"Не могу ничего изменить" – что такое выученная беспомощность. Духовная техника, как работать над собой! Работа над собой никогда не закончится

Мне достаточно часто задают одни и те же вопросы на тему как изменить свою жизнь, и я вынуждена постоянно отвечать на них. При этом, я точно знаю, что подобные вопросы задаёт себе ещё огромное множество людей (95% вообще не парятся этими вопросами - прим.ПЦ). Именно поэтому, сегодня я попытаюсь ответить на эти вопросы сразу всем. Ответить так, как сама понимаю суть проблемы.

Вам самим предстоит решать, принимать мои ответы и советы для действия, или продолжать жить по-старому и по-прежнему. Ведь каждый сам несёт ответственность за свою жизнь, и имеет полное право принимать или отвергать те или иные советы.

Вот они, эти вечные вопросы:

  • Почему, что я не делаю, но никак не могу изменить свою жизнь?
  • Что делать, чтобы наконец-то изменить жизнь?
  • Как вырваться из заколдованного круга неудач и серой жизни?
  • - Почему я не вижу выхода из тупика?
  • - Почему у других получается, а у меня никогда и ничего?

И самый распространенный и коварный вопрос:

Почему моя жизнь похожа на тупик, и где выход из этого тупика? Попробуем разобраться.

Работая многие годы с людьми, я обратила внимание на то, что очень многие люди вообще не задумываются над тем зачем и почему они живут. И тем более, не понимают КАК они живут. На заданный мной вопрос «Как ты живешь» почти всегда получаю ответ: «Как все».

Но если жить всегда одинаково и делать всё как всегда, то есть КАК ВСЕ, то каким же волшебством можно получить другие результаты? Результаты, которые будут отличаться от всех остальных, живущих ТОЧНО ТАК ЖЕ? Откуда им появиться этим другим результатам?

Если ты живешь в тупике и ходишь по кругу, то каким волшебством, тебя вынесет за этот привычный круг? Особенно если ты даже не понимаешь, что ходишь по замкнутому кругу. Если ты изо дня в день ходишь на нелюбимую работу. Если ты живешь от зарплаты до кредита, и постоянно думаешь о том, где и как сэкономить, а не о том, как и где заработать.

Чтобы изменить опостылевшую, серую действительность, для начала, предлагаю задать себе и ответить на несколько вопросов. Вот они, эти волшебные вопросы:

  • - Какова цель твоей жизни? То есть зачем ты вообще родился. Должно же быть что-то, ради чего именно этот человек пришел в жизнь.
  • - Куда ты идёшь? В чём смысл твоей жизни. Есть же в этом мире то, ради чего родился или родилась именно ты!
  • - С кем ты идёшь? Кто те люди, что рядом с тобой, насколько они успешны, что они могут тебе посоветовать и куда эти советы тебя приведут.

Я уже не один раз приводила, не мной придуманную, но очень мной любимую, истину. Не хочешь быть бедным, не общайся с бедными, не хочешь быть больным, не проси советов у больного, не хочешь быть несчастным, не ищи помощи у несчастных. Только так можно решить свои проблемы.

Мне лично, жизнь всегда виделась дорогой. Именно в момент рождения человек выходит на эту дорогу. Конечно, у всех разные стартовые позиции. Кто-то сразу усаживается в крутую иномарку, и несется по бетонке на огромной скорости. Большинство идут по тротуару вдоль этой дороги, глотая пыль от пролетающих иномарок.

Кто-то, вообще, вынужден брести по обочине, увязая в песке и цепляясь за колючие кусты. Есть и такие, которые пробираются по бездорожью. Тонут в болоте проблем, плутают по лесу безысходности и тоски. Откуда и саму дорогу уже трудно разглядеть. Так и ходят кругами по этому лесу, даже не пытаясь выбраться на дорогу. оправдываясь тем, что все так живут.

Но, ведь не зря же мы все путники на дороге жизни. Не зря эта дорога дается КАЖДОМУ. И не зря у каждого человека есть ПРАВО ВЫБОРА. Каждый имеет право выбирать в каком направлении идти, с кем идти, как туда идти, и вообще идти или ехать, а может и лететь. Пусть даже на старте никто тебе самолета и не выдал.

Конечно если все вокруг бредут по обочине или тротуарчику, завистливо вздыхая вслед счастливчикам на иномарках, заодно осуждая их и ругая, ты тоже можешь пополнить их ряды. Ряды неудачников. Так проще, и оправдание всегда есть, например, та самая стартовая позиция, которая у тебя совсем не звездная. Ты же в этом не виноват.

И ещё один важный момент. Если миллионы людей двигаются по вполне предсказуемой дороге, то ведь кто-то уже эту дорогу проложил. Тебе остается просто идти по выбранному не тобой пути, в направлении, которое тоже не ты выбирал. За тебя уже всё решили. Вот ты и идёшь, куда ведут. Нравится?

