Что такое идеализация. Идеализация. Мысленный эксперимент. Что означает идеализация

Идеализация - процесс мысленного конструирования пред­ставлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые чер­ты реальных объектов. В процессе идеализации мы, с одной стороны, отвле­каемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой - вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, кото­рые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В ре­зультате идеализации возникают идеальные, или идеализирован­ные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т. п.

Идеализация и абстракция. Идеализация является видом абстракции, выступающей специфической формой познания, которая предполагает мыс­ленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или пополнения их. Будучи обобщен­ными образами, абстракции выполняются на системе моде­лей. Если таких систем нет, абстракции семантически пусты. Непустые, содержательные абстракции подразделяются на две группы. Одни выполняются на материальных моделях, их именуют материальными. Другие реализуются на моделях идеальных, их называют идеальными. Последние фиксиру­ют непосредственно не существующие в действительности, но имеющие в ней некие аналоги предметные признаки. Дан­ный этап абстракций, собственно, образует множество идеа­лизации; они вводят в мысль идеальные элементы, через творческие определения наделяют их ментальным существо­ванием.

Пример построения идеализированного объекта. Рассмотрим следующую группу предметов: арбуз, воздушный шар, футбольный мяч, глобус и шарикопод­шипник. По какому признаку мы можем объединить их в один класс вещей? У всех у них разная масса, цвет, химический состав, функциональное назначение. Единственное, что их может объединить, так это то, что они сходны по «форме». Очевидно, что все они «шарооб­разны». Нашу интуитивную убежденность в сходстве этих вещей по форме, которую мы черпаем из показа­ний наших органов чувств, мы можем перевести на язык рационального рассуждения. Мы скажем: указан­ный класс вещей имеет форму шара. Исследованием геометрических форм и их соот­ношений занимается специальная наука геометрия. Как же геометрия выделяет объекты своего исследо­вания и каково соотношение этих теоретических объек­тов с их эмпирическими прообразами? Вопрос этот занимает философскую мысль со времен Платона и Аристотеля. Чем отличается объект геометрии - точка, прямая, плоскость, круг, шар, конус и т. д. от соответствующего ему эмпирического коррелята?

Во-первых, геометри­ческий объект, например, шар, отличается от мяча, глобуса и т. п. тем, что он не предполагает наличие у себя физических, химических и прочих свойств, за исключением геометрических. На практике объекты с такими странными особенностями, как известно, не встречаются. В силу этого факта и принято говорить, что объект математической теории есть объект теоре­тический, а не эмпирический, что он есть конструкт, а не реальная вещь.

Во-вторых, теоретический объект отличается от своего эмпирического прообраза тем, что даже те свой­ства вещи, которые мы сохраняем в теоретическом объекте после процесса модификации образа (в дан­ном случае геометрические свойства}, не могут мыс­литься такими, какими мы их встречаем в опыте. В са­мом деле, измерив радиус и окружность арбуза, мы замечаем, что отношение между полученными величи­нами в большей или меньшей степени отличается от того отношения, которое вытекает из геометрических рассуждений. Мы можем, однако, сделать деревянный или металлический шар, пространственные свойства которого будут значительно ближе к соответствующим свойствам «идеального» шара. Не приведет ли про­гресс техники и процедур измерения к тому, что человек сможет физически воспроизвести тот или иной геометрический конструкт? Природа вещей такова, что такая возможность в принципе нереализуема. Нельзя вырастить арбуз, который по своей форме был бы столь же «правильным», как подшипник, этому препятству­ют законы живого. Нельзя создать такой подшипник, который бы абсолютно точно соответствовал геометри­ческому шару, этому препятствует молекулярная при­рода вещества. Отсюда следует, что хотя на практике мы можем создавать вещи, которые по своим геомет­рическим свойствам все больше и больше приближа­ются к идеальным структурам математики, все же надо помнить, что на любом этапе такого приближения между реальным объектом и теоретическим конструк­том лежит бесконечность.

Из сказанного вытекает, что точность и совершен­ство математических конструкций является чем-то эмпирически недостижимым. Поэтому, для того, чтобы создать конструкт, мы должны произвести еще одну модификацию нашего мысленного образа вещи. Мы не только должны трансформировать объект, мысленно выделив одни свойства и отбросив другие, мы должны к тому же выделенные свойства подвергнуть такому преобразованию, что теоретический объект приобре­тет свойства, которые в эмпирическом опыте не встре­чаются. Рассмотренная трансформация образа и назы­вается идеализацией. В отличие от обычного абстраги­рования, идеализация делает упор не на операции отвлечения, а на механизме пополнения .

Этапы идеализации:

1) выделение в натурной ситуации комплекса принципи­альных с позиций анализа параметров (отношения собственно­сти, власти и т. д.) на фоне пренебрежения иными признаками предметов;

2) конституирование выделенных признаков как инва­риантных, репрезентативных для некоторого класса явлений (т.е. эти признаки есть у всего класса объектов - отношения собственности, власти, и т. д. как структурообра­зующие факторы, связывающие общество в единое целое);

3) операция предельного перехода. Путем отбрасывания «возмущающего воздействия» условий на выделенные отно­шения осуществляется переход к предельному случаю, т. е. к собственно идеализированному предмету: такого предмета, который мы сконструировали, нет в действительности.

Значение идеализации . Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользу­ется идеализацией и идеализированными объектами. Последние гораздо про­ще реальных объектов, что позволяет дать их точное математиче­ское описание и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Присутствие в познании идеализации служит показате­лем развитости отраслей знания, соответствует теоретичес­кой стадии функционирования мысли.

Условия адекватности идеализаций . Важнейшее условие – адекватность реальности . Ответ о границах и пределах идеализации дает опыт; лишь практическое опробование абстрактных конструкций, сопоставление их с фактическими данными позволяет су­дить о законности или незаконности идеализации. Демаркация научной (содержательной) и ненаучной (пустой) абстракции проходит по рубежу опыт­ной выполнимости: в случае науки потенциальная, слож­ная, опосредованная, но проекция идеализации на эмпирию (в идеале) должна быть; в случае ненауки наличие такой проекции необязательно. Оговорим, что требование эмпири­ческой оправдываемостивесьма жесткое, и надо признать: в реальном познании далеко не все идеализации ему отвечают. Отсутствие эмпирических эквивалентов само по себе для однозначной выбраковки идеализации недостаточно; какой-то период с вхождением в теорию эмпирически неудостоверяемых идеализации мириться будут. Но особого удовлетво­рения это не вызывает.

