Интересные факты из жизни Коко Шанель (Coco Chanel)

Законодательница моды Коко Шанель 95 лет назад представила легендарные духи “Chanel №5”, которые любимы миллионами женщин до сих пор. Однако разработаны они были вовсе не ею, а российским парфюмером.

Прошло около века, однако эти духи до сих пор считаются символом элегантности и безукоризненного вкуса, как и имя, которое они носят.

Представляем вам десятку интересных фактов о духах Chanel №5:

1. Автором духов называют парфюмера, российского эмигранта Веригина. Он работал в парфюмерном отделе "Шанель" вместе с великим парфюмером с русскими корнями Эрнестом Бо. По задумке Шанель, аромат должен был "пахнуть женщиной". Бо представил не одну, а двадцать четыре композиции, из которых методом исключения выбрал десять. Их он и выставил перед Коко, пометив флаконы, чтобы не запутаться, номерами. Шанель выбрала аромат под номером пять.

Коко считала пятерку своим талисманом. Недаром аромат появился на прилавках 5 мая — то есть, 5.05.

2. Состав аромата во время его появления считался революционным — в него входили иланг-иланг, нероли, бергамот и лимон (верхние ноты), корень фиалки, ирис, ландыш, жасмин и роза (средние ноты) и сандаловое дерево, амбра, пачули, виверра, ветивер, мускус и дубовый мох (базовые ноты). Прорывом в парфюмерном искусстве Chanel № 5 считают из-за присутствия в аромате альдегидов.

Коко не любила цветочные ноты, которые напоминали ей об образе женщины-цветка, навязываемого в то время обществу. Эрнест Бо учел ее пожелания, использовав альдегиды — они сделали ароматы цветов синтетическими, что позволило модным критикам назвать его "абстрактным букетом".

3. Форма флакона для духов тоже была необычной — параллелепипед с граненой под изумруд пробкой и белой этикеткой с черной надписью Chanel №

5. Говорят, Шанель взяла за основу пузырек для успокоительного из Воронцовской аптеки — увидев его, она воскликнула: "Вот то, что мне нужно, — главное, что тут нет никаких амурчиков и декоративных цветочков!".

AFP PHOTO / NIKLAS HALLE"N

4. Прежде чем выпустить Chanel № 5 в продажу, Коко организовала закрытый клуб любительниц аромата, в который входили только ее близкие подруги. Ее, как сказали бы сейчас, маркетинговый ход сработал — когда первая партия Chanel № 5 появилась на прилавках, ее, несмотря на цену, раскупили в течение нескольких часов.

5. Самой звездной почитательницей аромата была Мэрилин Монро, а после того как в одном из интервью она сказала, что на ночь надевает только несколько капель Chanel № 5, актриса начала еще и рекламировать его.

6. Из Европы в Америку Chanel № 5 привезли американские солдаты, которые после освобождения Парижа осенью 1944 года опустошили все парфюмерные магазины, покупая духи в подарок своим женам и невестам — так началось распространение аромата по всему миру.

7. В 20-х годах прошлого века флакон Chanel № 5 стоил полторы тысячи франков. Всему виной цветущая всего пять недель в году грасская роза: чтобы получить килограмм розового концентрата, нужно обработать четыреста килограммов розовых лепестков. В свою очередь из килограмма концентрата можно выжать полкилограмма розового масла, стоимость которого — пять тысяч евро.

8. Аромат существует в четырех вариациях: духи, туалетная вода, парфюмерная вода и Eau Premiere.

9. Chanel № 5 — самые продаваемые духи в мире. Эксперты утверждают, что каждые тридцать минут в мире продается один флакон этого аромата.

10. Изначально Chanel Nº 5 представляла сама Коко Шанель. Позднее лицом Chanel Nº 5 становились известные актрисы и модели — Катрин Денев, Кэндис Берген, Сьюзи Паркер, Кароль Буке, Эстелла Уоррен, Николь Кидман, Одри Тоту, Жизель Бундхен. Первым "мужским" лицом Chanel № 5 в истории аромата стал Брэд Питт.