О том, что это именно так, говорит тот факт, что миллионы людей живут ОДИНАКОВО. У них происходят одни и те же события. Например: детский сад - школа- армия - ВУЗ - работа. Иногда один или пара этапов выпадают. Но в основном всё одинаково. Вот и кажется человеку, что он живет своей самостоятельной жизнью, сам принимает решения, сам выбирает направление своего движения, да только события в жизни все как у всех.

Как, при таких обстоятельствах, изменить свою жизнь? Жизнь, которая больше похожа на преодоление полосы препятствий. Причем полосы не тобой построенной и не тобой выбранной.

Для начала, стоит просто сойти с проложенной не тобой дороги. Оглянитесь вокруг, сколько совсем других дорог. Может совсем малозаметных тропинок, а может быть и вообще бездорожье. То есть возможность проложить собственную дорогу, по собственному маршруту и в совершенно осознанно выбранном направлении.

Перестань брести по дороге жизни, словно зомби. Сойди с удобного тротуарчика, откуда так хорошо видны пролетающие мимо крутые иномарки. Перестань врать себе, что когда-нибудь и у тебя будет такая же машина, и ты помчишься по жизни, не замечая тех, кто глотает пыль, стоя на тротуаре.

Это сладкая ложь. И никогда она не станет явью. Живя как обычно, нельзя ничего изменить. Нельзя сидеть в офисе, получая мизерную зарплату, и вдруг проснуться миллионером. Не получится. Чтобы жизнь изменить, надо сойти с тротуарчика, свернуть на почти незаметную тропку, и уже по ней пойти своим трудным путём.

Трудным путём, особенно в самом начале. Новое всегда трудно. И чем дальше ты уйдешь от проложенной кем-то дороги, тем быстрее ты выйдешь на свою, а по ней уже и до вершины победной совсем недалеко. Только тогда будут грандиозные результаты.

Будут и другие, интересные и успешные попутчики, с которыми будет интересно и весело. При этом уйдут из вашей жизни, те кто просто стоят на тротуаре, никуда не двигаясь. И к этому нужно быть готовым А вы готовы потерять близких сегодня людей?

Вот вам и ответ на вопрос: «Почему я не могу изменить свою жизнь». потому что это ТРУДНО. Потому, что легче просто делать вид, что когда-нибудь и я смогу. Потому, что легче ругать и обвинять тех кто решился, пошёл своим путем и преуспел. Легче считать их всех обманщиками и мошенниками, чем признать себя самого неудачником и лентяем.

Так что теперь сами решайте, хотите ли вы сойти с проторенной дороги, претерпеть трудности, может даже неудачи. Взять свою жизнь в свои руки и преуспеть. Понимая при этом, что это трудно, сложно, совсем не просто. Что на этом пути можно и потерять. Ведь путь то неизведанный.

И если это вам не подходит, перестаньте жаловаться на серую и неинтересную жизнь. Зато она стабильная и предсказуемая. И она вас устраивает. Признайте это и перестаньте завидовать тем, кто проносится мимо вас на дорогих иномарках. Делайте свой выбор, и живите СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.

А я желаю Вам успеха и благополучия.

Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить...
Есть молитва, которую считают своей не только приверженцы самых разных конфессий, но даже неверующие. По-английски ее именуют Serenity Prayer – «Молитва о спокойствии духа». Вот один из ее вариантов:

«Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Кому ее только ни приписывали – и Франциску Ассизскому, и оптинским старцам, и хасидическому рабби Аврааму-Малаху, и Курту Воннегуту.
Почему Воннегуту – как раз понятно. В 1970 году в «Новом мире» появился перевод его романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1968). Здесь упоминалась молитва, висевшая в оптометрическом кабинете Билли Пилигрима, главного героя романа.

«Многие пациенты, видевшие молитву на стенке у Билли, потом говорили ему, что она и их очень поддержала. Звучала молитва так:
ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО – ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ – ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО.
К тому, чего Билли изменить не мог, относилось прошлое, настоящее и будущее»
(перевод Риты Райт-Ковалевой).

С этого времени «Молитва о спокойствии духа» стала и нашей молитвой.
А впервые она появилась в печати 12 июля 1942 года, когда «Нью-Йорк таймс» поместила письмо читателя, который спрашивал, откуда эта молитва взялась. Только ее начало выглядело несколько иначе; вместо «дай мне спокойствие духа (serenity of mind) – «дай мне терпение». 1 августа другой читатель «Нью-Йорк таймс» сообщил, что молитву составил американский проповедник-протестант Рейнхольд Нибур (1892–1971). Эту версию ныне можно считать доказанной.

В устном виде молитва Нибура появилась, по-видимому, в конце 1930-х годов, но широкое распространение получила в годы Второй мировой войны. Тогда же ее взяли на вооружение «Анонимные алкоголики».

В Германии, а затем и у нас, молитва Нибура приписывалась немецкому богослову Карлу Фридриху Этингеру (K.F. Oetinger, 1702–1782). Тут вышло недоразумение. Дело в том, что ее перевод на немецкий был опубликован в 1951 году под псевдонимом «Фридрих Этингер». Этот псевдоним принадлежал пастору Теодору Вильгельму; сам он получил текст молитвы от канадских друзей в 1946 году.