Пример неправильной идеализации :идеальная конструкция «коммунистическая формация». Проблемы ее реификации:

1. Идея коммунизма, как таковая, качественна: ни в период своего выдвижения, ни тем более в современное время не может быть скоординирована с понятием плане­тарных возможностей, биосферных геоусловий прожива­ния человечества. В настоящий момент ясно: образ полного потока богатств, потребляемых свободными (ассоцииро­ванными) производителями, фиктивен, ибо не имеет эк­спликации в терминах глобалистики. Простые подсчеты по­казывают: если жизненный уровень людей поднять до со­поставимого с уровнем жизни граждан развитых стран, потребуется в течение 50 лет удвоить переработку всех природных ресурсов, увеличив производство энергии в 500 раз. Последнее (с позиций существующих представлений) невозможно. Более того, даже поддержание имеющегося в развитых странах уровня жизни, предполагающее наращи­вание темпов роста, с каждым годом становится все более и более затруднительным. Темпы роста при современном состоянии цивилизации (подчеркивание этого лишает те­зис универсальности, но наполняет его реалистичностью: утверждения науки обязаны сопрягаться с действительно­стью) небезграничны, так как планетарные запасы исчерпаемы. В этой связи возникают колоссальные проблемы перераспределения, готовности к жизни при нулевом или даже отрицательном росте, удовлетворительного решения которых человечество (пока) не знает.

2. Природа общественной собственности. В теории - боль­шая проблема уточнить категорию общественной собственно­сти как экономическую, ибо опыт в полной мере обнажает ее неэкономичность. В нашей истории общественная собствен­ность реализовалась в системе властных , а не собственно хо­зяйственных отношений: реально она представляла власть од­них людей над другими через вещи, удаляя от свободной производительной активности. Попытки воплотить идею общественной собственности при социализме увенчались огосударствлением, разложившим веками складывавшую­ся экономическую систему производительных сил. Ныне наше возвращение в цивилизацию связывается с разгосудар­ствлением, деколлективизацией. Но тогда чему учит теория? И главное: возможна ли вообще экономически работос­пособная общественная собственность. В каком случае и при каких обстоятельствах коллективность соединима с эффек­тивностью? Возможен ли социализм как реальное, а не фис­кальное формационное образование на базе не ведущей в тупик общественной собственности?

3. Вопрос механизмов стимуляции и регуляции обществен­ного труда. Целью социалистического общественною произ­водства объявляется не получение прибыли, а повышение народного благосостояния, всестороннее развитие личности. Механизмом связи людей в подобном производстве не мо­жет быть рынок. Оставляя в стороне силовое давление адми­нистрирования, теория уповает на сознательность, энтузи­азм людей. Между тем до сих пор практика демонстрировала несбыточность таких упований. Для стимуляции и регуляции совместной производитель­ной деятельности через сознательность, внутренне мотивиро­ванный, а не дисциплинарный энтузиазм, предварительно тре­буется соблюсти великое множество конвенансов: упразднить политические институты, осуществить самоуправление, перей­ти к творческому, рассчитанному на высокое самоосуществле­ние созидательному труду и т. д. Возникает круг: новый тип производительного труда, регулируемый сознательностью, по­коится на предварительной материализации производительной трудовой деятельности нового типа. Как разорвать этот круг, теория не разъясняет.

4. Задача совместить коммунистический «практический гуманизм» с коллективизмом. Коммунистический практи­ческий гуманизм, или признание человека наивысшей цен­ностью, целью, а не средством общественной жизнедея­тельности, эмансипированным субъектом социального дей­ствия, на практике поддерживается не коллективизмом, а здоровым индивидуализмом. Последний обслуживается вы­работанным цивилизацией механизмом защиты прав и сво­бод, достоинства самодостаточного гражданина в полном согласии с интерпретацией свободы как автономии лично­сти в социуме. Автономному свободному существу - соответствующие гарантии самореализации. Растворение же лич­ности в общественном целом, помещение ее в среду социали­стического коллективизма разворачивает насущный вопрос человеческой свободы из ракурса «соотношение автономии личности и социального патернализма» в ракурс «познание и следование необходимости», что само по себе (и тем более на фоне истории) чревато развалом предпосылок как свобо­ды, так и гуманизма.

Следовательно, идеализирующие предпосылки, идеализа­ции «коммунистической формации» не согласуются с реальным положени­ем дел, не сводятся к объектам других, эмпирически не интерпретируются. Из сказанного вы­текает если не фиктивность (такая квалификация была бы чрезмерной на фоне терпимого отношения к эмпирически неадаптированным, но допускаемым в наукооборот «квар­кам», «тахионам» и т. д.), то недостаточная обоснованность идеальной модели коммунизма.

Пример правильной идеализации: теория идеальных типов Макса Вебера. Идеальным типом явля­ется любая интеллектуальная конструкция, обобщающая социальную действительность; идеальный тип можно со­поставить с «понятием», «представлением» (но формали­зованным, сконструированным). Конкретные социальные образования гораздо легче анализировать, сравнивая их с идеальными типа­ми как своего рода эталонами. Следовательно, идеаль­ный тип является важным инструментом социологичес­кого анализа. Что же представляет собой социологический идеальный тип? Если ис­тория, согласно Веберу, должна стремиться к анализу инди­видуальных явлений, т. е. явлений, локализованных во времени и в про­странстве, тозадача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих собы­тий . В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует чистые идеальные модели господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. «Чистые типы» при­годны в исследовании тем больше, чем они «чище», т. е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.

Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними элементов социальной реально­сти.

Пример идеального типа : типы господства. Определение:господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу. Господство предполагает, таким образом, взаим­ное ожидание: того, кто приказывает, - что его приказу будут повиновать­ся; тех, кто повинуются, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, т. е. признается. В полном соответствии со своей методологией Вебер начинает анализ легитимных типов господ­ства с рассмотрения возможных (типических) «мотивов повиновения». Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства.

Господство может быть обусловлено интересами, т. е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или не­выгод; оно может обусловливаться, далее, просто «нравами», привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т. е. иметь аффективную базу.

Первый тип господства (его Вебер называет«легальным» ) в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его ос­нове лежитцелерациональное действие . К такому типу относятся Вебером современные буржуазные государства: Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки и др. В таком государстве подчиняются, подчеркивает Вебер, не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники). Аппарат управления состо­ит из специально обученных чиновников, к ним предъявляется требование действовать «невзирая на лица», т. е. по строго формальным и рациональ­ным правилам. Формально-правовое начало - принцип, лежащий в основе «легального господства»; именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

Другой тип легитимного господства , обусловленный «нравами, привычкой к определенному поведению, Вебер называеттра­диционным . Традиционное господство основано на вере не только в за­конность, но даже в священность издревле существующих порядков и вла­стей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистей­шим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное гос­подство. Союз господствующих представляет собой общность, тип на­чальника - «господин», штаб управления - «слуги», подчиненные -«подданные», которые послушны господину в силу пиетета. Вебер под­черкивает, что патриархальный тип господства по своей структуре во мно­гом сходен со структурой семьи (именно это обстоятельство делает осо­бенно прочным и устойчивым тот тип лсгитимности. который характерен для этого типа господства).

Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетентность, как в уже рассмотренном типе господства, а именно лич­ная верность служит основанием для назначения на должность и для про­движения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается при­вилегиями.

Для обычных видов традиционного господства характерно отсутствие формального права и, соответственно, требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере - сугубо личный; правда, некоторой свободой от этого чисто личного начала во всех типах традици­онных обществ, как подчеркивает Вебер. пользуется сфера торговли, но эта свобода относительна: наряду со свободной торговлей всегда сущест­вует традиционная ее форма.

Третьим чистым типом господства является, по Веберу, так называемоехаризматическое господство . Понятие харизмы играет в социологии Вебера важную роль; харизма, по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способ­ность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столь­ко приобретенная им, сколько дарованная ему - природой. Богом, судь­бой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способно­сти, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, ге­ниальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых рели­гий - Будда, Иисус, Магомет, основатели государств - Солон и Ликург, великие завоеватели - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.

Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному: если традиционный тип гос­подства держится привычкой, привязанностью к обычному, раз навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необы­чайное, никогда ранее не признававшееся; не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано... а я говорю вам...» Аффек­тивный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революци­онную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способ­ную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.

Наш опыт показывает, что большинство проблем в жизни людей возникает из-за тех ошибок, которые они сами совершают уже в сознательном возрасте. Люди нарушают некоторые простые требования, которые они должны соблюдать в этой жизни, и в итоге у них возникают самые разные неприятности, проблемы, болезни и даже досрочная смерть. Но все это не следствие каких-то событий, произошедших в прошлых жизнях, вовсе нет!

Человек сам создает себе проблемы и болезни, когда он неправильно относится к нашему миру, когда он придает избыточное значение каким-то одним сторонам жизни и считает недопустимыми другие ее варианты. Жизнь многообразна, но человек не принимает жизнь во всем ее многообразии. У него есть какие-то идеалы, ожидания от реальности, и он считает недопустимым, когда его ожидания разрушаются. Такие избыточно значимые идеи получили название "Идеализации".

Понятие идеализации.

Идеализировать - значит придавать избыточное, чрезмерное значение какому-то важному для вас аспекту жизни. А избыточность проявляется в том, что вы испытываете длительные негативные переживания, когда реальная жизнь не совпадает с вашими ожиданиями. Например, идеализация возникает тогда, когда у вас в голове существует некоторая идеальная модель того, как должен вести себя муж (или жена), ребенок, знакомый, начальник, подчиненный, представитель власти и т. д. вы знаете, как он должен себя вести. А он ведет себя немного (или совсем) не так. То есть он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем воображении. Его поведение или поступки не соответствуют вашим ожиданиям. Поэтому вы становитесь агрессивным и пытаетесь заставить его поступать так, как вы считаете нужным. Либо вы впадаете в грусть или отчаяние от того, что он ведет себя неправильно. В обоих случаях вы не принимаете этого человека (а через него и весь мир) таким, как он есть в реальности, поскольку он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем уме.

Идеализировать можно не только отдельных людей, но и ситуации окружающего мира в целом. Например, правительство ведет себя неправильно и ведет страну в тупик. Политики думают только о себе и не заботятся о народе. Религиозные экстремисты сошли с ума и не жалеют жизни в борьбе за свои абсурдные идеи. Жизнь несправедлива, множество невинных людей страдают в войнах или катастрофах, и так далее. Объектом идеализации можете стать вы сами - если вы долгое время недовольны своей внешностью, способностями, привычками или чем-то еще. И подобных идеализаций, которые так отравляют нашу жизнь, существует огромное количество. Дальше мы будем рассматривать их более подробно.

Идеализации явные и скрытые.

Но перед этим предлагаем выделить две разновидности идеализаций: проявленную и скрытую. Проявленная идеализация имеет место тогда, когда что-то в этой жизни вызывает ваше длительное раздражение (или другое негативное чувство. Это может быть все, что угодно: работа, квартира, телепередача, правительство, начальник или сотрудник на работе, теща, жена или муж, ребенок, любимый человек, автомобиль, вы сами. Лишь в том случае, если у вас есть объект, вызывающий постоянное раздражение, то это означает, что вы идеализируете этот объект, придаете ему избыточное значение. Т. е. вы знаете, каким он должен быть. А он не такой, поэтому вы им недовольны.

Вы можете открыто демонстрировать свои переживания, а можете тщательно скрывать их от окружающих людей, это не имеет значения. Важно то, что у вас возник длительный внутренний протест и вы не можете ничего с этим поделать. Вторая форма идеализации - скрытая. Она имеет место, когда у вас нет постоянного недовольства по отношению к какой-то ценности. Иногда вы даже не подозреваете о том, что для вас очень значима какая-то идея относительно себя или других людей. Но вот если эту идею как-то нарушить, то у вас в душе обязательно возникает вспышка недовольства, агрессивности или вы ощутите полную бессмысленность своего существования.
Например, вы можете выяснить, что не представляете себе жизни без любимой работы или семьи. Раньше, когда у вас это было, вы даже не задумывались, как для вас важна эта ценность. А вот когда вы это потеряли, то ощутили в полной мере, как для вас они были важны. Оказывается, вы их скрыто идеализировали. Чтобы выявить скрытую идеализацию, можно представлять себе жизнь, последовательно убирая из нее различные ценности - какие конкретно, мы подробно будем рассматривать чуть позже.

В том случае, если отсутствие этой ценности не вызовет никакой эмоциональной реакции, то вы ее не идеализируете, вы за нее не "Зацеплены". В том случае, если вы не можете представить себе жизнь без этой ценности (работы, денег, честного имени, семьи, детей, секса, власти и т. д.), то вы наверняка цените ее избыточно высоко. Вы можете даже не подозревать о наличии скрытой идеализации до тех пор, пока не попадете в ситуацию, где значимая для вас идея будет как-то нарушаться (например, вы привыкли к чистоте, и вдруг надолго оказываетесь в обстановке неопрятности и грязи, что вызывает ваше затяжное раздражение.

Вы не позволяете миру быть иным.

Термин "Избыточно" означает то, что вы цените свою модель устройства мира (например, что люди должны быть только честными, дети должны заботиться о родителях, люди не должны оскорблять друг друга и т. п.) чересчур высоко и считаете, что жизнь не может существовать по иному, в другом варианте. Вы знаете, как должен быть устроен мир, и не представляете себе, что он может быть иным.

