Малышу 2 месяца развитие. Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Что малыш умеет

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто , делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.

    2 месяца – серьезный этап в жизни вашего малыша. Период новорожденности, полный переживаний и страхов, остался позади и кроха получил новый статус – грудной ребенок.

    За этот месяц кроха многому научится, ведь его организм растет не по дням, а по часам.

    О том, что из себя представляет развитие малыша в 2 месяца поговорим в этой статье.

    Хочется подчеркнуть, что каждый ребенок индивидуален, и сроки появления тех или иных навыков могут сильно отличаться, поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще чему-то не научился.

    Из этой статьи вы узнаете:

    За 2-й месяц жизни малыш в среднем вырастает на 3 см.

    Окружность его головки увеличивается на 2 см. К концу этого месяца окружность головки почти сравняется с окружностью грудной клетки. Это важный показатель, который помогает вовремя заметить признаки повышения внутричерепного давления и развитие гидроцефалии. Доктор направит вашего кроху на дополнительное обследование в том случае, если окружность головку превысит окружность грудной клетки более, чем на 2 см.

    Карапуз прибавляет в весе примерно по 23-30 гр ежедневно, что в среднем составит 800 гр за месяц.

    Прибавка веса – очень важный показатель состояния здоровья ребенка. И, хотя он не является жестко фиксированным, порой отличаясь от среднего значения на 100-200 грамм в обе стороны, 800 г по-прежнему остается золотым стандартом, по которому детский врач оценивает общее развитие малыша.

    Увеличение этого показателя при искусственном вскармливании может говорить о неправильной схеме кормления смесью. А уменьшение прибавки веса у детей при естественном вскармливании может свидетельствовать о недостаточности грудного молока.

    Зрение

    Развитие крохи в 2 месяца характеризуется быстрым совершенствованием органов чувств.

    Уже с 6-недельного возраста кроха начинает устойчиво сосредоточивать взгляд на неподвижном предмете. А к началу 3-го месяца жизни может следить за движущимся предметом не только глазками, но и с помощью поворота головы.

    Слух

    К концу 2 месяца жизни ребенок не только реагирует на звуки движением ручек и ножек, но и пытается отыскать источник звука, поворачивая головку.

    Часть исследователей считают, что до 3-месячного возраста дети не могут отличать голос матери от других женских голосов и реагируют исключительно на интонацию.

    Обоняние

    Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится различать запахи. Пока еще незаметна реакция на приятные и нейтральные ароматы, но зато ярко выражена реакция на неприятные резкие запахи (краска, растворитель). Почувствовав их, ребенок показывает недовольство мимикой, криком, учащением дыхания.

    Вкус

    Способность определять вкус пищи дана ребенку с самого рождения. В возрасте 2 месяцев малыши отчетливо реагируют на сладкое усилением сосания и довольной мимикой, а на соленое, горькое и кислое – криком, двигательным беспокойством и слюнотечением.

    Движение

    К концу 2 месяца жизни у здорового малыша проходит гипертонус сгибательных мышц ручек. Хотя ножки при этом все еще продолжают оставаться в повышенном тонусе.

    Это время первых дифференцированных, то есть имеющих конкретную цель, и не связанных с врожденными рефлексами движений. Малыш начинает приближать ручки к глазам и носу, потирать их друг об друга.

    В начале 2-го месяца жизни ребенок уверенно поднимает и удерживает головку в положения лежа на животе, а к его концу – старается удержать ее и в вертикальном положении.

    Эмоции

    Развитие малыша в 2 месяца неразрывно связано с совершенствованием его психики. С 6-недельного возраста ребенок начинает устанавливать эмоциональный контакт с мамой: рассматривает ее лицо во время кормления, пытается потрогать грудь или бутылочку.

    С 1,5 месяцев малыш начинает улыбаться. К концу 2 месяца жизни его улыбка становится очевидна всем домочадцам. В этом возрасте дети чаще всего улыбаются тем людям, которые больше всего заботятся о них. Поскольку зрение малыша еще довольно слабое, он реагирует на звук, голос и знакомые интонации и начинает улыбаться, как только заслышит родной голос матери.

    Речь

    С 2 месяцев родители могут заметить, что во время активного бодрствования малыш издает короткие отрывистые гласные звуки «а», «у». Это называется гулением. Оно пока не несет смысловой нагрузки и не является средством общения, это просто – показатель хорошего настроения ребенка и правильного развития его психики.