Насколько оригинальна молитва Нибура? Берусь утверждать, что до Нибура она нигде не встречалась. Исключение составляет лишь ее начало. Уже Гораций писал:

«Тяжко! Но легче снести терпеливо /
То, чего изменить нельзя»
(«Оды», I, 24).

Того же мнения был Сенека:

«Лучше всего претерпеть то,
чего ты не можешь исправить»
(«Письма к Луцилию», 108, 9).

В 1934 году в одном из американских журналов появилась статья Джуны Пёрселл Гилд «Зачем нужно ехать на Юг?». Здесь говорилось: «Многие южане, по-видимому, очень мало делают для того, чтобы стереть страшную память о Гражданской войне. И на Севере, и на Юге не у всех хватает спокойствия духа, чтобы принять то, чего нельзя изменить» (serenity to accept what cannot be helped).

Неслыханная популярность молитвы Нибура привела к появлению ее пародийных переделок. Наиболее известна из них сравнительно недавняя «Молитва офисного работника» (The Office Prayer):

«Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что мне не по нраву; и дай мне мудрость спрятать тела тех, кого я убью сегодня, ибо они достали меня. А еще помоги мне, Господи, быть осторожным и не наступать на чужие ноги, ибо над ними могут быть задницы, которые мне придется целовать завтра».
,
Вот еще несколько «неканонических» молитв:

«Господи, огради меня от желания высказываться всегда, везде и обо всем»
– так называемая «Молитва на старость», которая чаще всего приписывается знаменитому французскому проповеднику Франциску Сальскому (1567–1622), а иногда и Фоме Аквинскому (1226–1274). На самом деле она появилась не так уж давно.

«Господи, спаси меня от человека, который никогда не ошибается, а также от человека, который дважды делает одну и ту же ошибку».
Эта молитва приписывается американскому врачу Уильяму Мейо (1861–1939).

«Господи, помоги мне отыскать Твою истину и убереги меня от тех, кто уже нашел ее!»

«Господи, помоги мне стать тем, кем считает меня мой пес!» (Автор неизвестен).

В заключение – русское речение XVII века: «Господи, помилуй, да и нешто подай».

Полезные советы

Вы не сможете изменить себя – не стоит даже и стараться. Да, на различных семинарах и курсах по самосовершенствованию вас пытаются убедить в обратном . Но вы не должны обращать на них внимания. Почему? Да потому что они все ошибаются. По крайней мере, в формулировке.

Вы не можете измениться. И все ваши попытки измениться – это не более чем попытки изнывающего от жажды человека угнаться за своим миражем в знойной пустыне. В общем, это все пустое. Поэтому не стоит пытаться гнаться за миражами. Лучше сделайте кое-что другое.

Но почему же вы не можете измениться? Да потому что сама мысль о том, что вам необходимо измениться , это условная конструкция . Это что-то, что вам необходимо сделать для того, чтобы почувствовать себя лучше. Но вы можете почувствовать себя и хуже.

Предлагаем вашему вниманию самый глубокий анализ того, что мы подразумеваем под фразой "изменить себя". Анализ без обмана и ложных призывов. Анализ, который даст вам ответ на главный вопрос – как изменить свою жизнь к лучшему и почему для этого не стоит пытаться изменить себя?


Изменяем жизнь, не меняя себя

Изменить себя и поменять что-то в себе – это разные вещи

Вчера у вас не было возможности прочесть эту статью. Сегодня вы ее прочтете. Значит ли это, что вы изменитесь? Оба ответа – и "да" и "нет" – являются правильными. Но все зависит лишь от того, какой смысл вы вкладываете в глагол "меняться".

Технически говоря, вы всегда меняетесь и одновременно не меняетесь. Это зависит от того, как посмотреть на это. Потому что ваш вывод о том, что вы изменились или не изменились, существует всего лишь в виде мыслей в вашей голове.

Кто-то может решить, что "изменить себя" – это значит заработать миллиард долларов. И потом можно провести весь остаток своей жизни, занимаясь самобичеванием , и обвиняя себя в том, что "измениться" не получается. Поэтому, это не самое удачное использование глагола "меняться".


Кто-то другой может решить "изменить себя", перестав поливать жареный картофель майонезом. В данном примере попытка изменения себя выглядит смехотворно простой и вполне выполнимой. Но значит ли это, что такой человек изменил себя? Нет, конечно.

Нам постоянно твердят, что, чтобы улучшить свою жизнь – необходимо изменить себя, поменять что-то в себе . Ошибка данной постановки вопроса заключается в том, что "изменить себя" и "поменять что-то в себе" – это две абсолютно разные вещи. Примите это за основу и давайте двигаться дальше.

Что же такое изменения?


Возникает ощущение, что это всего лишь пустая игра слов: изменить себя или поменять что-то в себе – какая разница? Отнюдь. Если задуматься, то в первом случае нам предлагают пустую эфемерность, тогда как второй совет больше похож на практически выполнимую задачу. Лучше понять это поможет пример.

