Моделирование образовательной деятельности по развитию речи дошкольников. Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсон.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?

Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы ?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ;
  2. составление рассказов по картине и серии картин;
  3. описательный рассказ;
  4. творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  1. геометрические фигуры;
  2. символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  3. планы и условные обозначения, используемые в них;
  4. контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. силуэтные изображения;
  3. геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ – описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. выделение значимых объектов картины;
  2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  1. принадлежность к родовидовому понятию;
  2. величина;
  3. цвет;
  4. форма;
  5. составляющие детали;
  6. качество поверхности;
  7. материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  8. как он используется (какую пользу приносит)?
  9. за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  1. угадывание эпизода по демонстрации действия;
  2. рассказывание по демонстрации действия взрослым;
  3. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
  4. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  5. взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  6. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  7. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  8. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

  1. пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
  2. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


Павлова Любовь Александровна ,
воспитатель
МАДОУ центр развития ребенка-

детский сад № 105 города Тюмени

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

Облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;

Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что,

безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования схем-моделей. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

3. Величина.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

Составлению рассказа по этой схеме предшествовала подготовительная работа, которая проводилась мною на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.

Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С.Фетисова, «Вершки и корешки» К.Д.Ушинского.

Заметила, что многим детям тяжело даётся заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам схемы. Так, например, мои дети выучили сложные стихи: И.Бунин «Льёт дождь холодный…»,

« Лес, точно терем расписной…»

Хочу отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок и ребусов о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
высказывания короткие;
непоследовательные, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Элементы модели
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью
.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - кошка и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, выделил несколько эффективных приемов наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: 1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, "Репка”, "Курочка ряба” и т. п.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитатель. Например, воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки,
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Рассказ по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, то есть составить начало рассказа, и последствия - то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Рассказ-описание пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют..
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. . Работа по таким картинам строится в
выделении значимых объектов на картине;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием "Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; и т. п.) и мелкие изображения живых предметов - "оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предмет.
Аналогично проходит работа по другим картинкам. "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.
Логопедическая сказка
Один из приемов обучения детей связному пересказу - работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка - это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
воспитатель читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
Сравнительное описание предметов В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители характеристик объекта:
принадлежность к понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. . Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Сравнительное описание волка и зайца
Волк и заяц - это дикие животные. Заяц - маленький, а волк - побольше. У зайца зимой мех белый, а у волка серый. Заяц - травоядное животное, а волк - хищник.
Творческий рассказ
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) ;
воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа - геометрические фигуры, .
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания.. . Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты..
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе.
пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии связной речи детей дошкольного возраста


Белова Нина Анатольевна

использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей



  • - усвоение и анализ сенсорного материала;
  • - перевод его на знаково-символический язык;
  • - работа с моделью.


При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи : - знакомство с графическим способом представления информации; - развитие умения дешифровки модели; - формирование навыка самостоятельного моделирования.



Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : - фонетическую; - лексическую; - грамматическую; - развитие связной речи.


Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.


Ш ироко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.




Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

Участие или неучастие губ; - вибрация голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; - место резонирования.




При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка. Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.








Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений . Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.


Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :

  • при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
  • при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.


В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: - цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); - параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); - лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).






Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица .

Её назначение – с помощью

условных значков закодировать

в виде схемы содержание текста,

чтобы в дальнейшем ребёнок

мог с опорой на такой вид

наглядности декодировать,

вспомнить и воспроизвести

сказку, рассказ, стихотворение.

В мнемотаблице графически

изображается информация о

персонажах, предметах

окружающего мира, явлениях

природы, событиях.


На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Пояснительная записка

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста

Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.

  1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
  4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Научное философское обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Соответствие современным достижениям педагоги

Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

Преемственность

Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • логопедическая сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Условия реализации

Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Назначение

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Предполагаемый результат

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
  3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Практическая часть

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Рисунок 1

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Рисунок 2

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Рисунок 3

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

Рисунок 4

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».

Рисунок 5

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.