    Сон

    2-месячный малыш спит примерно 16 часов в сутки. При этом на ночной сон приходится примерно 9,5 часов, а на дневной около 5,5. В светлое время суток ребенок чередует сон с периодами бодрствования. К концу 2 месяца активное бодрствование может достигать 1 часа после каждого сна. Ночью, как правило, груднички просыпаются только для того, чтобы поесть.

    Костная система

    К концу 2 месяца жизни у малыша полностью закрывается задний, или малый родничок. Большой, или передний родничок остается открытым вплоть до 1-1,5 года.

    Кожа

    Дети в этом возрасте потеют точно так же, как взрослые, с той лишь разницей, что потоотделение начинается при более высокой температуре воздуха. Поэтому груднички в этом возрасте легко перегреваются. Родителям необходимо следить за тем, чтобы малыш всегда был одет по погоде.

    Волосы

    У 2-месячного малыша пушковые волосы – лануго, которые покрывали его плечи и верхнюю часть спины при рождении, полностью исчезают. На головке имеются первичные волосы, которые выросли еще во внутриутробном периоде.

    Дыхательная система

    Частота дыхания составляет – примерно 40-60 раз в минуту.

    Сердечно-сосудистая система

    В некоторых случаях при ультразвуковом исследовании сердца может быть обнаружено незакрытое овальное окно, которое располагается правым и левым предсердием. Родителям не стоит поддаваться панике, так как для ребенка в этом возрасте это является нормой. Полное закрытие овального оакна происходит на 3 месяце жизни.

    Частота сердечных сокращений – примерно 140 ударов в минуту.

    Пищеварительная система

    Вместимость желудка 2-месячного малыша составляет примерно 110-120 мл. Именно из этой особенности рассчитывается разовая порция молочной смеси у детей, находящихся на искусственном вскармливании.

    Ребенок, находящий на грудном вскармливании, прикладывается к груди примерно каждые 3 часа, в том числе в ночное время.

    Дети на искусственном вскармливании получают смесь 5-6 раз в сутки.

    Стул у 2-месячного малыша происходит примерно 3-6 раз в день, но может быть и чаще – после каждого кормления. Каловые массы детей, находящихся на грудном вскармливании, обычно горчичного цвета, имеют консистенцию зубной пасты и пахнут кислым молоком.

    В некоторых случаях они могут содержать небольшое количество непереваренных комочков створоженного молока, слизи, зелени или пены. Дети на искусственном вскармливании опорожняют кишечник 2 раза в сутки, стул при этом более плотный, желто-серого цвета.

    Моче-выделительная система

    2-месячный малыш может мочить пеленки до 20 раз в сутки. Это является физиологической нормой.

    Профилактический осмотр в детской поликлинике, прививки

    Когда крохе исполняется 2 месяца, его ждет плановый осмотр в детской поликлинике. Если все необходимые специалисты-врачи были пройдены в возрасте 1 месяца, то ребенка осматривает только педиатр. Если по каким-то причинам часть консультаций не была проведена, то необходимо завершить их, как можно скорее.

    Детский врач производит измерение роста, веса, окружности головки и грудной клетки. Измеряет большой и маленький родничок.

    Если малыш в 2 месяца:

    • не сосредотачивает взгляд на крупном неподвижном предмете, который расположен на расстоянии 20 см от его глаз;
    • не следит хотя бы несколько секунд за движущимся предметом;
    • не удерживает головку в положении лежа на животе хотя бы несколько секунд;
    • не поворачивает головку на звук погремушки, не пытается определить, откуда идет звук;
    • наблюдается постоянное слезотечение;
    • не улыбается;
    • не гулит.

    О любой из этих ситуаций родители должны незамедлительно сообщить участковому педиатру или семейному врачу.

    Развивающие занятия

    Стимулировать развитие малыша в 2 месяца помогут простейшие игры. Они направлены на закрепление основных двигательных навыков и совершенствование работы органов чувств.

    Игры, направленные на развитие силы мышц

    • Лучшим упражнением для укрепления мышц шеи, спинки, ручек для 2-месячного ребенка является частое выкладывание его на животик. Делать это лучше перед кормлением во время активного бодрствования. Можно совмещать выкладывание на живот с воздушными ваннами, когда малыша оставляют голеньким. Для детей этого возраста хватит 5-7 минут воздушных ванн 2-3 раза в день. Температура воздуха должна быть не ниже 22⁰С.
    • Стимулировать правильное развитие мышц поможет массаж. Необязательно, если это будут сложные профессиональные приемы. Достаточно поглаживаний, легких растираний, нежных похлопываний. Массаж можно сочетать с легкой гимнастикой. Для малышей этого возраста основные упражнения заключаются в пассивном поднимании и опускании ручек, подтягивании согнутых в коленях ножек к животику.
    • Большое удовольствие малышам доставляют занятия на фитболе – гимнастическом мяче. Можно положить ребенка на мяч животиком вниз и крепко держа одной рукой за лодыжки, а другой за попку, качать на мяче из стороны в сторону.

