Внеклассное мероприятие «День правовых знаний. День правовых знаний

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 22.11.2016 08:24 Просмотров: 392

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

Цель Единого дня правовых знаний: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах, правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, воспитания уважительного отношения к законам.

День правовых знаний расширил представление учащихся о правах и обязанностях, привлекла внимание к проблеме соблюдения прав человека. Мероприятиями были охвачены все ученики школы.

Мероприятия дня.

1. «Наша школа» - начальная школа

Мероприятие о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения Кузнецовой Еленой Викторовной.

2. «Я – гражданин России» - 5 - 6 классы

Мероприятие о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина – Российская Федерация. Правила жизни в стране – законы. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Уроки права проведенны учителем Петровой Ниной Николаевной


3. «Защита прав ребенка» - 7 класс

Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?».

Ответствееный - Петрова Мария Михайловна, инспектор по охране прав детства.


4. "Трудовые отношения. Профессиональная ориентация подростков." - 8 -9 класс. Ответственный - Петрова Т.В.

5. "Знакомство с правовой литературой" - выставка книг в школьной библиотеке. О тветственный - Петрова Нина Васильевна.


6. Игра "Слушается дело..." - 5 - 7 классы.

Азбука правовой культуры

Цели:

    Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

Задачи:

    Дать учащимся общее представление о правах ребёнка.

    Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

    Ознакомить учащихся с исторической справкой.

Оборудование:

Оформленный правовой уголок возле класса,

Ход мероприятия

Учитель : Сегодня мы поговорим о ваших правах – правах детей.

Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром.

В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10-12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» - Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) - предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

И только в конце XIX - начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.

В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества - детей. (Слайд 1, 2)

Какие же права имеют дети ?

(Дети знакомятся с правами ребёнка) 1. Дети имеют право на защиту от дискриминации.

2. Все дети имеют право на жизнь. 3. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. 4. Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

5. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. 6. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. 7. Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. 8. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. 9. Все дети имеют право на защиту в военное время. 10. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. 11. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. 12. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. 13. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. 14. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. 15. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. 16. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. Учитель : Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?

Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц. Если вы родители – Ласкатели, Хвалители, Если вы родители – Прощатели, Любители, Если – Разрешатели, Купители, Дарители, Тогда вы Не родители, А просто ВОСХИТИТЕЛИ! А если вы родители – Ворчатели, Сердители, Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То – знаете, родители, Вы просто КРОКОДИТЕЛИ!

Викторина. 1. В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки: Свесть Царевну в глушь лесную, И, связав её , живую, Под сосной оставить там На съедение волкам! В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка? Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка. 2. Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова: В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в окиян – Так велел де царь Салтан. Какое право было нарушено? Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь. 3. Кто в сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? Имел ли он на это право? Ответ: Да. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение. 4. «Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её выломаю!» - «Дом поросёнка – это его крепость», - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. Какое право было нарушено Волком? Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. 5. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали отовсюду… Какое право было нарушено? Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все». 6. «Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма. - Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт. Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила? Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они не совершили. 7. В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых? Ответ: «Золушка». 8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? Ответ: Правом на бесплатное образование.

Учитель :

Почему так важно учиться? Что может дать вам хорошее образование?
(Ребята высказывают своё мнение.)
Учитель : Какие поговорки о знаниях вы знаете?
(Ребята называют.)
На доске записаны пословицы разных народов.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (Русская пословица)
Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица)
Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят. (Монгольская пословица)
Диплом имеет, а дела не разумеет. (Русская пословица)
По ученику и об учителе судят. (Русская пословица)
В науку нет коротких путей. (Японская пословица)
Учи других и сам научишься. (Русская пословица)
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (Русская пословица)
Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (Казахская пословица)
Человек неученый - что топор неточёный. (Русская пословица)
Повторенье - мать ученья. (Русская пословица)
Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица)
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (Персидская пословица)
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская пословица)
Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь. (Японская пословица)

Учитель :

А теперь я предлагаю вам разделиться на три команды и нарисовать эмблему Дня правовых знаний.

(работа команд, презентация работ, выбор лучшей эмблемы)

Учитель: вот и подошёл к концу наш классный час, дети помните о своих правах, но не забывайте и про обязанности.

Классный час

ко Дню Правовых знаний

«Азбука правовой культуры»

Классный

руководитель:

Д.И. Горлов

Учреждение: ГБС(К)ОУ школа-интернат №1 VI вида г.Ейска

Должность: социальный педагог

Внеклассное мероприятие «День правовых знаний»


Цели: 1. Учить детей дискутировать, четко и правильно выражать свои мысли, применять полученные знания на практике. 2. Развивать речь и мышление. 3. Воспитывать гражданственность

Истинный показатель цивилизации -

Не уровень богатства и образования

Не величина городов, не обилие урожаев,

А облик человека, воспитанного страной.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей и людей, которые их заменяют. Понадобилось много правовых преобразований, чтобы возник вопрос что значит человек для общества.

