Моральные ценности семьи и брака. Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и про

Классный час, КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему

« Нравственные ценности семьи».

Учитель: Кошелёва С.Н.

Участники: учащиеся 9 класса

Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.


Реквизиты и подготовка: на доске плакаты с фразами «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» (А.С. Макаренко), « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан, французский писатель), « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой). Также на столе у каждого лежат листочки вырезанные из бумаги, плакат «9-б -это наша семья. Генеологическое древо.» (которое дополняется листочками по ходу классного часа).

Дети дома должны были продумать эссе по теме классного часа, или по теме «Традиции нашей семьи». Для сказки - инвентарь.

Ход занятия:
1 . Здравствуйте, ребята.
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Время -вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?


2 . Классный руководитель.
Итак, ребята, наш классный час называется « Нравственные ценности семьи». Начнём с того, что скажем, что же такое - НРАВСТВЕННОСТЬ.
(Отвечают учащиеся. Учитель подводит итог.)

Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. А что же такое нравственные ценности? (Ответы детей обобщаются чтением этих понятий в словарях.)
Понятие «нравственные ценности» ищем в словаре (Ожегов и Даль).
Мы можем согласиться и определить для себя общее понятие, что нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в нашем родительском доме признаётся как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые мы запоминаем в раннем возрасте и храним в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этой установке мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, к своему народу.

3 . СЕМЬЯ.
- А что же мы можем сказать о семье? (Отвечают учащиеся)

До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось - СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.
Да, дному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья- главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
- Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Пообщавшись с вами, ребята, я поняла, что вы также стремитесь узнать о исторических ценностях своего рода, и хотите знать свои корни. И мы должны знать, что, чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Я предлагаю прослушать притчу «Семейное счастье». После которой обсуждение за круглым столом.

Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Мы с вами проводили классные часы о своих папа, рассказывали о своих дедушках и бабушках, говорили о своих родственниках, которые защищали в годы ВОВ нашу Родину.
Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды. прапрадеды.

Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы, бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас- от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.


4 . Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.

А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях в семье. У каждого- свои увлечения, и правильно говорят: « Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг». Каков же, мир увлечении, нашей семьи? ) Семьи нашего класса. (Ответы ребят)

Мы с вами часто встречаемся на классных часах, на уроках, проводим огоньки, ездим на экскурсии, уже принято придя в школу искать своих, поддерживать в горе, радоваться за своих в счастье и многое другое. Это наши традиции.

Сегодня находясь у себя дома мы будем создавать генеологическое древо нашего класса. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу чтобы вы написали на них те нравственные качества которые вы бы хотели оставить в нашей « Школьной» семье (Любовь, понимание, уважение, тепло, ласку, уют, вечерние разговоры, доброе отношение…)


5 . Конкурс задания.

Каждый выходит к столу с заданиями, выполняет его. Приклеивает свой листочек к дереву.

Задания:

1 . Собери пословицу из слов. НЕ, КЛАД, ЛАД, В, СЕМЬЕ, НУЖЕН, КОГДА.

(не нужен клад, когда в семье лад)

2 .Расскажи о ценностях твоей семьи. (дом. Задание)

3 .Отгадай загадку о семье. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое.

4 .Расскажи о членах своей семьи.

5 .Прочесть стих. «Моя семья»

Моя семья - какое слово!

В нем много смысла и тепла.

Семья тебя поймет всегда.

Дороже семьи ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

6 .Собери пословицу. ДУША,СЕМЬЯ,КОГДА,ТАК,НА,МЕСТЕ,ВМЕСТЕ, И.

(когда семья вместе, так и душа на месте)

7 .Расскажи о любимом блюде своей бабушки.

8 .Собери поговорку: БОЛЬШОЙ, ВСЯК, САМ, СЕМЬЕ, В, СВОЕЙ.

(В своей семье всяк сам большой).

9 . Собери команду из 3 человек. Детям выдается текст песни, выходит гитарист. Песня « Семейный очаг» на мелодию песни «Бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

Чем очаг семьи, теплом согретый,

Добротою мир семьи творимый

Взгляд детей, улыбчиво счастливый

Добротою мир семьи творимый

Ваш причал- сердца детей родные.

Ваши стены - руки их большие.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваше счастье - жить одной судьбою.

Вы свое признанье не забудьте

И своей семье примером будьте.

Жизнь семьи - основа всем ученья,

Нет превыше и важней значенья.