    Игры на развитие органов чувств и мозга

    • Родителям наибольшее внимание следует уделять стимулированию органа зрения. Это могут быть игры с погремушкой, когда игрушку располагают на расстоянии 20 см от лица малыша и после того, как он сфокусирует на ней взгляд, плавными движениями водят из стороны в сторону.
    • Тренировать орган слуха малыша помогут колыбельные и детские песни, которые мамочка будет ему петь. Можно поиграть «в прятки»: встать от малыша с правой стороны и позвать его по имени, ребенок начнет искать источник звука и повернет головку. После этого надо перейти на левую сторону и повторить игру.
    • Хорошо стимулирует развитие головного мозга массаж ладошек. Следует 5-6 раз в день осторожно раскрывать сжатые кулачки ребенка и делать легкий массаж центра ладошки и каждого пальчика.

    Родительство – это не только счастье, но и ежечасная работа. Достоверные знание о том, как происходит развитие малыша в 2 месяца, помогут мамам и папам не растеряться и проявить себя на этом нелегком поприще настоящими профессионалами.

    Мама уже оправилась после родов, выработала четкий режим своей и жизни малыша. В двухмесячном возрасте можно говорить о первых успехах в воспитании и развитии деток, целенаправленных занятиях, играх, активном общении и взаимопонимании.

    Особенности развития двухмесячного ребенка

    В этом возрасте малыш спит до 18 часов в сутки. Из них беспробудно может спать 6 часов подряд ночью. Весь ночной сон двухлетнего ребенка составляет 9-10 часов. Мама должна помнить, что его череп еще очень мягкий, поэтому необходимо менять положение тела крохи во сне, чтобы избежать деформирования костей. Детки в двухмесячном возрасте различают ночь и день, спят дольше в темное время суток.

    На этом этапе развития младенец начинает приспосабливаться к окружающей обстановке. Он все чаще радует маму и папу первой улыбкой. Постепенно она станет просто сияющей, завораживающей при общении с самыми близкими.

    Мама всё больше понимает малютку. Чувствует, почему она плачет, что хочет, учится понимать дитя через его плач. Ведь в два месяца даже его интонация меняется, обозначая просьбы и недовольства. Взаимопонимание между малышом и мамой улучшается.

    Умственное и физическое развитие ребенка в 2 месяца

    По данным отечественных педиатров, в этом возрасте вес мальчиков составляет от 4,2 до 6 кг, рост - от 53,8 до 59, 4 см; вес девочек - от 4,2 до 5,5 кг, рост - от 53,3 до 59,3 см.

    Окружность головы мальчишек может быть от 37,4 до 41 сантиметра, девочек - от 36,7 до 39,8 сантиметра.

    Что касается данных ВОЗ, то они немного отличаются показателями верхних границ в сторону увеличения.

    За второй месяц своей жизни малыш должен набрать четверть своей массы тела на момент веса в один месяц. В цифрах это примерно 800 граммов. Рост за месяц увеличивается на 3-4 сантиметра. Действительно можно констатировать, что дитя развивается по часам, а не по дням. Только до года дети растут такими интенсивными темпами. Активно развиваются все их внутренние органы. Такая стремительность невозможна без надлежащего энергетического обеспечения. За сутки мальчик или девочка съедают порцию пищи, соответствующую одной пятой массы их тела. Здоровый сон и обильное питание - основа физического развития, главные источники энергии.

    В возрасте два месяца малыш все увереннее пользуется коммуникативными органами. Он уже может поймать взгляд папы и мамы, потому что его орган зрения способен в течение 20-30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном объекте. Это, в первую очередь, близкие, а также игрушки, яркие предметы. Зрительное сосредоточение - главный прогресс развития крохи. Также дитя уже может прослеживать глазами за объектами, которые движутся медленно - это, например, подвешенные над кроваткой игрушки.

    В возрасте два месяца малыш уже пытается определять местонахождение звучащего объекта, потому что и орган слуха в этот период тоже активно развивается. Помимо искусственных источников шума его интересуют человеческие голоса. Если тихо и ласково заговорить с крохой, то он повернет головку в вашу сторону.