С религиозной точки зрения любая негативная эмоция есть результат осуждения реальности, то есть грех. Следовательно, придавая избыточное значение каким-то своим ожиданиям или ценностям, мы создаем почву для накопления грехов. Значит, рано или поздно эта ценность должна быть разрушена или отобрана у вас, чтобы вы не забывали, что все дает и все забирает у нас только бог. А заберет он у вас эту ценность потому, что вы недовольны чем-то в этом мире. А ведь этот мир создал бог. Значит, вы им недовольны, то есть впадаете в грех, и он указывает на ваши ошибки. Не наказывает, как рабов, слуг или непослушных детей. А именно подсказывает, воспитывает, обращаясь к вам как к разумному существу, которое пока не понимает каких-то очевидных истин. И как только вы поймете его подсказки, его воздействия на вас в тот же момент прекратятся.

Жизнь учит нас не судить.

Итак, если человек что-то идеализирует, то он попадает под процессы своего рода духовного "Воспитания". Это "Воспитание" путем принудительного разрушения идеализируемой им земной ценности срабатывает. Тем самым жизнь как бы показывает ему: "смотри, твой идеал разрушен, а ничего страшного не произошло! Ты сам и жизнь вокруг тебя течет по прежнему, ничего не изменилось! Так стоит ли тратить столько нервов в борьбе за свои иллюзии? Например, если вы чересчур страстно влюблены и идеализируете своего партнера, скорее всего, он вскоре бросит вас (или полюбит другую. И что, жизнь после этого остановится? Только для вас и только на то время, пока вы не избавитесь от своих переживаний - почти все люди уже прошли через это, и обычно не один раз. Лишь в том случае, если вы идеализируете какие-то аспекты семейной жизни, то наверняка ваш супруг (супруга, дети, родители) не будет разделять именно эти ваши взгляды на семейную жизнь. И так по любому другому вопросу. А. свияш.


Понятие идеализации

Идеализировать - значит придавать избыточное, чрезмерное значение какому-то важному для вас аспекту жизни. А избыточность проявляется в том, что вы испытываете длительные негативные переживания, когда реальная жизнь не совпадает с вашими ожиданиями. Например, идеализация возникает тогда, когда у вас в голове существует некоторая идеальная модель того, как должен вести себя муж (или жена), ребенок, знакомый, начальник, подчиненный, представитель власти и т. д. Вы знаете, как он должен себя вести. А он ведет себя немного (или совсем) не так. То есть он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем воображении. Его поведение или поступки не соответствуют вашим ожиданиям. Поэтому вы становитесь агрессивным и пытаетесь заставить его поступать так, как вы считаете нужным. Либо вы впадаете в грусть или отчаяние от того, что он ведет себя неправильно. В обоих случаях вы не принимаете этого человека (а через него и весь мир) таким, как он есть в реальности, поскольку он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем уме.

Идеализация человека и её результат

Как мы уже видели, идеология образует верхний ярус философской системы. Естественно поставить вопрос, как будет выглядеть с этой вершины её нижний ярус, т.е. её онтологический фундамент. Это значит, что теперь нас интересует не вопрос о том, что из себя представляет мир согласно нашим знаниям, а о том, каким он должен быть согласно нашим желаниям. Другими словами, речь идет об идеализации мира как целого. Надо построить такое предельное представление о мире, при котором он как совокупность явлений совпал бы со своей сущностью. Очевидно, что в зависимости от нашего взгляда на эту сущность будут получаться совершенно разные идеализированные представления о нем как о совокупности явлений. Так, если сущностью мира мыслятся покой и "гармония" (равновесие) между противоположностями, то являющийся мир должен представлять собой царство покоя и равновесия, а если сущностью мира считается движение и борьба, тогда он должен быть ареной острых конфликтов и бурных изменений и с внешней стороны; если сущность мира - "доброе" начало, то являющийся мир должен оказаться совокупностью добрых дел, а если "злое" - то злых дел.

Идеализация как метод теоретического исследования

Идеализация – процесс идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам.

Чтобы осмыслить, что такое идеализация, необходимо уяснить понятие «идеальный объект».

Термин «идеальный» или «идеализированный» объект был введен в отечественную методологию научного познания И.В.Кузнецовым, автором трудов по методологии физики. Он выявил особый элемент структуры теории, названный им идеализированным объектом, т.е. абстрактной моделью, наделенной небольшим числом весьма общих свойств и простой структурой.

Идеальный объект, по определению Данилюка А.Я., представляет собой определенный текст, составленный на основе искусственного языка науки, в котором воссоздается предмет теоретического исследования.

Приведем несколько простых и известных примеров идеальных объектов:

Химическая формула воспроизводит в знаковой системе молекулярную структуру вещества, т.е. предмет исследования – молекулярная структура воссоздается в химической формуле;

Механика, исследуя движение тел, отвлекается от качественных характеристик тел и представляет их в виде материальных точек, хотя невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерения.

В результате возникает теоретическая модель – изолированная система, состоящая из ограниченного числа материальных точек, которая служит основание дальнейших теоретических построений в физике. Идеальные объекты не существуют в действительности. Ученые приводят такие примеры: абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.; они лишь мысленно конструируются.

Достаточно часто встречается понятие «идеальный газ», хотя такого в действительности не существует. Но во многих исследованиях применяют именно идеальные объекты, а полученные результаты при работе с ними переносят на реальные объекты, вводя при необходимости соответствующие коррекции.

Идеализация включает в себя момент абстрагирования, что позволяет рассматривать идеализацию как вид абстрагирующей деятельности. Например, говоря об абсолютно черном теле, исследователь абстрагируется от того факта, что все реальные тела в той или иной мере обладают способностью отражать падающий на них свет.

Идеальные объекты имеют ряд достоинств и полученные в результате сложной мыслительной деятельности, они играют в науке большую роль:

1) они позволяют значительно упростить сложные системы:

2) с помощью идеализации исключаются свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса;

3) сложный процесс представляется как бы в «чистом виде», что значительно облегчает обнаружение существенных связей, формулирование законов.

Создание идеализированного объекта, его характера, типа, является с точки зрения И.В. Кузнецова, труднейшей теоретической проблемой, при решении которой часто остаются бесплодными усилия множества ученых. Идеализированный объект по своему назначению в высокоорганизованной теоретической системе фактически играет роль фундаментальной идеи, на которую опирается все здание теории.

Таким образом, идеальный объект представляет собой идею, выраженную в системе знаков искусственного научного языка и лежащую в основании научной теории (Данилюк А.Я.). В идеальном объекте содержание теории свернуто в абстрактной простоте и для того, чтобы сделать его явным, представить как развернутую теоретическую систему, необходимо произвести с идеальным объектом определенные действия, т.е. осуществить серию мысленных экспериментов.

Образовав с помощью идеализации понятие о данном объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующим предметом. Идеализация позволяет строго формулировать законы. Строить абстрактные схемы реальных процессов для более глубокого их понимания; в этом смысле метод моделирования неотделим от идеализации.

Признаком научной идеализации, отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализированные объекты в определенных условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Именно практика (включая практику систематических научных наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных абстрактных объектах и служит критерием плодотворности идеализации в познании.