Представьте себе человека, который постоянно лжет своему другу, психотерапевту или бывшему партнеру по жизни, утверждая, что он окончательно пришел к мысли изменить себя и это вот-вот произойдет. Его обещания являются мнимыми и искусственными.

И если этот человек лгал ранее, а затем вдруг перестал это делать, значит ли это, что он изменился? Означает ли сие, что такой человек окончательно и бесповоротно изменился? Каковы шансы, что он не начнет лгать снова?


И даже если этот человек больше не будет лгать, какое это имеет значение? Особенно для сотен людей, оболганных этим человеком . Главная же мысль заключается в том, что мы не знаем, что такое изменить себя, поскольку мы не знаем, кем мы являемся на самом деле!

К примеру, если вы встанете завтра утром, и не будете делать того, что обычно делаете по утрам каждый день, значит ли это, что вы изменились? Или вы останетесь ТЕМ ЖЕ САМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, который просто старается поступать по-другому?

И вот тут возникает очень важный вопрос – кто может подтвердить, что вы изменились? Или не изменились… А вот и главная проблема, которая связана с использованием конструкции "изменить себя" : любое изменение требует вовлечения вашей личности в этот процесс.

Можно ли изменить личность человека?

Необходимость изменения своей личности – ложный путь


Когда вы вовлекаете в процесс изменения свою личность, вы становитесь по-настоящему эмоционально привязаны к тому, чего нет на самом деле. Вы легко впадаете в истерику, начинаете винить во всем и себя и окружающих, приходя в итоге к выводу, что вы – пустое место, которое ничего не стоит в этом мире.

Еще один пример: обещать себе, что вы изменитесь и будете ходить в спортивный зал каждую неделю, это одно. И совершенно другое, это сказать себе: "Пришло время окончательно измениться и стать тем человеком, который ходит в спортзал каждую неделю" .

Сказать себе первое – это очень просто. Вы хотите ходить в зал. И вы идете (или не идете). Вторая же сказанная себе фраза подразумевает, что вам, чтобы пойти в спортивный зал, необходимо полностью переосмыслить себя.


И это поднимает бурю эмоций. Если у вас получилось (что, простите, маловероятно), к вам приходит потрясающее ощущение того, что вы стали "новым человеком" . Это чувство будет с вами ровно до тех пор, пока вы вновь не почувствуете себя ничтожным и не захотите снова "измениться".

И если у вас это вдруг не получится, вы будете снова наказывать себя морально за свою неисправимую лень. И именно в этом вся проблема, связанная с тем, что вы вовлекаете в этот процесс свою личность.

Если (или когда) у вас что-то не получается, вы начинаете думать: "Может быть, я обманываю себя? Может быть, я не приспособлен для занятий спортом ? Может быть, это все не мое? Тогда зачем я вообще должен стараться?".


Поскольку вы решаете, что такое непостоянство является характеристикой вашего характера и ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, вы начинаете оценивать ее с точки зрения вашей же неспособности дать себе пинка под зад и отправиться на тренировку.

Вы начинаете ненавидеть себя. И тогда ваша мотивация "изменить себя", или вообще предпринять хоть что-нибудь в ближайшем будущем , улетучивается. С другой стороны, если у вас получается, вы начинаете ощущать эмоциональный подъем, на некоторый период времени теряя свое ощущение самого себя.

Но вскоре это ощущение подъема улетучивается. И тогда у вас возникает очередная необходимость определения новых "изменений" для себя, которых надо будет достичь. И вы вновь начинаете заниматься самобичеванием своей личности, стремясь достичь этих изменений.


Вы снова становитесь человеком, который "подсаживается" на необходимость личностных изменений – совсем так же, как одни "подсаживаются" на наркотики, другие – на выпивку, а третьи становятся зависимыми от азартных игр.

Но вот вам самый важный секрет – не существует такого понятия, как человек, приспособленный для занятий спортом. Просто существуют люди, которые ходят в спортзал и занимаются спортом.

Точно так же не существует такой вещи, как очень "продуктивный" человек. Просто существуют люди, которые очень часто проводят время продуктивно . Не существует даже такого понятия, как вызывающий симпатию человек. Просто существуют люди, которые не ведут себя, как самовлюбленные эгоисты.

Измененное поведение человека

Изменить себя – это всего лишь сделать иной выбор


Берегите свою настоящую личность. Когда мы вовлекаем свою личность в описанные выше процессы, когда мы решаем, что наша ценность, как человека, определяется тем, как мы себя повели или какие события с нами происходят, нас захлестывает буря ненужных эмоций.

А когда нас захлестывает буря ненужных эмоций, мы поступаем, как последние придурки. Вместо этого нам стоит взглянуть на свою жизнь , как на длинную череду последовательности действий и решений.

И тогда мы поймет, что "изменить себя" – это означает сделать несколько иной выбор, принять иное решение или поступить иначе, чем обычно. Вот вам еще один пример: представьте человека, который ненавидит вставать рано утром. Это несложно, учитывая тот факт, что многие из нас ложатся спать очень поздно...


Подобное поведение снежным комом влияет на многие аспекты жизни такого человека. К примеру, это сказывается на его производительности труда днем . Возможно, ему приходится часто засиживаться за рабочим столом в ночное время.

