Как правильно реагировать маме, когда один ребенок бьет другого? Мнения детских психологов. Что делать если бьют вашего ребенка

Не было хлопот - отдала малютку в сад. И сразу начались проблемы. Моего ребенка бьет другой ребенок в детском саду. Каждый поход туда - настоящее испытание для всей семьи. И сердце разрывается всякий раз.

Что сегодня - синяк? Укусили? Толкнули? Отобрали игрушки?

Естественно, что мама начинает тревожиться и переживать, что ее чадо могут обидеть. И уж совсем ужас, если она узнает, что ее кровиночку бьет другой ребенок.

Тревога мамы понятна, ведь ее чадо обижают. А когда эмоции схлынут, в голове возникают вопросы.

Почему такое происходит с моим ребенком? Зачем детям детский сад, если такие малявки там дерутся? И что делать родителям, ведь в этот момент в ряд выстраиваются все минусы детского сада, и появляется желание оставить его дома, под защитой родителей. Не спешите принимать такое решение, сначала разберемся - почему вообще один ребенок бьет другого?

Мы часто видим только очевидные причины детских драк. Например, один ребенок отобрал у другого игрушку, а тот его в ответ бьет кулачком. Или малыш отталкивает другого, потому что хочет быть первым.

Естественно, когда дети дерутся, - это зрелище не для слабонервных. Недовольные мамы готовы устраивать разборки с воспитательницей, которая плохо смотрит за дошколятами. Обвиняют других детишек и их родителей в плохом воспитании.

А на самом деле есть множество скрытых причин детских драк, которые раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Маленькие дикари

Когда детки собираются в группу, то они как маленькие зверята - возятся, играют, но одновременно с этим учатся понимать свое место в детской стайке. Слезы, истерики, привлечение внимания к себе - все идет в ход, лишь бы завоевать свое местечко под солнцем.

Дело в том, что ребятишки в детском саду проходят важнейший этап первичного ранжирования между собой. И здесь не обойтись без толканий, кусаний и отбирания игрушек. В ход идут маленькие кулачки, зубки и ноготки.

Малыши пытаются понять границы своей территории. В такой ситуации часто возникают моменты, когда другой ребенок вдруг начинает бить кого-то.

Или может создаваться впечатление, что один ребенок бьет другого.

При этом дошкольники не могут понять разумных объяснений взрослых, они еще не мыслят сложными причинно-следственными категориями. Их общение идет на уровне ощущений и «запахов».

Нужно ли вмешиваться в этот процесс? Безусловно, только имея при этом системный подход, то есть понимая все подводные течения процессов первичного ранжирования дошкольников.

Ребенок и детский сад - первые шаги адаптации в социуме

У каждого малыша есть свои достоинства, сильные стороны и преимущества перед другими детишками. Именно это детки ощущают, когда проходят этап первичного ранжирования в ДОУ. Воспитатель, естественно, видит и достоинства, и недостатки. И если ему удается на доступном для детей языке показывать эти отличия, подчеркивая преимущества и сильные стороны каждого, то малыши начинают тоже акцентировать внимание на достоинствах другого.

Например, шустрый непоседа с кожным вектором очень подвижен, ловок и быстро адаптируется к изменениям правил игры - это его сильная сторона.

Но у него есть и свои недостатки - он не всегда может аккуратно выполнять задания, потому что все время куда-то торопится. Его стремление быть во всех играх первым может привести к ситуациям, когда кроха с кожным вектором будет «расталкивать локоточками» других детей. Внешне это воспринимается, что один ребенок дерётся или бьет других детей.

Это все из разряда «толкаются, играются», а вот по-настоящему обидеть другого ребенка и даже начать его бить может крепкий карапуз с особым складом психики.

Почему хороший ребенок может начать бить другого?

Это немного медлительные малыши, для которых важно все разложить по полочкам, навести во всем порядок. Обладатели аналитического склада ума, аккуратные от природы, им на все нужно чуть больше времени, чем подвижным непоседам с кожным вектором. Вот такие вот замечательные крохи с анальным вектором часто отстаивают свою позицию и ранжируются крепким кулачком. Но это вовсе не значит, что они драчуны.

На самом деле это самые послушные детишки. Просто если их торопят и сбивают со своего чуть замедленного ритма, они могут начать упрямиться или обижаться. И вот уже такого крепыша не сдвинешь с места. Если быть к нему несправедливым или подсмеиваться над его медлительностью, он может начать мстить и детям, и воспитателю. И уже как следствие в его поведении сначала появятся упрямство и обиды. А дальше он уже начнет защищать свои ценности «ударами кулачка» и может даже использовать приемы удушения. Это не недостаток, это особенности его психики. Малыш еще только развивается, и в лучшем варианте взрослым мы получаем прекрасного врача, педагога, ученого - упорно идущего к своей цели. А в худшем - исковерканный сценарий, который сначала проявляется в легком садистировании над другими, а потом идет на утяжеление.

Но взрослые не знают этих его особенностей. И получается, что они делают упор на его «недостатки», вместо того чтобы подчеркивать сильные стороны дошкольника. В результате получаются конфликтные ситуации. Причем так могут поступать с крохой не только воспитательницы, но и мамы.

