличии у него умственных отклонений.

Если направление оформлялось в соцзащите, то для составления акта все равно нужно обращаться в учреждение здравоохранения. Педиатр указывает в документе следующие сведения:

  • особенности развития организма ребенка с момента рождения до настоящего времени;
  • о перенесенных заболеваниях;
  • о прививках, когда-либо сделанных ребенку.

После составления акт подписывается педиатром (психиатром). Далее с ним необходимо обратиться к заведующему медицинского учреждения, чтобы тот поставил подпись, тем самым заверив документ.

Непосредственное оформление инвалидности

Когда все подписи на акте проверки будут проставлены, родитель вновь обращается в бюро экспертиз, ходатайствуя о присвоении ребенку статуса инвалида. Заключительный этап МСЭ предполагает проведение заседания специальной комиссии. Дата его назначается и предварительно сообщается родителю.

Если перемещаться самостоятельно ребенок не может, то для получения заключения дома или в медучреждении родителю нужно предъявить справку, свидетельствующую о тяжелом состоянии здоровья малыша.

Результат медико-социальной экспертизы всегда однозначен. Комиссия либо подтверждает инвалидность ребенка, либо отказывает в присвоении ему соответствующего статуса. В ходе оглашения результата специалисты также:

  • выдают справку, свидетельствующую об инвалидности у ребенка;
  • передают родителям выписку из акта медосвидетельствования;
  • составляют индивидуальную программу лечения для пациента и его реабилитации.

Весной 2018 года в законодательстве появилось важное изменение, позволившее родителям не переоформлять инвалидность ребенка при изменении индивидуальной программы реабилитации (ИРП).

Если комиссия постановила, что ребенок действительно является инвалидом, то со всеми подтверждающими бумагами родитель обращается в свою поликлинику. Там:

  1. ставят ребенка на особый учет;
  2. назначают ему соответствующее показаниям лечение;
  3. составляют и выдают рецепты на бесплатное получение лекарственных средств.

Даже самые тяжелые болезни могут со временем отступать или излечиваться совместными стараниями ребенка, его родителей и врачей. Лишь некоторые виды недугов означают, что человек становится инвалидом на весь период жизни (речь идет о ряде заболеваний, присущих людям с I группой инвалидности).

Если же есть вероятность исчезновения болезни, то ребенок или взрослый (смотря кто имеет инвалидность) обязаны каждый год проходить МСЭ, чтоб подтвердить свое состояние, обуславливающее наличие инвалидности. Если же состояние ребенка улучшается, о чем свидетельствуют результаты комиссии, то инвалидность отменяется. Следовательно, все и преференции ни пациенту, ни его родителям не полагаются.

Повторная процедура МСЭ ничем не отличается от изначальной. По итогам справка об инвалидности обновляется и снова передается в учреждение здравоохранения, чтобы ребенок и дальше получал необходимые ему лекарства бесплатно.

От процедуры ежегодного освидетельствования дети могут быть освобождены, если при проведении МСЭ инвалидность им устанавливается на неограниченный срок.

К сожалению, иногда случается так, что малыш рождается с врожденными проблемами со здоровьем. В таких ситуациях требуется оформление инвалидности ребенку. Но даже при наличии веских оснований и однозначных прав на что-то в России порой крайне сложно оформить какие-либо правомочия юридически. Поскольку существует множество бюрократических проволочек.

Порядок действий при установлении детской инвалидности

Для начала требуется медзаключение о наличии серьезного заболевания. Такой диагноз должен быть поставлен врачом-специалистом. После чего педиатр в поликлинике по месту проживания направляет на МСЭ (). Может это сделать и узкий специалист, выявивший заболевание.

Если педиатр или узкий специалист по каким-то причинам не дают такое направление - следует попросить о его выдаче. В случае если педиатр, другой врач отказывают в этом - можно обратиться к главврачу (заведующему) в письменном виде с просьбой обязать педиатра, иного врача выдать такое направление. Также аналогичное направление можно получить в территориальных органах соцзащиты.

Важно! Инвалидность ребенку может быть оформлена и при наличии психических отклонений. В этом случае направление на МСЭ может выдать и психдиспансер или врач-психиатр.

Прохождение МСЭ


После получения нужного документа и даже при его отсутствии следует подать заявление на прохождение МСЭ в бюро экспертиз.
Адрес такого учреждения можно узнать в поликлинике или в органе соцзащиты.

Совет! Даже если нет направления, можно самостоятельно инициировать процедуру проведения медико-социальной экспертизы.

В ходе этой процедуры предстоит получить комплексное медицинское обследование. Вам предоставят список врачей, которых следует обойти. А также анализы и дополнительные обследования, которые необходимо пройти.

Чаще всего во врачебную комиссию входят следующие специалисты:

  • офтальмолог (окулист);
  • хирург;
  • невропатолог (невролог);
  • отоларинголог (лор);
  • эндокринолог;
  • ортопед.

Если у детей помимо основной болезни имеются другие заболевания - их могут отправить на дополнительное консультирование к иным узкоспециализированным врачам (например, к кардиологу, иммунологу, генетику, гастроэнтерологу, аллергологу и др.).

Внимание! Помимо врачебного осмотра детишкам непременно следует сдать общие анализы, а в случае необходимости - пройти и иные исследования.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Оформление акта проверки

После прохождения медкомиссии и получения заключений всех специалистов посписочно, результатов анализов, следует обратиться к детскому врачу вашего участка.

