Эмоции и чувства – зачем они нужны? Зачем человеку эмоции и какова их роль

Отвечая на этот вопрос ‘Зачем нужны эмоции’? мы отметили ряд их важных функций в психологической жизни человека информационную, регуляционную и др. Но если бы мы этим и ограничились, могло бы возникнуть мнение о том, что эмоции только сопровождают другие психические явления, представляют собой как бы фон или аккомпанемент. На самом деле эмоции и чувства обладают самостоятельной ценностью для личности, они важны для человека сами по себе. У каждого из нас есть самостоятельные потребности в эмоциональных переживаниях, в эмоциональном насыщении.

Для эмоционального насыщения нужны не только положительные эмоции, но и эмоции связанные со страданьем, неудовлетворение. При этом в нас действует как бы «эмоциональный маятник»: Не испытав ни горечи, не ощутишь сладости. Случается, что в одном переживании сливаются воедино приятные и неприятные эмоции, положительные и отрицательные, такие переживания называются амбивалентными

Для примера вспомните отношения с товарищами, родителями, учителями. Ведь бывает, что ваш лучший друг или подруга вызывает у вас гнев, досаду, стыд, но это не просто гнев, а переживания, которые сочетаются с любовью. Более того любовь диктует стремление гордиться любимым человеком, объясняется то душевная боль, которая возникает в случае, когда любимый человек оказался не «на высоте». Точно такое же поведение человека к которому вы не испытываете этого чувства, вызовет совсем другие переживания или оставит совсем равнодушным.

Эмоциональные состояния .

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния . На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека.

Все эмоциональные состояния носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Давайте начнем издалека. Чтобы понять, зачем человеку нужно что-то, в его организме имеющееся, необходимо понять/принять/почувствовать/ощутить/поверить, наконец, что все нужно для чего-то. Разумеется, мы говорим о здоровых людях. Варианты двухголовости и трехрукости не рассматриваются.

Человек по своей природе совершенен. Это – МИФ. Не сказка или байка, а база восприятия. Если человек совершенен, значит все, у него имеющееся, имеет свое утилитарное назначение, гармонично дополняющее при правильном применении все остальное до состояния совершенства. Если у нас нюх слабее, чем у собаки, а глаза не столь дальнозорки, как у орла, т.е. наше восприятие ограничено в определенных сферах по сравнению с живностью, это не значит, что мы хуже. Это значит, что мы не умеем использовать какие-то иные механизмы, предусмотренные в нас и компенсирующие недостаточную остроту восприятия этих конкретных органов. Мы, вообще, много чего не используем. И многое используем не по назначению. Вопрос – почему?

Когда человеку лениво задуматься, каково настоящее предназначение той или иной вещи, а назначение не очевидно, он предпочитает считать эту вещь просто плохо сделанной. Кем? Да, Творцом, кем же еще? Или высшими силами. Или природой. Эта природа, вообще, существует только для того, чтобы отдуваться по любому поводу. Знаете, есть такие молоточки, чтобы кирпичи колоть – острые с двух концов. Если вы таким молоточком станете гвоздь забивать и отобьете пальцы – кто дурак? Вы, или тот, кто молоточек сделал?

К чему это я? А к тому, что эмоции, о которых мы тут поговорить собрались, такой же инструмент, как и молоток. И прежде, чем этот инструмент использовать, не лишним будет выяснить, а для чего он, собственно, предназначен.

Настало время прояснить, о чем, собственно, речь. Человек имеет ощущения, предчувствия, эмоции и, по слухам, чувства.

Ощущения – сигнальная система эфирного тела. Это горячо/холодно, больно/приятно, вкусно/невкусно, всякие там “чешется”, “колет”….. короче то, что воспринимается сигналами физического тела. На самом деле это эфир. Физическое тело – оно грубо материально и само по себе имеет только биоэлектрические сигналы, сознанием непосредственно не воспринимаемые. Эти грубые электрические сигналы физики эфирное тело переводит на язык, понятный системе управления, а эта система уже выдает реакцию, которую все тот же эфир переводит обратно физике. Система управления может не поверить, и выдать другие сигналы. И эфир покорно переведет, вопреки биоэлектрическим импульсам. А физика покорно выполнит команду, без возражений. В результате может получиться беспричинное заболевание, например.