Чтобы не создавать причин для возникновения таких эксцессов, взрослым нужно делать акцент на его достоинствах и стараться не торопить такого карапуза.

Ребенка бьет другой ребенок в детском саду - кто становится жертвой?

А вот объектами для нападок обычно становятся другие детки, более слабые не только физически. Такие дошкольники отличаются своей необычностью.

Жертвой агрессивности других деток может быть задумчивый малыш со звуковым вектором. Ему интересны абстрактные игры с особым смыслом. Такой ребенок (мальчик или девочка) тоже сильно отличается от других - поскольку живет в своем внутреннем мире, этакий маленький задумчивый Кай, складывающий слово «ВЕЧНОСТЬ». Такой малыш в своей задумчивости просто не всегда успевает замечать, что все уже побежали, и очнется, только когда группа детишек уже затоптала его, просто достигая цели своей игры. Такие детки сложно проходят адаптацию к детскому саду, но и для них есть свои рекомендации от Системно-векторной психологии. Подробнее об этом

Но по-настоящему жертвой становятся совсем другие детки. Это артистичные, эмоциональные, тонко чувствующее малыши.

Их психика устроена совсем иначе. По природе своей они нежные, чувственные. Это особенные, талантливые ребятишки со зрительным вектором. Они по природе своей жалостливы и сострадательны. Они жалеют букашек и цветочки, склонны оживлять своим воображением игрушки и машинки. Их богатое воображение рисует им целый выдуманный волшебный мир, в котором могут быть и добрые феи, и злые колдуны.

Повышенная чувственность и воображение - их сильная сторона, но одновременно эти же свойства могут сделать из них жертву в детском коллективе.

Для них ударить кого-то - настоящая катастрофа. Их воображаемый мир при агрессии сразу же рушится. Они начинают плакать и очень сильно страдают.

Если это мальчик с кожно-зрительной связкой векторов, то очень часто в детском коллективе он становится жертвой. Проявляется это уже на этапе детского сада, когда один или несколько детей начинают бить другого, более слабого. А он не может дать сдачи.

Как же избежать такого сценария? И здесь тоже есть решение.

И если такой эмоциональный малыш не научен выражать свои фантазии наружу, внутри него сжимается комочек огромного страха, который, благодаря его фантазии, вырастает в огромного монстра. И вот этот монстр внутри привлекает к себе всех агрессоров.

Когда же такой малыш научен отдавать свои лучшие свойства группе - например, выдумывая новые игры и наполняя их чувственным эмоциональным содержанием, разукрашивая их своим богатым воображением и фантазией, то к нему непроизвольно начинают тянуться другие детишки. Ведь с ним интересно играть. Он как бы вовлекает в свой волшебный мир других дошколят, которым становится очень интересно с ним играть, и обижать его прекращают.

Но родители слишком часто совершают ошибку и начинают из такого нежного, артистичного мальчика делать «настоящего мужика», учат его драться и стоять за себя до конца. Тем самым, имея самые лучшие побуждения, они просто калечат его психику.

Главная ошибка воспитания

Когда ребенка обижают в детском саду, родители могут допустить самую распространенную ошибку - начать воспитывать своего ребенка в смыслах «надо давать сдачи». Это относится к деткам с любыми векторами. И вот уже начинаются «науськивания», показы приемов рукопашного боя, вплоть до сложных захватов и удушений.

В чем же тут ошибка? Неужели позволять себя бить? Или учить ребенка не сопротивляться и «подставлять другую щеку»?

Ни в коем случае. Малыш должен уметь за себя постоять, только не всегда кулаками. Любой дошкольник должен быть крепким физически, заниматься спортом. Кстати, таких закаленных спортом ребятишек особо и не задирают сверстники.

А все, чему мы учим своих малышей дома, они несут в детский коллектив. И если вы будете действовать по такому принципу, то волна агрессивности среди дошколят будет только возрастать. Вместо того чтобы заниматься развивающими играми, они станут демонстрировать друг другу приемы рукопашного боя. А это очень вредно для детской психики. Ведь у них формируется сценарий решения вопросов кулаками.

Итак, важно понять, что детский сад - это важнейший период взросления детей, пропускать его нельзя. А вот нивелировать ситуации, когда ваше сокровище обижают или не дай бог бьют в детском саду, можно и нужно. Начинать только нужно с себя, а затем уже переходить к разговорам с другими участниками процесса.


Прежде всего, родители ведут максимально мирные переговоры и начинают с того, что могут сделать только они сами.
Например:

Что могут сделать родители

  • Научить малыша делиться пищей - это вообще фундамент здоровой психики. Желательно начинать учить делиться до 3 лет. Чтобы к 6 годам уже привить вкус от отдачи: когда малыш легко делится с другими детками конфетами, игрушками, он вырастает реализованным и социально активным взрослым.
  • Понять особенности своего ребенка. Не сравнивать его с другими. Он такой, какой есть - самый лучший, но со своими особенностями. Когда мы понимаем, как его лучше развить, то имеем возможность подсказать оптимальные педагогические ходы и воспитателю.
  • Если у вас кожно-зрительный мальчик, обязательно развивайте его чувственность. Поместите его в коллектив девочек. Он может танцевать или посещать театральную студию, где его таланты и чувственность будут развиваться. Это даст ему возможность занять свое место в детской стайке и заслужить свою порцию обожания и признания. Подробнее о воспитании кожно-зрительных мальчиков написано .
  • Поговорить с воспитателями об организации совместных игр. На самом деле от них многое зависит. Если воспитательница начинает ребенка защищать, то есть создавать ему чувство защищенности и безопасности, его перестают обижать.

