Конспект открытого занятия по фэмп для детей в средней группе «пять ключей. Конспект нод по математике для детей средней группы Приёмы и методы работы

НОД по ФЭМП (математике) в средней группе

Тема: «Счёт до 5. Повторение».

Задачи :

    Закреплять знания в счете до 5; уточнить знания детей о геометрических фигурах; учить уравнивать группы предметов по количеству;

    Развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

    Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование:
1. Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки.
2. Наглядный материал: геометрические фигуры, картинки с изображением чисел от 1 до 5, картинки с изображением геометрических фигур, морковок и огурцов.

Ход НОД.

    Орг. момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет ! " и "Добрый день! " ;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: У нас сегодня гости. Давайте и им улыбнемся и поздороваемся.

    Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Отгадайте, в какую?

Круглый и румяный

Бежит по дорожке.

Тем, кого встречает,

Он песенку напевает.

Дети: В сказку «Колобок». (На экране появляется изображение Колобка).

Воспитатель: Жили - были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки-ка мне, старуха, колобок».

«Из чего же испеку? Муки-то нет!» - ответила старуха. «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби - авось и найдешь муки-то». Старуха так и сделала: замесила тесто, скатала колобок, испекла его и положила на окошко остывать.

Воспитатель: А колобок любопытный был. Ему захотелось узнать, что же там за окошком. Спрыгнул он с подоконника и покатился по тропинке. Катится колобок, а навстречу ему заяц скачет. Увидел колобка и говорит: « Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок ему отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». А заяц ему в ответ: «Некогда мне твои песни слушать. Лучше помоги мне дом построить».

Воспитатель: Поможем колобку? Давайте сядем за столы.

Воспитатель. У вас на столах лежат геометрические фигуры, давай те из них постоим дом для зайца.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?

Дети: Овал, треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Воспитатель: Сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)

Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)

У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)

А у каких фигур нет углов? (Ответы детей)

Строят дом для зайца, каждый ребенок свой дом.

Воспитатель: «Понравился мне дом, который вы построили» - говорит заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя колобок.

Вдруг навстречу ему волк - зубами щелк. Увидел колобка и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!» А колобок говорит: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Волк отвечает: «Да знаю я твои песенки про бабку и деда. Вот справишься с моим заданием, отпущу, а нет, проглочу.

Нужно из счётных палочек выложить геометрические фигуры.

Воспитатель: Посмотрите, все ли геометрические фигуры у вас получатся? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, у вас не все геометрические фигуры получатся. Круг и овал сделать не удастся, потому что они не имеют углов.

Дети выкладывают геометрические фигуры из счётных палочек.

Воспитатель: И с этим заданием справились. Отпустил волк колобка. Покатился он дальше.

Силы у колобка прибавилось, покатился он дальше.

Вдруг навстречу ему медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок говорит: «Не ешь меня, мишенька, я тебе песенку спою». Медведь отвечает: «Нет, лучше расскажи мне стих про цифры и сосчитай до 5, тогда и отпущу».

Воспитатель: Ребята, поможем колобку? (Да) Давай те я стих про цифры расскажу, а потом мы вместе с вами посчитаем.

«Веселый счет»
Самуил Маршак

Вот один (иль единица),
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать.

По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Воспитатель: А вот и появились наши цифры. Давайте вместе посчитаем по порядку от 1 до 5. (Считают). Воспитатель. Молодцы, помогли колобку.

Воспитатель. Покатился колобок дальше. А навстречу ему хитрая лиса. Лиса говорит: «Колобок, колобок, какой ты румяненький и аппетитненький! Мне так и хочется тебя съесть». Колобок отвечает: «Не ешь меня. Я песенки петь умею». А лиса ему: «Не надо мне песенок. Ты лучше помоги мне зайчиков и морковок сосчитать». Начал колобок считать.

Выкладываю 4 зайца

Сколько зайцев? (4)

А теперь выложите столько же морковок, сколько зайцев.

Появилась еще 1 морковка. Столько стало морковок? (5 морковок)

Что мы можем сказать про зайцев и морковки? (зайцев больше чем морковок, а морковок меньше чем зайцев)

Что мы можем сделать, чтобы их было поровну? (добавить 1 морковку или убрать 1 зайца)

Добавляем 1 морковку

Что вы можете сказать про количество зайцев? (зайцев 5)

А про морковки? (морковок 5)

Если зайцев 5 и морковок 5, что можно про них сказать? (их поровну)

Молодцы! Вот мы и посчитали для лисы. Я думаю, мы помогли нашему гостю и с этим заданием справиться.