После этого, на следующий день, этот человек ощущает еще большую усталость, пребывая в постоянном стрессе. Но в следующую ночь все повторяется: он вынужден снова работать ночью, ложась спать еще позднее, чем обычно.

Под конец недели такой человек чувствует себя полностью разбитым. И тогда он, чтобы развеяться, пускается во все тяжкие, стараясь снять стресс при помощи выпивки , пытаясь развеяться в ночных клубах. Но такое поведение лишь изматывает его еще больше – его усталость перейдет вместе с ним на следующую неделю.


Многие из нас живут именно так. При этом мы умудряемся заниматься делами, выстраивать свою карьеру. При помощи лошадиных доз кофе, наверное… Нам тяжело. И мы, вместо того, чтобы оценить правильность подобного ритма, начинаем отождествлять свои дурные привычки и свое нерациональное поведение со своей личностью.

По сути, это поведение становится частью нашей личности. И мы считает, что это и есть наша настоящая личность. И мы говорим себе: "Да, я такой человек! Я не могу вставать рано утром, и я не могу ложиться спать вовремя . Мне этого и не надо! Потому что я могу работать по ночам, хоть всю ночь напролет!"

И мы действительно можем, пока довольно молоды и полны сил. Но по мере нашего взросления мы вдруг понимаем, что уже не можем так, как могли раньше. Возникает проблема, связанная с осознанием снижения собственной продуктивности.


И тогда, вместо того, чтобы осознать свои дурные привычки, некоторые продолжают говорить себе: "Я просто не создан для того, чтобы вставать рано утром " . Или: "Я просто физически не готов делать утром то, что делают обычно другие люди" .

Думать так – это сдаться до того, как попробовать сделать что-либо. Мы боремся с собой, заставляя себя встать рано утром, отправиться на пробежку или приготовить здоровый завтрак. А когда мы проигрываем эту борьбу, то говорим себе: "Ну вот, я же говорил/говорила, что утро – это не мое время" .

И все же, нам надо преодолеть себя. А происходит это через понимание того, что мы не знаем себя по-настоящему. Но это и не важно! Ведь самое главное – это понять, что правильные вещи делать – правильно! Правильно просыпаться рано утром, начинать день с обычных простых дел, а также съедать здоровый завтрак – это полезно.


Для этого необходимо отделить свою личность от того, что вы делаете, и просто делать то, что вы должны делать – это самая лучшая линия поведения. Значит ли это, что вы почувствуете, что "созданы" для того, чтобы просыпаться рано утром? Кто знает! Да и кого это заботит, больше вашего?

Абстрагируйте свое "я" от своих решений, потому что, вероятнее всего, ваши решения – это не всегда вы . Просто задайте себе следующий вопрос – а хорошо ли для меня то, что я хочу сделать? Если ответ будет "да" – тогда просто берите и делайте это.

У вас не получилось? Но вы все еще считаете, что это хорошо для вас? Тогда сделайте это снова! Наконец, если вам в определенный момент покажется, что это действительно не для вас, тогда перестаньте делать это. Вот и весь секрет.

Измените то, что вы делаете, но не себя


Многим из нас кажется, что мы погрязли в определенных плохих привычках. На самом деле, мы просто эмоционально "приросли" к неправильному поведению . Возьмите курильщик: он не просто курит сигареты. Вся его личность выстраивается вокруг курения.

Курение меняет его социальную жизнь, его рацион питания и режим сна; меняет и то, как он ощущает себя и окружающих. Он становится "курильщиком" для своих друзей и своей семьи. Он, так сказать, строит взаимоотношения с сигаретами – совсем так, как люди выстраивают свои отношения с домашними животными или дети с любимой игрушкой.

Когда кто-либо решает изменить себя, отказавшись от сигарет, он, по сути своей, пытается изменить собственную личность – поменять все свои привычки, отношения, взгляды, изменить культуру потребления . Все то, что было годами с ним. Неудивительно, что мало у кого получается бросить курить.


Секрет отказа от курения (как и секрет отказа от любой другой привычки) заключается лишь в осознании того факта, что та личность, в рамки которой курильщик заключил свой разум и назвал "собой", фактически не существует.

Это всего лишь условность. Если хотите, обычный фасад. И он может быть усилен или разрушен по вашему желанию. Потому что вы – не курильщик. Вы являетесь человеком, который всего лишь выбрал курение.

Почему человек бездействует в момент, когда совершенно необходимо что-то сделать, и что такое выученная беспомощность, рассказывает психолог Ирина Рокотова . Если вы воспринимаете свекровь или тещу как тайфун, а себя считаете пострадавшими от стихии – этот текст вам точно пригодится.

Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. "Я какая-то безвольная" – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.

Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. "Я боюсь, что меня обидят и бросят" – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки "научились" не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?


– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: "все плохо" и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Как перерасти "слезы тщетности"

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении "Альфа-родительства" (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие "слезы тщетности". Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он "закрывает" внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не "остается в клетке".

У взрослого человека, пережившего "момент тщетности" и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только "выйдя из клетки".