История моды

4171

19.08.14 13:30

Дочь торговца и крестьянки, познавшая нищету и жизнь в приюте, смогла стать королевой в мире моды и внести революционные изменения в дамский гардероб. Ее биография полна невероятных фактов, что в ней – правда, что – плод слухов и досужих сплетен, неизвестно. Но все же, попробуем вспомнить некоторые из них.

Из певиц – в модистки

Габриэль начинала как певица – именно отсюда «растут» корни ее прозвища, под которым она прославилась. Девушка любила исполнять игривые песенки, вроде «Qui qua vu Coco», потому-то постоянные посетители муленской кафешки «Ротонда» и стали называть ее любовно «Коко». Однако Коко не суждено было стать легендой на певческом поприще (как это получилось у ее соотечественницы Пиаф). Шанель было предначертано идти по совсем другому пути.

Она была любовницей богатого британского промышленника Артура («Боя») Кэйпела, а на досуге «изобретала» шляпки. Именно эти головные уборы – поначалу довольно причудливые – и стали началом, первой ступенькой ее творческого пути. Однако чудо-шляпки стали пользоваться спросом у дам «из общества», куда Артур ее ввел.

«Ограбив» мужчин

Любовницы, жены и содержанки богачей тогда стремились к пышности и роскоши. А Коко чувствовала себя неуютно в море рюшек, спотыкалась о длинные подолы юбок, не желала затягивать талию в корсет – благо, фигура позволяла. Она хотела выделиться из этой пестрой толпы и начала потихоньку шить для себя, создавая изящные и очень элегантные вещи. Идеи она черпала, в том числе, и в вещах своего любимого (англичане-мужчины в ту пору одевались очень стильно). Позже Коко «ограбит» гардероб сильного пола: позаимствует из него приталенные жакеты, строгие шляпы, галстуки.

Кто там с сумкой на ремне?

Еще Шанель обожала карманы. Раньше считалось, что карманы более свойственны мужскому костюму – у дам же всегда с собой сумочка. Но Коко взяла и эту деталь на вооружение, приспособив их и для сумок тоже. Посмотрите на сегодняшние модели сумочек от Chanel – как изобретательно используются кармашки!

Кстати, о сумочках. Как-то в середине 1950-х, будучи уже известным кутюрье, Мадемуазель решила, что устала таскать ридикюль в руке и приспособила к нему цепочку. Теперь аксессуар можно было носить на плече, руки при этом оставались свободными. Так что, именно француженке мы обязаны сумкам на ремешках.

Новые «тренды»: загар и стрижка

Сразу несколько остроумных изобретений приписывают Шанель. Сегодня многие с ума сходят по загару, пропадают в соляриях и едут в теплые страны, чтобы стать золотисто-коричневыми. А когда-то в моде была аристократическая бледность: девицы сторонились солнца. В 1923-м году Коко Шанель отправилась в круиз и была столь неосторожна, что слишком сильно загорела. Прибыв в Канны, она произвела фурор. И загар стал новым «трендом».

Не приветствовались в эпоху Первой мировой и короткие прически у женщин. Но Шанель смогла свершить революцию и в этом направлении. Говорят, что однажды модельер очень спешила на спектакль в прославленную «Гранд-Опера», и ее подвела газовая колонка – газ вспыхнул и опалил пряди Коко. Не долго думая, она взяла ножницы и соорудила себе короткую стрижку. На премьере все были ошарашены новым образом Шанель. Не прошло и недели, как «продвинутая» часть женского населения Парижа щеголяла подобными прическами. Было это в 1917-м году.

Этот грандиозный «маленький» шедевр

Отдавая предпочтение простоте, практичности и изящности, кутюрье все же не желала использовать в своих коллекциях брюки. Именно эта часть мужского гардероба, как казалось Коко, женщину совсем не украшает. С другой стороны, не любила она и чего-то совсем короткого (поначалу все модели будущая знаменитость «пробовала» на себе, а у нее был «пунктик»: Габриэль считала свои колени некрасивыми). Поэтому хоть «маленькое черное платье» называется маленьким, колени прикрывает. Еще оно лишено каких-либо «украшательств» и может быть дополнено аксессуарами – в зависимости от того, куда и когда (днем или вечером) вы направляетесь.