10 .собери пословицу: МАТЕРИ, СОЛНЫШКЕ, ПРИ,ПРИ, ДОБРО. (При солнышке тепло, при матери добро).

11 . Отгадай загадку. Шли муж с женой, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлеба. Сколько всего шло человек?

12 .Прочитай стих и объясни смысл.

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту несчастья -

Ожидает его в доме том

Верность, радость и счастье.

Если в доме прописан уют,

Значит будут в нем дети и внуки,

Потому что уют создают

Благодарные женские руки.

Человек устает от дорог.

И поэтому снова и снова

Он приходит на добрый порог.

Милого отчего дома.

13 .Нарисуй эмблему нашей классной семьи.

14. Назовите самую семейную сказку.

Выходят несколько учащихся, вытягивают жребием героя. Обыгрывание сказки.

Репка.

ЛЕТО. Поляна. Вышел дед на поляну, походил вокруг и решил посадить репку. Сел на полянке, да и уснул. Стало солнышко припекать, да и разморило нашу репку, стала она большая- прибольшая.

Проснулся деде, смотрит на репку…надо бы ее тянуть!

Тянет потянет, не знает как репку зацепить. Стал он кликать бабку… Бабка прибежала, ухватилась руками за дедку, тот за репку. Тянут…не тянется репка. Стали они вызванивать внучку, та за дедку с бабкой схватилась, тянут потянут, никак репка не тянется. Позвали они Жучку. Жучка прибежала, репку обнюхала, обошла со всех сторон и решила тоже помочь.

Затем стали они кликать Мурку и мышку, которые мимо проходили. Те прибежали, хвостами помотали, усами поводили и семье говорили: В семье согласно, так и дело идет прекрасно!

Вытянули репку!!!

Тут все за полянку встали, поклонились залу!

Действующие лица:

Полянка, деде(шапка), бабка(фартук), внучка(телефон), жучка (Сумка через плечо), мурка(хвост, усы), мышка(хвост, усы), репка.

6 . Итог.

Удачи нам всем в этом новом учебном году.


Можно много и долго рассказывать о важности семь в обществе, о ее роли и функциях. Но задача нашей статьи совсем не в этом. Есть вещи более важные, о которых сами мы редко задумываемся, но часто о них упоминаем.

Семейные ценности вещь многогранная – найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят «сколько людей – столько и мнений». Прежде чем читать статью, задумайтесь, а что лично для вас значат семейные ценности?

Несомненно, если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным. Но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью, ведь это – это не просто слова, это принципы, которых вы придерживаетесь, ваши цели и задачи на будущее. На совместное будущее.

Примеры семейных ценностей

Принадлежность . Очень важно, чтобы каждый член семьи знал, что они важны, и что они имеют значение. Вы можете быть сплоченной семьей, которая каждую свободную минуту проводит вместе, но это не значит, что ваши интересы должны быть абсолютно идентичны. Важно, чтобы несмотря не любые увлечения, несмотря на неприятные события или т.п. вещи, ребенок и каждый член семьи должны знать, что у них есть место куда вернуться, что в них верят и их ждут. Укрепить – это чувство единения помогут совместные обеды и ужины, походы в кино и зоопарки, или просто вечер, проведенный в кругу семьи.

Уважение. Каждый сам для себя определяет, что такое уважение. Кто-то считает уважением принятие всех точек взгляда при принятии какого-либо решения. Также, это признание мыслей, идей и характера члена семьи, признание его таким, какой он есть на самом деле. Очень важно не переступить грань страха и уважения, так как в большинстве случаев одного исключает другое. Добивайтесь уважения не насилием и угрозами, а мудрыми решениями, с учетом пожеланий вас и вашей семьи. Уважение, как семейная ценность, важна не только жома, но также в школе, на работе и при общении с другими людьми.

Гибкость. Умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции. Кончено, четкий график жизни не помешает, но не стоит забывать, что правилам жить…ну скучновато во многом. Поэтому не лишайте себя обычных жизненных радостей – делайте сюрпризы, глупите, устраивайте неожиданные вечерние ужины или прогулки. Все это позволит укрепить вашу семью, и научит детей правильно работать и отдыхать.

Честность – это залог любых отношений, как дружеских, так и семейных. Ни одна семья без этого невозможна. Без честности невозможно создать глубокие и продолжительные связи, которые должны являться неотъемлемой частью каждой семьи. Не ругайте детей за каждый плохой проступок, таким образом, вы сможете показать им, как это хорошо и правильно – быть честным. Если мы скажем кому-либо, что то дурное, когда он обратится к нам с плохой новостью, то в следующий раз он просто-напросто скроет от нас то, что он хотел сказать и перестанет быть честным, так как знает, что не получит в ответ ничего хорошо. А это может грозить утратой не только честности, но и человеческого доверия.