Разговоры с воспитателем

  • Внимательно наблюдайте за тем, что происходит. Например, бывали случаи, когда детскую раздевалку делали в тесном пространстве и там постоянно возникали драки, потому что просто невозможно было уклониться от столкновений.
  • Еще одним из факторов может быть переполнение группы. Хотя грамотный воспитатель сумеет занять детей и дать каждому свое место в пространстве.
  • Иногда можно заметить, что если воспитательницы (на прогулке) ведут свои разговоры друг с другом, а деткам нечем заняться, тогда тоже начинаются потасовки. Но здесь уже нужно очень тактично и вежливо разговаривать с воспитателем, а если не помогает, то с заведующей ДОУ.
  • Но если все ваши усилия не находят отклик, то возможны и кардинальные шаги - перевести малыша в другой садик. Потому что безопасность ребенка, в том числе и психологическая, очень важна для его гармоничного развития.

Когда родители ПОНИМАЮТ своего малыша, они естественным образом акцентируются на сильных сторонах своего чада, а значит, могут дать подсказку воспитателю, как лучше с ним взаимодействовать.

Психика современных детей устроена сложнее, чем нам кажется. Любые неверные шаги в воспитании ведут к возникновению психологических травм, которые затем скрыто влияют на жизнь уже взрослого человека.

Часто нам кажется, что это только наше сокровище все вокруг обижают и бьют. А вы уверены, что ваш ребенок тоже не бьет другого ребенка? Остановить волну насилия в детских учреждениях можно. Нужно просто не пускать дело на самотек, а приложить к этому грамотные усилия. Это же вашего ребенка обижают в детском саду. Значит и вопросы решать нужно вам.

Системно-векторная психология раскрывает все ранее скрытые от нас механизмы бессознательных программ, что позволяет максимально точно развить все заложенные от рождения таланты ребенка.

«…У меня сын, 2 года, агрессию перестал проявлять к другим детям…»

Елена Я., Солигорск

«…Результат - ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра - в чуткого человечка... Камень свалился, не передать, какой... А до СВП при тех состояниях - хоть в окно... НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!»

Асия В., косметолог, Канада

Подробнее узнать об особенностях развития деток с разными векторам можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Интернет разрывает от видео с подростковыми драками, в которых принимают участие не только мальчики, в жестоких разборках участвуют и девочки. Издевательства, унижения и нанесённые травмы, снятые на камеры смартфонов, в Сети публикуют их же одноклассники. В чём же кроется причина неконтролируемой детской ярости?

Период обучения в средней и старшей школе - с амое тревожное время. Именно в этот период дети начинают активно проявлять свою жестокость. Подростки судят о сверстниках очень резко и грубо и с особой яростью выражают неприязнь друг к другу. Зачастую дети даже не могут объяснить причины раздражения: жертва обидчика может быть из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, слишком умным, слишком тихим и т.д. По сути, это не имеет никакого значения, любой из признаков в школьной среде может стать поводом для подросткового самосуда.

Школьные и уличные драки - это способ самоутвердиться. Подростки не выбирают себе равного по силе и крутости соперника из-за страха проиграть. Противник всегда слабее, а значит, дело беспроигрышно. Иногда жертва старается игнорировать обидчика, не реагируя на нападки и т.д. Но так она только накаляет обстановку и "получает" ещё больше. Чаще всего за жертв никто не собирается заступаться, и это развязывает руки обидчику. Агрессия растёт.

Причины жестокости

Подростки превращают свои конфликты в настоящие побоища. В окружении зевак наносят жертвам множественные травмы и увечья, избивая их до полусмерти. Или снимают на мобильные телефоны, чтобы потом гордиться своими подвигами в Сети.

Сейчас дети стали меньше взаимодействовать друг с другом,- говорит врач-психотерапевт Вероника Пирогова. - Раньше, лет 25-30 назад, дети бегали на улице, если кого-то толкали, то они видели реакцию - человеку больно, ребёнок начинал плакать. А "смотритель" сочувствовал и сопереживал. Современные же дети больше контактируют через компьютерные игры и соцсети, реальные эмоции заменены смайликами. Жестокость у современных детей развивается потому, что обидчик не чувствует эмоционально, как другому человеку может быть больно.

Также специалист среди причин называет и повальное увлечение селфи, то есть самолюбование и желание привлечь внимание любыми способами.

Фото-селфи выкладывают, чтобы о тебе говорили. И видео с издевательствами для того же. Для подросткового возраста очень важно, чтобы о тебе говорили, особенно среди сверстников. И неважно, со знаком плюс или со знаком минус. Обидчики, когда снимают свою жертву на камеру, относятся к этому так: вот какой я крутой, меня показывают.