А родился этот шедевр как следствие трагедии. Так и не став супругом Коко, погиб главный мужчина ее жизни – Артур. И Мадемуазель мгновенно возвела черное в ранг самого модного цвета сезона (носить траур по любовнику считалось дурным тоном, а если ты надеваешь модное черное платье – кто же будет спорить?). И почти пять лет коллекции Шанель были антрацитовыми – разбавить эту мрачную гамму позволялось лишь белым обшлагам или воротникам. Спорить с законодательницей мод, действительно, никто не стал, и как писал «Vogue» в 1926-м году, «хит сезона», «маленькое черное платье» затмило даже популярнейший и респектабельнейший автомобиль «Форд».

Каждые 30 секунд

Еще одним из признанных шедевров, вот уже много лет пользующихся неизменным спросом, являются духи «Шанель №5». Его рекламировали Катрин Денев и Николь Кидман, Кароль Буке и Одри Тоту. А фраза, произнесенная Монро (о том, что единственная одежда для сна у нее – несколько капель этих духов), сразу же была взята на вооружение рекламщиками.

Рождение аромата окутано легендами. Модельер заказала его создание эмигранту (бежавшему из России) Эрнесту Бо (вот почему, как шутили тогда, флакон и пробку Мадемуазель позаимствовала у русской водки). Мастер поэкспериментировал и представил на суд строгой работодательницы несколько вариантов. Именно пятый аромат пришелся по душе Коко. К содержимому она добавила нотку ландыша – так появились духи.

5 мая 1921-го года (цифра 5 была счастливой для Шанель) состоялась презентация новинки. Говорят, что каждые полминуты в мире кто-то покупает очередной флакон этого чуда.

Вдохновившись мужской модой и дорогой простотой, Габриэль — вошедшая в историю как великая Коко — навсегда перевернула мир высокой моды и вошла в список ста самых влиятельных людей XX века по версии журнала «Тайм». Сложно переоценить вклад, который внесла эта француженка в мировую моду и гардероб каждой отдельно взятой женщины. АиФ.ru вспомнил культовые изобретения Шанель.

1. Духи Chanel № 5

Первое, что приходит в голову при упоминании имени Коко Шанель , это, конечно же, . Аромат, изобретённый в 1921 году выходцем из Российской Империи Эрнестом Бо (на счету этого парфюмера известные духи императрицы «Букет Екатерины»), стал настоящей революцией в истории парфюмерного искусства и самым популярным парфюмом в мире. Кстати, Chanel № 5, как потом говорил Эрнест Бо, были навеяны воспоминаниями о России.

В чём же была уникальность аромата для того времени? До появления Chanel № 5 духи делались преимущественно из природных компонентов растительного или животного происхождения путём эмпирического смешения. Появление синтетических компонентов, которые усиливали стойкость запаха и заставляли его «вибрировать», перевернуло парфюмерный рынок.

Коко предложила Бо создать искусственный аромат, и парфюмер, экспериментировавший с альдегидами, предложил ей целую серию ароматов. Из них великая Шанель и выбрала аромат № 5.

Мировой триумф Chanel № 5 обеспечили новизна аромата, который не вызывал ассоциаций ни с одним из знакомых цветов, и простой флакон в форме параллелепипеда в противовес модным тогда фантазийным пузырькам.

2. Маленькое чёрное платье

История создания маленького чёрного платья овеяна множеством легенд. Биографы Габриэль пишут, что любящую простоту и аскетизм законодательницу моды раздражало обилие ярких и пышных творений Поля Пуаре . Излишне нарядных дам она называла «ряжеными» и приняла решение переодеть всех в чёрное.

По другой версии, Шанель создала простое траурное платье в память о погибшем в автокатастрофе возлюбленном Бое Кейпеле . Появившись на свет в 1926 году, маленькое чёрное платье навсегда «поселилось» в гардеробах женщин.

Узкое прямое изделие из крепдешина с тщательно подогнанными рукавами американский Vogue окрестил «„фордом“ среди платьев».

Коко подхватила эту мысль: «Я создаю «форды», а не „роллс-ройсы“». Позволить себе маленькое чёрное платье могла даже дама со скромными доходами.