Прощение . Простить не всегда просто, но очень важно уметь это делать. Прощение – это решение, это ваш выбор, а не просто чувство того, что человек достаточно расплатился за обиду и мы готовы смилостивиться. Понятие семьи и обиды несовместимы. Да, мы, конечно, можем обижаться на родителей или на сестре и братьев, за какие-то проступки или обидные слова. Но, ни в коем случае не забывайте, что это ваш близкий человек, с которым связана вся ваша будущая жизнь. Ну, невозможно, просто невозможно прожить всю жизнь без самых-самых близких людей – это разрушает человека изнутри, разрушает его психику и его спокойствия – это мое мнение, с которым вы можете не соглашаться, а можете соглашаться. На самом деле, близких людей прощать сложнее, намного, но это то, что делает семью крепче и дружнее, это сближает.

Не забывайте, что каждый человек может сделать ошибку оступиться, наша задача понять и принять. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры и разногласия. Лучше всего напрямую поговорить, и выяснить все недоразумения.

Щедрость – это давать не думая, «а что это будет для меня значить, какую выгоду я получу?». Для семьи такой подход невозможен. Благодаря этому чувству, мы учимся состраданию, учимся думать не только о себе и своих интересах, но и о людях, которые живут рядом с нами. Щедрость – это не обязательно давать деньги, это значит дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, дарить свое время.

Общение – это тоже своего рода искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения. Маленькие конфликты, нерешенные на начальной стадии, приведут к более крупным, которые уже невозможно будет скрыть – и вряд ли вы уже будете в состоянии спокойно смотреть на ситуации. Поэтому так важно уметь общаться и говорить о своих чувствах и переживаниях, вовремя решать конфликты, пока они не переросли в бурю. Многие считают эту ценность самой важной из всех. Когда человек чувствует, что он может открыто говорить о чем угодно – надеждах, мечтах, страхах, успехах или неудачах – это укрепляет связь.

Ответственность . Кто-то обладает этим качеством в большей степени, кто-то в меньшей. В детстве нас учили, что нужно убирать игрушки после игры, или вовремя кормить домашних животных – это маленькие мелочи помогут детям в зрелом возрасте быть аккуратнее и ответственней. Взрослый, ответственный человек без лишних напоминаний и упреков вовремя приходит на работу, укладывается в сроки и отвечает на телефонные звонки, в случае срочной необходимости. Если вы хотите воспитать в домашних чувство ответственности, представьте каждому из членов список дел, которые они должны выполнить.

Любопытство , качество которое в большей степени свойственно детям. Присмотритесь к ребенку, и вы обязательно увидите эти качества в нем. Важно поощрять и продвигать в детях тягу к изучению нового. Задавайте вопросы, узнавайте, читайте то, о чем вы мало знаете или не знаете совсем. Любопытство поможет постепенно развить критическое мышление, которое будет полезно в разных ситуациях. А умение задавать вопросы и узнавать что-то также поможет вам в укреплении ваших семейных связей.

Традиции. Наверное, одно из самых важных ценностей семьи, которое способно объединять разные поколения одной семьи. Не усложняйте, это может быть утренние чай или кофе с утра, кино в воскресенье, поездки на природу или приготовление обеда вместе – вариантов множество, главное, что такие моменты укрепляют единство семьи, дают каждому возможность почувствовать себя ее частью.

И главное – любовь . Без неё просто никак – это основа, на которой строится большой фундамент. Без прений и доводов мы отдаем ей первое место в любом списке ценностей, и в семейных в том числе. Благодаря ей мы учимся терпеть, прощать, разговаривать и быть честными. Любя детей, и свою вторую половинку мы учим детей уважению и любви к другим людям.

Семейные ценности для современной семьи

В первую очередь – это сама семья и способы её сохранения – вот, что волнует многих из нас. А брак сам по себе перестает становиться той важной ячейкой, которой он был раньше. Сейчас молодые люди чаще живут в гражданском браке и не торопятся ставить штамп в паспорте, считая это формальностью. Считаю, что на эту тему спорить нет смысла, ведь каждый из нас имеет права на свою точку зрения и на свое понимание семейной жизни.