В психологии под идеализацией принято называть представление одного человека другим как более идеального, чем он есть на самом деле. В этом случае идеализация представляется как защитный механизм. В понимании психоаналитика Шандора Ференци, примитивная идеализация у детей младшего возраста проявляется в том, что начиная с определённого возраста ребёнок перестаёт воспринимать себя как «всемогущего», а придаёт этот статус окружающим, например, родителям, понимая свою зависимость от них и считая, что они наделены сверхкачествами.

Механизм примитивной идеализации сохраняется и применяется во взрослой жизни, проявляясь, например, в ситуациях, когда человек A попадает в зависимость от другого человека B. Часто объектом (человеком B) идеализации становится специалист, чьи действия, по мнению человека A, смогут изменить его жизнь, оправдают надежды, принесут определённую выгоду и так далее. В случае если B не оправдывает ожидания A, происходит примитивное обесценивание - процесс, противоположный идеализации.

В отношениях полов идеализация понимается как придание человеком идеальных качеств объекту обожания, что характерно для влюблённости. Вопросами идеализации в добрачных отношениях занимался психолог У. Уоллер, который выявил, что идеализация человеком A человека B провоцирует стремление B соответствовать этому идеалу. Со временем идеальные свойства корректируется или отбрасываются.

От идеализации в психологии межличностных отношений отталкивается так называемая «практическая идеализация» - комплекс мер по достижению «идеала» через работу над собой. В её основе лежит так называемая триада, включающая три направления идеализации: «внешнее», «внутреннее» и «сексуальные навыки». Часто рассматривается в рамках пикапа.


Идеализация свияш

Я ненавижу евреев (русских, чеченцев, азербайджанцев и пр.) за то, что они захватили все теплые места (не дают работы, занимаются только торговлей, не работают и т.д.)!

Я принимаю мир во всем его многообразии. Каждый человек имеет право стремиться к благополучию там, где он находит лучшие условия. Я тоже стремлюсь к благополучию и легко получаю желанную работу и достойные меня доходы.

Как ужасно, что я родился узбеком (русским, евреем …)! Какие счастливчики те, кто родился русским (американцем, канадцем)! Я не знаю, за что мне это наказание…

Я благодарен Жизни за то, что я появился в этом прекрасном мире! Мои достижения зависят только от меня и моих усилий, поэтому я создаю себе прекрасное будущее! Мое будущее в моих руках!

Человек любой нации имеет право жить счастливой и радостной жизнью. Я уважаю людей любой национальности.

Казахстан для казахов, нечего здесь делать людям других национальностей!

Я понимаю, что национализм есть проявление моего стадного инстинкта. Но я человек, а не животное, поэтому я не позволяю инстинктам преобладать над моим разумом! Все люди есть божественные создания, и я рад общению с людьми любых национальностей. Я оцениваю людей по делам, а не по цвету кожи или национальности.

Все москвичи сволочи и снобы, и как только появляется возможность, я делаю им пакости!

Каждый человек имеет индивидуальные особенности, вызванные его условиями проживания и воспитания. Я принимаю всяких людей, какими бы странными они ни были с моей точки зрения.

Если бы я родился русским, то жизнь бы удалась. А так я обречен на мучения!

Моя успешность зависит только от моих усилий, а не от условий рождения!

Только люди моей национальности имеют право на существование! Все остальные нации неполноценны!

У каждой нации есть достоинства и все имеют право на комфортную жизнь!

Нужно уничтожать всех инородцев, они не могут жить на нашей земле!

Наша планета - место, где могут жить в мире люди самых разных национальностей! Все люди – божественные создания, хотя могут и не осознавать этого.

Все выходцы с Кавказа – торгаши и проходимцы! Будь моя воля, я бы всех их посадила или выслала обратно на Кавказ!

Я уважаю людей любой национальности и учусь у них тому, чего не умею делать сам.

Что мне делать, я люблю, но не могу выйти замуж за человека другой национальности! Так не положено!

Я понимаю условность разделения людей на расы, национальности и религии. Эти разделения придумали одни люди, чтобы управлять другими. Я выше этих условностей и позволяю себе жить с тем человеком, которого я люблю и уважаю. Я позволяю моим родным и другим людям думать по этому поводу все, что они пожелают. Я заранее сочувствую им. Они не ведают, чего творят.

Я любой ценой отмщу этим русским (евреям, американцам), захватившим мою страну и поработившим мой народ! Я ничего не пожалею для этого!

Я осознаю, каковы истинные причины моего отношения к тем людям, которых я раньше относил к оккупантам. Я осознаю, что мной манипулируют религиозные и политические руководители моего народа. Я сам определяю, где и как мне жить и как относиться к окружающим меня людям. Я использую только цивилизованные методы отстаивания своих интересов.

Идеализация – понятие, включающее в себя умозаключения, представления человека о том, как должно быть в реальности, при этом существующие объекты, люди наделяются свойствами, качествами, чертами более совершенными, чем есть. В науке метод идеализации обозначает вид теоретического познания с элементами абстрагирования, для изучения закономерностей. Идеализация в философии рассматривалась мыслителями как естественный для человеческого мышления процесс, где активная роль принадлежит идеальному началу, наделенному творческой искрой.


Идеализация и обесценивание феномены, идущие рука об руку в психологии. Психоанализ расценивает идеализацию как защитный механизм, при котором происходит представление других как более идеальных и совершенных. Механизм запускается еще в детстве, когда дети воспринимают своих родителей как гигантов, сверхлюдей. Во взрослом возрасте идеализирующий людей человек впадает в зависимость от отношений, чужих мнений. Идеализация может возникнуть в любой из сфер жизни, от этого никто не застрахован.

Идеализация в социологии

Идеализация определение ее в социологии опирается на факт того, что мышление человека стремится к сознательной, осмысленной деятельности и это отличает его от животного. Умение представить как объект или предмет будут выглядеть в идеальном варианте обозначается социологами как идеализм. Любая практическая деятельность предваряется представлением о том, какой хочется получить результат. Благодаря великим мыслителям, первооткрывателям, ученым, общество эволюционирует и развивается – этого бы не происходило, если бы люди не стремились к идеалу.

Идеализация в искусстве

Разные виды идеализации в искусстве выполняют очень важную функцию: способствуют приподнятию человека над обыденностью жизни. Художественный образ будь то в литературе или изобразительном искусстве отражает некий идеал, который характерен для той или иной эпохи и опирается на следующие категории:

  • возвышенное – низменное;
  • прекрасное – уродливое;
  • благородство – бесчестие и подлость;
  • эстетика – вульгарность.

В литературе и искусстве идеализация помогает фантазиям прорываться в реальность и быть частью этой реальности. Идеалистическое искусство обладает чувственностью, оно уникально, потому что те образы, что приходят из бессознательного и выплескиваются в виде картины или литературного произведения обогащают этот мир. Но стоит различать фальшиво приукрашенное искусство от идеалистического, первое отталкивает на интуитивном уровне, второе завораживает.