Причиной для необоснованно агрессивных и жестоких поступков может стать и детская ревность, когда единственный в семье ребёнок перестаёт быть таковым. Значит, родители вовремя не объяснили сыну или дочери искренность и надёжность своей любви, не смогли завоевать доверие, а поставили старшего ребёнка в неловкие и некомфортные условия после появления младшего.

Внимание родителей автоматически переключается на малыша, а старший остаётся как бы в стороне. И для того чтобы получить внимание и любовь родителей, ребёнок может совершать неадекватные поступки. Неважно, где и как, главное - быть в центре внимания.

Бывает и так, что в семье родители ведут себя очень сдержанно: не обнимаются, не целуются, их поведение образцово-показательное. Такое же холодно отстранённое поведение родители проявляют и по отношению к ребёнку. В моменты, когда ребёнок хочет выговориться, покричать, громко посмеяться, его останавливают и не дают проявить эмоции, и те остаются внутри. А когда такой ребёнок покидает стены дома, он находит выплеск для своих накопившихся эмоций. Он ищет возможность проявить свою накопленную силу и энергию на тех, кто слабее.

Все будут наказаны

Но с юридической точки зрения за издевательства и оскорбления можно получить весьма серьёзные наказания, особенно если обидчик достиг 14-летнего возраста.

Всё чаще мы сталкиваемся с насилием среди детей и подростков, - отмечает негативную тенденцию и адвокат Грант Казарян. - При выявлении факта совершения насилия по отношению к вашему ребенку следует сразу принять ряд мер, именно бездействие опасно для физического и психического здоровья вашего ребёнка.

Если с вашим ребёнком случилась беда и его побили, в первую очередь, советует адвокат, необходимо зафиксировать побои, обратившись в ближайший травмпункт. При поступлении в медицинское учреждение с травмами врач обязан выяснить у пациента, где он их получил.

Если пациент поясняет, что был избит, то сотрудники медучреждения направляют соответствующее сообщение в дежурную часть полиции. Сообщение регистрируется в КУСП (книге учёта сообщений о преступлениях), сотрудник полиции прибывает в течение суток в больницу, берёт объяснение по факту произошедшего и принимает заявление от потерпевшего или его законного представителя. Далее опрашиваются лица, которые указаны в объяснении как участвующие в избиении, опрашиваются свидетели, учителя, родители.

Когда все документы готовы, складывается материал проверки по заявлению. В сроки, установленные УПК РФ, должно быть принято процессуальное решение. Это может быть постановление о передаче заявления по подследственности, о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела.

Адвокат обращает внимание на то, что крайне важна экспертиза, потому что пока её нет, то и оснований для возбуждения уголовного дела нет. После подростковых разоборок дело может идти о статьях "Побои" и "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью". Уголовная ответственность по ним наступает с 16 лет, одако наказать могут и 14-летнего. Это случится, если доказано умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью.

По поводу видеосъёмки адвокат Грант Казарян также даёт свои рекомендации, чтобы наказать жестоких подростков, обидевших вашего ребёнка.

Действительно, в последнее время происходящее нередко снимают на мобильные телефоны. При наличии видеозаписей их необходимо приложить к заявлению, если нет, то следы побоев, зафиксированные на теле ребёнка, являются лучшим доказательством, а у следствия есть другие, более эффективные методы ведения расследования. Уголовное дело возбуждается по факту преступления, по признакам преступления, а не исходя от наличия или отсутствия доказательств.

За словесные оскорбления тоже предусмотрены наказания. Разница в том, что очень редко родители сами доводят дело до разбирательств, а в худшем случае вообще не придают значения жалобам пострадавшего ребёнка.

Если вашего ребёнка оскорбляют или ему угрожают, следует незамедлительно написать заявление в прокуратуру и предоставить всю имеющуюся у вас информацию на недоброжелателя (свидетельские показания, копии писем), - говорит Грант Казарян . - По заявлению должны провести проверку и установить фактические обстоятельства дела. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей.

За угрозы убийством или нанесением особо тяжкого вреда жизни и здоровью недоброжелатель может получить наказание в виде лишения, ограничения свободы, часы принудительных или обязательных работ.

Адвокат говорит - главное в подобной ситуации не сидеть сложа руки, а действовать! Даже когда заявление подано, родители могут найти максимум компромата на обидчиков, взять хорошие характеристики на своего ребёнка, заручиться поддержкой свидетелей и компетентных людей, добавляет специалист.

Виновата школа?

Так как большинство подобных драк и унижений происходит между одноклассниками или учениками одной школы, а спортивная площадка учебного учреждения нередко выступает полем боя, то даже во время летних каникул школа считается причастной к подобным инцидентам.

Если преступление было на территории школы, необходимо обращаться с жалобой на действия сотрудников учебного заведения с требованием о привлечении их к дисциплинарной ответственности за проявленную халатность и исключении виновника из школы за нарушение устава учебного заведения, - сообщает адвокат Грант Казарян. - Помимо прочего, необходимо направить жалобу в департамент образования вашего города и в органы прокуратуры на предмет совершения преступления, предусмотренного статьёй "Халатность". Все заявления и жалобы необходимо оформлять в письменном виде.

Главное - действовать

И врач-психотерапевт, и квалифицированный юрист единогласно рекомендуют одно: не оставлять безнаказанным того, кто нанёс моральную и уж тем более физическую травму вашему ребёнку!