Когда условия изменились, а я – нет

– В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?

– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.

Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – "бесполезно". Они считают себя "неспособными к языкам", "тупыми", "с плохой памятью" и т.д.

Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на "инглиш", потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: "Со мной все плохо, я не способен к языкам" эти возможности увидеть нереально.

– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?

– Бывает, что человек "застревает" в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: "Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек".

Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.

В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.

Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: "Мы не договаривались на сегодня", "Давайте на следующей неделе", вообще то, что посчитает нужным, а не только: "Да". Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.

Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.

"Мы сделаем все для вашего счастья"

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых "Арден-Хауз". Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: "Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным".

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: "Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них".

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

– Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?

Еще одна "засада" подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: "Я подумал и решил, что не буду браться", или "Все так безнадежно, что я даже не начну".

– Так что же делать тому, кто с детства "бился головой о стеклянную стену"?

– Вспоминается мультфильм "Король Лев", где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Здравствуйте дорогие читатели! Наконец-то мы с вами подошли к рассмотрению важнейших вопросов и проблем, которые напрямую влияют на эффективность роста личности и духовное развитие человека. В данной статье мы разберём вопросы:почему человек работающий над собой не может ничего изменить в себе и своей жизни? каковы коварные ловушки подсознания и человеческой гордыни? как выбирать авторитетов и каково значение этого вопроса?

В своей практике я достаточно часто встречаю людей, которые сознательно вроде бы всё видят, понимают и трудятся духовно, а в реальной жизни любые изменения им даются с большим трудом, или вообще ничего не меняется. Вам такое знакомо?

Такое происходит из-за большого разрыва и существующих противоречий между сознанием и подсознанием человека. Когда сознание человека (его разум) вроде бы открыто к новым знаниям, к изменениям, признаёт ошибки, принимает правильные решения и т.д., а подсознание остаётся закрытым и неизменяемым, не впуская позитивные преобразования в глубь, в жизнь. Такая ситуация является следствием наличия костных подсознательных программ, блокирующих любые позитивные изменения.

Одни из основных программ блокирующие изменения человека - это программы Гордыни, которые часто не очевидны и завуалированы.

Но давайте обо всём по-порядку.

«Я не могу измениться!» Почему с человеком, который работает над собой не происходят долгожданные изменения?

Причин может быть несколько. Основные из них:

  1. Сильные кармические блокировки - запреты на изменения, блоки на развитие, когда человеку Высшими Силами по судьбе положено всего добиваться с очень большим трудом «в год по чайной ложке» . Эзотерики и целители это называют - заавтомаченность или колесо сансары. Почему так происходит? - это отдельная большая тема, но встречается такое нередко.
  2. Это некорректные или вовсе не выстроенные мотивы! Для чего человек хочет измениться? Для чего старается? Если мотив примитивный, не соответствующий Цели - человек не получает достаточное Покровительство Высших Сил, а соответственно и результатов в работе над собой.
  3. Технические ошибки в работе над собой - не правильное выполнение техник развития, когда техника, методика освоена неправильно, или не освоена вовсе. Такое бывает, когда человек учиться без Наставника, без Учителя, и многое просто ускользает от его восприятия. Ему кажется, что он всё делает верно, но на самом деле это далеко не так.
  4. Это та самая завуалированная Гордыня! Гордыня, которая не проявляет себя внешне, но основательно засела и живёт в подсознании человека, не впуская в него ничего нового и блокируя почти все позитивные преобразования. Именно эту проблемы мы и будем решать в данной статье. Эту проблему можно определить так - «Я сам для себя самый большой Авторитет!» . Это очень опасная программа - убеждение, которое консервирует человека полностью на одном уровне развития. Ему кажется, что он весь такой классный и развитый, а на самом деле он никуда не идёт, не движется. Духовный Учитель или любой хороший эзотерик скажет - «этот человек не взял роль духовного ученика и поэтому, у него нет шансов, пока он не станет учеником» .
  5. Другие причины.

Следующий вопрос - нужны ли человеку Авторитеты для эффективного развития и достижения успеха?

Безусловно нужны! Авторитет - это Учитель или Наставник, это человек у которого вы можете чему-то научиться, который больше вашего видит, знает, понимает и умеет. И по статистике - 99% всех успешных людей, которые сделали себя и свой успех сами, имели Наставника, Тренера или Учителя, которого они слушались и у которого учились.

А если для тебя не существует авторитетов - ты закрыт к более высоким уровням, ты не взял роль и состояние Духовного Ученика, и однозначно можно сказать, что ты поражён гордыней, а значит слепотой и глухотой. Как бы ни обидно было это осознавать.

Вы скажите - «ну как же, я ведь работаю с Наставником или читаю и уважаю многих авторов - у меня есть авторитеты!» . Но я вам скажу - «здесь есть ловушка, подвох» ! Сознательно мы можем иметь авторитетов и даже Духовного Учителя, а вот подсознание наше, которое на много больше сознания, может быть зациклено лишь на себе самом и не иметь авторитетов вовсе. А если быть ещё более точным: зацикленное на себе подсознание, не способное брать роль духовного ученика - само является самым главным авторитетом для себя. Это и есть роковая ошибка и тупик развития! Это заавтомаченность на себе самом, на своём опыте, а соответственно на своих ошибках, привычках, подсознательных желаниях и на своём прошлом тоже. Это консервирование себя и остановка в развитии!