Воспитатель. Всё равно не отпускает лиса колобка. Не может вырваться он из лисьих лап. Что же делать, как помочь колобку? А лиса говорит: «Расскажи стих про меня, тогда и отпущу».

Воспитатель: Помниться мне кто-то из ребят знает стихи про лису. Ребята, расскажите лисе стих, может она и в правду отпустит нашего колобка. (2 ребенка рассказывают стихи про лису)

    То по веточкам пройдёт,
    То обратно повернёт.
    Не распутать этот след -
    Ни конца, ни края нет.
    Только если очень тихо
    Будем мы гулять в лесу,
    То, быть может, повезёт нам
    Встретить хитрую лису.

    В рыжем платьице из ситца
    раскрасавица лисица.
    Хвостик — с белым кончиком,
    краска, что ли, кончилась?

Воспитатель. А лиса говорит: «Со всеми моими заданиями ты справился, так и быть, отпущу я тебя». И покатился колобок дальше, только его и видели.

    Итог НОД

Воспитатель: - В какой сказке мы с вами побывали?

Как мы помогали колобку, чтобы его не съели лесные жители?

Что Вам понравилось?

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей»

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

2.Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

3. Закреплять знания цветов.

4. Закреплять знания о частях суток.

5. Продолжать развивать конструктивные навыки (конструировать из геометрических фигур).

Развивающие :

Развивать внимание и память.

Речевые:

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал:

Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физкультминутка, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или взболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка и странное письмо. На конверте написано: Детский сад, ребятам группы «Цветик- Семицветик» от Доктора Айболита.

Сейчас я вам его прочитаю.

« Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста.

В Африке заболели зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня мой сундучок! Они закрыли сундучок на пять замков, а ключи бросили в озеро. Если вы согласны мне помочь, вам предстоит выполнить пять заданий. Вам нужно найти волшебных рыбок, у них вы узнаете задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Собрав все пять ключей, вы сможете открыть сундучок с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут больные зверята. Очень на вас надеюсь! Как справитесь с заданием волшебную воду пришлите мне! Айболит».

Айболит».

Воспитатель открывает посылку, вынимает сундучок и разглядывает его вместе с детьми.

Воспитатель: Ребятки, поможем Айболиту? (ответ детей)

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь к озеру.

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Нам нужно их достать.

Вот наше первое задание. Рыбок нужно расположить по порядку.

(Воспитатель называет ребенка, Найдите рыбку с цифрой 1, 2, 3, 4, 5 какого цвета рыбка под номером 1 и т.д.)

- Молодцы! Справились, вот и первый ключик!

Задание 2.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»).

Я сейчас вам прочитаю предложение не до конца, вы должны его закончить.

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их.

Воспитатель: Молодцы! Вот второй ключик за правильные ответы. А теперь третье задание.

Задание 3.

Воспитатель: Ребятки вам нужно пройти к своим столам. Садитесь, спинки держим ровно, ножки убрали под стол. (Здоровьесбережение - осанка), Перед вами лежат картинки. Вот и задание:

Выложите картинки с изображением ежиков. Сколько ежиков у вас получилось. (Ответ детей). Правильно. А чем ежи любят лакомиться? Правильно грибочками. Давайте угостим ежиков грибами. (Дети выкладывают грибочки). Всем ли ежикам хватило грибочков? (Ответы детей). Сколько у нас грибочков? А сколько ежиков? Что же нам сделать, чтобы ежиков и грибочков стало по ровну? Правильно, нужно добавить один грибочек или убрать одного ежика. Давайте представим, что один ежик убежал. Что у нас получилось теперь? (Ответы детей).

Молодцы ребятки! Задание выполнено! Вот и третий ключ.

Воспитатель: А сейчас нам пора отдохнуть. Приглашаю вас на ковер.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Воспитатель: Ну что ребятки, отдохнули! Пора приступать к следующему заданию.

Задание 4.

Игра « Геометрические фигуры»

Дети из мешочка достают геометрические фигуры.

Воспитатель: Посмотрите, что там у вас? (Ответ детей)

Сейчас я скажу волшебные слова, взмахну рукой, и вы превратитесь в геометрические фигуры.

(Дети превращаются в фигуры).

– А сейчас давайте познакомимся друг с другом.

Дети по очереди называют свои признаки.

– Я красный треугольник

– Я зеленый круг и т.д.

на полу выкладываются домики – обручи с символами цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Дети по команде воспитателя расходятся по своим домам, объясняют свой выбор.

– По какому признаку разделились фигуры? (Ответы детей)

Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на символы форм фигур. По сигналу воспитателя дети выбирают свой домик, объясняют свой выбор.