Идеализация в науке

Представление чего-либо в совершенном виде, нежели это есть в реальности характерно и для науки. Абстрагирование и идеализация являются методами теоретического познания в любой науке. Например, в математике создается гипотетическая математическая модель для исследования, которая максимально упрощена: геометрическая плоскость в идеале представляется ровной, без искривлений поверхностью. Физика и другие естественные науки также используют идеализацию, что позволяет изучать закономерности, характерные для объекта.

К абстракции и обобщению, широко используется в различных сферах умственной деятельности. Так, в обыденном сознании часто идеализируются реальные люди, события, обстоятельства. К И. прибегают поэты и художники, в своем творчестве формирующие жизненный материал сообразно идее, законам красоты и др. эстетическим нормативам. И. играет важную роль в научном познании - прежде всего в математике и математизированном естествознании. Здесь И. выступает в качестве допустимого и необходимого упрощения, которое позволяет исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Характерное для И. уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное преобразование ее позволяет выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики, как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и др. физических теориях. Надлежащим образом осуществленная И., являющаяся одним из проявлений творческой активности человеческого мышления, способствует более глубокому постижению объективной реальности.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

(франц. idealisation, от ideal »- ) , процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире , представляющий собой точку, т. е. объект, который не имел бы измерений. Аналогичный имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно чёрное », « ». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями) , говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно связана с методом моделирования.

Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных объектах, служит (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) - плодотворности И. в познании.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИДЕАЛИЗА́ЦИЯ

(процесс идеали-з а ц и и) – мысленное конструирование объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, что для них имеются прообразы в реальном мире; процесс образования понятий, реальные прототипы к-рых (т.е. предметы действительности, отраженные в данных понятиях) могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть "точка". В отличие от таких понятий, как, напр., "стол", "дерево", "животное" и т.п., реальные представители к-рых (т.е. предметы, обладающие теми свойствами и отношениями, к-рые составляют содержание этих понятий) могут быть найдены в самой действительности (мы, не колеблясь, говорим, напр., про данную конкретную березу, что "это – дерево"), невозможно найти в реальном мире представителя понятия "точка", т.е. объект, к-рый не имел бы ни длины, ни высоты, ни ширины. Аналогичный характер имеют понятия "прямая линия", "окружность" (математика), "точечный электрич. заряд", "абсолютно черное тело", "инерция" (физика) и др. Процесс И. характеризуется отвлечением от таких свойств и отношений, к-рые необходимо присущи предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. О понятиях, являющихся результатом И. (их часто наз. просто и д е а л и з а ц и я м и), говорят, что в них мыслятся и д е а л и з и р о в а н н ы е (или идеальные) объекты. Идеализированные объекты – это всегда лишь объекты рассмотрения, принципиально не могущие иметь бытия, подобного бытию конкретных вещей объективного мира; в этом смысле И. представляет собой отвлечение от невозможности возникновения (в каких бы то ни было условиях) или построения (с помощью каких бы то ни было средств) таких объектов в действительности. Идеализированные объекты следует отличать от п о н я т и й, с помощью к-рых происходит их рассмотрение и использование в познании; в формализованных языках идеализиров. объектам обычно соответствуют термы, а понятиям – предикаты. Познавательное понятий об идеализированных объектах основано на том, что в реальном мире существуют п р о о б р а з ы этих объектов. Именно наличием реальных прообразов идеализиров. объектов объясняется то, что, образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем не обращать внимания на отличие последнего от его прообразов и оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. Однако между понятиями об идеализиров. объектах и понятиями о реально существующих вещах относительно, т.к. процесс образования понятия о любых объектах обязательно в той или др. форме предполагает отвлечение, в известных границах, от такого неотъемлемого свойства последних, как подвижность, текучесть, т.е. предполагает огрубление, конструктивизацию, формализацию предметов действительности; этот процесс, лежащий в основе характерного для формальной логики представления о "жестких" объектах, т.е. объектах, предполагаемых остающимися теми же самыми при повторных упоминаниях о них в данных рассуждениях, также можно рассматривать как И., – как такую И., к-рая снимается в ходе развития живого человеч. познания и практики. Однако, когда говорят об И. как об особом типе образования понятий, противопоставляемом процессу непосредств. обобщения чувственно воспринимаемых вещей, имеют в виду не этот, для всего познания в целом, процесс И., а такой процесс И., к-рый существенно связан со специфическим содержанием образуемых понятий. И. в этом смысле может происходить в различных формах, одной из к-рых является многоступенчатое абстрагирование и , в частности многократное применение а б с т р а к ц и и о т о ж д е с т в л е н и я. И. такого вида имеет ведущее значение в образовании математич. понятий. Др. формой И. является мысленный переход к предельному случаю. Такая И. бывает обычно связана с реальными экспериментами, однако переход к предельному случаю предполагает уже умственный . Суть И. этого вида состоит в следующем: изучая нек-рый объект, мы мысленно выделяем одно из необходимых условий его существования (оставляя вне рассмотрения др. ); изменяя выделенное , мы постепенно сводим его к минимуму; если при этом оказывается, что нек-рое (или свойства) все изменяются в определ. направлении, то открывается осуществить еще один шаг и ввести в рассмотрение объект, обладающий таким развитием данного свойства (свойств), как если бы выделенное условие было полностью исключено. Так получаются понятия о таких объектах, как "абсолютно жесткое тело", "несжимаемая жидкость" и т.п. Смысл термина "И." иногда суживают именно до этого способа образования понятий (в таком случае объекты рассмотрения, вводимые с помощью многоступенчатого абстрагирования и обобщения, часто называются абстрактными объектами, а "идеализированный объект" применяют только к объектам, введенным в рассмотрение с помощью перехода к предельному случаю). И. посредством мысленного перехода к предельному случаю играет важную роль в тех разделах естествознания, к-рые подвергаются математич. обработке (напр., ). Идеализиров. объекты могут вводиться и системой постулатов; однако такое (естественное в случае дедуктивного построения науки) становится, как , возможным потому, что соответствующие понятия были предварительно сформулированы с помощью И. др. вида, напр. с помощью какого-либо из двух описанных выше способов.