Важное изменение – на первое место выходят карьера, материализм и т.д. каждая семья считает своим долгом встать на ноги, реализовать себя, и лишь потом заводить детей, строить семью. Правильно ли это? Наверно, это тема еще одной статьи, но не этой. Только подумайте, а к чему все это приведет? Что вас ждет дальше?

Важно, чтобы семья создавалась осознанно. Лишь тогда вы сможете вложить в маленькое чудо такие важные понятия как любовь, свобода, вера, совесть и ответственность – это задача невыполнима вне семьи и вне любви. В семье закладываются чувство патриотизма, ответственность, сострадание к близким, уважение, умение общаться с другими людьми.

В семье могут возникать конфликты и недомолвки, но нужно учиться во время их решать, не раздувая небольшие бытовые проблемы до размера катастрофы. Не забывайте показывать членом семьи свою любовь, свою благодарность с помощью жестов, поступков и слов. И не забывайте уделять время своим любимым людям.

I Введение

II Основная часть

1) Моральные ценности семьи и брака.

2) Нравственные основы семьи

Введение.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

1) Моральные ценности семьи и брака.

Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку нашего общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.

Имея в виду значение семьи для общества и каждого отдельного человека, наше государство всегда стремилось к укреплению семьи. Особое влияние на поведение человека могут оказать правовые нормы - закон. Поэтому и для укрепления семьи, наряду с другими мерами, используется закон. С первых дней существования российского государства издаются законы, цель которых - создавать и укреплять в семье отношения, соответствующие нашему общественному укладу и нашим нравственным требованиям. Конечно, большинство граждан ведут себя в семье так, что нет необходимости прибегать к помощи закона. В силу своих нравственных принципов люди без всякого принуждения выполняют все лежащие на них как членах семьи обязанности. Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас.

Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с принятием детей в семью на воспитание.

Однако основным регулятором в данном вопросе является мораль.

2) Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3) Преемственность семейных ценностей

#семья #нравственность #ценности

При постановке вопроса о семейных ценностях неизменно предполагается, что они заведомо обладают нравственным статусом. Многие философы считали семью институтом нравственности, социальной формой, которая по определению производит моральные ценности. Даже при осознании несовершенства наличных форм семьи, само ее существование продолжало считаться залогом моральности личности и общества. Однако поскольку исторические типы семьи многообразны и исторические формы морали также изменчивы, то нравственная самоценность семьи не является очевидной, и вопрос о соотношении семейных ценностей и нравственных ценностей нуждается в прояснении. В архаическом обществе архетип семьи был моделью
интерпретации любых, в том числе нравственных, отношений. Чтобы сориентироваться в ситуации, человек наделял ее участников семейными ролями. Фольклор пропитан идеями того, что семья - это первостепенная ценность, создать которую надо любой ценой. Само наличие у человека семьи служило критерием его моральной благонадежности. По словам одного австралийского аборигена, «тот, кто ведет себя правильно, не может лишиться всех родных». Архаический архетип семьи как критерия нравственности человека сохранялся даже тогда, когда система социальных отношений многократно переменилась.

Общество продолжало с подозрением относиться к сиротам не только по рациональным соображениям (плохая наследственность, неадекватное воспитание), но и в силу чисто первобытного предрассудка: человек без родственников - плохой человек. Архаические род и семья были построены по патриархальному принципу, который предполагал подчинение детей родителям, младших - старшим, женщин - мужчинам, давал представление о едином порядке вещей, незыблемость которого составило сердцевину традиционной нравственности. Отец семейства, следуя сложившимся культурным стереотипам, сам должен был проявлять заботу о духовно-нравственном воспитании членов семьи, приобщать их к ценностям традиции. Нравственное лидерство мужчины выражалось в том, что его жизнь строится по норме, а существование всех остальных - по его воле, которая наделяется атрибутами моральности. В традиционной культуре не считалось, что дети, вышедшие из младенческого возраста, заслуживают мягкого обращения и учета их интересов. Напротив, дети мыслились, как объект воспитания, который нужно как можно раньше любыми методами приобщить к сложившимся нормам.