Предчувствия – это сигнальная система ментального тела. Оно знает, что должно произойти (анализирует всю поступающую инфу, перерабатывает и делает прогноз), но в сознании вербальных построений не создает – аргументов не хватает. Получается что-то невнятное, но вполне читаемое. Это может быть и предчувствие грядущих событий. А бывают смешные ошибки. Вам не случалось откусить что-то незнакомое, что ваш ментал, по одному ему ясным признакам, определил, как сладкое? А оно оказалось соленое. Ну и гадость! Вы предчувствовали сладость. Весь ваш организм настроился на сладкое. И такой облом. Правильные предчувствия, постоянно настраивающие весь организм на взаимодействие со средой, вы просто не отслеживаете. Хотя они есть постоянно.

Эмоции – это сигнальная система астрального тела. О них мы, собственно, и собрались поговорить.

Чувства … Чувства, это уже сфера Духа. Тут мы выходим за рамки системы четырех смертных тел. И именно этот “выход” позволяет нам разграничить чувства и эмоции. Чувства никогда не дают экстремальных реакций ни в одном из четырех смертных тел. Когда вы испытываете чувство, ни температура, ни давление, ни сердечный ритм, ни биоэлектрические показатели кожи не изменяются резко и внезапно. Способность здраво размышлять тоже никуда не отплывает. Когда же ваше сердечко противно/приятно трепыхается, ладошки потеют, а в глотке пересыхает при встрече с неким человеком, – возможно, это любовь. Но любовь не чувство, а любовь-эмоция. Т.е. сильные эмоции (а именно их обычно принимают за чувство) всегда проявляются на физике, в отличие от настоящих чувств.

У индусов и тибетцев есть предание, что в таинственной стране мудрецов, Шамбале, хранится Драгоценность Мира, камень – дар созвездия Ориона, – Чинтамани. Он сияет так ярко, что черен для глаз. И его сияние, распространяясь по планете, гармонизирует порой нарастающий хаос, не позволяем миру свалиться в пропасть саморазрушения. Еще говорят, Чинтамани поет. Но звучание камня могут услышать лишь те, кто умеет хранить молчание внутри себя. Когда-то от камня откололся маленький кусок. Иногда, когда напряжение в какой-то точке планеты становиться слишком опасным, посланец Шамбалы приносит туда осколок Чинтамани и вручает его Избранному. Этот маленький кусочек, неразрывно связанный узами с материнским камнем, не только способствует гармонизации, но и дает своему обладателю силу божества, позволяя увести людей от края пропасти, изменив ход истории. Чувства – это наш персональный кусочек Чинтамани. Йоги и Маги стремятся навести порядок в своем внутреннем мире, чтобы стать Избранными, чтобы получить право содержать в себе ослепляющее сияние Драгоценности Мира.

Итак, эфирное тело озабочено нормальным функционированием связки четырех смертных тел. Ощущения дают нам возможность оценить как состояние “носителя” – физического тела, самого по себе и во взаимодействии с другими смертными телами, так и качества среды, в которой этот “носитель” пребывает. С сигналами эфира все хорошо знакомы и у здорового человека здесь проблем не возникает. Ментал прогнозирует изменения среды, позволяя перестраиваться с опережением. С этим тоже обычно проблем нет. Заметьте, сигналы этих двух тонких тел не вызывают на физическом плане никаких резких, экстремальных реакций. Т.е., вызывают, как в случае с ошибкой сладкое/соленое. Но, экстремальные реакции – именно следствие ошибки. Правильные реакции (или их правильное прочтение) вызывают адекватные ситуации изменения. На адекватные изменения эфир выдает сигнал “хорошо, приятно”. Головокружение, сердцебиение, бросание то в жар, то в холод, уплывание “мозгов”, дрожь в коленках… и пр. реакции на эмоциональные переживания приятными, или, по крайней мере, нормальными не назовешь. Не напрашивается ли вывод, что астральное тело выдает бесконечную череду ошибок? Опять вопрос: почему?

Давайте построим все сигнальные системы по порядку. Физика с ее биоэлектрическими импульсами сообщает о том, что происходит сейчас. Эфир – сигнальная система, обеспечивающая обратную связь между физикой и системами управления. Ментал – система близкого прогнозирования, непосредственного предупреждения о необходимых изменениях. Так чем, по логике вещей, должен заниматься астрал? Не кажется ли вам, что следующей ступенькой должно быть прогнозирование вероятностей изменений? И вся система должна быть настроена на подачу/отмену сигналов этой категории (язык “отмены” жизненно необходим, т.к. сигналы говорят только о вероятностях). А чем оно у вас занято?