3. Сумка 2.55

Культовая сумка 2.55 увидела свет в феврале 1955 года — дата «рождения» и дала название этому аксессуару. Её популярность, несмотря на труднодоступность и высокую цену, растёт год от года, и даже во французских бутиках не продают больше одной сумочки 2.55 в одни руки в месяц.

До её появления дамам приходилось носить с собой в руках различные ридикюли, которые доставляли много неудобств. Коко Шанель избавила женщин от этих проблем, подарив им небольшую стёганую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке.

Модель 2.55 можно было удобно носить на плече. Изначально Шанель придумала сумочку в своём любимом чёрном цвете, но позднее появились другие версии — самых разных оттенков и фактуры.

4. Твидовый костюм

Твид и джерси считались грубыми тканями, подходящими исключительно для пошива мужских костюмов. Но Шанель разрушила этот стереотип и создала женский твидовый костюм, который стал воплощением роскоши и элегантности.

В него с удовольствием облачились «звёзды» кино и сцены и даже жёны президентов, например, Джеки Кеннеди — известная законодательница моды. Кстати, идея шить женские костюмы из грубой ткани возникла у Коко благодаря тому самому Бою Кейпелу , который заинтересовал её «английским стилем».

Несмотря на безусловную популярность, твидовый костюм из приталенного жакета и узкой юбки, который Коко презентовала в 1923 году в салоне на Рю Камбон, был встречен журналистами крайне холодно. Своё второе рождение он пережил в 1954 году — женщинам пришлись по душе простота кроя и элегантность линий.

5. Двухцветная обувь

Габриэль Шанель была причастна не только к созданию культовой одежды. Благодаря её безупречному вкусу появился и такой тренд, как двухцветная обувь, которая стала ещё одним признаком фирменного стиля французского дома моды.

Мадемуазель предпочитала удобную обувь на небольшом каблуке, а сочетание бежево-чёрной гаммы считала одним из самых удачных. Обувь с бежевой основой и мысом из чёрной лакированной кожи решала две задачи: привлекала внимание и визуально уменьшала длину стопы и удлиняла ноги.

Сегодня дизайнеры всего мира активно используют эту идею, предлагая свои смелые и оригинальные сочетания цветов. Но бежевые босоножки с чёрным мысом и эластичной стяжкой, охватывавшей пятку, остаются нестареющей классикой от Chanel.

6. Аксессуары и жемчуг

Шанель ненавидела вычурные и яркие наряды, предпочитая простоту и аскетичность. Но аксессуары, которых, по утверждению Коко, должно быть как можно больше, были её настоящей страстью.

Сама великая мадемуазель всегда носила их в большом количестве, начиная от нитки жемчуга и заканчивая головными уборами. Так, лаконичная нить жемчуга может дополнить как маленькое чёрное платье и твидовый костюм, так и матросскую тельняшку.

Она сделала жемчуг демократичным и модным, хотя раньше он считался достоянием только высшего круга. Более того, Коко показала, как можно без ущерба для репутации объединять драгоценности и бижутерию, которую до неё считали дешёвой подделкой. Достоинства бижутерии — доступность и возможность носить с повседневными нарядами — быстро сделали идею Коко популярной.

7. Короткие стрижки

Коко Шанель, как пишет в биографической книге Анри Гидель , «упрямо насаждает короткие волосы». До Шанель женщины не носили стрижек, а по волшебному мановению её руки, француженки начинают нещадно стричь свои пышные шевелюры. У поселившегося на той же знаменитой Рю Камбон куафёра Антуана , создателя причёски «a la garcon», наблюдался постоянный аншлаг.

Новые тенденции в женских причёсках привели к появлению и нового фасона шляп в виде колокольчика. Этот головной убор надвигали до самых бровей, передний край прикрывал глаза. Так носила шляпку сама Коко и многочисленные поклонницы этого стиля.

Coco Chanel

Настоящее имя Габриэль Бонр Шанель, фр. Gabrielle Bonheur Chanel.

Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века.

Она привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия - в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Её духи «Шанель № 5» стали парфюмерным бестселлером XX века.