Соответственно, семейные ценности традиционного общества - это патриархальные ценности, задающие вполне определенную матрицу нравственных ценностей, регулирующих отношения между полами и поколениями. С возникновением государства безусловный приоритет семейных ценностей был в некоторых цивилизациях поставлен под вопрос. Если в китайской традиции Поднебесная империя устойчиво мыслилась как большая семья, отношения в которой должны регулироваться правилами семейной почтительности, а не законами и принуждением, то уже древнеримское общество зафиксировало конфликт между гражданскими и семейными обязанностями человека, предпочитая первые вторым. Патриотизм, отношение человека к Родине как священной ценности подразумевал, что ради нее семейными интересами следует пожертвовать. Впоследствии различные системы нравственности настаивали на существование норм более важных, чем слепая преданность родне. В частности, в религиозной морали архетипу семьи было противопоставлено представление об индивидуальной душе, соотносящей себя с Богом. Поэтому человек может и должен любить Бога и Его нравственные правила больше, чем свои земные привязанности. В эпоху модерна произошел переход от большой патриархальной семьи традиционного общества к парной семье, что стало потрясением нравственных основ.

Семья из формы организации всей целостности человеческой жизни превратилась в локальное социальное образование, вовлеченное во взаимодействие с другими социальными единицами по универсальным правилам. Стремление человека традиционного общества укрыться в лоне семьи, просить совета у старших стало неодобрительно характеризоваться как «несамостоятельность», «бегство от свободы». Последовательное утверждение идеи равенства привело культуру модерна к формированию новой нравственной установки в семейной сфере: принципа равноправия моральных субъектов независимо от их пола и возраста. Кроме того, обоснование морали модерна осуществлялось не благодаря традиции, а с помощью рационального дискурса, в контексте которого все социальные практики должны соответствовать неким всеобщим моральным критериям. Семейные ценности перестали восприниматься как нравственные сами по себе, но должны были проходить проверку своего статуса, что уже свидетельствует об утрате ими самоценности

В современном обществе с очередным повышением социальной мобильности и изменением ценностных ориентаций, в условиях, когда семья перестала быть хозяйственной ячейкой, местом воспроизводства рабочей силы и даже репродукции человека, институт семьи настиг очередной кризис, который сопровождается активным поиском новых форм семейной жизни, что предполагает и поиск ее новых нравственных основ. В эпоху постмодерна семья выступает как важнейший источник идентичности, как сфера личностного самовыражения, ее главной функцией становится создание ниши для нравственных отношений. В условиях социальной непредсказуемости и отчуждения семья оказывается одной из немногих сфер полноценного саморазвития личности.

Строится она на тех же основаниях, что и любое другое сообщество: родственные отношения не являются ни «естественными», ни привилегированными, они вырабатываются как «договорные», «кумулятивные» привязанности . Семью укрепляет не кровное родство, брак или авторитет старших, но доверие и дружба, подлинная интимность отношений. В этом плане семейные связи становятся похожими на дружеские: «Принцип семьи - сообщества близких людей, преданных благу друг друга - несомненно, останется; но [теперь] родство может возникнуть из дружбы так же, как из кровных отношений» , - отмечает М. Френч. В свою очередь узы, подобные семейным (family-like ties), могут складываться и в дружеских сообществах .

В европейских странах речь идет не только о браках между геями, но и семьях геев, воспитывающих детей, а также о семьях, состоящих из нескольких гетеросексуальных женщин, воспитывающих детей совместно. «Просто вместе» - это не только название популярного французского романа, но и общее обозначение сущности современных семейных сообществ. Э. Гидденс пишет, что современный брак эволюционирует либо в дружбу, либо в «домашний очаг» - среду, в которой индивид обретает чувство безопасности и психологического комфорта . У. Бек среди прочих сценариев будущего семьи выделяет возникновение новых жизненных форм за пределами мужской и женской роли . Н. Гросс пишет, что детрадиционализация приводит к разрушению только так называемой регулятивной традиции брака и семьи, однако смыслообразующая традиция поддержания семейных связей на основе романтической любви и верности сохраняет свою роль в структуре интимности современных американцев . Таким образом, семья как сообщество может довольно далеко отойти от своего традиционного состава и функций, сохраняя при этом нравственное значение.

В постмодерных обществах ценность семьи не только не снизилась, но возросла. Почитание старших сменилось заботой о старших. Идеи толерантности, добровольности, равноправия и доверия стали основой новых норм, поддерживающих нравственные отношения в сообществах семейного типа. Дети становятся не только равноправными, но и главными (в силу их малочисленности и дорогостоящего воспитания) членами семьи. Исчезает разница между законными и «незаконными», родными и приемными детьми. Основой нравственности белорусского общества выступает традиционная нравственность и семья как ее доминанта. Семья образует ценностное ядро сознания взрослых белорусов, она занимает первую позицию, как среди базовых, так и среди инструментальных ценностей, ее значимость росла на протяжении последних десятилетий и превысила 90% .