На ранних стадиях развития детеныш (не только человеческий) имеет только одну эмоцию. Это страх (испуг, беспокойство – градации оного). У него пока минимум насущных потребностей – пища, тепло. Обе эти потребности удовлетворяются матерью. Поэтому наличие матери в непосредственной близости – это хорошо, правильно и без эмоций. Отсутствие ее – пугает. Эмоция страха предупреждает, что без матери возникает вероятная угроза существованию. Довольно скоро развивается вторая эмоция – радость. Поскольку мать постоянно возвращается, сигнал угрозы становится слабее и организм на этот сигнал реагирует уже не возбуждением, а сонливостью. Необходима отмена сигнала угрозы, чтобы привести организм в активное состояние потребления пищи. Эту функцию выполняет радость при виде (ощущении) матери. Чуть позже развиваются огорчение, восторг и т.д. Так называемые негативные эмоции этой группы – это сигналы, предупреждающие о возможной опасности, позитивные – сигналы отбоя. Причем, мы активно пользуемся этой сигнальной системой, стараясь управлять эмоциональным состоянием ребенка. Перед плачущим ребенком яростно трясут яркую игрушку, суют ему еду в рот – лишь бы спровоцировать отмену, но надежно “отменяет” плач только мама, берущая на ручки. В это время появляется следующая группа эмоций, обусловленная необходимостью адаптации в мире – интерес, любопытство… Азарт и вдохновение относятся к этой группе. Потом появляется необходимость контактировать за пределами узкого семейного круга, и появляется группа социальных эмоций – эмоций отношения к себе подобным. Эти эмоции появляются именно при контакте с внешним миром, и уже потом “возвращаются” в семью. Т.е. отношение к маме, например, – эмоция, вторичная по происхождению. Рамки статьи не позволяют, к сожалению, остановиться подробно на всех группах и подгруппах. Одной из последних формируется группа эмоций, регулирующих процессы воспроизведения. В это время, хотя эмоции по-прежнему несут на себе изначальную функцию включения/отключения сигнала тревоги, или включения/отключения систем других тонких тел (любопытство включает в работу ментал) человек, приученный воспринимать эмоции, как нечто высокое и слабопостижимое, окончательно теряет способность реагировать адекватно. Наступает так называемый “переходный возраст”. К моменту взрослости мы имеем существо с безнадежно расстроенной четвертой сигнальной системой, существо, планомерно портящее жизнь себе и окружающим.

Если схема, изложенная выше, ясна, можно топать дальше. Как восстановить корректную работу четвертой сигнальной? Не нужно начинать с самых сильных эмоций, тех самых, которые ошибочно именуются чувствами. Они, конечно, самые яркие, и более всего влияют как на физические показатели организма, так и на нашу жизнь вообще. Но они являются комплексными сигналами, составленными из нескольких, и разделить этот хор на отдельные голоса может оказаться затруднительным. Поэтому, начинать желательно с чего-то попроще, но тоже достаточно заметного. Впрочем, это ваш выбор. Избранный сигнал необходимо сначала назвать (присвоить ему имя, определение), а затем проанализировать “со стороны”. Часто первоначальное имя при анализе оказывается неверным. Тогда называем опять, с учетом поправок. Самый яркий пример такой ошибки в названии: первоначальное “меня тошнит от этой личности” оказывается не имеющим отношения к личности, а означающим лишь крайнюю степень оценки “это герой/героиня не моего романа”.

Полезно искать аналоги сигналов у животных. Животные тоже обладают четвертой сигнальной системой, но у них она работает корректно (истеричные домашние любимцы в расчет не принимаются). Поиск аналогов позволяет приблизиться к пониманию того, о чем этот сигнал, собственно, должен был сообщить. Кроме того, анализ эмоций позволяет выявить острые углы и проблемные зоны собственного внутреннего мира. Ведь астральное тело отчасти работает как локатор. Посылает некое излучение в пространство, а затем анализирует отраженные объектами лучи. И переводит информацию на язык эмоций. Однако эти “лучи”, ввернувшись к источнику, в свою очередь могут быть преломлены теми самыми “острыми углами”. В результате, анализу подвергается уже искаженная информация. Поэтому важно научиться отслеживать и путь такого луча, т.е. находить фокус внимания вовне и понимать, что его преломило внутри. Таким образом, мы имеем шанс убить двух зайцев – не только добиться корректной работы эмоций, но и раскопать энное количество своих блоков, комплексов и ошибок. Главное в этой работе – ни на минуту не забывать то, что написано в начале данного текста: мы – воплощенное совершенство, нужно только научиться этим пользоваться. Даже комплексы и блоки – нужны, очень нужны и вовсе не бесполезны. Когда строятся правильно, в нужном месте и нужное время. И если вы точно знаете, зачем они, и точно знаете, как их убрать, когда нужда отпала.