Педиатр должен составить эпикриз:

  • с кратким описанием онтогенеза малыша с момента его появления на свет до времени обращения,
  • перечислением всех перенесенных им заболеваний,
  • предоставлением данных о проведенной вакцинации.

Если оформление инвалидности у малыша связано не с общими терапевтическими болезнями, а с нервными, психическими расстройствами, интеллектуальными отклонениями - заключения специалистов и результаты лабораторных исследований предоставляются не участковому педиатру, а психиатру из психдиспансера.

Установление инвалидности


Когда акт, оформленный педиатром или психиатром, будет готов, его подписывает главврач поликлиники или диспансера. Лишь после этого можно будет обращаться в МСЭ с ходатайством об установлении ребенку инвалидности. А уже с полученными комплексными результатами и подписями главврачей вас перенаправят на МСЭ.

С пакетом полученной медицинской документации родители с ребенком должны явиться на заседание МСЭ в назначенную дату. Если же он не может передвигаться самостоятельно и потому не способен прийти на экспертизу - она состоится дома или в больничной палате.

Для этого одному из родителей следует обратиться в медучреждение, где ребенок проходит излечение, за соответствующей справкой. По результатам проведения МСЭ будет дан однозначный ответ - является ли ребенок инвалидом или нет.

Кроме того, там же обязаны выдать:

  • справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности;
  • выписки из акта медицинского освидетельствования.

Также в учреждении МСЭ разрабатывается индивидуальная программа лечения и реабилитации малыша-инвалида, и все другие необходимые акты на инвалидность ребенку. С апреля 2018 г. ИРП детей-инвалидов корректируются без изменения самого социального статуса ребенка и необходимости повторного обращения в учреждения МСЭ

Если ответ будет положительным, то с полученным экспертным заключением, справками, выписками необходимо обратиться вновь в поликлинику. Там малыша должны:

  • поставить на спецучет;
  • назначить необходимое лечение;
  • предоставить список лекарств, полагающихся бесплатно и соответствующие рецепты.
Внимание! После прохождения первого обследования необходимо не затягивать с остальными процедурами. Поскольку все медобследования имеют срок действия. По истечении которого придется начинать все с начала.

Повторные процедуры


Законодательство предполагает, что человек (вне зависимости от возраста) может излечиться от имеющегося у него хронического недуга. Исключение - лишь для некоторых категорий 1 группы инвалидности, где человек признается нетрудоспособным пожизненно.

В остальных же случаях требуется ежегодное прохождение МСЭ, по результатам которого будет:

  • подтверждено наличие инвалидности;
  • установлено улучшение в состоянии здоровья, влекущее отмену инвалидности.

Повторная процедура проходит точно так же как и первоначальная. После чего справка об инвалидности обновляется. Подтверждение наличия инвалидности направляется и в поликлинику для продолжения получения бесплатных лекарств.

Внимание! В апреле 2018 г. был существенно изменен порядок прохождения МСЭ. В частности, упростилась процедура получения бессрочной инвалидности, в том числе у детей. Теперь она может быть установлена уже в ходе первичного медосвидетельствования. Причем, даже проведенного в заочной форме. Кроме того, расширился перечень заболеваний, при которых инвалидность могут присвоить бессрочно.

Социальная помощь детям-инвалидам


После того как пройдены все необходимые оформительные процедуры, нужно передать сведения об инвалидности в ПФ, ФСС и органы соцзащиты. Ребенку с инвалидностью полагается пенсионное обеспечение. Пенсия детей-инвалидов в 2017 году составляла 11903,51 рублей.

Инвалидам с детства выплачивают:

  • 11 903,51 руб. - при 1 категории инвалидности;
  • 9 919,73 руб. - при 2 категории;
  • 4 215,90 руб. - при 3 категории.

Пенсионные выплаты устанавлены ст. 18 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Они индексируются не реже, чем единожды в год (начиная с 1 апреля).

Для детей-инвалидов и инвалидов с детства по закону полагается также специальный набор соцуслуг в натуральном формате. Включает три ключевых направления и может выплачиваться в фиксированном денежном варианте.

Важно! Получатель набора соцуслуг или его законные представители могут отказаться от предоставления соцуслуг в натуральном формате в полном объеме или частями, получая взамен материальную компенсацию в составе ЕДВ.

Поменять порядок предоставления набора услуг можно лишь с 1 января каждого последующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФ оформлено до 1 октября настоящего года.

Скачать для просмотра и печати:

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 г. был расширен перечень заболеваний, по которым может быть установлена бессрочная или срочная инвалидность на длительный период (от 5 лет). В частности, установление инвалидности бессрочно могут повлечь следующие заболевания:

  • хромосомные аномалии (в т. ч. синдром Дауна),
  • цирроз печени,
  • слепоглухота, глухота, слепота,
  • фенилкетонурия.

На 5 лет теперь устанавливается инвалидность не только детям с лейкозами и злокачественными новообразованиями, но и при других болезнях, включая пороки развития челюстно-лицевой области, сколиоз, аутизм.

При 1-м медосвидетельствовании детей с тромбоцитопенией, сахарным диабетом инвалидность присваивается вплоть до наступления ребенку 14 лет.

Имеется перечень заболеваний, при которых МСЭ проводится заочно.:

  • болезни, влекущие повышенное артериальное давление, провоцирующие осложнения со стороны ЦНС;