И. и возникающие на ее основе понятия играют важную роль в познании. Для установления законов той или иной области явлений во мн. случаях необходимо исключить из рассмотрения таких свойств и отношений изучаемых объектов (без к-рых эти объекты реально не могут существовать), учет к-рых заслонил бы существо изучаемого процесса. Так, в механике и электродинамике во мн. случаях целесообразно отвлечься не просто от конкретных размеров объектов, но вообще от наличия у них каких бы то ни было размеров и рассматривать соответствующие законы как говорящие о "материальных точках" или "точечных зарядах", причем в одних случаях "точками" оказываются атомы, а в других – планеты солнечной системы. Эту сторону процесса И. раскрыл Энгельс на примере такого абстрактного объекта, как идеальная паровая машина. В "Диалектике природы" он писал о С. Карно: "Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, так же нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции: она представляет рассматриваемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 543–44). Введение идеализиров. объектов позволяет осуществлять переход от эмпирически найденных законов к их строгой формулировке, выражать законы на языке математики, производить дедуктивное построение соответствующей области знания. И. необходима при построении абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в их протекания; в этом смысле моделирования, имеющий такое важное значение в кибернетике, неотделим от И.

Признаком науч. И., отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализиров. объекты в определ. условиях и с к л ю ч а ю т с я, т.е. находят истолкование в терминах неидеализиров. объектов. Понятия об идеализиров. объектах, входящие в науч. теории, на той или иной стадии развития науки – через ряд промежуточных интерпретаций или непосредственно – обязательно получают реальное истолкование в к.-л. областях действительности. Существенно, что это имеет при всяком применении содержащей их теории к решению к.-л. задач, возникающих в естествознании, технике, нар. х-ве и др. областях практич. деятельности. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализиров. абстрактных объектах, служит критерием плодотворности И. в познании.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Эйнштейн А. и Инфельд Л., Эволюция физики, пер. с англ., М., 1956; Πойа Д., Математика и , пер. с англ., М., 1957.

В. Бирюков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (от греч. , англ. idealization, фр. idéalisation, нем. Idealisierung) - гносеологическое понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, которому реальные прообразы могут быть указаны с большей или меньшей степенью приближения. Идеализация является такой же естественной способностью человеческого мышления, как к абстракции и обобщению, и, подобно им, представляет собой мысленного освобождения реальности от некоторых ее черт, признаков, связей. Однако, в отличие от обычных общих понятий, получаемых в результате абстракции или обобщения (напр., “жидкость” или “твердое тело”), объем которых составляют объекты реальной действительности, в понятиях, получаемых в результате идеализации (напр., “идеальная жидкость” или “абсолютно твердое тело”), мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют. Характерное для идеализации уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное ее преобразование способствуют более глубокому пониманию этой действительности.

Идеализация используется в самых разных сферах умственной деятельности. При этом могут быть различны и те , которые побуждают прибегать к ней. Под влиянием чувств (напр., любви, вообще пристрастного отношения) идеализируются реальные лица, события, обстоятельства и т. п. К идеализации прибегают поэты и художники, поскольку в своем творчестве формируют жизненный материал сообразно идее, изображают не только по законам жизни, но и по законам красоты, создавая образы наделенные качествами эстетической нормативности и художественного совершенства.

Идеализация играет важную роль в научном познании, прежде всего в математизированном естествознании. Идеализация здесь выступает в качестве допустимого упрощения, позволяющего исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал бы невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Между тем использование идеализации и введение идеализированных объектов позволяют выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики и в результате осуществить целостное и связное дедуктивно-математическое построение соответствующей области знания (как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и других физических теориях).

А. Л. Субботин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИДЕАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Одностороннее изображение какого либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает.… … Литературная энциклопедия

    Идеализирование; идеализировать представлять что либо лучшим, более совершенным, чем оно есть на деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИДЕАЛИЗАЦИЯ такой взгляд на окружающее, когда люди и явления… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    идеализация - и, ж. idéalisation. Представление кого, чего л. лучше, чем есть в действительности; наделение образцовыми качествами. БАС 1. Тип этот <инока летописца> дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он только фантазия и идеализация поэта.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ).… … Современная энциклопедия

    1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ).… … Большой Энциклопедический словарь

    Идеализация - ИДЕАЛИЗАЦИЯ или идеализирование есть ложное восприятие действительности, видоизмененной в приближении к идеалу вследствие усиления и выдвигания положительных сторон и ослабления или устранения сторон отрицательных. И. в литературе есть… … Словарь литературных терминов

    Идеализация - ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧ УРОВНЯ(ИДЕАЛИЗАЦИЯ-умственная позновательная процедура, в рез-те которой создается идеализирован. Объект,является предметом теоретич исследования.ФОРМАЛИЗАЦИЯ-отображение содержательного знания в знаково-символич.

Идеализация – это специфический метод теоретического познания.

Идеализация – это умственная познавательная процедура, в результате которой создается идеализированный объект, являющийся предметом теоретического исследования. Он замещает в теории объект исследования по некоторым свойствам.

В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы.

Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела (такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя).

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа.

Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.

В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль.

Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.


Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Она базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения.

Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключения возможности неоднозначного понимания, характерного для естественного языка (язык математики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи, что можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания и играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка, поскольку в формализованных рассуждениях каждый символ – строго однозначен.

Значение формализации в научном познании состоит в следующем:

· формализация позволяет анализировать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные представления, выражаемые в разговорном языке, хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности;

· она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных согласно точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность;

· формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. В этом смысле формализация представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Таким образом, формализация – это обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

Идеализация представляет собой сверхценные идеи, установки и представления, наделенные избыточным потенциалом, вовлекающим человека в борьбу с самим собой и окружающими людьми. Идеализация отношений, ребенка, талантов порождает страдания.

Что означает идеализация?

Идеализация – понятие, включающее в себя умозаключения, представления человека о том, как должно быть в реальности, при этом существующие объекты, люди наделяются свойствами, качествами, чертами более совершенными, чем есть. В науке метод идеализации обозначает вид теоретического познания с элементами абстрагирования, для изучения закономерностей. Идеализация в философии рассматривалась мыслителями как естественный для человеческого мышления процесс, где активная роль принадлежит идеальному началу, наделенному творческой искрой.

Идеализация в психологии

Идеализация и обесценивание феномены, идущие рука об руку в психологии. расценивает идеализацию как защитный механизм, при котором происходит представление других как более идеальных и совершенных. Механизм запускается еще в детстве, когда дети воспринимают своих родителей как гигантов, сверхлюдей. Во взрослом возрасте идеализирующий людей человек впадает в зависимость от отношений, чужих мнений. Идеализация может возникнуть в любой из сфер жизни, от этого никто не застрахован.

Идеализация в социологии

Идеализация определение ее в социологии опирается на факт того, что мышление человека стремится к сознательной, осмысленной деятельности и это отличает его от животного. Умение представить как объект или предмет будут выглядеть в идеальном варианте обозначается социологами как идеализм. Любая практическая деятельность предваряется представлением о том, какой хочется получить результат. Благодаря великим мыслителям, первооткрывателям, ученым, общество эволюционирует и развивается – этого бы не происходило, если бы люди не стремились к идеалу.