– Почему вы выбрали эти дома? По какому признаку вы разделились?

Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

Воспитатель: За правильно выполненное задание мы получаем четвертый ключ. А теперь следующее задание.

Задание 5.

Воспитатель: Проходите за столы на свои места (здоровье сбережение - осанка), обратите внимание на столах лежат различные геометрические фигуры. Давайте пофантазируем и соберем из них картинки. Пусть каждый построит то, что ему хочется.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте посмотрим, что у вас получилось. (рассматривает что сложили дети, обсуждение). За это вы получаете пятый ключ.

Итак, ребятки, сколько у нас ключей? (Пять).

Сейчас нам предстоит открыть последний замок сундучка, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем открывают сундучок и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель : По-моему, это обыкновенная вода. Подождите, тут еще записка.

«Если баночку взболтать вода станет волшебной. Пришлите срочно волшебную воду мне в Африку. А для вас, детишки, в сундучке сюрприз, волшебные конфеты» (на дне сундучка угощение для ребят).

Вот и подошло к концу наше приключение. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего (ответы детей).

Давайте попрощаемся с гостями.

Занятие по ФЭМП в детском саду на тему «Пять ключей». Средняя группа


Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Здоровье».
Цель : Развитие интересов детей любознательности познавательной активности.
Задачи:
Образовательная : формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
Развивающая : развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.
Воспитательная : развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение с детьми сказки «Доктор Айболит»
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Купим мы с бабушкой», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник), пазлы с героями мультфильмов.
Словарная работа: Африка, пластмассовый.
Вводная часть.

Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель . Но это ещё не все, к нам пришло письмо от Доктора Айболита из знакомой вам сказки.
Давайте я вам прочитаю письмо: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИСЬМА: Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Основная часть.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да
Воспитатель . Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети. (4).
Воспитатель . Назовите их.
Дети. (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель . Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток? Дети. (Утром.)
Воспитатель . А какое сейчас время года?
Дети. (ЗИМА)
Воспитатель . Назовите зимние месяцы
Дети. (декабрь, январь и февраль – их не забывай).
Воспитатель . Молодцы! Доктор Айболит, так же прислал вам задания и хочет проверить детей? Я буду задавать вам вопросы а вы будите на него отвечать.
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
- В какое время года появляются проталины? (Весной)
Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи..
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
- Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле проектора.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3. Она предлагает нам поиграть игру
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
4 ЗАДАНИЕ - Игра «Что где находится?»
Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать где расположены геометрические фигуры. Затем расположить на альбомном листе геометрические фигуры.
Воспитатель.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – шестиугольник.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ – Собери героев знакомых мультфильмов с помощью пазлов.
Дети собирают пазлы и называют мультфильм.(музыка)
Заключительная часть.
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору.
У нас 5 ключей. Сейчас нам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду?
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода, а вы как думаете дети?
Воспитатель: А вот и нет! Смотрите. (Воспитатель накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее давайте отправим волшебную воду в Африку лечить зверей. А нам Доктор Айболит отправил сюрприз в ларце, чтобы мы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины.
Воспитатель и дети. Спасибо.

Людмила Борисова

План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа )

Тема : "Геометрические фигуры . Счет до 5 ".

Воспитатели : Борисова Л. А., Угрюмова Е. С.

ГБОУ Школа1929г. Москва, д\о2.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Цель : формирование элементарных математических представлений.

Задачи :

Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) ;

Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;

Развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Формировать нравственную позицию детей по отношению к окружающему миру : доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение и честность.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах , о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование : теремок, клубок ниток, маски героев сказки, карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки , 4 обруча разного цвета, карточки с геометрическими фигурами .

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент :

Воспитатель1 :

Встаньте дети - шире круг

Ты мой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель1 : Ребята мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие. Хотите? (ответы детей)

А у меня есть волшебный клубочек. За клубочком мы пойдем, прямо в сказку попадем. (подходят к театральной ширме)

Воспитатель : Ребята, вы любите сказки (ответы детей) .

Воспитатель : Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”.

2. Основная часть.

Воспитатель1 : Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (обращаю внимание детей на домик) . Бежит мимо Мышка-норушка (ребенок в маске мышки, увидела теремок, остановилась и спрашивает :

«Мышка» :“Терем-теремок! Кто в тереме живет?”.

Воспитатель2

Воспитатель1 : Поможем Мышке-норушке?

Задание1 : Воспитатель вызывает 5 детей, раздает им в разнобой карточки с цифрами от 1 до 5.

Воспитатель 2 : В математику играю, в цифры вас я превращаю.