    Существенная динамика наблюдается и в развитии детской эмоциональной сферы. Реагировать на обращение мамы искренней улыбкой ребенок может как раз в два месяца. Карапуз способен также спонтанно смеяться, и в этом прелесть данного возраста!

    Умственное и психическое развитие двухмесячного малыша выражается в его гулении. Так называется произношение отдельных звуков. Оно довольно эмоциональное: порой малыш визжит, иногда воркует, булькает.

    У ребенка данного возраста уже появляются ассоциативные связи: после плача следует помощь, кормление, контакт с мамой.

    Что должны уметь дети в 2 месяца

    Итак, в этом возрасте мальчики и девочки должны проявлять такие навыки и умения:

    1. Хорошее удерживание головки в вертикальном положении. Ребенок может ее поворачивать в сторону источника звуков - это реакция на слуховые раздражители, которая четко проявляется на голоса близких людей.
    2. Удерживание головки в позе на животе. Окрепшие мышцы спины позволяют делать это малышу буквально несколько секунд. Порой он отрывает конечности от горизонтальной поверхности, совершая движения, напоминающие плавание.
    3. Улыбка. Развитие эмоциональной сферы крохи проявляется именно такой реакцией. Первая улыбка может появиться во сне. В период бодрствования она выражает радость от общения с взрослыми.
    4. Расширение диапазона эмоциональных реакций. У ребеночка развивается интонация, мимика. Его плач может содержать нотки возмущения, просьб.
    5. Фокусирование взгляда на предмете. Лучшим и любимым объект для рассматривания является лицо мамы.
    6. Улучшение координации движений. Дитя совершает произвольные движения конечностями, зарождается зрительно-направленное доставание. Это обычные попытки дотянуться до игрушки, схватить погремушку, удерживать ее.
    7. Выработка режима дня . Ребенок этого возраста привыкает к череде действий, которые происходят на протяжении суток. Если мама до этого периода еще не приучала свою кроху к распорядку, то выработать его возможно всего лишь за неделю.

    Игры и упражнения для развития ребенка в 2 месяца

    Итак, физическое развитие крохи происходит быстрыми темпами. Умственное и психомоторное во многом зависит от того, насколько активно мама общается со своим малышом, сколько времени ему уделяет, проводит ли специальные занятия.

    В два месяца полезной будет зарядка для пальчиков, поскольку у деток возникают ощупывающие движения, происходит развитие тактильного анализатора. Движения пальцев имеют специфическое значение, поскольку они влияют на развитие нервной деятельности.

    Рекомендуется практиковать упражнения рефлекторного типа, то есть использовать хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь надо вкладывать маленькие шарики. Они должны быть разными по весу и материалу изготовления. Сначала малыш должен просто их ощупывать, позже их можно привязывать над кроваткой, стимулируя активность крохи, желание дотянуться, пощупать, изучить. Привязывать можно и округлые палочки - они развивают тактильную чувствительность ладоней.

    Слуховую активность малыша можно развивать игрой «Где звенит». С этой целью используется колокольчик. Его мама или папа держат на вытянутой руке так, чтобы малыш не видел, а только слышал звук. После двух-трех звоночков ребенку нужно дать время найти глазками источник звука (ним может служить и погремушка).

    Также можно порекомендовать уже в этом возрасте на ночь петь крохе колыбельные или включать их на ночь, делая это в одно и то же время. Песенка должна быть спокойной, приятной, она будет способствовать формированию ритуала отхождения малыша ко сну, развивать его слух. После нескольких таких включений дитя уже начнет реагировать на знакомую музыку улыбкой. Постепенно надо знакомить его и с другими мелодиями, например, включая более ритмичную музыку утром и выполняя зарядку под нее. Кстати, она тоже является прекрасным способом общения и укрепления здоровья крохи. Легкий массаж, сгибание ручек и ножек, поджимание нижних конечностей к животику, подъем туловища за пальчики - вот простые движения для утренней зарядки с крохой.

    Пальчиковые куклы - это еще один вариант развития зрительных навыков, сосредоточения взгляда. Игрушку мама надевает на пальчик, сначала просто демонстрирует, а потом и водит перед глазками крохи.

    Игрушка-пищалка помогает крохе чувствовать движения своих рук. Надо положите такую игрушку малышу на ладошку. Со временем он научится добывать звук, сжимая объект.

    Яркие игрушки над кроваткой малыша тоже способствуют развитию его зрительных реакций, фиксации взгляда, сосредоточения. Время от времени их надо менять.