Не скупитесь на услуги квалифицированного адвоката, только грамотный системный подход к решению проблемы даст нужный вам результат и обезопасит вашего ребёнка от повторного посягательства в будущем, - подчёркивает Грант Казарян .

Главное - не молчать! Ведь именно чувство безнаказанности часто толкает людей на повторное или более тяжкое преступление.

Осознание того, что мой ребенок – изгой среди одноклассников, обрушилось мне на голову бетонной плитой. Сын всегда избегал разговоров на тему отношений в классе, объясняя ссадины и синяки обычными среди мальчиков драками. Но однажды, узрев свежий кровоподтек на голове, я пригрозила рассказать об этих драках учителю или директору. Ведь такие действия могут привести к непредсказуемым последствиям!

Ответ ребенка просто сразил наповал: «Мама, каждый день меня бьют в школе, не хочу жить. Я даже самоубийство продумывал… Не говори никому ничего, мама, пожалуйста, иначе меня просто убьют». Оказалось, моего ребенка бьют в школе систематически, и не просто бьют – избивают.

Первым бессознательным порывом было посадить в тюрьму этих малолетних ублюдков. Поостыв, я сообразила, что все-таки эти мальчики и девочки – тоже чьи-то сыновья и дочки. Видимо, надо звонить их родителям, или все-таки решать вопрос через учителя и директора школы? Куда жаловаться, куда обращаться и что делать, когда твоего ребенка избивают?

Между Сциллой и Харибдой

Вопрос был отнюдь не прост. Обращаться и жаловаться по поводу травли сына или дочки родители, конечно, могут в разные инстанции. Когда твоего ребенка избивают, дойдешь не только до руководства школы, но и до министерства образования. Но я понимала, что такие действия могут спровоцировать одноклассников на удвоенное насилие, а моего ребенка это действительно подтолкнет к суициду. Что делать?

Конечно, избитый ребенок предпочитает молчать. Но где были мои глаза? Ведь не каждое дитя становится объектом травли. Наверное, это я как мама виновата в случившемся? У сына впереди целая жизнь, а он не способен адаптироваться в коллективе. Может, еще не поздно что-то изменить?

Ликбез для отсталых родителей

После отчаянного метания по родительским форумам счастливый случай привел меня на сайт по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Статьи и рекомендации системных психологов раскрыли мне глаза на собственную чудовищную безграмотность. Оказалось, наши дети наследуют от нас только внешние признаки. А психика ребенка может быть абсолютно не похожа на родительскую.

Чтобы не совершить воспитательных ошибок, надо точно знать, какими свойствами природа наделила именно вашего ребенка. Потенциальной жертвой одноклассников действительно может стать не каждый, а только обладатель определенных свойств психики. Но этот сценарий вовсе не является обязательным: все зависит от того, насколько психологически грамотно мы растим своих детей.


Природные «жертвы»: как выжить в современном мире?

Чаще всего избитый одноклассниками ребенок – это носитель кожно-зрительной связки векторов. От природы ему задана особая эмоциональность, в детстве он жалеет жучков, сострадает бездомному котенку. В первобытные времена мальчики с такими свойствами не выживали, а становились жертвами каннибализма. От природы неспособный убивать, он не мог охотиться, как остальная стая, а значит был лишним ртом и обузой.

Сегодня мы имеем многовековой культурный слой, ограничивающий нашу неприязнь. Поэтому кожно-зрительные мальчики выживают наряду с остальными. Однако в массе своей, родители неверно их воспитывают. Как результат, такого ребенка постоянно избивают и унижают ровесники. Что делать, чтобы ребенок не стал жертвой?

  1. Главная ошибка родителей – попытка вырастить из нежного и хрупкого мальчика «брутального мужика». Чтобы он умел постоять за себя, его отправляют на разного рода единоборства и т. д. Однако, он никогда не будет равным тем, кто от природы способен «убить добычу». Именно в такой среде он еще больше чувствует себя «не мужчиной», на отличиях от более агрессивных мальчиков. Но это вовсе не значит, что он «девочка».
  2. Чувственность такого мальчика – это и причина его проблем, и главный «козырь». Все зависит от воспитания. В древнем корне его психики лежит страх смерти (быть съеденным). Оставаясь в состоянии страха, он становится жертвой. Но если родители в детстве читают такому ребенку сказки на сопереживание, а позже учат помогать больным и слабым, его страх трансформируется в свою противоположность – любовь к людям.
  3. От природы кожно-зрительные дети обладают талантом к пению, они артистичны. Прекрасным вариантом реализации будет отдать такого мальчика в музыкальную школу. Играющий и поющий кожно-зрительный мальчик с гитарой становится уже не изгоем, но наоборот, душой компании. Вокруг него ребята объединяются уже не на базе неприязни и агрессии, а на базе чувственного единства.
  4. Хорошим вариантом также будет театральный кружок или школа танцев. Обычно в таких кружках девочек намного больше. Именно в такой среде кожно-зрительный мальчик скорее научится чувствовать себя мужчиной, на отличиях от девочек. Нужно только обязательно учить его: подать руку девочке, помочь надеть пальто и т. д.