Встаньте цифры дружно в ряд : один, два, три, четыре, пять!

Дети перестраиваются лицом к другим детям, воспитатель уточняет, кто какой цифрой стал

Дети с цифрами поворачиваются в колонну друг за другом, а «мышка» отвечает кто стоит первым, третьим, пятым, четвертым. Воспитатель с остальными детьми контролирует ответы.

Воспитатель1 : Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

–ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает :

Ребенок в маске лягушки : “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2

Воспитатель1 :Поможем Лягушке-квакушке?

Задание2 Игра «Найди свой домик»

Воспитатель1 : Жили-были в своих домиках геометрические фигуры . Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи карточки с геометрическими фигурами ). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре .

Воспитатель2 :

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю !

Раз, два, три, в домики беги! (дети-фигуры забегают в свой обруч) . Задания выполняют по музыку 2-3 раза, в конце игры собрать фигуры .

Воспитатель2 : Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стали они жить вдвоем.

Воспитатель1

(Ответы детей :Зайчик-побегайчик)

Прибежал к терему Зайчик-побегайчик остановился и спрашивает : Ребенок зайчик

Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Воспитатель1 : Поможем Зайчику-побегайчику? (Дети садятся за столы)

Задание3. Перед каждым ребенком набор счетных палочек .

Воспитатель2 : «Нужно выложить из них геометрические фигуры : треугольник, квадрат, (усложнение) прямоугольник».

Воспитатель1 : Молодцы, ребята, все вы правильно сделали поэтому двери волшебного теремка открыты и для Зайчика-побегайчика. Вошел Зайчик -побегайчик в теремок и стали они жить втроем. Посмотрите, прибежала к теремку Лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает : Ребенок в маске лисички :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Воспитатель1 : Поможем Лисичке-сестричке (ответы детей)

Задание 4. Воспитатель2 : Пришла пора немного отдохнуть… Повторяйте за мной. (физкультминутка)

Раз – подняться, потянуться,

Два –друг к другу повернуться

Три – в ладоши 3 хлопка,

На четыре –руки шире,

Пять –потопали немножко

И присели осторожно.

Воспитатель1 : Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку?

Ответы детей : Волчок - серый бочок

Прибежал к терему Волчок - серый бочок остановился и спрашивает : Ребенок в маске волка :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2 : “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Задание 5. «Подумай и ответь»

Воспитатель2 предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два (два уха, глаза, две руки, ноги, два колена,две ладони и т. д.) Затем спрашивает, чего только по одному (один нос,рот, живот) Дети называют предметы,которых по пять (пять пальцев, пять пуговиц и т. д.)

Воспитатель1 : Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

3. Заключительная часть.

Воспитатель1 : Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой, становитесь все за мной : «За клубочком мы пойдем, прямо в группу попадем »

Ребята вам понравилось наше путешествие?

А каким животным вы помогли?

Какое задание вам особенно понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель1 : Дети, вы быстро и правильно выполнили все задания и теперь можете отдохнуть.

Список литературы :

1. Колесникова Е. В. - Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, страница 51.

2. Новикова В. П. - Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет . ФГОС. - М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2016.-80с.

3. Интернетресурсы









Геометрические фигуры. Цифра 5.
Подвижные игры

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5; развивать ловкость, быстроту, двигательные умения.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование : карточки с цифрами от 1 до 5, с изображением предметов в количестве от одного до пяти; длинная веревочка или обруч.

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы занятия.

1) Воспитатель называет и показывает фигуры на рисунке, дети повторяют за ним.

2) Дети называют и показывают фигуры на рисунке.

3. Счет до 4.

Воспитатель показывает карточки с цифрами от 1 до 4, дети называют их; строятся в две шеренги друг напротив друга. У детей одной шеренги цифры от 1 до 4, у другой – карточки с изображением одного, двух, трех, четырех предметов. По сигналу воспитателя дети находят свою пару: к цифре 1 – 1 предмет и т. д.

4. Порядковый счет до 4.

К доске прикреплены четыре картинки, дети считают, называя порядковый номер (первый, второй и т. д.), называют, что изображено на первой (второй и т. д. картинке).

5. Ознакомление с цифрой 5.

Инструкция. Поставьте один кубик. Сколько кубиков на столе? Справа рядом поставьте в столбик два кубика. Сколько кубиков во втором столбике? Покажите цифру. Теперь слева постройте столбик из трех кубиков. Сколько кубиков нужно добавить к одному, чтобы получилось 3? Покажите цифру 3. Что больше: 2 или 3? На сколько 3 больше 2? Поставьте еще один кубик на три кубика. Что больше: 3 или 4? На сколько? На 2 кубика поставьте еще 1. Положите сверху четырех еще один кубик. Давайте считать кубики. Что больше: 4 или 5?