    Игра «Вверх-вниз» - хороший способ общения и формирования вестибулярного аппарата ребенка. Выполнять ее надо только тогда, когда головку малыш держит уверенно. Надо взять кроху за туловище и поднимать немного выше своей головы, затем опускать на уровень своих глаз. То есть амплитуда не должна быть широкой. Движения сопровождаются словами «вверх-вниз» и улыбкой мамы.

    Каждый раз, перед тем войти в комнату, обращайтесь к малышу по имени. Это сформирует у крохи реакцию на звук, запоминание своего имени. Общение с крохой в период бодрствования - основной инструмент ее умственного развития. Мудрая мама все свои действия, движения сопровождает комментариями, объяснениями. Она рассказывает, что одеваться на прогулку надо для того, чтобы было тепло. А свежий воздух сделает малыша здоровым - он будет крепче спать, быстрее расти и радовать родителей. Да, смысл всех слов дитя еще не понимает. Но таким образом мама формирует пассивный словарный запас крохи, который в свое время перейдет в активный. Это работа на перспективу, ведь все старания и добрые начиная в отношении ребенка обязательно принесут пользу для его физического и психического развития.

    Специально для - Диана Руденко

    Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

    Физическое развитие ребенка 2-х лет

    Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

    • вес: 12,3-12,7 кг.
    • рост: 84-86 см.

    На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

    Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

    Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

    Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

    Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

    Освоенные новые навыки и умения

    Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

    • Уверенная ходьба.
    • Прыжки.
    • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
    • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
    • Удар ногой по мячу, броски мяча.
    • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
    • Прыгать на одной ноге.
    • Проходить сквозь обруч.
    • Удерживать равновесие на перекладине.

    Умения

    • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
    • Листать страницы книжки.
    • Стоять на цыпочках.

    В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

    Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

    Развитие речи в 2 года

    Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

    Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

    Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

    Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

    Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

    Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

    Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

    Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

    Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

    Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

    • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
    • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
    • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
    • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
    • Выполняет простые указания и просьбы.
    • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
    • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
    • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

    Познавательные способности ребенка 2-х лет

    • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
    • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
    • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
    • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
    • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
    • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
    • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

    Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

    В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

    Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

    • «Кто быстрее»

    Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

    Эта игра научит различать предметы по форме.

    • «Сходства и различия»

    Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

    Игра развивает внимательность.

    • «Сравнение»

    Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

    Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

    • «Книга своими руками»

    Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

    Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

    • «Крепость»

    Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

    Игра развивает воображение.

    Питание и уход

    В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

    Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

    1. Салат «Снеговик»

    Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

    2. Гречневые котлеты

    На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

    3. Зразы из творога и тыквы

    Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

    Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

    Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

    Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

    Физическое развитие ребенка 2-х лет

    Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

    • наследственность;
    • питание;
    • климатические условия;
    • физические нагрузки;
    • экология.

    Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты - в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

    Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

    Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

    Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

    • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
    • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
    • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.


    В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
    • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
    • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

    Двигательные навыки и координация движения

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: ). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение - осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

    В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

    • перешагивание через препятствия;
    • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
    • бег на небольшие дистанции;
    • невысокие прыжки;
    • хождение по бревну или бордюру;
    • пинание мяча ногой;
    • повороты и хождение задом наперед.

    Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.



    Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

    Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами - конечно, под чутким руководством взрослого.

    Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

    • мыть руки и лицо;
    • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
    • ходить на горшок;
    • надевать и снимать некоторые вещи.

    Психоэмоциональное и социальное развитие

    Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

    С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

    В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

    К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.



    Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

    Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

    Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

    Мальчики Девочки
    Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
    Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
    Проявляют большую активность и шустрость Являются более спокойными и уравновешенными
    Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
    Свойственна самостоятельность во всем Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых

    Умственное и речевое развитие

    В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

    • различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: );
    • уметь группировать предметы по цветам;
    • знать основные геометрические фигуры;
    • различать свойства предметов - например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
    • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

    На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».

    Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

    Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

    Методы развития ребенка в 2 года

    Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: ). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.



    Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

    Упражнения для физического развития

    Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

    1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
    2. Урожай. Задача крохи - собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
    3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
    4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
    5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.


    Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

    1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
    2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
    3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
    4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

    Развитие внимания и памяти

    Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

    • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.


    Прятки с игрушкой - отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
    • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
    • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
    • Пазлы.

    Нюансы занятий с ребенком дома

    Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

    1. «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
    2. Чередование активных и пассивных игр.
    3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
    4. Соответствие игр возрасту.
    5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
    6. «Нет» занятиям по принуждению.
    7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
    8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
    9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.