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет десятью годами позднее в Оверни. Мать умерла при тяжелых родах. Когда Габриель едва исполнилось двенадцать, её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Выступала с песнями Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco, благодаря которым получила своё прозвище - Коко. Во время одного из таких выступлений Габриель заметил офицер Этьен Бальзан - она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

В 1910 году Шанель открыла в Париже шляпный магазин - в течение года он переместился на улицу Камбон, 31, напротив отеля «Риц», где находится по сей день.

Шанель и её подруга Мисиа Серт были последними, кто посетил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны на острове Сан-Микеле, так как ни у покойного, ни у бывшего при нём Лифаря, не было при себе денег.

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины. В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге. Согласно досье, хранящемуся в Венсене, Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге» в 1942-1943 годах.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с Уинстоном Черчиллем - она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции. Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (с нем.?-?«Модная шляпа») давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем) с пропуском, действительным в течение нескольких дней. Встреча, однако, не состоялась - Черчилль был болен, и Шанель вернулась в Париж ни с чем.

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир высокой моды, представив свою новую коллекцию. Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» - узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами - приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.

В 1950-1960-х годах Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, она одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. Среди её клиенток была первая леди США Джеки Кеннеди.

Д ом моды «Коко Шанель»

Первая мастерская молодой француженки Коко появилась в Париже в 1910 году. Благодаря покровительству английского промышленника Кейпела Шанель получила необходимые средства и протекцию. Любовник, друг и спонсор Артур Бой Кейпел оплатил расходы по созданию мастерской Chanel Models, а в логотипе Дома появились две буквы С.

В 1913 году в курортном городке Довиль открылся бутик Chanel. Состоятельные клиентки раскупали матроски, прямые укороченные юбки с карманами, соломенные шляпки с лентами, купальные костюмы.

Средоточием богатой публики в 1915 году стал курорт Биарриц на Атлантическом побережье Франции, где дизайнер изобретала практичную одежду, актуальную в военное время, - платья из джерси пользовались невероятным успехом.

В 1919 году концепция современной одежды, предложенная Коко Шанель, была признана в Европе и за океаном. Трикотажные свитеры, брюки и кардиганы сделали женщину более уверенной в себе и свободной в движениях.

Открыв сеть бутиков, Коко следила не только за своевременным обновлением коллекций, но и за финансовой стороной бизнеса, лично общалась с клиентами, вращаясь в аристократических кругах: в числе ее знакомых и почитателей числились князь Дмитрий Романов и герцог Вестминстерский.

Бутик аксессуаров от-кутюр в Париже открылся в 1929 году. Коко выпустила культовую прямоугольную сумочку «2.55» на длинной цепочке - женщины впервые смогли носить сумку удобно, повесив на плечо.

Можно считать длинным прочерком в истории Дома на рю Камбон Вторую мировую войну и отъезд Шанель в Швейцарию. В 1954 году Шанель возвращается в Париж, открывает бутик и представляет новую коллекцию. Чтобы вернуть былые позиции, ей потребовалось несколько лет.

Классический парфюм Chanel №19 стал прощальным подарком кутюрье - в возрасте 88 лет Габриэль Шанель скончалась от сердечного приступа, не оставив официальных преемников.

В 1983 году немецкий дизайнер Карл Лагерфельд возглавил легендарный бренд. Креативная коллекция Haute Couture 1986 года принесла ему «Золотой наперсток» и утвердила Лагерфельда на троне империи Chanel.

Мэтр сохранил стиль основательницы марки, но укоротил юбки, открыв женские колени (Коко избегала этого). Лагерфельду всегда удавалось следовать главным законам империи Chanel: практичность и роскошь.

И стории любви: Коко Шанель

По молодости Шанель завязывала легкие и непродолжительные романы, однако свою главную любовь она встретила намного позже. Это случилось в тот момент, когда Коко Шанель устала от статуса вечной любовницы и решилась начать самостоятельную жизнь, не завися от мужчин. Тогда ее домом был садовый флигель богатого мужчины, а Габи строила планы стать известной модисткой. Мужчина не захотел поддерживать Коко в ее начинаниях, и женщина переехала в Париж, где ее ждало знакомство с Артуром Кэпелом, приятелем ее старого друга.