Пока подсознательно вы будете для себя самым большим авторитетом в этом мире, авторитетом выше всех остальных людей на Земле и выше Бога - вы не сдвинетесь с места, проблемы ваши будут только плодиться, а вы будете всю жизнь бесплодно сражаться с ветряными мельницами! При этом, ваше подсознание будет играть с вами в игры, путая в своих лабиринтах и противоречиях, и заставляя служить себе. А вы будете искусно оправдывать своё тупиковое положение сотнями «разумных» аргументов - почему из-за кого-то или чего-то вас опять постигла неудача.

Кто такой Авторитет?

Эзотерическое понимание: Авторитет - это человек, душа или другое существо, которое на 1 или много уровней развития выше вас, существо которое превосходит ваше сознание по уровню и позитивности (основные критерии развития).

Для человека верующего наивысшим таким Существом (неоспоримым Авторитетом) - является Творец, Создатель, Бог и Его Иерархия Света. Именно Бог и Его непосредственные Представители (Силы Света) - определяют все позитивные изменения, которые с вами могут произойти. Но если Они для вас и вашего подсознания не авторитеты - изменений не происходит! Вы просто не впускаете в себя и свою жизнь поток преобразующей энергии от Высших Сил, вы - закрыты!

И очень многие, даже глубоко верующие люди, для которых Бог это свято, на самом деле, подсознательно остаются закрыты к Нему. То есть, сознательно они признают Бога и Силы Света как главных авторитетов для себя, а подсознательно - не признают, оставаясь единственным авторитетами для самих себя, единственным мерилом и источником истины. И это большая проблема.

Из определений представленных выше, можно сделать логический вывод: сам человек никак не может быть для себя авторитетом. Ведь невозможно же быть выше себя самого, как верно говорят - «выше головы не прыгнешь»)) И если человек ошибочно полагает, что он сам может быть авторитетом для себя самого, то его участь, в таком случае, - водить себя по уже хоженым в прошлом дорожкам, лабиринтам и тупикам, совершая повторно старые ошибки помногу раз.

Чтобы человек действительно рос вверх, чтобы его сознание развивалось - ему для этого необходимо более высокоразвитое сознание (Существо), которое стоит в иерархии на несколько ступенек выше. Это и есть Наставничество и Ученичество в Иерархии Света! А без роли ученика - человек, даже невероятно талантливый, обречён топтаться на месте. Такому человеку никакой супер Учитель не поможет, пока он сам себе не поможет.

«Я сам для себя главный авторитет» или как проявляется гордыня подсознания?

Дорогие друзья! Проанализировать свои проявления необходимо, чтобы научиться в себе видеть гордыню. Это сверх важно!

  1. Вы обычно говорите другим или думаете про себя следующее - «я сам (или сама) знаю, что делать со своей жизнью и с собой, и мне никто не указ…», «для меня главное то, как я чувствую и понимаю, всё остальное не имеет значения…», «в моей жизни - всё будет по-моему и точка…», «я полагаюсь только на себя, на свою уверенность, на свои ощущения, на свой опыт, и больше никому особо не доверяю…», др. Это и есть убеждения и жизненные решения основанные на программе - «я главный для себя авторитет» .
  2. С кем бы вы ни общались, в каком бы замечательном кругу людей не находились - внутри, в глубине души, вы всё равно чувствуете себя одиноким человеком, далеко не всегда ощущая своё единство и гармонию с людьми и Всевышним. Вам сложно открывать и доверять другим людям и даже Богу. Вы чувствуете, что ваш внутренний мир - он только ваш, и вы никого и никогда туда не впускаете.
  3. Для вас важно отстаивание именно вашей точки зрения и восприятия чего-то, а если кто-то указывает на очевидную ошибку в ваших представлениях или ощущениях - вас это непременно расстраивает, но ни как не радует. И вы, при этом, закрываетесь, раздражаетесь и стараетесь найти повод остаться при своём мнении.
  4. Самым главным источником истины для вас является не Бог и Его представители, а ваш личный опыт. Другими словами - «мой бог - это мой опыт», а значит я сам. И вы на много больше стараетесь опираться на опыт своего прошлого, стараетесь найти подтверждения его истинности, чем учиться новому, учиться у своего Создателя и Высших Сил. Опыт, какой бы классный он ни был, - не должен консервироваться, он должен быть открыт к Богу и, в идеале, постоянно развиваться. Человек, для которого его личный опыт является главной сверх ценностью (стоит выше Бога) - не может войти в собственной прекрасное будущее, он обречён жить прошлым!
  5. Другие проявления.