Если в вашей семье не сын, а дочь с такими свойствами – ситуация в школьные годы может складываться иначе. Такая девочка от природы наиболее привлекательна для мальчишек, предпочитает их общество вместо того, чтобы дружить с представительницами своего пола.

Однако это возбуждает зависть и агрессию к ней от других девочек, которые в современном мире тоже нередко постоянно бьют друг друга. Кроме того, вступая в подростковый период, кожно-зрительная девочка рискует быть изнасилованной, если бессознательно несет в себе страх.

Воспитательные меры по предотвращению подобных ситуаций те же, что описаны выше. Это развитие чувственности, умения сопереживать и сострадать, помогать больному и слабому. Эти меры гарантируют вашему ребенку способность выносить свой эмоциональный диапазон наружу, навсегда избавляясь от страха, а значит и от риска стать жертвой.

Избитый ребенок «не от мира сего»

Кожно-зрительные мальчики становятся жертвами ровесников именно потому, что они не такие как все, как бы «не мужчины». И другие мальчишки воспринимают их чужими среди своих. По такому же принципу девочки бессознательно могут третировать свою кожно-зрительную одноклассницу, потому что она «не такая как они», «своя» в обществе мальчишек.

Но не в каждом классе встречается ребенок с кожно-зрительной связкой векторов. Тогда одноклассники бессознательно могут выбрать себе другую жертву. Как всегда ею становится тот, кто отличается от остальных. Нередко это обладатель , не важно, мальчик это или девочка.


Такие дети сосредоточены на своих мыслях, мало говорят. Их особо чувствительная зона – ухо, им бывает тяжело воспринимать шум и гам остальной детворы, они могут замыкаться в себе и предпочитать уединение. Почему такого ребенка бьют в школе, как у него формируется сценарий жертвы?

  1. Когда в семье растет сын или дочь со звуковым вектором, родители часто сами совершают большую ошибку. Видя, что ребенку очень трудно в детском саду или школе, они стремятся перевести его на домашнее обучение, тем самым еще больше закрепляя неспособность звуковика к социальной адаптации.
  2. Такие дети обладают незаурядным абстрактным интеллектом и часто именно в интеллектуальном развитии могут опережать ровесников. С ранних лет они вместо сказок читают энциклопедии, интересуются тем «откуда все взялось». Это укрепляет родителей в их представлении о том, что у них ребенок особый и ему нечего делать среди оголтелой толпы.

Ошибочное решение отгородить своего маленького гения от остальных обходится родителям очень дорого. Например, не получив хотя бы минимальной социальной адаптации в детском саду, в школьные годы именно такой ребенок рискует быть избитым или просто стать объектом насмешек и издевательств.

Индивидуальное обучение приводит к тому, что имея даже самый высокий интеллект, звуковик не способен донести до других людей свои незаурядные идеи. Не способен реализовать их, поскольку в этом вопросе без контакта с другими просто не обойтись. Отсутствие реализации своих свойств толкает именно звуковика к суициду, у него могут возникать глубокие депрессии. И самоубийство такой человек действительно способен довести до трагического конца.

Что делать, чтобы избежать травли такого ребенка со стороны ровесников?

  1. В детский сад звуковика необходимо отдавать одновременно с остальными детьми – в возрасте около трех лет. Рано освоив навык чтения, такой ребенок может объединить вокруг себя всю группу во время совместного прочтения сказок. Тогда вместо изгоя он будет центром внимания. Главное – заручиться поддержкой воспитателя.
  2. Вместо того чтобы пытаться втягивать такого ребенка в активные и шумные игры, предоставьте ему возможность подготовить для всего класса какой-то интересный доклад или научный опыт. Помощь взрослых позволит привлечь к реализации такого проекта других детей. Это поможет звуковику научиться взаимодействовать с другими в процессе реализации своих идей.

Травля на основе других отличий

Иногда почву для того, что нашего ребенка избивают или обсмеивают, закладываем мы сами. Например, системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что имя ребенку следует выбирать из тех, которые часто встречаются среди его ровесников, чтобы оно не было излишне вычурным.

Не стоит задаваться вопросом, что делать, если бьют в школе среди русскоязычных детей вашу милую дочь по имени Клеопатра, и почему над ней постоянно издеваются. Дети всегда находят того, кто отличается от них по тому или иному принципу, и подвергают его остракизму.

И все же, какими бы векторами и отличиями от других детей ни обладал ваш ребенок, если он социализован, развит по своим врожденным свойствам и умеет создавать контакт с окружающими, то ситуации, когда ребенка избивают и подвергают травле, не возникнет.

Сегодня крайне мало педагогов и родителей имеют достаточную психологическую грамотность, чтобы помочь детям выстроить продуктивные отношения в коллективе. А без грамотной помощи взрослых дети способны построить только архетипичную стаю, где «око за око» и «выживает сильнейший».


Избитый ребенок – убитое общество

Получая психотравмы в результате избиения и унижения в детстве, наши дети не способны строить нормальное общество, создавать счастливые семьи. Начинать нам, взрослым, следует с самих себя. Как перестать нервничать, на мир, который так жесток к вашему любимому чаду?