К сожалению, статья позволяет дать только легкий абрис этой системы работы с собственным организмом. Работа эта требует доверия к себе, терпения и последовательности. Но если вы выполните ее даже частично, вы обнаруживаете, что враг – это невероятная редкость в этом мире, недоброжелатель усердно работает на вас, старательно помогая вашему совершенствованию, а чувство вины или ощущение тяжести долга вообще оказываются забыты за ненадобностью. И при всем том вы – милейший человек, общение с которым доставляет удовольствие. Есть еще одно возможное приобретение, как результат такой работы. Один из тех, кто работал по этой технике, сказал мне однажды: “Черт возьми! Когда начинаешь слышать каждый голос в этом шуме и понимать, зачем, почему он звучит, оказывается, что чувств-то у нас и нет!” Он был растерян. И – прав. Нет у нас чувств. У большинства из нас. Не потому, что нам их негде взять, а потому, что пока существует этот хаос и гвалт взбесившегося организма, нам некуда принести драгоценный Чинтамани – чувство, негде послушать его тихую спокойную мелодию. Когда же гвалт умолкает – мелодия начинает звучать.

«Она такая плаксивая!... Он слишком обидчивый!.. Ее упорство помогает многого достичь! Он чересчур настороженный. Энтузиазм - его вторая натура. Его чувствительность помогает ему лучше понимать других.»

В общении с окружающими мы невольно обращаем внимание на то, как они проявляют свои эмоции. Насколько они вспыльчивы или сдержанны, оптимистично ли смотрят на жизнь. Для нас важно, улавливают ли собеседники наш собственный настрой.Как правило, нас привлекают люди, которые управляют своими эмоциями и строят свое поведение, учитывая настроение других.

Для чего нам эмоции?

Эмоции, по признанию ученых, - это очень важный механизм, который связан с психическим и физическим здоровьем человека.Через эмоциональный фильтр мы пропускаем все происходящее, в том числе и реакции окружающих . Информация о том, что мы видим, слышим, чувствуем поступает в лимбическую систему и получает эмоциональную оценку.

Каждая эмоция вызывает физиологические изменения «заряжает тело». Происходит выделение гормонов, организм готовится к адекватным действиям, реакции на информацию.Психотерапевты считают, что наряду с физическим у человека есть особое «эмоциональное тело».

Оно формируется с детства, определяет интонации голоса, выстраивает мимику, наши телесные привычки, влияет на наш способ существования и развития, на наши отношения с другими людьми.
Уже доказано, что наши эмоции, умение их выражать связано с детским опытом. Обиды, травматические переживания, пережитые в детстве, могут вызывать серьезные заболевания во взрослом возрасте.

Эмоциональный ответ каждого из нас зависит от множества факторов: наследственность, окружение, подражание родителям, самооценка. Например, эмоциональная несдержанность, «залипание» на негативной эмоции, как правило, свойственно людям с неустойчивой или заниженной самооценкой.

Что запускает наши эмоции?

Эмоции подсказывают человеку, насколько реализованы его жизненные планы. Например, подавленность, озабоченность, раздражение, растерянность, скука, тревога, уныние, усталость связаны с тем, что человеку сложно реализовать свои планы, достичь задуманного.

Почему сегодня растет число людей, страдающих депрессией Одна из причин - завышенные общественные требования.

Например, образ «успешного человека» в современном обществе начинается с длинного списка «надо иметь». Надо иметь высокую зарплату, престижную должность, машину представительского класса, а еще лучше - две, одежду дорогих, известных брендов.

Материальные ценности становятся главными.Тогда причиной эмоционального истощения становится невозможность или трудности в достижении таких идеалов.

Собственно идеалы и ценности, которые нам навязывает общество, не единственные «колебатели» наших эмоций. В психологии существует специальный термин «триггер» , он означает внешний раздражитель, спусковой крючок, который запускает эмоциональную реакцию.

Триггерами могут быть мысли, слова, действия, мелодия. Бодрое или угнетенное настроение могут вызвать погода, состояние здоровья, воспоминания.

Фрагмент прошлого, в котором произошло что-то плохое или хорошее, закрепляет за этими событиями эмоциональный якорь.Например, возмущение, злость, оцепенение, могут возникнуть в ответ на критику, грубость, личные оскорбления.

Пример триггера со знаком «+» может быть «своя» мелодия, которая есть у многих влюбленных пар. С песней или музыкальным фрагментом связаны первая встреча, первый поцелуй, которые вызывают приятное волнение, порыв, нежность, эйфорию.