И у Артура, и у Коко это была любовь с первого взгляда. Кэпел был наследником богатого промышленника, женщины сходили по нему с ума: Артур был высоким и стройным красавцем. Шанель на тот момент было около тридцати, но красавицей назвать Коко было сложно: скорее, женщиной с необычной внешностью и утонченными манерами. Габриэль покорила Артура своей элегантностью, неповторимостью и шармом. Уже через несколько недель они стали жить вместе, сняв квартиру. Артур стал единственным мужчиной, который полностью поддерживал все начинания Шанель, помогал ей всеми доступными средствами. Благодаря Артуру Шанель смогла открыть модные магазины в нескольких городах Франции, смогла войти в высшие круги общества и познакомиться с нужными людьми, которые и сделали Коко известной модисткой. За Кэпелом тянулась слава плейбоя, но после встречи с Габриэль он порвал отношения со всеми любовницами. Шанель стала знаменитой и успешной женщиной, Париж боготворил ее, а Артур восхищался своей любимой и ни разу не позавидовал тому, что теперь их представляли не как «Артур Кэпел и Коко Шанель», а как «Коко Шанель со своим другом».

Однако счастье не могло длиться бесконечно, и Шанель поняла, что Артур никогда не сможет сделать ей предложение. Несмотря на головокружительный успех, Шанель была не той женщиной, которая сможет стать отличной парой Кэпелу. Любовник хотел достичь высот в обществе, был очень образованным и умным, а Коко воспитывалась в приюте. Еще одна проблема заключалась в том, что Артур принадлежал к старому еврейскому роду, а в те времена во Франции, даже если человек был миллионером, его не признавали, если в жилах не текла благородная французская кровь. Артуру нужно было жениться на аристократке, чтобы его сделали «вхожим» в сливки общества. Даже Коко со своей популярностью меркла на фоне утонченных парижанок.


Какое-то время они еще пытались спасти отношения, но вскоре Габи узнала, что Артур завел двух любовниц. Она ничего не сказала об этом Кэпелу, и он не бросал Коко, понимая, что она не готова к этому. В один прекрасный день Артуру нашли «выгодную партию», и он тут же представил ее Габриэль. Она молча одобрила выбор Кэпела и сшила его невесте подвенечное платье. На этом отношения закончились: Артур получил то, к чему стремился всю жизнь, Коко – славу и признание, а в придачу к этому – истерзанное сердце. Шанель с головой ушла в работу, и через несколько месяцев смогла побороть депрессию, однако еще через какое-то время узнала страшную новость: Кэпел погиб в автокатастрофе.

Ф акты из жизни Шанель

После смерти Коко дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер Карл Лагерфельд. В 2008 году, в честь 125-летия со дня рождения Шанель, он представил дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с её изображением. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.

Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов – в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос «Что же надеть?»: маленькое черное платье – универсальный наряд практически на все случаи жизни.

Число «5» – было любимым числом Коко Шанель. Возможно, она была суеверной, но многое в её жизни связано именно с этой цифрой. А аромат Chanel №5 не зря получил такое название. Это был пятый вариант запаха, который понравился Шанель во время создания.

Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» – на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь».

Коко Шанель любила карманы. Она была уверено, что женским вещам не хватает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары. Главная деталь в сумочках от Chanel и по сей день – карманы!

Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. – Прим. Woman.ru) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

Изначально, всё начиналось как хобби. Коко начинала с создания шляпок, которые позже завоевали сердца аристократок Парижа. Многие из её шляп были для того времени слишком причудливыми и инновационными. И только позже невинное хобби проектирования необычных вещей превратилось в дело всей жизни.

Флакон Chanel №5, в мире продается каждые 30 секунд!

Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», – была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Chanel №5 был представлен публике 5 мая (май - пятый месяц) 1921 года. Случайность? Совпадение?

Coco Chanel (Коко Шанель), как удивительно бы это не казалось, вошла в список 100 самых влиятельных людей на планете за всю историю человечества. И действительно, эта хрупкая женщина принесла в нашу жизнь столько вещей, без которых мы сейчас уже себе не представляем существования. Её влияние в мире моды просто колоссально!