Если избили именно вашего ребенка, считайте, что вы уже получили «билет в один конец». В конце этого путешествия будет либо ваша психологическая грамотность, либо разрушенная судьба вашего собственного ребенка. Выбор за вами.

Наша с сыном история завершилась счастливо, благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вместо дзюдо он, наконец, пошел учиться пению и сейчас просто душа компании на первом курсе своего института. наш далеко не уникален, множество слушателей тренинга оставили свои отзывы о том, как тренинг помог им подобрать ключ к воспитанию своего ребенка:

В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только ни делала (посещения психолога, книги, и т. д. и т. п.), но дочь всё с меня «снимала»…

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!

Хотите, чтобы в вашем случае «билет» оказался счастливым? Обеспечьте нормальное будущее своему ребенку, начав с бесплатных онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Здравствуйте, Людмила. Моя дочка почти месяц ходит в детский садик. Серьезных проблем у нас не было. Она уже привыкла к новой обстановке. Ей нравится воспитательница. Но вот вчера она пришла домой в плохом настроении. Как оказалось, у них в группе произошел конфликт и моя кроха ударила мальчика.

Если честно, то я растерялась. Почему она так себя повела? Как должна поступить я? Мне очень не хочется, чтобы подобная ситуация повторилась. Есть ли профессиональные советы, что нужно делать, если ребенок бьет детей в детском саду?

Причины детской агрессии

Описанная вами ситуация - не редкость. Конфликты, ссоры и даже мелкие драки в детском саду возникают по разным причинам. Прежде всего, нужно искать корень этой проблемы в семье.

И речь сейчас не о том, что родители бьют ребенка дома или таким же образом решают споры друг с другом. Это немного другая история, которая требует совсем другого подхода:

  1. Ребенок может стать агрессивным, если родители излишне подавляют его индивидуальность:
  • Постоянная критика поведения малыша;
  • Упреки;
  • Обвинения его в том, что он не такой хороший, как его сверстники. Все это очень негативно отражается на самооценке и характере дошкольника;
  • Особенно нежелательно говорить, что вам стыдно иметь такого малыша, что вы хотите его отдать куда-то. Такие слова очень обижают ребенка, вызывают у него тревогу и враждебное отношение не только к своим родителям, но и ко всему окружающему миру.

Конечно, каждый родитель хоть раз выходил из себя. И, чаще всего, причиной становится детское непослушание. А вот способов, как договориться с ребенком в таких ситуациях бывает мало. Покричать, наругать, предложить выбор из двух вариантов – это чаще всего используют родители.

Вы сможете понять особенности развития ребенка в том или ином возрасте, основные потребности и задачи ребенка и причины его плохого поведения в курсе Послушание без криков и угроз >>>.

Также вас ждет более 15 приемов, как договориться с непослушным ребенком, но без применения криков, угроз или физических наказаний. Подробно рассматриваем воспитание детей от 1 до 5 лет.

  1. Чересчур строгое воспитание;
  • Не стоит окружать малыша большим количеством запретов и требовать их непременного выполнения;
  • Причем взрослые не всегда учитывают интересы и потребности ребенка и заботятся лишь о своем комфорте, запрещая детям шуметь, трогать вещи и т.п. А ведь дошкольники очень любознательны и подвижны;
  • Множество запретов обязательно приводит к тому, что ребенка часто наказывают. Конечно, это вызывает у него негативные эмоции и затаенную агрессию;
  • Особенно плохо, если малыш не понимает, за что именно его отругали или лишили любимой игрушки.
  1. Возможная причина того, почему ребенок бьет детей в садике – отсутствие воспитания или применение слишком демократичной модели воспитания, при которой малышу позволяется делать все, что вздумается. Поэтому он просто не знает норм и правил поведения и во многих случаях действует спонтанно;
  • Чтобы установить границы поведения, научиться грамотно влиять на ребенка, смотрите семинар Мама-главная !>>>;
  • Он поможет вам повысить ваш авторитет в глазах ребенка и решать возникающие конфликты со своим малышом или с ребенком и другими детьми вам станет в десятки раз проще;
  1. В семье может сложиться и еще одна неблагоприятная ситуация, когда родители не уделяют ребенку должного внимания, мало интересуются его самочувствием, его делами. Малыш будет чувствовать себя одиноким, никому не нужным и у него сформируется соответствующее отношение к окружающим людям;

Другие причины

Кроме неправильного подхода в семейном воспитании есть и другие причины детской агрессии:

  • Серьезное влияние на характер малыша могут оказать мультфильмы, видео или сюжеты компьютерных игр со сценами драк, жестоких шуток и т.д.;
  • Обиды от сверстников часто приводят к тому, что ребенок начинает отвечать тем же. Он, не задумываясь, ударит в ответ или начнет драться за игрушку, которую у него попытаются отобрать;
  • Иногда малыш попадает в ситуацию, когда другие дети не хотят с ним дружить или даже общаться. В таком случае он может попытаться силой добиться уважения от своих сверстников или просто будет мстить им за такое отношение;
  • Бывает, что дошкольник часто бьет своих сверстников, как бы нечаянно, без злого умысла. Такое характерно для гиперактивных детей, которые очень подвижны и слабо контролируют свое поведение. Такой тип характера подробно рассмотрен в статье Ребенок холерик >>>;
  • В некоторых случаях агрессия ребенка в отношении других людей может быть спровоцирована состоянием его здоровья. Если у ребенка болезненное состояние, он устал, не выспался и т.п., то он будет реагировать на действия окружающих довольно резко;
  • Также излишняя возбудимость возникает на фоне повышенного внутричерепного давления.