Идеализация в искусстве

Разные виды идеализации в искусстве выполняют очень важную функцию: способствуют приподнятию человека над обыденностью жизни. Художественный образ будь то в литературе или изобразительном искусстве отражает некий идеал, который характерен для той или иной эпохи и опирается на следующие категории:

  • возвышенное – низменное;
  • прекрасное – уродливое;
  • благородство – бесчестие и подлость;
  • эстетика – вульгарность.

В литературе и искусстве идеализация помогает фантазиям прорываться в реальность и быть частью этой реальности. Идеалистическое искусство обладает чувственностью, оно уникально, потому что те образы, что приходят из бессознательного и выплескиваются в виде картины или литературного произведения обогащают этот мир. Но стоит различать фальшиво приукрашенное искусство от идеалистического, первое отталкивает на интуитивном уровне, второе завораживает.

Идеализация в науке

Представление чего-либо в совершенном виде, нежели это есть в реальности характерно и для науки. Абстрагирование и идеализация являются методами теоретического познания в любой науке. Например, в математике создается гипотетическая математическая модель для исследования, которая максимально упрощена: геометрическая плоскость в идеале представляется ровной, без искривлений поверхностью. Физика и другие естественные науки также используют идеализацию, что позволяет изучать закономерности, характерные для объекта.

Примеры идеализации из жизни

Придание избыточной значимости характерно для людей вообще. Ошибочные убеждения по поводу секса, денег, отношений, талантов и других ценностей приводят человека к страданиям и ощущению неудачно складывающейся жизни, нереализованности. Примеры идеализации:

  • человек должен быть порядочным, чистоплотным;
  • секс не должен быть аморальным;
  • только стройное тело прекрасно;
  • близкие люди друзья должны доверять друг другу;
  • «моя» религия самая правильная.

Идеализация способностей

Метод идеализации предполагает мысленное построение объектов, ситуаций и они проще и легче вписываются в наше представление о том, как все должно быть устроено. Идеализация способностей проявляется в гиперуверенности человека в достижении им успеха без чьей либо помощи, он строит грандиозные планы, не прислушивается к адекватным мнениям и советам, высокомерно относится к людям, которые уже чего-то добились в этом направлении, но еще в процессе. Жизнь разрушает эти идеализации: срываются грандиозные планы, успехи не признаются.

Сверхценные идеи при идеализации способностей:

  • «Я давно бы уже добился успеха, если бы мне не совали палки в колеса, весь мир как будто против меня!»;
  • «Все или ничего! На меньшее, я не согласен!»;
  • «Я рожден для великих дел!»;
  • «Я лучше знаю!»;
  • «Лучше меня этого никто не сделает!».

Идеализация отношений

Идеализация человеческих отношений играет плохую службу, как для женщины, так и для мужчины. Образ некоего идеала, придуманный, взятый из прочтения романтических книг не дает возможности реальным отношениям случиться, или даже если это случается, реальный человек будет проигрывать идеальным мужчине или женщине, что в итоге приведет к . Как проявляется идеализация отношений:

  • есть сверхценные идеи о том, как должен поступать партнер в той или иной ситуации;
  • в браке не должно быть измен, обмана;
  • мужчина должен догадываться с первого раза, почему у его женщины плохое настроение, чего она хочет, на что обиделась;
  • женщина должна встречать мужа при полном параде каждый день, быть ласковой, даже если у нее проблемы;
  • в гармоничной семье не кричат, не ругаются и не бьют посуду.

Идеализация материнства

Причины идеализации материнства могут крыться в прошлом женщины и говорить о том, что детство не было безоблачным, сравнивая свою мать с другими матерями, например подруг, девочка может решить, что другая мать более чуткая и доброжелательная, чем ее собственная, а мнение складывается из тех поверхностных моментов, когда девочка находится в гостях и видит лишь отрывочные ситуации, придумывая у себя в голове образ идеальной матери, до которого образ реальной мамы не дотягивает, и тогда девочка принимает решение стать такой матерью для своих будущих детей.

Идеализация материнства многоаспектна и может включать в себя такую сверхценную идею: женщина не состоится полностью без реализации себя в материнстве, самое важное, что должно случиться с женщиной – стать матерью. Это легко проследить, когда женщина всяческими способами пытается забеременеть вплоть до ЭКО, но у нее не получается, как только она смиряется с тем, что ей не суждено стать матерью, беременность с ней случается. Но есть и такое, что не все женщины рождаются, чтобы стать матерями, отбросив эту идеализацию можно увидеть свою ценность в чем-то другом.

Идеализация прошлого

Идеализация мира и тех процессов, в которых он находился в прошлом оценивается чаще пожилыми людьми как нечто более лучшее, чистое и благородное, а современная жизнь как полная интриг, разврата и нечестивых на руку людей. Идеализация прошедших времен существовала всегда. Почему возникает этот феномен? Люди часто живут воспоминаниями, и большинство приятных воспоминаний часто приходится на уже ушедшее время. Даже если ситуации были тяжелыми и трудными, человеку спустя какое-то время приятно вспоминать, как он выбрался из этого, встретился с хорошими людьми, любимыми.


Как избавиться от идеализации?

Избавиться от таких значимых и дорогих сердцу установок, идей очень сложно и болезненно. Жизнь чаще показывает, что идеалы недостижимы, здесь важно понять, что реальные вещи бывают куда красочнее и интереснее, чем надуманные – потому что сама жизнь не укладывается в какие-то рамки и стандарты. Живые люди с их недостатками куда привлекательнее, чем созданный в голове идеальный образ.

Есть ли какие-то конкретные советы как перестать идеализировать человека? Таких советов нет, и что работает у одного, у другого вызывает протест, и все же есть общие рекомендации, помогающие избавлению от идеализаций:

  1. Дневник самонаблюдения . Начать записывать все свои переживания по значимым вопросам. Можно разделить страницы на две колонки, в одной описать переживание, во второй ответить как должно быть, чтобы этого переживания не было. Спустя некоторое время можно проанализировать дневник и увидеть свои любимые сверхценные идеи.
  2. Позитивный настрой и чувство юмора . «Вся жизнь – театр, и люди в нем актеры». Знакомая фраза, не потерявшая своей актуальности за многовековую историю человечества. Можно жизнь и цирковой площадкой назвать. Кто-то страдает с большим пафосом, и ему нужны зрители, кто-то в роли неудачника. Здесь важно попробовать идентифицировать себя со своей ролью: «Кто я клоун, трагик, ловелас?» Увидеть и посмеяться: «Какой я прекрасный актер!». Жизнь настолько многогранна, и придерживаясь только каких-то одних постоянных идей или ценностей нельзя рассчитывать на перемены и достижение целей.
  3. Благодарность . Признать и дать место, поблагодарить за бесценный опыт и отпустить идеализации. Можно даже ритуал сделать, чтоб в подсознании закрепилось, например шарики в небо выпустить, позволить воображению придумать свой вариант отпускания, каким абсурдным бы он не казался.