Воспитатель (показывает цифру 5) . Цифру 5 называют, когда есть пять предметов. После какой цифры нужно поставить цифру 5? Поставьте цифры в ряд от 1 до 5.

7. Подвижные игры.

· Самолетики.

Дети делятся на две команды – «Самолетики» и «Тучи». На полу рас-кладывается круг из длинной веревочки (или обручи по количеству «самолетиков»).

Самолетики летят

И на землю не хотят.

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Дети, изображающие самолетики, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга.

Вдруг летит большая туча,

Стало все темно вокруг.

Самолетики, в свой круг!

При этих словах те, кто изображает тучи, пытаются поймать самолетики. Кто успел «залететь» на «аэродром», тот спасен. Кого поймали, отходит в сторону и наблюдает за играющими. Игра продолжается до двух-трех раз, победителями считаются «самолетики», которых не смогли поймать. Затем команды меняются ролями.

· Ракета.

По кругу ставятся стульчики – на один меньше количества игроков. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят текст:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только произносится последнее слово, все дети разбегаются, чтобы занять стульчики. Из игры выбывает участник, которому не хватило места, и убирается один стульчик (на каждом этапе игры). Выигравшим является тот, кто займет последний из оставшихся стульчиков.

· Самолеты.

Дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к «полету». По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – «заводят мотор». «Летите!» – говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях. По сигналу «На посадку!» «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

8. Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЦИФРА 5.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5; развивать ловкость, быстроту, двигательные умения.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5, с изображением предметов в количестве от одного до пяти; длинная веревочка или обруч.

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы занятия.

2. Упражнение на закрепление геометрических фигур.

1) Воспитатель называет и показывает фигуры на рисунке, дети повторяют за ним.

2) Дети называют и показывают фигуры на рисунке.

3. Счет до 4.

Воспитатель показывает карточки с цифрами от 1 до 4, дети называют их; строятся в две шеренги друг напротив друга. У детей одной шеренги цифры от 1 до 4, у другой – карточки с изображением одного, двух, трех, четырех предметов. По сигналу воспитателя дети находят свою пару: к цифре 1 – 1 предмет и т. д.

4. Порядковый счет до 4.

К доске прикреплены четыре картинки, дети считают, называя порядковый номер (первый, второй и т. д.), называют, что изображено на первой (второй и т. д. картинке).

5. Ознакомление с цифрой 5.

Инструкция. Поставьте один кубик. Сколько кубиков на столе? Справа рядом поставьте в столбик два кубика. Сколько кубиков во втором столбике? Покажите цифру. Теперь слева постройте столбик из трех кубиков. Сколько кубиков нужно добавить к одному, чтобы получилось 3? Покажите цифру 3. Что больше: 2 или 3? На сколько 3 больше 2? Поставьте еще один кубик на три кубика. Что больше: 3 или 4? На сколько? На 2 кубика поставьте еще 1. Положите сверху четырех еще один кубик. Давайте считать кубики. Что больше: 4 или 5?

Воспитатель (показывает цифру 5) . Цифру 5 называют, когда есть пять предметов. После какой цифры нужно поставить цифру 5? Поставьте цифры в ряд от 1 до 5.

6. Задание «Раскрасьте столько предметов, сколько обозначено цифрой».

7. Подвижные игры.

∙ Самолетики.

Дети делятся на две команды – «Самолетики» и «Тучи». На полу рас-кладывается круг из длинной веревочки (или обручи по количеству «самолетиков»).

Самолетики летят

И на землю не хотят.

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Дети, изображающие самолетики, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга.

Вдруг летит большая туча,

Стало все темно вокруг.

Самолетики, в свой круг!

При этих словах те, кто изображает тучи, пытаются поймать самолетики. Кто успел «залететь» на «аэродром», тот спасен. Кого поймали, отходит в сторону и наблюдает за играющими. Игра продолжается до двух-трех раз, победителями считаются «самолетики», которых не смогли поймать. Затем команды меняются ролями.

∙ Ракета.

По кругу ставятся стульчики – на один меньше количества игроков. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят текст:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только произносится последнее слово, все дети разбегаются, чтобы занять стульчики. Из игры выбывает участник, которому не хватило места, и убирается один стульчик (на каждом этапе игры). Выигравшим является тот, кто займет последний из оставшихся стульчиков.

∙ Самолеты.

Дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к «полету». По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – «заводят мотор». «Летите!» – говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях. По сигналу «На посадку!» «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

8. Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?