Для разных ситуаций, для разных эмоций есть свои триггеры. Например, встреча с подругой может запускать эмоции умиления, любопытства, интереса. А встреча с критично настроенным клиентом запустят нетерпение, упорство, усталость.

Бывает, что эмоцию запускает целая последовательность действий. Например, «отчетное собрание». Сначала выступает руководитель, потом заместители, потом начальники отделов. Такой ритуал навевает скуку.

Если привычный ход совещания освежить кратковременным мозговым штурмом, на смену скуке придут вдохновение, воодушевление, энтузиазм и увлеченность.Стоит научиться распознавать «спусковые крючки», которые запускают различные эмоции дома, на рабочем месте. Это поможет вовремя остановить бурное проявление эмоции, понять, что стало ее причиной.

Интеллект эмоций

Умение управлять эмоциями и распознавать их в других получило название «эмоциональный интеллект». Специалисты в области бизнес? управления в один голос с психологами утверждают, что сегодня эмоциональный интеллект является конкурентным преимуществом.

Умение понимат ь, в какой ситуации следует сохранять спокойствие, а в какой, напротив, выражать чувства, напрямую связано с верными инвестиционными решениями, утверждают исследователи из Йельского университета.

Так Дэвид Карузо - профессор психологии в Йельском университете, который занимается измерением эмоционального интеллекта, объясняет, как умение управлять эмоциями помогает эффективно вести бизнес, управлять персоналом.

Ученый подчеркивает:

«Настроение человека и энергетический уровень напрямую влияют на его отношение к происходящим событиям, на мысли и восприимчивость информации».

Распознать и выиграть!

Умение распознать, в каком состоянии находится Ваш собеседник, убережет Вас от проблем в общении - неловкого молчания, непонимания, от различных эмоциональных обид.Этот навык пригодится в общении с подчиненными и руководителями, с супругами, родителями и детьми.Что еще даст умение распознавать эмоциональный портрет человека?

Это поможет понять, как лучше себя вести в разных ситуациях. Например, у Вашего собеседника плохое настроение и отсутствие энергии или плохое настроение и избыток энергии. В этих состояниях человек склонен критиковать, подвержен сарказму; любая информация, поступающая в его голову, воспринимается как нечто бредовое, зря отнимающее время.

Ни для кого не секрет, что к начальнику стоит подходит с просьбой о повышении зарплаты, когда он «добрый». То есть, как минимум, доброжелательно, позитивно настроен.

В общении в семье , включить эмоциональный интеллект полезно при общении с детьми. Интерес, удивление, воодушевление - прекрасный момент для подготовки домашнего задания. Если вовремя его распознать, что запускает эти эмоции, школьная успеваемость ребенка значительно улучшится.

В бизнесе сознательное управление эмоциями помогает привлечь новых клиентов, предусматривать их потребности, выстраивать долгосрочные отношения.

Дэвид Карузо утверждает: «Лидер любой организации должен понимать, когда коллектив готов к продуктивной работе, к «мозговому штурму», а когда людей лучше оставить в покое, поручив им спокойно разгребать накопившиеся бумаги.

Каждый из нас обладает природным талантом распознавать базовые эмоции человека. Это эмоции, которые испытывает и ребенок и взрослый вне зависимости от национальности и пола. Вряд ли Вы добьетесь эффективности , если будете заставлять уставших после сложного проекта сотрудников, придумывать идею для нового гениального проекта». Кроме этого, нерабочий, неэффективный настрой коллектива, как ни странно, может пойти на пользу организации. Это время, когда можно критично отнестись к успехам компании и понять, как можно сделать еще лучше.»

Раздражение, гнев, печаль, уныние, радость, восторг, восхищение - универсальные эмоции каждого человека, живущего на земле.

Но, увы, мы не обращаем внимания на различия в состояниях близких, знакомых. В этом кроется причина конфликтов , непонимания, ограничений в общении с разными людьми.

Карузо подчеркивает: «Умение распознавать эмоции иконтролировать свое настроение , правильное «выплескивание» эмоций, помогает нам создавать комфортную обстановку в жизни и в коллективе.

Этому необходимо учиться, развивая способности эмпата, всматриваясь в глаза собеседника. Лучшая награда за такой труд - увидеть в этих глазах искреннюю радость от общения с Вами».

Включение эмоционального интеллекта полезно не только для того, чтобы управлять коммуникацией . Эмоциональный интеллект помогает осознавать свои эмоции и направлять их энергию в позитивное русло, сохраняет способность ясно мыслить, успокоиться. Эти умения оберегают человека от эмоционального сгорания, стрессов.

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.