Адаптация в садике, как стресс, запускающий агрессию

Отдельно хочу обратить внимание, что подобные проблемы часто возникают именно в период адаптации к детскому саду. Вы говорите, что дочурка ходит в сад всего лишь месяц, поэтому вполне может быть, что процесс привыкания еще не завершен.

  1. В это время ребенок может испытывать определенные сложности во взаимоотношениях и психологические трудности. Пытаясь найти свое место в новом коллективе, он боится возможных проблем с общением и предпочитает действовать силой;
  2. Кроме того, малыш ведь еще не имеет опыта решения конфликтов и интуитивно выбирает самый простой и «доходчивый путь»;
  3. А иногда дошкольник считает драку за игрушку веселой забавой и думает, что такое поведение вполне уместно в детском саду.

Этот семинар затрагивает проблемы первых месяцев ребенка в детском саду. Вы найдете ответы на вопросы:

  • как реагировать, если ребенок идет в сад со слезами;
  • как подружить ребенка с другими детьми;
  • как помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям?
  • что делать, если другие дети обижают вашего ребенка?
  • хитрости, советы и рекомендации как сделать детский сад местом, в котором ребенку будет радостно и комфортно.

Посмотрите семинар, поскольку чаще всего, агрессивность вызвана большим стрессом. Ребенок не может сам с ним справиться и нужна ваша помощь.

Что делать если ваш ребенок бьет всех в садике?

Конечно, довольно неприятно осознавать, что ваш ребенок бьет других детей в садике и на него могут жаловаться другие родители. Поэтому следует сразу же принимать воспитательные меры:

  1. Обязательно поговорите с малышкой. Объясните, что ее поступок неправильный. Ни в коем случае не обвиняйте, не упрекайте и не говорите плохих слов о ее характере. Обсуждайте только ошибочное поведение;
  2. Попросите ее рассказать, чего она хотела добиться, ударив мальчика;
  3. После того, как разберетесь в сути ситуации, предложите другие возможные способы решения конфликта, кроме насилия;
  4. Можно даже разыграть в ролях разные сюжеты, а затем похвалить дочурку. Скажите, что у нее все замечательно получилось, и теперь она будет знать, как правильно вести себя, если опять повторится ссора;

Важно! Старайтесь не переходить к нравоучениям! Вы должны показать, что всегда будете на ее стороне.

В некоторых случаях такой разговор придется повторить и, возможно, не один раз (читайте статью по теме: Почему ребенок не слушается ?>>>). Все зависит от причины, спровоцировавшей агрессию ребенка.

  1. Позаботьтесь о том, чтобы изменить обстановку в семье. Оградите малыша от любого проявления насилия. Ребенок никогда не прислушается к совету решать споры мирным путем, если будет наблюдать у взрослых другую модель поведения;
  2. В первое время необходимо пристально наблюдать за поведением дошкольника. Нужно проследить, в какой ситуации он становится более агрессивным. Любые попытки малыша снова ударить кого-то должны сразу же пресекаться.

Иногда останавливать его придется буквально «хватая за руку». Родители должны дать понять ребенку, что не собираются дальше терпеть подобную ситуацию и не позволят ему больше себя так вести.

Уже с трех лет можно начинать учить малыша контролировать свои эмоции. Это можно делать разными способами:

  • топать ногами;
  • сжать кулачки;
  • порычать;
  • нарисовать свою злость;
  • побоксировать подушку.

Очень хорошо может помочь привлечение ребенка к участию в активных подвижных играх, спортивных соревнованиях. Физические нагрузки – отличный способ выплеснуть энергию и снять напряжение.

Не менее эффективным является посещение малышом музыкальных или художественных кружков, участие в творческих конкурсах.

Что делать если бьют вашего ребенка?

Вместе с тем, немного поговорим и об обратной ситуации – вашего ребенка бьют в детском саду. Конечно, сразу вы ощутите гнев и возмущение. Но нельзя давать волю чувствам.

Помните, что речь идет о детях, а они не всегда могут полностью отвечать за свои поступки. Поэтому ни в коем случае не идите разбираться со сверстником вашего малыша.

Лучше всего действовать по алгоритму:

  1. Обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателем (иногда приходится пообщаться даже с заведующей детского сада);
  2. Поговорите с родителями ребенка, который обижает в садике вашего;
  3. Обратитесь за помощью к детскому психологу, который работает в вашем ДОУ.

Не стоит оставлять конфликтную ситуацию без внимания, в надежде, что все разрешится само по себе. Взрослые обязательно должны заручиться поддержкой друг друга и действовать сообща, чтобы между детьми установились хорошие отношения.

Агрессивный ребенок в детском саду – это проблема, как для его родителей, так и для других детей в группе. В ее решении огромная роль отводится семейному воспитанию.

Взрослым необходимо выработать правильные подходы к малышу и способствовать развитию у него коммуникативных умений и положительной самооценки.

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.