Человек, который не имеет четких представлений о нравственных ориентиров, преступающий нравственные законы становится бездушным и подлым. Нравственные проблемы всегда были в центре внимания общественности.

Прежде чем ответить на вопросы: "Чем характеризуется человек, какими качествами, и где та грань, преступив которую человек перестает им быть в нашем понимании", я предлагаю немного поиграть и понять причины поведения человека в различных ситуациях.

Для начало вспомним, кто такие дети? (Ответы учащихся). Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия).

Сейчас проверим знаете ли вы законы.

Давайте вспомним какие есть у человека права? А теперь немного поиграем. Я буду зачитывать пословицы и поговорки, а вы мне будете называть к какому праву она относится:

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование)

2. Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения)

3. Делу – время, а потехе – час (право на отдых и досуг)

4. Дело мастера боится (право на труд)

5. При солнышке тепло, при матери – добро (право на достойный жизненный уровень в семье)

6. Петь хорошо вместе, а говорить врозь (право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

7. Дружба дружбой, а денежки врозь (право на достойное вознаграждение за труд)

8. Волка ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд)

9. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи (право на труд)

10. По заслугам и почёт (право принимать участие в управлении своей страной, право на труд)

11. Тот герой – кто за родину горой (право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство)

12. Один в поле – не воин (право на свободу мирных собраний)

13. Любишь кататься – люби и саночки возить (право на труд)

Все вы в детстве читали сказки, а никто никогда не задумывался, что и в них существует и закон и его нарушение. Я буду описывать героев из сказок, а вы по описанию будете отгадывать какая это сказка.

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился,

должен быть защищен законом.

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

Кто скажет в каких документах фиксируются законы, права, с которыми человек может познакомить. А кто мне скажет самый главный из них какой закон? (Ответы учащихся). (Конституция РФ)

Символ этого закона? (Ответы учащихся)

Цель его? (Ответы учащихся)

А теперь вспомним права детей, которые записаны и в каком документе кто мне подскажет? (Ответы учащихся

Часто в жизни происходит все наоборот и не все дети соблюдают законы, нарушают их. Нарушая закон каждый человек несет ответственность, какую? (административную, уголовную, материальную).

Угадай героя по описанию: зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

3. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

4. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

5. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка)

6. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

7. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

8. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

9. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

На этой приятной ноте наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важные темы. Оглянемся вокруг. Вот страна с высоким уровнем жизни, вот – малоразвитые, испытывающие постоянные нехватки. У первых детально разработанные гарантии политических, гражданских прав и свобод человека. У вторых – и с демократией туго. Какая же здесь зависимость: живем трудно, потому и не до прав человека. Или наоборот: пока человек не раскрепощен, не обрел твердых гарантий знать законы? Есть ответ, который объединяет нас всех. Знать законы и свои права – это наша безопасность!

Классный час ко Дню
Знаний для 7 класса по теме «День правовых знаний»

Учитель: Уполномоченный по правам ребёнка П. Астахов
предложил 1 сентября провести в школах День правовых знаний. Сегодня мы
поговорим о ваших правах - правах детей.

Ребята инсценируют сказку «Как Светик появилась на свет».

Ранним весенним утром, когда все на земле ещё спали,
солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.

Почему ты такая бледная? - спросил луч.

Потому что я не настоящая девочка, а мечта, - ответила
малышка.

Чья мечта? - удивился луч.

Мама и папа мечтают обо мне во сне, - объяснила девочка.

Почему же ты грустная? - расстроился солнечный луч.

Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть
настоящей девочкой и жить вместе с ними, - заплакала девочка.

Не плачь, - попросил луч. - Я подарю тебе жизнь. Если я
отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.

Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала
розовая крохотная малышка и громко плакала: «Мама! Мама!»

Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на руки,
крепко прижала к себе и воскликнула:

Я слышу, как стучит её сердечко!

Дай и мне послушать, - попросил папа.

Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:

Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное
сердечко!

Дай мне подержать мою дочурку, - попросил папа.

Только осторожнее, - ласково сказала мама.

Не бойся, - усмехнулся папа, - у меня сильные руки.

Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама,
глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.

Вдруг к ней пришла тревожная мысль.

Чья эта чудесная малышка? Как она здесь появилась?

Может, аист принёс? - задумчиво произнёс папа.

Не говори глупостей, мы живём в большом городе, здесь все
аисты давным-давно исчезли.

Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая
жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, - торжественно произнёс папа, и
мама с ним согласилась.

Учитель: Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет
своего ребёнка. И ваше рождение для них - самое важное и счастливое событие в
их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не
стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и
Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом
тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим,
а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!

В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками
10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении
короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам,
совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.

И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало,
что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально
рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для
недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской
проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав
ребенка.

В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября
1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла
Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм,
обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества —
детей.

Какие же права имеют дети? (Дети знакомятся с правами
ребёнка с помощью презентации.)

Дети имеют право на защиту от дискриминации.

Все дети имеют право на жизнь.

Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а
также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая
сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о
ребёнке.

Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет
возможности жить со своими родителями.

Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет
право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.

Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от
любой другой формы эксплуатации.

В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую
заботу.

Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная
служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18
лет.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую
заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и
достойную жизнь.

Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции.

Все дети имеют право на получение образования, которое даёт
возможность развития личности ребёнка.

Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или
языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать
свою религию и пользоваться родным языком.

Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях,
которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием
искусством, музыкой, театральными постановками.

Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы,
которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать
получению образования.

Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и
распространения наркотических средств.

Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права
соблюдались?

Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут
ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны
допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они
должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми,
воспитанными.

И по сей день ребенка бросают, когда он помеха. Растет число
внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязуемых
детей. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О
том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный
поэт Марк Шварц.

Если вы родители -

Ласкатели,

Хвалители,

Если вы родители -

Прощатели,

Любители,

Разрешатели,

Купители,

Дарители,

Не родители,

ВОСХИТИТЕЛИ!

А если вы родители -

Ворчатели,

Сердители,

Если вы родители -

Ругатели,

Стыдители,

Гулять не отпускатели,

Собакозапретители,

То - знаете, родители,

Вы просто

КРОКОДИТЕЛИ!

Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на
государство.

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла
особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелей¬шем
положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте
до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех
лет, попадают в спец¬интернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям
получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои
права.

Викторина.

1. В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие
строчки:

Свесть Царевну в глушь лесную,

И, связав её , живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!

В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так
жестоко наказывать ребёнка?

Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.

2. Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Там есть слова:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в окиян -

Так велел де царь Салтан.

Какое право было нарушено?

Ответ: Главное право каждого человека - право на жизнь. И
маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.

3. Кто в сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся
сказать королю правду? Имел ли он на это право?

Ответ: Ребёнок имеет право на своё собственное мнение.

4. «Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её
выломаю!» - «Дом поросёнка - это его крепость», - сказал Наф-Наф своим братьям,
и они приготовились защищаться.

Какое право было нарушено Волком?

Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и
чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

5. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и
этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще - чужим,
щипали, били, гнали отовсюду… Какое право было нарушено?

Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все».

6. «Много чудесных подарков получила новорождённая
принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма.

Вы не пригласили меня на крестины! - сказала она королю и
королеве. - Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16
лет, она уколется веретеном и умрёт.

Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность
родителей. Какое право она нарушила?

Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы
они не совершили.

7. В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых?

Ответ: «Золушка».

8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий
сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?

Ответ: Правом на бесплатное образование.

Учитель: Почему так важно учиться? Что может дать вам
хорошее образование?

(Ребята высказывают своё мнение.)

Учитель: Какие поговорки о знаниях вы знаете?

(Ребята называют.)

Учитель предлагает послушать мудрые пословицы разных
народов.

Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
(Русская пословица)

Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица)

Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят.
(Монгольская пословица)

Диплом имеет, а дела не разумеет. (Русская пословица)

По ученику и об учителе судят. (Русская пословица)

В науку нет коротких путей. (Японская пословица)

Учи других и сам научишься. (Русская пословица)

Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг.
(Казахская пословица)

Человек неученый - что топор неточёный. (Русская пословица)

Повторенье - мать ученья. (Русская пословица)

Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица)

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не
сможешь. (Персидская пословица)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская
пословица)

Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь.
(Японская пословица)

Учитель: Все дети в нашей стране могут получить образование.
Именно поэтому пришли сегодня в школу.

Задорной песней лето отзвенело,

И золотая осень началась.

Скорей, друзья, у вас немало дел,

Вас ждет залитый солнцем школьный класс.

Вы побывали в лагере, в походах,

Окрепли, повзрослели, развились -

Позвольте вас поздравить с новым годом,

С учебным годом - новым шагом в жизнь!

Пусть каждый школьный день пройдет недаром,

Вам надо много, очень много знать,

Чтоб стать такими, как герой Гагарин,

Чтоб глубь Земли и Космос покорять!