Есть такое философское направление мировоззрения, как «Постмодернизм». Его суть представляется в том, что нет абсолютного источника Истины, т.н. Истина - для каждого своя. А если сказать точнее - «что я чувствую - то и истинно», «что я хочу - то и правильно» , «во что я верю - то и правда» , др. Основным критерием истины в постмодернизме является внутреннее подсознательное желание человека, его личные субъективные ощущения и переживания (и не важно - негативные они или позитивные, разрушающие или созидающие, от Бога или от Дьявола).

Это направление, с нравственной и чисто человеческой точки зрения является очень опасным. Хорошо если желания человека - позитивные. А если нет? Если человек начинает считать, что его внутреннее желание кого-то убить, над кем-то надругаться - это и есть истина, которая идёт из Души, и он должен это сделать, чтобы остаться верным себе, чтобы не подавлять и не ограничивать себя? Что будет, если так начнут считать и действовать все люди? Это же касается сотен других негативных и извращённых желаний, которые уже реализует и узаконивает западная цивилизация (её проявления: педофилия, др.). С таким доминирующим мировоззрением человечество имеет все шансы превратиться в стадо психически больных извращенцев, маньяков и зомби. А на самом деле, такой человек - обыкновенный раб своих извращённых желаний, утративший связь со своей Душой и Творцом.

Это небольшое отступление, которое даёт начальное представление о том, к чему приводит отсутствие авторитетов и убеждение - «истинно то, что я чувствую» .

Что нужно делать, чтобы эффективно развиваться и освободиться от заавтомаченности?

  1. Необходимо научиться быть Духовным Учеником, а это открытость и доверие к духовному Авторитету (к Богу, Силам Света, Учителю, Наставнику, др.)! И брать эту роль ученика нужно научить не только своё сознание, но и, что на много более важно и сложно, своё подсознание (нижние чакры).
  2. Но для начала, самое важное - это принять, что источник и мерило Истины это не вы, не ваше подсознание, не ваши желания и чувства, а ваш Создатель (Высшие Силы, которые создали этот мир и его Законы). И именно Бог (и Его представители) может вывести вас из любой проблемы, из любого лабиринта и тупика в вашей жизни. Это означает, что вы допускаете, что многие ваши внутренние ощущения собственной правоты - могут содержать ошибки, могут быть не полными и далеко несовершенными. И то, что чьё-то понимание, чьи-то чувства в этом мире могут быть на много более глубокими и близкими к божественной Истине, чем ваши. А это значит, что вам всегда есть чему учиться и у кого учиться!
  3. Практика: для себя нужно чётко определить - кто для вас является Авторитетом, а кто не является. И желательно, в этом определиться не устно, как говориться «взагали», а письменно - чётко прописать у кого вы можете чему научиться, а у кого учиться не стоит. Но этого не достаточно!
  4. Важно объяснить своему подсознанию , самому себе, что вы сами для себя не можете быть авторитетом, и что ваш опыт и чувства не могут быть главным мерилом истины. Как это сделать? Проще и эффективней всего это сделать письменно, так и написать «я не авторитет для самого себя, потому что 1, 2, 3…» , а дальше найти и перечислить минимум 10 оснований почему это верно. Для этого, конечно, нужно посидеть и подумать. Здесь оговорюсь , что чувства человека действительно могут мерилом истины, но только тогда, когда у человека мощно раскрыто и развито его Сверхсознание (живая связь с Богом)!. Тогда говорят - «устами и сердцем человека - говорит Бог» .
  5. Далее, важно определить к кому и к чему ваше подсознание должно быть открыто всегда и безусловно, чтобы не происходило! Кто для вашего подсознания неоспоримый авторитет, источник истины и всех Благ! Для верующего человека - это д.б. Бог и Силы Добра. Хорошо описано, как открывать своё подсознание для Бога, для Света - в статье Как довериться Богу, открыть своё подсознание, убрать зажимы и страхи .
  6. Искренне просите Бога и Высшие Силы - снять с вас блоки на развитие, снять заавтомаченность и закрытость подсознания на себе. У духовных людей есть выражение - «быть истинным учеником Бога - это значит принимать свою малость перед Богом, и внешне и внутренне», и одновременно с этим важно учиться принимать достоинство и величие своей души.
  7. Так же важно научиться различать и чувствовать в себе подсознание и сверхсознание (присутствие Бога в человеке), и развивать в себе именно сверхсознательную Интуицию, а не подсознательную. А сверхсознание начинает раскрываться и развиваться в человеке именно тогда, когда человек осознанно выбирает Бога, как абсолютного авторитета, и открывает подсознание для Его Воли и влияния. Так же, когда человек открывает своё подсознание к Богу, у него мощно развивается такое качества как Искренность (чувствительность к правде и преданность ей)!
  8. Безусловно, есть и другие эзотерические техники, которые позволяют убрать механизмы неизменяемости и заавтомаченности подсознания человека. Но их нужно осваивать индивидуально, в работе с Духовным Наставником илиДуховным Целителем.

Я очень надеюсь на то, что данная статья помогла и ещё поможет вам лучше разобраться в себе, глубже научиться чувствовать и понимать, что происходит у вас в подсознании, а так же, убрать ограничения и блоки на собственное развитие.

С уважением, Василий Василенко