Первое место семьи в иерархии ценностей является также наиболее важным общеевропейским приоритетом . Однако при всей приверженности семье белорусы недостаточно сильно осуждают те явления, которые фактически разрушают традиционную семью (развод, аборт, случайный секс) . Абстрактная ценность семьи слабо подкреплена инструментальными ценностями, позволяющими на практике создавать и поддерживать гармоничную семейную жизнь. Кроме того, содержание семейных ценностей давно и существенно модернизировано.

«В Беларуси в сознании населения доминирует эгалитарный тип семьи, обеспечивающий гендерное равенство и партнерство супругов в выполнении ими семейных обязанностей» . Притом, что семья у современной молодежи неизменно входит в пятерку ведущих жизненных ценностей, традиционная половая мораль, обеспечивавшая ее прочность, ушла в прошлое. Таким образом, при сохранении высочайшей ценности семьи происходит существенное изменение содержательного наполнения этой ценностной ориентации, относящейся к ядру нравственного сознания. Итак, в условиях динамичности семейных процессов и сосуществования семей различных типов современное общество не должно довольствоваться самоочевидной значимостью семейных ценностей. Следует тщательно формулировать ответ на вопрос: какой тип семьи общество нравственно одобряет, что является основанием этого одобрения, на основе каких именно нравственных ценностей нужно строить современную семью.

Литература

1. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб., 2004.

2. Franch, M.M. Beyond power: on women, men and morals. - N.Y., 1985.

3. Spencer, L. Rethinking friendship: hidden solidarities today. - New Jersey, 2006.

4. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М., 2000.

5. Gross, N. The detraditionalization of intimacy reconsidered // Sociological Theory. - 2005. - Vol. 23. - № 3. - P. 286-311.

6. Морозова, С.Н., БулынкоД.М. Динамика жизненных ценностей в структуре нормативного сознания населения Беларуси и стран ближнего зарубежья // Роль образовательных и исследовательских организаций в приграничном сотрудничестве: материалы междунар. семинара, Минск, 29 мая 2008 г. - Минск, 2008. - С. 84-107.

7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. - Минск, 2004.

8. Воднева, А.К., СидоренкоС.Ф. Семья // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / под ред. Д.М. Булынко, А.Н.Данилова, Д.Г. Ротмана. - Минск, 2009. - С. 53-74

Введение. 3

Понятие моральных ценностей семьи. 4

Роль семейных ценностей. 7

Традиционные семейные ценности. 11

Современные семейные ценности. 12

Воспитание семейных ценностей. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Моральные ценности - один из основополагающих причин, заложенных в фундамент нормативного регулирования человечьих действий. Это понятие обхватывает все сферы и области людской жизни: нравственные взоры, принципы, актуальные ориентиры, чувства. Нравственность регулирует поступки и дела людей, разграничивает зло и добро, отделяет честь от позора, совесть - от ее отсутствия. Моральные ценности включают понятия справедливости/несправедливости, беспощадности, милосердия и пр.

Без единой морали невозможна бесконфликтная жизнь в обществе, т.к. только такие нормы в состоянии отрегулировать деяния человека либо целого страны.

Ценности влияют на волю человека. Дело не в том, что хоть какой индивидум свободен принимать либо не принимать их по собственному усмотрению. Дело не в том, что моральные ценности могут быть прибыльными либо нерентабельными. Следование принятым этическим нормам - долг человека. Бессовестное поведение, уклонение от долга расценивается как утрата морали, приводит к осуждению обществом, укорам своей совести.

Понятие моральных ценностей семьи

Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.



Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.

Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие). Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.

В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.

Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.

В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.

Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.

Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов. Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.

Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.

Роль семейных ценностей

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.

Что такое ценности семейной жизни? Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности. Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить.

Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни.

Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя.

Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу. В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида – традиционные и современные. Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Традиционные семейные ценности

Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать в общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругов. Именно их пытаются привить молодым их бабушки, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Основной смысловой нагрузкой, которую они несут, является брак, как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины, целью которой является при сохранении веры и любви друг к другу – продолжение рода и воспитание детей.

Проблемой в восприятии традиционных семейных ценностей в наше время является практически полное отсутствие какой-либо свободы выбора и изменения личной жизни. Так, например, развод противоречит традиционным канонам, а в наше время как-то трудно с этим согласиться, ведь ситуации бывают разные и люди.