Коко начинала как продавец трикотажа. Знаете ли вы, что до того, как стать легендой, Коко была обычным клерком в маленьком магазинчике трикотажа?

Перед приходом в собственный салон, каждое утро Мадмуазель звонила и просила, чтобы апартаменты брызгали ее парфюмом Chanel № 5. Любимый запах улучшал для нее день, и привлекал новых клиентов.

Многие женщины мечтают уменьшить свой реальный возраст, но в те времена далеко не всем это даже в голову приходило. Но Коко не любила общепринятые правила и нормы. По слухам эта удивительная женщина смогла скостить свой реальный возраст, на целых 10 лет!

Vogue в 1926 году признал, что LBD или маленькое черное платье по популярности не уступает автомобилю Форд.

Ц итаты и афоризмы

Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и с души, иначе никакая косметика, увы, не поможет.

Мужчинам нравятся женщины, которые хорошо одеты, но не бросаются в глаза.

К некрасивой внешности можно привыкнуть, к неряшливости – никогда.

Все в наших руках, поэтому не надо их опускать.

Безжалостно убирайте все, что чрезмерно.

Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть.

Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, так как нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки.

Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, вот что такое настоящая (идеальная) женщина.

Свобода – это всегда стильно!

Для того чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Ничего так не старит женщину, как слишком богатый (роскошный) костюм.

Старость не защищает от любви, зато любовь защищает от старости.

У моды две цели – удобство и любовь. Красота возникает, когда мода добивается своих целей.

Женщину, предпочитающую светлые тона в одежде, гораздо сложнее вывести из душевного равновесия.

Главное для женщины – постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.

Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали.

Если вас поразила красота какой-то женщины, но вы не помните, во что она была одета, значит, ее наряд был идеальным.

Чем хуже у женщины дела, тем лучше она должна выглядеть.

Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.

Духи нужно наносить туда, куда хочешь получить поцелуй.

Мода проходит, стиль остается.

Мода – как архитектура – вопрос пропорций.

Помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Мы делаем себя сами: если женщина некрасива в 18 – это от природы, если в 30 – от глупости.

Женщины с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.

Брюки делают женщину свободной.

Женщина должна пахнуть как женщина, а не как засохший букет.

Если женщина в вопросах моды слушает подруг, а не своего мужчину, она часто становится посмешищем.

Пиджаки должны быть мягкими, как жакеты. Это тоже дает ощущение внешней и внутренней свободы.

Ф отографии













Текст: Ольга Соловьева

Фото: EAST-NEWS; Getty/Fotobank.ru; Rex,TopFoto/Fotodom.ru; ИТАР-ТАСС

19 августа 1883-го на свет появилась та, что совершила революцию в мире моды, создала культовый аромат и дала ответ на вечный женский вопрос «Что надеть», сконструировав маленькое черное платье. Представляем 10 интересных фактов о великой Мадемуазель

Габриэль Бонёр Шанель была настоящей бунтаркой. Ей не нравилось собственное детство, она переписала биографию заново, с чистого листа, придумав себе целых трех любящих тетушек, заботливого папу (на самом деле после смерти матери девочка росла в сиротском приюте при монастыре, она видела своего отца в последний раз, когда ей было 12. – Прим. сайт). Затем настал черед нового имени (в юности Габриэль выступала в кабаре, в ее репертуаре было две любимых песенки – Ko Ko Ri Ko и Qui Qua Vu Coco: так и появилось прозвище. – Прим. сайт), и, кажется, Шанель удалось сделать то, о чем мечтают женщины старше двадцати пяти: говорят, она «скостила» свой реальный возраст на 10 лет.

«Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя», – заметил однажды Сальвадор Дали.

Монашки научили ее шить и вышивать – согласитесь, этого явно недостаточно, чтобы перекроить представления о женской моде и о правах женщин, – но Коко все же сделала это.

Ей хватило дерзости использовать для создания своих костюмов, ставших легендой, джерси – материал, который считался исключительно мужским. С появлением элегантных нарядов от Chanel женщины впервые за несколько веков почувствовали себя свободными - она одела женщин в брюки, которые подарили им свободу и скорость передвижения.

«Женщины носят духи, которые им дарят другие. Но должны носить те, что нравятся им самим!» – утверждала Коко и создала Chanel No.5. Кстати, даже дизайн флакона культового аромата стал еще одним посягательством на маскулинность. Лишенный всякой вычурности – гладкий и плоский, как будто мужской, – сегодня он занимает свое место среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Сам же парфюм – это еще один, как сказали бы сегодняшние психологи, стильный выход из зоны психологического комфорта. В то время (шел 1921 год) считалось вызывающим «носить» аромат, в котором было больше одной ноты. Как правило, духи приличных женщин пахли каким-то одним цветком – розой, ландышем и т.д.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов – в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос «Что же надеть?»: маленькое черное платье – универсальный наряд практически на все случаи жизни.

В 1926 году американский Vogue не преминул сообщить, что популярность LBD (аббревиатура LBD – первые буквы английского little black dress. – Прим. сайт) равна популярности автомобиля Ford: и это было настоящее признание!

С нее началась эпоха self-made woman: Коко доказала всему миру, что женщина – это не беспомощное существо, не способное даже одеться самостоятельно, не модный мужской аксессуар, а личность, способная зарабатывать деньги своим собственным умом и талантом. Мадемуазель, всю жизнь игравшая на «чужом» – исконно мужском поле – все-таки делала это очень по-женски, безапелляционно и элегантно одновременно, заставила представительниц прекрасного пола если не поверить в себя, то по крайней мере усомниться в том, что женщина должна всю жизнь провести на кухне – беременная и босая.

Знаете ли вы, что...

  • Коко любила повторять, что в поисках новых идей рылась в гардеробах своих любовников. Ее творения – это своеобразный творческий отчет о переменах в личной жизни. Так, в период тесного общения с дягилевским балетом и увлечения князем Дмитрием Романовым, двоюродным братом Николая II, прослеживались русские мотивы. В период романа с герцогом Вестминстерским, самым богатым человеком Великобритании, – английские.

  • Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» – на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь».

  • Она одевала богатых и знаменитых – жен финансовых воротил и популярных актрис, а дружила с людьми творческими – Серты, Дягилев (прим.... боялся Мадемуазель: он впервые встретил женщину, которая помогла ему и ничего не требовала взамен. Сергею она как-то одолжила большую сумму денег на постановку и очень просила никому об этом не рассказывать), Стравинский, Пикассо, Дали, Кокто, Макс Жакоб, Кристиан Берар, Жан Ренуар и многие другие.

  • Мадемуазель первой стала смешивать бижутерию и драгоценности. Дело в том, что она не любила «камни ради камней – большие, как пробка от графина, бриллианты, которые служат знаком богатства мужа или любовника женщин, которые их носят. Я не люблю драгоценности ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу. Все это – драгоценности-которые-можно-продать-в-случае-кризиса». И при этом не считала ношение бижутерии чем-то предосудительным: «Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих».

  • «Я никогда не стремилась иметь деньги, – утверждала Коко, – но стремилась к независимости». И это было чистой правдой – хотя стартовый капитал Мадемуазель и принадлежал ее покровителю, однако вскоре, благодаря сочетанию таланта, упорства и везения она действительно стала независимой, а потом и весьма состоятельной особой.

  • Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца.

  • Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. – Прим. сайт) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

  • «Не могу же я заставить платить женщин, перед которыми становлюсь на колени, чтобы поправить юбки», – ворчала Коко и не брала денег у знаменитых актрис: например, у Ингрид Бергман или Роми Шнайдер, которые одевались у нее. Шанель также одевала Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди-Онассис.

  • Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», – была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

  • В 1954-м Коко заявила, что устала носить в руках ридикюли, которые, вдобавок ко всему прочему, имели свойство постоянно теряться. На следующий год она представила миру моды оригинальное решение вопроса – стеганую сумку Chanel 2.55 (вновь за цифровым кодом скрыты вполне прозаические вещи, а если точнее – дата создания модели: 2 – это февраль, а 55 – год. – Прим.. Что именно вдохновило Мадемуазель – куртки жокеев, витражи аббатства, в котором она росла, или же диванные подушки в